О МЕРАХ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ В СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРАКТИКЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР 5 января 1989 г. N 26 (Д) Совет Министров СССР постановляет: 1. Считать важнейшей задачей Государственного комитета СССР по це- нам и его местных органов, министерств и ведомств СССР, Советов Ми- нистров союзных и автономных республик, исполкомов местных Советов на- родных депутатов, объединений, предприятий и организаций преодоление наметившихся тенденций опережающего роста цен на продукцию произ- водственно-технического назначения, товары и услуги по сравнению с улучшением их технико-экономических параметров, потребительских свойств и качества, а также снятия с производства пользующихся спросом недорогих товаров в ущерб интересам народного хозяйства и населения. Работа по совершенствованию ценообразования должна быть направлена на стимулирование повышения эффективности производства, увеличения вы- пуска высококачественной продукции производственно-технического назна- чения, разнообразных товаров и предоставления услуг, удовлетворяющих спрос населения с разным уровнем доходов. При этом следует обеспечить строгое соблюдение прав, предоставленных государственным предприятиям и кооперативам Законами СССР о государственном предприятии (объедине- нии) и "О кооперации в СССР". 2. Признать необходимым повысить роли государственных заказов в формировании уровня цен в народном хозяйстве для реализации целей, предусмотренных планами экономического и социального развития, особен- но в отношении детей и лиц старшего возраста с относительно низкими доходами. Установить, что начиная с 1989 года в составе государственного за- каза, доводимого до предприятий легкой промышленности, предусматрива- ются задания по производству важнейших групп товаров по социально низ- ким ценам для детей и лиц старшего возраста. Советам Министров союзных республик обеспечить доведение республи- канскими органами управления легкой промышленностью до подведомствен- ных объединений и предприятий согласованных с торгующими организациями заданий по производству в 1989-1990 годах указанных товаров. Считать недопустимым уклонение отдельных предприятий в нарушение Закона СССР о государственном предприятии (объединении) от заключения договоров на выполнение государственного заказа в полном объеме, пре- дусмотренном народнохозяйственным планом. В целях усиления экономической заинтересованности и ответствен- ности предприятий и объединений за принятие и выполнение государствен- ных заказов: разрешить предприятиям легкой промышленности, на которых размещен государственный заказ на поставку товаров, уменьшать взносы в бюджет таким образом, чтобы обеспечить увеличение прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий, в размере до 10 процентов (для предприятий, использующих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении дохода, - до 3 процентов хозрасчетного дохода) в зависи- мости от удельного веса государственного заказа в общем объеме произ- водства продукции (выполнение работ, услуг) в стоимостном выражении; Установить, что предусмотренные постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. Nо 889 "О порядке формирования государственных заказов на 1989 и 1990 годы" (СП СССР, 1988, Nо 26, ст.71), а также настоящим постановлением льготы по платежам в бюджет применяются толь- ко при заключении договоров на весь объем государственного заказа и выполнении договорных обязательств по поставкам этой продукции. 3. Государственному комитету СССР по ценам, министерствам и ве- домствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов принять меры к совер- шенствованию работы в области ценообразования применительно к новым условиям хозяйствования предприятий и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. При этом исходить из того, что расширение прав в области установления цен и тарифов должно обеспечивать не только гибкость и необходимую оперативность в их ут- верждении, но и повышение экономической обоснованности цен с учетом качества, потребительских свойств продукции и спроса на нее. Решительно пресекать всякого рода вымогательства отдельными предп- риятиями и организациями применения договорных цен и различных надба- вок к ценам на производимую ими плановую или сверхплановую продукцию (услуги), имеющую централизованно установленные государственные цены (тарифы), как включенную в государственный заказ, так и поставляемую по прямым договорам. Запретить повышение цен на новую продукцию при незначительных изменениях ее технико-экономических показателей и пот- ребительских свойств, не дающих реального эффекта для потребителя. Рассматривать такие факты как нарушение государственной дисциплины цен. В области установления цен на продукцию производственно-технического назначения 4. Признать недопустимой имеющую место практику завышения договор- ных цен изготовителями продукции производственно-технического назна- чения, особенно занимающими монопольное положение в ее производстве, а также соглашательскую позицию отдельных потребителей, не использующих свои права по контролю за ценами, устанавливаемыми по соглашению сто- рон. Усилить ответственность заказчиков и научных организаций разработ- чиков (научно-исследовательских, проектных, конструкторских и техноло- гических) за создание новой продукции высокого технического уровня и качества и повысить их роль в формировании оптовых цен на нее. В этих целях на стадии проектирования новой продукции в обязательном порядке определять лимитные цены, обеспечивающие опережающий рост ее потреби- тельских свойств по сравнению с затратами. При постановке новой про- дукции на производство и определении договорных цен на нее не до- пускать их превышения над согласованными лимитными ценами. Договорные цены на новую продукцию подлежат снижению по требованию потребителя, если из-за конструктивных или технологических недостатков новой продукции, допущенных изготовителем, не достигнуты основные тех- нико-экономические, социальные, экологические параметры, принятые для обоснования уровня договорных цен. При снижении договорной цены изго- товитель возмещает потребителю разницу в ценах за весь объем постав- ленной по этим ценам продукции. Если параметры новой продукции не достигаются по вине организа- ций-разработчиков, изготовитель вправе взыскать с разработчика продук- ции сумму потерь от этого снижения цен. 5. Органам ценообразования, министерствам и ведомствам, Советам Министров союзных республик при утверждении оптовых цен по истечении установленного срока действия договорных цен учитывать подтвержденные основным потребителем реально достигнутые показатели эффективности, качества и надежности новых изделий. 6. Обратить внимание предприятий и объединений на получившую в последнее время распространение практику использования средств фондов развития производства, науки и техники и социального развития для расчетов по договорам за работы и услуги, выполненные кооперативными и общественными организациями, без составления смет и конкретного учета в них материальных затрат и средств на оплату труда. Обязать предприятия и объединения четко определять в сметах к до- говорам с кооперативными и общественными организациями на выполнение работ и оказание услуг средства на материальные затраты и на оплату труда. Возложить ответственность за правильность определения в сметах затрат на оплату труда на руководителей предприятий и объединений. Банкам СССР ввести строгий контроль за правильностью выделения средств на оплату труда, предусматриваемых в сметах. 7. Установить, что заказчик наряду с научной, конструкторской, технологической и проектной организацией-исполнителем несет полную от- ветственность за обоснованность уровня договорных цен на научно-техни- ческую продукцию, опытно-конструкторские разработки и проектно-сметную документацию, контролирует при заключении договора и приемке выполнен- ных работ соответствие расходов экономическому эффекту от их примене- ния. В этих целях предусматривать в договоре взаимную ответственность сторон за достижение экономического эффекта, а по проектно-конструк- торским работам - также за достижение параметров и технического уров- ня, принятых при расчете лимитных цен. В области установления розничных цен на товары и тарифов на услуги 8. В целях наведения порядка в ценах на новые товары народного потребления повысить требовательность к качеству изделий, на которые устанавливаются временные и договорные цены (с индексами "Н" и "Д"), исключив возможность использования этого канала для повышения цен пу- тем формальной замены артикулов и наименований изделий. Исходить из того, что такая продукция должна иметь четко выраженные признаки но- визны, соответствовать требованиям моды и отличаться высоким качест- вом. При выявлении фактов необоснованного установления временных и до- говорных цен, поставки по этим ценам некачественных или изготовленных с отступлением от утвержденных образцов-эталонов товаров снижать или отменять указанные цены и применять санкции, предусмотренные Законом СССР о государственном предприятии (объединении) за нарушение дисцип- лины цен. Персональную ответственность за обоснованность установления вре- менных и договорных цен несут руководители предприятий, объединений, а также торгующих организаций. Отменить неоправданную множественность маркировки товаров, цены на которые устанавливаются предприятиями по договоренности с торговыми организациями (индексы "ОМ", "ВК", "МОЛ" и другие). Установить, что временные надбавки к ценам на товары улучшенного качества с индексом "Н" (кроме изделий детского ассортимента, а также включаемых в государственный заказ изделий для лиц старшего возраста), производимые предприятиями системы Министерства легкой промышленности СССР, Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышлен- ности СССР и Министерства лесной промышленности СССР, утверждаются из- готовителями, а на продукцию, производимую предприятиями других ми- нистерств, - органами ценообразования в размере не выше 15 процентов к постоянной розничной цене на срок до одного года (по мебели - до двух лет) на основании решений художественно-технических советов предприя- тий при обязательном согласии представителей органов торговли. В связи с этим признать утратившим силу абзац первый пункта 20 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 апреля 1986 г. Nо 489 и пункт 19 постановления Совета Министров СССР от 12 октября 1986 г. Nо 1199 в части предоставления права предприятиям устанавливать временные розничные цены на новые товары улучшенного качества с над- бавками свыше 15 процентов. Широко привлекать к работе художественно-технических советов предприятий и отраслей для оценки качества и новизны товаров, а также определения уровня цен и надбавок представителей профсоюзных организа- ций, обществ и клубов потребителей. В случае, если товары, реализуемые по временным ценам, по истече- нии года продолжают пользоваться повышенным спросом, решение о продле- нии срока действия этих цен еще на один год принимают предприятия с согласия торговых организаций. При возникновении разногласий оконча- тельное решение принимается местным органом ценообразования. 9. Договорные цены (с индексом "Д") устанавливаются на новые мод- ные товары предприятиями-изготовителями по согласованию с торгующими предприятиями и организациями. На товары детского ассортимента, а также на изделия для лиц стар- шего возраста по перечню, предусмотренному в государственном заказе, договорные и временные цены не устанавливаются. Цены на первые опытные партии указанных товаров устанавливаются с сохранением дотации из бюд- жета в размерах, не ниже предусмотренных в ценах на аналогичные изде- лия. Размеры первых опытных партий этих товаров определяются предприя- тиями-изготовителями по согласованию с торгующими организациями, но не выше предельных размеров, утверждаемых Государственным комитетом СССР по ценам, Министерством торговли СССР и ВЦСПС. 10. В целях повышения ответственности торговых организаций за обоснованность уровня договорных цен на товары в соответствии с их ка- чеством и спросом населения относить потери от снижения цен на товары, реализуемые по договорным ценам, при уменьшении спроса на них пол- ностью на фонд уценки торговли. Увеличивать размеры установленных тор- говых скидок по этим товарам на 25 процентов. 11. Исполкомам местных Советов народных депутатов активнее исполь- зовать в интересах покупателей возможности и инициативу обществ и клу- бов потребителей, привлекать их к рассмотрению вопросов улучшения обеспечения населения товарами и услугами, работы кооперативов, совер- шенствования организации торговли, усиления контроля за качеством, ассортиментом, ценами и тарифами реализуемых товаров и услуг. 12. Министерству торговли СССР, Государственному комитету СССР по стандартам, Государственному комитету СССР по ценам, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов и заинтересованным министерствам и ведомствам организовать регулярное рассмотрение образцов товаров народного потребления, реали- зуемых по временным и договорным ценам, имея в виду проверку соот- ветствия установленных на них цен качеству, новизне, потребительским свойствам изделий и спросу населения. Обеспечить широкое участие в этой работе обществ и клубов потреби- телей, профсоюзных и других общественных организаций. 13. Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, Госагропрому СССР, Министерству хлебопродуктов СССР, Центросоюзу и Государственному комитету СССР по стандартам усилить контроль за качеством продовольственных товаров, рассматривая повышение качества как важнейший резерв обеспечения насе- ления продовольствием, а также за правильностью установления и приме- нения цен. Привлекать к строгой ответственности руководителей предпри- ятий, допускающих нарушение технологии и рецептуры выпускаемых продук- тов питания, а также завышающих розничные цены на них. Рекомендовать трудовым коллективам разработать и осуществить меры по повышению в кратчайшие сроки качества выпускаемых продовольственных товаров, обратив особое внимание на качество хлеба и хлебопродуктов, мясных и молочных изделий. Исполкомам местных Советов народных депута- тов установить контроль за разработкой и своевременным осуществлением указанных мер. 14. Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, Госагропрому СССР, Центросоюзу и их органам на местах принять все необходимые меры для предотвращения произвольного повышения цен на картофель и плодоовощную продукцию, не допуская за счет этого покрытия убытков и потерь от бесхозяйствен- ности, проводить более гибкую политику цен на сезонную продукцию. Госагропрому СССР совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами завершить в 1989 году разработку проектов государственных стандартов на плодоовощную продукцию, реализуемую в розничной торговой сети, предусмотрев в них дифференциацию требований к качеству по то- варным сортам, и представить в Государственный комитет СССР по стан- дартам для утверждения. Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам мест- ных Советов народных депутатов устанавливать в случае необходимости дифференцированные по сезонам предельные цены на картофель и плодоо- вощную продукцию, реализуемые во всей государственной розничной торго- вой сети независимо от ведомственной подчиненности. 15. Обратить внимание Советов Министров союзных и автономных республик, исполкомов местных Советов народных депутатов на недопусти- мость завышения цен и тарифов на бытовые, коммунальные и другие плат- ные услуги, оказываемые населению, и получения за счет этого незарабо- танных доходов. Рассматривать как основное направление повышения эффективности ра- боты предприятий сферы услуг широкое внедрение арендного коллективного и других видов подряда, новых форм обслуживания населения, а также всемерное повышение качества оказываемых услуг. Усилить контроль за правильностью установления и применения цен и тарифов на бытовые, коммунальные, медицинские, транспортные и другие платные услуги, имеющие большую социальную значимость, и повысить от- ветственность руководителей предприятий сферы услуг за строгое соблю- дение государственной дисциплины цен. Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам мест- ных Советов народных депутатов провести в 1989-1990 годах переаттеста- цию предприятий бытового обслуживания населения и коммунального хо- зяйства, имея в виду повысить требования к качеству оказываемых услуг и обеспечить их соответствие уровню тарифов. Установить, что цены и тарифы на услуги не должны повышаться при переводе предприятий, коллективов и бригад бытового обслуживания, ком- мунального хозяйства и других отраслей сферы услуг на новые условия хозяйствования, формы организации и стимулирования труда. В области ценообразования на продукцию кооперативов 16. Придавая важное значение развитию кооперативного движения для более полного удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства и населения в товарах и услугах, Советам Министров союзных и автоном- ных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов: активизировать работу по развитию кооперативных форм деятельности. Особое внимание уделять созданию кооперативов, занятых производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, изготовле- нием товаров народного потребления, прежде всего из вторичных и мест- ных ресурсов, оказанием строительных, ремонтных работ и бытовых услуг; последовательно проводить линию на создание организационных и эко- номических условий для приближения уровня кооперативных цен к госу- дарственным на основе равноправной состязательности кооперативов с государственным сектором и между собой; обеспечить приоритет в материально-техническом снабжении, пре- доставлении кредита, налоговых и других льгот для тех кооперативов, которые реализуют свою продукцию и услуги по ценам и расценкам не выше государственных. 17. В целях создания благоприятных условий кооперативам для увели- чения выпуска и повышения качества продукции, роста объемов оказывае- мых услуг, снижения затрат и цен (тарифов), уменьшения наличного де- нежного оборота при закупке сырья и материалов расширить возможности кооперативов в приобретении материальных ресурсов. Установить, что: кооперативы, принявшие на себя исполнение государственных заказов, обеспечиваются материальными ресурсами, распределяемыми по лимитам, предприятиями, организациями и органами управления - заказчиками. В таком же порядке (заказчиками) обеспечиваются материальными ресурсами, распределяемым по лимитам, кооперативы, производящие про- дукцию и оказывающие услуги по договорам с предприятиями, организация- ми, учреждениями; кооперативы, выпускающие продукцию не по государственному заказу или договорам с предприятиями, организациями, учреждениями, приобрета- ют материальные ресурсы (за исключением централизованно распределяе- мых) в порядке оптовой торговли у территориальных органов Госснаба СССР, организаций материально-технического снабжения Госагропрома СССР и других министерств и ведомств или по прямым договорам непосредствен- но у предприятия, а также на оптовых ярмарках и аукционах. Возложить на коммерческие центры Госснаба СССР информационное обслуживание кооперативов по вопросам организации материально-техни- ческого обеспечения их производственно-хозяйственной деятельности. Госснабу СССР, Госагропрому СССР и другим министерствам и ве- домствам СССР и Советам Министров союзных республик организовывать на- чиная с 1989 года систематическое проведение специальных ярмарок и аукционов по оптовой продаже кооперативам продукции производствен- но-технического назначения; непродовольственные товары достаточного ассортимента отпускаются производственным кооперативам по безналичному расчету с оптовых баз государственной и кооперативной торговли, а также через организации материально-технического снабжения министерств и ведомств и их специа- лизированные мелкооптовые магазины; продовольственные товары достаточного ассортимента отпускаются ко- оперативам общественного питания и по выработке кондитерских и хлебо- булочных изделий по безналичному расчету через мелкооптовую сеть роз- ничной торговли (базы, склады) и магазины, осуществляющие продажу этих товаров в порядке мелкого опта. Перечень продовольственных и непродовольственных товаров, не под- лежащих продаже кооперативам в розничной и оптовой торговой сети, устанавливается исполкомами местных Советов народных депутатов. Госснабу СССР, Госагропрому СССР, Министерству торговли СССР, Центросоюзу, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союз- ных республик принять меры к расширению сети оптовых баз и специализи- рованных магазинов, осуществляющих снабжение кооперативов товарами по их заявкам в порядке мелкого опта. 18. Предприятиям, организациям и учреждениям, при которых органи- зованы кооперативы, производящие продукцию производственно-техническо- го назначения (услуги), создавать кооперативам необходимые организаци- онные и экономические условия с тем, чтобы производимая ими продукция (услуги) реализовывалась по государственным ценам. При регистрации уставов кооперативов и заключении с ними договоров предусматривать обеспечение их материальными ресурсами и сбыт произве- денной ими продукции на условиях и по ценам, установленным для госу- дарственных предприятий, организаций и учреждений. Аналогичный порядок материально-технического снабжения и применения цен использовать при организации кооперативов в цехах предприятий для работы во вторую и третью смену, а также на оборудовании, передаваемом им в аренду. 19. Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, строительным министерствам, ве- домствам и организациям изыскивать возможности для обеспечения строи- тельных и ремонтно-строительных кооперативов основными конструкционны- ми материалами и деталями по ценам и расценкам, действующим для госу- дарственных строительных предприятий и организаций, с оплатой соот- ветственно выполненных этими кооперативами работ также по госу- дарственным расценкам, тарифам и расценкам. Исполкомам местных Советов народных депутатов, Министерству тор- говли СССР и Центросоюзу, местным органам Госснаба СССР решительно пресекать любые попытки скупки кооперативами и нарушение установленно- го порядка лесных и других строительных материалов в розничной торго- вой сети. 20. Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов рассматривать создание кооперативов в сфере общественного питания как средство улучшения удовлетворения потребностей и повышения качества обслуживания населения. Особое вни- мание уделять организации кооперативов общественного питания с собственной сырьевой базой (откормом скота, выращиванием овощей и про- изводством другой продукции). Предоставлять в первую очередь таким ко- оперативам неиспользуемые помещения и оказывать помощь в их обуст- ройстве. Признать неправильной практику передачи кооперативам действующих предприятий общественного питания. Запретить органам управления об- щественным питанием передавать кооперативам столовые на предприятиях, в учебных заведениях, в строительных и других организациях без сог- ласия обслуживаемых ими трудовых коллективов. Вести линию не на пере- дачу нерентабельных предприятий общественного питания кооперативам, а на широкое применение аренды, подряда, в том числе семейного, позволя- ющих при применении государственных цен существенно улучшить качество общественного питания, повысить уровень рентабельности и создать действенную конкуренцию в этой сфере. Поручить исполкомам местных Советов народных депутатов устанавли- вать предельные наценки на продукцию кооперативов общественного пита- ния с учетом уровня обслуживания применительно к размерам наценок, действующим в государственных предприятиях соответствующих категорий, но не выше установленных для ресторанов высшей категории. При реализации кооперативами продовольственных и других товаров, выделенных из государственных рыночных фондов или закупленных ими в розничной торговой сети, без последующей кулинарной и технологической обработки руководствоваться предельными размерами наценок к ценам при- обретения, устанавливаемыми Государственным комитетом СССР по ценам. Пресекать спекулятивные тенденции в деятельности отдельных кооперати- вов, вызывающие справедливые нарекания населения. При выработке кооперативами хлебобулочных изделий, входящих в но- менклатуру продукции массового производства предприятий хлебопекарной промышленности, цены на них не должны превышать уровень государствен- ных розничных цен. Контроль за качеством выпускаемой продукции и санитарно-гигиени- ческим состоянием кооперативов общественного питания, кооперативов по выработке кондитерских, хлебобулочных и других продовольственных това- ров возложить на государственные инспекции по качеству товаров и тор- говле министерств торговли союзных республик и органы санитарно-эпиде- миологической службы на местах с осуществлением этого контроля в по- рядке, действующем для государственных предприятий. Привлекать к этой работе общественных контролеров и членов обществ и клубов потребите- лей. Прекращать в установленном порядке деятельность кооперативов в случаях нарушения санитарных норм и правил приготовления, хранения и реализации пищевых продуктов. 21. Придавая важное значение удовлетворению растущих потребностей населения в непродовольственных товарах, рекомендовать государственным объединениям и предприятиям, а также снабженческо-сбытовым организаци- ям при заключении договоров с кооперативами предусматривать поставку им сырья, материалов, полуфабрикатов и оказание услуг по государствен- ным оптовым ценам без повышающих коэффициентов и передачу изготовлен- ных из них кооперативами товаров народного потребления также по госу- дарственным оптовым ценам. Установить, что в случаях, когда сырье и материалы государственны- ми объединениями, предприятиями и организациями отпускаются кооперати- вам по оптовым ценам без повышающих коэффициентов и договором пре- дусматривается реализация кооперативами изготовленных из этого сырья товаров непосредственно через торговую сеть по государственным рознич- ных ценам (а в случаях, когда разрешено государственным предприятиям, - по договорным ценам), то в договоре предприятия с кооперативом ого- варивается, что кооператив передает предприятию сумму, равную размеру налога с оборота, установленному на такие товары для государственных предприятий. Широко использовать указанные и другие гибкие формы взаимоотноше- ний с кооперативами для доработки серийной продукции в целях разнооб- разия ее качественных и художественных характеристик в соответствии с требованиями моды и спроса. 22. Исполкомам местных Советов народных депутатов создавать необ- ходимые условия для ускоренного развития специализированной сети коо- перативных магазинов по продаже непродовольственных товаров народного потребления, изготовленных кооперативами и лицами, занимающимися инди- видуальной трудовой деятельностью, постепенно сосредоточить в них реа- лизацию основной массы такой продукции. 23. Исполкомам местных Советов народных депутатов в целях более полного удовлетворения потребностей населения в услугах расширять сеть кооперативов, прежде всего при государственных предприятиях, оказываю- щих различные виды услуг, имея в виду использование кооперативами ма- териально-технической базы этих предприятий, обеспечение их сырьем и материалами по централизованно установленным ценам при соблюдении коо- перативами действующих цен и тарифов на оказываемые услуги. На государственных предприятиях, оказывающих услуги, в максималь- ной степени вводить новые формы организации труда (коллективный и се- мейный подряды), способствующие снижению цен на услуги. Создавать кон- куренцию между государственными и кооперативными предприятиями. 24. В целях объективного контроля за мерой труда и мерой потребле- ния установить, что представление кооперативами декларации о доходах - основного финансового документа, определяющего взаимоотношения коопе- ратива с финансовыми и банковскими органами, производится ежекварталь- но. Установить, что декларация является основным документом, фиксирую- щим величину доходов кооперативов, личных доходов его членов, а также граждан, работающих в нем по трудовому договору, для определения раз- меров обложения налогами, взимания других обязательных платежей и установления сроков их уплаты. Министерству финансов СССР установить единую форму декларации о доходах для различных видов кооперативов. За несвоевременное представление декларации, искажение или указа- ние в ней заведомо ложных данных кооперативы несут ответственность, установленную Законом СССР "О кооперации в СССР", за сокрытие или за- нижение доходов, подлежащих налогообложению. Признать необходимым ввести повышенную материальную ответствен- ность председателя и других членов правления кооператива за укрыва- тельство доходов и уклонение от налогообложения, несвоевременное представление декларации и уплату налога, нарушение правил ведения бухгалтерского учета и отчетности. Министерству финансов СССР и Ми- нистерству юстиции СССР внести необходимые предложения по уточнению действующего законодательства Союза ССР по данному вопросу. Министерству финансов СССР и Государственному комитету СССР по статистике в 2-месячный срок разработать порядок ведения учета и от- четности о деятельности кооперативов. Считать необходимым, чтобы учет и отчетность были доступны и максимально упрощены. Возложить на Государственный комитет СССР по статистике и Ми- нистерство финансов СССР обеспечение кооперативов необходимыми бланка- ми форм учета и отчетности. Исполкомам местных Советов народных депутатов, руководителям объ- единений и предприятий, при которых созданы кооперативы, оказывать им помощь в обеспечении нормативными документами при организации финансо- во-хозяйственной деятельности. В области усиления контроля за ценами 25. Признать необходимым существенно улучшить работу по контролю за соблюдением государственной дисциплины цен в народном хозяйстве, создав в этих целях единую общегосударственную систему контроля за це- нами, включающую государственные, кооперативные и общественные органы. Считать основными задачами единой общегосударственной системы контроля за ценами: укрепление государственной дисциплины цен в народном хозяйстве и содействие тем самым проведению в жизнь политики цен; активное противодействие любым попыткам ведомственного и местни- ческого подхода в установлении и применении цен на всех уровнях хо- зяйственного управления и перекрытие каналов необоснованного повышения цен, обмана потребителей и получения доходов, не соответствующих ре- альному вкладу в конечные результаты хозяйственной деятельности; обеспечение неотвратимости применения предусмотренных действующим законодательством экономических санкций за нарушения государственной дисциплины цен. Возложить на Государственный комитет СССР по ценам ответственность за организацию контроля за соблюдением государственной дисциплины цен в стране и координацию этой деятельности, осуществляемой республи- канскими и местными органами ценообразования, министерствами и ве- домствами. Обеспечить проведение работы по контролю за ценами в тесном взаи- модействии с Советами Министров союзных и автономных республик и исполкомами местных Советов народных депутатов, органами народного контроля, статистики, финансовыми и банковскими органами с широким привлечением профсоюзных организаций, обществ и клубов потребителей. Государственному комитету СССР по ценам разработать с участием Госплана СССР, Министерства финансов СССР и ВЦСПС проект Положения о контроле за соблюдением государственной дисциплины цен в народном хо- зяйстве СССР и в 2-месячный срок представить его на утверждение в Со- вет Министров СССР. 26. Обязать Государственный комитет СССР по ценам и его органы на местах, Советы Министров союзных республик усилить контроль за соблю- дением розничных цен на товары и тарифов на услуги населению, улучшить организационное и методическое руководство деятельностью общественных комиссий и соблюдению правил торговли, обеспечить повышение квалифика- ции представителей общественности, осуществляющих проверки. Принимать меры к устранению нарушений и недостатков, выявленных общественными контролерами, обществами и клубами потребителей. При проведении прове- рок соблюдения дисциплины цен на предприятиях привлекать к участию в них комиссии, группы и посты рабочего и народного контроля, обществен- ные бюро экономического анализа этих предприятий. 27. Установить, что изъятие у государственных и общественных предприятий, объединений и организаций прибыли, полученной за счет на- рушения дисциплины цен, а также взимание штрафов в доход соответствую- щего бюджета производится финансовыми органами на основании решений главных управлений (управлений), государственных инспекций (секторов) контроля цен органов ценообразования, а также министерств и ведомств по результатам ведомственных проверок. При этом при изъятии в бюджет по решениям государственных инспекций (секторов) контроля цен местных органов ценообразования необоснованно полученной прибыли у предприятий республиканского и союзного подчинения 25 процентов изымаемой суммы направляется в доход местного бюджета. При выявлении нарушений цен в кооперативах незаконно полученный доход вносится ими в местный бюджет. В случае, если кооператив отказы- вается от уплаты незаконно полученных сумм, их изъятие производится по решению суда или арбитража. При систематическом нарушении цен прекра- щать в установленном порядке деятельность кооперативов. 28. Министерствам и ведомствам СССР укрепить подразделения, зани- мающиеся ценообразованием как в центральном аппарате, так и на подве- домственных предприятиях, квалифицированными кадрами, обеспечить постоянный контроль за правильностью установления и применения цен и тарифов. Создавать на предприятиях, в объединениях и организациях обстанов- ку нетерпимости к фактам нарушения государственной дисциплины цен и получения за счет этого прибылей (доходов), не связанных с их реальным вкладом в конечные результаты хозяйственно-финансовой деятельности. 29. Считать целесообразным осуществить комплекс мер по укреплению аппарата контроля за ценами органов ценообразования в центре и на местах: образовать в государственных комитетах автономных республик по це- нам, отделах цен (главных производственно-экономических управлениях) исполкомов краевых, областных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов государственные инспекции цен; ввести в городских, районных и районных в городах исполкомах Сове- тов народных депутатов с численностью населения в городах и районах свыше 50 тыс. человек должности инспекторов по контролю за ценами. 30. В целях обеспечения систематического анализа движения цен и тарифов, изучения их влияния на развитие народного хозяйства и уровень жизни населения, оперативного выявления и предотвращения необоснован- ного роста цен и тарифов на товары и услуги Государственному комитету СССР по статистике по согласованию с Государственным комитетом СССР по ценам, наблюдения и повысить достоверность данных об уровне и динамике цен в стране на основе совершенствования методологии статистических исследований. Осуществить разработку начиная с 1989 года следующей статисти- ческой информации: об уровне и динамике оптовых цен и тарифов на продукцию произ- водственно-технического назначения, розничных цен на товары народного потребления, цен и тарифов на платные услуги населению; индексы розничных цен и тарифов на товары и услуги для населения в целом и по важнейшим видам и группам продукции и услуг, отражающие ре- альную динамику цен, а также по товарам, выпускаемым кооперативами, и оказываемыми ими услугам и цен колхозного рынка; об уровне жизни населения с учетом динамики розничных цен и тари- фов на товары и услуги, а также о покупательской способности рубля; индексы оптовых цен и тарифов на продукцию и услуги производствен- но-технического назначения, учитывающие изменение их качества, потре- бительских свойств и эффективности. Регулярно информировать государственные органы, предприятия, объ- единения и организации, а также население о реальной динамике цен и тарифов на продукцию и услуги. |