Без названия. Письмо. Государственная налоговая служба РФ (Госналогслужба России). 21.06.95 НП-6-01/339


                                ПИСЬМО

                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ
                           21 июня 1995 г.
                            N НП-6-01/339

                             (НАЛ 95-21)


     Государственная налоговая служба Российской Федерации в соответс-
твии с пунктом 3 Плана основных мероприятий по  усилению  контроля  за
поступлением  платежей в бюджетную систему в 1995 году,  утвержденного
19.12.94 по согласованию с Департаментом налоговой полиции  Российской
Федерации,   доведенного   письмом   Госналогслужбы   от   17.01.95  N
ВГ-1-14/31, направляет для использования в практической работе Времен-
ные  рекомендации  по  проверке соблюдения налогового законодательства
страховыми организациями.
     Материалы по  результатам проверок за 1994 год и первое полугодие
1995 года представить управлению налогообложения прибыли (дохода) юри-
дических лиц не позднее 01.10.95.


Заместитель руководителя
Госналогслужбы РФ -
государственный советник
налоговой службы I ранга                                     Н.В.Попов


                        ВРЕМЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
                  ПО ПРОВЕРКЕ СОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОВОГО
                     ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАХОВЫМИ
                            ОРГАНИЗАЦИЯМИ

     1. Правомерность деятельности страховой организации
     Регистрация страховой организации в качестве  юридического  лица,
наличие лицензии на виды страховой деятельности, выданной Росстрахнад-
зором, соответствие проводимых видов страховой деятельности полученной
в установленном порядке лицензии,  своевременность регистрации измене-
ний,  вносимых в документы,  явившиеся основанием для выдачи лицензии,
структура страховой организации, количество филиалов, их организацион-
но-правовой статус,   зафиксированный в Положениях о  филиалах,  коли-
чество филиалов страховой организации,  имеющих самостоятельный баланс
с конечным результатом деятельности и расчетный счет и являющихся пла-
тельщиками налога на прибыль, постановка на учет в налоговой инспекции
по месту их нахождения.
     Данные вопросы регулируются:
     Законом Российской Федерации от 27.11.92 N  4015-1  "О  страхова-
нии";
     Условиями лицензирования  страховой  деятельности  на  территории
Российской Федерации,  утвержденными Приказом Росстрахнадзора 19.05.94
N 02-02/08 и зарегистрированными Минюстом России 04.06.94 N 590;
     Положением о порядке дачи предписания, ограничения, приостановле-
ния и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности (с  уче-
том  изменений  и  дополнений),  утвержденным Приказом Росстрахнадзора
10.08.94 N  02-02/14 и зарегистрированным  Минюстом России 18.08.94  N
662;
     Законом Российской Федерации от 27.12.91 N  2116-1 "О  налоге  на
прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений);
     Положением о филиале, утверждаемым страховой организацией в соот-
ветствии с ее Уставом.

     2. Проверка правильности и законности отражения  в  бухгалтерском
     учете и отчетности фактической прибыли страховой организации
     Соблюдение сроков представления страховой организацией  кварталь-
ных  отчетов  о финансовых результатах и их использовании (форма N  2,
2а - страховщик) и балансов (форма N 1 - страховщик).
     Соответствие финансовой отчетности требованиям действующего зако-
нодательства и принципам ведения бухгалтерского  учета.  Подтверждение
финансовой отчетности страховой организации профессиональной аудиторс-
кой фирмой.
     Полнота и правильность отражения в отчетности доходов,  формирую-
щих прибыль страховой организации в отчетный период  (выручка,  прочие
доходы от страховой деятельности,  доходы от иной деятельности, непос-
редственно не связанной со страховой) по составляющим их элементам.
     Специфика формирования доходов страховых медицинских организаций,
занимающихся обязательным медицинским страхованием.
     При анализе объема поступивших страховых взносов по личному стра-
хованию (страхованию жизни) обратить внимание на срок заключения стра-
ховой организацией договоров страхования жизни.
     Выявление случаев обналичивания страховой организацией денег  при
заключении  за счет средств предприятий договоров страхования жизни на
срок менее одного года,  а также формального заключения договоров  при
досрочном их расторжении.
     Соблюдение страховой организацией установленного порядка формиро-
вания  страховых  резервов  по видам страхования.  Наличие положений о
формировании страховых резервов.
     Установить, какое  влияние  на  размер выручки за отчетный период
оказало формирование страховой организации страховых резервов по мето-
дологии, разработанной Росстрахнадзором (квартал, год).
     Оценка инвестиционной деятельности страховой организации.
     Размер доходов,  полученных  от  инвестирования средств страховых
резервов и других средств (раздельно).  Соблюдение страховой организа-
цией Правил размещения страховых резервов по направлениям,  утвержден-
ных Росстрахнадзором.  При этом страховым  организациям  предоставлена
возможность  отступлений  от  общих  правил,  если это обусловливается
конкретными условиями их деятельности и согласовано  с  Росстрахнадзо-
ром.
     Для страховых медицинских организаций,  занимающихся обязательным
медицинским страхованием, размещение средств страховых резервов регла-
ментируется Положением о страховых медицинских организациях,  осущест-
вляющих обязательное медицинское страхование, утвержденным Постановле-
нием  Совета  Министров  -   Правительства  Российской  Федерации   от
11.10.93 N  1018.
     Обратить внимание на исключение из налогооблагаемой прибыли:
     - доходов,  полученных по государственным ценным бумагам, а также
доходов от оказания услуг по размещению государственных ценных бумаг и
резервов Федерального казначейства Российской Федерации.
     Установить размер вложения страховой организацией средств страхо-
вых резервов в государственные ценные бумаги и доход, который выводит-
ся из налогообложения. Согласно вышеуказанным Правилам по данному нап-
равлению для страховых организаций регламентируется только минимальный
уровень вложения средств  - не менее 10% от общей совокупности средств
страховых резервов;
     - доходов,  полученных страховой организацией от вложения средств
страховых  резервов  в ценные бумаги акционерных обществ и от долевого
участия в других предприятиях,  облагаемых у источника этих доходов по
ставке 15%.
     Данные вопросы регулируются:
     Положением о  бухгалтерском учете и отчетности в Российской Феде-
рации, утвержденным Приказом Минфина России от 26.12,94 N 170;
     Планом счетов  бухгалтерской финансово-хозяйственной деятельности
страховых организаций и инструкцией по его  применению,  утвержденными
Приказом Росстрахнадзора N  02-02/5 от 27.11,92 с изменениями и допол-
нениями, утвержденными Росстрахнадзором N 02-02/21 от 31.10.94;
     Положением о  бухгалтерском  учете и отчетности в страховых меди-
цинских  организациях,   утвержденным   Приказом   Росстрахнадзора   N
02-02/13 от 25.07.94 (доведено до налоговых органов письмом Госналогс-
лужбы России от 15.08.94 N ЮБ-4-17/96Н);
     письмом Росстрахнадзора  от 07.09.94 N 13/1-9Р-04 "О  порядке за-
полнения страховыми медицинскими организациями форм  квартальной  бух-
галтерской отчетности";
     указаниями по заполнению форм  годовой  бухгалтерской  отчетности
(Приложение  к  письму Росстрахнадзора от 10.12.93 N  13/1-9Р "Об объ-
емах и формах годового бухгалтерского отчета страховых организаций  за
1993  год") и дополнениями и изменениями к ним (Приложение к    письму
Росстрахнадзора от 08.12.94 N  13/1-9р-05 "Об объемах и формах годово-
го бухгалтерского отчета страховых организаций за 1994 год");
     письмом Росстрахнадзора от 06.04.94 N 13/1-3р "Об объеме и формах
квартальной бухгалтерской отчетности страховых организаций в 1994 году
и о порядке ее заполнения" (доведено до налоговых органов письмом Гос-
налогслужбы России от 16.05.94 N НП-4-01/62);
     письмом Росстрахнадзора от 15.06.94 N  13/1-5р "О порядке  запол-
нения  страховщиками  отчета о финансовых результатах и их использова-
нии" (доведено до налоговых органов письмом Госналогслужбы  России  от
29.08.94 N НП-4-01/101н);
     Правилами формирования страховых резервов  по  видам  страхования
иным, чем страхование жизни, утвержденными Приказом Росстрахнадзора  N
02-02/04 от 18.03.94;
     указаниями о формировании страховщиками страховых резервов по ви-
дам страхования иным,  чем страхование жизни,  по результатам деятель-
ности за 1994 год,  утвержденными Приказом Росстрахнадзора N  02-02/25
от 07.12.94;
     приложением N   2 Раздел 1 "Страхование жизни" Условий лицензиро-
вания страховой деятельности на территории Российской  Федерации,  ут-
вержденных Приказом Росстрахнадзора N 02-02/08 от 19.05.94;
     разъяснениями Росстрахнадзора от 27.12.94 N  09/2-16р/02  "О  по-
рядке  формирования  страховщиками  страховых  резервов по страхованию
жизни по результатам деятельности за 1994 год";
     "Положением о страховых медицинских организациях,  осуществляющих
обязательное  медицинское  страхование",  утвержденным  Постановлением
Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N  1018; Правилами Раз-
мещения страховых резервов,  утвержденными Приказом Росстрахнадзора  N
02-02/17 от 09.06.93 (действуют до 08. 06. 95);
     Правилами размещения страховых резервов,  доведенными  Госналогс-
лужбой РФ 10.05.95 N НП-6-01/254;
     письмом Росстрахнадзора от 21.03.95 N 15/1-9Р/10  "Об  уточнении
сроков представления страховщиками аудиторских заключений".

     3. Правильность отнесения расходов и соответствие
     их  доходам  по отчетным периодам
     При определении фактической себестоимости,  оказываемых страховой
организацией страховых услуг и иных расходов,  учитываемых при расчете
налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль,  следует проверить
достоверность  произведенных  расходов  и их соответствие тому составу
затрат,  который включается в себестоимость страховых услуг,  согласно
Положению об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты
налога на прибыль страховщиками,  утвержденному Постановлением  Прави-
тельства Российской Федерации от 16.05.94 N  491,  а также Положению о
составе затрат по производству и реализации продукции (услуг) и о  по-
рядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообло-
жении прибыли,  утвержденному Постановлением Правительства  Российской
Федерации от 05.08.92 N 552.
     При проверке правомерности создания и использования  резерва  для
финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утра-
ты или повреждения застрахованного имущества обратить внимание на  на-
личие Положения, утверждаемого самой страховой организацией, в котором
должны быть указаны размер отчислений от страховых взносов,  исходя из
процента,  предусмотренного в структуре тарифной ставки, и направления
их использования.
     После 19.05.94 изменение страховой организацией страховых тарифов
должно быть согласовано с Росстрахнадзором согласно условиям  лицензи-
рования страховой деятельности на территории Российской Федерации, ут-
вержденным Приказом Росстрахнадзора N 02-02/08 01 19.05.94.
     Проверить расчеты представительских расходов, расходов на рекламу
и расходов на подготовку и переподготовку кадров на договорной  основе
согласно действующим нормативам.
     При проверке выплат комиссионных вознаграждений нештатным страхо-
вым  агентам и брокерам,  работающим по договорам гражданско-правового
характера,  проверить также обоснованность включения страховой органи-
зацией их в среднесписочную численность в тот отчетный период, в кото-
ром им было выплачено вознаграждение.
     Выявить случаи  завышения  среднесписочной численности работников
страховой организации при исчислении налога с суммы превышения  расхо-
дов  на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной (с указа-
нием категорий работников).
     При проверке  указанных  вопросов  следует использовать следующие
законодательные и нормативные документы (кроме указанных в пункте 3):
     Положение о резерве предупредительных мероприятий по добровольным
видам страхования, утверждаемое страховой организацией самостоятельно;
     письмо Госналогслужбы  России  и  Росстрахнадзора  от 01.06.93  N
НП-6-01/193 и N 1281 "О нормах и нормативах";
     письмо Минфина  России  от  06.10.92  N  94 "Нормы и нормативы на
представительские расходы,  расходы на рекламу и на подготовку и пере-
подготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регули-
рующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции  (ра-
бот,  услуг),  и  порядок  их  применения" с учетом изменений согласно
письму Минфина России от 29,04.94 N 56;
     Постановление Правительства  Российской  Федерации от 15.04.94 N
336 "0 порядке определения в 1994 году нормируемой  величины  расходов
на оплату труда работников предприятий и организаций";
     Инструкцию Госналогслужбы России от 06.03.92 N  4 "О порядке  ис-
числения  и  уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организа-
ций" с учетом изменений и дополнений.

     4. Правильность  определения льгот при определении
     налогооблагаемой базы
     При проверке правильности  использования  страховой  организацией
льгот,  отраженных  в разделе 4 Инструкции Госналогслужбы России N  4,
необходимо проверить сделанные ею расчеты:
     -  расчет уменьшения налогооблагаемой базы на суммы, направленные
страховой организацией на пополнение страховых резервов по страхованию
жизни в пределах процента, предусмотренного в структуре тарифной став-
ки по согласованию с Росстрахнадзором.  Примеры  расчета  приведены  в
письмах  Госналогслужбы  России от 24.04.95 N  НП-6-01/231 "О резервах
по страхованию жизни" и 12.05.95 N  НП-6-01/267 "О  изменении  расчета
резерва по страхованию жизни";
     -  понижение налоговой ставки на 50%  при наличии не менее 50% от
общего  числа  работников инвалидов и (или) не менее 70%  пенсионеров.
При использовании страховой организацией этой льготы  установить,  ис-
пользует  ли  страховая организация одну и ту же численность инвалидов
одновременно и для освобождения от налогообложения прибыли при  соблю-
дении  установленных условий (характерно для страховых медицинских ор-
ганизаций);
     - при освобождении малых предприятий от уплаты авансовых платежей
следует помнить,  что указанная льгота распространяется  на  страховые
организации,  являющиеся юридическими лицами по действующему законода-
тельству,  с численностью до 15 человек,  включая и численность филиа-
лов.  Соблюдение  установленных требований при использовании страховой
организацией других льгот.

     5. Применение налоговых ставок
     Применение налоговых ставок, изложенных в разделе 3 Инструкции  N
4.
     Обоснованность уменьшения ставки налога на прибыль в полтора раза
при получении страховой организацией страховых взносов от  страхования
имущественных  интересов крестьянских (фермерских) и других сельскохо-
зяйственных предприятий и малых предприятий в размере не менее 50%  от
общего объема полученных взносов.
     Сравнить сумму уплаченного страховой организацией налога на  при-
быль за отчетный период с расчетной по материалам проверки.

     6. Оформление результатов проверки
     К материалам проверки прилагаются акт проверки, обобщенная справ-
ка и сводные таблицы по прилагаемым формам.

Управление налогообложения
прибыли (дохода)
юридических лиц


                                                                                                                           Таблица N 1
                           СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
----T----------T---------------------------------T-----------------------------------------------------------------------T---------T------
    ¦ Наиме-   ¦ Доходы, учитываемые при расчете ¦        Расходы, учитываемые при расчете налогооблагаемой базы         ¦         ¦
    ¦ нование  ¦      налогооблагаемой базы      ¦                                                                       ¦ Общая   ¦
 N  ¦ прове-   +-----T---------------------------+-----T-----------------------------------------------------------------+ сумма   ¦
п/п ¦ ренного  ¦     ¦       в том числе         ¦     ¦                        в том числе                              ¦ льгот,  ¦
    ¦ объекта  ¦     +--------T--------T---------+     +------------T------------T--------T------------------------------+учитыва- ¦Приме-
    ¦          ¦всего¦ страхо-¦   от   ¦ от иной ¦всего¦  отчисле-  ¦ возмещение ¦        ¦          из них              ¦емых при ¦чание
    ¦          ¦     ¦  вой   ¦инвести-¦ деятель-¦     ¦ ния на пре-¦доли страхо-¦ расходы+---------T----------T---------+исчисле- ¦
    ¦          ¦     ¦деятель-¦рования ¦ ности   ¦     ¦дупредитель-¦ вых выплат ¦    на  ¦ оплата  ¦          ¦         ¦нии нало-¦
    ¦          ¦     ¦ ности  ¦        ¦         ¦     ¦    ные     ¦по договорам¦ ведение¦  услуг  ¦на рекламу¦ расходы ¦гооблага-¦
    ¦          ¦     ¦        ¦        ¦         ¦     ¦ меропрития ¦переданным в¦   дела ¦сторонним¦и предста-¦по аренде¦емой базы¦
    ¦          ¦     ¦        ¦        ¦         ¦     ¦            ¦ перестрахо-¦        ¦организа-¦ветельские¦основных ¦         ¦
    ¦          ¦     ¦        ¦        ¦         ¦     ¦            ¦ вание      ¦        ¦  циям   ¦ расходы  ¦ фондов  ¦         ¦
----+----------+-----+--------+--------+---------+-----+------------+------------+--------+---------+----------+---------+---------+------
 1  ¦    2     ¦  3  ¦    4   ¦    5   ¦    6    ¦  7  ¦     8      ¦     9      ¦   10   ¦   11    ¦   12     ¦   13    ¦   14    ¦  15
----+----------+-----+--------+--------+---------+-----+------------+------------+--------+---------+----------+---------+---------+------


                                                                                                                           Таблица N 2
                                         ПРИМЕРНАЯ ТАБЛИЦА ПО ВЫЯВЛЕННЫМ НАРУШЕНИЯМ
---T--------T------------------------------------T-----------------------------------T-------------T--------------T--------------------------
   ¦Наимено-¦Выявленная сумма занижения доходной ¦  Сумма завышенных расходов        ¦             ¦    Сумма     ¦ Привлечение к администра-
 N ¦ вание  ¦             части                  ¦                                   ¦    Сумма    ¦ доначислений ¦ тивной ответственности
п/п¦ прове- +-----T------------------------------+-----T-----------------------------+необоснованно+-----T--------+-----------T--------------
   ¦ренного ¦     ¦    в том числе по видам      ¦     ¦    в том числе по видам     ¦ примененных ¦     ¦ в том  ¦           ¦
   ¦объекта ¦всего+----T-----T-----T------T------+всего+----T----T----T----T----T----+    льгот    ¦всего¦ числе  ¦ количество¦   сумма
   ¦        ¦     ¦    ¦     ¦     ¦      ¦      ¦     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦             ¦     ¦штрафных¦должностных¦  штрафов
   ¦        ¦     ¦    ¦     ¦     ¦      ¦      ¦     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦             ¦     ¦санкций ¦    лиц    ¦
---+--------+-----+----+-----+-----+------+------+-----+----+----+----+----+----+----+-------------+-----+--------+-----------+--------------
 1 ¦   2    ¦  3  ¦  4 ¦  5  ¦  6  ¦   7  ¦   8  ¦  9  ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦ 15 ¦     16      ¦  17 ¦   18   ¦     19    ¦     20
---+--------+-----+----+-----+-----+------+------+-----+----+----+----+----+----+----+-------------+-----+--------+-----------+--------------