ПЕРЕСМОТРЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ О МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ СТАТИСТИКИ ВЫПУСКА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ КНИГ, ГАЗЕТ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ. Рекомендации. Организация Объединенных Наций (ООН). 01.11.85

             ПЕРЕСМОТРЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ О МЕЖДУНАРОДНОЙ
         СТАНДАРТИЗАЦИИ СТАТИСТИКИ ВЫПУСКА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ
                 КНИГ, ГАЗЕТ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

                             РЕКОМЕНДАЦИЯ

                    ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
                           1 ноября 1985 г.


                                 (Д)


     * Предыдущая  рекомендация  по этому вопросу была принята на 13-й
сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 19 ноября 1964 г.

     Генеральная конференция   Организации   Объединенных   Наций   по
вопросам образования,  науки и  культуры  на  своей  двадцать  третьей
сессии, состоявшейся в Софии с 8 октября по 9 ноября 1985 г.,
     принимая во внимание пункт 4 статьи IV  Устава  ЮНЕСКО,  согласно
которому  Организация  может  подготавливать и утверждать документы по
международной регламентации вопросов, относящихся к ее компетенции,
     принимая во  внимание  статью  VIII  Устава  ЮНЕСКО,  которая,  в
частности,  предусматривает, что "каждое государство-член представляет
Организации  в те сроки и в той форме,  которые определяет Генеральная
конференция,  доклады,  содержащие сведения о  законах,  положениях  и
статистических данных,  касающихся его учреждений и его деятельности в
области образования, науки и культуры",
     учитывая работу,  проводимую  ЮНЕСКО совместно с другими органами
Организации Объединенных Наций по разработке  структуры  статистики  в
области культуры (ССК),
     убежденная в том,  что для улучшения международной сопоставимости
статистических   данных   было   бы   желательно,  чтобы  национальные
учреждения,  ведающие  сбором  и  передачей  статистических  данных  о
выпуске   и   распространении   печатных   изданий,  руководствовались
определенными нормами в вопросах  определений,  классификации  и  форм
представления данных,
     приняв с этой целью на своей тринадцатой  сессии  Рекомендацию  о
международной  стандартизации  статистики выпуска книг и периодических
изданий,
     сознавая, что  обновление  этой Рекомендации необходимо для того,
чтобы она более соответствовала современным требованиям и практике,
     постановив на своей двадцать второй сессии, что Рекомендация 1964
года должна быть пересмотрена,
     принимает в  этот  первый  день ноября месяца 1985 года настоящую
пересмотренную Рекомендацию.

     Генеральная конференция рекомендует государствам-членам применять
приводимые  ниже  положения,  касающиеся определений,  классификации и
форм представления статистических  данных  о  выпуске  книг,  газет  и
периодических  изданий,  принимая  в  законодательном или ином порядке
меры,  которые могут потребоваться в  соответствии  с  конституционной
практикой   каждого   государства   для   проведения  в  жизнь  на  их
соответствующих территориях норм и принципов,  изложенных в  настоящей
Рекомендации.
     Генеральная конференция рекомендует  государствам-членам  довести
настоящую Рекомендацию до сведения властей и органов,  ведающих сбором
и  передачей  статистических  данных   о   выпуске   книг,   газет   и
периодических изданий.
     Генеральная конференция      рекомендует      государствам-членам
представлять  ей  в  соответствии с установленными ею сроками и формой
доклады о принятых ими мерах по осуществлению настоящей пересмотренной
Рекомендации.

               I. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ И ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

                           Сфера применения

     1. Настоящая   Рекомендация   касается   статистических   данных,
предназначенных для предоставления унифицированной информации  каждому
государству-члену  по  различным  аспектам  выпуска  и распространения
печатных изданий, то есть книг, газет и периодических изданий.
     2. Статистика,    рассматриваемая   в   настоящей   Рекомендации,
охватывает опубликованные в данной  стране  печатные  периодические  и
непериодические  издания,  доступные  для широкой публики и являющиеся
обычно публикациями, подлежащими включению в национальные библиографии
различных стран, за исключением следующих публикаций:
     а) публикации,  предназначенные для рекламных целей при  условии,
что  литературный  или научный текст не является в них преобладающим и
что они распространяются бесплатно:
     (i) торговые  каталоги,  проспекты  и  другие  виды коммерческой,
промышленной и туристической рекламы;
     (ii) публикации,  предлагающие  вниманию  продукцию  или  услуги,
предоставляемые издателем,  даже несмотря  на  то,  что  в  них  может
содержаться   описание   деятельности  или  технических  достижений  в
некоторых областях промышленности или торговли;
     Ь) публикации,  относящиеся  к  следующим  категориям,  когда они
рассматриваются  как  имеющие  временное  значение:
     (i) расписания, прейскуранты, телефонные справочники и т.д.,
     (ii) программы спектаклей, выставок, ярмарок и т.д.,
     (iii) уставы  и  отчеты  различных фирм,  инструкции предприятий,
циркуляры и т.д.;
     (iv) календари и т.д.,
     с) публикации,  относящиеся к  следующим  категориям,  в  которых
текст не является важнейшей составной частью:
     (i) музыкальные  произведения  (партитуры  и  сборники  нот)  при
условии,  что преобладающее значение в них имеют ноты;
     (ii) карты   и   планы,   за   исключением   атласов,   например,
астрономические  карты,  гидрографические,  географические и настенные
карты,  дорожные  карты,  геологические   съемки   в   виде   карт   и
топографические планы.

                          Общие определения

     3. Непериодической  публикацией  называется издание,  выпускаемое
одновременно  целиком  или  через  определенные   промежутки   времени
отдельными томами, число которых обычно установлено заранее.
     4. Периодической  публикацией  называется   издание,   образующее
непрерывную  серию выпусков под одним и тем же названием,  выходящих с
регулярными или нерегулярными интервалами  в  течение  неопределенного
времени,  причем  отдельные выпуски имеют порядковые номера или каждый
выпуск имеет дату.  Отдельные тома,  имеющие различные названия,  даже
если они считаются входящими в одну серию,  не могут рассматриваться в
качестве периодических изданий.
     5. Термин  напечатанный  означает размноженный любым механическим
способом, независимо от его характера.
     6. Опубликованным  в  данной  стране  считается  каждое  издание,
выпущенное  издателем,  зарегистрированное  местопребывание   которого
находится  в  стране,  где  составляется  статистика,  без учета места
печатания или распространения издания.  Издание,  опубликованное одним
или   более  издателями,  зарегистрированное  местопребывание  которых
находится в двух или более странах,  рассматривается  как  изданное  в
стране или странах, где оно вышло в свет.
     7. Издание считается доступным для публики,  если оно может  быть
приобретено за плату или получено бесплатно.  Доступными для публики в
целом считаются также издания, предназначенные для ограниченного круга
лиц, такие как некоторые правительственные издания или издания научных
обществ, политических или профессиональных организаций и т.д.
     8. При  составлении  статистических  данных  о  печатных изданиях
используются следующие общие определения:
     а) название:   термин,  применяемый  для  описания  напечатанного
издания  (непериодического  или  периодического),  образующего  единое
целое, выпущенного в одном или нескольких томах;
     Ь) распространение:  среднее число проданных или распространенных
любым  другим  способом  экземпляров напечатанного издания;
     с) тираж:  общее количество экземпляров напечатанного издания;
     d) публикация:   подготовка   и   выпуск   в   свет  напечатанных
периодических и непериодических изданий для открытого распространения.

                         II. СТАТИСТИКА КНИГ

                           Сфера применения

     9. Рассматриваемая  в  настоящей  Рекомендации  статистика   книг
охватывает непериодические издания,  соответствующие характеристикам и
общим определениям, изложенным выше в пунктах 1-8.
     10. В статистику выпуска книг включаются,  в частности, следующие
виды изданий:
     а) правительственные   издания,   то  есть  издания,  выпускаемые
органами  государственной  администрации   или   их   вспомогательными
учреждениями,   за   исключением   только   изданий  конфиденциального
характера или предназначенных для внутреннего распространения;
     Ь) школьные учебники, определяемые в Рекомендации о международной
стандартизации  статистики   образования,   утвержденной   Генеральной
конференцией, как книги, предписанные для учащихся начальных и средних
школ;
     с) университетские диссертации;
     d) оттиски,  то есть перепечатки части  уже  вышедшей  книги  или
периодического   издания,   при   условии,  что  они  имеют  название,
самостоятельную  нумерацию  страниц  и  представляют  собой  отдельное
произведение;
     е) публикации,  являющиеся частью серии,  но представляющие собой
отдельную библиографическую единицу;
     f) иллюстрированные издания:
     (i) сборники  эстампов,  репродукций художественных произведений,
рисунков и т.д.,  когда такие сборники образуют цельные тома,  имеющие
нумерацию  страниц,  и  иллюстрации в них сопровождаются будь то самым
кратким пояснительным текстом,  относящимся к этим произведениям или к
их авторам;
     (ii) альбомы и иллюстрированные книги  и  брошюры,  написанные  в
форме   последовательного   изложения   с  рисунками,  иллюстрирующими
отдельные эпизоды;
     (iii) альбомы и иллюстрированные книги для детей;
     (iv) книги комиксов.

                             Определения

     11. Приведенные ниже определения не наносят  ущерба  существующим
международным   соглашениям   и   применяются  исключительно  с  целью
составления статистики по книгам, упоминаемой в данной Рекомендации:
     а) книга  - непериодическое издание размером не менее 49 страниц,
не считая обложки,  опубликованное в данной  стране  и  доступное  для
публики;
     Ь) брошюра - непериодическое издание размером не менее пяти и  не
более 48 страниц,  не считая обложки,  отпечатанное любым механическим
способом, опубликованное в данной стране и доступное для публики;
     с) первое  издание  -  впервые  опубликованная  оригинальная  или
переводная рукопись;
     d) переиздание  - публикация,  отличающаяся от предыдущих изданий
изменениями,  внесенными в содержание (пересмотренное издание)  или  в
форму (новое издание), которая требует нового ISBN;
     е) перепечатка - не имеет изменений  в  содержании  и  форме,  не
считая  исправления опечаток предыдущего издания,  и не требует нового
ISBN.  Перепечатка, осуществленная каким-либо другим издателем, помимо
первоначального издателя, считается переизданием;
     f) перевод - публикация,  которая воспроизводит  произведение  на
ином, чем язык оригинала, языке;
     g) название - термин,  применяемый для обозначения  напечатанного
издания,  образующего единое целое, выпущенного в одном или нескольких
томах.

                           Методы подсчета

     12. В статистике,  которую следует представлять по книгам, должно
указываться  количество опубликованных названий,  а также количество и
денежная стоимость отпечатанных и распространенных экземпляров.
     13. В  отношении  подсчета  названий  книг следует придерживаться
следующих принципов:
     а) когда  произведение публикуется в нескольких томах (не имеющих
отдельных названий),  выходящих в течение нескольких лет, произведение
ежегодно  учитывается  как  одна  единица,  независимо  от  количества
публикуемых в течение года томов;
     Ь) однако  в следующих случаях в качестве единицы статистического
учета должно приниматься не название,  а том:
     (i) когда  два  или  более  отдельных  произведений публикуются в
одном томе и образуют единую  публикацию  (полное  собрание  сочинений
одного автора,  избранные пьесы различных авторов и т.д.);
     (ii) когда произведение выходит в  нескольких  томах,  каждый  из
которых имеет свое название и является законченным целым;
     с) различные  языковые  варианты  одного  и  того  же   названия,
опубликованные    в   той   или   иной   конкретной   стране,   должны
рассматриваться как самостоятельные названия;
     d) перепечатки должны учитываться не как отдельные названия, а по
количеству экземпляров.
     14. В   статистике   по   экземплярам   в   зависимости  от  вида
запрашиваемой информации должно  указываться  количество  отпечатанных
экземпляров  (типографский  тираж)  и количество экземпляров,  которые
проданы или распространены иным образом.  В статистике по  экземплярам
должна также учитываться стоимость выпуска и распространения книг.

                            Классификация

     15. Статистические   данные   о   выпуске  книг  по  названиям  и
экземплярам должны,  прежде всего, классифицироваться по двадцати пяти
тематическим   группам,  основанным  на  всеобщей  десятичной  системе
классификации (СДИ). Цифры в скобках указывают соответствующие индексы
системы СДИ:
     1. Общее (0);
     2. Философия, психология (1);
     3. Религия, теология (2);
     4. Социология, статистика (30-31);
     5. Политические науки, политическая экономия (32-33);
     6. Право,  государственная администрация, социальное обеспечение,
страхование (34, 351-354, 36);
     7. Военное искусство и наука (355-359);
     8. Просвещение (37);
     9. Торговля, связь, транспорт (38);
     10. Этнография, нравы и обычаи, фольклор (39);
     11. Лингвистика, филология (4);
     12. Математика (51);
     13. Естественные науки (52-59);
     14. Медицинские науки, здравоохранение (61);
     15. Техника, промышленность, художественные ремесла (62, 66-69);
     16. Сельское  хозяйство,  лесоводство,   животноводство,   охота,
рыболовство (63);
     17. Домоводство (64);
     18. Методика   организации  и  администрации  предпринимательской
деятельности в областях торговли, транспорта и связи (65);
     19. Градостроительство, архитектура (70-72);
     20. Изобразительные искусства, фотография (73-77);
     21. Музыка,   фильмы,   кино,   театр,  радио,  телевидение  (78,
791-792);
     22. Развлечения,  комнатные  игры,  азартные  игры,  спорт  (790,
793-799);
     23. Литература (8):
     а) история литературы и литературная критика,
     Ь) литературные тексты;
     24. География, путешествия (91);
     25. История, биография (92-99).
     Школьные учебники,  книги для детей,  правительственные издания и
университетские    диссертации,   уже   указанные   в   вышеупомянутых
тематических группах,  должны также отдельно учитываться  в  следующих
четырех  дополнительных  группах:  а) школьные учебники,  Ь) книги для
детей,  с) правительственные издания и d) университетские диссертации.
Комиксы  должны  учитываться  в  отдельной  категории  и не могут быть
переклассифицированы и учтены вновь в 25 тематических группах.
     Каждая из   этих  тематических  групп  должна  подразделяться  на
подгруппы следующим образом:
     а) по количеству страниц в изданиях: на книги и брошюры;
     Ь) по языку:  все издания по языку,  на котором они вышли; только
переводы по языку оригинала.  Двуязычные или многоязычные произведения
выделяются в отдельную группу "произведения на двух или более языках";
     с) по времени выхода в свет:  на первые издания и переиздания.
     16. Что касается представления статистических данных  по  продаже
книг  и  по  международной  торговле  книгами,  должна  использоваться
следующая классификация для различных  видов  книг:
     - художественная  литература,
     -  школьные учебники,
     - книги для детей,
     - правительственные издания;
     научные книги,   включая   университетские  диссертации,  которые
должны подразделяться на следующие подгруппы:
     - общее
     - философия/психология
     - религия/теология
     - общественные науки
     - лингвистика/филология
     - теоретические науки
     - прикладные науки
     - искусство
     - география/история
     17. Торговые   точки   (точки    розничной    торговли)    должны
классифицироваться следующим образом:
     - книжные магазины
     - универмаги
     - газетные/книжные киоски
     - магазины канцтоваров
     - книжные клубы
     - заказы по почте
     - непосредственно от издателя
     - другие.

                 Представление статистических данных

     18. Статистика  по нижеуказанным видам данных должна составляться
ежегодно для данных о выпуске книг и раз в  два  года  для  данных  по
распространению   книг,   а   сообщаемая  информация  должна  по  мере
возможности   соответствовать   изложенным   в   предыдущих    пунктах
определениям  и  классификации.  Необходимо  указывать  любые отличия,
которые могут возникать между этими определениями и  классификацией  и
теми,  которые применяются в данной стране. Данные, которые необходимо
составлять и сообщать, включают:
     а) Общее  количество названий с разбивкой по темам (СДИ),  внутри
каждой из которых проводится различие,  с одной стороны, между книгами
и брошюрами и, с другой - между первыми изданиями и переизданиями.
     Ь) Общее количество экземпляров с разбивкой по  темам  (СДИ)  для
(i) книг и (ii) брошюр,  причем проводится различие между экземплярами
первых изданий (и их перепечатками) и экземплярами переизданий  (и  их
перепечатками).
     с) Общее количество названий с разбивкой как по темам (СДИ),  так
и по языкам изданий.
     d) Общее количество экземпляров с разбивкой как по  темам  (СДИ),
так и по языкам изданий.
     е) Общее количество названий с разбивкой как по темам,  так и  по
языкам оригинала (статистика переводов).
     f) Общее количество экземпляров с разбивкой как по темам,  так  и
по языкам оригинала (статистика переводов).
     g) Экспорт и импорт книг  в  стоимостном  плане  (в  национальной
валюте) и по торгующим странам.
     h) Розничная продажа книг по количеству и  виду  точек  розничной
торговли, а также по объему и стоимости розничной продажи.
     i) Объем розничной продажи по виду точек розничной торговли  (см.
классификацию в пункте 17) и по виду книги (см. классификацию в пункте
16, выше).
     j) Стоимость  розничной  продажи по виду точек розничной торговли
(см.  классификацию в пункте 17) и по виду книги (см.  классификацию в
пункте. 16, выше).

            III. СТАТИСТИКА ГАЗЕТ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

                           Сфера применения

     19. Статистика  газет и периодических изданий,  предусматриваемая
настоящей  Рекомендацией,  охватывает   все   периодические   издания,
отвечающие характеристикам и общим определениям,  изложенным в пунктах
1 и 8, выше.
     20. Статистика  газет и периодических изданий должна включать,  в
частности, следующие виды публикаций:
     а) Правительственные периодические издания, то есть периодические
издания,  выпускаемые органами государственной  администрации  или  их
вспомогательными учреждениями,  включая сборники законов,  положений и
т.д.,  за  исключением   изданий   конфиденциального   характера   или
предназначенных только для внутреннего распространения.
     Ь) Академические  и  научные  периодические  издания,   то   есть
периодические  издания  высших  учебных заведений,  публикации научных
учреждений и других научных или культурных обществ и т.д.
     с) Периодические     издания    профессиональных,    профсоюзных,
политических,  спортивных  и  других  организаций,   даже   если   они
распространяются только среди членов этих организаций.
     d) Публикации,  выходящие раз  в  год  или  реже.
     е) Приходские бюллетени.
     f) Газеты учебных заведений.
     g) Газеты  предприятий,  то  есть  издания,  предназначенные  для
персонала  промышленного  или  торгового  предприятия,   либо   другой
аналогичной организации, либо для клиентов фирмы.
     h) Программы  спектаклей,   радио   и   телевидения,   если   они
выпускаются   в   журнальной  или  полужурнальной  форме,  то  есть  с
литературными  текстами,  представляющими  некоторые   программы   или
комментирующими их.

                             Определения

     21. При  составлении статистики периодических изданий применяются
следующие определения:
     а) Газеты - периодические издания,  предназначенные  для  широкой
публики,  главной  целью которых является быть оригинальным источником
письменной информации о  текущих  событиях,  связанных  с  внутренними
делами,  международными проблемами,  политикой и т.д.  Они также могут
включать статьи по литературе и другим вопросам, а также иллюстрации и
рекламу. Под это определение подпадают:
     (i) ежедневные газеты, то есть газеты, освещающие главным образом
события, происшедшие в течение 24 часов, предшествующих выходу издания
в свет;
     (ii) неежедневные газеты, которые в силу своего местного значения
или в силу других причин публикуют информацию за более продолжительный
период и являются для своих читателей  оригинальным  источником  общей
информации.
     Ь) Периодические  издания  -  периодические  издания,  касающиеся
вопросов,  представляющих  общий интерес,  либо специально посвященные
публикации статей  и  документальной  информации  по  таким  отдельным
вопросам,  как право,  финансы, торговля, медицина, мода, спорт и т.д.
Под это определение подпадают  специализированные  газеты  и  журналы,
включая  журналы,  освещающие текущие события,  целью которых является
отбор,  резюмирование  и  комментирование  фактов,  уже  сообщенных  в
газетах,  а  также  иллюстрированные  журналы  и  другие периодические
издания,  исключая  издания,  перечисленные  в  пункте   2   настоящей
Рекомендации.

                           Методы подсчета

     22. В  статистике газет и периодических изданий должно отражаться
общее количество изданий (по числу названий),  количество отпечатанных
экземпляров и тираж.
     23. Для подсчета общего количества периодических  изданий  должны
применяться следующие принципы:
     а) Следующие категории  изданий  не  должны  рассматриваться  как
отдельные публикации:
     (i) Провинциальные   или   местные   издания,   не   отличающиеся
существенно   от  основной  газеты  по  содержанию  публикуемой  общей
информации или по  форме  их  компоновки  редакцией.  Отличия  лишь  в
названии  или страницах местных новостей недостаточно для того,  чтобы
считать публикацию отдельным периодическим изданием.
     (ii) Приложения,  не поступающие в продажу отдельно.
     Ь) Напротив,  следующие  категории   изданий   должны   считаться
отдельными публикациями:
     (i) Провинциальные или местные издания,  существенно отличающиеся
от основного издания по содержанию публикуемой общей информации или по
форме их компоновки редакцией.
     (ii) Приложения,  поступающие в продажу отдельно.
     (iii) Специальные издания (такие,  как воскресные газеты и т.п.)
     (iv) Утренние и вечерние ежедневные газеты при условии,  если они
имеют самостоятельный юридический статус или различные названия.
     (v) Издания  на  различных  языках  одной  и той же периодической
публикации, выходящие в данной стране.
     24. Статистические   данные  о  распространяемых  тиражах  должны
показывать средний  дневной  тираж  или  для  неежедневных  изданий  -
средний тираж каждого номера.  Эти данные должны показывать количество
экземпляров:  а) проданных непосредственно, Ь) проданных по подписке и
распространенных  главным  образом бесплатно.  Статистические данные о
тиражах должны включать количество экземпляров,  распространенных  как
внутри страны, так и за ее пределами.
     25. Тираж  отпечатанных  экземпляров   должен,   в   отличие   от
статистических  данных  о  распространяемых  тиражах,  также  включать
количество непроданных экземпляров (возврат).

                            Классификация

     26. Периодические издания, прежде всего, подразделяются на газеты
и  периодические  издания.  Статистические данные по газетам должны по
возможности подразделяться следующим образом:
     а) по   языкам:   двуязычные   или  многоязычные  издания  должны
выделяться в отдельную категорию;
     Ь) по периодичности:
     (i) ежедневные газеты,  то есть газеты, выходящие не реже четырех
раз в неделю;
     (ii) неежедневные газеты,  то есть газеты,  выходящие три раза  в
неделю  или  реже;  при  этом  должно проводиться также различие между
газетами,  выходящими два или три раза в неделю,  один раз в неделю  и
реже.
     27. Статистические  данные  по  периодическим   изданиям   должны
подразделяться следующим образом:
     а) по  языкам:  двуязычные  или   многоязычные   издания   должны
выделяться в отдельную категорию;
     Ь) по периодичности - периодические  издания,  выходящие:
     (i) не  реже  четырех  раз в неделю;
     (ii) от одного до трех раз в неделю;
     (iii) два или три раза в месяц;
     (iv) от восьми до двенадцати раз в год;
     (v) от пяти до семи раз в год;
     (vi) от двух до четырех раз в год;
     (vii) один раз в год или реже;
     (viii) нерегулярно;
     с) по  виду:  для разбивки международной статистики периодических
изданий  должна  применяться  следующая  система   классификации:
     А. Периодические издания, предназначенные для широкой публики:
     (i) иллюстрированные журналы,  содержащие новости и репортажи:
     - журналы,  главная  цель  которых  состоит  в  информировании  о
текущих событиях и их комментировании и которые  отводят  много  места
иллюстрациям;
     (ii) политические, философские, религиозные и культурные издания:
     - издания,  главная  цель  которых  состоит в том,  чтобы принять
участие в обмене идеями,  политической дискуссии или  исследованиях  в
области  культуры  и  которые вполне могут иметь какую-либо конкретную
политическую направленность или иной уклон;
     (iii) журналы для женщин и мужчин и семейные журналы:
     - издания,  предназначенные специально для  женской  или  мужской
аудитории,    не    имеющие    какой-либо    конкретной   политической
направленности (таким образом,  сюда не  входят  феминистские  обзоры,
включенные в подпункт (ii) и отводящие много места иллюстрациям;
     - издания,  главная  цель  которых   состоит   в   предоставлении
практической,   юридической   и  технической  информации  по  вопросам
каждодневной  жизни  (охрана  здоровья,  продовольственные   проблемы,
характер   потребления,   налогообложение  и  т.д.);
     (iv) журналы,  посвященные радио,  телевидению и кино:
     - издания,  главная  цель  которых состоит в том,  чтобы сообщать
время  и  программы  передач  радио,  телевидения  и  кино  (вместе  с
комментариями),    а   также   предоставлять   актуальную   информацию
относительно этих  средств  массовой  коммуникации  и  того,  как  они
функционируют;
     (v) издания,  посвященные вопросам туризма, путешествий, отдыха и
спорта:
     - издания,  посвященные  интеллектуальному   времяпрепровождению,
хобби  и  играм,  главная  цель которых состоит в информации о том или
ином конкретном виде занятий,  которыми увлекаются как  хобби,  или  в
содействии   иным   образом   этому   виду  занятий;
     (vi) популярные  исторические  и  географические  издания;
     (vii) популярные научно-технические издания:
     - издания,  главным  образом  предназначенные  для  того,   чтобы
предоставлять   широкому   кругу  читателей  (не  определяемых  по  их
подготовке,  квалификации  или  профессии)  упрощенную  информацию   о
развитии  науки  и техники,  независимо от того,  о какой области идет
речь (математика, естественные науки, электроника, медицина и т.д.);
     (viii) издания  для молодежи и детей,  комиксы и иллюстрированные
журналы;
     (ix) периодические  издания,  не  попавшие  в  другие  подгруппы,
включая периодические издания,  выпускаемые  органами  государственной
администрации  или  их  вспомогательными учреждениями (предназначенные
для широкой публики).
     В. Периодические издания для специального круга читателей:
     (i) специальные журналы,  касающиеся  науки,  техники  и  научных
исследований;
     (ii) журналы профсоюзов, политических партий, ассоциаций и т.д.;
     (iii) журналы обществ взаимной выгоды;
     (iv) издания фирм;
     (v) приходские бюллетени;
     (vi) определенные  периодические  издания,  выпускаемые  органами
государственной  администрации  и их вспомогательными учреждениями для
узкого круга читателей.

                 Представление статистических данных

     28. Статистика по нижеуказанным видам данных должна  составляться
раз  в  два года и относиться к каждому из двух лет,  предшествовавших
обзорному  году.   Сообщаемая   информация   должна   по   возможности
соответствовать   изложенным   в  предыдущих  пунктах  определениям  и
классификации. Необходимо указывать возможные отличия этих определений
и классификации от тех,  которые применяются в данной стране.  Данные,
которые надлежит представлять, включают:
     а) газеты и периодические издания: общее количество периодических
изданий и их тираж с разбивкой по периодичности и по  основному  языку
публикации;
     Ь) периодические издания: количество названий и тираж с разбивкой
по периодичности и по виду (см. классификацию в пункте 27, выше);
     с) периодические публикации:  общее количество  названий,  тираж,
возврат и издательский оборот по виду публикации;
     d) экспорт и импорт периодических изданий в стоимостном плане  (в
национальной валюте) и по торгующим странам.

                  IV. СТАТИСТИКА ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА

                           Сфера применения

     29. Статистика   издательского   дела,  о  которой  идет  речь  в
настоящей Рекомендации,  предназначается для того,  чтобы предоставить
информацию на стандартной основе о предприятиях, занимающихся выпуском
и печатанием книг, газет и периодических изданий.

                             Определения

     30. Для  составления   статистики   издательского   дела   должны
применяться следующие определения:
     а) издательство:  предприятие с любым правовым статусом,  главный
вид  деятельности  которого  (в  плане  оборота) связан с издательским
делом;
     Ь) другие  издатели:  учреждение,  для которого издательское дело
является вспомогательным видом деятельности;
     с) издательский оборот:  объем деловой активности (в национальной
валюте), связанный с издательским делом;
     d) типография: учреждение, в котором осуществляется печатание;
     е) типографский оборот:  объем деловой активности (в национальной
валюте), связанный с печатанием;
     f) сотрудники издательства:  все лица, занятые издательским делом
на   том  или  ином  предприятии,  включая  нанимателя  (нанимателей),
служащих и работающих не  по  найму.  Сведения  о  персонале,  занятом
неполный рабочий день, должны переводиться в эквивалент занятых полное
рабочее время;
     g) работники типографии:  все лица, занятые типографским делом на
том или ином предприятии, включая нанимателя (нанимателей), служащих и
работающих не по найму. Сведения о персонале, занятом неполный рабочий
день, должны переводиться в эквивалент занятых полное рабочее время.

                    Подсчет и классификация данных

     31. В статистических данных об издательствах и типографиях должно
указываться  общее  число предприятий по стране,  занятых издательским
и/или типографским делом.
     32. Представляя    статистические    данные   об   издательствах,
необходимо проводить разграничения между а) издательствами  в  строгом
смысле  этого  слова,  то  есть  предприятиями,  будь  то частными или
государственными,  главный вид деятельности которых состоит в  выпуске
отпечатанных материалов, и Ь) другими издателями, то есть учреждениями
(академии,   университеты,    факультеты,    научные,    политические,
религиозные, спортивные и другие организации, экономические и торговые
учреждения  и  т.д.),   для   которых   издательское   дело   является
вспомогательным видом деятельности.  Что касается первой категории, то
есть издательств,  в соответствии с  видом  выпускаемых  ими  печатных
материалов   их  следует  подразделять  на  следующие  подгруппы:
     аа) издатели только книг
     аЬ) издатели только газет
     ас) издатели только периодических изданий
     ad) издатели книг и периодических изданий.
     33. Количество   типографий   также   следует   подразделять   на
предприятия,  которые печатают исключительно только книги,  газеты или
периодические издания, и те, которые печатают одновременно два из этих
видов   изданий   или  все  три.  Общая  продукция  типографий  должна
определяться по числу отпечатанных экземпляров (типографский тираж)  и
по величине оборота.

                 Представление статистических данных

     34. Статистика  по нижеуказанным видам данных должна составляться
раз  в  два  года,  а  сообщаемая  информация  должна  соответствовать
изложенным  в  предыдущих  пунктах  определениям и классификации.  Эти
данные включают:
     а) для  различных  видов издательств (как они определены в пункте
32)   должна   представляться   следующая    информация:    количество
предприятий, персонал, издательский оборот (от продажи и от рекламы) и
количество  названий,  публикаций,  отдельно   для   книг,   газет   и
периодических  изданий;
     Ь) для различных видов типографий (как они  определены  в  пункте
33)    должна    представляться   следующая   информация:   количество
предприятий,  персонал,  а также объем и стоимость продукции, отдельно
для книг, газет и периодических изданий.

1 ноября 1985 г.