ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО ОТЧИСЛЕНИЯМ ОТ ПРИБЫЛИ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ПЕРЕВЕДЕННЫХ НА ПОЛНЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ И САМОФИНАНСИРОВАНИЕ ИНСТРУКЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР 8 июня 1989 г. N 74 (БНА 90-2) 1. Настоящая инструкция определяет порядок расчетов с бюджетом по отчислениям от прибыли объединений, предприятий и организаций (В дальнейшем объединения, предприятия и организации именуются предприятиями.), переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. 2. Плательщиками в бюджет отчислений от прибыли являются предприятия, состоящие на хозяйственном расчете, имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет в учреждении банка, действующие в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении). Расчеты с бюджетом по платежам из прибыли производят предприятия самостоятельно (децентрализованно). 3. Платежи в бюджет из прибыли состоят из: а) платы за производственные основные форды и нормируемые оборотные средства (платы за производственные фонды); б) платы за трудовые ресурсы (кроме предприятий, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование до 1 января 1988 года). По предприятиям союзного подчинения плата за трудовые ресурсы в размере до 50% вносится в местный бюджет (Указания о порядке перечисления платы за трудовые ресурсы в местные бюджеты доведены до министерств и ведомств, а также финансовых органов в письме Министерства финансов СССР от 8 декабря 1988 г. N 180.). Указанные платежи исчисляются в порядке, установленном инструкцией Министерства финансов СССР и Госплана СССР от 5 ноября 1987 г. N 210 "О порядке взимания в бюджет платы за производственные основные фонды и нормируемые оборотные средства (платы за производственные фонды) и платы за трудовые ресурсы с объединений, предприятий и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование" (Инструкция опубликована в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств СССР N 9 за 1989 год.- Прим. ред.) и письмом Министерства финансов СССР и Госплана СССР от 13 марта 1989 г. N 35. Предприятия, переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование до 1 января 1988 года, при исчислении платы за производственные фонды руководствуются инструкцией Министерства финансов СССР и Госплана СССР от 30 ноября 1979 г. N 195 "О порядке взимания в бюджет платы за производственные основные фонды и нормируемые оборотные средства (платы за производственные фонды) с объединений, предприятий и организаций" и дополнениями к ней; в) отчислений от расчетной прибыли в государственный (в том числе- в местный) (Порядок планирования и зачисления в местные бюджеты части прибыли предприятий союзного подчинения доведен до министерств и ведомств СССР (по списку) и финансовых органов письмами Министерства финансов СССР от 29 мая 1987 г. N 143 и от 8 декабря 1988 г. N 180.) бюджет по установленным нормативам. Под расчетной прибылью понимается прибыль от реализации продукции, работ и услуг и другие финансовые результаты, учитываемые при планировании прибыли, за вычетом платы за производственные фонды и трудовые ресурсы, а также процентов за краткосрочные кредиты банков, включая проценты за банковский кредит внешнеторговых фирм, не наделенных правами юридических лиц. При определении прибыли из выручки от реализации продукции, работ и услуг исключается выручка, полученная от оказания платных услуг населению по предприятиям, для которых оказание платных услуг не является основной деятельностью. Затраты на оказание платных услуг населению в издержки производства по основной деятельности не включаются, а возмещаются за счет выручки от оказания этих услуг. Предприятиям, переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование до 1 января 1988 года, кроме предприятий Минхиммаша СССР, норматив отчислений в государственный (в том числе- в местный) бюджет устанавливается к прибыли, уменьшенной на прибыль, имеющую целевое направление, и плату в бюджет за производственные фонды. По предприятиям Минхиммаша СССР определение отчислений в бюджет от плановой прибыли производится по нормативам, установленным в зависимости от уровня рентабельности продукции к себестоимости. Определение нормативов отчислений от прибыли в государственный бюджет в пятилетнем и годовых планах предприятий этого Министерства производится по единой шкале, которая доведена до плательщиков и финансовых органов по месту нахождения предприятий. При этом, начиная с плана 1989 года, уровень рентабельности к себестоимости для определения по единой шкале норматива отчислений от прибыли в государственной бюджет предприятиями отрасли исчисляется не по годовому плану, а по пятилетнему и изменению не подлежит. Показатели пятилетнего плана используются также и при применении шкалы для исчисления платы за производственные фонды. 4. Министерствами, ведомствами, межотраслевыми государственными объединениями, территориальными управлениями, производственными объединениями и другими вышестоящими организациями, в состав которых входят самостоятельные предприятия, нормативы платежей в бюджет из прибыли и суммы плановой прибыли, принятые в расчетах экономических нормативов, доводятся до предприятий и финансовых органов по месту их нахождения заблаговременно; нормативы являются стабильными до конца пятилетки. Руководствуясь полученными нормативами, предприятия самостоятельно разрабатывают и утверждают финансовые планы на год с поквартальной разбивкой, в которых определяются плановые пропорции распределения прибыли и платежей в бюджет. Предприятия указанные финансовые планы сообщают вышестоящей организации, а финансовым органам по месту своего нахождения не позднее 15 декабря года, предшествующего планируемому, представляют в двух экземплярах справку о взаимоотношениях с бюджетом по платежам из прибыли по форме согласно приложению 1 (Приложения в "Бюллетене" не приводятся.- Прим. ред.) к настоящей инструкции, один экземпляр которой направляется вышестоящему финоргану для учета плана платежей в бюджет из прибыли. Министерства, ведомства и входящие в их систему органы управления, находящиеся в г. Москве и столицах союзных республик, межотраслевые государственные объединения по получении финансовых планов от предприятий, но не позднее 25 декабря года, предшествующего планируемому, представляют сводные реестры платежей в бюджет соответственно сводным отделам (управлениям) государственных доходов и налогов Министерства финансов СССР или министерств финансов союзных республик в зависимости от подчиненности по форме согласно приложению 2 к настоящей инструкции. Территориальные управления, производственные объединения и другие вышестоящие организации, корме вышеуказанных, в состав которых входят самостоятельные предприятия, по получении от них возвратных финансовых планов, представляют сводные реестры платежей в бюджет из прибыли финансовым органам по месту своего нахождения, не позднее 25 декабря года, предшествующего планируемому, по форме согласно приложению 2 к настоящей инструкции. Порядок отражения в сводных реестрах справок о взаимоотношениях с бюджетом по платежам из прибыли наименований финорганов по месту нахождения подведомственных предприятий приведен в приложении 3 к настоящей инструкции. При получении от предприятий изменений планов по прибыли и отчислениям от прибыли в бюджет, произведенных в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 10 декабря 1987 г. N 1409, уточненные сводные реестры по платежам в бюджет из прибыли представляются в том же порядке, как по первоначальным планам. 5. Предприятия, которым утверждены нормативы и определены отчисления в бюджет от прибыли, взносы в бюджет сумм платежей, предусмотренных в финансовых планах, производят 10, 20 и 28 -го числа каждого месяца в размере 1/9 суммы платежей, предусмотренных по плану на квартал. Финансовые органы по ходатайствам предприятий могут устанавливать шесть сроков уплаты- 5, 10, 15, 20, 25, и 28 -го числа каждого месяца в размере 1/18 квартальной суммы отчислений от прибыли, или один срок уплаты- 20 -го числа каждого месяца в размере 1/3 квартальной суммы платежа. 6. Платежи в бюджет отчислений от прибыли вносятся предприятиями на соответствующие главы раздела 2 классификации доходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик, м также республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов в зависимости от подчиненности предприятий. 7. Ответственность за правильное исчисление и своевременную уплату причитающихся бюджету сумм и представление финансовым органам установленной отчетности несут непосредственно предприятия. Платежи в бюджет отчислений от прибыли, не внесенные в установленный срок, взыскиваются финансовыми органами в бесспорном порядке в соответствии с инструкцией Министерства финансов СССР по применению Положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей. За несвоевременное внесение в бюджет платежей из прибыли с сумм недоимки начисляется пеня в размере 0,05% за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за сроком уплаты, по день фактической уплаты включительно. 8. Жалобы на неправильные действия или распоряжения финансовых органов, допущенные ими при взыскании платежей, подаются в финансовое управление (отдел), по распоряжению которого производится взыскание. Жалобы рассматриваются не позднее 5 дневного срока со дня их поступления. Решения по ним могут быть обжалованы в месячный срок в вышестоящий финансовый орган. Подача жалоб не приостанавливает взыскания платежей в бюджет. 9. Расчеты с бюджетом по отчислениям от прибыли в соответствии с Типовым положением о нормативном методе распределения прибыли на 1988 1990 годы по объединениям, предприятиям и организациям, переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование (Сообщено письмом Министерства финансов СССР от 13 ноября 1987 г. N 43 В.), и письмами Минфина СССР о его дополнении и изменении осуществляются из прибыли, учитываемой в соответствии с методологией при ее планировании, т. е. от реализации продукции, работ, услуг и другие финансовые результаты. 10. Непланируемые доходы, расходы и потери, включая суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций, относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий. Скидки с оптовых цен на промышленную продукцию, отнесенную при аттестации к первой категории качества, своевременно не аттестованную, а также другую продукцию, подлежащую снятию с производства, в 1988 1989 гг. к указанным непланируемым расходам (потерям) не относятся. К непланируемым расходам (потерям) не относятся расходы подрядных организаций, вызванные невыполнением планов ввода в действе мощностей и объектов, и расходы заказчиков (по действующим предприятиям), связанные с взиманием в доход государственного бюджета платы за несвоевременный ввод в действе производственных мощностей и объектов, сооружаемых за счет государственных централизованных капитальных вложений, а также с компенсацией возникших по их вине дополнительных затрат подрядчика. Эти расходы учитываются в отчете о финансовых результатах хозяйственной деятельности в разделе I "Финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг" (Указания о порядке взимания в доход государственного бюджет платы с заказчиков и подрядных организаций за несвоевременный ввод в действие производственных объектов доведены в письме Министерства финансов СССР и Госбанка СССР от 5 апреля 1989 г. N 46.). 11. Плановая расчетная прибыль предприятий, от которой устанавливаются платежи в бюджет по утвержденному нормативу и отчисления министерству (ведомству) на образование централизованного фонда и резервов, определяется как разница между плановой суммой прибыли, исчисленной в соответствии с п. 9 настоящей инструкции, и суммами платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и процентов за краткосрочные кредиты банков, включая проценты за банковский кредит внешнеторговых фирм, не наделенных правами юридических лиц. По предприятиям Минлеспрома СССР плановая прибыль до ее распределения уменьшается на сумму прибыли, предусмотренной от реализации новых товаров улучшенного качества, реализуемых по временным розничным ценам. По предприятиям, переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование до 1 января 1988 года, плановая прибыль от реализации продукции, работ, услуг и другие финансовые результаты, учитываемые при планировании прибыли, до направления на платежи в бюджет и отчисления министерству на образование централизованного фонда и резервов, уменьшается на суммы; прибыли от реализации товаров народного потребления и изделий производственно технического назначения, изготовленных из отходов производства и местного сырья, направляемой в установленном порядке в фонд ширпотреба; прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий на другие цели, в размерах, устанавливаемых решениями Совета Министров СССР. От плановой прибыли предприятий, исчисленной в указанном выше порядке, уменьшенной на плановые суммы платы за производственные фонды, производятся платежи в бюджет по утвержденному нормативу и отчисления министерству на образование централизованного фонда и резервов. По предприятиям Минхиммаша СССР отчисления в бюджет и министерству на образование централизованного фонда и резервов производятся от прибыли без уменьшения ее на суммы платы за производственные фонды. 12. Фактическая прибыль предприятия по всем видам деятельности, подлежащая распределению, определяется в порядке, указанном в п. 9 настоящей инструкции. По предприятиям, переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование до 1 января 1988 года, из фактической прибыли до ее распределения исключается прибыль, используемая в особом порядке, указанная в п. 11 настоящей инструкции. По предприятиям Миннефтехимпрома СССР исключается также прибыль, полученная от реализации новых товаров улучшенного качества, реализуемых по временным розничным ценам, которая не учитывается в плане. При невыполнении указанными предприятиями условий, дающих право на оставление в их распоряжении прибыли, используемой в особом порядке, эта прибыль распределяется в общеустановленном порядке. По предприятиям Минлеспрома СССР, переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование с 1 января 1988 года, из фактической прибыли исключается прибыль, полученная от реализации новых товаров улучшенного качества, реализуемых по временным розничным ценам. Из фактической прибыли исключается прибыль, полученная в дни проведения коммунистических субботников, и взносы в фонд дополнительных финансовых ресурсов, исчисляемые в соответствии с письмом Минфина СССР, Госплана СССР и Госстроя СССР от 19 декабря 1986 г. N 231 "О порядке определения и использования экономии, получаемой в результате проводимых Советами народных депутатов мероприятий по координации решения комплексных экономических и социальных проблем на подведомственных территориях" (Доведено в письме Министерства финансов СССР от 29 декабря 1986 г. N 243.). По предприятиям тяжелой индустрии, оборонных и других отраслей народного хозяйства, выпускающим непродовольственные товары народного потребления, для которых производство таких товаров не является основной деятельностью, из прибыли до ее распределения исключается вся прибыль, оставляемая в их распоряжении, полученная от реализации непродовольственных товаров народного потребления, выпущенных сверх достигнутого уровня за предыдущий год, если этот уровень соответствует заданию пятилетнего плана или превышает его. (Данное изменение вводится в действие, начиная с годовых отчетов за 1989 год.). По предприятиям, выпускающим товары для лиц старшего возраста по социально низким ценам, из фактической прибыли исключается вся прибыль от реализации этих товаров сверх достигнутого уровня за предыдущий год, направляемая в фонды экономического стимулирования в соответствии с действующими нормативами. При определении указанной прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий в 1989 году, объем реализации товаров для лиц старшего возраста по социально низким ценам, достигнутый в 1988 году, корректируется с учетом введенных надбавок к оптовым ценам не эти товары. Дополнительная прибыль, фактически полученная предприятием за счет поощрительных надбавок к оптовым ценам на новую высокоэффективную продукцию, соответствующую по своим параметрам лучшим отечественным и зарубежным образцам, и на продукцию с государственным Знаком качества, включается в фактическую прибыль и используется в общем порядке по утвержденным нормативам распределения прибыли. Отчисления в бюджет от этой прибыли по квартальным и годовым отчетам за 1988 и 1989 годы не должны превышать 30% от суммы надбавки (По предприятиям, переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование до 1 января 1988 года, распределение указанной прибыли, начиная с 1989 года, производится по установленным нормативам.). Фактическая прибыль, полученная сверх сумм, предусмотренных по плану, до ее распределения по установленным нормативам, уменьшается на сумму отчислений в конце года в фонд материального поощрения в пределах неиспользованной экономии по фонду заработной платы против установленного норматива. 13. По предприятиям, у которых фактическая прибыль (прибыль от реализации продукции, работ и услуг и другие финансовые результаты), полученная в отчетном периоде, за исключением прибыли, используемой в особом порядке, указанной в п. 12 настоящей инструкции, превышает сумму плановой прибыли, принятую при исчислении экономических нормативов, указанное превышение прибыли исключается из фактической прибыли как прибыль, используемая в особом порядке. Прибыль, полученная сверх сумм прибыли, принятой в расчетах экономических нормативов, в размере 70% остается в распоряжении предприятий и направляется в фонды экономического стимулирования по утвержденным нормативам, а оставшиеся 30% перечисляются в государственный бюджет. При этом по предприятиям, изготавливающим товары для детей и для лиц старшего возраста и применяющим льготный порядок распределения прибыли, из суммы превышения прибыли по отчету над прибылью, учтенной в расчетах экономических нормативов, исключается сумма дополнительной прибыли, полученной от введения указанных надбавок и скидок на товары для детей, а также для лиц старшего возраста. Указанная дополнительная прибыль распределяется в общей сумме прибыли от реализации продукции, работ и услуг по установленным нормативам. По предприятиям союзного и республиканского подчинения сумма превышения фактической прибыли над плановой прибылью, принятой в расчетах экономических нормативов, подлежащая взносу в государственный бюджет, распределяется между союзным (республиканским) и местным бюджетами. При этом отчисления в местные бюджеты от указанного превышения прибыли определяются по нормативу, установленному для отчислений в местный бюджет от расчетной прибыли, но не выше 30%. Фактическая прибыль (прибыль от реализации продукции, работ и услуг и другие финансовые результаты) в пределах прибыли, принятой в расчетах экономических нормативов, распределяется в порядке, установленном Типовым положением о нормативном методе распределения прибыли на 1988 1990 годы по объединениям, предприятиям и организациям, переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. Предприятия, утвердившие в годовом плане прибыль выше или на уровне суммы, принятой в расчетах экономических нормативов, распределение прибыли в льготном порядке производят при квартальных расчетах с бюджетом по фактической прибыли нарастающим итогом с начала годы. Указанные предприятия сообщают финансовому органу по месту своего нахождения сумму прибыли, принятую в расчетах экономических нормативов, с ее поквартальным распределением. Распределение этой прибыли по кварталам производится пропорционально поквартальной разбивке прибыли, утвержденной предприятием самостоятельно в финансовом плане. По предприятиям, утвердившим план по прибыли меньше суммы прибыли, учтенной в расчетах экономических нормативов, льготный порядок распределения фактической прибыли, превышающей ее величину, принятую при исчислении экономических нормативов, применяется по годовым отчетам и балансам. По предприятиям, у которых норматив платежей от прибыли в государственный бюджет утвержден менее 30% расчетной прибыли, но с учетом отчислений вышестоящей организации превышает этот размер, 70% прибыли, полученной сверх сумм, принятых в расчетах экономических нормативов на 1988 1990 годы, остается в их распоряжении. Отчисления в государственный бюджет от суммы этого превышения производятся по утвержденному нормативу, а оставшаяся прибыль перечисляется в централизованный фонд развития производства, науки и техники и резервы министерства. По предприятиям, у которых сумма нормативов отчислений в государственный бюджет и министерству в централизованный фонд и резервы составляет менее 30%, сумма фактической прибыли распределяется в соответствии с установленными нормативами. 14. При определении фактической расчетной прибыли, от которой исчисляются платежи в бюджет по утвержденному нормативу, из прибыли, исчисленной в соответствии с пп. 12 и 13 настоящей инструкции, исключаются фактические суммы платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и проценты за краткосрочные кредиты банков, включая проценты за банковский кредит внешнеторговых фирм, не наделенных правами юридических лиц. По предприятиям, выпускающим непродовольственные товары народного потребления и дешевые лекарственные средства на новых специализированных мощностях, на сумму экономии по оплате за производственные фонды, оставляемой в их распоряжении в соответствии с решениями Правительства СССР, уменьшается фактическая расчетная прибыль, подлежащая распределению по утвержденным нормативам (Сообщено письмом Министерства финансов СССР и Госплана СССР от 13 марта 1989 г. N 35.). По предприятиям, переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование до 1 января 1988 года (кроме предприятий Минхиммаша СССР), фактическая прибыль, от которой исчисляются платежи в бюджет по утвержденному нормативу, определенная в соответствии с пп. 12 и 13 настоящей инструкции, уменьшается на фактические суммы платы за производственные фонды. Предприятия Минхиммаша СССР платежи в бюджет определяют от фактической прибыли без уменьшения ее на суммы платы за производственные фонды. 15. Фактическая прибыль после направления ее на взносы платежей в бюджет из прибыли, уплату процентов за краткосрочные кредиты и отчислений министерству на образование централизованного фонда и резервов остается в распоряжении предприятия. Фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, уменьшается (увеличивается): на суммы непланируемых доходов, расходов и потерь, включая суммы, полученные и уплаченные в виде всех экономических санкций и возмещений убытков, а также прибыли, внесенной в бюджет в случае преднамеренного укрытия доходов или их занижения в результате отнесения на издержки производства и обращения не связанных с ними затрат; на сумму премий, присужденных по итогам Всесоюзного и республиканского социалистического соревнования в соответствии с действующим законодательством; на сумму дополнительных отчислений в фонд материального поощрения при полном выполнении договорных обязательств по поставкам (В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 марта 1989 г. N 231 указанный порядок увеличения фонда материального поощрения с 1 июля 1989 года отменяется.); на сумму отчислений от прибыли, полученной за счет поощрительных надбавок к оптовым ценам на новую высокоэффективную продукцию и на продукцию с государственным Знаком качества или от снижения себестоимости продукции (выполнения работ или услуг) в результате использования предложенных решений по новой технике, причитающуюся в соответствии с действующим законодательством научным организациям разработчикам и соисполнителям работ. Указанные отчисления производятся за работы по созданию, освоению и внедрению новой техники, выполняемые в соответствии с договорами, заключенными до перехода научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование; на сумму налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу, внесенного в доход союзного бюджета (Сообщено в инструкции Министерства финансов СССР от 4 августа 1988 г. N 133 "О порядке исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов".); на сумму возмещения недостатка собственных оборотных средств; на 30% суммы торговой скидки за счет уменьшения платежей по налогу с оборота по соответствующим товарам, проданным населению с оплатой через кассу предприятия. Фактическая прибыль, уменьшенная (увеличенная) на указанные суммы, направляется в соответствии с утвержденными нормативами в фонд развития производства, науки и техники, фонд социального развития и фонд материального поощрения. 16. По малорентабельным предприятиям, которым не установлены нормативы отчислений от расчетной прибыли в бюджет, а также по планово убыточным предприятиям, фактически получившим прибыль, отчисления в бюджет от фактической расчетной прибыли не производятся. 17. Все предприятия, состоящие на хозяйственном расчете, имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет в учреждении банка, обязаны в установленном порядке и в установленные сроки представлять районным или городским финансовым управлениям (отделам) по месту своего нахождения квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы и расчеты по дополнительной плате за сверхплановые запасы товарно материальных ценностей. Предприятия, которым установлены нормативы отчислений в бюджет от расчетной прибыли, представляют финорганам также расчеты по отчислениям в бюджет от фактической расчетной прибыли по форме согласно приложению 4 к настоящей инструкции, на основании которых производятся квартальные и годовые перерасчеты платежей в бюджет. Исчисление платежей в бюджет от фактической расчетной прибыли производится нарастающим итогом с начала года по установленному нормативу. Примеры расчетов отчислений в бюджет от фактической расчетной прибыли приведены в приложении 5 к настоящей инструкции. Предприятия, переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование до 1 января 1988 года, расчеты по отчислениям, в бюджет от фактической прибыли представляют финансовым органам по месту своего нахождения по форме согласно приложению 6 к настоящей инструкции. В отдельных случаях по ходатайствам предприятий финансовые органы по месту их нахождения могут производить ежемесячные расчеты с бюджетом по отчислениям от прибыли исходя из фактически полученной прибыли при сохранении плановых взносов платежей в бюджет. 18. При определении фактической суммы платежей в бюджет (платы за производственные фонды и трудовые ресурсы и отчислений от расчетной прибыли, кроме отчислений в местные бюджеты) следует иметь в виду, что за счет уменьшения платежей в бюджет производится стимулирование выполнения государственного заказа в порядке, предусмотренном в письме Министерства финансов СССР и Госплана СССР от 21 ноября 1988 г. N 65 В "О порядке стимулирования предприятий обрабатывающих отраслей промышленности и подрядных строительно монтажных организаций, на которых размещены государственные заказы" и в постановлении Совета Министров СССР от 5 января 1989 г. N 26 "О мерах по устранению недостатков в сложившейся практике ценообразования" (Сообщено письмом Министерства финансов СССР от 15 февраля 1989 г. N 23.). Кроме того, дополнительные затраты автохозяйств от эксплуатации автомобилей, работающих на сжатом природном газе, производятся за счет части фактической прибыли, полученной ими сверх сумм, принятых в расчетах экономических нормативов, и подлежащей взносу в бюджет (Сообщено письмом Министерства финансов СССР от 14 марта 1989 г. N 6 В.). 19. Суммы отчислений от прибыли, дополнительно исчисленные самими предприятиями исходя из фактически полученной прибыли, вносятся ими в доход бюджета, не ожидая извещения финансового органа, в следующие сроки: по квартальным расчетам- в 5 дневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерских отчетов и балансов; по годовым расчетам - в сроки, установленные финансовыми органами по согласованию с предприятиями, но не позднее 1 апреля следующего за отчетным года. 20. Если финансовым органом в результате проверки расчетов будет установлено, что платежи отчислений от прибыли подлежат взносу в бюджет в большей сумме, чем показано в расчете плательщика, уплата в бюджет допричисленных платежей по квартальным перерасчетам производится в 5 дневный срок до дня сообщения финорганом о сумме доплаты, а пеня исчисляется по истечении 5 дневного срока со дня, установленного для представления баланса и отчета. Излишки внесенные предприятием суммы платежей засчитываются финорганом в очередной платеж или возвращаются плательщику по его письменному заявлению. 21. Районные и городские финансовые управления (отделы) по месту нахождения предприятий обязаны: осуществлять контроль за соблюдением стабильности нормативов, утвержденных предприятиям (письмо Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР и Стройбанка СССР от 24 июня 1987 г. N 153/990/223); контролировать своевременность и полноту взносов предприятиями платежей в бюджет из прибыли, причитающихся по плану и по расчетам исходя из фактической прибыли, а также по результатам счетных проверок бухгалтерских отчетов и балансов. В случае неуплаты платежей в бюджет в установленный срок взыскивать причитающиеся суммы в бесспорном порядке; проверять представленные предприятиями расчеты платежей из прибыли в следующие сроки: квартальные- в 5 дневный срок, годовые- в 15 дневный срок со дня получения бухгалтерских отчетов и балансов; для обеспечения правильности определения прибыли, показанной в бухгалтерских отчетах и балансах предприятий, а также сумм платежей из прибыли проводить счетную проверку годовых бухгалтерских отчетов и балансов всех предприятий. В случае установления финорганами преднамеренного укрытия доходов или их занижения в результате отнесения на издержки производства и обращения не связанных с ними затрат все предприятия, включая планово убыточные и малорентабельные, уплачивают в бюджет сумму заниженной прибыли, указанную в акте счетной проверки. Перечисление в бюджет суммы заниженной прибыли, выявленной в результате проверки, производится в 5 дневный срок со дня подписания акта проверки за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Исправления в бухгалтерский учет и отчетность по финансовым результатам за прошлый год не вносятся, а отражаются в текущем году как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде, в корреспонденции со счетами, по которым допущены искажения. Исправления неправильного исчисления себестоимости, допущенного в результате искажения распределения отклонений фактической себестоимости сырья и материалов от их плановой себестоимости (транспортно заготовительных расходов) или несвоевременного (излишнего) отражения затрат, производятся записями по дебету соответствующих счетов в корреспонденции со счетом "Прибыли и убытки (Доходы)". В тех случаях, когда в себестоимость продукции включены расходы, подлежащие отнесению в соответствии с действующим законодательством за счет фондов экономического стимулирования либо других источников (амортизационный фонд), или излишне начислены амортизационные отчисления, исправления осуществляются путем уменьшения соответствующего источника на сумму указанных расходов (отчислений) в корреспонденции со счетом "Прибыли и убытки (Доходы)". При разногласиях с предприятием по результатам счетной проверки годового бухгалтерского отчета и баланса, после их рассмотрения руководителями районных и городских финансовых управлений (отделов), материалы по счетной проверке в 10 дневный срок после ее окончания финансовым органом направляются соответствующим вышестоящим организациям, которым подведомственны предприятия, а также вышестоящему финансовому органу. Если вышестоящая организация не сообщит финансовому органу в 10 дневный срок со дня получения его предложений о своем несогласии с ним, предложения считаются принятыми. В случае, когда вышестоящая организация не приняла предложений финорганов, краевые, областные финансовые управления (отделы) или министерства финансов союзных республик (не имеющих областного деления), или министерства финансов автономных республик в 3 дневный срок по получении возражений направляют материалы со своими заключениями: по предприятиям союзного подчинения- в соответствующий отраслевой отдел финансирования Министерства финансов СССР; по предприятиям республиканского подчинения- в соответствующий отраслевой отдел финансирования министерства финансов союзной республики. При проведении проверок годовых бухгалтерских отчетов и балансов финансовые органы должны проверять отчетность текущего года, изучать причины невыполнения плана прибыли, образования убытков, вносить предложения по оздоровлению финансового положения предприятий, обращая особое внимание на вопросы повышения эффективности экономических рычагов в борьбе с приписками и искажениями государственной отчетности. Если в ходе счетной проверки выявлены факты искажения учета и отчетности, относящиеся к текущему году, финансовые органы вправе требовать исправления баланса и других отчетных форм; вести учет начисленных и поступивших сумм отчислений от прибыли, подлежащих взносу в бюджет, в карточках лицевых счетов по форме N 4 а (приложение 18 к инструкции Министерства финансов СССР от 11 и июня 1976 г. N 38). Записи в лицевых счетах производятся: по начислению платежей- на основании справок о взаимоотношениях с бюджетом по платежам из прибыли по форме согласно приложению 1 к настоящей инструкции и расчетов по платежам в бюджет из прибыли, представляемых предприятиями; сумм, поступивших в бюджет,- на основании полученных от учреждений банков платежных поручений на перечисление средств со счета плательщика на счет бюджета; составлять и представлять в вышестоящий финансовый орган отчет по форме N 5 ГД о начисленных и поступивших в бюджет платежах из прибыли предприятий в сроки, установленные инструкцией Министерства финансов СССР от 11 июня 1976 г. N 38. 22. По предприятиям отдельных отраслей, имеющим особенности в распределении прибыли и исчислении платежей в бюджет из прибыли, следует руководствоваться инструктивными указаниями, изданными для этих отраслей. 23. В связи с изданием настоящей инструкции считать утратившими силу: инструкцию Министерства финансов СССР от 20 ноября 1987 г. N 220 "О порядке расчетов с бюджетом по отчислениям от прибыли объединений, предприятий и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование" (См. Бюллетень нормативных актов министерства и ведомств СССР N 4 за 1988 год.- Прим ред.); письмо Министерства финансов СССР от 15 марта 1988 г. N 33 "О внесении изменений в инструкцию Министерства финансов СССР от 20 ноября 1987 г. N 220 "О порядке расчетов с бюджетом по отчислениям от прибыли объединений, предприятий и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование с 1 января 1988 года". |