СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК ЗАКОН О НАЛОГАХ С ПРЕДПРИЯТИЙ, ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ (В РЕДАКЦИИ ОТ 10 ИЮЛЯ 1991 Г.) В связи с существенными изменениями, произошедшими в налоговом законодательстве РФ, настоящий Закон фактически прекратил действие О порядке применения настоящего Закона на территории РСФСР в 1991 году см. Закон РСФСР от 1 декабря 1990 г. Законом СССР от 10 июля 1991 г. N 2323-I в настоящий Закон внесены изменения См. текст Закона в предыдущей редакции -------------------------------------------------------------------------- | Глава I. | Налог на прибыль | (ст.ст. 1 - 8) | |-------------|---------------------------------------|------------------| | Глава II. | Налог на прибыль иностранных | (ст.ст. 9 - 13) | | | юридических лиц от деятельности в | | | | СССР | | |-------------|---------------------------------------|------------------| | Глава III. | Налог с оборота | (ст.ст. 14 - 16) | |-------------|---------------------------------------|------------------| | Глава IV. | Налог на экспорт и импорт | (ст.ст. 17 - 19) | |-------------|---------------------------------------|------------------| | Глава V. | Налог на фонд оплаты труда | (ст.ст. 20 - 23) | | | колхозников | | |-------------|---------------------------------------|------------------| | Глава VI. | Налог, регулирующий расходование | (ст.ст. 24 - 30) | | | средств, направляемых на потребление | | |-------------|---------------------------------------|------------------| | Глава VII. | Налоги на доходы | (ст.ст. 31 - 33) | |-------------|---------------------------------------|------------------| | Глава VIII. | Специальные положения | (ст.ст. 34 - 35) | |-------------|---------------------------------------|------------------| | Глава IX. | Ответственность плательщиков и | (ст.ст. 36 - 41) | | | контроль за соблюдением | | | | законодательства о налогах | | -------------------------------------------------------------------------- В соответствии с настоящим Законом предприятия, объединения и организации уплачивают следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы. Законодательными актами СССР могут устанавливаться другие общесоюзные налоги. Верховные Советы союзных и автономных республик в соответствии с законодательными актами СССР устанавливают взимаемые на их территории республиканские налоги. Местные Советы народных депутатов в соответствии с законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик устанавливают взимаемые на их территории местные налоги. Глава I. Налог на прибыль Статья 1. Плательщики налога 1. Плательщиками налога на прибыль являются: а) предприятия, объединения и организации, состоящие на хозяйственном расчете, имеющие самостоятельный баланс и являющиеся юридическими лицами (кроме Госбанка СССР), включая созданные на территории СССР совместные предприятия с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан, международные объединения, осуществляющие хозяйственную деятельность, и находящиеся на территории СССР филиалы совместных предприятий, созданных на территории других стран с участием советских предприятий, объединений и организаций; б) организации, не состоящие на хозяйственном расчете, но получающие доходы от хозяйственной и иной коммерческой деятельности, кроме бюджетных организаций; в) международные неправительственные организации (объединения), осуществляющие хозяйственную и иную коммерческую деятельность. Плательщики налога на прибыль, указанные в настоящем пункте в дальнейшем именуются "предприятия"; г) созданные на территории СССР предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам (иностранные предприятия). Налогообложение таких предприятий осуществляется в порядке и на условиях, установленных для совместных предприятий, созданных с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан, у которых доля иностранного участника в уставном фонде превышает 30 процентов. 2. По предприятиям, относящимся к основной деятельности Министерства путей сообщения СССР, Министерства гражданской авиации СССР, Министерства связи СССР и Министерства обороны СССР, расчеты с бюджетом производятся в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров СССР. 3. Порядок и размеры налогообложения прибыли иностранных юридических лиц определяются в главе II настоящего Закона. Статья 2. Исчисление облагаемой прибыли 1. Облагаемая прибыль исчисляется исходя из балансовой прибыли, представляющей собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), иных материальных ценностей и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога с оборота, налога с продаж и затратами на ее производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, получаемые от долевого участия в совместных предприятиях, от сдачи имущества в аренду, доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций и возмещения убытков. Суммы, внесенные в бюджет в соответствии с законодательством СССР в виде экономических санкций, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятий". 2. Для целей исчисления облагаемой прибыли балансовая прибыль увеличивается (уменьшается) на сумму превышения (снижения) расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, в составе себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) по сравнению с их нормируемой величиной, определяемой в соответствии с порядком, предусмотренным в статье 3 настоящего Закона. Указанное увеличение (уменьшение) балансовой прибыли при исчислении облагаемой прибыли не производится по совместным предприятиям, созданным на территории СССР с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан, если доля иностранного участника в уставном фонде превышает 30 процентов, по международным неправительственным организациям (объединениям), а также международным объединениям, осуществляющим хозяйственную деятельность. Балансовая прибыль уменьшается также на сумму рентных платежей (вносимых в установленном порядке из прибыли), на сумму доходов (дивидендов, процентов), полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, на сумму дохода, полученного от долевого участия в совместных предприятиях, созданных на территории СССР, кроме дохода, полученного за границей. 3. При исчислении облагаемой прибыли балансовая прибыль коммерческих банков, в том числе кооперативных банков, совместных предприятий с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан уменьшается на сумму отчислений в резервный или аналогичные по назначению фонды таких предприятий до достижения установленных законодательством СССР размеров этих фондов, но не более 25 процентов уставного фонда. 4. С организаций, не состоящих на хозяйственном расчете и получающих доходы от хозяйственной и иной коммерческой деятельности, кроме бюджетных организаций, налог взимается с сумм превышения доходов над расходами, получаемых от этой деятельности. 5. В порядке, предусмотренном настоящей главой, облагается прибыль (превышение доходов над расходами), полученная как на территории СССР, на континентальном шельфе и в экономической зоне СССР, так и за пределами СССР. 6. При исчислении облагаемой прибыли доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по коммерческому курсу Государственного банка СССР на день получения дохода. Статья 3. Затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемые в ее себестоимость 1. В себестоимость продукции (работ, услуг) при определении прибыли включаются материальные затраты, амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, расходы на оплату труда, отчисления на государственное социальное страхование, отчисления по обязательному медицинскому страхованию, платежи по обязательному страхованию имущества, плата по процентам за краткосрочные кредиты банков, кроме процентов по просроченным и отсроченным ссудам и ссудам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, а также другие затраты на производство и реализацию продукции, включая расходы по всем видам ремонта основных производственных фондов. При создании предприятиями в соответствии с законодательством СССР ремонтного фонда в состав затрат включаются отчисления в этот фонд. 2. К материальным затратам относятся затраты на сырье и основные материалы (за вычетом стоимости возвратных отходов), покупные изделия и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, энергию, затраты, связанные с использованием природного сырья (отчисления на покрытие затрат по геологоразведочным и геолого-поисковым работам по полезным ископаемым, затраты на рекультивацию земель, плата, взимаемая за древесину, отпускаемую на корню, а также плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем в пределах установленных лимитов), затраты на работы и услуги производственного характера, выполненные сторонними предприятиями и организациями. Налог с продаж на приобретаемые сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия в состав материальных затрат не включается. 3. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, включая ускоренную амортизацию их активной части, производятся в соответствии с законодательством СССР. Совместные предприятия, созданные на территории СССР с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан, производят амортизационные отчисления на полное восстановление по нормам и в порядке, установленным для советских предприятий, если иное не предусмотрено учредительными документами совместного предприятия. 4. В состав расходов на оплату труда включаются выплаты по заработной плате, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов, устанавливаемых в зависимости от результатов труда, его количества и качества, стимулирующих и компенсирующих выплат, систем премирования рабочих, руководителей, специалистов и других служащих за производственные результаты, иных условий оплаты труда в соответствии с применяемыми на предприятиях формами и системами оплаты труда, а совхозами, колхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями также включаются выплаты по итогам работы за год, определяемые в установленном порядке. Порядок определения нормируемой величины расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, принимаемой для исчисления облагаемой прибыли, ежегодно устанавливается Верховным Советом СССР по представлению Кабинета Министров СССР. В себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются следующие выплаты в денежной и натуральной формах: материальная помощь, вознаграждения по итогам работы за год, оплата дополнительно предоставляемых по решению трудового коллектива (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей, надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, доходы (дивиденды, проценты), выплачиваемые по акциям трудового коллектива и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия, а также другие выплаты, которые производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и специальных источников. 5. Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в отдельных отраслях народного хозяйства, устанавливаются в порядке, предусматриваемом Кабинетом Министров СССР. Статья 4. Ставки налога 1. Прибыль в пределах уровня рентабельности, определяемого по отдельным отраслям в порядке, устанавливаемом Верховным Советом СССР, облагается налогом по ставке - 17 процентов, зачисляемым в союзный бюджет. 2. Ставки налога, зачисляемого в республиканские бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты, устанавливаются законодательными актами союзных и автономных республик на основе соглашения между ними. При этом сумма налогов из прибыли, зачисляемых в республиканские бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты, платы за трудовые ресурсы, а также платы за природные ресурсы (за исключением сумм платежей, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 3) не должна превышать 18 процентов облагаемой прибыли в пределах уровня рентабельности, определяемого по отдельным отраслям в порядке, устанавливаемом Верховным Советом СССР. 3. В случае, если рентабельность превышает предельный уровень, то прибыль, соответствующая этому превышению, облагается налогом по следующим ставкам: 80 процентов - при превышении предельного уровня до 10 пунктов включительно; 90 процентов - при превышении предельного уровня свыше 10 пунктов. При этом 50 процентов суммы налога, исчисленного по этим ставкам, вносится в союзный бюджет, а остальные 50 процентов - в республиканские бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты в размерах и в порядке, определяемых законодательными актами союзных и автономных республик на основе соглашения между ними. 4. Рентабельность, учитываемая при применении ставок налога на прибыль, исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и иных материальных ценностей к себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) и иных материальных ценностей. При этом затраты на оплату труда, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), принимаются в пределах нормируемой величины указанных расходов персонала предприятия, занятого в основной деятельности (кроме совместных предприятий, в которых доля иностранных участников в уставном фонде превышает 30 процентов, международных неправительственных организаций (объединений) и международных объединений), а прибыль от реализации продукции (работ, услуг) увеличивается (уменьшается) на сумму превышения (снижения) расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, по сравнению с их нормируемой величиной. Особенности исчисления рентабельности и ее средний размер по отраслям народного хозяйства устанавливаются Кабинетом Министров СССР. Статья 5. Ставки налога для отдельных видов плательщиков и порядок зачисления его в бюджет 1. Для отдельных видов плательщиков устанавливаются следующие ставки налога на прибыль: а) для коммерческих банков, в том числе кооперативных банков, сберегательных банков, страховых организаций (кроме государственных) - 45 процентов, по государственным страховым организациям - 35 процентов; б) для совместных предприятии, созданных на территории СССР с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц граждан: 30 процентов (для совместных предприятий, созданных в Дальневосточном экономическом районе, - 10 процентов), если доля иностранного участника в уставном фонде превышает 30 процентов; по ставкам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 4 настоящего Закона, если доля иностранного участника в уставном фонде составляет 30 процентов и менее. При ликвидации совместного предприятия неиспользованная сумма его резервного фонда подлежит налогообложению по ставке, установленной для этого предприятия; в) для потребительских обществ, их союзов, предприятий, объединений и организаций потребительской кооперации, объединяемой Центросоюзом (кроме банков), - 35 процентов; г) для общественных объединений, организаций и их предприятий, а также предприятий религиозных организаций - 35 процентов; д) для производственных кооперативов (за исключением сельскохозяйственных), их союзов и объединений, кроме расположенных на территории автономных республик, - по ставкам, устанавливаемым Верховными Советами союзных республик, но не выше 35 процентов. Для плательщиков, находящихся на территории автономных республик, ставки налога в указанных пределах устанавливаются Верховными Советами автономных республик. Для торгово-закупочных, общественного питания, посреднических и зрелищных кооперативов такое ограничение не применяется. Ставки налога могут дифференцироваться в зависимости от вида производственных кооперативов, цели их деятельности, вклада в удовлетворение потребностей населения, условий материально-технического снабжения и реализации продукции (работ, услуг), ценообразования, соотношения числа членов кооператива и лиц, привлекаемых к работе в кооперативе. Кооперативы, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), уплачивают налог на прибыль по ставкам, установленным для того вида деятельности, который является для них основным (по сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг). Филиалы и отделения производственных кооперативов вносят налоги от имени кооперативов в соответствии с законодательными актами союзных и автономных республик, на территории которых они зарегистрированы; е) для совхозов, колхозов (в том числе рыболовецких) и других сельскохозяйственных предприятий независимо от форм собственности, для предприятий бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства, кроме расположенных на территории автономных республик, - по ставкам, устанавливаемым Верховными Советами союзных республик. Для плательщиков, находящихся на территории автономных республик, ставки налога устанавливаются Верховными Советами автономных республик; ж) для предприятий, входящих в состав местного хозяйства, относящихся к коммунальной собственности,- по ставкам, устанавливаемым местными Советами народных депутатов, но не выше 35 процентов. 2. Сумма налога, взимаемого с плательщиков, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 настоящей статьи, зачисляется в размере 50 процентов в союзный бюджет, а остальные 50 процентов зачисляются в республиканские бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты по ставкам, определяемым законодательными актами союзных и автономных республик на основе соглашения между республиками. Сумма налога, взимаемого с плательщиков, указанных в подпунктах "в", "г" и "ж" пункта 1 настоящей статьи, а также с колхозов, зачисляется в местные бюджеты. Сумма налога, уплачиваемого производственными кооперативами, их союзами и объединениями, зачисляется в бюджет района или города по месту их регистрации. Зачисление сумм налога, взимаемого с плательщиков, указанных в подпункте "е" пункта 1 настоящей статьи (кроме колхозов и других предприятий местного хозяйства), осуществляется в соответствии с законодательными актами союзных и автономных республик. 3. По предприятиям, перечисленным в подпунктах "б" - "ж" пункта 1 настоящей статьи (кроме колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий), ставки налога принимаются в рамках предельного уровня рентабельности, определяемого для отдельных отраслей в порядке, устанавливаемом Верховным Советом СССР. При рентабельности, превышающей предельный уровень, прибыль, соответствующая этому превышению, облагается налогом по ставкам, предусмотренным в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона. 4. Сумма налогов из прибыли, зачисляемых в республиканские бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты, платы за трудовые ресурсы, а также платы за природные ресурсы (за исключением сумм, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 3) не должна превышать предельного размера изъятия прибыли, исчисленного по ставкам, устанавливаемым в порядке, предусмотренном в пункте 1 настоящей статьи. Статья 6. Льготы по налогу 1. Облагаемая прибыль, исчисленная в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, уменьшается на: а) сумму в размере 30 процентов затрат предприятий (кроме капитальных вложений) на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовку и освоение новых прогрессивных технологий и видов продукции (включая продукцию машиностроения, поставляемую на экспорт на свободно конвертируемую валюту), осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий; б) сумму прибыли, используемую на погашение кредита, предоставленного на финансирование централизованных государственных капитальных вложений при недостаточности источников, предусмотренных кредитным соглашением; в) сумму в размере 30 процентов затрат, связанных с проведением природоохранных мероприятий, осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий; г) сумму затрат, осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий в соответствии с нормативами затрат, утвержденными местными Советами народных депутатов, по содержанию находящихся на их балансе объектов здравоохранения, домов престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, пионерских лагерей, объектов культуры и спорта, учреждений народного образования, а также объектов жилищного фонда; сумму прибыли, направляемую предприятиями в порядке долевого участия на содержание домов престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений и оздоровительных лагерей, находящихся на балансе других предприятий. На сумму средств, привлекаемых в порядке долевого участия на содержание указанных объектов социальной сферы, уменьшается размер необлагаемой прибыли предприятий, содержащих на своем балансе эти объекты. Льгота по этой прибыли предоставляется в размерах исходя из нормативов затрат, утвержденных местными Советами народных депутатов по месту нахождения предприятия, содержащих на своем балансе указанные объекты; сумму прибыли, направляемую на финансирование строительства, приобретение оборудования для социально-культурных объектов и спортивных сооружений для инвалидов; д) суммы прибыли, внесенные в Советский детский фонд имени В.И.Ленина, Советский фонд мира, Советский фонд культуры, Советский фонд милосердия и здоровья, Фонд помощи детям с отклонениями в развитии имени Л.С.Выготского, добровольные физкультурно-спортивные общества, детские общественные организации, Союз и общества Красного Креста и Красного Полумесяца, Всесоюзную ассоциацию "Реабилитация инвалидов", всесоюзные организации воинов-интернационалистов, фонды "Огонек"-АнтиСПИД", "Чернобыль", их республиканские, региональные и местные отделения, в экологические и оздоровительные фонды, на благотворительные цели, а также перечисленные предприятиям, учреждениям и организациям культуры, народного образования, здравоохранения и социального обеспечения, физкультуры и спорта, но не более 1 процента облагаемой прибыли, определяемой в соответствии со статьей 2 настоящего Закона; е) сумму затрат, осуществляемых предприятиями (кроме сельскохозяйственных предприятий и потребительской кооперации) за счет прибыли, на оказание помощи сельскохозяйственным предприятиям в строительстве объектов на селе и приобретение оборудования для них, но не более 1 процента облагаемой прибыли, определяемой в соответствии со статьей 2 настоящего Закона; ж) сумму в размере 30 процентов прибыли предприятий, применяющих труд пенсионеров по старости и инвалидов, если их численность составляет не менее 50 процентов от общей численности, или сумму в размере 20 процентов прибыли, если численность пенсионеров по старости и инвалидов составляет от 30 до 50 процентов от общей численности работающих на предприятии. Эта льгота применяется для следующих видов предприятий: народных художественных промыслов; специализированных предприятий местной промышленности и бытового обслуживания населения; малых предприятий (отнесенных к таковым в соответствии с законодательством СССР); совместных предприятий, созданных на территории СССР с участием иностранных юридических лиц и граждан и советских общественных организаций инвалидов и пенсионеров, их учреждений, учебно-производственных предприятий и объединений. з) сумму прибыли, использованную на инвестиции (техническое перевооружение и реконструкцию предприятий, освоение современных видов продукции и технологий, организацию производства продовольствия, медикаментов и других товаров народного потребления и оборудования для их выпуска, увеличение добычи дефицитных сырьевых ресурсов), а также на погашение полученных на эти цели кредитов и выкуп трудовыми коллективами имущества своих предприятий. Указанная льгота предоставляется предприятиям, которые полностью использовали для осуществления инвестиций имеющиеся у них амортизационные отчисления; и) прибыль предприятий, полученную за счет превышения против соответствующего периода прошлого года физических объемов производства продуктов питания, товаров народного потребления, товаров для детей, детского питания и медикаментов; к) прибыль строительных организаций, полученную от сооружения в установленные договорами сроки объектов производственного назначения и социальной сферы в отраслях агропромышленного комплекса, объектов, непосредственно связанных с выпуском товаров народного потребления и медикаментов, а также жилых домов, детских оздоровительных учреждений и природоохранных объектов; 2. Освобождаются от уплаты налога: а) физкультурно-спортивные организации и объединения, а также их предприятия в части прибыли, направляемой ими на развитие физической культуры и спорта; б) учреждения культуры в части прибыли, направляемой ими на развитие материально-технической базы культурно-просветительской деятельности; в) ученические предприятия и ученические кооперативы; г) предприятия, на которых инвалиды составляют свыше 50 процентов общей численности работающих; 3. Освобождаются от уплаты налога в первый год после ввода в действие и уплачивают 50 процентов налоговых платежей во второй год вновь введенные в действие в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера предприятия всех отраслей народного хозяйства, за исключением предприятий отраслей добывающей промышленности. 4. По потребительской кооперации, объединяемой Центросоюзом, освобождаются от налогообложения: а) прибыль вновь организованных предприятий (цехов), производящих товары народного потребления из местного сырья и отходов (включая сельскохозяйственное сырье, заготовленное по закупочным ценам), кроме вина, водочных изделий, табака, табачных изделий, парфюмерно-косметических изделий с содержанием спирта, при условии, если стоимость полноценных материалов и сырья, используемых для производства товаров, не превышает 25 процентов общей стоимости сырья и материалов,- на два года со дня ввода в действие этих предприятий (цехов); б) прибыль предприятий, направляемая на развитие собственной материально-технической базы в сельской местности, поселках городского типа и районных центрах; в) прибыль от реализации рыбы собственного улова; г) прибыль колхозных рынков, использованная на строительство и расширение их материально-технической базы, развитие подведомственного гостиничного хозяйства, благоустройство и покрытие расходов по эксплуатации колхозных рынков. 5. По общественным организациям освобождаются от уплаты налога: а) общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные предприятия и объединения; б) Советский детский фонд имени В.И.Ленина, Советский фонд мира, Советский фонд культуры, Советский фонд милосердия и здоровья, Фонд помощи детям с отклонениями в развитии имени Л.С.Выготского, Всесоюзная ассоциация "Реабилитация инвалидов", всесоюзные организации воинов-интернационалистов, отделения этих фондов и ассоциации, а также их предприятия и организации по прибыли, направляемой в эти фонды и ассоциацию на осуществление их уставной деятельности; в) Союз и общества Красного Креста и Красного Полумесяца, а также их предприятия и организации по прибыли, направляемой Союзу и обществам на осуществление их уставной деятельности; г) прибыль хозрасчетных предприятий творческих союзов, направляемая ими указанным союзам на осуществление их уставной деятельности; д) Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов, Союз научных и инженерных обществ СССР, а также их предприятия и организации по прибыли, направляемой указанным обществу и союзу на осуществление их уставной деятельности; е) прибыль предприятий, созданных молодежными, профсоюзными организациями при высших, средних специальных учебных заведениях, средних и профессионально-технических училищах, направляемая ими на улучшение социально-бытовых условий студентов и учащихся; ж) детские общественные организации, а также их предприятия в части прибыли, направляемой ими на развитие общеобразовательных и воспитательных программ. 6. По совместным предприятиям, созданным на территории СССР с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан, если доля иностранного участника в уставном фонде превышает 30 процентов: а) освобождаются от уплаты налога на прибыль совместные предприятия в сфере материального производства в течение первых двух лет (а совместные предприятия, созданные в Дальневосточном экономическом районе,- в течение первых трех лет) с момента получения ими балансовой прибыли, за исключением предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых и рыболовством. При ликвидации совместного предприятия до истечения периода освобождения от налога сумма налога исчисляется в полном размере за весь период его деятельности; б) облагаемая прибыль уменьшается на сумму прибыли, направленной на развитие производства, уплату процентов по долгосрочным кредитам (за исключением кредитов, предоставленных участниками совместного предприятия этому предприятию или другим его участникам), кроме процентов по просроченным и отсроченным кредитам, а также на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведение природоохранных мероприятий; в) освобождается часть прибыли, полученная в течение 5 лет после выявления (на основании бухгалтерского баланса) убытков и направленная на их покрытие при недостаточности средств резервного фонда. 7. По производственным кооперативам (кроме колхозов): а) кооперативы (объединения кооперативов) ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил СССР, созданные при советах ветеранов войны и труда, в которых работает не менее 70 процентов лиц, достигших пенсионного возраста (пенсионеров), полностью освобождаются от уплаты налога; б) кооперативы по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, строительные, ремонтно-строительные кооперативы, кооперативы по производству строительных материалов полностью освобождаются от уплаты налога в первые два года их работы; кооперативы, занимающиеся другими видами деятельности (кроме торгово-закупочных, общественного питания, посреднических и зрелищных), в первый год после их образования уплачивают налог на прибыль в размере 25 процентов от утвержденной для соответствующего вида кооператива ставки налога, а во второй год - 50 процентов. При прекращении деятельности кооператива до истечения трехлетнего срока сумма налога исчисляется в полном размере, установленном для этого вида кооператива, за весь период его деятельности. Льготы, предусмотренные в подпункте "б" настоящего пункта, не предоставляются кооперативам, созданным на базе ликвидированных предприятий или их структурных подразделений, а также кооперативам, созданным при предприятиях, объединениях и организациях, при условии, если они работают на оборудовании, арендованном у предприятий. Указанная в первом абзаце настоящего подпункта льгота предоставляется кооперативам при условии, если выручка от этих видов деятельности составляет более 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг); в) артели старателей, занятые добычей золота, серебра, платины, других дефицитных цветных металлов, осуществляющие расчеты с горнодобывающими предприятиями за указанную продукцию по договорным ценам, определяемым исходя из государственных норм и расценок, учитывающих покрытие их затрат по себестоимости, полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль (сумму превышения доходов над расходами). 8. По малым предприятиям, отнесенным к таковым в соответствии с законодательством СССР: а) прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных фондов, освоение новой техники и технологии, подготовку и повышение квалификации кадров, освобождается от уплаты налога; б) освобождаются от уплаты налога на прибыль в первые два года работы малые предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции; производству товаров народного потребления, строительные, ремонтно-строительные, по производству строительных материалов, малые внедренческие предприятия; Указанная льгота предоставляется предприятиям при условии, если выручка от этих видов деятельности составляет более 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг); в) по другим видам деятельности малые предприятия в первый год работы уплачивают налог на прибыль в размере 25 процентов, во второй год - 50 процентов от установленных для них ставок налога на прибыль. Указанные в подпунктах "б" и "в" льготы не распространяются на малые предприятия, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений. При прекращении деятельности малого предприятия до истечения трехлетнего срока сумма налога исчисляется в полном размере за весь период его деятельности. 9. Арендные предприятия, образованные на базе государственных предприятий и их структурных подразделений, уменьшают сумму налога, исчисленную по ставкам в соответствии со статьями 4 и 5 настоящего Закона, на величину арендной платы за вычетом амортизационных отчислений, входящих в ее состав. Указанное уменьшение суммы налога относится на союзный бюджет, если предприятие (его подразделение), сданное в аренду, является общесоюзной собственностью, и на республиканские и местные бюджеты, если эти предприятия являются республиканской или коммунальной собственностью. Арендная плата арендных предприятий, образованных на базе государственных предприятий, объединений и организаций, относящихся к общесоюзной собственности, вносится в доход союзного бюджета. 10. Законодательными актами союзных и автономных республик устанавливается порядок предоставления дополнительных льгот по налогу на прибыль в пределах сумм налога, направляемых в бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты. Местные Советы народных депутатов могут предоставлять дополнительные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налога, зачисляемых в местные бюджеты. Статья 7. Порядок уточнения ставок налога на прибыль и состава налоговых льгот Размеры ставок налога на прибыль, а также состав налоговых льгот, предусмотренных настоящим Законом, и порядок их предоставления могут уточняться Верховным Советом СССР при утверждения бюджета на предстоящий год. Статья 8. Порядок исчисления и сроки уплаты налога 1. Сумма налога определяется плательщиками самостоятельно, исходя из величины облагаемой прибыли с учетом предоставленных льгот и ставок налога. 2. В течение квартала все плательщики (за исключением перечисленных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи) производят авансовые взносы налога в бюджет в размере фактической суммы налога, внесенного в бюджет за соответствующий период предшествующего года. Авансовые взносы налога в бюджет производятся не позднее 15 и 28 числа каждого месяца равными долями в размере 1/6 части квартальной суммы налога на прибыль. По ходатайству плательщика, имеющего незначительную сумму налога на прибыль, налоговый орган по месту нахождения плательщика может установить один срок уплаты в бюджет - 20 числа каждого месяца в размере 1/3 квартальной суммы налога. По вновь образованным предприятия, а также предприятиям, освобожденным в предшествующем году от уплаты налога на прибыль, размер авансовых платежей определяется исходя из плановых показателей по прибыли на соответствующий период и ставки налога на прибыль, установленной в соответствии с настоящим Законом. По окончании первого квартала, полугодия, 9 месяцев и года плательщик исчисляет нарастающим итогом с начала года сумму налога исходя из фактически полученной им прибыли, подлежащей налогообложению. 3. Потребительские общества, их союзы, предприятия, объединения и организации потребительской кооперации, объединяемые Центросоюзом, кооперативные и общественные предприятия, объединения и организации, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия определяют налог ежеквартально нарастающим итогом с начала года с зачетом сумм налога, исчисленного за предшествующие кварталы. 4. Совместное предприятие, созданное на территории СССР с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан, в течение года производит квартальные авансовые взносы налога на прибыль в бюджет в размере 1/4 годовой суммы платежей не позднее 15 числа последнего месяца каждого квартала. Авансовая сумма налога на прибыль на текущий год определяется предприятием с учетом финансового плана на текущий год. Исчисление налога на прибыль, фактически полученную за истекший календарный год, производится предприятием не позднее 15 марта года, следующего за отчетным, на основе бухгалтерского отчета (баланса). 5. Уплата налога производится по квартальным расчетам в 5-дневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерских отчетов (балансов), а по годовым расчетам - в 10-дневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета (баланса) за год. Платежные поручения на перечисление в бюджет налога на прибыль сдаются плательщиками в учреждение банка до наступления срока платежа. Совместные предприятия, созданные на территории СССР с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан, уплачивают налог на прибыль в безналичном порядке в рублях или в иностранной валюте, покупаемой банками СССР в установленном порядке и пересчитанной в рубли по коммерческому курсу Государственного банка СССР. 6. Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику в пятидневный срок со дня получения его письменного заявления. 7. Плательщики налога представляют налоговым органам по месту своего нахождения бухгалтерские отчеты и балансы в порядке и сроки, установленные законодательством СССР, и расчеты суммы налога на прибыль по формам, утвержденным Министерством финансов СССР. Совместные предприятия, созданные на территория СССР с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан, представляют годовые бухгалтерские отчеты и балансы к 15 марта года, следующего за отчетным. Глава II. Налог на прибыль иностранных юридических лиц от деятельности в СССР Статья 9. Плательщики налога Плательщиками налога на прибыль иностранных юридических лиц являются компании, объединения, а также любые другие организации, признаваемые юридическими лицами по законодательству страны их постоянного местопребывания, которые осуществляют хозяйственную деятельность на территории СССР, на континентальном шельфе, в экономической зоне СССР через постоянное представительство. Под постоянным представительством иностранного юридического лица в СССР для целей налогообложения понимаются бюро, контора, агентство, любое другое место осуществления деятельности (связанное с разработкой природных ресурсов, осуществлением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования и других аналогичных работ), а также организации и граждане, которые представляют на территории СССР иностранное юридическое лицо. Доходы личных компаний для целей налогообложения рассматриваются как доходы владельцев этих компаний и подлежат налогообложению в соответствии с Законом СССР "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства". Иностранное юридическое лицо осуществляет хозяйственную деятельность в СССР через постоянное представительство при условии его регистрации в налоговом органе по месту нахождения постоянного представительства. Отсутствие регистрации иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в СССР через постоянное представительство, рассматривается как сокрытие дохода, подлежащего налогообложению. Регистрация начала или окончания деятельности в СССР иностранного юридического лица должна быть осуществлена в течение месяца после начала или за месяц до прекращения деятельности. Статья 10. Объект обложения Объектом обложения является прибыль, полученная иностранным юридическим лицом, осуществляющим деятельность через постоянное представительство на территории СССР, на континентальном шельфе и в экономической зоне СССР. Особенности формирования прибыли и состав затрат, учитываемых при ее исчислении определяются в порядке, установленном Кабинетом Министров СССР. В случае, если прямое определение прибыли, полученной иностранным юридическим лицом в связи с его деятельностью в СССР, не представляется возможным, допускается по согласованию с налоговым органом союзной республики, на территории которой находится постоянное представительство, определение прибыли на основании валового дохода или понесенных расходов исходя из нормы рентабельности 15 процентов. Иностранные юридические лица, получающие в качестве компенсации за осуществляемую в СССР через постоянное представительство деятельность оплату в виде продукции или имущества, уплачивают налог на прибыль, для определения размера которой используются договорные (контрактные) цены, цены основных советских организаций-экспортеров или цены, исчисленные на базе мировых цен на такую же или аналогичную продукцию или имущество. Статья 11. Ставка и зачисление налога в бюджет Прибыль иностранного юридического лица от осуществления деятельности в СССР подлежит обложению по ставке 30 процентов. Сумма налога распределяется между союзным бюджетом, республиканскими бюджетами союзных и автономных республик и местными бюджетами в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 5 настоящего Закона. Сумма налогов из прибыли, зачисляемых в республиканские бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты, платы за трудовые ресурсы, а также платы за природные ресурсы (за исключением сумм, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) не должна превышать предельного размера изъятия прибыли, исчисленного по ставке, предусмотренной настоящей статьей. Статья 12. Льготы по налогу Иностранное юридическое лицо, осуществляющее деятельность в СССР, пользуется налоговыми льготами, предоставленными совместным предприятиям, созданным на территории СССР с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан, в отношении части прибыли, направляемой на проведение на территории СССР природоохранных мероприятий и благотворительные цели. Статья 13. Порядок исчисления и сроки уплаты налога 1. Сумма налога определяется исходя из величины облагаемой прибыли с учетом предоставления льгот в соответствии со статьей 12 настоящего Закона и ставки налога. Налог на прибыль иностранных юридических лиц исчисляется ежегодно налоговым органом по месту нахождения постоянного представительства. 2. Иностранное юридическое лицо, осуществляющее деятельность в СССР, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представляет в налоговой орган отчет о деятельности в СССР, а также декларацию о доходах по форме, утверждаемой Министерством финансов СССР. При прекращении деятельности до окончания календарного года указанные документы должны быть представлены в течение месяца со дня ее прекращения. Декларация о доходах иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в СССР, подлежит ежегодной проверке за плату аудитором, получившим в установленном порядке лицензию на право занятия аудиторской деятельностью. 3. На сумму исчисленного налога плательщику выдается платежное извещение по форме, утвержденной Министерством финансов СССР. Налог уплачивается в сроки, указанные в платежном извещении, в безналичном порядке в рублях или в иностранной валюте, покупаемой банками СССР в установленном порядке. Глава III. Налог с оборота Статья 14. Плательщики налога Плательщиками налога с оборота являются предприятия, объединения и организации (в том числе производственные кооперативы, а также совместные предприятия с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан и их филиалы), производящие и реализующие товары (продукцию), облагаемые налогом с оборота. Статья 15. Ставки и зачисление налога в бюджет Ставки налога с оборота устанавливаются в процентах к облагаемому обороту или в твердых суммах с единицы товара (продукции). По товарам (продукции), на которые установлены розничные (оптовые цены промышленности) и оптовые цены предприятий, исчисление налога производится в виде разницы между этими ценами с учетом торговых и оптово-сбытовых скидок (транспортных расходов). Условия введения и размеры ставок налога с оборота устанавливаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров СССР. Суммы налога с оборота зачисляются в союзный бюджет, за исключением той его части, которая отчисляется союзным и автономным республикам по нормативам, утверждаемым соответственно Верховным Советом СССР и Верховными Советами союзных республик. Статья 16. Льготы по налогу 1. От уплаты налога с оборота освобождаются: а) в течение двух лет со дня ввода в действие: предприятия, вырабатывающие товары из местного сырья и отходов (кроме водки, винно-водочных изделий, пива, табака, табачных изделий, товаров из пластмасс и парфюмерно-косметических изделий с содержанием спирта), при условии, если стоимость полноценных материалов и сырья, используемых для производства товаров, не превышает 25 процентов общей стоимости сырья и материалов; предприятия народных художественных промыслов по реализации изготовленных ими художественных изделий. Законодательством союзных и автономных республик эта льгота может предоставляться на более длительные сроки в пределах сумм налога с оборота, поступающих в республиканские бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты; б) предприятия обществ слепых и учебно-производственные предприятия для слепых, если доля лиц с ограниченной трудоспособностью составляет не менее 50 процентов от общей численности работников этих предприятий; в) предприятия потребительской кооперации по реализации товаров (кроме виноградных, плодово-ягодных вин, крепких напитков и пива), расположенные в горных и отдаленных районах, в размере до 50 процентов, а расположенные в городах районного подчинения, поселках городского типа и сельской местности, в размере 25 процентов от сумм налога с оборота; г) колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия по реализации вырабатываемой из местного сырья и сырья собственного производства продукции, кроме товаров из пластмасс, меховых выделанных шкурок, меховых и ювелирных изделий, а также винно-водочных изделий, выработанных с применением спирта; д) предприятия и хозяйственные организации Советского детского фонда имени В.И.Ленина, Советского фонда мира, Советского фонда культуры, Советского фонда милосердия и здоровья, Союза и обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всесоюзной ассоциации "Реабилитация инвалидов" по товарам и продукции, производимым в соответствии с профилем их деятельности; е) предприятия и хозяйственные организации творческих союзов в пределах сумм налога с оборота, направляемых этим союзам на осуществление их уставной деятельности; ж) кооперативы (объединения кооперативов) ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил при советах ветеранов войны и труда, в которых работает не менее 70 процентов лиц, достигших пенсионного возраста (пенсионеров), вырабатывающие товары из местного сырья и отходов; з) ученические предприятия и ученические кооперативы по реализации вырабатываемых ими товаров. 2. Предприятия, изготовляющие товары народного потребления, имеют право оставлять в своем распоряжении до 30 процентов налога с оборота, полученного от прироста их производства по сравнению с предыдущим периодом, в порядке, установленном Кабинетом Министров СССР. 3. При недостаточности средств фонда накопления предприятия могут направлять на погашение кредита банка, выданного на увеличение производства, повышение качества и расширение ассортимента товаров народного потребления, до 50 процентов сумм налога с оборота, полученных от реализации дополнительно произведенных товаров в результате проведения кредитуемых мероприятий. 4. Дополнительные льготы по налогу с оборота для отдельных плательщиков, правила и сроки его уплаты устанавливаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров СССР. Глава IV. Налог на экспорт и импорт Статья 17. Плательщики налога Налог на экспорт и импорт уплачивают все организации, перечисленные в статье 1 настоящего Закона и осуществляющие внешнеторговые операции. Статья 18. Порядок исчисления налога Налог на экспорт и импорт представляет собой форму изъятия в доход государства чистого дохода, образующегося в результате различий в уровнях внешнеторговых (пересчитанных в советские рубли по курсу Госбанка СССР) и внутренних цен СССР на отдельные виды ввозимых на территорию СССР или вывозимых с его территории товаров. Налог на экспорт и импорт исчисляется в советских рублях: а) по ставкам в процентах к внешнеторговой (контрактной) стоимости товаров (пересчитанной в советские рубли по курсу Госбанка СССР), указанной владельцем (распорядителем) товаров, подлежащих налогообложению, в таможенной декларации при перемещении их через границу СССР; б) в виде разницы между внешнеторговыми ценами (пересчитанными в советские рубли по курсу Госбанка СССР) и внутренними ценами СССР на отдельные виды экспортируемых или импортируемых товаров общегосударственного назначения за вычетом накладных расходов, связанных с осуществлением внешнеторговой сделки. Перечень таких товаров, состав накладных расходов, ставки, порядок и сроки уплаты налога на экспорт и импорт, а также льготы по налогу устанавливаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров СССР. Статья 19. Порядок зачисления налога Суммы налога на экспорт и импорт зачисляются в союзный бюджет. Глава V. Налог на фонд оплаты труда колхозников Статья 20. Плательщики налога Плательщиками налога на фонд оплаты труда колхозников являются колхозы, в том числе и рыболовецкие. Статья 21. Объект налогообложения Объектом налогообложения является фонд оплаты труда колхозников в части, превышающей его необлагаемый размер, исчисленный исходя из 160 рублей в месяц в расчете на одного работающего в хозяйстве колхозника. При исчислении облагаемой части фонда оплаты труда колхозников учитываются все суммы, подлежащие выплате колхозникам, включая дополнительную оплату, все виды премий и вознаграждений, а также натуральную оплату. Продукция, выдаваемая в счет оплаты труда, оценивается по себестоимости. Статья 22. Ставка и зачисление налога в бюджет Налог с облагаемой части фонда оплаты труда колхозников уплачивается всеми колхозами по ставке 8 процентов. Суммы налога зачисляются в местные бюджеты. Статья 23. Порядок и сроки уплаты налога Порядок и сроки уплаты налога определяются законодательными актами союзных и автономных республик. Глава VI. Налог, регулирующий расходование средств, направляемых на потребление Статья 24. Плательщики налога Плательщиками налога являются предприятия, объединения и организации, кроме колхозов, иностранных юридических лиц, международных неправительственных организаций (объединений), международных объединений, осуществляющих хозяйственную деятельность, совместных предприятий, созданных на территории СССР с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан, если доля иностранного участника в уставном фонде превышает 30 процентов. Статья 25. Объект обложения Объектом обложения является сумма превышения средств, направляемых на потребление, по сравнению с необлагаемым размером этих средств. Статья 26. Состав средств, направляемых на потребление В состав средств, направляемых на потребление, включаются: а) сумма расходов на оплату труда всего персонала предприятия; б) денежные выплаты, в том числе вознаграждение по итогам работы за год, средства, направляемые на иные виды поощрения за труд в денежной и натуральных формах, материальную помощь, на становление трудовых и социальных льгот, и другие выплаты, носящие индивидуальный характер, кроме выплат авторского гонорара и вознаграждений за открытия, изобретения и рационализаторские предложения; в) доходы (дивиденды, проценты), выплачиваемые по акциям трудового коллектива и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия. Статья 27. Необлагаемый размер средств, направляемых на потребление Необлагаемый размер средств, направляемых на потребление, определяется умножением величины хозрасчетного дохода текущего периода, исчисленного в соответствии со статьей 28 настоящего Закона, на долю этих средств в хозрасчетном доходе за соответствующий период предыдущего года. Полученная величина корректируется коэффициентом, обеспечивающим опережающий рост хозрасчетного дохода по сравнению с ростом средств, направляемых на потребление. Значение коэффициента устанавливается на уровне 0,98. При необходимости этот коэффициент может изменяться в зависимости от особенностей производства в отдельных отраслях по решению Кабинета Министров СССР. При определении доли средств, направленных на потребление, в хозрасчетном доходе за соответствующий период предыдущего года величина этих средств уменьшается на величину допущенного в этом периоде превышения по сравнению с их необлагаемым размером. Предприятия, допустившие по итогам года превышение средств, направленных на потребление, по сравнению с их необлагаемым размером и уплатившие налог, возмещают указанные суммы (включая налог) за счет средств, направляемых на потребление в следующем году. Сумма экономии средств, направляемых на потребление, по сравнению с необлагаемой величиной этих средств может зачисляться в резервный фонд и использоваться предприятием на потребление в последующие периоды без обложения регулирующим налогом. При этом указанная экономия учитывается при определении доли средств, направляемых на потребление в текущем периоде. Статья 28. Хозрасчетный доход, принимаемый для регулирования средств, направляемых на потребление Хозрасчетный доход предприятий, принимаемый для регулирования средств, направляемых на потребление, рассчитывается как сумма расходов на оплату труда в составе себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) и прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. Хозрасчетный доход определяется в сопоставимых с предшествующим годом ценах и условиях. В случае, когда изменение структуры производства, связанное с выполнением работ и поставок для государственных нужд, приводит к снижению указанного дохода, его размер соответственно увеличивается. Статья 29. Ставки и зачисление налога в бюджет Ставки налога устанавливаются Верховным Советом СССР при утверждении союзного бюджета на предстоящий год. Налог зачисляется ежеквартально в союзный бюджет, в республиканские бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 5 настоящего Закона. Статья 30. Льготы по налогу Налогом не облагаются: а) прирост средств, направляемых на потребление, на вновь вводимых в действие предприятиях (объектах) в течение нормативного срока освоения проектных технико-экономических показателей и первого года работы по истечении этого срока; б) прирост средств, направляемых на потребление в связи с осуществлением централизованных мероприятий по повышению уровня жизни народа, включая введение новых условий оплаты труда, и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; в) средства на оплату труда на предприятиях, применяющих труд инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью, если их число превышает 50 процентов от общей численности занятых на предприятии; г) выплаты на оказание помощи семьям погибших на производстве, денежные компенсации сверх установленных пенсий и выплаты лицам, получившим увечье или профессиональное заболевание на производстве. Кабинет Министров СССР может устанавливать дополнительные льготы по налогу в зависимости от объемов поставки предприятиями товаров народного потребления и оказания платных услуг населению, а также в связи с изменением горно-геологических, гидрологических и других условий деятельности предприятий отдельных отраслей народного хозяйства. Глава VII. Налоги на доходы Статья 31. Налогообложение доходов, полученных предприятиями, объединениями и организациями от принадлежащих им акций, облигаций и других ценных бумаг и от долевого участия в совместных предприятиях 1. Доходы, полученные предприятиями, объединениями и организациями, за исключением предусмотренных в статье 32 настоящего Закона, от принадлежащих им акций, облигаций и других ценных бумаг, а также доходы советского участника, полученные от долевого участия в совместных предприятиях, созданных на территории СССР как с участием иностранного капитала, так и без такового, подлежат налогообложению по ставке 15 процентов; 2. Доходы иностранных участников, образующиеся в результате распределения прибыли совместных предприятий, при переводе за границу подлежат налогообложению в размере 15 процентов, если иное не установлено международным договором СССР по налоговым вопросам. Сумма налога при переводе доходов за границу уплачивается в валюте перевода. 3. Указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи налоги взимаются у источника. Ответственность за удержание и перечисление налогов в бюджет несет предприятие, выплачивающее доход, а также иностранный участник совместного предприятия. Суммы налогов, взимаемых с плательщиков, зачисляются в размере 50 процентов в союзный бюджет, а остальные 50 процентов зачисляются в республиканские бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты по ставкам, определяемым законодательными актами союзных и автономных республик на основе соглашения между ними. 4. От налогообложения освобождаются дивиденды, получаемые по государственным облигациям и иным государственным ценным бумагам. 5. Иностранный участник совместного предприятия, созданного на территории СССР с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан, имеющий в соответствии с международным договором СССР право на полное или частичное освобождение от обложения налогом дохода, причитающегося ему в порядке распределения прибыли, подает заявление о снижении или отмене налога в порядке, установленном Министерством финансов СССР. В случае подачи заявления после перевода дохода за границу оно должно быть представлено в течение года со дня перевода. Заявления, поданные по истечении года, к рассмотрению не принимаются. 6. В порядке, предусмотренном настоящей статьей, налогом облагается доход, полученный на территории СССР, на континентальном шельфе и в экономической зоне СССР. Статья 32. Налог на доходы иностранных юридических лиц, не связанные с деятельностью в СССР 1. Иностранные юридические лица, получающие доходы, не связанные с деятельностью в СССР, уплачивают налоги по доходам от дивидендов, процентов, авторских прав и лицензий, фрахта, арендных платежей и другим доходам, источник которых находится в СССР и которые не связаны с осуществлением деятельности в СССР через постоянное представительство, по ставкам, установленным в пункте 2 настоящей статьи, если иное не установлено международным договором СССР по налоговым вопросам. 2. Суммы доходов от дивидендов и процентов облагаются налогом по ставке 15 процентов. Суммы доходов от фрахта, выплачиваемые иностранным юридическим лицам в связи в осуществлением международных перевозок, облагаются налогом по ставке 6 процентов. Ставка налога по остальным видам доходов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, устанавливается в размере 20 процентов. 3. Доходы в виде процентов по кредитам, предоставленным Правительству СССР, Государственному банку СССР или Банку внешнеэкономической деятельности СССР, освобождаются от обложения подоходным налогом. 4. Иностранное юридическое лицо, имеющее в соответствии с международным договором СССР право на полное или частичное освобождение от налога доходов из источников в СССР, подает заявление о снижении или отмене налога в порядке, установленном Министерством финансов СССР. В случае подачи заявления после перевода доходов за границу оно должно быть представлено в течение года со дня перевода. Заявления, поданные по истечении года, к рассмотрению не принимаются. 5. Налог с доходов иностранных юридических лиц из источников в СССР удерживается предприятием или организацией, выплачивающей доход иностранному юридическому лицу, в валюте перевода с полной суммы дохода при каждом перечислении платежа и зачисляется равными долями в союзный бюджет и бюджет той союзной или автономной республики, на территории которой находится предприятие или организация, выплачивающая доход. Статья 33. Налог на доходы от казино, видеосалонов (видеопоказа), эксплуатации игровых автоматов, проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий 1. Доходы (включая доходы от аренды и иных видов использования) от казино, видеосалонов, видеопоказа, проката видео- и аудиокассет и записи на них, игровых автоматов с денежным выигрышем, а также от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, во дворцах спорта, других помещениях, число мест в которых превышает две тысячи, подлежат обложению налогом по ставке 70 процентов. Для целей налогообложения из полученной выручки вычитаются материальные затраты, связанные с получением этого дохода. Установленный настоящим пунктом порядок налогообложения не распространяется на доходы, полученные государственными видеопроизводящими предприятиями и объединениями от видеосалонов, видеопоказа, проката видеокассет и записи на них, а также на доходы, полученные от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий физкультурно-спортивными организациями, в части, относимой на результаты их деятельности, и организациями, специально созданными для работы во дворцах сорта, для которых эта деятельность является основной. Доходы, полученные указанными предприятиями, объединениями и организациями, относятся на результаты их финансово-хозяйственной деятельности и учитываются в общеустановленном порядке при расчете налога на прибыль. 2. Сумма налога распределяется между союзным бюджетом, республиканскими бюджетами союзных и автономных республик и местными бюджетами в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 5 настоящего Закона. 3. Законодательными актами союзных и автономных республик, местными Советами народных депутатов могут предоставляться льготы по налогу на доходы в пределах сумм налога, направляемых соответственно в бюджеты союзных, автономных республик и местные бюджеты. Глава VIII. Специальные положения Статья 34. Особенности обложения иностранных юридических лиц 1. Если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. Положения настоящего Закона не затрагивают налоговых привилегий, установленных общими нормами международного права и специальными соглашениями СССР с другими государствами. 2. Взимание налогов на доходы иностранных юридических лиц может быть прекращено или ограничено на основе принципа взаимности в случаях, когда в соответствующем иностранном государстве такие же меры осуществляются по отношению к советским юридическим лицам применительно к таким же или аналогичным налогам, что должно быть подтверждено налоговыми органами этого государства. 3. При заключении коммерческих сделок с иностранными фирмами не разрешается включение в контракт налоговых оговорок, в соответствии с которыми предприятие, учреждение или организация, выплачивающие доход, берут на себя обязательство нести расходы по уплате налога на прибыль (доход) иностранных юридических лиц. Статья 35. Устранение двойного налогообложения Сумма прибыли или дохода, полученная за границей, включается в общую сумму прибыли или дохода, подлежащую налогообложению в СССР, и учитывается при определении размера налога. Суммы налогов на прибыль или доходы, полученные за пределами территории СССР, континентального шельфа и экономической зоны СССР, уплаченные предприятиями, объединениями и организациями за границей в соответствии с законодательством иностранных государств, засчитываются при уплате ими налогов с прибыли или доходов в СССР. При этом размер засчитываемых сумм не может превышать сумму налога на прибыль (доход), подлежащую уплате в СССР в отношении прибыли (дохода), полученной за границей. Глава IX. Ответственность плательщиков и контроль за соблюдением законодательства о налогах Статья 36. Обязанности плательщиков 1. Плательщики налогов, предусмотренных настоящим Законом, обязаны: а) вести в установленном порядке бухгалтерский учет и отчетность о финансово-хозяйственной деятельности и представлять налоговым органам бухгалтерские отчеты и балансы, расчеты по налогам и другие необходимые документы и сведения, связанные с исчислением и уплатой налогов; б) предъявлять, а в соответствующих случаях представлять документы, подтверждающие право на льготы по налогам; в) своевременно и в полном размере уплачивать причитающиеся суммы налогов; г) допускать должностных лиц налоговых органов для обследования помещений, где осуществляется деятельность, связанная с извлечением прибыли (доходов) либо с содержанием объектов налогообложения, а также для проверок по вопросам исчисления и уплаты налогов. 2. Руководители и соответствующие должностные лица предприятий, учреждений и организаций обязаны подписать акт проверки, произведенной налоговым органом, а в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, представить письменные пояснения мотивов несогласия. Они также обязаны выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах. 3. Плательщики налога, для которых законодательством Союза ССР установлена обязанность представлять налоговым органам бухгалтерские отчеты и балансы, расчеты по налогам или декларацию о доходах после проверки их аудитором - гражданином СССР, получившим в устанавливаемом Кабинетом Министров СССР порядке лицензию на право занятия аудиторской деятельностью в налоговых целях, обязаны в течение года, следующего за отчетным, представить в налоговый орган аудиторское заключение, подтверждающее факт проверки. К плательщику, не представившему аудиторское заключение, применяются меры, предусмотренные статьей 37 настоящего Закона. Указанные меры не применяются, если проверка не проведена в установленные сроки не по вине плательщика. Статья 37. Меры ответственности плательщиков 1. Ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты налогов в бюджет и соблюдение действующего законодательства о налогообложении возлагается на плательщиков налогов и их должностных лиц. 2. Плательщики налогов, предусмотренных настоящим Законом, не имеющие к сроку, установленному для уплаты налогов, бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов по налогу с оборота по установленной форме за соответствующий отчетный период, уплачивают 110 процентов суммы налога, исчисленного за предыдущий отчетный период. После представления названных документов производится перерасчет налога исходя из фактически полученной прибыли, облагаемого оборота и сумм превышения средств, направляемых на потребление, по сравнению с необлагаемым размером этих средств и иных объектов налогообложения. 3. Плательщики налогов за отсутствие учета прибыли (дохода) или ведение этого учета с нарушением установленного порядка, а также за непредставление, несвоевременное представление налоговым органам отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, уплачивают в бюджет 10 процентов причитающихся сумм налогов. 4. В случае сокрытия (занижения) прибыли (дохода) или сокрытия иных объектов налогообложения с плательщиков в доход бюджета взыскивается вся сумма сокрытой (заниженной) прибыли (дохода) либо сумма налога за сокрытый объект налогообложения, а также штраф в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штраф в двойном размере. Суммы сокрытой (заниженной) прибыли (дохода), а также суммы налога за сокрытие иного объекта налогообложения и штрафа вносятся в бюджет за счет прибыли (дохода), остающейся в распоряжении плательщика. 5. Сокрытие доходов, полученных в свободно конвертируемой валюте, влечет перерасчет суммы доходов по рыночному курсу валютной биржи Государственного банка СССР. Суммы сокрытой (заниженной) прибыли (дохода), налога с оборота либо сумма налога за иной сокрытый объект налогообложения, а также штраф должны быть уплачены плательщиками в бюджет в 10-дневный срок со дня составления должностными лицами налоговых органов акта о выявленных нарушениях. 6. По предприятиям, уплачивающим налоги в соответствии с настоящим Законом, суммы сокрытой (заниженной) прибыли (дохода) и штрафа перечисляются в доход бюджета в порядке, установленном законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик. 7. На должностных лиц, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, налоговыми органами налагается административный штраф в размере от 100 до 200 рублей, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного штрафа в размере от 200 до 300 рублей. За ненадлежащее исполнение своих обязанностей аудитор несет имущественную ответственность в размере до 10 000 рублей за одну проверку. 8. Сокрытие (занижение) прибыли (дохода) или сокрытие иных объектов обложения налогами, совершенное умышленно, влечет уголовную ответственность и наказывается исправительными работами на срок до двух лет или штрафом от 200 до 1000 рублей. Статья 38. Порядок взыскания в бюджет и возврата из бюджета неправильно уплаченных налогов 1. Суммы налогов, не внесенные в установленные сроки, а также суммы сокрытых (заниженных) прибыли (дохода) и налога с оборота либо сумма налога за иной сокрытый объект налогообложения и штраф за сокрытие (занижение) прибыли (дохода) и сокрытие объекта налогообложения взыскиваются за все время уклонения по распоряжению налоговых органов в бесспорном порядке. Своевременно не уплаченные суммы налогов взыскиваются за все время задолженности бюджету с начислением пени в размере 0,2 процента с суммы недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты). 2. Суммы налогов с доходов иностранных юридических лиц, указанных в статьях 31 и 32 настоящего Закона, не перечисленные в бюджет предприятиями, учреждениями и организациями, выплачивающими доходы, взыскиваются из средств, остающихся в распоряжении этих предприятий, учреждений и организаций после расчетов с бюджетом, в бесспорном порядке, независимо от того, за какой период выплачен доход иностранному получателю. 3. Суммы платежей по налогам, излишне поступившие в результате неправильного их исчисления либо нарушения установленного порядка взимания, подлежат возврату либо зачету в счет других причитающихся с плательщика сумм, если не истек годичный срок со дня их поступления. Подача заявления о возврате излишне поступивших сумм платежей прерывает течение указанного срока. Возврат неправильных уплаченных налогов из бюджета производится не более чем за один год до обнаружения неправильной уплаты. Статья 39. Контроль налоговых органов Контроль за правильностью применения законодательства о налогах осуществляется налоговыми органами в соответствии с законодательством Союза ССР. Невыполнение должностными лицами предприятий и организаций требований, указаний и распоряжений налоговых органов и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей, вытекающих из настоящего Закона, влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от 50 до 200 рублей, налагаемого руководителями налоговых органов. Статья 40. Обжалование действий должностных лиц налоговых органов 1. Жалобы на действие должностных лиц налоговых органов, допущенные ими при взимании налогов, подаются в тот орган, которому эти лица непосредственно подчинены. Жалобы рассматриваются и решения по ним выносятся не позднее 30-дневного срока с момента поступления жалобы. Решения по жалобам могут быть обжалованы в месячный срок в вышестоящий налоговый орган. 2. Обжалование действий должностных лиц налоговых органов, связанных с наложением административного взыскания, производится в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. 3. Подача жалобы не приостанавливает взыскания налогов. Орган, рассматривающий жалобы, имеет право приостановить взимание причитающейся суммы налога до разрешения жалобы. Статья 41. Инструкции по применению настоящего Закона Инструкции по применению настоящего Закона издаются Министерством финансов СССР. Президент Союза Советских Социалистических Республик М.Горбачев 14 июня 1990 года N 1560-I |