О МЕРАХ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ В СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРАКТИКЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ (ИЗВЛЕЧЕНИЕ. Постановление. Совет Министров СССР (СМ СССР). 05.01.89 26

           О МЕРАХ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ В СЛОЖИВШЕЙСЯ
                       ПРАКТИКЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
                
                           5 января 1989 г.

                                 N 26
                                 
                                 (Д)
     
     
    Совет Министров СССР постановляет:
    1. Считать важнейшей задачей Государственного комитета СССР по це-
нам и его местных органов,  министерств и ведомств СССР,  Советов  Ми-
нистров союзных и автономных республик, исполкомов местных Советов на-
родных депутатов,  объединений,  предприятий и организаций преодоление
наметившихся  тенденций  опережающего  роста  цен  на продукцию произ-
водственно-технического назначения,  товары и услуги  по  сравнению  с
улучшением   их   технико-экономических   параметров,  потребительских
свойств и качества, а также снятия с производства пользующихся спросом
недорогих товаров в ущерб интересам народного хозяйства и населения.
    Работа по совершенствованию ценообразования должна быть направлена
на стимулирование повышения эффективности производства, увеличения вы-
пуска высококачественной продукции производственно-технического назна-
чения,  разнообразных товаров и предоставления услуг,  удовлетворяющих
спрос населения с разным уровнем доходов.  При этом следует обеспечить
строгое соблюдение прав,  предоставленных государственным предприятиям
и кооперативам Законами СССР о государственном предприятии  (объедине-
нии) и "О кооперации в СССР".
    2. Признать необходимым повысить роли  государственных  заказов  в
формировании  уровня  цен  в  народном хозяйстве для реализации целей,
предусмотренных планами экономического и социального развития, особен-
но  в  отношении  детей и лиц старшего возраста с относительно низкими
доходами.
    Установить, что начиная с 1989 года в составе государственного за-
каза,  доводимого до предприятий легкой промышленности, предусматрива-
ются задания по производству важнейших групп товаров по социально низ-
ким ценам для детей и лиц старшего возраста.
    Советам Министров союзных республик обеспечить доведение республи-
канскими органами управления легкой промышленностью до  подведомствен-
ных объединений и предприятий согласованных с торгующими организациями
заданий по производству в 1989-1990 годах указанных товаров.
    Считать недопустимым  уклонение  отдельных предприятий в нарушение
Закона СССР о государственном предприятии (объединении) от  заключения
договоров на выполнение государственного заказа в полном объеме,  пре-
дусмотренном народнохозяйственным планом.
    В целях  усиления  экономической  заинтересованности и ответствен-
ности предприятий и объединений за принятие и выполнение государствен-
ных заказов:
    разрешить предприятиям легкой промышленности,  на которых размещен
государственный  заказ на поставку товаров,  уменьшать взносы в бюджет
таким образом,  чтобы обеспечить  увеличение  прибыли,  оставляемой  в
распоряжении предприятий,  в размере до 10 процентов (для предприятий,
использующих форму хозяйственного расчета,  основанную на  нормативном
распределении дохода, - до 3 процентов хозрасчетного дохода) в зависи-
мости от удельного веса государственного заказа в общем объеме  произ-
водства продукции (выполнение работ, услуг) в стоимостном выражении;
    Установить, что предусмотренные  постановлением  Совета  Министров
СССР от 25 июля 1988 г. Nо 889 "О порядке формирования государственных
заказов на 1989 и 1990 годы" (СП СССР,  1988,  Nо 26,  ст.71), а также
настоящим постановлением льготы по платежам в бюджет применяются толь-
ко при заключении договоров на весь объем  государственного  заказа  и
выполнении договорных обязательств по поставкам этой продукции.
    3. Государственному комитету СССР по ценам,  министерствам  и  ве-
домствам  СССР,  Советам  Министров  союзных  и  автономных республик,
исполкомам местных Советов народных депутатов принять  меры  к  совер-
шенствованию  работы  в  области ценообразования применительно к новым
условиям хозяйствования предприятий  и  организаций,  переведенных  на
полный хозяйственный расчет и самофинансирование. При этом исходить из
того,  что расширение прав в области установления цен и тарифов должно
обеспечивать  не  только гибкость и необходимую оперативность в их ут-
верждении,  но и повышение экономической обоснованности цен  с  учетом
качества, потребительских свойств продукции и спроса на нее.
    Решительно пресекать всякого рода вымогательства отдельными предп-
риятиями  и организациями применения договорных цен и различных надба-
вок к ценам на производимую ими плановую или  сверхплановую  продукцию
(услуги),  имеющую  централизованно установленные государственные цены
(тарифы),  как включенную в государственный заказ,  так и поставляемую
по  прямым  договорам.  Запретить повышение цен на новую продукцию при
незначительных изменениях ее технико-экономических показателей и  пот-
ребительских  свойств,  не  дающих  реального эффекта для потребителя.
Рассматривать такие факты  как  нарушение  государственной  дисциплины
цен.


               В области установления цен на продукцию
               производственно-технического назначения

    4. Признать недопустимой имеющую место практику завышения договор-
ных цен изготовителями продукции  производственно-технического  назна-
чения, особенно занимающими монопольное положение в ее производстве, а
также соглашательскую позицию отдельных потребителей,  не использующих
свои права по контролю за ценами,  устанавливаемыми по соглашению сто-
рон.
    Усилить ответственность заказчиков и научных организаций разработ-
чиков (научно-исследовательских, проектных, конструкторских и техноло-
гических)  за  создание новой продукции высокого технического уровня и
качества и повысить их роль в формировании оптовых цен на нее.  В этих
целях  на стадии проектирования новой продукции в обязательном порядке
определять лимитные цены,  обеспечивающие опережающий рост ее потреби-
тельских  свойств по сравнению с затратами.  При постановке новой про-
дукции на производство и определении договорных  цен  на  нее  не  до-
пускать их превышения над согласованными лимитными ценами.
    Договорные цены на новую продукцию подлежат снижению по требованию
потребителя, если из-за конструктивных или технологических недостатков
новой продукции, допущенных изготовителем, не достигнуты основные тех-
нико-экономические,  социальные, экологические параметры, принятые для
обоснования уровня договорных цен.  При снижении договорной цены изго-
товитель  возмещает  потребителю разницу в ценах за весь объем постав-
ленной по этим ценам продукции.
    Если параметры  новой  продукции  не достигаются по вине организа-
ций-разработчиков, изготовитель вправе взыскать с разработчика продук-
ции сумму потерь от этого снижения цен.
    5. Органам ценообразования,  министерствам и  ведомствам,  Советам
Министров  союзных  республик при утверждении оптовых цен по истечении
установленного срока действия договорных цен учитывать  подтвержденные
основным  потребителем  реально  достигнутые показатели эффективности,
качества и надежности новых изделий.
    6. Обратить  внимание  предприятий  и  объединений на получившую в
последнее время распространение практику использования средств  фондов
развития  производства,  науки  и  техники  и социального развития для
расчетов по договорам за работы и услуги, выполненные кооперативными и
общественными организациями,  без составления смет и конкретного учета
в них материальных затрат и средств на оплату труда.
    Обязать предприятия  и объединения четко определять в сметах к до-
говорам с кооперативными и общественными организациями  на  выполнение
работ  и  оказание  услуг средства на материальные затраты и на оплату
труда.
    Возложить ответственность  за  правильность  определения  в сметах
затрат на оплату труда на руководителей предприятий и объединений.
    Банкам СССР  ввести  строгий  контроль  за правильностью выделения
средств на оплату труда, предусматриваемых в сметах.
    7. Установить,  что  заказчик  наряду с научной,  конструкторской,
технологической и проектной организацией-исполнителем несет полную от-
ветственность за обоснованность уровня договорных цен на научно-техни-
ческую продукцию, опытно-конструкторские разработки и проектно-сметную
документацию, контролирует при заключении договора и приемке выполнен-
ных работ соответствие расходов экономическому эффекту от их  примене-
ния.  В этих целях предусматривать в договоре взаимную ответственность
сторон за достижение экономического эффекта,  а по  проектно-конструк-
торским  работам - также за достижение параметров и технического уров-
ня, принятых при расчете лимитных цен.


           В области установления розничных цен на товары и
                          тарифов на услуги

    8. В целях наведения порядка в ценах  на  новые  товары  народного
потребления  повысить требовательность к качеству изделий,  на которые
устанавливаются временные и договорные цены (с индексами "Н"  и  "Д"),
исключив  возможность использования этого канала для повышения цен пу-
тем формальной замены артикулов и наименований  изделий.  Исходить  из
того,  что  такая продукция должна иметь четко выраженные признаки но-
визны,  соответствовать требованиям моды и отличаться высоким  качест-
вом.
    При выявлении фактов необоснованного установления временных и  до-
говорных цен,  поставки по этим ценам некачественных или изготовленных
с отступлением от утвержденных образцов-эталонов товаров  снижать  или
отменять  указанные цены и применять санкции,  предусмотренные Законом
СССР о государственном предприятии (объединении) за нарушение  дисцип-
лины цен.
    Персональную ответственность за обоснованность  установления  вре-
менных и договорных цен несут руководители предприятий, объединений, а
также торгующих организаций.
    Отменить неоправданную множественность маркировки товаров, цены на
которые устанавливаются предприятиями по  договоренности  с  торговыми
организациями (индексы "ОМ", "ВК", "МОЛ" и другие).
    Установить, что временные надбавки к ценам на  товары  улучшенного
качества с индексом "Н" (кроме изделий детского ассортимента,  а также
включаемых в государственный заказ изделий для лиц старшего возраста),
производимые  предприятиями системы Министерства легкой промышленности
СССР,  Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышлен-
ности СССР и Министерства лесной промышленности СССР, утверждаются из-
готовителями,  а на продукцию,  производимую предприятиями других  ми-
нистерств, - органами ценообразования в размере не выше 15 процентов к
постоянной розничной цене на срок до одного года (по мебели - до  двух
лет)  на основании решений художественно-технических советов предприя-
тий при обязательном согласии представителей органов торговли.
    В связи  с  этим  признать  утратившим силу абзац первый пункта 20
постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 апреля 1986 г.  Nо
489  и пункт 19 постановления Совета Министров СССР от 12 октября 1986
г.  Nо 1199 в части предоставления  права  предприятиям  устанавливать
временные  розничные  цены на новые товары улучшенного качества с над-
бавками свыше 15 процентов.
    Широко привлекать   к   работе  художественно-технических  советов
предприятий и отраслей для оценки качества и новизны товаров,  а также
определения уровня цен и надбавок представителей профсоюзных организа-
ций, обществ и клубов потребителей.
    В случае,  если товары, реализуемые по временным ценам, по истече-
нии года продолжают пользоваться повышенным спросом, решение о продле-
нии  срока  действия  этих цен еще на один год принимают предприятия с
согласия торговых организаций.  При возникновении разногласий  оконча-
тельное решение принимается местным органом ценообразования.
    9. Договорные цены (с индексом "Д") устанавливаются на новые  мод-
ные  товары  предприятиями-изготовителями по согласованию с торгующими
предприятиями и организациями.
    На товары детского ассортимента,  а также на изделия для лиц стар-
шего возраста по перечню,  предусмотренному в государственном  заказе,
договорные и временные цены не устанавливаются. Цены на первые опытные
партии указанных товаров устанавливаются с сохранением дотации из бюд-
жета в размерах,  не ниже предусмотренных в ценах на аналогичные изде-
лия. Размеры первых опытных партий этих товаров определяются предприя-
тиями-изготовителями по согласованию с торгующими организациями, но не
выше предельных размеров,  утверждаемых Государственным комитетом СССР
по ценам, Министерством торговли СССР и ВЦСПС.
    10. В целях  повышения  ответственности  торговых  организаций  за
обоснованность уровня договорных цен на товары в соответствии с их ка-
чеством и спросом населения относить потери от снижения цен на товары,
реализуемые  по  договорным  ценам,  при уменьшении спроса на них пол-
ностью на фонд уценки торговли. Увеличивать размеры установленных тор-
говых скидок по этим товарам на 25 процентов.
    11. Исполкомам местных Советов народных депутатов активнее исполь-
зовать в интересах покупателей возможности и инициативу обществ и клу-
бов потребителей,  привлекать их  к  рассмотрению  вопросов  улучшения
обеспечения населения товарами и услугами, работы кооперативов, совер-
шенствования организации торговли,  усиления  контроля  за  качеством,
ассортиментом, ценами и тарифами реализуемых товаров и услуг.
    12. Министерству торговли СССР,  Государственному комитету СССР по
стандартам, Государственному комитету СССР по ценам, Советам Министров
союзных и автономных республик,  исполкомам местных  Советов  народных
депутатов  и  заинтересованным министерствам и ведомствам организовать
регулярное рассмотрение образцов товаров народного потребления, реали-
зуемых  по  временным  и договорным ценам,  имея в виду проверку соот-
ветствия установленных на них цен качеству,  новизне,  потребительским
свойствам изделий и спросу населения.
    Обеспечить широкое участие в этой работе обществ и клубов потреби-
телей, профсоюзных и других общественных организаций.
    13. Советам Министров союзных и автономных  республик,  исполкомам
местных  Советов народных депутатов,  Госагропрому СССР,  Министерству
хлебопродуктов СССР,  Центросоюзу и Государственному комитету СССР  по
стандартам  усилить  контроль  за качеством продовольственных товаров,
рассматривая повышение качества как важнейший резерв обеспечения насе-
ления продовольствием,  а также за правильностью установления и приме-
нения цен. Привлекать к строгой ответственности руководителей предпри-
ятий, допускающих нарушение технологии и рецептуры выпускаемых продук-
тов питания, а также завышающих розничные цены на них.
    Рекомендовать трудовым  коллективам разработать и осуществить меры
по повышению в кратчайшие сроки качества выпускаемых продовольственных
товаров,  обратив  особое внимание на качество хлеба и хлебопродуктов,
мясных и молочных изделий. Исполкомам местных Советов народных депута-
тов  установить контроль за разработкой и своевременным осуществлением
указанных мер.
    14. Советам  Министров союзных и автономных республик,  исполкомам
местных Советов народных депутатов,  Госагропрому СССР,  Центросоюзу и
их  органам  на местах принять все необходимые меры для предотвращения
произвольного повышения цен на картофель и плодоовощную продукцию,  не
допуская  за  счет  этого  покрытия убытков и потерь от бесхозяйствен-
ности, проводить более гибкую политику цен на сезонную продукцию.
    Госагропрому СССР  совместно  с заинтересованными министерствами и
ведомствами завершить в 1989 году разработку проектов  государственных
стандартов на плодоовощную продукцию, реализуемую в розничной торговой
сети,  предусмотрев в них дифференциацию требований к качеству по  то-
варным  сортам,  и представить в Государственный комитет СССР по стан-
дартам для утверждения.
    Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам мест-
ных Советов народных депутатов устанавливать  в  случае  необходимости
дифференцированные  по  сезонам предельные цены на картофель и плодоо-
вощную продукцию, реализуемые во всей государственной розничной торго-
вой сети независимо от ведомственной подчиненности.
    15. Обратить  внимание  Советов  Министров  союзных  и  автономных
республик, исполкомов местных Советов народных депутатов на недопусти-
мость завышения цен и тарифов на бытовые,  коммунальные и другие плат-
ные услуги, оказываемые населению, и получения за счет этого незарабо-
танных доходов.
    Рассматривать как основное направление повышения эффективности ра-
боты предприятий сферы услуг широкое внедрение арендного коллективного
и  других  видов подряда,  новых форм обслуживания населения,  а также
всемерное повышение качества оказываемых услуг.
    Усилить контроль  за правильностью установления и применения цен и
тарифов на бытовые,  коммунальные,  медицинские, транспортные и другие
платные услуги,  имеющие большую социальную значимость, и повысить от-
ветственность руководителей предприятий сферы услуг за строгое  соблю-
дение государственной дисциплины цен.
    Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам мест-
ных Советов народных депутатов провести в 1989-1990 годах переаттеста-
цию предприятий бытового обслуживания населения  и  коммунального  хо-
зяйства,  имея в виду повысить требования к качеству оказываемых услуг
и обеспечить их соответствие уровню тарифов.
    Установить, что  цены  и тарифы на услуги не должны повышаться при
переводе предприятий, коллективов и бригад бытового обслуживания, ком-
мунального  хозяйства  и  других отраслей сферы услуг на новые условия
хозяйствования, формы организации и стимулирования труда.


         В области ценообразования на продукцию кооперативов

    16. Придавая  важное значение развитию кооперативного движения для
более полного удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства
и населения в товарах и услугах,  Советам Министров союзных и автоном-
ных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов:
    активизировать работу по развитию кооперативных форм деятельности.
Особое внимание уделять созданию кооперативов,  занятых производством,
переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции,  изготовле-
нием товаров народного потребления,  прежде всего из вторичных и мест-
ных ресурсов, оказанием строительных, ремонтных работ и бытовых услуг;
    последовательно проводить линию на создание организационных и эко-
номических  условий  для  приближения уровня кооперативных цен к госу-
дарственным на основе  равноправной  состязательности  кооперативов  с
государственным сектором и между собой;
    обеспечить приоритет  в  материально-техническом  снабжении,  пре-
доставлении  кредита,  налоговых  и других льгот для тех кооперативов,
которые реализуют свою продукцию и услуги по ценам и расценкам не выше
государственных.
    17. В целях создания благоприятных условий кооперативам для увели-
чения выпуска и повышения качества продукции,  роста объемов оказывае-
мых услуг,  снижения затрат и цен (тарифов),  уменьшения наличного де-
нежного  оборота  при закупке сырья и материалов расширить возможности
кооперативов в приобретении материальных ресурсов.
    Установить, что:
    кооперативы, принявшие на себя исполнение государственных заказов,
обеспечиваются  материальными  ресурсами,  распределяемыми по лимитам,
предприятиями, организациями и органами управления - заказчиками.
    В таком  же  порядке  (заказчиками)  обеспечиваются  материальными
ресурсами,  распределяемым по лимитам,  кооперативы, производящие про-
дукцию и оказывающие услуги по договорам с предприятиями, организация-
ми, учреждениями;
    кооперативы, выпускающие  продукцию  не по государственному заказу
или договорам с предприятиями, организациями, учреждениями, приобрета-
ют  материальные  ресурсы (за исключением централизованно распределяе-
мых) в порядке оптовой торговли  у  территориальных  органов  Госснаба
СССР, организаций материально-технического снабжения Госагропрома СССР
и других министерств и ведомств или по прямым договорам непосредствен-
но у предприятия, а также на оптовых ярмарках и аукционах.
    Возложить на  коммерческие  центры  Госснаба  СССР  информационное
обслуживание  кооперативов  по вопросам организации материально-техни-
ческого обеспечения их производственно-хозяйственной деятельности.
    Госснабу СССР,  Госагропрому  СССР  и  другим  министерствам и ве-
домствам СССР и Советам Министров союзных республик организовывать на-
чиная  с  1989  года  систематическое проведение специальных ярмарок и
аукционов по оптовой  продаже  кооперативам  продукции  производствен-
но-технического назначения;
    непродовольственные товары достаточного  ассортимента  отпускаются
производственным  кооперативам  по  безналичному расчету с оптовых баз
государственной и кооперативной торговли,  а также  через  организации
материально-технического снабжения министерств и ведомств и их специа-
лизированные мелкооптовые магазины;
    продовольственные товары достаточного ассортимента отпускаются ко-
оперативам общественного питания и по выработке кондитерских и  хлебо-
булочных  изделий по безналичному расчету через мелкооптовую сеть роз-
ничной торговли (базы, склады) и магазины, осуществляющие продажу этих
товаров в порядке мелкого опта.
    Перечень продовольственных и непродовольственных товаров,  не под-
лежащих  продаже  кооперативам  в  розничной  и оптовой торговой сети,
устанавливается исполкомами местных Советов народных депутатов.
    Госснабу СССР,  Госагропрому  СССР,  Министерству  торговли  СССР,
Центросоюзу,  министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союз-
ных республик принять меры к расширению сети оптовых баз и специализи-
рованных магазинов,  осуществляющих снабжение кооперативов товарами по
их заявкам в порядке мелкого опта.
    18. Предприятиям,  организациям и учреждениям, при которых органи-
зованы кооперативы, производящие продукцию производственно-техническо-
го назначения (услуги), создавать кооперативам необходимые организаци-
онные и экономические условия с тем,  чтобы производимая ими продукция
(услуги) реализовывалась по государственным ценам.
    При регистрации уставов кооперативов и заключении с ними договоров
предусматривать обеспечение их материальными ресурсами и сбыт произве-
денной  ими продукции на условиях и по ценам,  установленным для госу-
дарственных предприятий, организаций и учреждений. Аналогичный порядок
материально-технического  снабжения  и применения цен использовать при
организации кооперативов в цехах предприятий для работы  во  вторую  и
третью смену, а также на оборудовании, передаваемом им в аренду.
    19. Советам Министров союзных и автономных  республик,  исполкомам
местных  Советов народных депутатов,  строительным министерствам,  ве-
домствам и организациям изыскивать возможности для обеспечения  строи-
тельных и ремонтно-строительных кооперативов основными конструкционны-
ми материалами и деталями по ценам и расценкам,  действующим для госу-
дарственных  строительных  предприятий и организаций,  с оплатой соот-
ветственно  выполненных  этими  кооперативами  работ  также  по  госу-
дарственным расценкам, тарифам и расценкам.
    Исполкомам местных Советов народных депутатов,  Министерству  тор-
говли  СССР  и  Центросоюзу,  местным органам Госснаба СССР решительно
пресекать любые попытки скупки кооперативами и нарушение установленно-
го  порядка лесных и других строительных материалов в розничной торго-
вой сети.
    20. Советам  Министров союзных и автономных республик,  исполкомам
местных Советов народных депутатов рассматривать создание кооперативов
в  сфере  общественного  питания как средство улучшения удовлетворения
потребностей и повышения качества обслуживания населения.  Особое вни-
мание   уделять   организации  кооперативов  общественного  питания  с
собственной сырьевой базой (откормом скота, выращиванием овощей и про-
изводством другой продукции). Предоставлять в первую очередь таким ко-
оперативам неиспользуемые помещения и оказывать  помощь  в  их  обуст-
ройстве.
    Признать неправильной практику передачи  кооперативам  действующих
предприятий  общественного  питания.  Запретить органам управления об-
щественным питанием передавать кооперативам столовые на  предприятиях,
в  учебных  заведениях,  в строительных и других организациях без сог-
ласия обслуживаемых ими трудовых коллективов.  Вести линию не на пере-
дачу нерентабельных предприятий общественного питания кооперативам,  а
на широкое применение аренды, подряда, в том числе семейного, позволя-
ющих  при применении государственных цен существенно улучшить качество
общественного  питания,  повысить  уровень  рентабельности  и  создать
действенную конкуренцию в этой сфере.
    Поручить исполкомам местных Советов народных депутатов  устанавли-
вать  предельные наценки на продукцию кооперативов общественного пита-
ния с учетом уровня обслуживания  применительно  к  размерам  наценок,
действующим  в государственных предприятиях соответствующих категорий,
но не выше установленных для ресторанов высшей категории.
    При реализации  кооперативами  продовольственных и других товаров,
выделенных из государственных рыночных фондов или  закупленных  ими  в
розничной торговой сети,  без последующей кулинарной и технологической
обработки руководствоваться предельными размерами наценок к ценам при-
обретения,  устанавливаемыми  Государственным комитетом СССР по ценам.
Пресекать спекулятивные тенденции в деятельности отдельных  кооперати-
вов, вызывающие справедливые нарекания населения.
    При выработке кооперативами хлебобулочных изделий,  входящих в но-
менклатуру  продукции массового производства предприятий хлебопекарной
промышленности,  цены на них не должны превышать уровень государствен-
ных розничных цен.
    Контроль за качеством выпускаемой продукции  и  санитарно-гигиени-
ческим состоянием кооперативов общественного питания,  кооперативов по
выработке кондитерских, хлебобулочных и других продовольственных това-
ров  возложить на государственные инспекции по качеству товаров и тор-
говле министерств торговли союзных республик и органы санитарно-эпиде-
миологической  службы  на местах с осуществлением этого контроля в по-
рядке,  действующем для государственных предприятий. Привлекать к этой
работе  общественных  контролеров и членов обществ и клубов потребите-
лей.  Прекращать в установленном порядке деятельность  кооперативов  в
случаях  нарушения санитарных норм и правил приготовления,  хранения и
реализации пищевых продуктов.
    21. Придавая  важное значение удовлетворению растущих потребностей
населения в непродовольственных товарах, рекомендовать государственным
объединениям и предприятиям, а также снабженческо-сбытовым организаци-
ям при заключении договоров с кооперативами  предусматривать  поставку
им сырья, материалов, полуфабрикатов и оказание услуг по государствен-
ным оптовым ценам без повышающих коэффициентов и передачу  изготовлен-
ных  из них кооперативами товаров народного потребления также по госу-
дарственным оптовым ценам.
    Установить, что в случаях, когда сырье и материалы государственны-
ми объединениями, предприятиями и организациями отпускаются кооперати-
вам  по  оптовым  ценам  без повышающих коэффициентов и договором пре-
дусматривается реализация кооперативами изготовленных из  этого  сырья
товаров непосредственно через торговую сеть по государственным рознич-
ных ценам (а в случаях,  когда разрешено государственным предприятиям,
- по договорным ценам),  то в договоре предприятия с кооперативом ого-
варивается,  что кооператив передает предприятию сумму, равную размеру
налога  с оборота,  установленному на такие товары для государственных
предприятий.
    Широко использовать  указанные и другие гибкие формы взаимоотноше-
ний с кооперативами для доработки серийной продукции в целях  разнооб-
разия  ее качественных и художественных характеристик в соответствии с
требованиями моды и спроса.
    22. Исполкомам  местных Советов народных депутатов создавать необ-
ходимые условия для ускоренного развития специализированной сети  коо-
перативных  магазинов по продаже непродовольственных товаров народного
потребления, изготовленных кооперативами и лицами, занимающимися инди-
видуальной трудовой деятельностью, постепенно сосредоточить в них реа-
лизацию основной массы такой продукции.
    23. Исполкомам  местных  Советов  народных депутатов в целях более
полного удовлетворения потребностей населения в услугах расширять сеть
кооперативов, прежде всего при государственных предприятиях, оказываю-
щих различные виды услуг,  имея в виду использование кооперативами ма-
териально-технической  базы этих предприятий,  обеспечение их сырьем и
материалами по централизованно установленным ценам при соблюдении коо-
перативами действующих цен и тарифов на оказываемые услуги.
    На государственных предприятиях,  оказывающих услуги, в максималь-
ной  степени вводить новые формы организации труда (коллективный и се-
мейный подряды), способствующие снижению цен на услуги. Создавать кон-
куренцию между государственными и кооперативными предприятиями.
    24. В целях объективного контроля за мерой труда и мерой потребле-
ния установить, что представление кооперативами декларации о доходах -
основного финансового документа,  определяющего взаимоотношения коопе-
ратива с финансовыми и банковскими органами, производится ежекварталь-
но.
    Установить, что декларация является основным документом, фиксирую-
щим величину доходов кооперативов,  личных доходов его членов, а также
граждан,  работающих в нем по трудовому договору, для определения раз-
меров обложения налогами,  взимания  других  обязательных  платежей  и
установления сроков их уплаты.
    Министерству финансов СССР установить единую  форму  декларации  о
доходах для различных видов кооперативов.
    За несвоевременное представление декларации,  искажение или указа-
ние  в  ней  заведомо ложных данных кооперативы несут ответственность,
установленную Законом СССР "О кооперации в СССР",  за сокрытие или за-
нижение доходов, подлежащих налогообложению.
    Признать необходимым ввести  повышенную  материальную  ответствен-
ность  председателя  и  других членов правления кооператива за укрыва-
тельство  доходов  и  уклонение  от  налогообложения,  несвоевременное
представление  декларации  и  уплату налога,  нарушение правил ведения
бухгалтерского учета и отчетности.  Министерству финансов СССР  и  Ми-
нистерству  юстиции  СССР  внести необходимые предложения по уточнению
действующего законодательства Союза ССР по данному вопросу.
    Министерству финансов  СССР  и  Государственному  комитету СССР по
статистике в 2-месячный срок разработать порядок ведения учета  и  от-
четности о деятельности кооперативов.  Считать необходимым, чтобы учет
и отчетность были доступны и максимально упрощены.
    Возложить на  Государственный  комитет  СССР  по  статистике и Ми-
нистерство финансов СССР обеспечение кооперативов необходимыми бланка-
ми форм учета и отчетности.
    Исполкомам местных Советов народных депутатов,  руководителям объ-
единений и предприятий,  при которых созданы кооперативы, оказывать им
помощь в обеспечении нормативными документами при организации финансо-
во-хозяйственной деятельности.


                В области усиления контроля за ценами

    25. Признать необходимым существенно улучшить работу  по  контролю
за  соблюдением  государственной  дисциплины цен в народном хозяйстве,
создав в этих целях единую общегосударственную систему контроля за це-
нами, включающую государственные, кооперативные и общественные органы.
    Считать основными  задачами  единой  общегосударственной   системы
контроля за ценами:
    укрепление государственной дисциплины цен в народном  хозяйстве  и
содействие тем самым проведению в жизнь политики цен;
    активное противодействие любым попыткам ведомственного  и  местни-
ческого  подхода  в  установлении и применении цен на всех уровнях хо-
зяйственного управления и перекрытие каналов необоснованного повышения
цен,  обмана потребителей и получения доходов,  не соответствующих ре-
альному вкладу в конечные результаты хозяйственной деятельности;
    обеспечение неотвратимости  применения предусмотренных действующим
законодательством экономических санкций за  нарушения  государственной
дисциплины цен.
    Возложить на Государственный комитет СССР по ценам ответственность
за  организацию контроля за соблюдением государственной дисциплины цен
в стране и координацию  этой  деятельности,  осуществляемой  республи-
канскими  и  местными  органами ценообразования,  министерствами и ве-
домствами.
    Обеспечить проведение  работы по контролю за ценами в тесном взаи-
модействии с Советами  Министров  союзных  и  автономных  республик  и
исполкомами  местных  Советов  народных депутатов,  органами народного
контроля,  статистики,  финансовыми и банковскими органами  с  широким
привлечением профсоюзных организаций, обществ и клубов потребителей.
    Государственному комитету СССР по  ценам  разработать  с  участием
Госплана  СССР,  Министерства финансов СССР и ВЦСПС проект Положения о
контроле за соблюдением государственной дисциплины цен в народном  хо-
зяйстве  СССР и в 2-месячный срок представить его на утверждение в Со-
вет Министров СССР.
    26. Обязать  Государственный комитет СССР по ценам и его органы на
местах,  Советы Министров союзных республик усилить контроль за соблю-
дением розничных цен на товары и тарифов на услуги населению, улучшить
организационное и методическое руководство деятельностью  общественных
комиссий и соблюдению правил торговли, обеспечить повышение квалифика-
ции представителей общественности,  осуществляющих проверки. Принимать
меры  к  устранению нарушений и недостатков,  выявленных общественными
контролерами, обществами и клубами потребителей. При проведении прове-
рок  соблюдения  дисциплины цен на предприятиях привлекать к участию в
них комиссии, группы и посты рабочего и народного контроля, обществен-
ные бюро экономического анализа этих предприятий.
    27. Установить,  что  изъятие  у  государственных  и  общественных
предприятий, объединений и организаций прибыли, полученной за счет на-
рушения дисциплины цен, а также взимание штрафов в доход соответствую-
щего  бюджета  производится  финансовыми органами на основании решений
главных управлений (управлений),  государственных инспекций (секторов)
контроля  цен органов ценообразования,  а также министерств и ведомств
по результатам ведомственных проверок.  При этом при изъятии в  бюджет
по  решениям государственных инспекций (секторов) контроля цен местных
органов ценообразования необоснованно полученной прибыли у предприятий
республиканского  и  союзного  подчинения 25 процентов изымаемой суммы
направляется в доход местного бюджета.
    При выявлении  нарушений  цен  в кооперативах незаконно полученный
доход вносится ими в местный бюджет. В случае, если кооператив отказы-
вается от уплаты незаконно полученных сумм, их изъятие производится по
решению суда или арбитража.  При систематическом нарушении цен прекра-
щать в установленном порядке деятельность кооперативов.
    28. Министерствам и ведомствам СССР укрепить подразделения,  зани-
мающиеся ценообразованием как в центральном аппарате,  так и на подве-
домственных  предприятиях,  квалифицированными   кадрами,   обеспечить
постоянный  контроль  за правильностью установления и применения цен и
тарифов.
    Создавать на предприятиях, в объединениях и организациях обстанов-
ку нетерпимости к фактам нарушения государственной  дисциплины  цен  и
получения за счет этого прибылей (доходов), не связанных с их реальным
вкладом в конечные результаты хозяйственно-финансовой деятельности.
    29. Считать  целесообразным осуществить комплекс мер по укреплению
аппарата контроля за ценами органов  ценообразования  в  центре  и  на
местах:
    образовать в государственных комитетах автономных республик по це-
нам,  отделах  цен (главных производственно-экономических управлениях)
исполкомов краевых,  областных и городских  (городов  республиканского
подчинения) Советов народных депутатов государственные инспекции цен;
    ввести в городских, районных и районных в городах исполкомах Сове-
тов  народных  депутатов  с численностью населения в городах и районах
свыше 50 тыс. человек должности инспекторов по контролю за ценами.
    30. В  целях  обеспечения  систематического анализа движения цен и
тарифов, изучения их влияния на развитие народного хозяйства и уровень
жизни населения,  оперативного выявления и предотвращения необоснован-
ного роста цен и тарифов на товары и услуги Государственному  комитету
СССР по статистике по согласованию с Государственным комитетом СССР по
ценам, наблюдения и повысить достоверность данных об уровне и динамике
цен  в  стране  на основе совершенствования методологии статистических
исследований.
    Осуществить разработку  начиная  с  1989  года следующей статисти-
ческой информации:
    об уровне  и  динамике  оптовых  цен и тарифов на продукцию произ-
водственно-технического назначения,  розничных цен на товары народного
потребления, цен и тарифов на платные услуги населению;
    индексы розничных цен и тарифов на товары и услуги для населения в
целом и по важнейшим видам и группам продукции и услуг, отражающие ре-
альную динамику цен,  а также по товарам, выпускаемым кооперативами, и
оказываемыми ими услугам и цен колхозного рынка;
    об уровне жизни населения с учетом динамики розничных цен и  тари-
фов на товары и услуги, а также о покупательской способности рубля;
    индексы оптовых цен и тарифов на продукцию и услуги производствен-
но-технического назначения,  учитывающие изменение их качества, потре-
бительских свойств и эффективности.
    Регулярно информировать государственные органы,  предприятия, объ-
единения и организации,  а также население о реальной динамике  цен  и
тарифов на продукцию и услуги.