НАСТАВЛЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 25 мая 1995 г. N 10 (Д) Приложение к приказу ГУГПС МВД России от 25 мая 1995 года N 10 1. Общие положения 2. Обязанности, права и ответственность должностных лиц ГПС при осуществлении ГПН. 3. Организация деятельности государственных инспекторов ГПС в органах управления и подразделениях ГПС. 4.1. Организация и осуществление ГПН. 4.2. Обследования и проверки. 4.3. Нормативно-техническая работа. 4.4. Административная практика. 4.5. Проверки и дознание по делам о пожарах. 4.6. Официальный статистический учет пожаров. 4.7. Информационное обеспечение, противопожарная пропаганда и обучение в области пожарной безопасности. 4.8. Контроль за организацией и осуществлением ГПН. 4.9. Взаимодействие со службами органов внутренних дел. 4.10. Планирование, учет и анализ. Общие положения 1. Наставление по организации и осуществлению государственного пожарного надзора (ГПН) в Российской Федерации (далее - Наставление) определяет порядок организации и осуществления должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы (ГПС) Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, включая объекты, являющиеся собственностью иностранных юридических лиц или предприятий с иностранными инвестициями (далее - предприятия), а также должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане). 2. Общие понятия, используемые в настоящем Наставлении: Государственный пожарный надзор (далее - ГПН) - вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений ГПС в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений: государственный инспектор - должностное лицо ГПС наделенное в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами ГПС полномочиями по осуществлению государственного пожарного надзора; предписание ГПН (далее - предписание) - письменное распоряжение государственного инспектора, содержащее обязательные для исполнения в назначенные сроки соответствующим руководителем, должностным лицом или гражданином мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в том числе требований по обеспечению пожарной безопасности строящихся предприятий, объектов, товаров (работ, услуг), включая снятие с производства, прекращение выпуска и приостановку их реализации; объект - имущественный комплекс (или его часть) юридического или физического лица, включая здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество, для которого установлены требования пожарной безопасности. 3. В Министерстве обороны Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Главного командования пограничных войск Российской Федерации. Федеральной службе контрразведки Российской Федерации, Министерстве путей сообщения Российской Федерации, в посольствах и консульствах иностранных государств, а также на речном, морском, воздушном и иных видах транспорта, магистральных и промысловых трубопроводах, наземных сооружениях шахт. рудников, разрезов и карьеров по добыче полезных ископаемых ГПН осуществляется в порядке, установленном соглашениями между МВД России и соответствующими министерствами, ведомствами, посольствами и консульствами. 4. Порядок осуществления контроля за соблюдением установленных требований безопасности в соответствующих областях надзорной деятельности, в частности порядок контроля со стороны ГПС за выполнением требований Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, а также контроля со стороны Госгортехнадзора за выполнением требований пожарной безопасности на подконтрольных ему предприятиях, объектах определяется соглашениями между ГПС и другими федеральными надзорами России. 5. Надзор за соблюдением требований пожарной безопасности на железнодорожном транспорте осуществляется должностными лицами органов внутренних дел на транспорте МВД России, применительно к настоящему Наставлению. Полномочия этих должностных лиц по осуществлению пожарного надзора устанавливаются нормативными актами МВД России. 6.Ведомственный контроль за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах пенитенциарной системы, подведомственных МВД России, осуществляется уполномоченными должностными лицами пожарной охраны Главного управления исполнения наказаний МВД России. 2. Обязанности, права и ответственность должностных лиц ГПС при осуществлении ГПН 2.1. Государственные инспектора подразделяются в порядке их подчиненности, а также по предоставленным полномочиям на обслуживаемой территории на следующие категории. Федеральные государственные инспектора: - главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору; - заместитель главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору; - старший государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору; - государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору. Территориальные государственные инспектора: - главный государственный инспектор субъекта Российской Федерации по пожарному надзору; - заместитель главного государственного инспектора субъекта Российской Федерации по пожарному надзору; - старший государственный инспектор субъекта Российской Федерации по пожарному надзору; - государственный инспектор субъекта Российской Федерации по пожарному надзору; Государственные инспектора административно-территориальных образований (далее - местные инспектора); - старший государственный инспектор города (района) по пожарному надзору; - государственный инспектор города (района) по пожарному надзору. Федеральные государственные инспектора осуществляют предоставленные законодательством Российской Федерации и Наставлением соответствующие полномочия в полном объеме на территории Российской Федерации. Территориальные и местные государственные инспектора осуществляют предоставленные законодательством Российской Федерации соответствующие полномочия на обслуживаемой территории в продолах компетенции, установленной Наставлением и иными нормативными документами по пожарной безопасности. 2.2. Государственные инспектора в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, в частности Федеральным законом "О пожарной безопасности", нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нормативными актами МВД России, нормативными документами по пожарной безопасности и Наставлением. 2.3. При осуществлении ГПН указания и распоряжения вышестоящих государственных инспекторов ГПС обязательны для исполнения нижестоящими государственными инспекторами ГПС. Вмешательство иных должностных лиц в их деятельность не допускается. Вышестоящие государственные инспектора ГПС в необходимых случаях вправе отменять решения нижестоящих государственных инспекторов ГПС. 2.4. Начальник Главного управления Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России по должности одновременно является главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору, а заместители начальника ГУГПС - заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору. Начальники территориальных управлений (отделов) ГПС субъектов Российской Федерации по должности одновременно являются главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, а заместители начальников территориальных управлений (отделов) ГПС - заместителями главного государственного инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору. 2.5. Перечень должностей личного состава органов управления и подразделений ГПС (далее должности ГПС), являющихся по должности одновременно государственными инспекторами ГПС, а также соответствующих им прав и обязанностей определяет главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору. 2.6. Слушатели и курсанты пожарно-технических учебных заведений МВД России на период прохождения стажировки (практики) или в иных-случаях могут в установленном порядке назначаться в качестве стажеров на должности ГПС с соответствующими полномочиями по осуществлению ГПН. 2.7. Основные обязанности государственного инспектора ГПС: - контролировать выполнение требований пожарной безопасности, установленных законодательством, нормативными правовыми актами и нормативными документами, давать обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требовании пожарной безопасности; - применять в установленном порядке предоставленные полномочия для обеспечения своевременного выполнения предприятиями, должностными лицами и гражданами требований пожарной безопасности, а также предписаний ГПС; - осуществлять контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов по лицензированию деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности; - консультировать в установленном порядке должностных лиц и граждан по вопросам пожарной безопасности; - проводить дознания по делам о пожарах, выезжать в установленном порядке на пожары, принимать участие в определении причин и условий пожаров, а также в выявлении лиц, причастных к их возникновению; - содействовать деятельности добровольной пожарной охраны, объединений пожарной охраны и других добровольных противопожарных формирований; - проводить противопожарную пропаганду в области пожарной безопасности; - информировать в установленном порядке органы государственной власти и органы местного самоуправления, средства массовой информации о нарушениях требований пожарной безопасности в населенных пунктах, на предприятиях и объектах; - вести предусмотренные настоящим Наставлением учеты, в частности учет и анализ проводимой надзорной деятельности, а также заполнять регламентные документы (Приложение 1); - взаимодействовать в установленном порядке с соответствующими должностными лицами федеральных надзоров России; - выполнять другие обязанности, в соответствии с должностными инструкциями и функциональными обязанностями, с учетом территориального и ведомственного раскрепления (Приложения 2-4), а также исполнять распоряжения отдаваемые вышестоящими государственными инспекторами ГПН в пределах установленной для них компетенции. 2.8. Государственный инспектор имеет право: - осуществлять в пределах компетенции, установленной в соответствии с п. п. 2.5, 2.6 Наставления, полномочия согласно ст. 6 Федерального закона "О пожарной безопасности"; - требовать и получать в установленном порядке от министерств. ведомств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, должностных лиц и граждан сведения и документы о пожарной безопасности, в том числе лицензии на право осуществления деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, сертификаты пожарной безопасности на продукцию и услуги, а также данные о происшедших пожарах и их последствиях; - давать обязательные для исполнения указания нижестоящим государственным инспекторам ГПС и требовать их выполнения, давать заключения, проводить экспертизы и консультации по вопросам пожарной безопасности; - участвовать в установленном порядке в управлении деятельностью объединений пожарной охраны и фондов пожарной безопасности, созданных с участием ГПС. 2.9. Государственные инспектора ГПС за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей и неправильное использование предоставленных им прав несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России. 3. Организация деятельности государственных инспекторов ГПС в органах управления и подразделениях ГПС 3.1. Организация деятельности государственных инспекторов ГПС осуществляется на соответствующих уровнях в органах управления и подразделениях ГПС. 3.2. Организация деятельности федеральных государственных инспекторов ГПС осуществляется в ГУГПС. ГУГПС, обладая полномочиями федерального надзора России в области пожарной безопасности и выполняя задачу по организации и осуществлению ГПН: - руководит и контролирует деятельность органов управления, подразделений ГПС в области ГПН; - проводит проверку организации деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации по обеспечению пожарной безопасности; - устанавливает порядок организации и осуществления ГПН государственными инспекторами ГПС; - организовывает разработку, утверждает самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности, а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции; - устанавливает порядок снятия с производства, прекращения выпуска и приостановки реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности; -выполняет иные функции федерального надзора России в области пожарной безопасности, в частности рассматривает и принимает решения по спорным вопросам организации и осуществления ГПН, если иное не предусмотрено действующим законодательством. 3.3. Организация деятельности территориальных государственных инспекторов ГПС осуществляется в органах управления ГПС субъектов Российской Федерации. Органы управления ГПС субъектов Российской Федерации на соответствующей территории: - руководят и контролируют работу подразделений ГПС по осуществлению ГПН на обслуживаемой территории; - ведут самостоятельно учеты и анализы деятельности, обобщают полученные от подразделений ГПС данные по учетам и анализам, предусмотренным Наставлением; - определяют порядок и периодичность проведения обследований и проверок населенных пунктов, предприятий, объектов, если иное не установлено Наставлением; - разрабатывают и утверждают в порядке, установленном Г^ГПС, нормативные документы по пожарной безопасности, а при необходимости вносят их на утверждение в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации; - проводят проверку организации деятельности соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности; - информируют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о соблюдении требований пожарной безопасности на соответствующей территории, а органы лицензирования - о несоблюдении лицензиатами условий лицензирования в части исполнения требований пожарной безопасности; - содействуют деятельности добровольной пожарной охраны, объединений пожарной охраны и других добровольных противопожарных формирований; - взаимодействуют с территориальными надзорными органами в целях обеспечения пожарной безопасности; - организуют контроль за соответствием требованиям пожарной безопасности производства, выпуска и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих лицензированию и обязательной сертификации, а также имеющих повышенную пожарную опасность, в том числе нагревательных приборов, пиротехнических изделий, изделий бытовой химии и др.; - организуют работу по дознанию по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности; -координируют и контролируют административную практику государственных инспекторов ГПС; - организуют выборочные проверки проектных организаций на соответствие проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности; -организуют участие государственных инспекторов ГПС в проведении противопожарной пропаганды и обучении населения мерам пожарной безопасности. 3.4. Организация деятельности местных государственных инспекторов ГПС осуществляется в соответствующих подразделениях ГПС. Подразделения ГПС (отряды, части): - организуют деятельность государственных инспекторов, включая планирование и анализ результатов этой деятельности; - контролируют исполнение законодательства и требований нормативных правовых актов в области пожарной безопасности, в том числе в части организации и деятельности добровольной пожарной охраны, объединений пожарной охраны, других добровольных противопожарных формирований, проведения противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности; - ведут учет пожаров и их последствий на обслуживаемой территории, а также другие виды учетов; - организуют проведение в установленном порядке обследований и проверок населенных пунктов, предприятий и объектов, расположенных на обслуживаемой территории, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, в частности при проектировании и проведении проектно-изыскательских работ; - обеспечивают в порядке, установленном ГУГПС, участие государственных инспекторов в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов; - осуществляют взаимодействие со службами органов внутренних дел, другими правоохранительными и надзорными органами, в частности при проведении совместных обследований, проверок и иных мероприятий в области пожарной безопасности; - обеспечивают проведение дознания по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, а также осуществление протокольной формы досудебной подготовки материалов о преступлениях, связанных с пожарами; - организуют административную практику государственных инспекторов. Организация деятельности государственных инспекторов в закрытых административно-территориальных образованиях, а также на предприятиях, охраняемых от пожаров специальными подразделениями ГПС, осуществляется согласно настоящему Наставлению. 4.1. Организация и осуществление ГПН 4.1.1. Государственный пожарный надзор осуществляется по следующим основным направлениям: - обследования и проверки; - нормативно-техническая работа; - административная практика; - проверки и дознание по делам о пожарах: учет пожаров; - информационное обеспечение, противопожарная пропаганда и обучение в области пожарной безопасности; - контроль за деятельностью органов управления и подразделений ГПС по осуществлению ГПН; - взаимодействие со службами органов внутренних дел, другими правоохранительными и надзорными органами. Организация и осуществление ГПН проводится на основе их учета анализа и планирования. 4.2. Обследования и проверки 4.2.1. Обследования и проверки - основной вид работы государственных инспекторов, осуществляемый путем осмотра населенных пунктов, предприятий, объектов и реализации предоставленных полномочий в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. Обследования подразделяются на детальные и контрольные, а проверки - на комплексные и целевые (оперативные). 4.2.2. Обследованиям и проверкам подлежат населенные пункты, а также предприятия независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Предприятия, включенные в Перечень особо важных и режимных объектов и Перечень предприятий, на которых в обязательном порядка создается пожарная охрана, в том числе содержащаяся за счет средств федерального бюджета, подлежат детальному обследованию не реже одного раза в два года и контрольному обследованию не реже одного раза в год. Указанные предприятия закрепляются за наиболее подготовленными государственными инспекторами органов управления и подразделений ГПС. Периодичность обследований и проверок предприятий, не вошедших в названные перечни, строящихся предприятий, объектов, а также проверок населенных пунктов устанавливается территориальными органами управления ГПС с учетом результатов анализа обстановки с пожарами, значимости предприятий, объектов и их пожарной опасности. Объекты с ночным пребыванием людей (гостиницы, детские, учебные, лечебно-оздоровительные учреждения, объекты социального обеспечения и т.п.) должны подвергаться целевым (оперативным) проверкам в ночное время не реже одного раза в полугодие. 4.2.3. Обследования и проверки проводятся с участием руководителей предприятий и объектов или выделенных ими представителей. К проведению обследований и проверок должны привлекаться представители ведомственной и добровольной пожарной охраны. О дате проведения обследования, проверки (кроме оперативных) заблаговременно уведомляется руководитель предприятия, объекта или лицо, его замещающее. Перед проведением обследований, проверок государственному инспектору необходимо: - изучить документы и материалы, характеризующие пожарную опасность объекта, в том числе ведомственные приказы, указания, распоряжения по обеспечению пожарной безопасности; - ознакомиться с данными о пожарах, материалами предыдущих обследований и проверок; - подобрать необходимые нормативные документы (правила пожарной безопасности, нормы, стандарты и др.). 4.2.4. При проведении обследований и проверок государственные инспектора осуществляют контроль за соответствием продукции и услуг, включая пожарно-техническую продукцию, требованиям пожарной безопасности самостоятельно или совместно с органами Госстандарта России, Минстроя России, другими надзорными органами. При обследованиях и проверках предприятий, объектов контролируется наличие сертификата пожарной безопасности на выпускаемую продукцию, включенную ГПС в согласованном с Госстандартом России порядке в номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации. При выявлении фактов выпуска продукции с отступлениями от требований пожарной безопасности органы управления, подразделения ГПС информируют территориальные органы Госстандарта России, Минстроя России или органы по сертификации однородной продукции. 4.2.5. При проведении обследований и проверок контроль за организацией работы по лицензированию видов деятельности (работ, услуг) юридических и физических лиц ведется в соответствии с Положением о порядке лицензирования видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, утверждаемым МВД России. При выявлении в ходе обследований и проверок нарушений лицензионных условий в области пожарной безопасности государственные инспектора должны информировать об этих нарушениях территориальные органы лицензирования. 4.2.6. По результатам обследований и проверок государственным инспектором в установленном порядке составляется предписание (форма 2, Приложение 1). Предписание составляется в двух экземплярах и регистрируется в журнале учета предписаний (форма 3, Приложение 1) органа управления, подразделения ГПС. Один экземпляр предписания не позднее 10-дневного срока после окончания обследования вручается под расписку руководителю предприятия. или должностному лицу, или гражданину согласно ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности", а второй - остается для контроля в органе управления, подразделении ГПС. Допускается составление и вручение предписания как в ходе, так и после завершения обследования, в также непосредственно на предприятии. При этом предписания после вручения подлежат обязательной регистрации в указанном ранее порядке. 4.2.7. Сроки выполнения предлагаемых в предписании мероприятий по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются государственным инспектором и в необходимых случаях, в том числе требующих капитальных вложений на стадии строительства, реконструкции, согласовываются с руководителями предприятия, объекта. Мероприятия, предусмотренные предыдущими предписаниями и не выполненные в установленные сроки, включаются в новое предписание с ранее установленными сроками исполнения этих мероприятий. При этом в предписании по указанным мероприятиям делается соответствующая отметка. 4.2.8. По выявленным при обследованиях и проверках нарушениям требований пожарной безопасности, а также за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний государственные инспектора могут принимать меры административного воздействия по отношению к лицам, перечисленным в ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности". 4.2.9. Детальное обследование - обследование предприятия, объекта, в процессе которого контролируется исполнение законодательства, нормативных правовых актов и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также предлагаются обязательные для исполнения должностными лицами и гражданами мероприятия по устранению выявленных при обследовании нарушений. При детальном обследовании контролируются: - соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны; - разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности, в том числе для предприятий, объектов, находящихся в стадии строительства, реконструкции, капитального ремонта и технического перевооружения, а также выпускаемой продукции; -содержание в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров; - создание и содержание в соответствии с установленными нормами органов и подразделений пожарной охраны, в том числе на основа договоров с ГПС: - проведение противопожарной пропаганды и обучения работников предприятий мерам пожарной безопасности; - организация и содействие деятельности добровольных противопожарных формирований; - организация администрацией предприятий, объектов профилактической работы, в том числе расследование происшедших на их территории пожаров; - организация взаимодействия и оказание содействия пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; - обеспечение доступа подразделений пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территорию, в здания, сооружения и на иные объекты предприятия; - наличие у предприятия лицензии на деятельность (работы, услуги) в области пожарной безопасности, соответствие его деятельности (работ, услуг) лицензионным условиям и требованиям пожарной безопасности, а также наличие сертификата пожарной безопасности, подтверждающего соответствие продукции и услуг предприятия установленным требованиям пожарной безопасности: - наличие у предприятий, включенных в Перечень предприятий, подлежащих обязательному противопожарному страхованию, соответствующего договора страхования; - включение в коллективный договор (соглашение) вопросов пожарной безопасности. 4.2.10. Контрольное обследование - обследование предприятия, объекта, в целях проверки выполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, предложенных к исполнению в установленном порядке. По результатам контрольного обследования в предписании государственным инспектором делаются соответствующие отметки о выполнении или невыполнении мероприятий. По выявленным при контрольном обследовании новым нарушениям требований пожарной безопасности государственный инспектор в установленном порядке составляет и вручает предписание. 4.2.11. Комплексная проверка - проверка организации работы в области обеспечения пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на соответствующих территориях и подведомственных предприятиях. Комплексные проверки проводятся в соответствии с решениями ГУГПС, органов управления ГПС субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции. 4.2.12. При проведении комплексных проверок в соответствии со ст. 35, 36 Федерального закона "О пожарной безопасности" контролируется организация разработки и обеспечения реализации мер пожарной безопасности на соответствующих территориях и подведомственных предприятиях, в частности: - наличие и исполнение отдельной строки в соответствующих бюджетах в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны; - наличие, организация выполнения и финансирования федеральных и региональных целевых программ в области пожарной безопасности; - создание и содержание территориальных подразделений ГПС, финансируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и иных местных бюджетов, согласно установленной норме численности - не менее одной единицы личного состава ГПС на каждые 650 человек населения, в том числе на основе договоров с ГПС; - создание и содержание объектовых, в том числе специальных подразделений ГПС на предприятиях, включенных в Перечень особо важных и режимных объектов и Перечень предприятий, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана: состояние водоснабжения, связи, дорог; - состояние противопожарной защиты зданий повышенной этажности, в том числе жилых домов; - обеспечение передачи на безвозмездной основе в муниципальную собственность имущества подразделений пожарной охраны в случае отказа собственников от их содержания, использование указанного имущества по его прямому назначению; - организация проведения противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности; - содействие деятельности добровольным пожарным и объединениям пожарной охраны; - создание условий для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; - содействие созданию и деятельности фондов пожарной безопасности; - полнота и своевременность уплаты юридическими лицами и гражданами страховых отчислений на обеспечение пожарной безопасности, установленных обязательных отчислений в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств местных бюджетов, а также иных установленных в соответствии с законодательством сборов и отчислений на цели пожарной безопасности; - порядок разработки по решению органов государственной власти и согласования с ГПС инвестиционных проектов в части обеспечения пожарной безопасности; - осуществление органами государственной власти, в пределах их компетенции, социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупки пожарно-технической продукции; - финансирование научно-технических разработок в области пожарной безопасности; - осуществление мер правовой и социальной защиты личного состава пожарной охраны и членов их семей. При обобщении результатов комплексных проверок учитываются материалы детальных и (или) контрольных обследований предприятий, объектов. 4.2.13. Комплексные проверки проводятся комиссией, создаваемой соответствующим органом управления ГПС. во главе с руководителем этого органа управления или по его поручению - другим должностным лицом ГПС. В состав комиссии включаются должностные лица ГПС, а также, по согласованию, представители вышестоящих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители других заинтересованных органов, в том числе федеральных надзоров. Территориальные органы управления ГПС субъектов Российской Федерации разрабатывают и вносят на утверждение соответствующих органов исполнительной власти графики комплексных проверок организации работы органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности. О предстоящей проверке заблаговременно информируется руководитель органа исполнительной власти. Проверки должны осуществляться не реже 1 раза в 5 лет. 4.2.14. По результатам комплексной проверки в установленном законодательством порядка составляется акт. Акт комплексной проверки оформляется в трех экземплярах, первый из которых вручается руководителю соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, второй - направляется в вышестоящий орган исполнительной власти (при проверке органов местного самоуправления), а третий - остается в органе управления, подразделении ГПС, проводившем комплексную проверку. Материалы комплексных проверок вносятся на рассмотрение создаваемых в соответствии со ст. 35 Федерального закона "О пожарной безопасности" комиссий по пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для принятия мер по координации и совершенствованию работ по обеспечению пожарной безопасности. 4.2.15. Акты по результатам комплексных проверок, вручаемые руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подписываются главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору или его заместителями. 4.2.16. Целевая (оперативная) проверка - выборочный контроль за уровнем пожарной безопасности отдельных зданий, помещений, систем противопожарной защиты, связи и т.п., с учетом сезонности, особенностей работы предприятий, объектов, обстановки с пожарами. Планируется по мере необходимости. 4.2.17. О проведении обследований и проверок делаются соответствующие отмотки в журнале профилактической работы (форма 4, Приложение 1), либо заносятся в автоматизированный банк данных. 4.2.18. На каждое из закрепленных за государственным инспектором предприятие, объект, в том числе на строящиеся, ведется контрольно-наблюдательное дело (форма 5, Приложение 1), в котором хранятся акт о выборе площадки (трассы) для строительства, материалы по рассмотрению строй генплана, проектно-техническая документация и иные данные о предприятии, объекте, копии предписаний, протоколов, постановлений, приказов, информация о происшедших пожарах и другие материалы, отражающие пожарную безопасность предприятия, объекту за последние 5 (пять) лет. Материалы по согласованию обоснованных отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности хранятся в контрольно-наблюдательном деле в течение всего срока эксплуатации предприятия, объекта. Допускается вести одно контрольно-наблюдательное дело на группу зданий (сооружений), расположенных на общей строительной площадке, а также при застройке территории зданиями по типовым или повторно применяемым проектам. 4.3. Нормативно-техническая работа 4.3.1. Нормативно-техническая работа - осуществление ГПН соблюдения требований пожарной безопасности при выборе площадок (трасс) для строительства, при проектировании, строительстве и приемке завершенных строительством предприятий, объектов, производстве строительной продукции, а также разработка нормативных документов по пожарной безопасности, в том числе стандартов, норм, правил пожарной безопасности, инструкций и иных документов, содержащих требования пожарной безопасности. 4.3.2. Нормативно-техническая работа ведется государственными инспекторами в соответствии с утвержденными в установленном порядке функциональными обязанностями и должностными инструкциями. Разработка нормативных документов по пожарной безопасности о строительстве осуществляется государственными инспекторами федерального и территориального органов управления ГПС в соответствии с порядком, установленным НПБ-01. 4.3.3. Государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности при выборе площадок (трасс) для строительства, при проектировании, строительстве и приемке завершенных строительством предприятий, объектов, производстве строительной продукции осуществляется в соответствии с НПБ-02. 4.3.4. Взаимодействие государственных инспекторов с должностными лицами других надзорных органов по вопросам пожарной безопасности предприятий, объектов, зданий и сооружений при проектировании и строительстве осуществляется в рамках соглашений ГУГПС (МВД России) с этими надзорными органами на основе совместных планов, утверждаемых соответствующими руководителями. 4.3.5. Органы управления ГПС в экспертных и экспертно-технических подразделениях министерств, ведомств и иных организаций при рассмотрнии вопросов пожарной безопасности населенных пунктов, промышленных узлов, предприятий, объектов представляют их руководители или по поручению и с наделением необходимыми правами другие должностные лица ГПС, специализирующиеся в области нормативно-технической работы. 4.3.6. В органах управления, подразделениях ГПС организуется на безвозмездной основе консультирование должностных лиц и граждан по вопросам пожарной безопасности. Консультирование осуществляется государственными инспекторами в порядке, установленном начальником органа управления ГПС. В органе управления, подразделении ГПС ведется журнал учета консультаций (форма 6, Приложение 1). 4.3.7. Территориальными органами управления, подразделениями ГПС исходя из пожарной опасности, значимости и сложности предприятий, объектов, местных условий ведется учет предприятий, объектов. проектно-сметная документация на строительство которых в полном объеме подлежит обязательной проверке в части соблюдеия требований пожарной безопасности. Проверка проектно-сметной документации осуществляется: - непосредственно на стройплощадке в ходе обследования и проверки строящихся предприятий, объектов; - в проектных, строительных организациях и в организациях заказчика; - при участии в работе экспертно-технических, градостроительных советов. 4.3.8. Рассмотрение проектно-сметной документации по крупным, технически сложным проектам предприятий, объектов может осуществляться непосредственно в органе управления, подразделении ГПС. При необходимости государственный инспектор может затребовать проектную документацию по проекту, касающуюся огнестойкости, эвакуации, категории помещений по взрывопожарной опасности, результаты огневых испытаний и научно-исследовательских работ, а также иную информацию по вопросам обеспечения пожарной безопасности проектируемого или строящегося предприятия, объекта. Рассмотрение проектов газовых установок, электрораспределительных устройств и электрических подстанций внешних и внутренних электрических сетей предприятий, объектов производится только в части их соответствия требованиям пожарной безопасности. 4.3.9. По выявленным государственным инспектором в проектно-сметной документации отступлениям и нарушениям требований пожарной безопасности генеральному проектировщику (проектировщику) вручается предписание. При необходимости копия предписания для сведения направляется заказчику, генеральному подрядчику и в вышестоящий орган управления ГПС (по результатам целевых проверок). Государственные инспектора при рассмотрении проектной документации но должны делать какие-либо записи и ставить штампы на технической документации проекта. Допускается оформлять письменное заключение о соответствии представленной на рассмотрение проектной документации требованиям пожарной безопасности. 4.3.10. Обследования и проверки строящихся предприятий, объектов осуществляются согласно п.п. 4.2.7 - 4.2.17 Наставления, при этом также проводится проверка проектно-сметной документации и выполненных строительно-монтажных работ на соответствие требованиям пожарной безопасности, утвержденному (согласованному) проекту, контролируется устранение ранее выявленных нарушений, а также выполнение правил пожарной безопасности при производствестроительно-монтажных работ. Обследования и проверки строящихся предприятий, объектов рекомендуется проводить в дни авторского надзора проектной организации совместно с представителями других надзорных органов. 4.3.11. Периодичность обследований и проверок строящихся предприятий, объектов устанавливается территориальными органами ГПС в зависимости от важности, стоимости, сроков и темпов строительства этих объектов. Сроки обследований и проверок определяются с учетом календарных планов выполнения строительных работ. 4.3.12. При обследованиях и проверках строящихся по типовым проектам предприятий, объектов в случае выявления в проектах нарушений требований пожарной безопасности государственный инспектор оформляет предписание и вручает его руководителю проектной организации, осуществляющей привязку. Копии предписания направляются также генеральному подрядчику, заказчику и в вышестоящий орган управления ГПС. Вышестоящий орган управления ГПС сообщает о выявленных в типовом проекте нарушениях требовании пожарной безопасности организации - разработчику проекта, а также в орган управления ГПС, рассматривавший проект до его распространения (в необходимых случаях об этом информирует ГУГПС). 4.3.13. Проверки проектных организаций в части соответствия выпускаемой ими проектно-сметной документации на строительство предприятий, объектов требованиям нормативных документов по пожарной безопасности осуществляются государственными инспекторами не реже одного раза в 2 года. К проверкам по согласованию могут привлекаться, специалисты из других организаций, а также из головной проектной организации (при проверках ее филиалов). Контроль за деятельностью граждан, имеющих лицензию на право проектирования и строительства, осуществляется выборочно в соответствии с настоящим Наставлением. В органе управления, подразделении ГПС ведется журнал учета проектных организаций (форма 7, Приложение 1), расположенных на обслуживаемой территории. 4.3.14. При проверках строящихся предприятий, объектов государственным инспектором рассматривается проектно-сметная документация, оформленная в установленном порядке, подписанная авторами проекта и имеющая архивные номера. 4.3.15. При проверках организаций - разработчиков нормативных документов по пожарной безопасности государственные инспектора контролируют порядок внесения в ведомственные и отраслевые нормы проектирования изменений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. 4.3.16. Выявленные в ходе проверок нарушения требований пожарной безопасности, порядка внесения в ведомственные и отраслевые нормы проектирования изменений, связанных с обеспечением пожарной безопасности, предлагаются к устранению предписанием. 4.3.17. Государственные инспектора, специализирующиеся в области нормативно-технической работы, должны систематически изучать крупные и характерные пожары, разрабатывать и вносить предложения для включения в нормативные документы. Эти предложения ежегодно обобщаются территориальными органами управленияГПС и не позднее четвертого квартала направляются в ГУГПС. 4.4. Административная практика 4.4.1. Административная практика - деятельность государственных инспекторов по привлечению юридических лиц, должностных лиц и граждан к административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности. 4.4.2. Административная практика осуществляется государственными инспекторами в порядка производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, приказами и указаниями МВД России. 4.4.3. Размеры применяемых государственными инспекторами штрафных санкций определяются законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. 4.4.4. В случае нарушений требований пожарной безопасности юридическими лицами при выпуске продукции или отсутствии сертификата пожарной безопасности на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, составляется акт за подписью членов комиссии по проверке, который направляется для принятия мер в местный или территориальный орган Госстандарта России. 4.4.5. Вынесение постановления о наложении административных взысканий (форма 8, Приложение 1) проводится на основании протокола об административном правонарушении (форма 9, Приложение 1), который составляется уполномоченными на то должностными лицами ГПС, сотрудниками правоохранительных органов, работниками ведомственной и добровольной пожарной охраны. Протокол об административном правонарушении регистрируется в журнале учета административных дел (форма 10, Приложение 1), и по нему заводится административное дело. 4.4.6. Рассмотрев дело об административном правонарушении, государственный инспектор выносит постановление о наложении административного взыскания или о прекращении административного дела производством (форма 11, Приложение 1). 4.4.7. При прекращении административного дела производством по мотивам, прямо указанным в законе, собранные материалы с копией постановления должны направляться в соответствующие инстанции для принятия к нарушителю мер воздействия. При этом вынесенное постановление должно оставаться в органе управления, подразделении ГПС. 4.4.8. В случае отказа от добровольной уплаты штрафа нарушителем должностное лицо направляет постановление (формы 12, 13, Приложение 1) для принудительного взыскания суммы штрафа в предусмотренном законодатльством порядке. 4.4.9. Государственный инспектор, рассматривающий дело, при установлении причин и условий, способствовавших совершению нарушения или невыполнения требований пожарной безопасности, вносит в соответствующие органы исполнительной власти, руководителям и должностным лицам предприятия, объекта предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий. Указанные организации и лица обязаны в течение срока, установленного административным законодательством, сообщить о принятых мерах. 4.4.10. Административные дела, журнал административных дел ведутся государственными инспекторами и хранятся в органе управления, подразделении ГПС в течение двух лет. 4.4.11. При обнаружении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом перевооружении предприятий, зданий, сооружений и других объектов приостанавливается полностью или частично работа предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатация зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ. 4.4.12. О приостановлении полностью или частично работы предприятия (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатации здания, сооружения, помещения, проведения отдельного вида работ государственным инспектором выносится постановление (форма 14, Приложение 1). В постановлении излагаются причины и условия, являющиеся основанием для применения данной административной меры, с перечислением пунктов нарушенных требований нормативных документов по пожарной безопасности. 4.4.13. Постановление о приостановке работы или эксплуатации вручается не позднее 3 дней после его вынесения руководителю предприятия, объекта или собственнику, приводится в исполнение государственным инспектором с составлением протокола (форма 15, Приложение 1) и действует до устранения нарушений, явившихся основанием для принятия такого решения. 4.4.14. Постановление о приостановка работы предприятия (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатации здания, сооружения, помещения, проведения отдельного вида работ может быть изменено или отменено только вынесшем его государственным инспектором либо вышестоящим государственным инспектором. 4.4.15. Постановления о приостановке работы и запрещении эксплуатации хранятся в контрольно-наблюдательном деле по предприятию, объекту, населенному пункту и регистрируются в журнале учета постановлений о приостановке работы предприятий (форма 16, Приложение 1). 4.5. Проверки и дознание по делам о пожарах 4.5.1. Проверки по делам о пожарах - деятельность дознавателей, государственных инспекторов по установлению причин пожаров, лиц, виновных в их возникновении, а также наличия или отсутствия признаков преступления. Дознание по делам о пожарах - деятельность дознавателей, государственных инспекторов по раскрытию и предупреждению преступлений, связанных с пожарами, а также обнаружению совершивших их лиц, собиранию и проверке доказательств, исследованию обстоятельств событий преступлений, установлению причин и условий, способствовавших их совершению, привлечению виновного к ответственности или реабилитации невиновного и прекращению необоснованно возбужденного против него дела. 4.5.2. При проведении проверок и дознания по делам о пожарах дознаватели, государственные инспектора руководствуются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Наставлением. 4.5.3. При проверках по делам о пожарах дознаватель, государственный инспектор устанавливают: - время, место возникновения пожара, данные о его развитии и тушении; - причину пожара, лиц, виновных в его возникновении, обстоятельства, влияющие на степень и характер их ответственности; - материальный ущерб от пожара, наличие пострадавших на пожаре. другие последствия пожара; - противопожарное состояние предприятия, объекта до пожара и причинно-следственную связь с возникновением пожара, его распространением и наступлением последствий; - причины и условия, способствовавшие возникновению и развитию пожара. 4.5.4. Проверки по делам о пожарах проводятся путем осмотра места происшествия с составлением протокола и схемы места пожара (форма 17, Приложение 1), получения объяснений от потерпевших, виновных лиц, участников тушения, ответственных за противопожарное состояние и охрану предприятия, объекта (форма 16, Приложение 1), а также истребования ведомственного акта служебного расследования пожара, технической и служебной документации, заключения специалистов (электриков, химиков и др.), документов, подтверждающих материальный ущерб от пожара, и других необходимых действий. 4.5.5. По результатам проверок по делам о пожарах государственным инспектором, в случае отсутствия признаков преступления. выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (форма 19, Приложение 1), утверждаемое руководителем органа управления, подразделения ГПС. В случае отсутствия признаков преступления, прямого материального ущерба, пострадавших на пожаре вместо постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки государственным инспектором оформляется - рапорт на имя руководителя органа управления, подразделения ГПС. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и весь собранный по пожару материал передаются государственным инспектором для регистрации, учета и хранения в учетно-регистрационные подразделения соответствующих органов внутренних дел. Номера постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и номера уголовных дел по пожарам указываются в соответствующей графе журнала учета пожаров. 4.5.6. При отказе в возбуждении уголовного дела по пожару государственные инспектора уведомляют о соответствующем постановлении руководителей предприятий, объектов, собственников и граждан, от которых поступило заявление или сообщение о пожаре, а также разъясняют им их права и порядок обжалования постановления (форма 20. Приложение 1). 4.5.7. При решении вопроса о возмещении материального ущерба гражданам, предприятиям, страховым организациям и др. на основании запроса или заявления государственные инспектора выдают им копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. 4.5.8. При возбуждении уголовного дела по материалам проверки по делам о пожарах государственным инспектором выносится соответствующее постановление, которое регистрируется в учетно-регистрационном подразделении органа внутренних дел, а копия его немедленно направляется прокурору. 4.5.9. Дознаватели, государственные инспектора проводят дознание по делам о пожарах, по которым производство предварительного следствия обязательно и необязательно, а также осуществляют досудебную подготовку материалов в протокольной форме в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством и нормативно-методическими документами МВД России. 4.5.10. При возбуждении по пожару уголовного дела дознаватель, государственный инспектор производят необходимые следственные действия по установлению и закреплению следов преступления (осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей и др.). 4.5.11. При вынесении постановления о передаче дела по пожару по подследственности и передаче дела в следственное подразделение дознаватель, государственный инспектор производят следственные действия по делу только по поручению следователя. После передачи дела по пожару по подследственности дознаватель, государственный инспектор осуществляют слежение за ходом его расследования. 4.5.12. По прибытии на место пожара следственно-оперативной группы дознаватель, государственный инспектор выполняют поручения следователя по отдельным следственным действиям (участие в осмотре места происшествия в целях установления очага и причин пожара, отыскания следов и предметов поджога, изъятия технической и иной документации, имеющей отношение к пожару, выяснения причин пожара и условий, способствовавших его возникновению и распространению, выявление состояния и исправности средств противопожарной защиты, степени выполнения администрацией предприятия, объекта требований пожарной безопасности и др.). 4.5.13. Дознаватель, государственный инспектор при дознании по делам о пожарах обязаны: - обеспечивать проведение дознания по пожарам в соответствии с действующим законодательством; - взаимодействовать по вопросам организации проведения дознания по делам о пожарах с работниками следствия, уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, экспертами-криминалистами, специалистами в различных областях знаний, работниками прокуратуры и суда; - организовать работу должностных лиц ГПС по проведению проверок по делам о пожарах и соблюдения законности при принятии решений по этим делам; - осуществлять в протокольной форме досудебную подготовку материалов по преступлениям, связанным с неосторожным уничтожением или повреждением имущества в результате пожара; - вести необходимую служебную документацию (форма 21, Приложение 1); - предоставлять сведения необходимые для проведения анализа сложившейся обстановки с пожарами и причинами их возникновения; - вносить предложения в планы работы органа управления, подразделения ГПС по повышению эффективности деятельности в области дознания и проведения проверок по пожарам. 4.6. Официальный статистический учет пожаров 4.6.1. Официальный статистический учет пожаров - учет пожаров и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям, осуществляемые органами управления, подразделениями ГПС в соответствии с Инструкцией о порядке государственного статистического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации, утверждаемой министром внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Госкомстатом России, другими заинтересованными министерствами и ведомствами. 4.6.2. Государственные инспектора контролируют соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, установленного порядка учета пожаров и их последствий. 4.6.3. При контроле за соблюдением установленного порядка учета пожаров и их последствий государственные инспектора: - осуществляют проверку соблюдения установленного порядка ведомственного статистического учета федеральными органами исполнительной власти, другими юридическими лицами на подведомственных объектах; - определяют достоверность данных, включаемых в статистическую отчетность, представляемую ими в органы управения ГПС в установленном Госкомстатом России порядке; - определяют соответствие включенных в официальный статистический учет сведений о происшедших пожарах и их последствиях представляемых предприятиями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; - устанавливают полноту и своевременность представления в ГПС медицинскими учреждениями, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, сведений о пострадавших при пожарах лицах, обратившихся или доставленных а медицинские учреждения для оказания медицинской помощи, а также об умерших от травм, полученных на пожаре; - определяют соответствие сведений о материальном ущербе, включенных в статистическую отчетность, документам бухгалтерской отчетности предприятий, объектов, на которых произошел пожар, сведениям страховых организаций, выпискам из решений судебных органов, документам собственников личного имущества. 4.6.4. При выявлении нарушений при представлении данных и (или) искажения установленного порядка учета пожаров и их последствий государственные инспектора принимают необходимые меры по привлечению виновных к ответственности в соответствии с п.п. 4.4.9. - 4.5.3. Наставления. 4.6.5. Органы управления, подразделения ГПС ведут учет пожаров в регистрационном журнале учета. При осуществлении учета пожаров с использованием автоматизированного рабочего места "Статистика" журнал учета пожаров ведется в электронной форме. По факту пожара государственным инспектором по материалам проверки (расследования) пожара заполняется карточка учета пожара в соответствии с Инструкцией по заполнению и прохождению карточки учета пожара, утверждаемой министром внутренних дел Российской Федерации. 4.7. Информационное обеспечение, противопожарная пропаганда и обучение в области пожарной безопасности 4.7.1. При осуществлении ГПН государственные инспектора контролируют исполнение органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами требований по организации информационного обеспечения, противопожарной пропаганды и обучения в области пожарной безопасности, а также самостоятельно участвуют в организации и проведении противопожарной пропаганды и обучения мерам пожарной безопасности. 4.7.2. Государственные инспектора в соответствии со ст. 25, 26 Федерального закона "О пожарной безопасности": - контролируют организацию обучения мерам пожарной безопасности работников предприятий администрацией (собственниками) этих предприятий (наличие программ обучения, их соответствие Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации, оборудование кабинетов наглядными пособиями, квалификация специалистов, проводящих обучение и т. д.); - проверяют наличие специальных программ, согласованных с ГПС. по обучению детей в дошкольных образовательных учреждениях, обучающихся в образовательных учреждениях мерам пожарной безопасности. контролирую организацию такого обучения и квалификационный уровень лиц, проводящих обучение; - устанавливают обоснованность внесения сведений о пожарной безопасности в автоматизированные информационные системы ГПС, а также соответствия условий, порядка внесения этих сведений, ознакомления с ними должностных лиц и граждан федеральным законам и нормативным документам по пожарной безопасности; - контролируют своевременность информирования ГПС о неблагоприятных с точки зрения пожарной безопасности событиях и прогнозах уполномоченными государственными органами (МЧС России, метеорологические службы и др.); - содействуют публикации в средствах массовой информации на безвозмездной основе по требованию ГПС оперативной информации по вопросам пожарной безопасности; - оказывают помощь органам государственной власти и органам местного самоуправления в информировании населения о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействуют в распространении пожарно-технических знаний; - проверяют наличие и выполнение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями планов по организации и проведению противопожарной пропаганды и обучения мерам пожарной безопасности. 4.7.3. Государственные инспектора участвуют в обучении мерам пожарной безопасности (проведение лекций, семинаров, бесед, викторин, тематических вечеров и т. п.) на обслуживаемой территории на безвозмездной основе. 4.7.4. При выявлении нарушений установленного порядка организации информационного обеспечения, противопожарной пропаганды и обучения в области пожарной безопасности государственные инспектора принимают необходимые меры по привлечению виновных к ответственности в соответствии с п.п. 4.4.9.- 4.5.3. Наставления. 4.7.5. В органах управления, подразделениях ГПС осуществляется учет работы по информационному обеспечению, противопожарной пропаганде и обучению в области пожарной безопасности в порядке, устанавливаемом территориальными органами управления ГПС. 4.7.6. Государственные инспектора непосредственно участвуют в проведении работы по информационному обеспечению, противопожарной пропаганды путем: - публикации материалов в средствах массовой информации; - организации показа кино-, теле-, видеофильмов противопожарной тематики; - содействия популяризации мер пожарной безопасности посредством издания и распространения пожарно-технической литературы и рекламной продукции противопожарной тематики (плакаты, альбомы, буклеты, конверты, марки, открытки и сувениры); - проведения тематических выставок, лекций, бесед, консультаций, инструктажей, а также выступлений по местному кабельному телевидению, - организации на базе пожарно-технических центров по передовому опыту и организации массовых мероприятий, конкурсов, дней открытых дверей в подразделениях пожарной охраны: - подготовки с советами ДПО и другими общественными противопожарными формированиями годовых планов совместных мероприятий по предупреждению пожаров и их реализации. 4.8. Контроль за организацией и осуществлением ГПН 4.8.1. Организация и осуществление ГПН контролируются государственными инспекторами с учетом их подчиненности в соответствии с п.п. 2.1. и 4.6. Наставления. 4.8.2. Государственные инспектора органов управления, подразделений ГПС контролируют деятельность государственных инспекторов подчиненных органов управления, подразделений ГПС, а также организацию ГПН в них путем проверки исполнения требований действующего законодательства, настоящего Наставления, приказов и указаний вышестоящих органов управления ГПС, компетентности государственных инспекторов и выполнения ими своих функциональных обязанностей. 4.8.3. Проверка подчиненных органов управления, подразделений ГПС - основной вид контроля за деятельностью государственных инспекторов и оказания им помощи в организации деятельности по осуществлению ГПН, проводимый посредством командировок сотрудников вышестоящих органов управления ГПС в подчиненный орган управления, подразделение ГПС. Проверки подчиненных органов управления, подразделений ГПС осуществляются в порядке, установленном МВД России с учетом специфики установленной Наставлением. 4.8.4. Проверка организации и осуществления ГПН по органам управления, подразделениям ГПС планируется территориальными органами управления ГПС субъектов Российской Федерации исходя из местных условий проводится не реже 1 раза в 3 года. 4.8.5. Проверка деятельности осуществляется бригадой, с учетом раскрепления государственных инспекторов, или индивидуально наиболее подготовленным государственным инспектором. В состав бригады, при необходимости, могут быть включены представители местного органа самоуправления, других заинтересованных организаций, пожарно-технических научно-исследовательских и пожарно-технических учебных заведений. 4.8.6. На проведение проверки составляется в обязательном порядке план-задание, которое утверждается руководителем территориального органа управления ГПС. 4.8.7. По результатам проверки готовится справка с планом мероприятий по устранению выявленных недостатков. 4.8.8. Результаты проверки в установленном порядке регистрируются, докладываются руководителю органа управления ГПС, по его поручению устанавливается контроль за ходом устранения выявленных недостатков. При необходимости руководитель бригады информирует о результатах проверки органы государственной власти, органы местного самоуправления в области пожарной безопасности. 4.8.9. Проверка подразделяется на инспекторскую, контрольную, целевую. 4.8.10. Инспекторская проверка - проверка вышестоящим органом управления ГПС организации и осуществления ГПН в подчиненном органе управления, подразделении ГПС при которой оценивается деятельность государственных инспекторов проверяемого органа управления, подразделения ГПС по основным направлениям ГПН в соответствии с их функциональными обязанностями и п.п. 2.7. 2.8. 3.3, 3.4, 4.1 Наставления, а также контролируется исполнение законодательства, приказов, указаний МВД России, вышестоящих органов управления ГПС. 4.8.11. Контрольная проверка - проверка вышестоящим органом управления ГПС хода устранения выявленных при инспекторской проверке недостатков в организации и осуществлении ГПН подчиненным органом управления, подразделением ГПС. 4.8.12. Контрольная проверка проводится по указанию органа управления ГПС с учетом установленных сроков по устранению недостатков, выявленных при инспекторской проверке, но не позднее одного года после ее завершения. 4.8.13. Целевая проверка - выборочная проверка организации и осуществления ГПН государственными инспекторами по одному из основных направлений ГПН (обследования и проверки, нормативно-техническая работа, административная практика, проверки и дознанию по делам о пожарах), с учетом обстановки с пожарами и результатов работы на обслуживаемой ими территории. 4.8.14. Вышестоящие органы управления ГПС по мере необходимости могут оказывать практическую помощь подчиненным органам управления, подразделениям ГПС имеющим низкие показатели по основным направлениям ГПН. Оказание практической помощи по отдельным основным направлениям ГПН может осуществляться путем проведения практических мероприятий, в том числе обследований и проверок населенных пунктов, предприятий, объектов, проверок и дознания по делам о пожарах и др. 4.9. Взаимодействие со службами органов внутренних дел 4.9.1. При осуществлении ГПН органы управления, подразделения ГПС взаимодействуют со службами и подразделениями органов внутренних дел, в том числе: - со следственно-оперативными группами, экспертно-криминалистическими подразделениями - по расследованию преступлений, связанных с пожарами, установлению причин пожаров; - с подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями - по вопросам координации сроков проведения обследований и проверок предприятий, объектов на которых сконцентрированы товарно-материальных ценности, в предревизионный период; - с подразделениями вневедомственной охраны - по проверке наличия лицензий на выполнение работ (услуг), связанных с оснащением предприятий установками, системами охранно-пожарной сигнализации, вывода сигналов на пульты централизованного наблюдения и в подразделения пожарной охраны, а также сертификатов на соответствующую продукцию, по контролю за порядком несения службы сторожевой охраной предприятий, объектов; - со службами государственной автомобильной инспекции - по проведению проверок пожарной безопасности автотранспортных средств на предприятиях в период сезонных и государственных технических осмотров; - со службами милиции, включая вневедомственную охрану - по осуществлению мероприятий по раскрытию и предупреждению преступлений, связанных с пожарами, применению мер административного воздействия за нарушение и невыполнение требований пожарной безопасности, а также привлечению сотрудников милиции к проведению в установленном порядке проверок выполнения на предприятиях, объектах отдельных мероприятий, указанных в предписаниях ГПС. Взаимодействие осуществляется в соответствии с приказами указаниями МВД России, а также разрабатываемыми на их основе совместными планами работ, либо мероприятиями согласованными с соответствующими службами и включаемыми в планы работ органов управления, подразделений ГПС. 4.9.2. Государственные инспектора на обслуживаемой территории осуществляют по мере необходимости в установленном законом поряке совместно со службами милиции проверки предприятий, объектов, жилых домов, дачных, жилищно-строительных и гаражных кооперативов, а также рассматривают и принимают решения по протоколам о нарушении правил пожарной безопасности, составленным сотрудниками милиции, в том числе участковыми инспекторами. 4.9.3. Государственные инспектора, в пределах возложенных на них функциональных обязанностей оказывают практическую помощь инспекциям военизированной пожарной охраны органов уголовно-исполнительной системы, должностным лицам пожарной охраны (пожарного надзора) ГУВДТ и подразделений по охране метрополитенов в пожарно-профилактической работе на объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, осуществляют в установленном порядке проверки их пожарной безопасности. 4.10. Планирование, учет и анализ 4.10.1. Деятельность государственных инспекторов осуществляется в соответствии с планами, разрабатываемыми в органах управления и подразделениях ГПС в установленном МвД России порядке, а также с их личными планами-графиками работы с учетом возложенных функциональных обязанностей. 4.10.2. Мероприятия по осуществлению ГПН включаются в планы органов управления, подразделений ГПС в качестве самостоятельного раздела. 4.10.3. Планируемые мероприятия разрабатываются на основе результатов анализа обстановки с пожарами, пожарной безопасности населенных пунктов, предприятий, объектов с учетом решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, вышестоящих государственных инспекторов, а также сезонных и местных условий. 4.10.4. Для каждого государственного инспектора разрабатываются и утверждаются руководителем органа управления подразделения ГПС функциональные обязанности с учетом его специализации в соответствии с основными направлениями ГПН. За государственным инспектором закрепляются по территориальному и ведомственному признаку населенные пункты, предприятия, объекты. 4.10.5. При закреплении по территориальному признаку государственный инспектор осуществляет ГПН на соответствующей территории со всеми расположенными на ней населенными пунктами, предприятиями. объектами. При закреплении по ведомственному признаку государственный инспектор осуществляет ГПН предприятий, объектов определенного ведомства (отрасли) независимо от места их расположения на обслуживаемой подразделением ГПС территории. 4.10.6. Государственные инспектора ежемесячно составляют личные планы-графики обследований, проверок населенных пунктов, предприятий, объектов, утверждаемые непосредственным начальником. 4.10.7. На обследования и проверки должно планироваться не менее 15 рабочих дней в месяц. Форма составления планов-графиков устанавливается территориальным органом управления ГПС. 4.10.8. В органах управления, подразделениях ГПС ведется учет, о том числе: - населенных пунктов, предприятий, объектов и др., в том числе осуществляющих лицензионную деятельность (работы, услуги) в области пожарной безопасности на обслуживаемой территории; - предприятий, осуществляющих производство, выпуск и реализацию товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, а также выпускающих продукцию повышенной пожарной опасности (нагревательных приборов, пиротехнических изделий, изделий бытовой химии и др.); - новостроек; - предприятий, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы; - граждан, имеющих лицензию на право проектирования и строительства. 4.10.9. Анализ деятельности по осуществлению ГПН проводится ежеквартально в целях своевременного реагирования на изменение обстановки с пожарами на обслуживаемой территории по следующим направлениям: - статистика пожаров; - проверка соблюдения требований пожарной безопасности предприятиями и гражданами, обобщение результатов проведения обследовании и проверок; - нормативно-техническая работа; - административно-правовая деятельность; - расследование пожаров; - деятельность добровольной пожарной охраны по предупреждению пожаров. Анализ статистики пожаров проводится в целях выявления причин и условий возникновения пожаров, контроля и прогнозирования обстановки с пожарами. Анализ должен проводится с учетом демографических, климатических, социально-экономических и других факторов, влияющих на обстановку с пожарами, и завершаться разработкой мероприятий, направленных на предупреждение пожаров. Закрепление сотрудников ГПС субъектов Российской Федерации, а также государственных инспекторов для осуществления ГПН по территориальному признаку приведены в Приложениях 2, 3. Закрепление государственных инспекторов для осуществления ГПН по ведомственному признаку в Приложении 4. |