О ПРИМЕНЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ДОКУМЕНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Письмо. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 17.05.95 01-13/6885

     О ПРИМЕНЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ДОКУМЕНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ
                              ФЕДЕРАЦИИ

                                ПИСЬМО

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ
                            17 мая 1995 г.
                             N 01-13/6885

                              (ТВД 95-9)
                                                                    
     В дополнение к письму ГТК России N 01-13/843 от 19 января 1995 г.
сообщаем,  что документы,  выданные  и  имеющие  юридическую  силу  на
территории  одного государства,  могут быть использованы на территории
другого государства только после  их  соответствующего  удостоверения,
если  иного  не  предусмотрено международными договорами,  участниками
которых являются  государства.  В  настоящее  время  наиболее  широкое
распространение   получили   два   способа   такого   удостоверения  -
консульская легализация и проставление апостиля.
     Консульская легализация  заключается в подтверждении соответствия
документов   законодательству   государства   их    происхождения    и
представляет    собой    засвидетельствование    подлинности   подписи
должностного  лица,  его  статуса  и  в  надлежащих   случаях   печати
уполномоченного  государственного органа на документах и актах в целях
использования их в другом государстве.
     Иностранные документы,   предназначенные   для  использования  на
территории  России,  могут  быть  легализованы  на   территории   того
государства,  где  эти  документы  выданы,  или  же  непосредственно в
Российской Федерации.  В первом случае документ сначала  заверяется  в
Министерстве   иностранных   дел   или   ином   уполномоченном  органе
государства,  на  территории  которого   выдан   документ,   а   затем
легализуется  в  консульском  учреждении Российской Федерации в данном
государстве.  Во втором случае иностранный документ сначала заверяется
в  дипломатическом  представительстве  или консульском учреждении того
государства,  на территории  которого  был  выдан  документ,  а  затем
легализуется в Департаменте консульской службы МИД России. И в том и в
другом случае при  необходимости  может  быть  потребован  нотариально
заверенный перевод документа на русский язык.
     Как видно,  процедура легализации  достаточно  сложна  и  требует
значительных  затрат.  Однако  она несовершенна:  документ,  прошедший
такую   многоступенчатую   и   трудоемкую    процедуру,    оказывается
действительным   только   для  того  государства,  консульская  служба
которого его легализовала.
     В целях  упрощения  процесса  признания  иностранных документов в
1961 г.  в Гааге (Нидерланды)  была  подписана  Конвенция,  отменяющая
требование  легализации  иностранных  официальных документов (Гаагская
конвенция).  Для Российской Федерации она вступила в силу 31 мая  1992
г.
     Действие Гаагской  конвенции  распространяется  на  документы  об
образовании,  гражданском состоянии,  трудовом стаже,  свидетельства о
нахождении  в  живых,  справки,  доверенности,  судебные   решения   и
материалы  по гражданским,  семейным и уголовным делам и др.  Статья 1
Конвенции предусматривает,  что она не распространяется на "документы,
совершенные  дипломатическими  или консульскими агентами",  а также на
"административные    документы,    имеющие    прямое    отношение    к
коммерческой.или  таможенной  операции"  (доверенности  на  совершение
сделок,  перемещение товаров через  границу,  договоры  (контракты)  о
поставке товаров и предоставлении услуг,  о выполнении различных работ
и расчетов по ним).  Это  означает,  что  в  тех  случаях,  когда  это
предусмотрено   внутренним  законодательством  страны,  на  территории
которой   будут   использоваться   данные   документы,   они    должны
легализовываться   обычным   путем,   т.е.   применяется   консульская
легализация,   включающая   в   себя   последовательное   проставление
удостоверительной   надписи   в   нескольких  учреждениях.  Сохранение
многоступенчатости при легализации такого  рода  документов  позволяет
осуществлять  более  строгий  контроль  за  деятельностью коммерческих
предприятий.
     В соответствии  с Гаагской конвенцией на документах,  совершенных
компетентными  органами  одного  государства  и  предназначенных   для
использования   на   территории   другого  государства,  проставляется
специальный  штамп  (апостиль).  Апостиль  "удостоверяет   подлинность
подписи,  качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и,
в надлежащем случае,  подлинность печати или штампа,  которым скреплен
этот документ" (статья 5).  Подпись,  печать или штамп,  проставляемые
компетентным органом на  апостиле,  не  требуют  никакого  дальнейшего
заверения или легализации, а документ, на котором проставлен апостиль,
может быть использован в любой из стран-участниц Гаагской конвенции.
     Легализация и    проставление   апостиля   не   требуются,   если
международным  договором  предусмотрена  отмена  или  упрощение   этих
процедур.  Так,  двусторонними договорами о взаимной правовой помощи и
Конвенцией о правовой помощи и  правовых  отношениях  по  гражданским,
семейным  и  уголовным делам от 22 января 1993 г.  предусмотрено,  что
документы,  которые на территории  одной  из  Договаривающихся  Сторон
изготовлены  или  засвидетельствованы учреждением или специально на то
уполномоченным органом в пределах их компетенции  и  по  установленной
форме и скреплены официальной печатью, не требуют на территории другой
Договаривающейся Стороны какого-либо  удостоверения  (легализации).  В
отношении таких документов может быть потребован только их нотариально
заверенный перевод.
     Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,
семейным и уголовным делам вступила в силу  19  мая  1994  г.,  а  для
Российской  Федерации - с 10 декабря 1994 г.  Однако в соответствии со
статьей 85 указанной  Конвенции  ее  действие  распространяется  и  на
правоотношения,  возникшие до ее вступления в силу.  По состоянию на 1
мая 1995 г.  участниками  Конвенции  являются  следующие  государства:
Республика   Армения,  Республика  Белоруссия,  Республика  Казахстан,
Российская  Федерация,  Украина,  Республика  Узбекистан,   Республика
Таджикистан, Туркменистан.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ
17 мая 1995 г.
N 01-13/6885