КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ По состоянию на 10 июня 1996 года Принята на XVII сессии Верховного Совета Республики Хакасия (первого созыва) 25 мая 1995 года Верховный Совет Республики Хакасия, выражая волю многонационального народа Хакасии, исходя из высокой ответственности перед нынешним и будущими поколениями, утверждая права и свободы человека и гражданина, гражданский мир и согласие, веру в добро и справедливость, основываясь на Конституции Российской Федерации, принимает Конституцию - Основной Закон Республики Хакасия. Глава I Основы конституционного строя Статья 1. Республика Хакасия - Хакасия является субъектом Российской Федерации. Наименования Республика Хакасия и Хакасия равнозначны. Статья 2. Человек, его права и свободы являются в Республике Хакасия высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Республики Хакасия. Статья 3. Единственным источником власти в Республике Хакасия является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Захват власти или присвоение властных полномочий в Республике Хакасия преследуются по закону. Статья 4. Конституция Республики Хакасия является актом прямого действия и применяется на всей ее территории. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Хакасия, не должны противоречить ее Конституции и законам Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, должностные лица, граждане и их объединения в Республике Хакасия обязаны соблюдать Конституцию и законы Республики Хакасия, Конституцию и законы Российской Федерации. Законы Республики Хакасия подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Статья 5. Республика Хакасия вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федераций по предметам совместного ведения Российской Федерации и республики Хакасия обладает на своей территории всей полнотой государственной власти. Территория Республики Хакасия целостна и неприкосновенна. Статья 6. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Хакасия, являются одновременно гражданами Республики Хакасия. Статья 7. Государственная власть в Республике Хакасия осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республика Хакасия. Органы государственной власти Республики Хакасия в пределах своей компетенции самостоятельны. Статья 8. Система органов государственной власти Республики Хакасия устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Статья 9. В Республике Хакасия признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление организуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Хакасия, федеральными законами и законами Республики Хакасия. Статья 10. В Республике Хакасия признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Земля и другие природные ресурсы Республики Хакасия используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа Хакасии. На территории Республики Хакасия не допускается захоронение экологически вредных отходов производства, доставленных из-за пределов Республики Хакасия. Земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Статья 11. В Республике Хакасия признается идеологическое и политическое многообразие, гарантируется свобода вероисповедания. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных и религиозных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Республики Хакасия и Российской Федерации, создание незаконных вооруженных и военизированных формирований и поселений, разжигание расовой, национальной и религиозной розни. Статья 12. В Республике Хакасия человеку и гражданину гарантируются общепризнанные права и свободы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Республика Хакасия может установить дополнительные права и гарантии прав для своих граждан. Республика Хакасия оказывает помощь в развитии культуры, языка, сохранении самобытности всех национальных общностей, проживающих на территории Хакасия, проявляет заботу о гражданах Республики Хакасия, находящихся за пределами ее территории. Статья 13. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Республики Хакасия. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Республики Хакасия. Глава II Основы, свободы и обязанности человека и гражданина Статья 14. В Республике Хакасия признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, Конституцией Российской Федерации. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статья 15. Все равны перед законом и судом. В Республике Хакасия гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Статья 16. Каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Статья 17. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Статья 18. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается по судебному разрешению или в случаях, установленных федеральным законом. Статья 19. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Статья 20. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Статья 21. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Статья 22. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Статья 23. Каждый, кто законно находится на территории Республики Хакасия, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Статья 24. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Статья 25. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Статья 26. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется федеральными законами и законами Республики Хакасия. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Статья 27. В Республике Хакасия граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Статья 28. Граждане Республики Хакасия имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Республики Хакасия имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане Республики Хакасия имеют равный доступ к государственной службе в соответствии с законом. Граждане Республики Хакасия имеют право участвовать в отправлении правосудия. Статья 29. В Республике Хакасия граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок. Статья 30. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Статья 31. Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право наследования гарантируется. Статья 32. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей и другими природными ресурсами определяются на основе закона. Статья 33. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было Администрации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признается право на ведение коллективных переговоров, заключение и выполнение коллективных договоров и соглашений, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Статья 34. Материнство, отцовство, детство и семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботится о нетрудоспособных родителях. Статья 35. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются федеральным законом и гарантируются официально установленным прожиточным минимумом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Статья 36. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Статья 37. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Республике Хакасия финансируются программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Статья 38. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статья 39. Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, среднего полного (общего) и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях в пределах государственных образовательных стандартов, установленных Российской Федерацией. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Статья 40. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботится о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Статья 41. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Республике Хакасия гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы человека всеми способами, не запрещенными законом. Статья 42. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Статья 43. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом. Статья 44. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Статья 45. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Статья 46. Никто не может быть повторно осужден за одно и тоже преступление. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания. Статья 47. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания. Статья 48. Права потерпевших от преступления и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Статья 49. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти, местного самоуправления или их должностных лиц. Статья 50. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Статья 51. Перечисление в Конституции Республики Хакасия основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Республике Хакасия не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статья 52. Чрезвычайное положение на всей территории Республики Хакасия и в ее отдельных местностях вводится в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 16, 17, 19 (часть 1), 20, 24, 30 (часть 1), 36 (часть 1), 42-50 Конституции Республики Хакасия. Статья 53. Каждый обязан платить законом установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статья 54. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Статья 55. Защита Отечества - России является долгом и обязанностью гражданина Республики Хакасия. Гражданин Республики Хакасия несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин Республики Хакасия в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Статья 56. Гражданин Республики Хакасия может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Статья 57. Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Республике Хакасия и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Хакасия. Глава III Статус и административно-территориальное устройство Республики Хакасия Статья 58. Республика Хакасия - государство в составе Российской Федерации. Статус Республики Хакасия определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Хакасия. Статус Республика Хакасия может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Республики Хакасия в соответствии с федеральным конституционным законом. Статья 59. Предметы ведения и полномочия Республики Хакасия определяются на основании разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Хакасия. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики Хакасия и органами государственной власти Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Хакасия, Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором, другими договорами между органами государственной власти Республики Хакасия и органами государственной власти Российской Федерации, законами Республики Хакасия и федеральными законами. Статья 60. В Ведении Республики Хакасия находятся: а) принятие, изменение Конституции Республики Хакасия и законов Республики Хакасия, контроль за их соблюдением; б) определение административно-территориального устройства Республики Хакасия; в) обеспечение самобытного развития народов Хакасии, сохранение культуры коренного этноса, обеспечение прав национальных меньшинств; г) установление системы республиканских органов власти, порядка их организации и деятельности; формирование республиканских органов государственной власти; д) законодательное обеспечение организации местного самоуправления; е) государственная собственность Республики Хакасия и управление ею; ж) определение политики Республики Хакасия и принятие республиканских программ в сфере государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Республики Хакасия; з) республиканский бюджет, республиканские налоги и сборы, республиканские фонды развития; и) административное, жилищное, земельное, водное, лесное, иное законодательство в части, не отнесенной к ведению Российской Федерации; к) установление и поддержание политических, экономических, и социально-культурных связей и отношений с субъектами Российской Федерации; л) установление внешних экономических, научных,и культурных связей и отношений с зарубежными организациями в соответствии с законодательством Республики Хакасия и Российской Федерации; м) государственные награды и почетные звания Республики Хакасия; н) государственная служба Республики Хакасия; о) иные вопросы, отнесенные в соответствии с настоящей Конституцией, другими правовыми актами к ведению Республики Хакасия, а также вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Хакасия. Статья 61. В совместном ведении Республики Хакасия и Российской Федерации находятся: а) обеспечение соответствия Конституции Республики Хакасия, законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия Конституции Российской Федерации и федеральным законам; б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура; нотариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; о) координация международных и внешнеэкономических связей Республики Хакасия, выполнение международных договоров Российской Федерации. Полномочия Республики Хакасия по предметам совместного ведения Республики Хакасия и Российской Федерации определяются в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, а также договорами, заключенными между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Хакасия. Статья 62. Республика Хакасия вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения с Республикой Хакасия осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты Республики Хакасия не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения с Республикой Хакасия. В Случае противоречия между законом и иным нормативным правовым актов Республики Хакасия и федеральным законом действует федеральный закон. В случае противоречия между законом и иным нормативным правовым актом Республики Хакасия, принятым по предметам ведения Республики Хакасия, и федеральным законом действует нормативный правовой акт Республики Хакасия. Статья 63. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Хакасия федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти Республики Хакасия образуют единую систему исполнительной власти. Органы исполнительной власти Республики Хакасия по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий принимать от федеральных органов исполнительной власти осуществление части их полномочий. Статья 64. В Республике Хакасия территориальные федеральные органы государственной власти могут действовать в пределах полномочий Российской Федерации и совместного ведения Республики Хакасия и Российской Федерации. Органы государственной власти Республики Хакасия содействуют федеральным органам государственной власти в осуществлении ими своих полномочий на территории Республики Хакасия. Статья 65. Органы государственной власти Республики Хакасия участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором, федеральными законами, договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Хакасия. Статья 66. Акты органов власти и местного самоуправления административно-территориальных образований Республики Хакасия не могут противоречить Конституции и законам Республики Хакасия, Конституции и законам Российской Федерации. Статья 67. В составе Республики Хакасия находятся города республиканского значения: Абакан, Саяногорск, Черногорск; районы: Алтайский, Аскизский, Бейский, Боградский, Орджоникидзевский, Таштыпский, Усть-Абаканский, Ширинский. Статья 68. Изменения административно-территориального устройства Республики Хакасия осуществляются органами государственной власти Республики Хакасия с обязательным участием местных органов власти и органов местного самоуправления. Статья 69. Государственными языками Республики Хакасия являются хакасский и русский языки. Республика Хакасия гарантирует всем национальным общностям, проживающим на ее территории, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Статья 70. Государственны герб, флаг и гимн Республики Хакасия, их описание и порядок официального использования устанавливаются законом Республики Хакасия. Статья 71. Столицей Республики Хакасия является город Абакан. Статус столицы устанавливается законом Республики Хакасия. Глава IV Законодательная власть Статья 72. Высшим представительным и единственным законодательным органом Республики Хакасия является Верховный Совет Республики Хакасия. Статья 73. Верховный Совет Республики Хакасия состоит из 75 депутатов, избираемых гражданами Республики Хакасия на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Порядок организации и проведения выборов в Верховный Совет Республики Хакасия устанавливается законом Республики Хакасия о выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия. Статья 74. Депутатом Верховного Совета Республики Хакасия может быть избран гражданин Республики Хакасия, достигший 21 года, постоянно проживающий в Республике Хакасия не менее 5 лет, обладающий избирательным правом. Депутаты Верховного Совета Республики Хакасия не могут занимать должности Председателя Правительства Республики Хакасия и его заместителей, министров Республики Хакасия и их заместителей, председателей государственных комитетов Республики Хакасия и их заместителей, руководителей федеральных территориальных органов в Республике Хакасия и их заместителей, глав администраций городов республиканского значения и районов Республики Хакасия, судей. Статья 75. Верховный Совет Республики Хакасия формирует на своем заседании в порядке, определяемом Регламентом Верховного Совета Республики Хакасия, Президиум Верховного Совета Республики Хакасия в составе не более одной пятой от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия. Член Президиума Верховного Совета Республики Хакасия работает в Верховном Совете Республики Хакасия на профессиональной постоянной основе, он не может быть депутатом иных представительных органов власти и местного самоуправления, не может находится на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Порядок деятельности и полномочия Президиума Верховного Совета Республики Хакасия определяются Регламентом Верховного Совета Республики Хакасия и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия. Статья 76. Депутаты Верховного Совета Республики Хакасия обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Депутат не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Личный досмотр депутата допускается лишь в предусмотренных законом случаях, когда это необходимо для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается Верховным Советом Республики Хакасия по представлению прокурора Республики Хакасия. Депутаты Верховного Совета Республики Хакасия не могут быть привлечены к ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока полномочий. Депутаты Верховного Совета Республики Хакасия обладают правами и выполняют обязанности в соответствии с действующим законодательством Республики Хакасия. Статья 77. Верховный Совет Республики Хакасия собирается на первое заседание не позднее пятнадцати дней после избрания. Первое заседание Верховного Совета Республики Хакасия открывает председатель Центральной избирательной комиссии по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия. С момента начала работы Верховного Совета Республики Хакасия нового созыва полномочия Верховного Совета Республики Хакасия прежнего созыва прекращаются. Статья 78. Заседания Верховного Совета Республики Хакасия являются открытыми. Верховный Совет Республики Хакасия вправе проводить закрытые заседания. Заседание Верховного Совета правомочно, если в его работе участвует не менее двух третей от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия. Порядок и форма деятельности Верховного Совета Республики Хакасия определяются Регламентом Верховного Совета Республики Хакасия. Статья 79. К ведению Верховного Совета Республики Хакасия относятся: а) принятие Конституции Республики Хакасия, внесение в нее поправок; б) принятие законов Республики Хакасия, внесение в них изменений и дополнений; в) толкование законов Республики Хакасия, осуществление контроля за их исполнением; г) принятие решения о проведении республиканского референдума; д) утверждение республиканских программ экономического, социального и культурного развития Республики Хакасия; е) утверждение по представлению Председателя Правительства Республики Хакасия бюджета Республики Хакасия и отчета о его исполнении; ж) образование внебюджетных и валютных фондов Республики Хакасия; з)установление республиканских налогов, сборов, пошлин и платежей, а также порядка их взимания; и) принятие решения об изменении государственно-правового статуса и границ Республики Хакасия на основе действующего законодательства и с учетом мнения населения Республики Хакасия, утверждение и изменение административно-территориального деления Республики Хакасия; к) определение общего порядка использования земли и других природных ресурсов республиканского и местного значения, охраны объектов истории, культуры и природы, общего порядка приватизации и национализации имущества Республики Хакасия, порядка передачи республиканской собственности в муниципальную; л) утверждение по представлению Председателя Правительства Республики Хакасия структуры Правительства Республики Хакасия; м) дача согласия Председателю Правительства Республики Хакасия на назначение на должность министров внутренних дел, безопасности, финансов, представителей Республики Хакасия за ее пределами; н) дача согласия на назначение прокурора Республики Хакасия; о) назначение по представлению Председателя Правительства Республики Хакасия судей в Республики Хакасия, за исключением судей федеральных судов; п) отрешение от должности и принятие отставки Председателя Правительства Республики Хакасия; р) назначение выборов в Верховный Совет Республики Хакасия, Председателя Правительства Республики Хакасия, органов власти районов и городов республиканского значения, органов местного самоуправления; с) установление порядка организации и деятельности органов государственной власти Республики Хакасия, местных представительных и исполнительных органов власти и органов местного самоуправления в Республике Хакасия; т) рассмотрение вопросов, связанных с введением чрезвычайного положения в Республике Хакасия или отдельных ее местностях; у) установление государственных наград и почетных званий Республики Хакасия; ф) осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению законодательного органа государственной власти Республики Хакасия. Статья 80. Верховный Совет Республики Хакасия в пределах своих полномочий и полномочий в сфере совместного ведения Республики Хакасия и Российской Федерации принимает законы и иные нормативные правовые акты. Правовые акты Верховного Совета Республики Хакасия, изданные в пределах его компетенции, обязательны для исполнения Правительством и другими государственными органами Республики Хакасия, всеми находящимися на ее территории предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Верховный Совет Республики Хакасия за нарушение законодательных и других правовых актов по вопросам его ведения устанавливает санкции и определяет порядок их наложения. Верховный Совет Республики Хакасия в пределах своей компетенции осуществляет контрольную деятельность. Статья 81. Верховный Совет Республики Хакасия имеет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации. Верховный Совет Республики Хакасия вправе обращаться в Конституционный суд и другие суды Российской Федерации, Конституционный суд Республики Хакасия для разрешения споров в соответствии с законодательством. Статья 82. Деятельность Верховного Совета Республики Хакасия не может быть приостановлена или прекращена досрочно ни по каким основаниям, никакими органами государственной власти Российской Федерации и Республики Хакасия. Верховный Совет Республики Хакасия может прекратить или приостановить свою деятельность только путем самороспуска либо в результате референдума Республики Хакасия, проведенного по инициативе Председателя Правительства Республики Хакасия или населения при наличии не менее 5 процентов подписей от числа граждан, обладающих избирательным правом. Статья 83. Председатель Верховного Совета Республики Хакасия избирается на заседании Верховного Совета Республики Хакасия из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий Верховного Совета Республики Хакасия и выполняет свои обязанности до избрания Председателя Верховного Совета Республики Хакасия нового созыва. Председатель Верховного Совета Республики Хакасия подотчетен Верховному Совету Республики Хакасия и может быть отозван путем тайного голосования на заседании Верховного Совета Республики Хакасия. Порядок избрания, отставки и освобождения Председателя Верховного Совета Республики Хакасия от должности определяется Регламентом Верховного Совета Республики Хакасия. Добровольное сложение Председателем Верховного Совета Республики Хакасия своих полномочий удовлетворяется на основании его письменного заявления. В случае непринятия Верховным Советом Республики Хакасия отставки Председатель Верховного Совета Республики Хакасия вправе сложить свои полномочия по истечении месяца после подачи заявления. Статья 84. Председатель Верховного Совета Республики Хакасия: а) представляет Верховный Совет Республики Хакасия в отношениях с населением, органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями; б) осуществляет общее руководство работой Верховного Совета Республики Хакасия, организует подготовку и проведение его заседаний; в) руководит работой Президиума Верховного Совета Республики Хакасия, организует подготовку и проведение его заседаний; г) ведет заседания Верховного Совета и Президиума Верховного Совета Республики Хакасия, ведает внутренним распорядком в зале заседаний; д) подписывает решения Верховного Совета и Президиума Верховного Совета Республики Хакасия, протоколы заседаний, другие документы Верховного Совета и Президиума Верховного Совета Республики Хакасия; е) руководит работой аппарата Верховного Совета Республики Хакасия, назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений аппарата Верховного Совета Республики Хакасия; пользуется правом найма и увольнения специалистов, вспомогательного и технического персонала аппарата Верховного Совета Республики Хакасия; ж) координирует деятельность комитетов и комиссий Верховного Совета Республики Хакасия, дает им поручения во исполнение решений Верховного Совета Республики Хакасия; з) организует в Верховном Совете Республики Хакасия прием граждан, рассмотрение их заявлений и жалоб, относящихся к вопросам законодательства; и) открывает и закрывает расчетные и текущие счета Верховного Совета Республики Хакасия в банках и является распорядителем по этим счетам; является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным республиканским бюджетом на подготовку и проведение заседаний, работу комитетов и комиссий и депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, содержание аппарата Верховного Совета Республики Хакасия и по другим расходам, связанным с деятельностью Верховного Совета Республики Хакасия; к) решает иные вопросы, которые могут быть ему поручены Верховным Советом Республики Хакасия или возложены на него законодательством. По вопросам своей компетенции Председатель Верховного Совета Республики Хакасия издает распоряжения. Статья 85. Верховный Совет Республики Хакасия образует комитеты и комиссии. Порядок образования и деятельности комитетов и комиссий определяется Регламентом Верховного Совета Республики Хакасия и законами Республики Хакасия. Статья 86. Право законодательной инициативы в Республике Хакасия принадлежит депутатам Верховного Совета Республики Хакасия, Председателю Правительства Республики Хакасия, Конституционному суду Республики Хакасия, Верховному суду Республики Хакасия, Арбитражному суду Республики Хакасия, прокурору Республики Хакасия, представительным органам власти городов республиканского значения и районов Республики Хакасия, объединениям профсоюзов в лице республиканских профсоюзных органов по вопросам трудовых и социально-экономических отношений, а также в порядке народной инициативы гражданам республики Хакасия при наличии не менее 5 процентов подписей граждан, обладающих избирательным правом. Законопроекты вносятся в Верховный Совет Республики Хакасия. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске республиканских займов, об изменении финансовых обязательств Республики Хакасия, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет республиканского бюджета и внебюджетных фондов, могут быть внесены в Верховный Совет Республики Хакасия только при наличии заключения Председателя Правительства Республики Хакасия. Статья 87. Законы Республики Хакасия принимаются Верховным Советом Республики Хакасия большинством голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, если иное не предусмотрено настоящей Конституцией. Законы по вопросам, предусмотренным частью третьей статьи 86 настоящей Конституции, при отрицательном заключении Председателя Правительства Республики Хакасия считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия. Принятые Верховным Советом Республики Хакасия законы в течение пяти дней подписываются Председателем Верховного Совета Республики Хакасия и вступают в силу с момента их опубликования в печати, если иное не оговорено в законе. Глава V Исполнительная власть Статья 88. Исполнительную власть в Республике Хакасия осуществляют Председатель Правительства республики Хакасия, возглавляемое им Правительство, органы исполнительной власти районов и городов республиканского значения. Статья 89. Председатель Правительства Республики Хакасия является высшим должностным лицом Республики Хакасия. Председатель Правительства Республики Хакасия избирается гражданами Республики Хакасия, обладающими избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Порядок выборов Председателя Правительства Республики Хакасия устанавливается законом Республики Хакасия. Статья 90. Председателем Правительства Республики Хакасия может быть избран гражданин Республики Хакасия, обладающий избирательным правом, не моложе 35 лет и не старше 60 лет, проживающий в Республике Хакасия не менее 7 лет до выборов, не избиравшийся ранее на эту должность два раза подряд. Статья 91. Председатель Правительства Республики Хакасия вступает в должность с момента принесения следующей присяги: "Вступая в должность Председателя Правительства Республики Хакасия, торжественно клянусь верно служить народу Республики Хакасия, строго соблюдать Конституцию Республики Хакасия и Конституцию Российской Федерации, законы Республики Хакасия и федеральные законы, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Председателя Правительства Республики Хакасия". Присяга приносится на заседании Верховного Совета Республики Хакасия не позднее месячного срока с момента официального опубликования итогов выборов Председателя Правительства Республики Хакасия. Статья 92. Председатель Правительства Республики Хакасия не позднее месячного срока после своего избрания представляет Верховному Совету Республики Хакасия для утверждения предложения о структуре Правительства Республики Хакасия. Статья 93. Правительство Республики Хакасия является коллегиальным органом, обеспечивающим согласованную деятельность исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия. Порядок деятельности Правительства Республики Хакасия определяется законом Республики Хакасия. Статья 94. В состав Правительства Республики Хакасия входят Председатель Правительства Республики Хакасия, заместители Председателя Правительства Республики Хакасия, министры и председатели государственных комитетов Республики Хакасия. Статья 95. Правительство Республики Хакасия назначается на срок полномочий Председателя Правительства Республики Хакасия и слагает свои полномочия при новом избрании Председателя Правительства Республики Хакасия, продолжая выполнять свои обязанности до сформирования Правительства Республики Хакасия нового созыва. Статья 96. Председатель Правительства Республики Хакасия: а) представляет Республику Хакасия в отношениях с Российской Федерацией и ее субъектами, а также в международных отношениях; б) ведет переговоры и подписывает межправительственные и иные соглашения; в) возглавляет систему органов исполнительных власти Республики Хакасия, обеспечивает взаимодействие с иными органами государственной власти Республики Хакасия и с федеральными органами Государственной власти; г) обладает правом законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Хакасия; д) определяет основные направления деятельности Правительства Республики Хакасия, организует работу Правительства и руководит его заседаниями; е) представляет Верховному Совету Республики Хакасия для утверждения предложения об образовании и упразднении министерств и ведомств Республики Хакасия; ж) формирует Правительство Республики Хакасия, назначает и освобождает от должности членов Правительства и руководителей иных органов исполнительной власти Республики Хакасия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия; з) представляет Верховному Совету Республики Хакасия кандидатуры для назначения на должности судей, за исключением судей федеральных судов; и) назначает с согласия Верховного Совета Республики Хакасия официальных представителей Республики Хакасия за ее пределами и освобождает их от должности; к) вправе участвовать в работе Верховного Совета Республики Хакасия; л) представляет Верховному Совету Республики Хакасия ежегодные доклады о положении в Республике Хакасия, программу деятельности исполнительной власти на предстоящий период, информирует Верховный Совет Республики Хакасия о важных вопросах внутренней и внешней политики, обращается с посланиями к Верховному Совету Республики Хакасия и обращениями к народу Хакасии; м) разрабатывает и представляет Верховному Совету Республики Хакасия бюджет Республики Хакасия, обеспечивает это исполнение, представляет отчет об исполнении бюджета; н) в предусмотренных настоящей Конституцией случаях дает заключение по законопроектам Республики Хакасия; о) отменяет акты органов исполнительной власти Республики Хакасия в случаях их противоречия действующему законодательству; п) обращается в Конституционный суд Республики Хакасия с ходатайством о проверке конституционности законов Республики Хакасия, нормативных и иных правовых актов Верховного Совета Республики Хакасия, иных представительных органов власти в Республике Хакасия, что влечет приостановление действия указанных актов до решения Конституционного суда Республики Хакасия; р) обращается в Конституционный суд Российской Федерации в соответствии с законом; с) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законодательством Республики Хакасия. Статья 97. Председатель Правительства Республики Хакасия в пределах своих полномочий на основе и во исполнение действующего законодательства издает распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Хакасия. В случае противоречия этих актов Конституции Республики Хакасия, закону Республики Хакасия действует Конституция Республики Хакасия, закон Республики Хакасия. Статья 98. Полномочия Председателя Правительства Республики Хакасия не могут быть использованы для изменения государственного устройства Республики Хакасия, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти и местного самоуправления. Статья 99. Личность Председателя Правительства Республики Хакасия неприкосновенна, его честь и достоинство охраняются законом. Статья 100. В случае умышленного нарушения Председателем Правительства Республики Хакасия данной им присяги, Конституции и законов Республики Хакасия, Конституции и законов Российской Федерации Верховный Совет Республики Хакасия с учетом заключения Конституционного суда Республики Хакасия большинством в три четверти голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия при тайном голосовании может отрешить от должности Председателя Правительства Республики Хакасия. Председатель Правительства Республики Хакасия может в любое время объявить о совей отставке. Статья 101. По поручению Председателя Правительства Республики Хакасия часть его полномочий либо исполнение полномочий Председателя Правительства Республики Хакасия в период его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.) осуществляет один из его заместителей. В случае смерти Председателя Правительства Республики Хакасия, отрешения его от должности либо отставки, либо подтвержденной заключением медицинской комиссии невозможности дальнейшего исполнения им своих обязанностей по состоянию здоровья впредь до избрания нового Председателя Правительства Республики Хакасия его полномочия передаются в пятидневный срок Верховным Советом Республики Хакасия одному из заместителей Председателя Правительства Республики Хакасия с одновременным назначением выборов Председателя Правительства Республики Хакасия. Статья 102. Председатель Правительства Республики Хакасия по истечении срока полномочий продолжает исполнять свои обязанности до вступления в должность вновь избранного Председателя Правительства Республики Хакасия. Назначение выборов Председателя Правительства Республики Хакасия производится в порядке, установленном законом. Статья 103. Взаимоотношения Председателя Правительства Республики Хакасия с органами государственной власти Российской Федерации и Республики Хакасия, а также органами местного самоуправления определяются законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия. Глава VI Местные представительные и исполнительные органы власти Статья 104. Местным представительным органом власти в районах, городах республиканского значения в Республике Хакасия является Совет, состоящий из депутатов, избираемых населением в соответствии с законом Республики Хакасия сроком на четыре года. Руководит работой Совета Председатель, избираемый из числа депутатов на заседании Совета на срок полномочий Совета. Организация и порядок деятельности районных, городских (городов республиканского значения) Советов устанавливаются законом Республики Хакасия. Статья 105. Районные, городские ( городов республиканского значения) Советы: а) утверждают местный бюджет, отчет о его исполнении; б) устанавливают местные налоги и сборы; в) определяют порядок управления муниципальной собственностью; г) определяют порядок пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; д) рассматривают и согласовывают программы социального развития соответствующей территории; е) ежегодно заслушивают отчет о деятельности местной администрации; ж) определяют порядок своей деятельности и финансирования; з) рассматривают предложения органов местного самоуправления и организуют взаимодействие с ними; и) решают другие вопросы, отнесенные законодательством к компетенции местных представительных органов власти. Статья 106. Исполнительным органом власти на территории района, города республиканского значения в Республике Хакасия является администрация района, города республиканского значения. Руководит работой администрации района, города республиканского значения глава администрации района, города республиканского значения. Администрация района, города республиканского значения входит в систему исполнительной власти Республики Хакасия. Деятельность администрации района, города республиканского значения осуществляется в пределах ее компетенции, определенной законом Республики Хакасия. Статья 107. Глава администрации района, города республиканского значения избирается на четыре года гражданами Республики Хакасия, проживающими на территории района или города республиканского значения, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законом Республики Хакасия. Статья 108. Правительство Республики Хакасия, местные представительные органы власти вправе выразить недоверие главе местной администрации в установленном законом порядке. Вопрос отрешения от должности главы местной администрации решается в соответствии с законом Республики Хакасия. Глава VII Местное самоуправление в Республике Хакасия Статья 109. В Республике Хакасия гарантируется местное самоуправление, которое самостоятельно в пределах своих полномочий. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. Местное самоуправление наделяется в соответствии с законом собственной компетенцией. Статья 110. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на иных территориях в пределах административно-территориальных единиц, входящих в систему административно-территориального устройства Республики Хакасия. Статья 111. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Срок полномочий органов местного самоуправления устанавливается законом Республики Хакасия. Статья 112. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают другие вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться с их согласия отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и технических средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Статья 113. Местное самоуправление в Республике Хакасия гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и законами Республики Хакасия, Конституцией и законами Российской Федерации. Глава VIII Судебная власть. Прокуратура Статья 114. Судебная власть в Республике Хакасия принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, а также от политических партий и иных общественных объединений. Вступившие в законную силу акты судебной власти обязательны для всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Хакасия и Российской Федерации. Статья 115. Разбирательство дел в судах осуществляется коллегиально, за исключением случаев, когда предоставлено право единоличного рассмотрения дела. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Статья 116. Правосудие в Республике Хакасия осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом, независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Статья 117. Дела в судах рассматриваются в открытых заседаниях. Заочное разбирательство и слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных федеральным законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства. Статья 118. Судопроизводство в Республике Хакасия осуществляется на основе принципа состязательности, равноправия сторон и ведется на русском или хакасском языках. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается реализация их прав на родном языке через переводчика. Статья 119. Судебную власть в Республике Хакасия осуществляют Конституционный суд Республики Хакасия, Верховный суд Республики Хакасия, Арбитражный суд Республики Хакасия, районные, городские (городов республиканского значения) и другие суды. Судебная власть в Республике Хакасия осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства. Статья 120. Статус судьи Верховного Совета Республики Хакасия, Арбитражного суда Республики Хакасия, районных, городских (городов республиканского значения) и других судов в Республике Хакасия определяется Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Статус судьи Конституционного суда Республики Хакасия определяется законом Республики Хакасия о Конституционном суде Республики Хакасия. Статья 121. Кадры судебных органов Республики Хакасия находятся в совместном ведении Республики Хакасия и Российской Федерации. Порядок назначения судей в Республике Хакасия устанавливается законом Республики Хакасия и федеральным законом. Статья 122. Конституционный суд Республики Хакасия является органом судебной власти по защите конституционного строя Республики Хакасия. К компетенции Конституционного суда Республики Хакасия относятся: а) толкование Конституции Республики Хакасия; б) разрешение дел о конституционности актов органов государственной власти и местного самоуправления Республики Хакасия; в) дача заключений в случаях, установленных законом Республики Хакасия; г) проверка конституционности закона Республики Хакасия, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Республики Хакасия. Статья 123. Конституционный суд Республики Хакасия разрешает дела и дает заключения, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Хакасия, воздерживаясь от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Статья 124. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Республики Хакасия межправительственные соглашения Республики Хакасия не подлежит введению в действие и применению. Статья 125. Конституционный суд Республики Хакасия по запросу Верховного Совета Республики Хакасия дает заключение о наличии оснований для отрешения Председателя Правительства Республики Хакасия от должности. Статья 126. Организация и порядок деятельности Конституционного суда Республики Хакасия определяются законом Республики Хакасия о Конституционном суде Республики Хакасия. Статья 127. Верховный суд Республики Хакасия является органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в процессуальных формах надзор за судебной деятельностью судов общей юрисдикции в Республике Хакасия и разрешает дела, отнесенные к его ведению. Организация и порядок деятельности судов общей юрисдикции в Республике Хакасия определяются федеральным законом. Статья 128. Арбитражный суд Республики Хакасия является судебным органом Республики Хакасия по разрешению экономических споров и иных дел, подсудных арбитражным судам. Организация и порядок деятельности Арбитражного суда Республики Хакасия определяются федеральным законом. Статья 129. Прокурор Республики Хакасия и подчиненные ему прокуроры районов и городов республиканского значения Республики Хакасия входят в единую централизованную систему органов прокуратуры Российской Федерации, осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов Республики Хакасия и Российской федерации на территории Республики Хакасия в соответствии с федеральным законом. Статья 130. Прокурор Республики Хакасия назначается на должность и освобождается от должности Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Республики Хакасия. Иные прокуроры Республики Хакасия назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по представлению прокурора Республики Хакасия. Порядок организации и деятельности органов прокуратуры определяется федеральным законом. Статья 131. Юридическая помощь гражданам и организациям в Республике Хакасия оказывается коллегией и иными добровольными объединениями адвокатов, адвокатскими бюро и фирмами, а также отдельными лицами, имеющими право на занятие адвокатской деятельностью. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь гражданам оказывается за счет государства. Порядок организации и деятельности адвокатуры определяется законом. Глава IX Вступление в силу и порядок изменения Конституции Республики Хакасия Статья 132. Конституция Республики Хакасия вступает в силу со дня ее официального опубликования. Статья 133. Изменения и дополнения Конституции Республики Хакасия принимаются Верховным Советом Республики Хакасия в форме конституционных законов, которые принимаются не менее чем двумя третями голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия. Статья 134. Предложения об изменении Конституции Республики Хакасия могут внести в Верховный Совет Республики Хакасия: а) не менее одной трети депутатов Верховного Совета Республики Хакасия; б) Председатель Правительства Республики Хакасия; в) Конституционный суд Республики Хакасия; г) не менее 5 процентов граждан Республики Хакасия, обладающих избирательным правом. Статья 135. Предложение об изменении Конституции Республики Хакасия, не принятое Верховным Советом Республики Хакасия, может быть вновь внесено на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия не менее, чем через один год со дня его отклонения. Глава X Переходные положения 1. Законы и другие нормативные правовые акты, действовавшие на территории Республики Хакасия до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Республики Хакасия. 2. Глава IV Конституции Республики Хакасия вступает в силу с момента избрания Верховного Совета Республики Хакасия нового созыва. Действующий Верховный Совет Республики Хакасия сохраняет полномочия до начала работы Верховного Совета Республики Хакасия, избранного в соответствии с настоящей Конституцией. 3. Глава V Конституции Республики Хакасия вступает в силу с момента избрания Председателя Правительства Республики Хакасия. Совет Министров Республики Хакасия сохраняет полномочия до вступления в должность избранного в соответствии с настоящей Конституцией Председателя Правительства Республики Хакасия. 4. Городские (городов республиканского значения), районные Советы депутатов, главы администраций городов республиканского значения и районов Республики Хакасия осуществляют полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией, в течение срока, на который они были избраны. 5. После вступления в силу Конституции Республики Хакасия судьи всех судов Республики Хакасия сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел. |