КОНЦЕПЦИЯ ОХРАНЫ ГРАНИЦ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ С ГОСУДАРСТВАМИ, НЕ ВХОДЯЩИМИ В СОДРУЖЕСТВО РЕШЕНИЕ СОВЕТ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ СНГ 26 мая 1995 года (Д) I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В настоящей Концепции под термином "Границы" понимаются участки государственных границ государств - участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество. Концепция охраны Границ государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - Концепция) есть совокупность совместно выработанных ими взглядов на охрану, координацию усилий и взаимодействие пограничных войск по обеспечению безопасности Границ. Концепция включает в себя основы пограничной политики на Границах, основные направления сотрудничества по обеспечению их безопасности, а также пути реализации ее положений. Концепция основывается на положениях Устава ООН, принципах ОБСЕ, Устава Содружества Независимых Государств и других документах, принятых государствами - участниками Содружества. II. ОСНОВЫ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ НА ГРАНИЦАХ Пограничную политику на Границах составляет согласованная, скоординированная или совместная деятельность институтов государственной власти государств - участников Содружества Независимых Государств, направленная на обеспечение безопасности Границ. Основными целями пограничной политики на Границах являются: обеспечение стабильности, безопасности и нерушимости Границ; создание необходимых условий для формирования единого экономического и таможенного пространства государств - участников Содружества Независимых Государств; обеспечение эффективной борьбы с международным и внутренним терроризмом, любыми проявлениями сепаратизма и национализма, наркобизнесом; содействие мирному разрешению пограничных инцидентов и территориальных разногласий на Границах. В своей пограничной политике государства - участники Содружества руководствуются следующими принципами: взаимного уважения суверенитета, равенства и территориальной целостности; обеспечения взаимной безопасности при установлении или изменении Границ, определении и обеспечении их режима; нерушимости Границ и мирного разрешения спорных пограничных вопросов; всестороннего сотрудничества по охране Границ; признания приоритетности совместных решений (принятых на основе консенсуса) по вопросам охраны Границ; взаимной ответственности государств за обеспечение охраны своего участка Границы с учетом интересов безопасности всех государств - участников Содружества. III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ГРАНИЦ Государства - участники Содружества, осуществляя сотрудничество по вопросам охраны Границ: обеспечивают соблюдение своих законодательных и нормативных актов в части, касающейся охраны Границ, поддержания режима Границ и пограничного режима, положений соответствующих международных договоров по вопросам Границ на двусторонней и многосторонней основе; осуществляют правовое регулирование и содействуют сближению национального законодательства по пограничным вопросам, не нанося ущерба ни одному из государств - участников Содружества; обеспечивают самостоятельно или коллективно (по соглашению с другими государствами - участниками Содружества) пресечение проникновения через Границу террористических групп и других преступных элементов, незаконного перемещения оружия и боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных, психотропных и наркотических веществ, других запрещенных к ввозу-вывозу предметов и грузов и нелегальной миграции; проводят накопление, анализ, обработку и обмен информацией по вопросам безопасности Границ, оценку внутренних и внешних угроз и выявление источников опасности на Границах, разработку и координацию межгосударственных целевых программ по вопросам обеспечения стабильности и охраны Границ; своевременно выявляют (самостоятельно или совместно с силами и средствами пограничных войск, других министерств и ведомств государств - участников Содружества) признаки подготовки к вооруженному нападению на государства - участники Содружества; принимают действенные меры по локализации любых проявлений нестабильности и конфликтов на Границе; создают при необходимости на двусторонней или многосторонней основе региональные объединенные командования (штабы, координационные советы) пограничных войск заинтересованных государств - участников Содружества в целях совместной охраны Границ и реализации ими пограничной политики; проводят консультации и согласовывают, координируют свои позиции по обеспечению охраны Границ и при принятии решений по вопросам пограничной политики на Границах с учетом интересов безопасности государств - участников Содружества; развивают системы правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, других граждан, участвующих в охране Границ вне пределов своих государств, в соответствии с заключенными договорами, осуществляют мероприятия по повышению уровня жизни (с учетом региональных особенностей прохождения службы), материального, финансового и иных видов обеспечения; содействуют решению вопросов строительства пограничных войск и определения их статуса, обеспечения материально-техническими средствами и специальной техникой, подготовки военных кадров пограничных войск государств - участников Содружества, а также координации усилий по разработке проектов межгосударственных соглашений по этим и другим вопросам, связанным с деятельностью пограничных войск государств - участников Содружества. Формы и способы решения пограничными войсками государств - участников Содружества задач сотрудничества в охране Границ определяются их национальным законодательством и соответствующими межгосударственными соглашениями. Приоритетные направления деятельности пограничных войск определяются государствами - участниками Содружества с учетом конкретно сложившейся обстановки на их Границах. IV. ОХРАНА ГРАНИЦ Охрана Границ является составной частью системы обеспечения безопасности государств - участников Содружества и осуществляется путем реализации комплекса внешнеполитических, экономических, военных, правовых, организационных, технических, оперативных и других мер. Их согласованная деятельность в сфере общих интересов направляется высшими и соответствующими координирующими органами Содружества Независимых Государств на: пресечение противоправного, в том числе насильственного, изменения установленного прохождения Границ, захвата и незаконного использования (освоения) приграничных участков территорий государств - участников Содружества; защиту на Границах интересов государств - участников Содружества от посягательств; предупреждение и противодействие любым проявлениям на Границах сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма, а также их использованию против территориальной целостности, суверенитета и независимости какого-либо из государств - участников Содружества. Охрану Границ осуществляют на суше, море, реках, озерах и иных водоемах пограничные войска; в воздушном пространстве и в подводной среде морских акваторий - вооруженные силы, если национальным законодательством не предусматривается иное. Решение об участии в случае необходимости (оказании помощи пограничным войскам) формирований вооруженных сил и других войск в совместных пограничных операциях, охране и защите отдельных участков Границ, а пограничных войск - в совместных с вооруженными силами операциях по прикрытию и обороне Границ принимаются государствами - участниками Содружества в соответствии с их национальным законодательством. В интересах содействия выполнению совместных задач по охране Границ, их прикрытию и обороне органы управления, части и соединения пограничных войск и назначенных для этих целей формирований вооруженных сил: устанавливают и поддерживают постоянную связь оповещения и взаимодействия; осуществляют отработку и совершенствование вопросов взаимодействия в ходе совместных рекогносцировок, штабных тренировок, командно-штабных и тактических (оперативно-тактических) учений. V. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЙ КОНЦЕПЦИИ Государства - участники Содружества в соответствии с национальным законодательством осуществляют реализацию положений настоящей Концепции поэтапно с учетом интеграционного развития Содружества Независимых Государств в целом, путем выявления круга проблем, представляющих взаимный интерес, расширения основы для совместных действий по реализации пограничной политики на Границах. Концепция предполагает на первом этапе: создание договорно-правовой базы сотрудничества государств - участников Содружества по пограничным вопросам, предусмотренной Перспективным планом интеграционного развития Содружества Независимых Государств; завершение и создание национальной пограничной инфраструктуры и строительства пограничных войск; организацию обеспечения информационных центров пограничных войск и формирование основ единой системы информационного обеспечения охраны Границ, а также осуществление необходимой координации в ее оперативном обеспечении; на втором этапе: совершенствование договорно-правовой базы сотрудничества государств - участников Содружества по вопросам обеспечения охраны Границ; создание единой системы информационного обеспечения охраны Границ с использованием унифицированных программных и технических средств. Реализация положений Концепции осуществляется также путем достижения соответствующих двусторонних и многосторонних договоренностей между государствами - участниками Содружества по вопросам сотрудничества в охране Границ, разработки механизма принятия и проведения в жизнь коллегиальных решений Совета командующих Пограничными войсками в области пограничной политики. Государства - участники Содружества в перспективе имеют целью создать на основе Концепции целостную систему обеспечения охраны Границ, поэтому положения настоящей Концепции могут дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере дальнейшего развития интеграционных процессов и укрепления сотрудничества между государствами - участниками Содружества Независимых Государств. Реализация положений настоящей Концепции не затрагивает международно-правового статуса государственных границ, которые не охватываются термином "Граница". |