СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СОЮЗА ССР, СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК Настоящий Закон определяет основы экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик. Он основывается на принципах федерализма, экономической самостоятельности и взаимной ответственности Союза ССР, союзных и автономных республик. Законом разграничиваются полномочия Союза ССР и республик в экономической сфере, определяются их финансово- экономические отношения, устанавливаются правовые основы их участия в общесоюзном рынке, предусматриваются законодательные и договорные формы регулирования отношений Союза ССР и республик, гарантии прав союзных и автономных республик, автономных областей и округов, местных Советов народных депутатов и самостоятельности предприятий. Статья 1. Компетенция Союза ССР в экономической сфере 1. Ведению Союза ССР подлежит: установление законодательных основ хозяйственной деятельности СССР и функционирования общесоюзного рынка; организация налоговой системы в СССР, установление общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет, предельных размеров налогообложения; составление, утверждение и исполнение союзного бюджета; разработка перспектив социально экономического развития страны, составление и реализация общесоюзных программ; осуществление общей политики ценообразования, организация финансово-кредитной системы и единого денежного обращения; образование общесоюзных резервных, страховых и других фондов; установление общих норм и правил охраны окружающей среды и использования природных ресурсов; управление железнодорожным, воздушным, морским и магистральным трубопроводным транспортом, оборонными объектами, космическими системами, Единой энергетической системой СССР, общесоюзными системами связи и информации, а также объектами, относящимися к общесоюзной государственной собственности в соответствии с законодательством СССР и соглашениями Союза ССР и республик; координация деятельности республик в вопросах инвестиционной и амортизационной политики; науки и техники; занятости, миграции населения; народного образования, здравоохранения и культуры; установление в СССР минимальных размеров оплаты труда, пенсионного и других видов социального обеспечения; определение основ и проведение общесоюзной внешнеэкономической политики; установление принципов организации таможенного дела на основе единого таможенной территории СССР, таможенных пошлин и таможенных сборов; определение границ экономической зоны и континентального шельфа СССР и их охрана; предоставление Союзом ССР государственных займов и экономической помощи иностранным государствам, заключение соглашений о государственных займах и кредитах получаемых Союзом ССР из иностранных источников; защита экономических интересов Союза ССР, союзных и автономных республик, предприятий, организаций и граждан СССР за рубежом; организация общесоюзной статистики и бухгалтерии учета; организация единой патентной и метеорологической служб, службы единого времени, мер и весов, установление общесоюзных стандартов. 2. Союз ССР осуществляет законодательное регулирование сфер, отнесенных к его ведению, образует общесоюзные органы управления, в работе которых принимают участие представители союзных и заинтересованных автономных республик, заключает с республиками в необходимых случаях соглашения по экономическим вопросам. Статья 2. Основы экономической самостоятельности союзных и автономных республик 1. Союзные и автономные республики полномочны решать экономические и социальные вопросы за исключением тех, которые Конституцией СССР, законодательством СССР и настоящим Законом отнесены к ведению Союза ССР. 2. Союзные и автономные республики на своих территориях с соблюдением законодательства СССР: владеют, пользуются и распоряжаются землей, другими природными ресурсами в своих интересах и интересах Союза ССР; принимают законы и другие нормативные акты, регулирующие условия хозяйственной деятельности на территории республик; решают вопросы налогообложения и осуществляют бюджетную деятельность; осуществляют регулирование экономического и социального развития на своей территории, а также участвуют в выработке общегосударственных решений по развитию экономики и путей их реализации; регулируют инвестиционную деятельность и условия строительства на территории республик; осуществляют регулирование цен исходя из общесоюзной политики ценообразования; участвуют в регулировании денежного обращения, руководят деятельностью республиканских банков; осуществляют внешнеэкономическую деятельность с учетом обязательств, предусмотренных в международных договорах СССР и соглашения между Союзом ССР и республиками; ведут приграничную и прибрежную торговлю; регистрируют создаваемые совместные предприятия, международные объединения и организации, стимулируют внешнеэкономическую деятельность предприятий и организаций; формируют и используют республиканский валютный фонд; решают вопросы социального развития, занятости населения, регулирования доходов населения, обеспечивают установление законодательством СССР минимальные размеры оплаты труда, пенсионного и других видов социального обеспечения; устанавливают нормы экологической безопасности и осуществляют природоохранную деятельность на территории республики, определяют лимиты и нормативы природопользования и осуществляют выдачу разрешений и наложение запретов на деятельность предприятий и организаций; формируют республиканские органы государственного управления и определяют их функции; решают другие вопросы экономического и социально развития, не относящиеся к ведению Союза ССР. Статья 3. Основы финансовых и бюджетных отношений Союза ССР, союзных и автономных республик 1. Бюджетную систему СССР составляют союзный бюджет, самостоятельные республиканские (союзных и автономных республик) и местные бюджеты. Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения союзного бюджета определяется Верховным Советом СССР, а порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканских бюджетов союзных и автономных республик - законодательством этих республик. 2. К ведению Союза ССР относится установление взимаемых на всей территории СССР и направляемых или частично на формирование союзного бюджета общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей. Перечень и размеры ставок таких налогов, сборов и платежей определяются Верховным Советом СССР. Органы государственной власти и управления союзных и автономных республик решают вопросы взимания общегосударственных налогов и других общегосударственных обязательных платежей в пределах, установленных законодательством Союза ССР. 3. Союзные и автономные республики в соответствии с законодательством Союза ССР устанавливаются взимаемые на своей территории и зачисляемые в их бюджеты республиканские налоги, сборы и обязательные платежи,включая платежи за природные ресурсы. 4. Доходы союзного бюджета формируются за счет общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей (за исключением части, зачисляемой в республиканские бюджеты союзных и автономных республик, в бюджеты автономных областей и округов и местные бюджеты), доходов от использования общесоюзной собственности и проводимых союзными органами мероприятий. Перечень доходных источников и структура расходов бюджета, включая расходы на выдачу субвенций союзным и автономным республикам, определяются Верховным Советом СССР. 5. Союзные органы совместно с органами союзных и автономных республик образуют фонды регионального развития, резервный, инновационный, природоохранный и другие общесоюзные фонды для финансирования общесоюзных и межреспубликанских научно технических, экономических, социальных, природоохранных и других программ, а также работ по предотвращению и ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и аварий. 6. Государственный банк СССР осуществляет регулирование денежного обращения на базе единой денежной единицы-рубля, эмиссию денег, устанавливает курс рубля по отношению к иностранным валютам, правила его обмена, порядок продажи и покупки валютных ценностей, проводит единую кредитную политику во внешнеэкономических связях. Статья 4. Общесоюзный рынок 1. Основой формирования и функционирования общесоюзного рынка является самостоятельность предприятий, объединений, организаций и индивидуальных товаропроизводителей, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в условиях состязательности и равноправия всех форм собственности с учетом антимонопольного и иного законодательства о рынке. Экономические отношения предприятий, объединений, организаций и индивидуальных товаропроизводителей с республиканскими органами управления и местными органами самоуправления строятся на налоговой и договорной основе, если иное не предусмотрено законодательством. 2. Законодательством СССР определяются полномочия государственных органов Союза ССР, союзных и автономных республик по регулированию и защите общесоюзного рынка, а также права и обязанности его участников, их преимущества и льготы. 3. Товарообмен на территории СССР складывается в условиях открытости республиканских рынков и отсутствии таможенных барьеров за исключение рынков, организуемых в зонах свободного предпринимательства, для которых союзным и республиканским законодательством устанавливаются особые экономические и правовые режимы. В сфере межреспубликанского товарообмена не допускается дискриминация какой либо республики, ее юридических лиц и граждан. Союзные, автономные республики без взаимного согласования с другими союзными, автономными республиками не вправе вводить ограничения на ввоз вывоз товаров и финансовых ресурсов, препятствовать транзиту грузов через их территорию, перемещению за ее пределы имущества и денежных средств, находящихся в собственности и юридических лиц других республик, вводить транзитные платежи. 4. Союзные и автономные республики на своей территории вправе в пределах своей компетенции регулировать рынок товаров и услуг через системы налогообложения, стимулировать производство и устанавливать льготы по реализации отдельных видов товаров за счет республиканского бюджета. 5. Союзные и автономные республики на своей территории в пределах своей компетенции устанавливают единые для всех инвесторов порядок приобретения имущества и осуществления капитальных вложений. Республиканским законодательством гарантирует инвесторам выбор подрядных организаций, а также возвращение вложенных инвестиций и вывоз полученных доходов. 6. Кредитное, расчетное и страховое обслуживание субъектов хозяйствования осуществляют учреждения Государственного банка СССР, самостоятельные коммерческие банки, страховые общества и иные кредитные учреждения, создаваемые и действующие в соответствии с законодательством СССР и республик. 7. Выпуск и обращение акций и других ценных бумаг на общесоюзном рынке осуществляются в соответствии с союзным и республиканским законодательством. Статья 5. Договорные формы экономических связей Союза ССР, союзных и автономных республик 1. Экономические отношения Союза ССР и республик, а также республик между собой, не предусмотренные соответствующим законодательством, регулируются двусторонними и многосторонними соглашениями. На договорной основе решаются вопросы межреспубликанского обмена и передачи друг другу находящегося в их собственности имущества, создаются совместные предприятия, организации, учреждения и единые органы управления, формируются фонды для совместного решения социально экономических задач. Соглашениями может предусматриваться обмен необходимой плановой, прогнозной, коммерческой, научно технической и другой информацией. Предметом межреспубликанского соглашения не могут быть совместные действия, ущемляющие интересы других республик или ведущие к подрыву единства общесоюзного рынка. 2. Союзные и автономные республики вправе учреждать в столице Союза ССР и столицах других республик свои представительства, содержащиеся за счет средств республиканских бюджетов. Органы государственного управления Союза ССР могут создавать с согласия республики на ее территории свои службы и подразделения. Статья 6. Гарантии экономической самостоятельности союзных и автономных республик 1. Союзные и автономные республики участвуют в решении экономических и социальный вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР, на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Совете Федерации, Правительстве СССР и других органах Союза ССР. Вопросы, связанные с соблюдением Союзного договора, рассматриваются Советом Федерации с участием высших государственных должностных лиц автономных республик, автономных областей и округов. 2. Высшие органы государственной власти республик могут вносить вопросы и соответствии Конституции СССР и законам СССР актов высших органов государственной власти и управления Союза ССР, регулирующих экономические отношения, на рассмотрение Комитета конституционного надзора СССР. 3. Союзные и автономные республики вправе обращаться к Президенту СССР с ходатайством о приостановлении действия постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, противоречащих экономическим интересам этих республик. 4. Высшие органы государственного управления союзных и автономных республик вправе опротестовать в Совет Министров СССР акты подведомственных ему органов управления, противоречащие экономическим интересам республик. Совет Министров СССР в месячный срок рассматривает этот протест и принимает окончательное решение. Правительства республик могут приостанавливать на своей территории действие опротестуемых актов на время их рассмотрения. 5. Разногласия по экономическим вопросам между Правительством Союза ССР, союзными и автономными республиками, а также между республиками, возникающие при исполнении законов СССР, постановлений и распоряжений Правительства СССР, рассматриваются Верховным Советом СССР с учетом рекомендации Совета Федерации. Статья 7. Гарантии экономической самостоятельности автономных областей и округов, органов местного самоуправления и предприятий 1. Компетенция автономных областей и округов в экономической сфере определяется законами СССР и союзных республик, которые гарантируют право автономных республик и округов на самостоятельное хозяйствование. 2. Автономные области и округа в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик на своей территории владеют, пользуются и распоряжаются землей, другими природными ресурсами, а также имуществом, находящимся в их собственности. 3. Автономные области и округа обеспечивают комплексное социально экономическое развитие на своей территории, самостоятельно формируют и исполняют свои бюджеты, осуществляют меры по укреплению финансовой базы органов местного самоуправления, устанавливают и регулируют в пределах своей компетенции цены, участвуют в определении лимитов и нормативов природопользования на их территории, в соответствии с союзным и республиканским законодательством выдают разрешения и накладывают запреты на деятельность субъектов хозяйствования, осуществляют внешнеэкономическую деятельность, а также решают другие вопросы, отнесенные к их компетенции. 4. Права органов местного самоуправления обеспечиваются Законом СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР", другими законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик. 5. Союзные и автономные республики, автономные области и округа, местные Советы народных депутатов обеспечивают в соответствии с законодательными актами Союза ССР и республик самостоятельность и равные правовые условия деятельности находящихся на их территории предприятий, объединений и организаций независимо от видов их организации структур и форм собственности. Статья 8. Ответственность Союза ССР, союзных и автономных республик за невыполнение обязательств 1. Союз ССР, союзные и автономные республики несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств в экономической сфере, устанавливаемых соглашениями. Санкции за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств предусматриваются этими соглашениями. 2. Хозяйственные споры, вытекающие из экономических соглашений между союзными и республиканскими органами управления, органами управления союзных и автономных республик, рассматриваются по инициативе заинтересованной стороны Государственным арбитражем СССР. 3. Органы управления Союза ССР в случае реализации ими своих решений, принятых в нарушение действующего законодательства без согласования с союзной или автономной республикой и нанесших ущерб республике, обязаны по требованию республики устранить отрицательные последствия таких решений и возместить ущерб. 4. В случае принятия органами союзной или автономной республики решений, нарушающих права и охраняемые законом интересы других республик и Союза ССР, убытки компенсируются республикой, принявшей такое решение. 5. Все споры по экономическим вопросам, в том числе о возмещении убытков, между Союзом ССР, союзными и автономными республиками, автономными областями и округами рассматриваются в порядке третейского разбирательства или Верховным Судом СССР. Статья 9. Регулирование особых условий экономической самостоятельности союзных и автономных республик 1. Союзом ССР по инициативе республик могут устанавливаться для них в законодательном порядке особые экономические условия без ущемления законных интересов остальных республик и Союза ССР. 2. Полномочия союзных и республиканских органов управления в отдельных сферах хозяйственной деятельности могут перераспределяться на основе взаимных соглашений Союза ССР, союзных и автономных республик. 10 апреля 1990 г. N 1421-I |