ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ "ПОД КЛЮЧ" ПОЛОЖЕНИЕ ГОССТРОЙ СССР 10 ноября 1989 г. N 147 (БНА 90 8) 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регламентирует организационно экономи- ческие взаимоотношения между участниками инвестиционного процесса при строительстве "под ключ" жилых домов и других объектов социальной сфе- ры, а также объектов производственного назначения (в первую очередь строящихся по типовым и повторно применяемым проектам), в том числе объектов трубопроводного, железнодорожного и автомобильного транспор- та, связи, электроэнергетики, мелиорации и вредного хозяйства. 1.2. Метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми ста- диями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания го- товой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инже- нерным оборудованием - ввод в эксплуатацию). 1.3. Участниками инвестиционного процесса при строительстве объ- ектов "под ключ" являются: единые заказчики в городах, на территории автономных республик, краев и областей или отдельные предприятия (организации) - заказчики по строительству объектов социальной сферы, а также действующие предп- риятия или дирекции строящихся предприятий, осуществляющие произ- водственное строительство, в дальнейшем именуемые "заказчики"; генеральные подрядные организации - проектно промышленно строи- тельные (проектно строительные), производственные строительно монтаж- ные объединения, строительно монтажные тресты, домостроительные комби- наты и т. д., посреднические организации и фирмы, в дальнейшем именуе- мые "генподрядчики". Генподрядчик несет экономическую ответственность перед заказчиком за выполнение договорных обязательств по осуществле- нию комплекса работ на всех стадиях инвестиционного цикла; субподрядные строительные организации - специализированные строи- тельные, строительно монтажные, пусконаладочные и другие организации, привлекаемые на договорных началах для выполнения предусмотренных про- ектами специальных видов работ, в дальнейшем именуемые "субподрядчи- ки". Субподрядчик несет экономическую ответственность перед генподряд- чиком за своевременное и качественное выполнение работ, обусловленных договором субподряда; проектные, проектно технологические, проектно конструкторские, научно исследовательские организации, привлекаемые генподрядчиком на договорных началах для выполнения необходимых проектных и научных ра- бот и несущие перед ним экономическую ответственность за выполнение договорных обязательств. 1.4. Договор подряда на строительство объекта "под ключ", заклю- чаемый между заказчиком и генподрядчиком, предусматривает выполнение последним цикла - "проектирование - строительные, монтажные и специ- альные строительные работы, предусмотренные СНиП 3.01.04 87 - сдача объекта в эксплуатацию". Строительство "под ключ" объектов и сооружений, относящихся к государственному заказу, подлежит включению в планы работ субподрядчи- ков и проектных организаций в первоочередном порядке. 1.5. В своей работе участники инвестиционного процесса при соору- жении объектов "под ключ" руководствуются действующими нормативными актами в области капитального строительства, а также настоящим Положе- нием. 2. Формы организации строительства объектов "под ключ" 2.1. Переход к строительству "под ключ" жилых домов и других объ- ектов социального назначения, а также однотипных производственных объ- ектов и сооружений осуществляется, как правило, по территориальному принципу (союзные (без областного деления) и автономные республики, края, области, города) на основе перевода на работу по этому методу участников инвестиционного процесса данной территории. 2.2. Переходу к строительству "под ключ" жилых домов и других объектов социального назначения предшествует необходимая организацион- ная, структурная и функциональная перестройка деятельности участников инвестиционного процесса. При этом в целях повышения эффективности уп- равления инвестиционным процессом целесообразно обеспечить: создание в городах служб единого заказчика и сосредоточение в распоряжении этих служб капитальных вложений на сооружение жилых домов и других объектов социального назначения, предусмотренных в планах исполкомов Советов народных депутатов, предприятий и организаций; создание в регионе проектно промышленно строительных (проектно строительных) объединений - организационной формы управления, способ- ной самостоятельно осуществлять весь цикл от разработки проектной до- кументации до сдачи заказчиками объектов, подготовленных к эксплуата- ции или оказанию услуг, упорядочение системы материально технического снабжения и комп- лектования строек технологическим оборудованием и др. 2.3. Переход к строительству "под ключ" объектов трубопроводного, железнодорожного, автомобильного транспорта, связи, энергетики, водо- хозяйственного строительства осуществляется по отраслевому принципу на основе перевода на работу по этому методу подрядных и других организа- ций отрасли. В зависимости от избранного масштаба на новый вид подряда могут быть переведены специализированные строительные министерства, специализированные строительные объединения, проектно строительные объединения, строительно монтажные (специализированные) тресты и др. Одновременно осуществляется необходимая организационная, структурная и функциональная перестройка деятельности участников инвестиционного процесса отрасли (предприятия, объединения), а также с участием заин- тересованных советов народных депутатов - урегулирование вопросов вза- имодействия с подведомственными им организациями. 3. Распределение обязанностей между заказчиками и генподрядчиками 3.1. Система строительства объектов "под ключ" предусматривает следующее распределение основных функций между заказчиками и генпод- рядчиками: Заказчики: представляют генподрядчикам утвержденные проекты застройки микро- районов, кварталов, градостроительных комплексов, поселков и сельских населенных пунктов, утвержденные технико-экономические расчеты строи- тельства объектов производственного назначения и отдельных зданий и сооружений жилищно гражданского назначения; передают генподрядчикам лимиты капитальных вложений; предают ген- подрядчикам полностью или частично ассигнования, предназначенные для содержания служб заказчика, в связи с возложением на генподряд- чиков дополнительных функций; передают генподрядчикам или сдают им в аренду складские помеще- ния, необходимые для хранения оборудования, кабельной продукции и дру- гих материалов, ранее поставлявшихся заказчиками. При отсутствии ука- занных помещений передают генподрядчикам необходимые средства на их аренду у третьей стороны либо компенсируют затраты генподрядчика по хранению указанных материалов и оборудования; обеспечивают совместно с эксплуатационными организациями своевре- менную поставку сырья, материалов, топливно энергетических ресурсов, набор и укомплектование кадров эксплуатационного персонала для осу- ществления пусконаладочных работ, предусмотренных СНиП 3.01.01 87. При необходимости передают указанные кадры в состав генподрядных (субпод- рядных) организаций на согласованные сроки; обеспечивают после утверждения акта Государственной приемочной комиссии приемку передачу законченных объектов на баланс заказчиков или эксплуатационных организаций, а также производят расчеты по закон- ченному строительству. Генподрядчики: обеспечивают разработку строительной части проектно сметной доку- ментации собственными силами или по договору - с внешними проектно изыскательскими организациями. Самостоятельно осуществляют передачу в производство рабочей документации в объемах и сроки, учитывающие тех- нологическую последовательность и конкретные условия строительства; обеспечивают своевременное и качественное выполнение строительно монтажных и специальных строительных работ, комплектацию строек техно- логическим и инженерным оборудованием, конструкциями и материалами; обеспечивают ввод в действие объекта в соответствии с утвержден- ным проектом и требованиями, обусловленными заказчиками в договоре подряда, в сроки, определенные нормами продолжительности строительства и договорными обязательствами. 4. Договорные отношения между участниками инвестиционного процесса 4.1. Заказчик заключает с генподрядчиком договор подряда на стро- ительство объекта "под ключ". 4.2. Стоимость работ, включаемая в договор подряда, принимается по договорной цене, определяемой в соответствии с порядком, приведен- ным в приложении к настоящему Положению. 4.3. Генподрядчик, осуществляющий строительство объекта "под ключ", как правило, переводится на систему обеспечения материально техническими ресурсами через территориальные органы Госснаба СССР за счет лимитов, выделяемых ему вышестоящей организацией, в соответствии с потребностью, определяемой проектами и сметами. Комплектование строек оборудованием, изделиями и материалами про- изводится в соответствии с порядком, установленными Госснабом СССР совместно с Госпланом СССР и Госстроем СССР. 4.4. Объекты, законченные строительством, подготовленные к вы- пуску продукции или оказанию услуг, принимаются в эксплуатацию в уста- новленном порядке. 5. Финансирование и кредитование строительства 5.1.Затраты генподрядчика до сдачи объекта заказчику "под ключ" покрываются за счет его собственных средств и кредитов банков. Кредитование строительства объектов "под ключ" осуществляется в течение всего периода в полном соответствии с проектом организации строительства в пределах нормативных сроков в порядке, установленном Госбанком СССР и специализированным банками СССР. Средства на оплату процентов за банковский кредит, выдаваемый подрядчику на строительство объекта "под ключ", предусматриваются в сметах, исходя из нормативных сроков строительства. 5.2. Заказчик осуществляет расчет с генподрядчиком по договорной цене после утверждения акта Государственной приемочной комиссии о вво- де объекта в эксплуатацию. Генподрядчик производит окончательные расчеты с субподрядчиками после завершения ими комплексов соответству- ющих видов работ, на которые устанавливаются договорные цены. 5.3. Формирование дохода (прибыли) и фондов экономического стиму- лирования генподрядчиком осуществляется по результатам расчетов за го- товую строительную продукцию после утверждения акта Государственной приемочной комиссии, а субподрядчиками - после сдачи генподрядчику за- конченных комплексов работ. 5.4. При сооружении объектов "под ключ" затраты по незавершенному строительству числятся на балансе генподрядчика до сдачи объекта в эксплуатацию. 5.5. Учет и отчетность по всем видам деятельности, выполняемым генподрядчиком при строительстве объектов "под ключ", осуществляются в порядке, установленном Госкомстатом СССР. Приложение к Положению об организации строительства объектов "под ключ" ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОГОВОРНЫХ ЦЕН ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТОВ "ПОД КЛЮЧ" 1. Стоимость работ и затрат генподрядчика при строительстве объ- ектов "под ключ" устанавливается на основе согласованных договорных цен, которые определяются на основании расчетов стоимости строительст- ва в технико-экономических расчетах или сводных сметных расчетов стои- мости строительства (с учетом стоимости пусконаладочных работ), про- шедших государственную, ведомственную или вневедомственную экспертизу, и являются окончательными и обязательными для всех участников инвести- ционного процесса. 2. В договорную цену при строительстве объектов "под ключ" вклю- чаются: стоимость строительно монтажных работ; стоимость оборудования, мебели инвентаря. Дополнительные затраты, вызванные удорожанием оборудования и материалов поставки заказчика, мебели и инвентаря, возмещаются заказчиком сверх установленной дого- ворной цены; прочие затраты, в том числе стоимость пусконаладочных работ, пре- дусмотренных СНиП 3.01.04 87, и средства на оплату процентов за поль- зование банковским кредитом, выдаваемым подрядчикам; стоимость проектно изыскательских работ, выполняемых силами под- ведомственных генподрядчику или привлекаемых им проектно изыска- тельских организаций; резерв средств на непредвиденные работы и затраты в размерах, установленных для включения в договорные цены; средства (или их часть) на содержание служб заказчика и оплату авторского надзора в связи с возложением на генподрядчика дополнитель- ных функций; другие затраты, учитывающие конкретные условия и специфику строи- тельства объекта, не предусмотренные сметными нормами и ценами. 3. Договорная цена согласовывается в 45 дневный срок со дня пере- дачи генподрядчику необходимой документации. К согласованию стоимости монтажных и специальных строительных ра- бот генподрядчик привлекает соответствующие субподрядные организации. |