ПРАВИЛА СТРАХОВАНИЯ ГРУЗОВ МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР 24 декабря 1990 г. N 140 (ЗП 94-5) ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОБЪЕМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 1. На основании настоящих Правил органы государственного страхования** заключают договоры страхования грузов с предприятиями и организациями независимо от форм собственности, физическими лицами (грузоотправителями, грузополучателями)***. 2. По договорам страхования, заключенным в соответствии с настоящими Правилами, возмещаются убытки, происшедшие от случайностей и опасностей перевозки. 3. Груз считается застрахованным в сумме, заявленной страхователем, но не свыше стоимости груза, указанной в счете-фактуре или других документах, если другое не предусмотрено в договоре. 4. Договор страхования может быть заключен на основании одного из нижеследующих условий: 4.1. "С ответственностью за все риски" По договору страхования, заключенному на этом условии, возмещаются: а) убытки от повреждений или полной гибели всего или части груза, происшедшие по любой причине, кроме случаев, предусмотренных в пункте 6 Правил; б) все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию и сохранению груза, а также по предупреждению дальнейших его повреждений. 4.2. "Без ответственности за повреждения" По логовору страхования, заключенному на этом условии, возмещаются, кроме случаев, предусмотренных в пункте 6 Правил: а) убытки от полной гибели всего или части груза, причиненные пожаром, молнией, бурей, вихрем и другими стихийными бедствиями, крушением или столкновением поездов, судов, самолетов и других перевозочных средств между собой, или ударом их о неподвижные или плавучие предмет, посадкой судна на мель, провалом мостов, взрывом, повреждением судна льдом, подмочкой забортной водой, аварией при погрузке, укладке, выгрузке и приеме судном топлива, а также вследствии мер, принятых для спасения или для тушения пожара; б) убытки вследствии пропажи транспортного средства без вести; в) все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению и сохранению груза, а также по предупреждению дальнейших его повреждений. 5. Ответственность по договору страхования начинается с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления для первозки, и продолжается в течении всей перевозки (включая перегрузки и перевалки, а также хранения на складах в пунктах перегрузок и перевалок) до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или другой конечный склад в пункте назначения, указанном в страховом свидетельстве. 6. Не возмещаются убытки, происшедшие вследствие: а) всякого рода военных мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны, пиратских действий, а также вследствии народных волнений и забастовок, конфискации, реквизации, ареста; б) прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиоктивного заражения, связанного с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов; в) умысла или грубой неосторожности страхователя или его представителя, а также вследствии нарушения кем-либо из них установленных праил перевозки, пересылки и хранения грузов; г) влияние температуры, трюмного воздуха или особых и естейственных свойств груза, включая усушку; д) упаковки или укупорки грузов с нарушением ГОСТов и ОСТов и отправления грузов в поврежденном состоянии; е) пожара или взрыва, вследствии погрузки с ведома страхователя или представителя, но без ведома страховщика самовозгорающихся и взрывоопасных вещесств и предметов; ж) недостачи груза при целости наружной упаковки; з) повреждения груза червями, грызунами, насекомыми. Не возмещаются также всякого рода косвенные убытки. 7. По договорам страхования, заключенным на условиях, указанных в пункте 4.2 Правил, кроме того, не возмещаются убытки, происшедшие вследствии: а) отпотевания судна и подмочки груза атмосферными осадками; б) обесценения груза вследствии загрязнения при целости наружной упаковки; в) выбрасывания за борт и смытия волной палубного груза или груза, перевозимого в беспалубных судах; г) кражи или недоставки груза. 8. По соглашению сторон условия страхования, указанные в пункте 4 Правил, могут быть изменены, дополнительные или заменены другими условиями, общепринятыми в страховой практике. 9. Ставки страховых платежей устанавливаются страховщиком в процентах от страховой суммы в зависимости от стоимости и вида перевозимого груза, вида транспортного средства и других данных, позволяющих определить степень риска при заключении договора (приложение 3). ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА СТРАХОВАНИЯ 10.Договор страхования грузов может быть заключен как по месту расположения страхователя, так и по месту нахождения груза на срок, указанный в пункте 5 настоящих Правил, если иное не предусмотрено в договоре. 11. Договор заключается на основании письменного заявления страхователя, составляемого в двух экземплярах. Заявление должно содержать следующие сведения: а) точное название, род упаковки, число мест и вес груза; б) номер и дата коносаментов или других перевозочных документов; в) вид транспорта (при морской перевозке, - название, год постройки и тоннаж судна); г) способ отправки груза (в трюме или на палубе, навалом, насыпью, наливом); д) пункты отправления, пергрузки и назначения груза; е) дату отправки груза; ж) страховую сумму; з) вид условий страхования. Кроме того, страхователь обязан сообщить и все другие, известные ему сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения степени риска. При необходимости (по усмотрению страховщика) договор страхования заключается с осмотром и составлением описи имущества (приложение 4)*. 12. На основании представленных страхователем данных страховщик определяет размер страхового платежа. Первый экземпляр заявления о страховании после исчесления страхового платежа остается у страховщика, а второй с указателем суммы страхового платежа возвращается страхователю. Страхователь обязан единовременно уплатить страховщику причитающийся за страхование страховой платеж. Страховой платеж перечисляется на счет страховщика с соответствующем учреждении банка. Днем уплаты платежа считается день списания учреждением банка суммы платежа со счета страхователя. 13. Договор страхования вступает в силу на следующий день после уплаты страхового платежа, если иное не предусмотрено в договоре. 14. Страхователь обязан немедленно, как только это станет ему известно, сообщить страховщику о всех существенных изменеениях степени риска, как например: о значительном замедлении отправки груза, отклонения от обусловленного в договоре страхования или обычного пути, задержке рейса, изменения пункта перегрузки, выгрузки или назначения груза, перегрузке на другое судно, изменении способа отправки и т.д. Изменения, происшедшие в степени риска после заключения договора страхования и увеличивающие размер риска, дают страховщику право изменить условия страхования и потребовать уплаты дополнительного платежа. Если страхователь не согласится на изменение условий страхования или откажется от уплаты дополнительного платежа, договор страхования прекращается с момента наступления изменений в риске с последующим возвратом части платежа за время, оставшееся до истечения срока страхования. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СТОРОН ПРИ НАСТУПЛЕНИИ СТРАХОВОГО СЛУЧАЯ 15. ПРи наступлении страхового случая страхователь обязан принять все возможные меры с спасению и сохранению поврежденного груза, а также к обеспечению права на регресс к виновной стороне и в течении суток известить о случившемся страховщика. 16. Страховщик обязан не позднее 3 дней после получения всех необходимых документов приступить к составлению акта установленной формы. Определение размера ущерба и выплата страхового возмещения производится в соответствии с Инструкцией по определению ущерба и выплате страхового возмещения по добровольному страхованию имущества государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций N 199, утвержденной Министерством финансов СССР 30 декабря 1988 г. 17. Страховщик имеет право отказать в выплате страхового возмещения, если страхователь: а) сообщил неправильные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о страховом риске; б) не сообщил страховщику о существенных измениях в риске; в) не принял мер к спасению и сохранению груза и не известил страховщика в установленные настоящими Правилами сроки о страховом случае; г) не представил документов, подтверждающих факт страхового случая и необходимых для установления убытков. 18. Если страхователь получил возмещение за убыток от третьих лиц, страховщик оплачивает лишь разницу между суммой, подлежащей оплате по условиям страхования, и суммой, полученной от третьих лиц. 19. К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах этой суммы право регресса, которое страхователь имеет к лицу, оветственному за причиненный ущерб; страхователь обязан при получении страхового возмещения передать страховщику все имеющиеся у него документы, необходимые для осуществления права регресса. 20. Если по вине страхователя осуществление регресса окажется невозможным (пропуск сроков на заявление претензий к виновным в убытке лицам и т.п.), то страховщик в соответствущем размере освобождается от обязанности выплачивать страховое возмещение, а в случае состоявшейся уже выплаты страхователь обязан возвратить страховщику полученное возмещение. 21. Споры, вытекающие из договора страхования, рассматриваются вышестоящим органом государственного страхования, госарбитражем, народным судом. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 к Правилам Министерства финансов СССР от 24 декабря 1990 г. N 140 СТАВКИ страховых платежей по страховым грузам +-------------------------------------------+---------------+ | | Размер ставки | | | в % к страхо- | | | вой сумме | +-------------------------------------------+---------------+ |Морским путем и внутренними водными путями:| | | в трюме | 0,5 | | на палубе | 1,0 | |Железнодорожным, автомобильным транспортом | | | и в смешанном сообщении | 0,4 | |Воздушным транспортом и в почтовых посылках| 0,25 | +-------------------------------------------+---------------+ Исходя из степени риска в каждом конкретном случае при установлении ставки страхового платежа возможно применение понижающего (от 0,2 до 1,0) или повышаю/щего (от 1,0 до 10,0) коэффициентов. При заключении договора страхования размер тарифной ставки определяется умножением основной ставки, установленной в зависимости от вида транспортировки, на соответствующий поправочный коэффициент. |