ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ "ПОД КЛЮЧ". Постановление. Государственный строительный комитет СССР (Госстрой СССР). 10.11.89 147

           ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ "ПОД КЛЮЧ"

                              ПОЛОЖЕНИЕ

                            ГОССТРОЙ СССР

                          10 ноября 1989 г.

                                N 147

                              (БНА 90 8)
     
     

                          1. Общие положения

     1.1. Настоящее Положение регламентирует  организационно  экономи-
ческие  взаимоотношения между участниками инвестиционного процесса при
строительстве "под ключ" жилых домов и других объектов социальной сфе-
ры,  а  также  объектов производственного назначения (в первую очередь
строящихся по типовым и повторно применяемым проектам),  в  том  числе
объектов трубопроводного,  железнодорожного и автомобильного транспор-
та, связи, электроэнергетики, мелиорации и вредного хозяйства.
     1.2. Метод  строительства  объектов  "под  ключ"  предусматривает
обеспечение сооружения объектов,  подготовленных  к  эксплуатации  или
оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми ста-
диями инвестиционного процесса в  одной  организационной  структуре  и
осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания го-
товой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных
монтажных  работ,  включая комплектацию строек технологическим и инже-
нерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
     1.3. Участниками  инвестиционного процесса при строительстве объ-
ектов "под ключ" являются:
     единые заказчики  в городах,  на территории автономных республик,
краев и областей или отдельные предприятия (организации)  -  заказчики
по строительству объектов социальной сферы, а также действующие предп-
риятия или  дирекции  строящихся  предприятий,  осуществляющие  произ-
водственное строительство, в дальнейшем именуемые "заказчики";
     генеральные подрядные организации - проектно  промышленно  строи-
тельные (проектно строительные),  производственные строительно монтаж-
ные объединения, строительно монтажные тресты, домостроительные комби-
наты и т. д., посреднические организации и фирмы, в дальнейшем именуе-
мые "генподрядчики".  Генподрядчик несет экономическую ответственность
перед  заказчиком за выполнение договорных обязательств по осуществле-
нию комплекса работ на всех стадиях инвестиционного цикла;
     субподрядные строительные организации - специализированные строи-
тельные,  строительно монтажные, пусконаладочные и другие организации,
привлекаемые на договорных началах для выполнения предусмотренных про-
ектами специальных видов работ,  в дальнейшем именуемые  "субподрядчи-
ки". Субподрядчик несет экономическую ответственность перед генподряд-
чиком за своевременное и качественное выполнение работ,  обусловленных
договором субподряда;
     проектные, проектно  технологические,  проектно  конструкторские,
научно  исследовательские организации,  привлекаемые генподрядчиком на
договорных началах для выполнения необходимых проектных и научных  ра-
бот  и  несущие  перед ним экономическую ответственность за выполнение
договорных обязательств.
     1.4. Договор подряда на строительство объекта "под ключ",  заклю-
чаемый между заказчиком и генподрядчиком,  предусматривает  выполнение
последним  цикла - "проектирование - строительные,  монтажные и специ-
альные строительные работы,  предусмотренные СНиП 3.01.04 87  -  сдача
объекта в эксплуатацию".
     Строительство "под ключ" объектов  и  сооружений,  относящихся  к
государственному заказу, подлежит включению в планы работ субподрядчи-
ков и проектных организаций в первоочередном порядке.
     1.5. В своей работе участники инвестиционного процесса при соору-
жении объектов "под ключ"  руководствуются  действующими  нормативными
актами в области капитального строительства, а также настоящим Положе-
нием.

        2. Формы организации строительства объектов "под ключ"

     2.1. Переход к строительству "под ключ" жилых домов и других объ-
ектов социального назначения, а также однотипных производственных объ-
ектов и сооружений осуществляется,  как правило,  по  территориальному
принципу  (союзные  (без  областного деления) и автономные республики,
края,  области,  города) на основе перевода на работу по этому  методу
участников инвестиционного процесса данной территории.
     2.2. Переходу к строительству "под ключ"  жилых  домов  и  других
объектов социального назначения предшествует необходимая организацион-
ная,  структурная и функциональная перестройка деятельности участников
инвестиционного процесса. При этом в целях повышения эффективности уп-
равления инвестиционным процессом целесообразно обеспечить:
     создание в  городах  служб  единого  заказчика и сосредоточение в
распоряжении этих служб капитальных вложений на сооружение жилых домов
и  других  объектов  социального назначения,  предусмотренных в планах
исполкомов Советов народных депутатов, предприятий и организаций;
     создание в  регионе  проектно  промышленно строительных (проектно
строительных) объединений - организационной формы управления,  способ-
ной  самостоятельно осуществлять весь цикл от разработки проектной до-
кументации до сдачи заказчиками объектов,  подготовленных к эксплуата-
ции или оказанию услуг,
     упорядочение системы материально технического снабжения  и  комп-
лектования строек технологическим оборудованием и др.
     2.3. Переход к строительству "под ключ" объектов трубопроводного,
железнодорожного,  автомобильного транспорта, связи, энергетики, водо-
хозяйственного строительства осуществляется по отраслевому принципу на
основе перевода на работу по этому методу подрядных и других организа-
ций отрасли. В зависимости от избранного масштаба на новый вид подряда
могут  быть  переведены  специализированные строительные министерства,
специализированные  строительные  объединения,  проектно  строительные
объединения,  строительно  монтажные (специализированные) тресты и др.
Одновременно осуществляется необходимая организационная, структурная и
функциональная  перестройка  деятельности  участников  инвестиционного
процесса отрасли (предприятия,  объединения), а также с участием заин-
тересованных советов народных депутатов - урегулирование вопросов вза-
имодействия с подведомственными им организациями.

         3. Распределение обязанностей между заказчиками и
                           генподрядчиками

     3.1. Система строительства объектов  "под  ключ"  предусматривает
следующее  распределение  основных функций между заказчиками и генпод-
рядчиками:

     Заказчики:

     представляют генподрядчикам утвержденные проекты застройки микро-
районов,  кварталов, градостроительных комплексов, поселков и сельских
населенных пунктов,  утвержденные технико-экономические расчеты строи-
тельства  объектов  производственного  назначения и отдельных зданий и
сооружений жилищно гражданского назначения;
     передают генподрядчикам лимиты капитальных вложений; предают ген-
     подрядчикам полностью или частично ассигнования,  предназначенные 
для  содержания  служб заказчика,  в связи с возложением на генподряд-
чиков дополнительных функций;
     передают генподрядчикам  или  сдают им в аренду складские помеще-
ния, необходимые для хранения оборудования, кабельной продукции и дру-
гих материалов,  ранее поставлявшихся заказчиками. При отсутствии ука-
занных помещений передают генподрядчикам необходимые  средства  на  их
аренду  у  третьей  стороны либо компенсируют затраты генподрядчика по
хранению указанных материалов и оборудования;
     обеспечивают совместно с эксплуатационными организациями своевре-
менную поставку сырья,  материалов,  топливно энергетических ресурсов,
набор  и  укомплектование  кадров эксплуатационного персонала для осу-
ществления пусконаладочных работ, предусмотренных СНиП 3.01.01 87. При
необходимости  передают указанные кадры в состав генподрядных (субпод-
рядных) организаций на согласованные сроки;
     обеспечивают после  утверждения  акта  Государственной приемочной
комиссии приемку передачу законченных объектов  на  баланс  заказчиков
или эксплуатационных организаций, а также производят расчеты по закон-
ченному строительству.

     Генподрядчики:

     обеспечивают разработку строительной части проектно сметной доку-
ментации  собственными  силами  или  по договору - с внешними проектно
изыскательскими организациями.  Самостоятельно осуществляют передачу в
производство рабочей документации в объемах и сроки,  учитывающие тех-
нологическую последовательность и конкретные условия строительства;
     обеспечивают своевременное  и качественное выполнение строительно
монтажных и специальных строительных работ, комплектацию строек техно-
логическим и инженерным оборудованием, конструкциями и материалами;
     обеспечивают ввод в действие объекта в соответствии с  утвержден-
ным  проектом  и  требованиями,  обусловленными заказчиками в договоре
подряда, в сроки, определенные нормами продолжительности строительства
и договорными обязательствами.

        4. Договорные отношения между участниками инвестиционного
                               процесса

     4.1. Заказчик заключает с генподрядчиком договор подряда на стро-
ительство объекта "под ключ".
     4.2. Стоимость работ,  включаемая в договор подряда,  принимается
по договорной цене,  определяемой в соответствии с порядком, приведен-
ным в приложении к настоящему Положению.
     4.3. Генподрядчик,  осуществляющий  строительство  объекта   "под
ключ",  как  правило,  переводится  на систему обеспечения материально
техническими ресурсами через территориальные органы Госснаба  СССР  за
счет лимитов,  выделяемых ему вышестоящей организацией, в соответствии
с потребностью, определяемой проектами и сметами.
     Комплектование строек оборудованием, изделиями и материалами про-
изводится в соответствии с  порядком,  установленными  Госснабом  СССР
совместно с Госпланом СССР и Госстроем СССР.
     4.4. Объекты,  законченные строительством,  подготовленные к  вы-
пуску продукции или оказанию услуг, принимаются в эксплуатацию в уста-
новленном порядке.
     
     
         5. Финансирование и кредитование строительства
     
     5.1.Затраты генподрядчика  до  сдачи объекта заказчику "под ключ"
покрываются за счет его собственных средств и кредитов банков.
     Кредитование строительства  объектов  "под ключ" осуществляется в
течение всего периода в полном  соответствии  с  проектом  организации
строительства  в пределах нормативных сроков в порядке,  установленном
Госбанком СССР и специализированным банками СССР.
     Средства на  оплату  процентов  за банковский кредит,  выдаваемый
подрядчику на строительство объекта "под  ключ",  предусматриваются  в
сметах, исходя из нормативных сроков строительства.
     5.2. Заказчик осуществляет расчет с генподрядчиком по  договорной
цене после утверждения акта Государственной приемочной комиссии о вво-
де  объекта  в  эксплуатацию.  Генподрядчик  производит  окончательные
расчеты с субподрядчиками после завершения ими комплексов соответству-
ющих видов работ, на которые устанавливаются договорные цены.
     5.3. Формирование дохода (прибыли) и фондов экономического стиму-
лирования генподрядчиком осуществляется по результатам расчетов за го-
товую  строительную  продукцию  после утверждения акта Государственной
приемочной комиссии, а субподрядчиками - после сдачи генподрядчику за-
конченных комплексов работ.
     5.4. При сооружении объектов "под ключ" затраты по незавершенному
 строительству числятся на балансе генподрядчика до сдачи объекта
в эксплуатацию.
     5.5. Учет  и  отчетность по всем видам деятельности,  выполняемым
генподрядчиком при строительстве объектов "под ключ", осуществляются в
порядке, установленном Госкомстатом СССР.

                              Приложение

     к Положению об организации строительства объектов "под ключ"

         ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОГОВОРНЫХ ЦЕН ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
                         ОБЪЕКТОВ "ПОД КЛЮЧ"

     1. Стоимость работ и затрат генподрядчика при строительстве  объ-
ектов  "под  ключ"  устанавливается на основе согласованных договорных
цен, которые определяются на основании расчетов стоимости строительст-
ва в технико-экономических расчетах или сводных сметных расчетов стои-
мости строительства (с учетом стоимости пусконаладочных  работ),  про-
шедших государственную, ведомственную или вневедомственную экспертизу,
и являются окончательными и обязательными для всех участников инвести-
ционного процесса.
     2. В договорную цену при строительстве объектов "под ключ"  вклю-
чаются:
     стоимость строительно монтажных  работ;  
     стоимость оборудования, мебели инвентаря. Дополнительные затраты,
вызванные удорожанием оборудования и  материалов  поставки  заказчика,
мебели  и инвентаря,  возмещаются заказчиком сверх установленной дого-
ворной цены;
     прочие затраты, в том числе стоимость пусконаладочных работ, пре-
дусмотренных СНиП 3.01.04 87,  и средства на оплату процентов за поль-
зование банковским кредитом, выдаваемым подрядчикам;
     стоимость проектно изыскательских работ,  выполняемых силами под-
ведомственных  генподрядчику  или  привлекаемых  им  проектно  изыска-
тельских организаций;
     резерв средств  на  непредвиденные  работы  и затраты в размерах,
установленных для включения в договорные цены;
     средства (или  их  часть)  на содержание служб заказчика и оплату
авторского надзора в связи с возложением на генподрядчика дополнитель-
ных функций;
     другие затраты, учитывающие конкретные условия и специфику строи-
тельства объекта, не предусмотренные сметными нормами и ценами.
     3. Договорная цена согласовывается в 45 дневный срок со дня пере-
дачи генподрядчику необходимой документации.
     К согласованию стоимости монтажных и специальных строительных ра-
бот генподрядчик привлекает соответствующие субподрядные организации.