ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ. Приказ. Министерство автомобильного транспорта РСФСР. 26.04.90 49

                          26 апреля 1990 г.
                                 N 49
     
                                 (Д)


     В целях  дальнейшего  совершенствования  работы  по  профилактике
аварийности    и    повышения    качества   служебного   расследования
обстоятельств и причин дорожно-транспортных происшествий приказываю:
     1. Утвердить   прилагаемое   Положение   о   порядке   проведения
служебного расследования дорожно-транспортных происшествий.
     2. Руководителям   главных   управлений  и  отделов  центрального
аппарата Министерства,  территориальных  производственных  объединений
автомобильного   транспорта,  автотранспортных  предприятий  и  других
организаций,  непосредственно  подчиненных  Министерству,   обеспечить
изучение и неукоснительное исполнение указанного Положения.
     3. Считать  утратившими  силу  Положение  о  порядке   служебного
расследования    и   разбора   дорожно-транспортных   происшествий   и
Методические указания по служебному расследованию дорожно-транспортных
происшествий,  утвержденные приказом Министерства от 05.08.75 N 13 "Об
утверждении   Инструкции   по   предупреждению    дорожно-транспортных
происшествий".

Министр                                        Ю.С. Сухин


                                                             УТВЕРЖДАЮ
Министр автомобильного
транспорта РСФСР                               Ю.С. Сухин
26 апреля 1990 года

                              ПОЛОЖЕНИЕ
            о порядке проведения служебного расследования
                  дорожно-транспортных происшествий

                          1. Общие положения

     1.1. Настоящее  Положение  определяет  единый порядок оповещения,
проведения служебного  расследования  и  разбора  дорожно-транспортных
происшествий  в организациях и учреждениях Министерства автомобильного
транспорта РСФСР.
     1.2. Целью   служебного   расследования   является   установление
обстоятельств,  условий и  причин  возникновения  дорожно-транспортных
происшествий,   выявление   нарушений  установленных  норм  и  правил,
регламентирующих безопасность дорожного движения,  а также  разработка
мероприятий по устранению причин происшествий.
     1.3. При служебном расследовании,  в пределах  компетенции  лица,
его проводящего, должны быть выявлены:
     - обстоятельства, предшествующие происшествию;
     - причины происшествия;
     - влияние   дорожных   и   других   факторов   на   возникновение
дорожно-транспортного происшествия;
     - последствия происшествия;
     - лица,    деятельность    которых   связана   с   возникновением
происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);
     - недостатки     в     работе    автотранспортного    предприятия
(организации),   способствующих   возникновению   дорожно-транспортных
происшествий.
     1.4. Служебное расследование проводится:
     - руководителем  автотранспортного предприятия (организации) всех
дорожно-транспортных   происшествий   с   транспортом,   принадлежащим
предприятию, в срок до 5 суток;
     - руководителем территориального производственного объединения  -
дорожно-транспортных  происшествий,  при  которых  погибло  3  и более
человек и пострадало 5 и более человек, в срок до 7 суток;
     - руководителем  Министерства,  а  также начальниками:  Отдела по
безопасности   движения,   главных   управлений    по    транспортному
обслуживанию  населения  и(или)  транспортному  обслуживанию народного
хозяйства (в зависимости от транспорта,  участвующего в происшествии),
Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей
(в  случае  технической  неисправности   транспортного   средства)   -
дорожно-транспортных  происшествий  с  гибелью  7  человек и более или
пострадавшими 15 человек и более в срок до 10 суток.
     1.5. Служебное     расследование    должно    производиться    во
взаимодействии с органами дознания,  следствия и организации, несущими
ответственность  за состояние автомобильной (железной) дороги,  речных
переправ и других сооружений, а в случае ранения или гибели работников
предприятия  автомобильного  транспорта - с привлечением представителя
профсоюзного комитета данного предприятия.
     1.6. Выводы  служебного  расследования  в  отношении   виновности
водителя носят предварительный характер.
     Материалы служебного  расследования   могут   быть   использованы
автотранспортными   предприятиями   (организациями),  территориальными
производственными  объединениями  при  защите  интересов  водителя   в
следственном и судебном разбирательстве.

            2. Передача информации о дорожно-транспортном
         происшествии и действия работников автотранспортного
    предприятия (организации), территориального производственного
       объединения, министерства при получении этой информации

     2.1. Водители   предприятий  Министерства,  в  случае  участия  в
дорожно-транспортном происшествии, обязаны без промедления сообщать об
этом в ГАИ и дежурному работнику автотранспортного предприятия.
     2.2. При   невозможности   сообщения    о    дорожно-транспортном
происшествии в свое предприятие,  водитель сообщает о нем руководителю
ближайшего    транспортного    предприятия    или     территориального
производственного  объединения  Минавтотранса  РСФСР,  который  обязан
оказать необходимую помощь пострадавшим,  обеспечить  охрану  груза  и
принять    меры   к   немедленной   передаче   информации   по   факту
дорожно-транспортного происшествия в Отдел  по  безопасности  движения
Министерства по месту дислокации транспорта.
     2.3. Информация о дорожно-транспортном происшествии в предприятие
поступает от ГАИ, дорожно-эксплуатационных и других организаций и лиц.
При получении информации о  дорожно-транспортном  происшествии  не  от
ГАИ, последняя немедленно ставится об этом в известность.
     2.4. Дежурный или иной работник предприятия, получив информацию о
дорожно-транспортном происшествии,  докладывает об  этом  руководителю
или его заместителю.
     2.5. Руководитель   предприятия,   установив,   что  последствием
происшествия явились телесные повреждения или гибель людей, немедленно
докладывает об этом руководителю вышестоящей организации,  ГАИ,  а при
травмах или гибели работников предприятия автомобильного транспорта  -
также  и  техническому  инспектору  труда ЦК профсоюза и в Центральный
комитет профсоюза.
     При отсутствии    в    автономной   республике,   крае,   области
технического   инспектора   труда    ЦК    профсоюза    сообщение    о
дорожно-транспортном  происшествии  направляется  в отдел охраны труда
Совета профсоюзов.
     2.6. Руководитель  территориального производственного объединения
после получения и уточнения сведений о ДТП,  в котором пострадал  хотя
бы  один  человек  (независимо  от  виновности  в  ДТП),  передает  по
телетайпу  сведения  о  нем   в   Отдел   по   безопасности   движения
Минавтотранса РСФСР в течение 12 часов.
     Если в происшествии пострадало 5 и  более  человек,  руководитель
территориального производственного объединения передает сведения о нем
немедленно по телефону в Отдел по  безопасности  движения,  в  главные
управления    по    транспортному    обслуживанию   населения   и(или)
транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от  типа
транспортного   средства,   участвовавшего  в  происшествии),  краевой
(областной) комитет профсоюза,  а в случае  технической  неисправности
транспортного  средства  -  также  в  Главное  управление технического
перевооружения и межотраслевых связей.
     В нерабочее  время информация передается ответственному дежурному
по   Министерству   по   телефону.   После   уточнения   обстоятельств
происшествия информация подтверждается по телетайпу.
     Отдел по   безопасности    движения    Министерства    немедленно
информирует о происшествии Отдел охраны труда ЦК профсоюза.
     2.7. Телетайпное сообщение должно содержать ответы  на  следующие
вопросы:
     дата, время, место и вид происшествия;
     модели, номерные  знаки  и  принадлежность  транспортных средств,
участвовавших в происшествии;
     вид перевозок  (при  пассажирских  перевозках  указать количество
перевозимых пассажиров в автобусе);
     обстоятельства и     предварительно     установленные     причины
происшествия;
     последствия происшествия;
     фамилия водителя(ей), его возраст, общий водительский стаж работы
в АТП и на данном типе транспортного средства,  состояние здоровья, на
каком часу работы произошло происшествие;
     дорожные условия  на  месте  совершения  ДТП:  ширина и состояние
проезжей части, профиль дороги, состояние видимости, погодные условия,
обустроенность дороги;
     сведения о техническом состоянии транспортного(ых) средства;
     фамилия и  должность руководителя(ей) объединения,  выехавшего на
место совершения ДТП.
     2.8. Начальник   автотранспортного   предприятия   (организации),
территориального производственного объединения, Отдела по безопасности
движения,   Главного   управления   технического   перевооружения    и
межотраслевых   связей,   получив   сообщение  о  дорожно-транспортном
происшествии,   по   которому   ими   должно   проводиться   служебное
расследование  (см.  п.1.4),  немедленно  выезжают на место совершения
происшествия,  а также оказывают необходимое содействие в прибытии  на
место   происшествия   представителей   следственных  органов  и  лиц,
участвующих в расследовании.
     2.9. Руководитель         министерства,          территориального
производственного    объединения,    организации,    автотранспортного
предприятия,  который  проводит   служебное   расследование,   создает
комиссию,  привлекая  к  работе  в  ней  необходимых должностных лиц и
специалистов.
     2.10. Оценка   влияния  дорожных  факторов  (ширина  и  состояние
проезжей части,  профиль дороги,  состояние видимости,  обустроенность
дороги  и  т.д.)  при  расследовании дорожно-транспортных происшествий
должна производиться представителями  автотранспортных  организаций  с
участием представителей дорожных организаций и органов ГАИ.
     2.11. Руководитель службы безопасности движения  территориального
объединения  при  поступлении к нему информации о дорожно-транспортном
происшествии с участием транспорта Министерства  и  не  принадлежащего
объединению  обязан  сообщить об этом в Отдел по безопасности движения
Министерства  и  по   месту   дислокаций   транспорта,   до   прибытия
представителя  владельца  транспортного  средства  принимает участие в
расследовании происшествия.

         3. Действия работников автотранспортного предприятия
          (организации), территориального производственного
        объединения, министерства при служебном расследовании
                  дорожно-транспортного происшествия

     3.1. Должностные  лица,  прибывшие  на  место происшествия раньше
работников ГАИ,  должны принять меры к оказанию  помощи  пострадавшим,
доставке  их  в  ближайшее  медицинское  учреждение,  к  охране  места
происшествия,  транспортного  средства  и  груза,   принять   меры   к
предотвращению "вторичных    происшествий"   и   выявлению   очевидцев
происшествия.
     3.2. Должностные  лица,  производящие служебное расследование,  с
разрешения работников органов дознания или следствия должны:
     - осмотреть   место   происшествия  и  поврежденные  транспортные
средства;
     - уточнить  необходимые  данные  у  водителей  и других очевидцев
происшествия,  объяснения которых могут иметь значение  для  выяснения
обстоятельств происшествия.
     Установить:
     - дату и точное время (местное) происшествия;
     - место происшествия;
     в городе - улица, район;
     на дороге - категорию дороги  и  в  случаях,  когда  происшествие
связано с неудовлетворительными дорожными условиями - принадлежность и
наименование организации, эксплуатирующей дорогу;
     - модель и номерной знак транспортного средства;
     - число погибших и раненых (в  том  числе  водителей,  пешеходов,
пассажиров);
     - техническое состояние транспортного средства;
     - характер   и   степень  повреждения  транспортного  средства  и
перевозимого груза;
     - кто управлял транспортным средством:  фамилия,  имя,  отчество,
класс,  год присвоения квалификации,  стаж работы (общий  водительский
стаж,  стаж  работы  в данном автотранспортном предприятии,  на данном
транспортном  средстве,  по  возможности  те  же  сведения  о   других
водителях-участниках происшествия);
     - состояние  водителя:  здоров,   трезв,   утомлен   (только   по
заключению врача);
     - на каком часу работы водителя произошло происшествие;
     - цель поездки;
     - вид   перевозок:   международные,   междугородные,   городские,
пригородные;
     - по назначению ли использовалось транспортное средство,  нет  ли
отклонений от маршрута;
     - вид дорожно-транспортного происшествия;
     - погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.);
     - освещенность: темное, светлое время суток, сумерки;
     - дорожные  условия  (вид  покрытия,  состояние  проезжей  части,
подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов);
     - ознакомиться  с протоколом осмотра места происшествия,  осмотра
транспорта и схемой дорожно-транспортного происшествия и снять  с  них
копии;
     - зафиксировать (при необходимости  сфотографировать)  общий  вид
места  происшествия,  положения  транспортных  средств,  участвующих в
происшествии,  следы  торможения,  юза  или   качения   автомобиля   и
принадлежность именно этому транспортному средству,  место осыпавшейся
грязи,  стекла и т.д.  при ударе,  его форму, размеры, место наезда на
пешехода,   а   также  другие  предметы,  которые  могли  повлиять  на
возникновение происшествия.  При  необходимости  настоять,  чтобы  эти
сведения были занесены в протокол осмотра места происшествия;
     - осмотреть  документы,  в  частности,  удостоверение  на   право
управления  транспортным  средством,  технический  талон транспортного
средства,  путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы
на перевозимый груз или билетно-учетный лист.
     3.3. При анализе происшествия необходимо:
     - выяснить обстоятельства и очевидные причины происшествия;
     - выяснить все  нарушения,  повлекшие  за  собой  происшествие  и
причины,  способствовавшие  его  возникновению.  В отношении водителя,
находившегося во время происшествия в нетрезвом состоянии, кроме того,
необходимо выяснить,  при каких обстоятельствах он оказался за рулем в
нетрезвом  состоянии,  явился  ли  водитель  пьяным  на   работу   или
употреблял спиртные напитки на работе, кто из должностных лиц проверял
его состояние перед выездом на линию,  исключает  ли  система  допуска
водителей  к  управлению  автомобилями  в автотранспортном предприятии
возможность выезда в рейс в нетрезвом состоянии;
     - оценить:
     - действия  водителя  и  их   соответствие   Правилам   дорожного
движения;
     - дорожные  условия  и  их  возможное  влияние  на  возникновение
происшествия;
     - имеется  ли причинная связь между возникновением происшествия и
упущениями в  работе  по  безопасности  движения  (при  их  наличии  в
предприятии).
     3.4. При  совершении дорожно-транспортного происшествия водителем
автобуса межобластного или межреспубликанского маршрута,  в результате
которого  пассажир получил травму или погиб,  руководитель предприятия
обязан составить акт по установленной форме (приложение) и вручить его
пассажиру  или  наследникам  для  получения  страховой суммы в органах
государственного  страхования  в  соответствии  с  Указом   Президиума
Верховного Совета СССР от 4 июня 1982 года.

            4. Основные вопросы, подлежащие выяснению при
             проверке организации работы по безопасности
                 движения в предприятии (организации)

     Для установления     связи    между    причинами    возникновения
дорожно-транспортного  происшествия   и   упущениями   в   работе   по
профилактике аварийности в предприятии, объединении, организации лица,
проводящие служебное расследование,  должны установить:  в  результате
каких  нарушений  требований  правил,  инструкций,  приказов  возникло
происшествие и конкретные нарушения каждого из должностных  лиц  (если
таковые имеются). Для этого необходимо проверить:
     - соблюдение  установленных  технологий  и   правил   организации
пассажирских и(или) грузовых перевозок;
     - соблюдение режима труда и отдыха водителя данного транспортного
средства в предшествовавший происшествию период;
     - имелись ли до  этого  у  водителя  случаи  дорожно-транспортных
происшествий  и  нарушений  трудовой и транспортной дисциплины и каким
взысканиям он подвергался;
     - как  организовано в предприятии обучение водителей по повышению
их профессионального мастерства;
     - какие   меры   применяются   к  водителям,  нарушившим  Правила
дорожного  движения,  нормативные  документы   (перегруз   автомобиля,
перевозки пассажиров на грузовых автомобилях);
     - обследовались  ли  дорожные   условия   на   маршрутах   работы
автомобилей  данного  предприятия  и принимались ли меры по устранению
выявленных недостатков;
     - проводилось ли нормирование скоростей движения на маршрутах;
     - техническое состояние автомобиля  перед  выездом  в  рейс,  кто
осуществлял  технический контроль и инструктаж водителей,  когда и кем
проводилось техническое обслуживание автомобиля,  есть  ли  перепробег
между ТО, какие дефекты были обнаружены и были ли заявки на устранение
каких-либо дефектов со стороны водителя данного  автомобиля,  как  эти
дефекты были устранены;
     - как в автопредприятии организовано техническое  обслуживание  и
ремонт   автомобилей.   Соблюдается   ли   периодичность  технического
обслуживания автомобилей;
     - как работает в автопредприятии квалифицированная комиссия;
     - соблюдается ли порядок стажировки водителей.
     Кроме того,   совместно   с   профкомом   предприятия  необходимо
проверить  работу  комиссии  общественного  контроля  за  безопасность
движения и комиссии по борьбе с пьянством.

             5. Порядок оформления результатов служебного
           расследования дорожно-транспортных происшествий
             (составление и представление акта служебного
                            расследования)

     5.1. По окончании служебного  расследования  комиссия  составляет
акт,  который  направляется  в  организации,  участвующие в проведении
служебного расследования, также по подчиненности:
     - в  территориальное  производственное объединение автомобильного
транспорта по всем происшествиям с пострадавшими;
     - в   Отдел  по  безопасности  движения  Минавтотранса  РСФСР  по
дорожно-транспортным  происшествиям,  в  которых  погибло  5  и  более
человек и пострадало 10 и более человек;
     - при необходимости  акт  служебного  расследования  происшествия
направляется органам следствия в комитеты народного контроля и т.д.
     5.2. Акт,  как правило,  должен состоять  из  следующих  основных
разделов.
     В первом  разделе   указывается   состав   комиссии,   проводящей
служебное расследование,  марки, модели и номера транспортных средств,
участвовавших в дорожно-транспортном происшествии,  их принадлежность,
вид перевозок,  фамилия,  имя,  отчество водителя, место происшествия,
обстоятельства происшествия и его последствия.
     Во втором  разделе  акта  "Условия,  предшествующие происшествию"
указываются действия водителя до момента происшествия.  Кто и в  какое
время  выпустил  его в рейс,  проходил ли он медосмотр,  соблюдался ли
скоростной режим и маршрут движения и др.
     Третий раздел   акта   "Сведения   о  дорожных  условиях"  должен
содержать данные о  ширине  дороги,  обочин,  покрытии,  их  дефектах,
условиях   видимости   в   момент   совершения   дорожно-транспортного
происшествия, а также наличии недостатков в обустройстве, оборудовании
дороги  и  несоответствии  дорожных  элементов требованиям СНиПа (если
такое имеется).
     В четвертом  разделе  "Сведения  о  водителе" указывается возраст
водителя,  классность,  разрешающие отметки, стаж работы водителем и в
данном  АТП,  какое  время  работает  на  данной  марке  транспортного
средства,  когда проходил переподготовку,  его  состояние  здоровья  в
момент  совершения  дорожно-транспортного  происшествия,  проходил  ли
перед выездом медосмотр,  на каком часу работы произошло происшествие,
были  ли ранее у него взыскания от администрации и ГАИ (если были,  за
что), участвовал ли ранее в дорожно-транспортных происшествиях и т.д.
     В пятом   разделе   "Сведения  о  транспортном(ых)  средстве(ах)"
отражаются сведения о техническом  состоянии  транспортного  средства,
участвовавшего в происшествии,  в частности:  его тип,  марка, модель,
год выпуска,  пробег общий  и  после  ТО-2  с  указанием  времени  его
проведения,  своевременно  ли  выполнялись  заявочные  ремонты  и т.д.
Сведения  о  другом   транспортном   средстве(ах),   участвовавшем   в
происшествии.
     В шестом   разделе   "Состояние   профилактической   работы    по
безопасности  движения"  дается  оценка  работы,  проводимой  в  целях
предотвращения  дорожно-транспортного   происшествия   и   указываются
выявленные в процессе проверки недостатки.
     В седьмом разделе "Заключение" или "Выводы"  указываются  причины
происшествия,  по  мнению комиссии,  и предлагаются меры по устранению
недостатков, выявленных в результате проверки.
     Дата проведения   разбора,  количество  и  категория  работников,
присутствовавших при разборе.
     К акту прилагаются:
     копия протокола осмотра места дорожно-транспортного  происшествия
и осмотра транспорта;
     копия схемы дорожно-транспортного происшествия;
     объяснения водителей и должностных лиц предприятия, организации с
выводами    и    конкретными    мероприятиями    по     предупреждению
дорожно-транспортных   происшествий,   дисциплинарными  взысканиями  в
отношении должностных лиц,  допустивших нарушения, и другие документы,
уточняющие   или   дополняющие   обстоятельства  дорожно-транспортного
происшествия;
     список погибших  и  пострадавших с указанием фамилий,  инициалов,
года рождения, пола, диагноза (по заключению врача) и других данных.

             6. Разбор дорожно-транспортного происшествия
            в автотранспортном предприятии (организации),
             территориальном производственном объединении

     6.1. Руководитель автотранспортного предприятия (организации) при
возникновении  происшествия  с пострадавшими,  с участием общественных
организаций   в   пятисуточный   срок   проводит   разбор   причин   и
обстоятельств, способствовавших его возникновению.
     Причины происшествия,  результаты  разбора  и  принимаемые   меры
доводятся до трудового коллектива.
     6.2. Руководитель территориального производственного  объединения
по  каждому  происшествию,  при  котором  погибло 3 или пострадало 5 и
более  человек,  с  участием   общественности,   представителей   ГАИ,
причастных  и  подведомственных ему организаций проводит в семидневный
срок разбор причин  и  обстоятельств,  способствовавших  возникновению
происшествия,  а  также  разрабатывает  мероприятия  по предотвращению
происшествий.
     Результаты разбора   и   принятые   меры  доводятся  до  трудовых
коллективов подведомственных предприятий.


                                                            Приложение

 Место углового    Только для органов Госстраха (составляется в
     штампа        двух экземплярах: первый экземпляр высылается
автотранспортного  (выдается) на руки пассажиру или его
   предприятия     наследникам, второй остается в автотранспортном
                   предприятии, автовокзале, автостанции)

                                Акт N
          о несчастном случае с пассажиром на автотранспорте

1. Настоящим подтверждается, что гр.

(фамилия, имя, отчество пострадавшего пассажира)

" ___ " ____________ 19 ___ года ______ час. ______ мин.

при посадке в автобус ________________________________________________
                                 (государственный номер)

во время поездки автобусом,

следовавшим по маршруту __________ , получил(а) травму,
     
(город) погиб

при следующих обстоятельствах: _______________________________________
          (краткое описание обстоятельств получения пассажиром травмы,
          гибели)

2. Расследование     обстоятельств    данного    несчастного    случая
(дорожно-транспортного происшествия) велось
     
______________________________________________________________________
                 (наименование следственного органа)

" ___ " ____________ 19 ___ года           Начальник автотранспортного
                                             предприятия, автовокзала,
                                                           автостанции

М.П.                                       ___________________________
                                                   (подпись)
                                                    
     
                                                           СОГЛАСОВАНО
Заместитель Министра
внутренних дел РСФСР                           Ф.Ф. Семилетов
22 марта 1990 года

                                                           СОГЛАСОВАНО
Председатель ЦК профсоюза
рабочих автомобильного
транспорта и шоссейных дорог                   А.А. Пузин
7 августа 1989 года

                                                           СОГЛАСОВАНО
Зам.председателя
Госстраха СССР                                 А.М. Морозов
7 августа 1989 года
     
                                                           СОГЛАСОВАНО
Заместитель Министра
автомобильных дорог РСФСР                      Н.И. Голованов
15 августа 1989 года