МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПОСТАВКАМ ПРОДУКЦИИ ПТН И ТОВАРОВ НП И УЧАСТИИ В ЭТОЙ РАБОТЕ ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРИЛОЖЕНИЕ - ДОГОВОР БНА 90-6). Письмо. Министерство юстиции СССР (Минюст СССР). 11.08.89 К-13-417/С-12/ОП

                    О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ,
                  О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВЫПОЛНЕНИЯ
           ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПОСТАВКАМ ПРОДУКЦИИ
          ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ТОВАРОВ
            НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И УЧАСТИИ В ЭТОЙ РАБОТЕ
      ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

                               ПИСЬМО

                      МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ СССР

                          11 августа 1989 г.
                          N К-13-417/С-12/ОП

                    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ СССР

                          11 августа 1989 г.
                          N К-13-417/С-12/ОП

                              (БНА 90-3)


     Среди многих проблем при осуществлении  экономической  реформы  и
совершенствовании   хозяйственного   механизма,   расширении   прав  и
самостоятельности предприятий  и  организаций  важное  место  занимают
вопросы четкого функционирования хозяйственных связей,  повышения роли
хозяйственного договора.
     При переходе  предприятий  и  организаций  на  работу  в условиях
хозрасчета и самофинансирования возрастают требования к своевременному
заключению и исполнению договоров.  Выполнение договорных обязательств
все в большей степени будет отражаться на конечных результатах  работы
трудовых коллективов.
     Новые нормативные   акты   закрепили   лишь   основные   принципы
взаимоотношений  предприятий  при  осуществлении  поставок продукции и
товаров.  В соответствии с требованиями Закона СССР "О государственном
предприятии  (объединении)"  и Закона СССР "О кооперации в СССР" в них
получили  дальнейшее  расширение  права  предприятий  в   формировании
хозяйственных    связей,   определении   условий   договора.   Поэтому
обеспечение  выполнения  договорных  обязательств  требует   активного
использования правовых средств и эффективного взаимодействия в решении
этих вопросов всех заинтересованных подразделений и служб  предприятий
и организаций.
     Министерство юстиции  СССР  и   Государственный   арбитраж   СССР
направляют   для  использования  в  практической  работе  Методические
рекомендации о правовом обеспечении выполнения договорных обязательств
по  поставкам  продукции  производственно  технического  назначения  и
товаров народного потребления и  участии  в  этой  работе  юридических
служб предприятий,  объединений и организаций. Полагаем целесообразным
на  их  основе  привести  в  соответствие  с  новым  законодательством
ведомственные  акты  и  рекомендации  и  обеспечить  ими предприятия и
организации отрасли.
     Методические рекомендации  от 29 сентября 1978 г.  N К-8-524 (См.
Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР,  1979 г., N 3
и 1983 г.,  N 1. - Прим. ред.) и от 10 октября 1982 г. N К-14-568 (См.
Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР,  1979 г., N 3
и 1983 г., N 1. - Прим ред.) считать утратившими значение.

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
     О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО
    ПОСТАВКАМ ПРОДУКЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И
        ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И УЧАСТИИ В ЭТОЙ РАБОТЕ
       ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

    (В дальнейшем, как правило, употребляется термин "продукция".)

                          1. Общие положения

     1.1. Настоящие  рекомендации  разработаны  в помощь хозяйственным
руководителям,   работникам   экономической,    снабженческо-сбытовой,
юридической  и  других  служб,  осуществляющим  договорную  работу  на
предприятиях, в объединениях и организациях (В последующих пунктах под
"предприятием"  понимаются  государственные предприятия,  объединения,
организации.),  и ставят своей  целью  показать  наиболее  эффективные
формы и методы использования правовых средств в обеспечении выполнения
договорных обязательств по поставкам продукции.
     1.2. Положениями  о  поставках продукции и товаров предусмотрено,
что поставка производится по  договорам,  которые  являются  основными
документами, определяющими права и обязанности сторон по поставке всех
видов продукции и товаров (См.  п.  3 Положения о поставках  продукции
производственно   технического  назначения  и  Положения  о  поставках
товаров народного потребления.).
     1.3. Выполнение  заказов  и договоров служит главнейшим критерием
оценки   результатов   деятельности   предприятий   и    материального
стимулирования трудовых коллективов (См.  п.  1 ст.  16 Закона СССР "О
государственном предприятии (объединении)".). В связи с этим работа по
подготовке  и  заключению  хозяйственных договоров (Имеются в виду как
договоры на сбыт готовой продукции,  так и на материально  техническое
обеспечение.),  а  также  учету  и контролю за их выполнением является
одной из главных задач предприятия.
     1.4. Для   решения   этой   задачи   наряду  с  организационными,
плановыми,  экономическими,  техническими, другими мерами используются
правовые средства.
     Правовое обеспечение    выполнения    договорных     обязательств
осуществляется в целях:
     совершенствования хозяйственного      механизма      предприятий,
укрепления хозяйственного расчета;
     укрепления плановой,  договорной,  производственной и  финансовой
дисциплины на предприятиях;
     обеспечения своевременного и качественного  заключения  договоров
на поставку;
     совершенствования договорных   отношений,    расширения    прямых
длительных хозяйственных связей между предприятиями;
     обеспечения приоритета      предприятий      потребителей       в
договорно-хозяйственных  отношениях,  удовлетворения  их  экономически
обоснованных и законных интересов;
     усиления влияния потребителей и снабженческо-сбытовых организаций
на  формирование  планов  производства  и   материально   технического
снабжения предприятий;
     развития экономических  принципов  взаимоотношений   предприятий,
всех  форм производственно экономического сотрудничества (партнерства,
экономического соревнования, состязательности и т.д.);
     организации надлежащего выполнения договоров поставки;
     своевременного и  полного  контроля и учета выполнения договорных
обязательств.
     1.5. Порядок  организации договорно-правовой работы,  связанной с
поставкой  продукции,  определяется  на  предприятии   соответствующим
нормативными и методическими документами.
     Перечень актов,  разрабатываемых  на  предприятии,   порядок   их
подготовки, утверждения устанавливается руководителем предприятия.
     1.6. В  нормативных   актах   об   организации   на   предприятии
договорно-правовой работы рекомендуется предусматривать:
     порядок и   сроки   прохождения   документации,    связанной    с
заключением, изменением и расторжением договоров;
     распределение обязанностей      соответствующих       структурных
подразделений,   должностных  лиц  и  специалистов,  ответственных  за
оформление договоров:
     прядок разработки   проектов   договоров,  а  также  согласования
условий договоров с подразделениями и службами;
     обязанности подразделений,    служб    и   должностных   лиц   по
урегулированию с контрагентами разногласий,  возникших при заключении,
изменении и расторжении договоров;
     учет и хранение договоров и другой договорной документации;
     обязанности структурных  подразделений  и  порядок  доведения  до
подразделений    предприятия   условий   заключенных   договоров   для
обеспечения их выполнения;
     порядок контроля за исполнением договорных обязательств;
     анализ договорной  работы,  порядок  внесения  предложений  по ее
совершенствованию;
     порядок применения    мер    материального    стимулирования    и
экономической  ответственности  подразделений  предприятия   в   целях
укрепления договорной дисциплины.
     1.6.1. Кроме этого определяется порядок:
     сбора материалов  для  предъявления  (рассмотрения)  претензий  и
исковых  заявлений,  связанных  с  заключением и исполнением договоров
поставки  продукции,  возмещением  убытков,  причиненных   нарушениями
обязательств по поставкам;
     подготовки претензий,  исковых заявлений и ответов  (отзывов)  на
них;
     регистрации и хранения этих материалов;
     контроля за  рассмотрением   претензий,   исков   предприятия   и
контрагентов,  а  также  исполнением  решений  арбитражей;  проведения
анализа  претензионно-исковой  работы,  другие   вопросы   организации
претензионно-исковой работы.
     1.6.2. Как  показывает   опыт   работы   передовых   предприятий,
локальный  акт  при  организации  договорно-правовой  работы  издается
ежегодно перед началом договорной кампании.
     1.7. Участие  в  организации  договорной  работы  на  предприятии
является  одним  из  важнейших  направлений  деятельности  юридической
службы.  При  этом она руководствуется действующим законодательством о
юридической службе.
     Юридическая служба   участвует   в  разработке  актов  о  порядке
организации  договорно-правовой  работы,  обеспечивает  законность   и
совершенствование их с учетом изменений в законодательстве,  а также в
производственной деятельности предприятия.
     1.8. В  целях  повышения  эффективности договорно-правовой работы
целесообразно   ее   планировать.   Рекомендуется    мероприятия    по
совершенствованию  договорной  работы  включать специальным разделом в
план правовой работы предприятия (перспективный  и  текущий).  Основой
для  планирования  может  быть  анализ  структуры  договорных  связей,
практики заключения и исполнения  договоров,  выявленных  нарушений  в
организации   договорной   и  претензионно-исковой  работы,  данных  о
выполнении  (невыполнении)  договорных  обязательств  предприятием   и
уплаченных им санкций.
     Кроме этого  в  планах  работы  юридической  службы   предприятия
целесообразно  планировать вопросы организации и правового обеспечения
договорной работы с учетом конкретных задач,  стоящих  перед  трудовым
коллективом, и в пределах компетенции этой службы.
     1.9. При  проведении  договорно-правовой  работы  юридическая   и
другие   службы   предприятий  руководствуются  Основами  гражданского
законодательства Союза  ССР  и  союзных  республик,  Законом  СССР  "О
государственном  предприятии  (объединении)"  (В дальнейшем - "Закон о
госпредприятии".),  Законом СССР "О кооперации в СССР",  Положением  о
поставках    продукции    производственно   технического   назначения,
Положением о поставках товаров  народного  потребления  (В  дальнейшем
"Положение о поставках продукции",  "Положение о поставках товаров".),
утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988  г.
N  888,  инструктивными  указаниями  Государственного  арбитража СССР,
постановлениями  Госснаба  СССР,  другими  нормативными  методическими
документами, а также условиями заключенных договоров.
     1.10. Министерства,    ведомства,     организации     материально
технического  снабжения  (оптовые  торговые предприятия,  организации)
осуществляют организационную  и  методическую  помощь  предприятиям  в
обеспечении   своевременного   и   правильного  заключения  договоров,
контроле за их исполнением,  проводят мероприятия по совершенствованию
договорных  отношений  и повышению эффективности заключаемых договоров
(См. п. 5 Положения о поставках продукции и п. 6 Положения о поставках
товаров.).
     Нормативные акты,  издаваемые министерствами,  ведомствами СССР и
союзных  республик  по  вопросам  заключения и выполнения договоров на
поставку продукции,  обязательные для других министерств,  ведомств  и
подведомственных    им   предприятий,   должны   быть   предварительно
согласованы соответственно с  Госарбитражем  СССР  или  госарбитражами
союзных республик (См.  п.  3 постановления ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 12 февраля 1987  г.  N  190  "О  дальнейшем  совершенствовании
деятельности  органов государственного арбитража и повышении их роли в
укреплении законности и договорной дисциплины в народном хозяйстве".).

          2. Организация подготовки и заключения договоров
             на поставку продукции

     2.1. Договоры на поставку продукции заключаются путем:
     составления одного документа, подписываемого сторонами;

     обмена письмами,         телеграммами,         телетайпограммами,
телефонограммами, радиограммами;
     принятия поставщиком  заказа  покупателя  к  исполнению,  если  в
заказе имеются все данные, необходимые для осуществления поставки (См.
п.  18  Положения о поставках продукции и п.  15 Положения о поставках
товаров.).
     При заключении   договоров   применяются   унифицированные  формы
заказов,  извещений о прикреплении,  протоколов разногласий  и  других
документов   (Формы  указанных  документов  утверждены  постановлением
Госснаба СССР от 29 июня 1988 г.  N 50,  по товарам  доведены  письмом
Минторга  СССР  от  24  марта 1989 г.  N 1 87/1785.  Указанные формы и
аннотации к ним даны в Приложении 1.  (В "Бюллетене"  не  приводятся.-
Прим. ред.)).
     2.2. Основной  правовой   формой   хозяйственных   отношений   по
поставкам  является долгосрочный договор,  заключенный на пять лет или
на более длительный период.
     Долгосрочные договоры     создают     необходимую    устойчивость
хозяйственных связей  между  поставщиками  и  покупателями  продукции,
стабильность   условий   их   функционирования.   Экономическая   роль
долгосрочного договора связана с тем,  что стороны могут согласовывать
условия  поставки  на  стадии  разработки  годовых планов,  обусловить
совместные  мероприятия   по   расширению   производства,   обновлению
ассортимента,   повышению   качества  продукции  и  т.д.  Кроме  того,
долгосрочные договоры позволяют сторонам значительно сократить  работу
по оформлению договорных отношений.
     2.3. Долгосрочные хозяйственные договоры заключаются:
     при прямых   длительных   и   длительных   хозяйственных   связях
предприятиями  потребителями  и организациями материально технического
снабжения с предприятиями изготовителями (поставщиками)  по  стабильно
производимой и потребляемой продукции (См. п. 13 Положения о поставках
продукции,  п. 10 Положения о поставках товаров (с учетом особенностей
установления таких связей по товарам).);
     при сложившихся длительных хозяйственных связях между поставщиком
и покупателем;
     на организацию   снабжения   путем   оптовой    торговли    между
потребителями  и организациями материально технического снабжения (См.
п. 10 Положения о поставках продукции.);
     при осуществлении   территориальными  органами  Госснаба  СССР  и
другими  органами  материально  технического  снабжения   комплексного
снабжения  потребителей как продукцией,  реализуемой в порядке оптовой
торговли, так и выделенной в соответствии с лимитами (фондами) (См. п.
17 Положения о поставках продукции.).
     2.4. Договорные отношения при поставке продукции на год или более
короткий срок,  а также в случаях поставки товаров вне оптовых ярмарок
могут устанавливаться на основе заказов покупателя  (См.  пп.  18,  21
Положения  о  поставках продукции,  пп.  11,  17 Положения о поставках
товаров.).
     2.5. В  организации  договорных  связей  при  поставке  товаров и
продукции все большее значение приобретают ярмарки по оптовой  продаже
(См. п. 23 Положения о поставках продукции, п. 7 Положения о поставках
товаров.).  Заключение договоров (принятие заказов) на ярмарках  имеет
существенные  особенности.  Порядок  организации и проведения ярмарок,
заключения  на  них  договоров  (принятия  заказов)   определяется   в
настоящее  время  Временным  положением  об  организации  и проведении
ярмарок по продаже продукции производственно технического  назначения,
утвержденным постановлением Госснаба СССР от 28 марта 1989 г.  N 19, и
Временным положением о порядке организации  и  проведении  ярмарок  по
оптовой продаже товаров народного потребления,  утвержденным Минторгом
СССР и Госснабом СССР (письмо Минторга СССР, от 17 марта 1989 г. N 027
75).
     2.6. Распределение  обязанностей  по  ведению  договорной  работы
между   подразделениями   и   службами   предприятия   производит  его
руководитель с учетом особенностей системы  и  структуры  предприятия,
общих    функциональных    обязанностей   имеющихся   на   предприятии
подразделений  и  служб,  квалификации  соответствующих  работников  и
других факторов.
     Примечание. Представляется    целесообразным     выделение     на
предприятиях        специального       договорного       подразделения
(договорно-правового).  Его основными функциями явился бы весь процесс
от организации заключения договоров до контроля за их исполнением.
     В настоящее время,  как правило,  функции по заключению договоров
на предприятиях выполняют следующие подразделения:
     а) производственный,  планово экономический отделы, отдел сбыта -
по договорам поставки продукции, выпускаемой предприятием;
     б) отделы материально технического снабжения и комплектации -  по
договорам на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий;
     в) отделы (управления) капитального строительства и  оборудования
-  по  договорам  поставки  оборудования и материалов для капитального
строительства.
     2.7. В  целях  своевременного  заключения  договоров  и  наиболее
полного   учета   производственных   потребностей   потребителей    на
предприятии   рекомендуется  проводить  предварительную  подготовку  к
заключению договоров.
     Основными формами этой работы являются:
     проведение анализа договорно-хозяйственных отношений, сложившихся
с   контрагентами,   с   целью   определения   наиболее   экономически
целесообразной структуры договорных связей;
     подведение итогов заключения и исполнения хозяйственных договоров
в  текущем  году  (при  этом определяются задачи проведения договорной
работы на предстоящий  год,  особенности  заключения  отдельных  видов
договоров с учетом специфики работы предприятия);
     разработка (пересмотр) бланков (образцов) договоров  на  поставку
всех видов продукции, внесение в них изменений;
     проведение предварительной работы с  предприятиями  потребителями
по  определению  потребности  в продукции по количеству,  номенклатуре
(ассортименту), качеству;
     анализ заявок   и   предложений  потребителей  и  согласование  с
контрагентами  предполагаемых  сроков  поставки,   объема,   стоимости
качественных   характеристик   поставляемой   продукции,   определение
источников финансирования;
     подготовка материалов  для  утверждения  (согласования)  цены  на
продукцию,  если  она  не  установлена  централизованно   (составление
протоколов согласования договорной цены);
     определение порядка и форм расчетов за продукцию;
     решение в установленном порядке технических вопросов, связанных с
поставкой и получением продукции;
     заключение с  предприятиями  смежниками  договоров  на   поставку
комплектующих изделий для основного производства;
     изучение и  прогнозирование  спроса  на  изготовляемую  продукцию
(товары);
     осуществление мероприятий по маркетингу и рекламе продукции;
     иная работа,  связанная с подготовкой к заключению  договоров  на
поставку продукции.
     2.8. Юридическая  служба  предприятия  обобщает   и   анализирует
материалы  преддоговорных споров,  допущенные нарушения при заключении
договоров и совместно с  другими  службами  -  практику  заключения  и
исполнения   договоров;   участвует   в   разработке   мероприятий  по
совершенствованию структуры хозяйственных  связей  с  предприятиями  и
повышению   эффективности  заключения  договоров;  проводит  ежегодные
совещания   с   руководителями   отделов   и   служб,   специалистами,
выполняющими  договорную  работу;  организует  изучение  и  пропаганду
действующего законодательства о поставках и практики его применения.
     2.9. Развитие  прямых  длительных  хозяйственных  связей  требует
установления  постоянных   деловых   контактов   между   предприятиями
поставщиками и потребителями. При подготовке к заключению договоров на
поставку продукции целесообразно проводить совещания с представителями
предприятий  потребителей  при  обязательном участии юридических служб
сторон.  Это даст  возможность  предприятиям  упростить  в  дальнейшем
согласование   условий   договоров,   урегулирование   разногласий   и
обеспечить  своевременное  заключение  договоров  с  учетом   запросов
потребителей.
     2.10. При заключении договоров поставки  продукции  подразделения
или   службы  предприятия,  ведущие  договорную  работу  (См.  п.  2.6
настоящих  Методических  рекомендаций.):   получают   и   регистрируют
плановые  акты  на поставку продукции и заказы;  проверяют совместно с
планово экономической и  юридической  службами  соблюдение  порядка  и
сроков  выдачи плановых актов на поставку продукции;  при несогласии с
плановым актом (заказом) готовят мотивированное возражение;  совместно
с  юридической и другими службами выясняют наличие обязательных данных
для осуществления поставки,  необходимость согласования дополнительных
условий;  определяют  форму договорных отношений;  совместно с другими
службами определяют условия договора (рассматривают проект  договора),
составляют  спецификацию;  при  необходимости  подготавливают протокол
разногласий; оформляют, регистрируют и ведут учет договоров (заказов),
спецификаций   и  протоколов  разногласий;  осуществляют  контроль  за
своевременным заключением договоров.
     2.11. Порядок  согласования  (визирования)  проектов договоров на
поставку продукции,  подразделения и  службы,  с  которыми  необходимо
согласовать условия поставки при заключении договоров,  определяются в
нормативном  акте  об   организации   договорно-правовой   работы   на
предприятиях.
     2.12. Проект договора на  поставку  продукции  согласовывается  в
обязательном    порядке   с   руководителями   планово-экономического,
производственного, финансового отделов, юридической службой.
     Все договоры  на  поставку  продукции  должны  быть  завизированы
главным бухгалтером  (См.  п.  19  Положения  о  главных  бухгалтерах,
утвержденного  постановлением  Совета Министров СССР от 24 января 1980
г. N 59.).
     2.13. Юридическая   служба  предприятия  организует  совместно  с
другими подразделениями работу по подготовке и заключению договоров на
поставку    продукции,   проверяет   соответствие   условий   договора
действующему   законодательству,    наличие    необходимых    виз    и
непосредственно  перед  представлением договора на подпись руководству
визирует его.
     2.14. Оформление  договорных  отношений  при поставке продукции и
товаров производится в порядке и сроки,  установленные  положениями  о
поставках  продукции  и  товаров  (См.  пп.  20,  21,  22  Положения о
поставках продукции, пп. 17, 18 Положения о поставках товаров.).
     2.15. Обязательства сторон по договору оформляются таким образом,
чтобы   они   обеспечивали   полную   и   четкую   регламентацию    их
взаимоотношений    при    строгом    соблюдении   законодательства   и
государственной  дисциплины.  Договор  или  его   отдельные   условия,
противоречащие законодательству,  недействительны (См. п. 24 Положения
о поставках продукции, п. 19 Положения о поставках товаров.).
     В договоре    должны   быть   обязательно   определены   условия,
предусмотренные в п.  19 Положения  о  поставках  продукции  и  п.  16
Положения о поставках товаров.  При отсутствии этих условий в договоре
он считается незаключенным.
     2.16. Предприятиям  предоставлены  широкие  права  самостоятельно
определять  в  договоре  условия  поставки,  которые   отсутствуют   в
положениях о поставках продукции и товаров.
     По соглашению сторон в договоре определяются:
     периоды (сроки) поставки (квартальные, месячные и др.);
     порядок и сроки представления и изменения отгрузочных разнарядок;
     порядок доставки (отгрузки) продукции и товаров;
     форма и порядок расчетов;
     основания для  отказа  от  акцепта при акцептной форме расчетов и
вид акцепта (предварительный или последующий);
     другие условия,  которые  необходимы  для  исполнения конкретного
договора и не противоречат действующему законодательству и  положениям
о поставках продукции и товаров.
     2.17. Подразделения  и  службы,  ведущие  договорную  работу,   с
участием  юридической  службы разрабатывают образцы (бланки) договоров
для поставки продукции с учетом особенностей деятельности предприятия.
При  этом  предприятия вправе руководствоваться примерными договорами,
отражающими специфику поставки отдельных видов продукции (товаров) или
хозяйственных  связей,  которые  разрабатывают  Госснаб СССР и Минторг
СССР  с  участием  министерств  и  ведомств  (См.  Приложение   2   (в
"Бюллетене" не приводится.- Прим. ред.).).
     2.18. Порядок   урегулирования   разногласий,   возникающих   при
заключении  договоров,  определен  положениями о поставках продукции и
товаров (См.  п. 22 Положения о поставках продукции, п. 18 Положения о
поставках товаров.),  инструктивными указаниями Госарбитража СССР (См.
Инструктивные указания Госарбитража СССР от 12 мая 1989 г.  N И 1 2 "О
некоторых   вопросах   применения   Положения  о  поставках  продукции
производственно  технического  назначения  и  Положения  о   поставках
товаров народного потребления при разрешении хозяйственных споров и их
доарбитражном урегулировании". (См. "Бюллетень" N8 за 1989 год.- Прим.
ред.)) и другими нормативными актами.
     2.19. Заключенные  договоры  (принятые  к   исполнению   заказы),
договорные спецификации,  другие документы,  включая решения арбитража
по преддоговорным спорам,  хранятся в подразделениях  предприятий,  на
которые возложен контроль за выполнением обязательств по поставкам.
     3. Учет и контроль выполнения договорных обязательств
     3.1. Оценка результатов хозяйственной деятельности предприятий на
основе выполнения договорных обязательств требует четкого контроля  за
их выполнением.
     Организация учета  и  контроля  выполнения   договоров   поставки
позволяет   объективно  оценить  возможности  предприятия,  показатели
деятельности  трудовых  коллективов  предприятия,   цехов,   участков,
бригад.  Это  дает  возможность  также  увязать  поставки продукции со
сроками поставки сырья,  комплектующих  изделий  с  планами  перевозок
грузов;   выявить   и   устранить  ошибки,  просчеты  внутризаводского
планирования;   своевременно   устранить    причины,    способствующие
нарушениям  обязательств;  принять  меры  по  предъявлению  санкций  и
взысканию убытков при ненадлежащем исполнении договорных обязательств.
     3.2. Порядок    учета    выполнения    договорных    обязательств
регулируется  Положением  о  порядке  учета   и   определения   уровня
выполнения  договорных  обязательств по поставкам продукции и товаров,
выполнению работ и услуг по объединению,  предприятию,  организации, а
также  по району,  городу,  области,  краю,  республике,  министерству
(ведомству)  в  целом   (одобрено   Комиссией   по   совершенствованию
управления,  планирования и хозяйственного механизма 1 ноября 1988 г.,
протокол N 134,  раздел III) (См.  "Бюллетень" N 5 за 1989 год.- Прим.
ред.).
     3.3. В нормативном  акте  об  организации  учета  и  контроля  за
выполнением  договоров,  который разрабатывается с учетом особенностей
структуры и деятельности предприятия, целесообразно определить:
     обязанности подразделений  и служб по организации и ведению учета
и контроля за выполнением договоров поставки;
     порядок и   форму   доведения   содержания   (условий)  договоров
(заказов) до всех заинтересованных подразделений (служб);
     проведение анализа   плановых  актов  и  договоров  (заказов)  на
поставку продукции;
     обеспечение внутрихозяйственного     планирования     с    учетом
заключенных договоров;
     виды учета, порядок и формы ведения учета;
     проведение анализа  документов,  содержащих  данные  о выполнении
условий договоров (заказов);
     сроки их  оформления и порядок передачи в подразделения (службы),
ведущие учет;
     порядок отгрузки   (отпуска)   продукции  (с  учетом  приоритетов
отгрузки,  установленных Госснабом СССР),  оформления  соответствующих
документов на отгрузку;
     контроль за своевременной оплатой поставленной продукции;
     порядок выявления  соответствующих  нарушений  условий  договоров
(заказов),   возможных   отклонений   производственного   процесса   и
применения организационных, технических и правовых мер;
     другие вопросы  организации  и ведения учета выполнения договоров
поставки.
     3.4. На  предприятии  целесообразно  вести  оперативный и сводный
учет выполнения договорных обязательств.
     Оперативный учет   должен  обеспечивать  определение  результатов
выполнения договорных обязательств за каждый отчетный  период:  месяц,
квартал,   с  начала  года  нарастающим  итогом  отдельно  по  каждому
заключенному   договору    с    учетом    недопоставки,    восполнения
недопоставленной продукции, а также продукции, поставленной досрочно.
     Оперативный учет  выполнения  договоров  поставки   рекомендуется
вести в специальном журнале или на карточках.
     3.5. Сводный учет осуществляется путем  дополнительной  обработки
(группировки,  выборки, суммирования) данных оперативного учета за тот
или иной отчетный период и отражает  обобщенные  данные  о  выполнении
обязательств по договорам.
     3.6. При большом количестве  контрагентов,  широкой  номенклатуре
(ассортименте)  продукции  и  при наличии соответствующих возможностей
целесообразно  использование  в  целях  учета   выполнения   договоров
электронно-вычислительной техники (автоматизированной системы контроля
исполнения договоров).
     3.7. Важной    предпосылкой    достоверности   учета   выполнения
договорных обязательств  является  надлежащая  организация  работы  по
приемке и отгрузке продукции.
     В целях  обеспечения  контроля   за   количеством   и   качеством
поступающей   и   отгружаемой   продукции   руководителю   предприятия
необходимо:
     определить ответственных  за  приемку  продукции  по  качеству  и
количеству;
     представить в   профсоюзный   комитет   для   утверждения  список
компетентных работников,  рекомендуемых  для  утверждения  в  качестве
представителей общественности при приемке продукции;
     организовать постоянно  действующую  учебу  этих  лиц,   возложив
обязанность   по   ее   проведению  на  юридическую  службу  и  другие
заинтересованные подразделения.
     Рекомендуется проводить  проверки  готовой к отгрузке продукции и
контрольные (комиссионные)  отгрузки.  К  участию  в  таких  проверках
следует привлекать представителей администрации и общественности.
     Результаты оформляются актами.
     3.8. Работа  по  учету  и  контролю  за  выполнением   договорных
обязательств на предприятии, как правило, возлагается на подразделения
и службы, осуществляющие договорную работу.
     3.9. Юридическая   служба  предприятия  участвует  в  организации
контроля за выполнением договоров поставки продукции.
     В целях   своевременного   и   надлежащего  выполнения  договоров
целесообразно периодически (за декаду,  месяц, квартал) контролировать
ход  выполнения  договорных  обязательств  и соблюдение установленного
порядка их учета и контроля.  По результатам контроля подготавливается
руководству предприятия соответствующая информация (справки, докладные
записки) с предложениями о принятии мер.
     3.10. Действенным  правовым  средством  восстановления нарушенных
имущественных прав и законных  интересов  предприятия,  урегулирования
возникших разногласий по хозяйственным договорам является предъявление
претензий и исков.
     3.11. Ответственность за состояние претензионно-исковой работы, в
том  числе  связанной   с   заключением   и   исполнением   договорных
обязательств по поставкам продукции, несет руководитель предприятия.
     Юридическая служба ведет претензионную работу  либо  осуществляет
методическое  руководство,  если  она ведется другими подразделениями,
оформляет материалы, связанные с предъявлением и рассмотрением исковых
заявлений.
     Ведение претензионной работы на юридическую службу  целесообразно
возлагать  только  в  тех  случаях,  когда  объем  ее незначительный и
позволяет  выполнять  другие  основные  обязанности,   предусмотренные
действующим законодательством о юридической службе.  Как правило,  эта
работа выполняется:
     отделом сбыта - по претензиям, вытекающим из исполнения договоров
с покупателями;
     отделом материально   технического  снабжения  -  по  претензиям,
вытекающим из исполнения договоров с  поставщиками,  в  том  числе:  о
взыскании  санкций  за  просрочку  поставки  или  недопоставку  сырья,
материалов,    комплектующих    изделий,    нарушение    ассортимента,
необоснованное   уклонение   от   заключения   договоров  на  поставку
распределяемой продукции  или  по  сложившимся  длительным  связям;  о
взыскании ущерба от недостач сырья, материалов и др.;
     отделами оборудования,  главного   механика,   энергетика   -   о
взыскании   санкций  за  недопоставку  машин,  оборудования,  поставку
недоброкачественного или некомплектного оборудования и т. д.;
     отделом технического  контроля  -  о  взыскании санкций в связи с
поставками недоброкачественной и некомплектной продукции, об ухудшении
продукции  при транспортировке,  о нарушениях требований по качеству к
таре, упаковке и др.;
     бухгалтерией, финансовым  отделом  -  по расчетам за полученную и
отправленную  продукцию,  в  том   числе   о   взыскании   дебиторской
задолженности,  о  возврате переплаченных сумм;  планово экономическим
отделом по претензиям о взыскании убытков,  связанных  с  ненадлежащим
исполнением договоров.
     Обязанности по ведению претензионно-исковой работы  уточняются  в
соответствующем    документе,   разрабатываемом   в   соответствии   с
утвержденной на предприятии структурой,  а также с  учетом  отраслевых
рекомендаций.
     В претензионно-исковой    работе    могут    быть    использованы
разработанные  с  учетом  сложившейся  практики  образцы претензионных
писем, исковых заявлений и других документов.

     4. Применение предприятиями мер экономического воздействия за
        нарушения договорных обязательств

     4.1. Предприятия      несут     экономическую     (имущественную)
ответственность за  выполнение  обязательств  по  договорам  поставки,
возмещают   в  установленном  порядке  ущерб,  причиненный  нарушением
договоров.
     4.2. В соответствии с п.  56 Положения о поставках продукции и п.
48  Положения  о  поставках  товаров  предприятия   вправе   применять
имущественные   санкции  за  нарушения  обязательств,  предусмотренные
законодательством  и  договором.  Основное  предназначение  санкций  -
стимулирование предприятий к выполнению договорных обязательств.
     Уплата санкций,  установленных  законодательством,  и  возмещение
убытков   производится   за   счет   хозрасчетного  дохода  коллектива
предприятия (См. п. 5 ст. 17 Закона о госпредприятии.).
     4.3. В целях укрепления самостоятельности предприятий,  защиты их
прав  и  хозрасчетных  интересов   сокращено   число   применяемых   к
предприятиям  экономических  (имущественных) санкций,  предусмотренных
законодательством.  Они сохранены лишь за наиболее серьезные нарушения
государственной  плановой  и договорной дисциплины (См.  постановление
Совета Министров СССР от 30  июля  1988  г.  N  929  "Об  упорядочении
системы   экономических   (имущественных)   санкций,   применяемых   к
предприятиям,   объединениям   и    организациям".).    Министерствам,
ведомствам  и  другим  органам  хозяйственного  руководства  запрещено
предусматривать  по  своей  инициативе  в   издаваемых   ведомственных
нормативных  актах меры экономической (имущественной) ответственности.
Санкции,  установленные в ведомственных нормативных документах  ранее,
применяются  по  разрешению  Совета  Министров СССР,  а также если это
предусмотрено  законодательным  актом  (См.  п.  5  ст.17   Закона   о
госпредприятии.).
     Конкретные виды и размеры экономических  (имущественных)  санкций
установлены  Положением о поставках продукции и Положением о поставках
товаров (См. главы VIII Положения о поставках продукции и VI Положения
о поставках товаров.).
     4.4. При  наличии  согласия  обеих  сторон   в   договоре   могут
устанавливаться  санкции  за  неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязательств,  которые не  предусмотрены  законодательством,  а  также
увеличены  размеры  санкций,  установленные  положениями  о  поставках
продукции и товаров (См. п. 71 Положения о поставках продукции и п. 62
Положения о поставках товаров.).
     В целях  стимулирования  контрагентов  к  надлежащему  выполнению
обязательств     предприятиям    рекомендуется    шире    использовать
предоставленные   им    права    по    урегулированию    имущественной
ответственности   непосредственно   в  заключаемых  договорах.  Особое
внимание следует обратить не включение санкций за нарушения,  наиболее
часто встречающиеся в договорной практике конкретного предприятия.
     Необходимо также учитывать,  что стороны  не  вправе  в  договоре
предусматривать  более  низкие  размеры  санкций в тех случаях,  когда
размер их  установлен положениями о поставках продукции и товаров (См.
п. 10  Инструктивных   указаний Госарбитража СССР от 12  мая  1989  г.
N И-1-2   "О  некоторых  вопросах  применения  Положения  о  поставках
продукции  производственно  технического  назначения  и  Положения   о
поставках  товаров  народного потребления при разрешении хозяйственных
споров и их доарбитражном урегулировании".).
     4.5. Независимо  от  уплаты  неустойки  предприятие,   нарушившее
договор,  возмещает причиненные в результате этого убытки (См.  ст. 36
Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.).
     Возмещение убытков  при  неисполнении или ненадлежащем исполнении
договоров  является  эффективным  правовым  средством  воздействия  на
неисправных контрагентов,  в наибольшей степени соответствующим новому
хозяйственному механизму.
     Эта универсальная   мера  ответственности  позволяет  предприятию
добиться  сокращения  нарушений  договорных   обязательств,   повысить
устойчивость   хозяйственных   связей,   уменьшить  непроизводительные
потери.
     4.6. Предприятиям  предоставлено  право  предусмотреть в договоре
возможность  возмещения  убытков  в  твердой  сумме  (так   называемые
фиксированные   убытки),   которая   подлежит   взысканию   в   случае
ненадлежащего исполнения обязательств по поставке (См. п. 74 Положения
о  поставках  продукции,  п.  65 Положения о поставках товаров.).  Это
существенно  облегчает  процедуру  доказывания  причиненных   убытков,
упрощает расчеты. Целесообразно применение данной нормы в тех случаях,
когда заранее можно рассчитать размер убытков.
     4.7. Убытки, причиненные нарушением договора, подлежат возмещению
и в случае, когда законодательством и договором не установлены санкции
за данное нарушение (См.  п.  16.4 Инструктивных указаний Госарбитража
СССР от 12 мая 1989 г. N И-1-2.).
     4.8. Важное  значение в организации работы по установлению причин
нарушений договоров,  предъявлению санкций и возмещению убытков  имеет
установление   на   предприятии   порядка,  который  бы  способствовал
активному участию всех заинтересованных подразделений в решении  всего
комплекса возникающих при этом правовых вопросов, в частности:
     оперативного восполнения    недостающей,     некачественной     и
некомплектной продукции;
     своевременного устранения     недостатков     (доукомплектования)
поставленной продукции;
     установления имущественной    ответственности    во    внутренних
хозрасчетных  отношениях  подразделений  и  увязки ее с действующей на
предприятии системой внутрихозяйственного расчета;
     создания и определения правового статуса комиссии по рассмотрению
результатов исполнения обязательств;
     обеспечения документального   фиксирования  потерь,  оперативного
оформления доказательств понесенного ущерба,  предъявления претензий и
исков к контрагентам;
     рассмотрения и исполнения  предложений  органов  государственного
арбитража   об   устранении   нарушений   законодательства  о  порядке
заключения договоров и доарбитражного урегулирования споров (См.  п. 2
постановления   ЦК КПСС  и Совета Министров СССР от 12 февраля 1987 г.
N 190    "О    дальнейшем   совершенствовании   деятельности   органов
государственного арбитража и повышении их роли в укреплении законности
и договорной дисциплины в народном хозяйстве".).
     4.9. Функции по установлению причин срывов поставок,  определению
структурных подразделений и работников предприятия,  виновных  в  этих
нарушениях,  разработке  мер  по  устранению  недостатков в договорной
работе,  как  правило,  возлагаются  на   комиссию   по   рассмотрению
результатов    финансово-хозяйственной    деятельности    либо    иной
компетентный орган,  созданный на предприятии для решения  аналогичных
задач  (комиссию  по  рассмотрению и предотвращению непроизводительных
расходов,  комиссию по работе с договорами и т.  п.) (Об  этом  см.  в
Методических  рекомендациях  Министерства  юстиции  СССР  "О  правовом
обеспечении снижения и предупреждения  непроизводительных  расходов  и
потерь   в   производственных   объединениях,   на   предприятиях,   в
организациях  и  участии  в  этом  юридической  службы",  утвержденных
Минюстом СССР 10 марта 1989 г. N К-8-148.).
     4.10. Юридической   службе   рекомендуется    оказывать    помощь
функциональным  подразделениям  (бухгалтерской  и  финансовой службам,
ОТК,  отделам снабжения и сбыта,  другим структурным подразделениям) в
разработке   и   осуществлении   мер,   направленных   на   борьбу   с
непроизводительными  потерями;  проводить  экономико-правовой   анализ
результатов  хозяйственной  деятельности  предприятия;  знакомиться  с
материалами комиссии по рассмотрению результатов выполнения договорных
обязательств;   анализировать   недостатки,  установленные  служебными
проверками по фактам  недостач,  брака,  других  нарушений  договорных
обязательств;  ежемесячно  передавать  в  комиссию  сведения  штрафных
санкциях,  уплаченных по претензиям и искам предприятием за  нарушение
договорных обязательств.

                5. Анализ состояния договорной работы

     5.1. Организация   договорной   работы   предполагает  надлежащий
уровень проведения аналитической работы,  выявления причин и факторов,
оказывающих  негативное влияние на выполнение договорных обязательств.
При  этом  выясняются  производственно  технические,  организационные,
финансовые,   правовые   и  другие  факторы,  влияющие  на  выполнение
договорных обязательств на предприятии.
     Анализ состояния выполнения договорных обязательств рекомендуется
проводить  на  основе   изучения   статистических   данных,   практики
использования   правовых   средств  за  предшествующие  годы.  Следует
использовать также годовой отчет предприятия,  который составляется  в
соответствии с Типовой инструкцией к составлению отчетов промышленными
предприятиями,  объединениями по продукции,  утвержденной Госкомстатом
СССР  и  Минфином  СССР  23 сентября 1987 г.  N 17-04/0371.  Цель этой
работы  -  выявление   неиспользованных   возможностей   и   резервов,
совершенствование   и   повышение   эффективности   правовой   работы,
направленной на укрепление договорной дисциплины.
     5.2. Анализ  договорной  работы  на  предприятии  организует  его
руководитель.  Осуществляют анализ лаборатории (группы) экономического
анализа, комиссия по рассмотрению финансово-хозяйственной деятельности
при участии юридической  службы  предприятия,  которая  дает  правовую
оценку результатам анализа и сделанным выводам,  использует полученные
данные для выработки наиболее эффективных мероприятий, направленных на
усиление  влияния правовых средств на улучшение организации договорной
работы и экономических показателей работы предприятия.
     5.3. Проведение   комплексного   анализа   выполнения  договорных
обязательств   с   разработкой   мер   по    устранению    недостатков
осуществляется  в  соответствии  с  нормативным  актом  об организации
договорной    работы,    которым     предусматриваются     обязанности
соответствующих  структурных подразделений по проведению определенного
вида анализа,  с указанием объема и источников используемой доя  этого
информации,  подготовкой  соответствующих  предложений,  указанием,  в
какой форме, кому и в какой срок представляются результаты проведенной
работы.
     5.4. Важное   значение   имеет   анализ    практики    применения
законодательства,  который проводится соответствующими подразделениями
предприятия при осуществлении договорной работы.  Ведущим  звеном  при
проведении правового анализа является юридическая служба.
     Необходимые сведения для проведения правового анализа могут  быть
получены  по  результатам  рассмотрения претензий и исковых заявлений,
предъявленных   к   предприятию,   из   актов   контрольных   отгрузок
изготовленной продукции,  решений,  определений, материалов проверок и
предписаний органов  государственного  арбитража,  народного  контроля
прокуратуры и других организаций.
     Ряд таких   данных,   как    показывает    практика,    поступает
непосредственно юридической службе.  Другие сведения сосредоточиваются
в соответствующих подразделениях.
     5.5. Результаты анализа рекомендуется оформлять справкой, которая
представляется руководителю предприятия,  а  также  направляется  всем
подразделениям,   участвующим   в   осуществлении  договорной  работы.
Одновременно руководителю вносится проект мероприятий (проект приказа)
по устранению причин, вызвавших нарушение договорной дисциплины.
     Полученные в ходе анализа данные рекомендуется также  включать  в
объяснительную  записку  к  годовому  бухгалтерскому  отчету отдельным
разделом,  в  котором  должны  содержаться  сведения   о   заключенных
предприятием  договорах,  наиболее  характерных преддоговорных спорах,
исполнении договоров, применении экономических (имущественных) санкций
и   других   правовых  средств  воздействия  за  нарушения  договорной
дисциплины и мерах, принимаемых по ее укреплению.

         6. Реализация полномочий трудовых коллективов  по  выполнению
            договорных обязательств.
            Применение мер материального стимулирования подразделений
            предприятия в целях укрепления договорной дисциплины

     6.1. Реализация  договоров  на  поставку продукции обеспечивается
усилиями всего трудового коллектива предприятия. Поэтому формы участия
трудовых  коллективов охватывают все этапы производства продукции:  от
разработки планов до  оценки  результатов  хозяйственной  деятельности
предприятия.
     Выполнению этой  задачи  в  значительной   степени   способствует
систематическое информирование трудового коллектива о состоянии работы
по выполнению договорных  обязательств.  Рекомендуется  проводить  эту
работу    по    определенному    плану    (графику),    разработанному
заинтересованными  подразделениями  при  участии  юридической  службы.
Информация   должна   содержать   сведения  о  нарушителях  договорной
дисциплины,  причинах  срывов  поставок  и   других   производственных
упущениях,   о   размерах   непроизводительных   расходов,  понесенных
предприятием по вине его подразделений  и  конкретных  лиц.  При  этом
особое  внимание  необходимо  уделить гласности использования правовых
средств в договорной работе.
     6.2. Правовое регулирование работы с хозяйственными договорами на
предприятии   должно   предусматривать   стимулирование   деятельности
соответствующих   подразделений   и  должностных  лиц,  обеспечивающих
своевременное,  в полном  объеме  и  надлежащего  качества  выполнение
принятых обязательств по договорам.
     Как показывает  опыт   работы   многих   предприятий,   внедрение
хозяйственного   расчета,  надлежаще  организованное  социалистическое
соревнование, материальное и моральное поощрение трудового коллектива,
его  отдельных  подразделений,  должностных  лиц,  рабочих  и служащих
является  важным  фактором,   обеспечивающим   выполнение   договорных
обязательств.
     6.3. Большой вклад в укрепление  договорной  дисциплины  призвано
внести  социалистическое соревнование,  особенно такая важнейшая форма
его,  как экономическое соревнование предприятий между собой. Основной
целью  его является наиболее полное удовлетворение спроса потребителей
на эффективную и конкурентоспособную продукцию (См.  п. 4 ст. 2 Закона
о госпредприятии.).
     6.4. Материальное  стимулирование  деятельности   соответствующих
подразделений и должностных лиц предприятия, обеспечивающих выполнение
договорных  обязательств,  базируется  на   принципах   хозяйственного
расчета.   Поэтому   правовые   документы,   определяющие  организацию
внутреннего   хозрасчета   на   предприятии   (в   бригадах,    цехах,
производствах  и других подразделениях),  должны содержать указания по
данному вопросу.
     В положении   о   внутрипроизводственном  хозяйственном  расчете,
разрабатываемом  на  предприятии,  приводится   перечень   структурных
подразделений,   состоящих   на   внутреннем   хозяйственном  расчете,
определяются хозрасчетные  показатели  для  каждого  подразделения,  а
также   последовательность   их   доведения,  устанавливается  порядок
рассмотрения    взаимных    претензий.    На    основе    хозрасчетных
взаимоотношений   внутренних   звеньев  предприятия  предусматриваются
основные условия экономического стимулирования подразделений и  другие
вопросы,    направленные   на   обеспечение   надлежащего   выполнения
предприятием принятых договорных обязательств.
     6.5. Меры внутрихозяйственной экономической ответственности имеют
целью  понуждение  подразделений  и   его   работников,   виновных   в
нарушениях,    повлекших    невыполнение    предприятием    договорных
обязательств, улучшить свою работу.
     Порядок применения на предприятии санкций может быть предусмотрен
в положении  о  внутрипроизводственном  хозяйственном  расчете  или  в
специальном    положении   о   взаимной   ответственности   внутренних
подразделений, где устанавливаются экономическая ответственность, виды
документов, прилагаемых к хозрасчетной претензии, сроки предъявления и
рассмотрения таких претензий, порядок разрешения споров по отклоненным
претензиям   внутренних   подразделений.   Решать   эти   споры  может
руководитель предприятия или его заместитель,  а также  уполномоченные
на это иные должностные лица и специалисты либо специально создаваемые
арбитражные  комиссии,  в  состав  которых  включаются   представители
бухгалтерии, планово экономической и других служб.
     6.6. Меры  материальной  ответственности  должны  применяться   в
конечном  счете  к  конкретным  работникам,  виновным  в  невыполнении
договорных обязательств.
     Работники, по  вине  которых предприятию причинен ущерб в связи с
невыполнением договорных  обязательств,  привлекаются  к  материальной
ответственности  в  порядке  и  пределах,  установленных  Положением о
материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб,  причиненный
предприятию,  учреждению,  организации, утвержденным Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г., с последующими изменениями.
     6.7. Одной    из   действенных   форм   стимулирования   трудовых
коллективов, подразделений, активно влияющей на обеспечение выполнения
договорных обязательств, является материальное поощрение.
     Материальное поощрение   в    условиях    внутрипроизводственного
хозрасчета регулируется путем:
     образования и использования фонда заработной платы (фонда  оплаты
труда)  в  подразделениях  в  соответствии с конечными результатами их
работы;
     образования и  использования фонда материального поощрения (фонда
оплаты труда) в подразделениях по установленным для них показателям  и
нормативам, м также фонда социального развития;
     премирования рабочих, служащих и специалистов.
     Порядок применения мер  материального  поощрения  определяется  в
соответствующих нормативных актах, разрабатываемых на предприятии.
     6.8. Для всех подразделений предприятия следует разработать такую
систему  показателей  премирования  рабочих,  служащих и специалистов,
которая максимально способствовала бы укреплению договорных отношений.
Необходимо  определить  перечень производственных упущений и нарушений
договорной  дисциплины,  при  совершении  которых  премии   работникам
уменьшаются или не выплачиваются полностью (например,  несвоевременное
рассмотрение  (предъявление)  претензий,  несвоевременное   заключение
договоров,  изготовление и поставка недоброкачественной продукции и т.
д.).
     6.9. Вопросы  применения  материального  стимулирования  трудовых
коллективов   подразделений   должны   рассматриваться   при    тесном
взаимодействии различных служб:  бухгалтерской, планово экономической,
снабжения  и  сбыта,  технического  контроля,  юридической  и  других.
Юридическая   служба   предприятия   координирует   и  непосредственно
участвует в подготовке и  внедрении  нормативных  актов,  регулирующих
внутрихозяйственные  отношения  и вопросы материального стимулирования
подразделений   и    должностных    лиц,    контролирует    соблюдение
установленного  на  предприятии  порядка  предъявления  и рассмотрения
внутрихозяйственных претензий (Об этом более подробно см. Методические
рекомендации   о   правовом   обеспечении  снижения  и  предупреждения
непроизводительных расходов и потерь в производственных  объединениях,
не  предприятиях,  в организациях и участии в этом юридической службы,
утвержденные Минюстом СССР 10 марта 1989 г. N К-8-148.).

     7. Повышение правовых знаний хозяйственных руководителей и
        специалистов предприятия в целях улучшения договорной работы

     7.1 Выполнение  отделами,  службами  и  специалистами предприятия
функций по  обеспечению  обязательств  по  поставкам  продукции  прямо
связано   с   применением  соответствующих  норм  права.  Это  требует
определенных правовых знаний,  которыми должны владеть руководители  и
специалисты.
     7.2. На предприятии следует активно разъяснять и пропагандировать
действующее   законодательство,   уделяя   особое   внимание  вопросам
использования правовых средств  в  укреплении  плановой  и  договорной
дисциплины.
     Изучение практики применения законодательства и нормативных актов
по   договорной  работе,  организованное  с  учетом  анализа  практики
договорной  и  претензионно-исковой  работы   на   предприятии,   даст
возможность руководителям и специалистам реально применять нормы права
к конкретной хозяйственной ситуации.
     7.3. В    целях    повышения    правовых   знаний   хозяйственных
руководителей  и  специалистов,  выполняющих  договорную   работу   на
предприятии,  рекомендуется  использовать  все  формы  юридического  и
экономического  всеобуча,  в   том   числе   школы   социалистического
хозяйствования   или   конкретной   экономики,  народные  университеты
(факультеты), лектории, семинары, специальные курсы и другие формы.
     Юридическая служба организует на предприятии юридический всеобуч,
изучение законодательства по договорной  работе,  разъясняет  практику
его применения.
     7.4. Для проверки специальных  и  правовых  знаний  специалистов,
занятых обеспечением выполнения договорных обязательств, рекомендуется
использовать  периодически  проводимую   аттестацию,   предусмотренную
постановлением  Совета  Министров  СССР  от  26  июля 1973 г.  N 531 и
Положением о  порядке  проведения  аттестации  руководящих,  инженерно
технических работников и других специалистов предприятий и организаций
промышленности,  строительства,  сельского  хозяйства,  транспорта   и
связи,  утвержденным  постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 5
октября 1973 г. N 470/267 (с последующими изменениями).
     Юридическая служба  оказывает  помощь администрации предприятия в
подготовке и проведении аттестации:  проводит дополнительные  занятия,
консультации  специалистов,  подлежащих аттестации,  разрабатывает для
них вопросник и т. п.
     Рекомендуется в    состав    аттестационной   комиссии   включать
представителя юридической службы,  который может дать оценку  правовым
знаниям работника, осуществляющего договорную работу.
     7.5. Юридическая  служба  предприятия  ведет  систематизированный
учет  поступающих  на  предприятие,  а также издаваемых им нормативных
актов,  касающихся организаций и осуществления работы  по  обеспечению
выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.
     Порядок регистрации и хранения  этих  актов  предусматривается  в
соответствующих  документах,  утвержденных  руководителем предприятия.
При этом необходимо предоставлять возможность специалистам предприятия
пользоваться законодательством при выполнении своих обязанностей.
     Юридическая служба     должна     своевременно      информировать
заинтересованные  подразделения  и  должностных  лиц о всех изменениях
действующего  законодательства,  регулирующего   порядок   заключения,
изменения,  расторжения  и  исполнения договоров поставки,  укрепления
плановой и договорной дисциплины.
     Примечание. Данные Методические рекомендации могут использоваться
юридической и другими службами кооперативных,  арендных предприятий  и
организаций   при   заключении  и  исполнении  договоров  на  поставку
продукции и товаров с учетом особенностей применения  Закона  СССР  "О
кооперации  в  СССР"  и  действующего  законодательства  об  аренде  и
арендных отношениях.