ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕМ КОНТРОЛЕ ПРОФСОЮЗОВ. Указ. Президиум Верховного Совета СССР. 18.05.89 10439-XI

        ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОЧЕМ КОНТРОЛЕ ПРОФСОЮЗОВ

                                 УКАЗ

                   ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

                            18 мая 1989 г.
                              N 10439-XI

                             (ВВСС 89-21)


     В целях  усиления  рабочего  контроля профсоюзов за деятельностью
предприятий торговли,  общественного питания,  бытового обслуживания и
других  предприятий  и  организаций сферы услуг,  повышения его роли в
борьбе с негативными явлениями в области распределения и  практическом
претворении  в  жизнь  принципов  социальной  справедливости Президиум
Верховного Совета СССР постановляет:
     Утвердить Положение о рабочем контроле профсоюзов.


                              ПОЛОЖЕНИЕ
                    о рабочем контроле профсоюзов

                     Ведомости Верховного Совета
              Союза Советских Социалистических Республик
                    N 21 (2511)  24 мая 1989 года

                          I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1. Рабочий  контроль  профсоюзов устанавливается за деятельностью
государственных,   кооперативных   и   общественных   предприятий    и
организаций  (  объектов ) торговли,  в том числе аптечных учреждений,
общественного  питания,   бытового   и   коммунального   обслуживания,
пассажирского  транспорта  ( в дальнейшем - организации сферы услуг ),
независимо от их ведомственной подчиненности,  с  целью  улучшения  их
работы,  справедливого удовлетворения потребностей населения в товарах
и услугах,  обеспечения установленного порядка их реализации и оплаты,
защиты прав и интересов граждан.
     2. Рабочий   контроль    осуществляется    инспекциями    советов
профсоюзов,   комиссиями   рабочего   контроля  профсоюзных  комитетов
предприятий, учреждений, организаций.
     3. В   своей   деятельности  рабочие  контролеры  руководствуются
законами Союза СССР и союзных республик, настоящим Положением, другими
нормативными актами, Уставом профессиональных союзов СССР.

                  II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ
                      ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО КОНТРОЛЯ

     4. Рабочий  контроль профсоюзов призван предупреждать нарушения в
сфере услуг,  вести решительную борьбу с фактами обмана  потребителей,
укрытия товаров и продуктов,  спекуляции ими,  хищений, порчи и потерь
материальных ценностей  и  других  посягательств  на  социалистическую
собственность, наносящих ущерб интересам трудящихся.
     5. Рабочий контроль в пределах своей компетенции:
     добивается искоренения  нарушений  в  сфере  услуг  и  устранения
причин,   их  порождающих,  совершенствования  работы  соответствующих
организаций;
     осуществляет контроль  за  выполнением планов поставки в торговую
сеть товаров для населения,  в особенности важнейших групп реализуемых
по  социально  низким ценам товаров для детей и лиц старшего возраста,
за  соблюдением  розничных  цен   на   материалы,   товары   народного
потребления и цен ( тарифов ) на услуги, оказываемые населению;
     проверяет правильность распределения товарных ресурсов и  выборки
фондов, соблюдение установленного исполкомами местных Советов народных
депутатов  перечня   и   порядка   реализации   товаров   достаточного
ассортимента, которые могут быть поставлены (отпущены) кооперативами;
     контролирует соблюдение   режима   работы,   правил   торговли  и
обслуживания населения,  обеспечение сохранности  товарно-материальных
ценностей,   состояние   и   развитие   материально-технической   базы
организаций сферы услуг.
     6. Рабочий   контроль   строит  свою  работу  на  основе  широкой
гласности,  в тесном  взаимодействии  с  комиссиями  Советов  народных
депутатов,  органами народного контроля, комсомольскими организациями,
органами      ценообразования,      правоохранительными,       другими
государственными  и  общественными  контролирующими органами,  а также
советами   ветеранов   войны   и   труда,   женсоветами,    обществами
потребителей, населением.
     7. О своей деятельности и принятых по их проверкам  мерах  органы
рабочего  контроля  регулярно отчитываются перед советами и комитетами
профсоюзов,  при которых они созданы,  перед трудовыми коллективами, а
также  информируют  население  на  собраниях,  через  печать  и другие
средства массовой информации.

          III. СТРУКТУРА, ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ
               ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ РАБОЧЕГО КОНТРОЛЯ

   8. Инспекция рабочего контроля ВЦСПС, инспекции рабочего контроля
республиканских,  краевых,  областных  советов  профсоюзов,  районные,
городские,  районные в городах инспекции рабочего  контроля,  комиссии
рабочего контроля профсоюзных комитетов и цеховых комитетов профсоюзов
( профбюро ) образуют единую структуру рабочего контроля профсоюзов.
     9. Инспекции рабочего контроля ВЦСПС,  республиканских,  краевых,
областных  советов  профсоюзов  образуются  решением  соответствующего
профсоюзного органа на срок его полномочий.
     Структура и численность инспекций рабочего контроля  определяются
решением соответствующего профсоюзного органа.
     10. Районные,  городские,  районные в городах инспекции  рабочего
контроля    избираются    открытым    голосованием   общим   собранием
председателей   или   уполномоченных   комиссий   рабочего    контроля
профсоюзных  комитетов  предприятий,  учреждений,  организаций района,
города,  района  в  городе   в   составе   председателя,   заместителя
председателя  и членов инспекции сроком на 2,5 года.  Численный состав
инспекции  определяется  указанным   собранием,   инициатива   в   его
проведении    принадлежит    комиссии   рабочего   контроля   наиболее
многочисленного трудового  коллектива  или  группе  комиссий  рабочего
контроля.
     Председатель районной,  городской,  районной в  городе  инспекции
рабочего контроля,  представляя интересы рабочего контроля профсоюзов,
входит в состав районного,  городского,  районного в  городе  комитета
народного контроля на правах заместителя председателя этого комитета.
     11. Комиссия рабочего контроля  профсоюзного  комитета,  цехового
комитета  профсоюза  (профбюро)  избирается  открытым  голосованием на
собрании  (конференции)  соответствующей  профсоюзной  организации   в
составе председателя, заместителя (заместителей) председателя и членов
комиссии.  Численный  состав  и  срок  полномочий  комиссии   рабочего
контроля   определяются  общим  собранием  (конференцией)  профсоюзной
организации.
     12. При  формировании  инспекций  и  комиссий  рабочего  контроля
должен соблюдаться принцип периодического обновления их состава.
     13. Инспекция  рабочего  контроля ВЦСПС осуществляет методическое
руководство,  обобщает  и  распространяет  положительный  опыт  работы
инспекций и комиссий рабочего контроля,  принимает меры по обеспечению
взаимодействия  органов  рабочего  контроля   с   государственными   и
общественными   контролирующими   органами,  а  также  непосредственно
участвует в контроле за работой организаций сферы услуг.
     14. Инспекции   рабочего   контроля  республиканских,  краевых  и
областных советов профсоюзов,  районные, городские, районные в городах
инспекции  оказывают  помощь  комиссиям  рабочего контроля профсоюзных
комитетов,  цеховых  комитетов  профсоюзов  (профбюро),   обеспечивают
взаимодействие   комиссий   рабочего  контроля  с  государственными  и
общественными контролирующими органами,  непосредственно  участвуют  в
контроле за работой организаций сферы услуг.
     15. Комиссии рабочего  контроля  профсоюзных  комитетов,  цеховых
комитетов профсоюзов (профбюро) осуществляют контроль за деятельностью
организаций сферы услуг, перечень которых определяется соответствующим
районным,  городским,  районным в городе Советом народных депутатов по
предложению совета профсоюзов или уполномоченного им органа.
     В организациях  сферы  услуг   на   видном   месте   вывешивается
объявление с указанием профсоюзной организации,  образовавший комиссию
рабочего контроля, и ее номер телефона.
     16. Инспекции   и   комиссии   рабочего   контроля  рассматривают
поступающие предложения,  заявления и жалобы  трудящихся  по  вопросам
деятельности  организаций  сферы  услуг и принимают по ним необходимые
меры.
     17. Советы   профсоюзов  и  профсоюзные  комитеты  выдают  членам
инспекций и комиссий рабочего контроля удостоверения по  установленной
ВЦСПС  форме.  Привлекаемым  к  разовым  проверкам активистам выдается
временное удостоверение.
     18. Проверки организаций сферы услуг осуществляются, как правило,
группами рабочих контролеров, состоящими не менее чем из двух человек,
с  привлечением,  в  случае  необходимости,  покупателей,  заказчиков,
посетителей, клиентов, пассажиров и других граждан.
     При выявлении  нарушений  и  злоупотреблений  рабочие  контролеры
составляют протокол по установленной форме. Один экземпляр протокола и
материалы проверки передаются соответствующему профсоюзному органу,  а
другой  -  руководителю   проверяемой   организации   для   устранения
выявленных нарушений.
     В необходимых случаях копия  протокола  направляется  вышестоящей
организации сферы услуг и соответствующей инспекции рабочего контроля.
Рабочие контролеры одновременно делают записи в  контрольных  журналах
проверяемых организаций сферы услуг о времени и результатах проверок с
указанием своих предложений и сроков устранения выявленных нарушений.
     19. Член инспекции или комиссии рабочего контроля, не оправдавший
оказанного   ему   доверия,   выводится   из   ее   состава   решением
соответствующего профсоюзного  органа,  собрания  (конференции),  а  в
установленных     законодательством     случаях     привлекается     к
ответственности.

                IV. ПРАВА ИНСПЕКЦИЙ РАБОЧЕГО КОНТРОЛЯ

     20. Инспекции  рабочего контроля в соответствии с возложенными на
них задачами и в пределах своей компетенции имеют право:
     знакомиться при    проверках    с    документами,    материалами,
инструкциями и приказами,  получать другую  необходимую  информацию  в
проверяемых  организациях  сферы  услуг,  а  также  в  их  вышестоящих
органах;
     запрашивать в  связи  с  проверками  у  руководителей организаций
сферы  услуг  и  их  вышестоящих  органов  необходимые   документы   и
материалы,   требовать  письменные  объяснения  по  поводу  выявленных
нарушений и недостатков,  заслушивать отчеты о мерах,  принятых ими по
результатам проверок;
     давать обязательные  для  исполнения  предписания  по  устранению
выявленных  нарушений,  передавать  материалы  на  обсуждение трудовых
коллективов сферы услуг,  рассмотрение вышестоящих  хозяйственных  или
соответствующих  профсоюзных органов и других общественных организаций
для принятия мер и привлечения к ответственности виновных лиц;
     в случае   необходимости   вносить   предложения  соответствующим
хозяйственным органам  или  должностным  лицам  о  проведении  ревизий
финансово-хозяйственной   деятельности   проверяемых   предприятий   и
организаций,       давать       предписания        о        проведении
производственно-технических экспертиз, лабораторных анализов;
     ставить перед  руководителями   организаций   сферы   услуг   или
вышестоящими   органами   вопрос  о  пересмотре  принятых  ими  актов,
нарушающих права и интересы трудящихся,  приостановлении их действия и
информировать об этом вышестоящие органы для принятия необходимых мер;
     вносить в  исполнительные  комитеты  местных   Советов   народных
депутатов  предложения  о  ликвидации  кооперативов,  неоднократно или
грубо нарушающих законодательство;
     применять к  руководителям  организаций  сферы услуг,  виновным в
допущенных нарушениях,  фактах бесхозяйственности и  бесконтрольности,
меры общественного воздействия в виде предупреждения или порицания;
     ставить перед администрацией организаций сферы  услуг  вопрос  об
увольнении  в установленном порядке работников,  виновных в нарушениях
правил торговли и  обслуживания,  а  в  необходимых  случаях  -  перед
профсоюзным органом не ниже районного о расторжении трудового договора
с руководящим работником или смещении его с  занимаемой  должности  по
требованию профсоюзного органа.
     21. Материалы на работников,  должностных лиц  организаций  сферы
услуг,   виновных   в  обмеривании,  обвешивании,  обсчете,  завышении
розничных цен   на  материалы  и  товары,  цен  (тарифов)  на  услуги,
оказываемые населению, в нарушении порядка продажи товаров, реализации
их со склада,  из подсобных помещений,  сокрытии их от покупателей,  в
неправильном   распределении    товарных    ресурсов,    необеспечении
сохранности   товарно-материальных   ценностей   или   допущении  иных
нарушений,  если эти нарушения не влекут за  собой  в  соответствии  с
действующим  законодательством  уголовной  ответственности,  инспекции
рабочего  контроля  направляют   в   административные   комиссии   при
исполкомах  районных,  городских,  районных в городах Советов народных
депутатов.
     Материалы проверок в отношении должностных лиц организаций  сферы
услуг, виновных в указанных выше нарушениях и не принимающих мер по их
устранению,  могут  также  направляться  в  соответствующие   комитеты
народного контроля для привлечения их к ответственности.
     Представители рабочего контроля,  осуществляющие проверки,  имеют
право   участвовать   в  заседаниях  комитетов  народного  контроля  и
административных комиссий при исполкомах Советов народных депутатов.
     22. Материалы   о   злоупотреблениях   и   других  противоправных
действиях работников организаций сферы услуг,  выявленных проверками и
влекущих  за  собой  привлечение виновных к уголовной ответственности,
инспекции рабочего контроля направляют в  органы  внутренних  дел  или
прокуратуры, которые информируют их о принятых решениях.

                 V. ПРАВА КОМИССИЙ РАБОЧЕГО КОНТРОЛЯ

     23. Комиссии  рабочего  контроля в соответствии с возложенными на
них задачами и в пределах их компетенций имеют право:
     знакомиться с   документами   и   материалами,   получать  другую
необходимую информацию,  связанную с проверкой  в  организациях  сферы
услуг;
     запрашивать объяснения   (включая   письменные)  у  руководителей
проверяемых  организаций  по  выявленным  нарушениям  и  мерам  по  их
устранению;
     беспрепятственно осматривать  торговые,  складские  (подсобные) и
иные  помещения  закрепленных  для  осуществления  рабочего   контроля
организаций сферы услуг;
  проводить контрольные  закупки  товаров  и  проверки  выполненных
заказов,  изымать  образцы изделий (товаров) и блюд для экспертизы и
лабораторного  анализа  (с  отнесением  расходов  на  контролируемую
организацию);
     требовать, в  случае  выявленных  нарушений,  продажи   населению
товаров,   имеющихся   на   складах   и  базах,  снятия  с  реализации
некачественных товаров ( пищевых продуктов,  медикаментов ),  а  также
через   инспекции   рабочего   контроля  проведения  инвентаризаций  и
документальных  ревизий  контролируемых  организаций  сферы  услуг  их
вышестоящими органами с участием рабочих контролеров;
     давать предписания об изъятии или сдаче на проверку ( клеймение в
ремонт  ) неисправных весов и других контрольно-измерительных приборов
без установленных клейм либо с истекшим сроком проверки;
     вносить на   рассмотрение  профсоюзных  комитетов,  хозяйственных
руководителей предложения по улучшению деятельности организаций  сферы
услуг   и   привлечению   виновных  к  ответственности  за  допущенные
нарушения;
     в необходимых  случаях  передавать  в  профсоюзные  комитеты  или
инспекции рабочего контроля материалы о выявленных злоупотреблениях  и
других  противоправных  действиях должностных лиц для направления их в
органы внутренних дел или прокуратуры;
     вносить на рассмотрение инспекций рабочего контроля предложения о
привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии со  статьями
20, 21 и 22 настоящего Положения;
     обязывать руководителей организации сферы услуг  выступать  перед
трудовыми   коллективами   с   сообщениями  о  мерах,  принимаемых  по
устранению выявленных нарушений и злоупотреблений.
     24. Разногласия,   возникающие   между  рабочими  контролерами  и
руководителями  организаций  сферы  услуг,  рассматриваются  совместно
вышестоящими профсоюзными и хозяйственными органами. Разногласия между
рабочими  контролерами  и  кооперативами   рассматриваются   совместно
вышестоящими  профсоюзными  органами  и  исполкомами  местных  Советов
народных депутатов.
     Жалобы на  решения  инспекций  рабочего  контроля о привлечении к
ответственности рассматриваются вышестоящей инспекцией или профсоюзным
органом,   которым   инспекция   образована,   в   порядке   и  сроки,
установленные действующим законодательством.

      VI. ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
          СОДЕЙСТВОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ РАБОЧЕГО КОНТРОЛЯ
                  И УСТРАНЯТЬ ВСКРЫТЫЕ ИМИ НАРУШЕНИЯ

     25. Советские органы,  органы  народного  контроля,  прокуратуры,
внутренних  дел,  юстиции.  государственного арбитража и суды всемирно
содействуют деятельности рабочего контроля.
     Руководители проверяемых    организаций   сферы   услуг   обязаны
безотлагательно рассматривать предложения органов  рабочего  контроля,
принимать  соответствующие  меры и о результатах рассмотрения сообщать
им в установленные законом сроки.

       VII. ОСВОБОЖДЕНИЕ ЧЛЕНОВ ИНСПЕКЦИЙ РАБОЧЕГО КОНТРОЛЯ ОТ
             ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ( СЛУЖЕБНЫХ ) ОБЯЗАННОСТЕЙ
                  ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

     26. Члены инспекций рабочего контроля  в  необходимых  случаях  с
согласия  администрации,  профсоюзных  комитетов  и  советов  трудовых
коллективов предприятий,  учреждений,  организаций могут освобождаться
от  выполнения  производственных ( служебных ) обязанностей на срок до
семи дней в течение  года  по  месту  работы  с  сохранением  за  ними
среднего заработка и возмещением затрат по командировкам,  связанным с
выполнением поручений органов рабочего контроля.

                VIII. ОХРАНА ПРАВ РАБОЧИХ КОНТРОЛЕРОВ

     27. Противодействие рабочим контролерам в выполнении  возложенных
на  них  обязанностей,  их  преследование  в  связи с деятельностью по
осуществлению контроля влекут за собой привлечение виновных в этом лиц
к ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

                  IХ. ПООЩРЕНИЕ РАБОЧИХ КОНТРОЛЕРОВ

     28. Советы   и  комитеты  профсоюзов,  руководители  предприятий,
учреждений,  организаций  поощряют   наиболее   отличившихся   рабочих
контролеров,  используя  для  этого  меры  морального  и материального
стимулирования,   предусмотренные    законодательством    и    Уставом
профессиональных союзов СССР.