РЕКОМЕНДАЦИЯ О МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ СТАТИСТИКИ В ОБЛАСТИ РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ. Рекомендации. Организация Объединенных Наций (ООН). 22.11.76

             РЕКОМЕНДАЦИЯ О МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
               СТАТИСТИКИ В ОБЛАСТИ РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

                             РЕКОМЕНДАЦИЯ

                    ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
                          22 ноября 1976 г.


                                 (Д)


     Генеральная конференция   Организации   Объединенных   Наций   по
вопросам образования,  науки и культуры,  девятнадцатая сессия которой
проходила в Найроби с 26 октября по 30 ноября 1976 года,
     принимая во  внимание,  что  в соответствии с пунктом 4 статьи IV
Устава    Организация    разрабатывает    и    принимает    документы,
регламентирующие  в  международном  плане  вопросы,  относящиеся  к ее
компетенции,
     принимая во   внимание,   что   статья  VIII  Устава  Организации
предусматривает,   среди   прочего,   что   "каждое   государство-член
представляет Организации в те сроки и в той форме,  которые определяет
Генеральная   конференция,   доклады,   содержащие    сведения    о...
статистических данных,  касающихся его учреждений и его деятельности в
области образования, науки и культуры...",
     убежденная в том,  что для улучшения международной сопоставимости
таких  статистических  данных  было  бы   весьма   желательно,   чтобы
национальные  учреждения,  ведающие  сбором и передачей статистических
данных,   касающихся   радио    и    телевидения,    руководствовались
определенными  нормами  в  вопросах определений,  классификации и форм
представления,
     рассмотрев, в качестве пункта 30 повестки дня сессии, предложения
о международной стандартизации статистики радио и телевидения,
     постановив на своей восемнадцатой сессии,  что этот вопрос должен
быть  предметом  международной  регламентации  в  форме   рекомендации
государствам-членам  в  соответствии  со  смыслом  пункта  4 статьи IV
Устава,
     принимает сего 22 дня ноября 1976 г.  настоящую Рекомендацию.
     Генеральная конференция рекомендует государствам-членам применять
следующие    положения,    касающиеся   международной   стандартизации
статистики радио и телевидения,  путем принятия любых  законодательных
или   иных   мер,   которые   могут  потребоваться  в  соответствии  с
конституционной практикой каждого государства,  в целях соблюдения  на
их   соответствующих   территориях  норм  и  принципов,  изложенных  в
настоящей Рекомендации.
     Генеральная конференция  рекомендует  государствам-членам довести
настоящую Рекомендацию до сведения властей и органов,  ведающих сбором
и передачей статистических данных, касающихся радио и телевидения.
     Генеральная конференция      рекомендует      государствам-членам
представлять ей,  в соответствии с установленными ею сроками и формой,
доклады о принятых ими мерах по осуществлению настоящей Рекомендации.

                  I. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

                           Сфера применения

     1. Статистические   данные,   являющиеся   предметом    настоящей
Рекомендации,   предназначены   обеспечивать   в   отношении   каждого
государства-члена информацию по стандартной основе  о:
     а) внутреннем вещании;
     Ь) внешнем вещании.

                             Определения

     2. При  сборе  статистических  данных,   охватываемых   настоящей
Рекомендацией, следует использовать следующие определения:
     а) Вещательное учреждение: организация, юридически уполномоченная
осуществлять вещание.
     Ь) Вещательная  служба:  служба  радиосвязи,   передачи   которой
предназначены  для  непосредственного  приема широкой общественностью.
Такая служба может осуществлять  звуковые,  телевизионные  или  другие
виды передач.
     с) Радиосвязь:  вид  дальней  связи,  осуществляемый  с   помощью
электромагнитных   волн   с   частотой   ниже   3000  гигагерц  (GHZ),
распространяемых в пространстве без искусственного волновода.
     d) Дальняя  связь:  любая  передача,  эмиссия  или  прием знаков,
сигналов,  подписей,  изображений или звуков или другой  информации  с
помощью проводной связи, радио, визуальных или других электромагнитных
систем.
     е) Внутреннее     вещание:     служба     внутреннего    вещания,
предназначенная главным образом для общего приема в стране,  в которой
разрешено действовать вещательному учреждению.
     f) Внешнее  вещание:  служба  вещания,  предназначенная   главным
образом   для   приема  вне  пределов  страны,  в  которой,  разрешено
действовать вещательному учреждению.
     g) Звуковое  вещание  (радио):  вещание  лишь  с помощью звуковых
сигналов.
     h) Телевидение:   вещание   с   помощью   меняющихся  изображений
фиксированных или движущихся объектов в звуковом сопровождении или без
него.
     i) Передатчик:  аппарат,  производящий радиочастотную  энергию  в
целях передачи радио или телевизионных программ.
     j) Мощность вещательного  передатчика:  радиочастотная  мощность,
которую  передатчик  обычно  передает  в антенную систему,  являющаяся
немодулированной мощностью,  несущей частоты звукового передатчика,  и
пиковой    мощностью    модуляционного   пакета   для   телевизионного
передатчика.
     k) Максимальная  эффективная  излучаемая  мощность  (максимальная
ЭИМ):  произведение  мощности,  поступающей  в  антенную  систему,   и
коэффициента  усиления  антенны применительно к полуволновому диполю в
направлении максимального излучения.
     l) Вещательный  частотный  диапазон:  непрерывная  группа частот,
выделенных для вещания в соответствии с международными правилами.
     m) Программа:  самостоятельная  единица,  либо  имеющая название,
либо обозначенная  другим  образом,  передаваемая  в  течение  заранее
объявленного периода времени.
     n) Вещательное  время:  время,  в  течение   которого   программы
передаются одним или несколькими передатчиками.
     о) Программная   служба:   последовательный   ряд    радио    или
телевизионных  программ,  передаваемых регулярно одним или несколькими
передатчиками и образующих самостоятельный раздел в рамках вещательной
службы или же в вещательном учреждении.
     р) Звуковой вещательный (радио) приемник:  приемник, подключенный
к  антенной  системе  или же другому источнику радиосигнала,  для того
чтобы  воспроизвести  в  звуковой  форме  элементы   данной   звуковой
программы, передаваемой с помощью подобных сигналов.
     q) Телевизионный  приемник:  приемник,  подключенный  к  антенной
системе   или   другому   источнику   радиосигналов,  для  того  чтобы
воспроизвести  в  звуковой  и   визуальной   форме   элементы   данной
телевизионной передачи предлагаемой зрителям.
     r) Лицензия на право приема:  разрешение или контракт,  обычно за
плату,  необходимый для того,  чтобы пользоваться вещательными (радио)
и/или телевизионными приемниками.

                       II. КЛАССИФИКАЦИЯ ДАННЫХ

     3. В   отношении   различных   аспектов   внутреннего    вещания,
охватываемых  настоящей Рекомендацией,  следует использовать следующую
классификацию:
     Вещательные учреждения
     4. Вещательные учреждения следует классифицировать:
     а) а зависимости от их организационного статуса:
     (i) Правительственное   вещательное    учреждение:    вещательное
учреждение,  руководство  которым  во  всех  отношениях осуществляется
правительством (центральным  или  федеральным,  правительством  штата,
провинциальным,   местным  и  т.д.),  прямо  или  через  созданное  им
отдельное учреждение;
     (ii) Государственное    вещательное    учреждение:    вещательное
учреждение,  созданное  или   получившее   разрешение   на   основании
законодательного акта или постановления (центрального или федерального
правительства,  правительства  штата,   провинции,   местных   органов
управления и т.д.) и являющееся автономным органом;
     (iii) Коммерческое    вещательное     учреждение:     вещательное
учреждение,  принадлежащее  корпорации или частному лицу и действующее
главным образом в целях получения прибыли;
     Ь) в  зависимости  от их географического охвата:
     (i) Национальное вещательное учреждение:  вещательное учреждение,
которое  осуществляет  вещание,  предназначенное  охватывать  страну в
целом;
     (ii) Региональное вещательное учреждение; вещательное учреждение,
которое осуществляет региональное вещание внутри какой-либо страны;
     (iii) Местное  вещательное  учреждение:  вещательное  учреждение,
которое  осуществляет  местное  вещание.
     5. Источники     дохода     вещательных     учреждений    следует
классифицировать  в  зависимости  от  их  происхождения  по  следующим
категориям:
     а) Правительственные фонды:  прямые или косвенные поступления  из
обычных правительственных фондов (центральных или федеральных,  фондов
правительства штата,  провинции,  местных органов управления и т.д.).
     Ь) Поступления   от   лицензий:  доход  от  продажи  потребителям
лицензий на право приема передач.
     с) Частные    пожертвования:   частные   фонды,   предоставляемые
вещательному учреждению для его нужд.
     d) Реклама:  доход,  получаемый  в  обмен  на право рекламодателя
привлекать внимание аудитории рекламой своих товаров или услуг.
     е) Прочие доходы:  поступления из источников, помимо тех, которые
определены выше, в пунктах а - d.
     6. Текущие     расходы     вещательных     учреждений     следует
классифицировать по следующим категориям:
     а) Расходы по программе
     Все реальные расходы,  непосредственно связанные с планированием,
производством и приобретением программ,  включая расходы по персоналу,
но исключая установленные расходы по эксплуатации оборудования:
     (i) Расходы  вещательного  учреждения,  связанные  с  собственным
производством;
     (ii) Расходы,   связанные   с   закупкой   программ,   совместным
производством и обменом программами между вещательными учреждениями.
     b) Расходы на производственное,  передающее и прочее оборудование
     Все реальные расходы, непосредственно не связанные с программами:
     (i) Расходы,    связанные    с    содержанием   производственного
оборудования;
     (ii) Оперативные расходы на передачу;
     (iii) Расходы на персонал, управление и администрацию.
     7. Постоянный    персонал    вещательных    учреждений    следует
подразделять на:
     а) Программный персонал и журналистов:
     (i) Программный персонал:  плановики,  литературные  работники  и
составители  программ,  за  исключением  журналистов;
     (ii) Журналисты:  сотрудники, занятые подготовкой сводок новостей
и т.д.
     b) Технический персонал:
     (i) Технический  производственный персонал:  сотрудники,  занятые
эксплуатацией и уходом за техническим оборудованием,  необходимым  для
производства программ;
     (ii) Технический персонал  по  обеспечению  передач:  сотрудники,
занятые  эксплуатацией  и уходом за передатчиками и обеспечением связи
между  производственными  центрами   и   передатчиками;
     (iii) Другой    технический    персонал:    сотрудники,   занятые
проектированием и установкой  технического  оборудования  или  зданий;
научно-исследовательский персонал и т.д.
     с) Административный  персонал:  сотрудники,   занятые   в   сфере
управления   или   организации   работы   вещательного   учреждения  и
обеспечивающие основное обслуживание.
     d) Прочий  персонал:  другие  сотрудники,  не  упомянутые  выше в
пунктах а - с.

                        Передающие устройства

     8. Статистику  передающих  устройств  следует   подразделять   на
статистику    звуковых    вещательных    передатчиков   и   статистику
телевизионных передатчиков.
     а) Звуковые  вещательные  передатчики  следует классифицировать в
зависимости от полосы частот:
     НЧ (низкие  частоты)  или  длинноволновый  диапазон;
     СЧ (средние частоты) или  средневолновый  диапазон;
     ВЧ (высокие  частоты)  или  коротковолновый диапазон;
     ОВЧ (очень высокие частоты);
     СВЧ (сверхвысокие частоты);
     Мощность передатчика следует определять по  мощности  несущей  на
НЧ, СЧ и ВЧ и максимальной ЭИМ на ОВЧ и СВЧ.
     b) Телевизионные передатчики следует классифицировать по  полосам
частот:
     ОВЧ (очень высокие частоты) 1, 2 и 3 диапазоны;
     УВЧ (ультравысокие частоты) 4 и 5 диапазоны;
     СВЧ (сверхвысокие частоты).
     Следует определять  максимальную  ЭИМ  и проводить различие между
черно-белыми и цветными передатчиками.

                              Программы

     9. Статистические   данные,    касающиеся    программных    служб
внутреннего вещания, следует классифицировать следующим образом:
     а) Служба национальной  программы:  служба  программы  вещания  в
национальном масштабе;
     Ь) Служба региональной программы:  служба программы  вещания  для
региональных   аудиторий,   которые   обычно   различаются  по  языку,
этническим или другим культурным признакам;
     с) Служба   местной   программы:  служба  программы  вещания  для
аудиторий,  соответственно  сгруппированных  с  географической   точки
зрения, например города и городские поселки.
     10. Статистические   данные,   касающиеся    программ,    следует
классифицировать следующим образом:
     а) По функции: программа характеризуется с точки зрения ее цели:
     (i) Информационные программы:  программы, предназначенные главным
образом информировать о фактах,  событиях,  теориях или прогнозах  или
давать  справочную информацию;  сводки новостей и комментарии новостей
(включая  спортивные  новости).   Другие   информационные   программы,
например программы,  посвященные политическим, экономическим, научным,
культурным и социальным вопросам, особым событиям и т.д.
     (ii) Образовательные,   культурные   и   религиозные   программы.
Образовательные программы:  программы, предназначенные главным образом
для образования, в которых педагогический элемент является основным:
     - Образовательные программы,  связанные  с  определенным  учебным
планом (например,  школ, университета и т.д.), за исключением программ
для целей сельского развития;
     - Образовательные  программы  для  целей  сельского  развития;
     - Другие образовательные программы.
     Культурные программы:  программы, предназначенные главным образом
для    стимулирования    художественной     и/или     интеллектуальной
любознательности:
     - Программы,  которые сами  по  себе  могут  рассматриваться  как
культурные представления или мероприятия;
     - Программы,  предназначенные  главным  образом  для   обогащения
знаний   аудитории   недидактическим  методом  относительно  различных
областей и явлений культуры.
     Религиозные программы:  программы, основанные на различных формах
религиозной    службы,    или    аналогичные    духовные    программы,
предназначенные для духовного наставления аудитории.
     (iii) Реклама: коммерческие или другие платные рекламные передачи
     (iv) Развлекательные программы и неклассифицированные программы
     Развлекательные программы:  программы,  предназначенные   главным
образом для развлечения:
     - Кинофильмы;
     - Программы,  передаваемые  как пьесы,  либо в качестве отдельных
завершенных программ, либо в качестве серий;
     - Программы,  основным  содержанием  которых  является  музыка  -
"живая" или  записанная  на  пленку;
     - Спортивные программы (за исключением спортивных новостей);
     - Другие развлекательные программы.
     Неклассифицированные программы:  программы, не классифицированные
иным образом.
     Ь) В зависимости от языка программы:
     (i) Программы,  передаваемые на официальном языке (языках):
     (ii) Программы,  передаваемые  на  диалектах  официального  языка
(языков);
     (iii) Программы,  передаваемые  на  языках этнических меньшинств:
     (iv) Программы,  передаваемые на других  языках,  помимо  языков,
указанных выше в пунктах (i), (ii) и (iii).
     с) В зависимости от  происхождения  программы:
     (i) Национальное производство:  программы, произведенные в стране
вещательными учреждениями или иным образом;
     (ii) Ввезенные программы:  программы, произведенные организациями
за  пределами  страны,  представляющей  данные;
     (iii) Международное     совместное    производство:    программы,
произведенные  совместно  вещательными   учреждениями   в   стране   и
организациями за пределами страны, представляющей данные.

                     Радиослушатели и телезрители

     11. а) Потенциальная аудитория:  число людей в процентах от общей
численности  населения,  имеющих  доступ  к  радио  или  телевизионным
приемникам у себя дома или в группе слушателей.
     Ь) Статистические данные  о  предположительном  числе  приемников
следует классифицировать следующим образом:
     (i) Звуковые    вещательные    приемники,    разграничивая,    по
возможности:
     - Приемники СВЧ с частотной модуляцией;
     - Приемники НЧ, СЧ, ВЧ, СВЧ и УВЧ с амплитудной модуляцией;
     - Приемники как с частотной, так и амплитудной модуляцией.
     (ii) Телевизионные приемники,  разграничивая,  по возможности:
     - Приемники  черно-белого  телевидения;
     - Приемники цветного телевидения.
     с) Статистические данные о  лицензиях  на  право  приема  передач
следует  классифицировать  следующим  образом:
     (i) Лицензии только на звуковой прием (радио);
     (ii) Лицензии на телевизионный прием;
     (iii) Объединенные лицензии только на звуковой  прием  (радио)  и
телевизионный прием.

                           Внешнее вещание

     12. Для различных аспектов внешнего вещания,  охватываемых данной
Рекомендацией,  следует предусмотреть следующее:
     а) Число   передатчиков   и  их  передающая  мощность;
     Ь) Общее ежегодное вещательное время (в часах) на всех  языках  и
на каждом языке в процентах от всего вещательного времени.

               III. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ

     13. Статистические сводки,  охватываемые настоящей Рекомендацией,
желательно было бы  составлять  ежегодно,  но,  если  это  невозможно,
каждые  два  года  на  основе  данных,  относящихся  к последнему году
двухлетнего периода.  Запрашиваемую информацию следовало бы  давать  в
соответствии  с определениями и классификацией,  изложенными в пунктах
2-12,  выше.   Следует   учитывать   любые   различия   между   такими
определениями  и классификацией и теми определениями и классификацией,
которые  обычно  используются  на   национальном   уровне.   Указанные
статистические  сводки  следовало  бы представлять отдельно по радио и
телевещанию,  а также,  по мере  возможности,  охватывать  в  них  все
следующие виды данных:

     Внутреннее вещание;
     Вещательные учреждения
     14. Число учреждений,  деятельность которых разрешена юридически:
     а)  По  конституционному  статусу:
     (i) Правительственное  вещательное  учреждение;
     (ii) Общественное  вещательное   учреждение;
     (iii) Коммерческое вещательное учреждение.
     Ь) По  географическому  охвату:
     (i) Национальное   вещательное   учреждение;
     (ii) Региональное   вещательное    учреждение;
     (iii) Местное вещательное учреждение.
     15. Источники доходов вещательных учреждений, упомянутых в пункте
14 а
     Общая сумма ежегодных доходов и в процентах от этой общей  суммы:
     а)  Правительственные  фонды.
     Ь) Поступления от лицензий.
     с) Частные пожертвования.
     d) Реклама.
     е) Прочие доходы.
     16. Текущие расходы вещательных учреждений,  упомянутых в  пункте
14  а
     Общая сумма ежегодных текущих расходов  и  в  процентах  от  этой
общей суммы:
     а) Расходы по программе:
     (i) Расходы, связанные с производством программ;
     (ii) Расходы, связанные с покупкой программ.
     Ь) Расходы на производственное, передающее и другое оборудование:
     (i) Расходы на производственное  оборудование;
     (ii) Расходы   на   передающее  оборудование;
     (iii) Расходы  на  персонал,  управление  и  администрацию.
     17. Персонал,  занятый  в  вещательных учреждениях,  упомянутых в
пункте 14 а
     Общее число сотрудников:
     а) Программный персонал:
     (i) Программный персонал за исключением журналистов;
     (ii) Журналисты.
     Ь) Технический персонал:
     (i) Производственный персонал;
     (ii) Персонал, обслуживающий передающее оборудование;
     (iii) Прочий технический персонал.
     с) Административный персонал.
     d) Прочий персонал.

                       Передающее оборудование

     18. Общее число радиопередатчиков и  их  мощность,  выражаемая  в
мощности  несущей  или максимальной ЭИМ по каждой из нижеперечисленных
категорий:
     а) Низкая частота  (НЧ);
     Ь)  Средняя  частота  (СЧ);
     с) Высокая  частота  (ВЧ);
     d)  Очень  высокая частота (ОВЧ);
     е) Сверхвысокая частота (СВЧ);
     19. Общее  число  телевизионных  передатчиков  и  их  мощность  в
максимальной ЭИМ по каждой из нижеперечисленных категорий:
     а) Очень высокая частота (ОВЧ);
     Ь) Ультравысокая частота  (УВЧ);
     с) Сверхвысокая частота (СВЧ)7

                              Программы

     20. Число служб  программ  вещательных  учреждений,  указанных  в
пункте 14 а:
     а) Национальные службы программы;
     Ь) Региональные службы программы;
     с) Местные службы программы.
     21. Общее  ежегодное  вещательное  время  (в  часах)  вещательных
учреждений, указанных в пункте 14 (а):
     а) По функции, в процентах от общего вещательного времени:
     (i) Информационные программы:
     Сводки новостей   и   комментарии  новостей  (включая  спортивные
новости).
     Другие информационные программы;
     (ii) Образовательные, культурные и религиозные программы:
     Образовательные программы:
     - Образовательные программы,  связанные  с  определенным  учебным
планом  (за  исключением  программ  для  целей сельского развития);
     - Образовательные  программы  для  целей  сельского  развития;
     - Другие образовательные программы.
     Культурные программы:
     - Культурные программы или мероприятия;
     - Программы по культуре.
     Религиозные программы
     (iii) Реклама
     (iv) Развлекательные  программы и неклассифицированные программы:
     Кинофильмы;
     Пьесы;
     Музыка;
     Спортивные программы (за исключением спортивных новостей);
     Другие развлекательные программы;
     Неклассифицированные программы.
     Ь) По  языку  программы,  в  процентах  от  общего   вещательного
времени:
     (i) Официальный язык (языки);
     (ii) Диалекты официального языка (языков);
     (iii) Языки этнических меньшинств;
     (iv) Другие языки.
     с) По происхождению программы, в процентах от общего вещательного
времени:
     (i) Национальное производство;
     (ii) Ввезенные программы;
     (iii) Международное совместное производство.

                     Радиослушатели и телезрители

     22. а) Потенциальная аудитория.
     Ь) Предположительное  число находящихся в пользовании приемников:
     (i) Радиоприемники:
     Приемники только с амплитудной модуляцией;
     Приемники, оборудованные также для частотной модуляции.
     (ii) Телевизионные приемники:
     Приемники черно-белого телевидения;
     Приемники цветного телевидения.
     с) Число действующих лицензий на право приема передач:
     Только на прием звука (радио),
     Телевизионных передач,
     Комбинированный прием.

                           Внешнее вещание

     23. В  статистические  отчеты  по  внешнему  радиовещанию следует
включать:
     а) Число передатчиков и их передающую мощность;
     Ь) Общее ежегодное вещательное время (в часах) на всех  языках  и
на каждом языке в процентах от всего вещательного времени.

22 ноября 1976 г.