РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ПРИ ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ СОБСТВЕННИКАМ ПРИВАТИЗИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ЗДАНИЙ, ПОМЕЩЕНИЙ. Разъяснение. Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом (Госкомимущество России). 15.06.95 818-Р

      РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ПРИ ПРОДАЖЕ
          ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ СОБСТВЕННИКАМ ПРИВАТИЗИРОВАННЫХ
                    ПРЕДПРИЯТИЙ, ЗДАНИЙ, ПОМЕЩЕНИЙ

                             РАЗЪЯСНЕНИЕ

                          ГОСКОМИМУЩЕСТВО РФ
                           15 июня 1995 г.
                               N 818-р

                              (ЭЖ 96-45)



     Утверждено распоряжением   Государственного  комитета  Российской
Федерации по управлению государственным имуществом от 15 июня 1995  г.
N 818-р

     1. Настоящее  разъяснение  разработано  в  соответствии с указами
Президента Российской Федерации от 25.03.92 N 301,  от 14.06.92 N 631,
от  14.10.92  N  1229,  от  27.10.93  N 1767,  от 22.07.94 N 1535,  от
11.05.95 N 478.
     2. Право    граждан    и   юридических   лиц   при   приватизации
государственных и муниципальных предприятий на приобретение  земельных
участков  в  собственность  возникло с момента вступления в силу Указа
Президента Российской Федерации от 25.03.92 N 301 "О продаже земельных
участков    гражданам    и    юридическим   лицам   при   приватизации
государственных и муниципальных предприятий", то есть со 2 апреля 1992
года.
     3. Покупателями   земельных   участков   под    приватизированным
предприятием,  зданием,  строением, сооружением, помещением могут быть
физические   и   юридические   лица,   признаваемые   покупателями   в
соответствии  со  ст.  9 Закона Российской Федерации "О приватизации",
которые имеют  право  собственности  на  соответствующее  предприятие,
здание, строение, сооружение, помещение. При этом:
     3.1. Собственники    приватизированного    путем    продажи    на
коммерческом,  инвестиционном  конкурсе  или аукционе государственного
или муниципального предприятия могут выступать покупателями  земельных
участков  с  момента перехода к ним права собственности на предприятие
после вступления в силу Указа Президента Российской  Федерации  от  14
июня 1992 г. N 631, то есть с 22 июня 1992 года.
     3.2. Открытые    акционерные    общества,     созданные     путем
преобразования  государственных,  муниципальных предприятий в процессе
приватизации,  могут  выступать  покупателями  земельных  участков   с
момента   продажи  75%  акций,  принадлежащих  государству,  субъектам
Российской  Федерации  или  органам  местного  самоуправления,   после
вступления  в силу Указа Президента Российской Федерации от 22.07.94 N
1535,  то есть с 26 июля 1994 года (ранее -  с  момента  продажи  100%
акций,  принадлежащих государству,  субъектам Российской Федерации или
органам  местного  самоуправления,  после  вступления  в  силу   Указа
Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г.  N 631, и с момента
завершения продажи установленного количества акций за приватизационные
чеки  после вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от
14.10.92 г. N 1229, то есть с 27 октября 1992 года);
     3.3. Иные собственники зданий,  строений,  сооружений,  помещений
могут выступать покупателями земельных участков  под  этими  объектами
после  вступления  в  силу  Указа  Президента  Российской Федерации от
22.07.94 N 1535.
     4. После  вступления в силу Указа Президента Российской Федерации
от   22.07.94   N   1535   продавцом   земельных   участков,   занятых
приватизированным    государственным    (муниципальным)   предприятием
является фонд имущества,  осуществивший продажу указанного предприятия
либо   акций   акционерного   общества,  созданного  при  приватизации
государственного (муниципального) предприятия.
     5. Объектом   продажи   является   участок,  занимаемый  зданием,
строением,  сооружением, помещением, которое находится в собственности
покупателя   земельного   участка,   участок,  в  границах  территории
предприятия-землепользователя.
     6. Земельный   участок   считается   застроенным,  если  на  дату
утверждения  плана  приватизации  предприятия  на  нем  или  под   ним
находились здания,  строения,  помещения, которые числились на балансе
предприятия  и  в   результате   приватизации   перешли   к   нему   в
собственность,  а также земельные участки, на которых или под которыми
находились на момент приобретения  в  собственность  объекты  нежилого
фонда - здания, сооружения, помещения.
     7. Лица,  указанные в п.  3 настоящего разъяснения,  могут подать
заявку на выкуп земельного участка полностью или его части.
     8. При выкупе земельного участка по частям в качестве такой части
может быть:
     8.1. Земельный   участок    под    территориально    обособленным
подразделением или иной частью предприятия.
     8.2. Земельный участок предприятия,  на котором расположено  одно
или несколько зданий, строений, сооружений.
     9. Границы выкупаемой части земельного участка,  отделяющие ее от
остального участка предприятия, определяются собственником предприятия
на плане и на местности с учетом действующих строительных, санитарных,
природоохранных, противопожарных норм.
     Не требуется представление схемы разбивки территории  предприятия
на  части,  установление  сроков  выкупа  отдельных  частей  или всего
участка, занимаемого предприятием.
     10. В  связи  с  тем,  что  Основными положениями государственной
программы приватизации государственных и муниципальных  предприятий  в
Российской  Федерации  после  1  июля 1994 года,  утвержденными Указом
Президента Российской Федерации  от  22.07.94  N  1535,  предусмотрена
подача  заявки  на  приобретение  в собственность земельного участка в
произвольной форме,  требования "Указаний по подготовке материалов для
продажи  земельных  участков  в  населенных пунктах" Минстроя России и
Госкомимущества  России  от  14.07.92  N   ВБ-1/2   и   N   ПМ-9/4500,
противоречащие упомянутому Указу, прекратили действие.
     11. Заявка   считается   поданной   после   представления    всех
необходимых для ее рассмотрения документов.
     Не может являться основанием для отказа  в  регистрации  договора
купли-продажи    застроенного    земельного   участка   и   в   выдаче
соответствующего свидетельства о  собственности  на  землю  отсутствие
надлежаще оформленных документов:
     о границах  земельного  участка  (для  всех  категорий  земель  в
границах   населенного   пункта,  кроме  земель  сельскохозяйственного
назначения,  кроме земель водного и лесного фондов и особо  охраняемых
земель);
     о публичных сервитутах;
     об ограничениях на использование земли.
     Доказательство права приобретения  земельного  участка  лежит  на
Покупателе.
     До подачи  заявки  собственник  предприятия,  здания,   строения,
сооружения должен:
     - решить вопрос о  невключении  в  выкупаемый  земельный  участок
земель, не подлежащих выкупу при приватизации;
     - подготовить  документы,  подтверждающие   факт   нахождения   у
государства,   субъектов   Российской   Федерации,   органов  местного
самоуправления  (в  том  числе   государственных   или   муниципальных
предприятий)  или  общественных  организаций  не  более 25%  уставного
капитала предприятия.
     Подтверждение урегулирования    этих    вопросов   представляется
одновременно с подачей заявки.
     При изменении  обстоятельств,  влияющих  на правильность принятия
решения   о   продаже   земельного    участка,    Покупатель    обязан
незамедлительно известить Продавца.
     12. При продаже,  а равно ином переходе  права  собственности  на
предприятия,  здания, строения, сооружения (полностью или частично) от
собственников, указанных в п. 3 настоящего разъяснения, к другим лицам
(кроме  реорганизации  юридических  лиц  -  собственников),  первичные
собственники  утрачивают   право   приобретения   земельных   участков
(полностью   или   частично)   под   этими   предприятиями,  зданиями,
строениями, сооружениями или их частью. При этом:
     12.1. При  продаже,  а равно ином переходе права собственности на
часть  здания,  строения,  сооружения  к  иному   собственнику   (иным
собственникам), право приобретения земельного участка принадлежит всем
собственникам здания,  строения,  сооружения  без  раздела  земельного
участка;
     12.2. При продаже,  а равно ином переходе права собственности  на
предприятие,   здание,   строение,   сооружение,   помещение  к  иному
собственнику  (иным  собственникам),  право  приобретения   земельного
участка   принадлежит   новому   собственнику   (новым  собственникам)
предприятия,  здания,  строения,  сооружения (без  раздела  земельного
участка).
     13. При  реорганизации  юридического  лица  (юридических  лиц)  -
собственника  (ов)  приватизированных предприятий,  зданий,  строений,
сооружений право приобретения земельного участка  под  ними  переходит
правопреемникам (ку) в порядке,  установленном статьей 58 Гражданского
кодекса Российской Федерации.
     14. Указом Президента Российской Федерации от 11.05.95 г.  N 478,
который вступил в силу 17 мая 1995  года,  изменена  нормативная  цена
земли  при  продаже земельных участков собственникам приватизированных
предприятий,  зданий,  сооружений (установлена  в  размере  10-кратной
ставки  земельного  налога  за единицу площади).  Порядок установления
цены земельного участка соответствующим органом исполнительной власти,
предусмотренный    Основными    положениями   программы   приватизации
государственных и муниципальных предприятий после 1 июля 1994 года,  в
размере  не  менее нормативной цены за землю и не более ее трехкратной
величины, не изменен.