МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РФ 5 мая 1995 г. N 89 (Д) В целях упорядочения функций по обеспечению государственного контроля и надзора за качеством торфа и продуктов его переработки во всех сферах экономики Российской Федерации и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. N 96 "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1992 г. N 1295-р приказываю: 1. Утвердить и ввести в действие Положение о системе государственного контроля за качеством торфа Министерства топлива и энергетики Российской Федерации согласно Приложению. 2. Управлению развития систем нефтепродукто- и топливообеспечения (А.И. Лаухину) после регистрации в установленном порядке указанного Положения довести его до сведения заинтересованных организаций. Министр Ю.К. ШАФРАНИК Приложение к Приказу Минтопэнерго России от 5 мая 1995 г. N 89 ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ ТОРФА МИНИСТЕРСТВА ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Общие положения Система государственного контроля за качеством торфа ("Гикторф"), действующая на базе региональных (межреспубликанских, межобластных, областных, районных) инспекций по качеству торфа с инспекторскими пунктами и испытательными лабораториями, является не зависимым от поставщиков и потребителей единым испытательным технологическим комплексом, призванным в соответствии с п. 6 Положения о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации осуществлять функции государства по контролю за качеством торфа и продуктов его переработки во всех сферах экономики Российской Федерации, а также защите потребителей от приобретения продукции, использование которой может принести вред здоровью и окружающей среде. "Гикторф" является правопреемником Государственной инспекции по качеству торфа в осуществлении надзорных функций и контроля за качеством торфяной продукции, делегированных ей Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июля 1964 г. N 929. 2. Основные задачи Основными задачами "Гикторфа" являются: участие в проведении в установленном порядке работ по сертификации торфяной продукции и ее производства, аккредитации испытательных лабораторий, стандартизации и метрологии; осуществление во взаимодействии с территориальными органами Госстандарта и Минприроды России, органами по защите прав потребителей при местной администрации инспекционного контроля и надзора за потребительскими свойствами и экологической безопасностью торфа и продуктов его переработки, работой испытательных лабораторий, соблюдением требований действующих стандартов, систем сертификации и соответствующих соглашений в области качества торфа, рациональным использованием торфяной залежи и ее запасов на разрабатываемых и отрабатываемых месторождениях. Заключения входящих в состав "Гикторфа" инспекций, инспекторских пунктов и испытательных лабораторий по вопросам потребительских свойств и экологической безопасности торфа и продуктов его переработки являются обязательными для поставщиков и потребителей. Поставка и использование торфа и продуктов его переработки без положительного заключения инспекций не допускаются. 3. Основные функции В соответствии с возложенными задачами региональные инспекции по качеству торфа принимают участие в осуществлении в регионах межотраслевой научно-технической программы Минтопэнерго России "Стандартизация, метрология и сертификация продукции" в области торфа, а также проводят: исследования и анализ потребительских свойств и экологической безопасности торфяного сырья, топлива, товаров народного потребления, состояния торфяных месторождений и почв, окружающей среды, а также работы, выполняемые в соответствии с действующими стандартами, техническими условиями и другими нормативными документами; оценку качества, потребительских свойств и экологической безопасности торфяного сырья, топлива и продукции на основе торфа и сапропеля при поставке их потребителю с выдачей в соответствии с действующими нормативами документа о качестве, являющегося основанием для возможной отгрузки, безопасного использования и взаиморасчетов между поставщиком и потребителем за отгруженную продукцию, а также качества всех видов топлива при его сжигании электростанциями и котельными промышленных предприятий для определения удельных норм расхода топлива и ведения претензионной работы; выполнение физико-технических и химических анализов, разработку и внедрение через систему стандартизации и метрологии методов их выполнения; подготовку предложений по государственной стандартизации и сертификации торфяной продукции и методов ее испытаний; оценку качества и потребительских свойств торфяной залежи и извлекаемого из нее торфяного сырья с выдачей паспорта о качестве для определения пригодности их к использованию для приготовления тех или иных видов торфяной продукции в соответствии с требованиями стандартов, технических условий и иных нормативных документов; надзор за рациональным использованием балансовых запасов торфяной залежи в тесном взаимодействии с региональными геолкомами путем проведения паспортизации участков добычи торфа; выбраковку непригодной к разработке торфяной залежи; выборочную профилактическую оценку качества торфяного сырья, топлива и торфяной продукции в процессе их производства и хранения в соответствии с требованиями стандартов, технических условий и правил технической эксплуатации торфопредприятий; выбраковку торфяного сырья, топлива и торфяной продукции, не отвечающих требованиям стандартов, технических условий и других нормативных документов; контроль, в тесном взаимодействии с местными органами Госстандарта России и Минприроды России, за соблюдением стандартов, других нормативных документов, метрологическим обеспечением производства и испытаний продукции, состоянием окружающей среды. Представители инспекций участвуют в работе комиссий по инвентаризации торфяного сырья, топлива и торфяной продукции, комиссий и экспертиз по определению качества с выдачей предложений по его улучшению. Региональные инспекции по качеству торфа могут осуществлять другие виды деятельности по отдельным договорам с предприятиями и организациями, не противоречащие действующему законодательству. 4. Организация деятельности Общее методическое и техническое руководство системой государственного контроля за качеством торфа в соответствии с Приказом Минтопэнерго России от 26 апреля 1994 г. N 82 "О реорганизации Государственной инспекции по качеству торфа" осуществляет Управление развития систем нефтепродукто- и топливообеспечения, выполняющее также функции по ведению арбитража, подготовке и внесению для включения в федеральные, министерские и региональные научно-технические программы предложений по развитию нормативной базы торфяной промышленности, экспертизе и согласованию нормативной документации по качеству торфа и торфяной продукции. Региональные инспекции по качеству торфа осуществляют непосредственное руководство деятельностью входящих в их состав инспекторских пунктов и лабораторий. Региональные инспекции по качеству торфа являются юридическими лицами, имеют самостоятельные балансы, расчетные, валютные и иные счета в банках, угловой штамп и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки. Финансирование региональных инспекций по качеству торфа осуществляется за счет: средств, получаемых от потребителя при поставке торфяного сырья, топлива и торфяной продукции за оценку их качества и экологической безопасности; средств, получаемых в соответствии с заключенными договорами за проведение экспертиз, подготовку рабочих материалов по лицензированию, сертификации, стандартизации; части средств, направляемых предприятиями - разработчиками торфяных недр на воспроизводство минерально-сырьевой базы Российской Федерации, за проведение инспекциями работ по ревизионному обследованию разрабатываемых и отрабатываемых торфяных залежей и оценку использования их запасов в соответствии с программами, утверждаемыми региональными геолкомами; средств, предусмотренных в республиканских межрегиональных и региональных программах социально-экономического и технического развития. Для осуществления возложенных на региональные инспекции по качеству торфа задач предприятия и организации, пользующиеся их услугами, обязаны предоставлять: помещения для приготовления проб, размещения лабораторий и контор, удовлетворяющие техническим требованиям и обеспеченные отоплением, водопроводом, канализацией, электроэнергией, вентиляцией, телефонной связью, а также производственное и хозяйственное оборудование, инвентарь и транспортные средства для служебных целей; подсобную рабочую силу, необходимую для отбора, переноса, подготовки и испытаний проб торфяного сырья, топлива и торфяной продукции; производить текущий и капитальный ремонт предоставляемых помещений, оборудования и инвентаря, поверку измерительных приборов и техники. 5. Права и ответственность Представители региональных инспекций по качеству торфа имеют право: получать от обслуживаемых предприятий, организаций и учреждений в оговоренном договорами порядке материалы, необходимые для оценки потребительских свойств и экологической безопасности торфа и продуктов его переработки; давать рекомендации об устранении выявленных недостатков; участвовать в работах по аккредитации испытательных центров, лабораторий и органов по сертификации торфа и продуктов его переработки; беспрепятственно посещать все предприятия, добывающие торф и выпускающие продукты его переработки, для выполнения задач по оценке качества продукции и ознакомления со всеми документами по учету и оценке качества. Работники региональных инспекций по качеству торфа несут установленную законодательством ответственность за невыполнение возложенных на них функций по надзору и контролю за качеством торфа и продуктов его переработки, а также необъективность оценки качества. |