ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    
10 апреля 1990 г. N 1421-I


              СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

                                ЗАКОН

            ОБ ОСНОВАХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СОЮЗА ССР,
                    СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК



     Настоящий Закон определяет основы экономических  отношений  Союза
ССР,  союзных  и  автономных  республик.  Он основывается на принципах
федерализма,    экономической     самостоятельности     и     взаимной
ответственности  Союза  ССР,  союзных и автономных республик.  Законом
разграничиваются полномочия Союза  ССР  и  республик  в  экономической
сфере,    определяются    их    финансово-  экономические    отношения,
устанавливаются  правовые  основы  их  участия  в  общесоюзном  рынке,
предусматриваются  законодательные  и  договорные  формы регулирования
отношений Союза ССР и республик,  гарантии прав союзных  и  автономных
республик,  автономных  областей  и округов,  местных Советов народных
депутатов и самостоятельности предприятий.

        Статья 1. Компетенция Союза ССР в экономической сфере

     1. Ведению Союза ССР подлежит:
     установление законодательных  основ  хозяйственной   деятельности
СССР и функционирования общесоюзного рынка;
     организация налоговой    системы     в     СССР,     установление
общегосударственных налогов,  сборов и обязательных платежей в бюджет,
предельных размеров налогообложения;
     составление, утверждение и исполнение союзного бюджета;
     разработка перспектив социально экономического  развития  страны,
составление и реализация общесоюзных программ;
     осуществление общей   политики    ценообразования,    организация
финансово-кредитной системы и единого денежного обращения;
     образование общесоюзных резервных, страховых и других фондов;
     установление общих  норм  и  правил  охраны  окружающей  среды  и
использования природных ресурсов;
     управление железнодорожным,  воздушным,  морским  и магистральным
трубопроводным    транспортом,  оборонными   объектами,   космическими
системами, Единой энергетической системой СССР, общесоюзными системами
связи и информации,  а также  объектами,  относящимися  к  общесоюзной
государственной  собственности в соответствии с законодательством СССР
и соглашениями Союза ССР и республик;
     координация деятельности  республик  в  вопросах инвестиционной и
амортизационной  политики;  науки  и  техники;   занятости,   миграции
населения; народного образования, здравоохранения и культуры;
     установление в   СССР   минимальных   размеров   оплаты    труда,
пенсионного и других видов социального обеспечения;
     определение основ и  проведение  общесоюзной  внешнеэкономической
политики;
     установление принципов организации  таможенного  дела  на  основе
единого  таможенной  территории  СССР,  таможенных пошлин и таможенных
сборов;  определение  границ  экономической  зоны  и  континентального
шельфа СССР и их охрана;
     предоставление Союзом ССР государственных займов и  экономической
помощи    иностранным    государствам,    заключение    соглашений   о
государственных займах и кредитах получаемых Союзом ССР из иностранных
источников;
     защита экономических интересов Союза ССР,  союзных  и  автономных
республик, предприятий, организаций и граждан СССР за рубежом;
     организация общесоюзной статистики и бухгалтерии учета;
     организация единой  патентной  и метеорологической служб,  службы
единого времени, мер и весов, установление общесоюзных стандартов.
     2. Союз  ССР  осуществляет  законодательное  регулирование  сфер,
отнесенных к его ведению,  образует общесоюзные органы  управления,  в
работе    которых    принимают   участие   представители   союзных   и
заинтересованных автономных  республик,  заключает  с  республиками  в
необходимых случаях соглашения по экономическим вопросам.

      Статья 2. Основы экономической самостоятельности союзных и
                         автономных республик

     1. Союзные    и    автономные    республики   полномочны   решать
экономические  и  социальные  вопросы  за  исключением  тех,   которые
Конституцией СССР, законодательством СССР и настоящим Законом отнесены
к ведению Союза ССР.
     2. Союзные   и  автономные  республики  на  своих  территориях  с
соблюдением законодательства СССР:
     владеют, пользуются  и  распоряжаются землей,  другими природными
ресурсами в своих интересах и интересах Союза ССР;
     принимают законы и другие нормативные акты,  регулирующие условия
хозяйственной деятельности на территории республик;
     решают вопросы    налогообложения    и   осуществляют   бюджетную
деятельность;
     осуществляют регулирование  экономического и социального развития
на своей территории, а также участвуют в выработке общегосударственных
решений по развитию экономики и путей их реализации;
     регулируют инвестиционную деятельность и условия строительства на
территории республик;
     осуществляют регулирование цен  исходя  из  общесоюзной  политики
ценообразования;
     участвуют в   регулировании   денежного   обращения,    руководят
деятельностью республиканских банков;
     осуществляют внешнеэкономическую    деятельность     с     учетом
обязательств,   предусмотренных   в  международных  договорах  СССР  и
соглашения между Союзом  ССР  и  республиками;  ведут  приграничную  и
прибрежную торговлю;  регистрируют создаваемые совместные предприятия,
международные     объединения     и      организации,      стимулируют
внешнеэкономическую деятельность предприятий и организаций;  формируют
и используют республиканский валютный фонд;
     решают вопросы   социального   развития,   занятости   населения,
регулирования    доходов    населения,    обеспечивают    установление
законодательством СССР минимальные размеры оплаты труда, пенсионного и
других видов социального обеспечения;
     устанавливают нормы  экологической  безопасности  и  осуществляют
природоохранную  деятельность  на  территории  республики,  определяют
лимиты и нормативы природопользования и осуществляют выдачу разрешений
и наложение запретов на деятельность предприятий и организаций;
     формируют республиканские  органы  государственного  управления и
определяют их функции;
     решают другие  вопросы  экономического  и социально развития,  не
относящиеся к ведению Союза ССР.

     Статья 3. Основы финансовых и бюджетных отношений Союза ССР,
                    союзных и автономных республик

     1. Бюджетную   систему   СССР    составляют    союзный    бюджет,
самостоятельные  республиканские  (союзных  и  автономных республик) и
местные бюджеты.
     Порядок составления,   рассмотрения,   утверждения  и  исполнения
союзного  бюджета  определяется  Верховным  Советом  СССР,  а  порядок
составления,  рассмотрения,  утверждения  и исполнения республиканских
бюджетов союзных  и  автономных  республик  -  законодательством  этих
республик.
     2. К ведению Союза ССР относится установление взимаемых  на  всей
территории  СССР  и направляемых или частично на формирование союзного
бюджета общегосударственных налогов,  сборов и обязательных  платежей.
Перечень   и   размеры   ставок   таких  налогов,  сборов  и  платежей
определяются Верховным Советом СССР.
     Органы государственной  власти  и управления союзных и автономных
республик решают вопросы взимания общегосударственных налогов и других
общегосударственных  обязательных  платежей в пределах,  установленных
законодательством Союза ССР.
     3. Союзные    и    автономные   республики   в   соответствии   с
законодательством  Союза  ССР  устанавливаются  взимаемые   на   своей
территории и зачисляемые в их бюджеты республиканские налоги,  сборы и
обязательные платежи,включая платежи за природные ресурсы.
     4. Доходы     союзного     бюджета     формируются     за    счет
общегосударственных  налогов,  сборов  и  обязательных  платежей   (за
исключением  части,  зачисляемой  в  республиканские бюджеты союзных и
автономных республик,  в  бюджеты  автономных  областей  и  округов  и
местные бюджеты), доходов от использования общесоюзной собственности и
проводимых союзными органами мероприятий. Перечень доходных источников
и  структура  расходов  бюджета,  включая  расходы на выдачу субвенций
союзным и автономным республикам, определяются Верховным Советом СССР.
     5. Союзные  органы  совместно  с  органами  союзных  и автономных
республик   образуют   фонды   регионального   развития,    резервный,
инновационный,   природоохранный   и   другие  общесоюзные  фонды  для
финансирования общесоюзных и  межреспубликанских  научно  технических,
экономических,  социальных, природоохранных и других программ, а также
работ по предотвращению и ликвидации последствий  стихийных  бедствий,
катастроф и аварий.
     6. Государственный банк СССР осуществляет регулирование денежного
обращения  на  базе  единой  денежной  единицы-рубля,  эмиссию  денег,
устанавливает курс рубля по отношению к иностранным  валютам,  правила
его  обмена,  порядок  продажи и покупки валютных ценностей,  проводит
единую кредитную политику во внешнеэкономических связях.

                     Статья 4. Общесоюзный рынок

     1. Основой  формирования  и  функционирования  общесоюзного рынка
является самостоятельность  предприятий,  объединений,  организаций  и
индивидуальных товаропроизводителей, осуществляющих свою хозяйственную
деятельность в  условиях  состязательности  и  равноправия  всех  форм
собственности  с  учетом  антимонопольного  и иного законодательства о
рынке.
     Экономические отношения предприятий,  объединений,  организаций и
индивидуальных  товаропроизводителей   с   республиканскими   органами
управления  и местными органами самоуправления строятся на налоговой и
договорной основе, если иное не предусмотрено  законодательством.
     2. Законодательством СССР определяются полномочия государственных
органов Союза ССР,  союзных и автономных республик по регулированию  и
защите общесоюзного рынка, а также права и обязанности его участников,
их преимущества и льготы.
     3. Товарообмен   на   территории  СССР  складывается  в  условиях
открытости республиканских рынков и отсутствии таможенных барьеров  за
исключение     рынков,     организуемых     в     зонах     свободного
предпринимательства,   для   которых   союзным    и    республиканским
законодательством  устанавливаются  особые  экономические  и  правовые
режимы.
     В сфере    межреспубликанского    товарообмена   не   допускается
дискриминация какой либо республики, ее юридических лиц и граждан.
     Союзные, автономные   республики  без  взаимного  согласования  с
другими  союзными,  автономными   республиками   не   вправе   вводить
ограничения   на   ввоз   вывоз   товаров   и   финансовых   ресурсов,
препятствовать транзиту грузов через их территорию,  перемещению за ее
пределы  имущества  и денежных средств,  находящихся в собственности и
юридических лиц других республик, вводить транзитные платежи.
     4. Союзные  и  автономные республики на своей территории вправе в
пределах своей компетенции регулировать рынок товаров  и  услуг  через
системы  налогообложения,  стимулировать  производство и устанавливать
льготы по реализации отдельных видов товаров за счет  республиканского
бюджета.
     5. Союзные и автономные республики на своей территории в пределах
своей  компетенции  устанавливают  единые  для всех инвесторов порядок
приобретения   имущества   и   осуществления   капитальных   вложений.
Республиканским   законодательством   гарантирует   инвесторам   выбор
подрядных организаций,  а также  возвращение  вложенных  инвестиций  и
вывоз полученных доходов.
     6. Кредитное,  расчетное  и  страховое   обслуживание   субъектов
хозяйствования  осуществляют  учреждения  Государственного банка СССР,
самостоятельные  коммерческие  банки,  страховые   общества   и   иные
кредитные  учреждения,  создаваемые  и  действующие  в  соответствии с
законодательством СССР и республик.
     7. Выпуск  и обращение акций и других ценных бумаг на общесоюзном
рынке  осуществляются  в  соответствии  с  союзным  и  республиканским
законодательством.

      Статья 5. Договорные формы экономических связей Союза ССР,
                    союзных и автономных республик

     1. Экономические   отношения  Союза  ССР  и  республик,  а  также
республик   между   собой,    не    предусмотренные    соответствующим
законодательством,   регулируются   двусторонними   и  многосторонними
соглашениями.    На     договорной     основе     решаются     вопросы
межреспубликанского  обмена  и  передачи  друг другу находящегося в их
собственности    имущества,    создаются    совместные    предприятия,
организации,  учреждения и единые органы управления, формируются фонды
для совместного решения социально  экономических  задач.  Соглашениями
может   предусматриваться   обмен  необходимой  плановой,  прогнозной,
коммерческой, научно технической и другой информацией.
     Предметом межреспубликанского соглашения не могут быть совместные
действия,  ущемляющие интересы других республик или ведущие к  подрыву
единства общесоюзного рынка.
     2. Союзные и автономные республики  вправе  учреждать  в  столице
Союза   ССР   и  столицах  других  республик  свои  представительства,
содержащиеся за счет средств республиканских бюджетов.
     Органы государственного  управления  Союза  ССР могут создавать с
согласия республики на ее территории свои службы и подразделения.

     Статья 6. Гарантии экономической самостоятельности союзных и
                         автономных республик

     1. Союзные  и   автономные   республики   участвуют   в   решении
экономических  и социальный вопросов,  отнесенных к ведению Союза ССР,
на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном Совете СССР, Президиуме
Верховного Совета СССР,  Совете Федерации, Правительстве СССР и других
органах Союза ССР. Вопросы, связанные с соблюдением Союзного договора,
рассматриваются  Советом  Федерации  с участием высших государственных
должностных лиц автономных республик, автономных областей и округов.
     2. Высшие  органы  государственной власти республик могут вносить
вопросы и соответствии Конституции СССР и законам  СССР  актов  высших
органов  государственной  власти и управления Союза ССР,  регулирующих
экономические отношения,  на  рассмотрение  Комитета  конституционного
надзора СССР.
     3. Союзные и автономные республики вправе обращаться к Президенту
СССР   с  ходатайством  о  приостановлении  действия  постановлений  и
распоряжений  Совета  Министров  СССР,  противоречащих   экономическим
интересам этих республик.
     4. Высшие органы государственного управления союзных и автономных
республик   вправе   опротестовать   в   Совет   Министров  СССР  акты
подведомственных ему органов управления,  противоречащие экономическим
интересам   республик.   Совет   Министров   СССР   в   месячный  срок
рассматривает этот протест и принимает окончательное решение.
     Правительства республик    могут    приостанавливать   на   своей
территории действие опротестуемых актов на время их рассмотрения.
     5. Разногласия  по  экономическим  вопросам  между Правительством
Союза  ССР,  союзными  и  автономными  республиками,  а  также   между
республиками, возникающие при исполнении законов СССР, постановлений и
распоряжений Правительства  СССР,  рассматриваются  Верховным  Советом
СССР с учетом рекомендации Совета Федерации.

          Статья 7. Гарантии экономической самостоятельности
           автономных областей и округов, органов местного
                     самоуправления и предприятий

     1. Компетенция  автономных  областей  и  округов  в экономической
сфере  определяется  законами  СССР  и  союзных   республик,   которые
гарантируют  право  автономных  республик и округов на самостоятельное
хозяйствование.
     2. Автономные области и округа в соответствии с законодательством
Союза ССР и союзных республик на своей территории владеют,  пользуются
и   распоряжаются   землей,  другими  природными  ресурсами,  а  также
имуществом, находящимся в их собственности.
     3. Автономные области и округа обеспечивают комплексное социально
экономическое развитие на своей территории, самостоятельно формируют и
исполняют  свои  бюджеты,  осуществляют  меры по укреплению финансовой
базы органов местного самоуправления,  устанавливают  и  регулируют  в
пределах  своей  компетенции  цены,  участвуют в определении лимитов и
нормативов природопользования  на  их  территории,  в  соответствии  с
союзным   и  республиканским  законодательством  выдают  разрешения  и
накладывают  запреты   на   деятельность   субъектов   хозяйствования,
осуществляют  внешнеэкономическую деятельность,  а также решают другие
вопросы, отнесенные к их компетенции.
     4. Права  органов  местного самоуправления обеспечиваются Законом
СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства  в
СССР", другими законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных
республик.
     5. Союзные и автономные республики,  автономные области и округа,
местные  Советы  народных  депутатов  обеспечивают  в  соответствии  с
законодательными  актами  Союза  ССР  и  республик самостоятельность и
равные правовые условия  деятельности  находящихся  на  их  территории
предприятий,   объединений   и  организаций  независимо  от  видов  их
организации структур и форм собственности.

      Статья 8. Ответственность Союза ССР, союзных и автономных
                республик за невыполнение обязательств

     1. Союз   ССР,   союзные   и    автономные    республики    несут
ответственность    за   невыполнение   или   ненадлежащее   выполнение
обязательств  в  экономической  сфере,  устанавливаемых  соглашениями.
Санкции  за  невыполнение  или  ненадлежащее  выполнение  обязательств
предусматриваются этими соглашениями.
     2. Хозяйственные  споры,  вытекающие  из экономических соглашений
между  союзными  и  республиканскими  органами  управления,   органами
управления   союзных   и   автономных  республик,  рассматриваются  по
инициативе заинтересованной стороны Государственным арбитражем СССР.
     3. Органы  управления  Союза  ССР  в  случае реализации ими своих
решений,  принятых  в  нарушение  действующего  законодательства   без
согласования  с  союзной  или  автономной республикой и нанесших ущерб
республике,  обязаны по требованию республики устранить  отрицательные
последствия таких решений и возместить ущерб.
     4. В случае принятия органами союзной или  автономной  республики
решений,   нарушающих  права  и  охраняемые  законом  интересы  других
республик и Союза ССР,  убытки компенсируются  республикой,  принявшей
такое решение.
     5. Все споры по экономическим вопросам,  в том числе о возмещении
убытков,  между  Союзом  ССР,  союзными  и  автономными  республиками,
автономными областями и округами рассматриваются в порядке третейского
разбирательства или Верховным Судом СССР.

         Статья 9. Регулирование особых условий экономической
           самостоятельности союзных и автономных республик

     1. Союзом  ССР  по инициативе республик могут устанавливаться для
них  в  законодательном  порядке  особые  экономические  условия   без
ущемления законных интересов остальных республик и Союза ССР.
     2. Полномочия союзных  и  республиканских  органов  управления  в
отдельных  сферах  хозяйственной деятельности могут перераспределяться
на  основе  взаимных  соглашений  Союза  ССР,  союзных  и   автономных
республик.

10 апреля 1990 г.
N 1421-I
    

Печать
2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru