РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ПРИМЕНЕНИЮ УЧЕТНЫХ РЕГИСТРОВ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР 2 июля 1991 г. N 40 (Д) 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящие рекомендации по ведению бухгалтерского учета и применению учетных регистров предназначены для малых предприятий независимо от их вида, форм собственности и ведомственной принадлежности. 1.2. Согласно Закону СССР "О предприятиях в СССР" предприятие осуществляет бухгалтерский учет результатов своей работы. Бухгалтерский учет и отчетность ведется малыми предприятиями в соответствии с едиными методологическими основами и порядком, установленными Положением о бухгалтерском учете и отчетности и Планом счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности объединений, предприятий и организаций. При этом бухгалтерский учет решает следующие задачи: обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также ее использования инвесторами, покупателями, кредиторами, налоговыми и банковскими органами. 1.3. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на малом предприятии возлагается на руководителя. Бухгалтерский учет на малом предприятии осуществляется бухгалтерией, являющейся его самостоятельным структурным подразделением (службой), возглавляемой главным бухгалтером. На малом предприятии, не имеющем бухгалтерской службы, бухгалтерский учет и отчетность может осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. 1.4. Малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением регистров, предусмотренных инструкциями Министерства финансов СССР: по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной письмом от 8 марта 1960 г. N 63, и для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом от 6 июня 1960 г. N 176, а также отраслевыми указаниями, разработанными министерствами и ведомствами на основе типовых по согласованию с Министерством финансов СССР для предприятий подведомственных отраслей (строительство, торговля, снабжение и др.), или настоящими рекомендациями. Бланки указанных учетных форм печатаются и реализуются предприятиям органами Союзбланкоиздат по их заказам или в централизованном порядке по заказам вышестоящих органов хозяйственного управления, а также в порядке мелкооптовой и розничной торговли. Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей своего производства и управления, их сложности и численности работающих. При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета с специфике своей работы при соблюдении следующих требований: единая методологическая основа (принцип двойной записи); взаимосвязь данных аналитического и синтетического учета; сплошное отражение всех хозяйственных операций в регистрах учета на основании первичных учетных документов; накапливание и систематизация данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности. 1.5. Начальным этапом бухгалтерского учета на малом предприятии является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных материальных носителей первичной учетной информации. Малые предприятия могут применять для документирования операций типовые межведомственные формы первичной учетной документации, ведомственные формы, а также формы, самостоятельно разработанные применительно к соответствующим типовым, содержащим обязательные реквизиты и обеспечивающие достоверность отражения в учете совершенных операций. К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа (формы), дата составления, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции (в количественном и стоимостном выражении), наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки. При этом бухгалтерским работникам следует руководствоваться Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Минфином СССР. Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей). Следующим этапом учета является: регистрация сведений, содержащихся в первичных учетных документах, в применяемых регистрах бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности; использование данных бухгалтерских регистров для получения другой необходимой для предприятия информации. 2. ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 2.1. Организация учета 2.1.1. Министерство финансов СССР рекомендует малым предприятиям с простым хозяйственным процессом производства, работающим в непроизводственной сфере, а также предприятиям, имеющим незначительное количество хозяйственных операций, занятым в производственной сфере, применение упрощенной формы учета. Для организации учета по упрощенной форме Министерство финансов СССР рекомендует малым предприятиям на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности объединений, предприятий, организаций составить рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит малому предприятию вести учет средств и их источников в регистре бухгалтерского учета на основных главных счетах и тем самым обеспечивать контроль за достоверностью данных бухгалтерского учета в целом. В связи с этим малые предприятия могут использовать рекомендуемый рабочий План счетов бухгалтерского учета со следующей сокращенной системой счетов. ______________________________________________________________________ Раздел ! Наименование счета ! Номер ! Вид деятельности, ! ! счета ! где преимущественно ! ! ! применяется счет __________________!____________________!_________!____________________ 1 ! 2 ! 3 ! 4 _________________ ! ___________________!_________!____________________ Основные средства! Основные средства ! 01 ! Все виды ! ! ! деятельности __________________!____________________!_________!____________________ ! Износ (амортизация)! 02 ! ! основных средств ! ! __________________!____________________!_________!____________________ Производственные ! Материалы ! 05 ! запасы ! ! ! __________________!____________________!_________!____________________ Затраты на ! Основное ! 20 ! производство ! производство ! ! __________________!____________________!_________!____________________ ! Капитальные ! 33 ! ! вложения ! ! __________________!____________________!_________!____________________ Готовая продукция! Готовая продукция ! 40 ! __________________!____________________!_________!____________________ ! Реализация ! 46 ! __________________!____________________!_________!____________________ Денежные средства! Касса ! 50 ! __________________!____________________!_________!____________________ ! Расчетный счет ! 51 ! __________________!____________________!_________!____________________ ! Валютный счет ! 52 ! __________________!____________________!_________!____________________ ! Прочие счета в ! 55 ! ! банках ! ! __________________!____________________!_________!____________________ ! Финансовые вложения! 58 ! __________________!____________________!_________!____________________ Расчеты ! Расчеты с ! ! ! поставщиками и ! 60 ! ! подрядчиками ! ! __________________!____________________!_________!____________________ ! Расчеты с бюджетом ! 68 ! __________________!____________________!_________!____________________ ! Расчеты по ! 69 ! ! страхованию ! ! __________________!____________________!_________!____________________ ! Расчеты по оплате ! 70 ! ! труда ! ! __________________!____________________!_________!____________________ ! Расчеты с разными ! 76 ! ! дебиторами и ! ! ! кредиторами ! ! __________________!____________________!_________!____________________ Финансовые ! Прибыли и убытки ! 80 ! результаты, ! ! ! использование ! ! ! прибыли ! ! ! __________________!____________________!_________!____________________ Фонды и резервы ! Уставной фонд ! 85 ! __________________!____________________!_________!____________________ ! Фонды специального ! 88 ! ! назначения ! ! __________________!____________________!_________!____________________ Кредиты банков и ! Кредиты и другие ! 90 ! финансирование ! заемные средства ! ! __________________!____________________!_________!____________________ 2.1.2. Применяя рабочий план счетов, малое предприятие сводит учет отдельных средств и их источников на определенных счетах бухгалтерского учета согласно группировке их в типовом Плане счетов бухгалтерского учета. Производственные запасы, отражаемые согласно типовому Плану счетов на счетах 05,06,07,08,10,12,15 и 16, учитываются на счете 05 "Материалы". В этом случае предприятие учитывает малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП) как материалы и списывает их стоимость на затраты по производству продукции (работ, услуг) по мере их передачи в эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности МБП, переданных в эксплуатацию, на предприятиях должен осуществляться оперативный учет контроль за их движением. В случае возврата МБП из эксплуатации на склад и оприходования по остаточной стоимости (цене возможного использования) делается запись по дебету счета 05а "Материалы" и кредиту счета 20 "Основное производство". Операции по учету затрат, связанных с производством, отражаемые на счетах - 03,20,21,23,24,25,26,28,30,44, учитываются на счете 20 "Основное производство". Малые предприятия, имеющие значительное количество объектов учета (видов продукции, субъектов производства и т.п.) и недлительный цикл производственного процесса, учитывающие общехозяйственные (накладные расходы) обособленно от прямых, могут списывать их ежемесячно полностью на затраты по реализованной продукции (работ, услуг). Затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим статьям (материалы, заработная плата и др.). Учет отгрузки и реализации продукции (работ, услуг), а также определение финансового результата по оплате, учитываемых на счетах 45 и 46, осуществляется на счете 46 "Реализация". Учет дебиторной и кредиторной задолженности, осуществляемый на счетах 59,66,71,73,76, рекомендуется вести на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Малые предприятия имеющие финансовые вложения, используют для их учета счет 58 "Долгосрочные финансовые вложения" и 88 "Фонды специального назначения". Финансовые результаты и их использование, отражаемые на счетах 80,81,87, следует учитывать непосредственно на счете 80 "Прибыль и убытки" (для чего на последнем открывается субсчет "Использование прибыли"). При ведении операции по выявлению прибыли и ее использовании следует иметь в виду, что в течение года сумма прибыли и ее использование отражаются в учетном регистре развернуто по кредиту счета - показываются с нарастающим итогом прибыль, а по дебету счета - ее использование. По завершении года по состоянию на 1-е число следующего за отчетным года на сумму использованной прибыли производится уменьшение прибыли и в отчетности отражается неиспользованная сумма прибыли. В случае получения предприятием по итогам года убытков и наличия в учете сумм использования прибыли в течение года сумма убытков остается на счете 80 как убытки, а сумма, использованная на плановые мероприятия (производственное и социальное развитие, поощрение работников), отражается как перерасход этих средств на счете 80 субсчете "Использование прибыли" при отсутствии или недостаточности средств резервного фонда, которые могут быть направлены на их покрытие. Данные суммы погашаются за счет чистой прибыли ( прибыли, остающейся в распоряжении предприятия) следующего за отчетным года. 2.1.3. При ведении бухгалтерского учета капитальных вложений малые предприятия счетами 82 "Использование заемных средств"и 93 "Финансирование капитальных вложений" не пользуются. При осуществлении капитальных вложений оплата поставщиков и подрядчиков отражается по дебету счета 33 "Капитальные вложения" с кредита счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и производится за счет собственных средств предприятия (кредит счета 51 "Расчетный счет") либо за счет кредитов банка (кредит счета 90 "Кредиты и другие заемные средства" в случае, когда средства предоставленного кредита зачисляются на расчетный счет - кредит счете 51). Погашение кредитов банков отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 90 и кредиту счета 51. Учет ссуд банка и заемных средств, отражаемых в типовом Плане счетов на счетах 90,91,92 и 95, ведется малым предприятием на счете 90 по их видам и срокам получения. Затраты по приобретенным и принятым в эксплуатацию объектам основных средств, учтенные на счете 32 "Капитальные вложения", в размере расходов на их приобретение или инвентарной стоимости списывается со счета 33 "Капитальные вложения" в дебет счета 01 "Основные средства". При выбытии основных средств их балансовая стоимость списывается со счета 01 в дебет счета 02 "Износ (амортизация) основных средств". Износ (амортизация) основных средств отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 20 "Основное производство" и кредиту счета 02. 2.1.4. Отражение финансово-хозяйственных операций в системе применяемых малым предприятием счетов бухгалтерского учета и учетных регистрах осуществляется посредством двойной записи. Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах бухгалтерского учета. Например, отражая операцию по покупке материалов, взаимоувязывают показатели, отражаемые на счете учета купленных ценностей (дебет счета 05 "Материалы") и счетах учета денежных средств, уплаченных поставщику, или расчетов (кредит счета 51 "Расчетный счет", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"и др.); начисляя заработную плату, взаимоувязывают показатели, отражаемые на счетах учета затрат на производство продукции (работ, услуг) (дебет счета 20 "Основное производство"и др.), и возникновение задолженности на счетах учета расходов по оплате труда работников предприятия( кредит счета 70 "Расчеты по оплате труда") и т.д. 2.2. Упрощенная форма бухгалтерского учета. 2.2.1. Упрощенная форма бухгалтерского учета может вестись по: простой форме бухгалтерского учета(без использования регистров учета имущества малых предприятий); форме бухгалтерского учета с использованием регистров учета имущества малого предприятия. 2.3. Простая форма бухгалтерского учета. 2.3.1. Малые предприятия непроизводственной сферы, совершающие незначительное количество хозяйственных операций, не имеющие собственного имущества и процесса производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в книге учета хозяйственных операций по форме N К-1 (приложение 1). Наряду с Книгой учета хозяйственных операций для учета расчетов по оплате труда с работниками, с бюджетом по налогам и их доходов малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме N В-8. 2.3.2. Книга учета хозяйственных операций (форма N К-1) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие средств и их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Книга учета хозяйственных операций является комбинированным регистром, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом их них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей баланса. Малое предприятие может вести Книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера, а также оттиском печати малого предприятия. Книга учета хозяйственных операций открывается записями сумм остатков на начало года (начало деятельности предприятия) по каждому виду средств и источников, по которым они имеются. Затем в графе 3 "Содержание операций" записывается месяц и в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца. При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге по графе "Сумма", отражаются методом двойной записи одновременно по графам "Дебет" и "Кредит" счетов учета соответствующих видов средств и их источников. В течение месяца на счете 20 "Основное производство" в графе "Затраты на производство - дебет" собираются затраты на производство продукции (работ, услуг). По завершении месяца данные затраты в сумме приходящейся на реализованную в течение месяца продукцию (работы, услуги), списываются в дебет счета 46 "Реализация", с отражением соответственно в графах Книги "Затраты на производство - кредит" и "Реализация - дебет", при этом в графе 3 Книги "Содержание операции" делается запись - "Списаны затраты на производство реализованной продукции". Финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) выявляется как разница между оборотом, показанным по графе "реализация - кредит" и оборотом по графе "Реализация - дебет". Выявленный результат отражается в Книге отдельной строкой: по графе 3 делается запись "Финансовый результат за месяц"; в графах "Сумма", "Реализация - дебет" (если получена прибыль) и "Прибыль и ее использование - кредит" или "Реализация - кредит" (если получен убыток и "Прибыль и ее использование - дебет" показывается сумма финансового результата за месяц. По окончании месяца подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу средств, показанному по графе 4. После подсчета итогов дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому их виду ( счету) на 1-е число следующего месяца. 2.4. Форма бухгалтерского учета с использованием регистров учета имущество предприятий. 2.4.1. Малые предприятия имеющие имущество, простой процесс производства продукции и работ, могут применять для учета финансово-хозяйственных операций следующие учетные регистры: Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа) - форма N В-1 (приложение 2). Ведомость учета производственных запасов и готовой продукции - форма N В-2 (приложение 3); Ведомость учета затрат на производство - форма N В-3 (приложение 4); Ведомость учета денежных средств и фондов - форма N В-4 (приложение 5); Ведомость учета расходов и прочих операций - форма N В-5 (приложение 6); Ведомость учета реализации - форма N В-6 (приложение 7 и 8); Ведомость учета расчетов с поставщиками - форма N В-7 (приложение 9); Ведомость учета заработной платы - форма N В-8 (приложение 10); Ведомость (шахматная) - форма N В-9 (приложение 11); 2.4.2. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Таким образом, сумма по любой операции записывается в двух ведомостях одновременно: в одной - по дебету счета с указанием номера кредитируемого счета ( в графе "Корреспондирующий счет"), в другой - по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах "Содержание операции" (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др. Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.) Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме N В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость: _____________________________________________________________________ ! Номер ! Сальдо на 1-е ! Оборот на ! Сальдо на 1-е ! ! бухгалтерского! ! ! ! ! счета ! ! ! ! !_______________!__________________!________________!________________! ! ! дебет ! кредит ! дебет ! кредит ! дебет ! кредит! !_______________!________!_________!_______!________!_______!________! ! 1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6 ! 7 ! !_______________!________!_________!_______!________!_______!________! ! ! ! ! ! ! ! ! !_______________!________!_________!_______!________!_______!________! ! ! ! ! ! ! ! ! !_______________!________!_________!_______!________!_______!________! ! ! ! ! ! ! ! ! !_______________!________!_________!_______!________!_______!________! Данная оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса. Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях - наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи. Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов - красной). Ошибки в ведомостях исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и надписывания над зачеркнутым правильного текста или суммы. Зачеркивают тонкой чертой так, чтобы можно было прочитать неправильную запись. Всякое исправление ошибки в соответствующей ведомости должно быть оговорено надписью "Исправлено" с указанием даты и подтверждено подписью счетного работника. 2.4.3. Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа) (В-1). Ведомость по форме N В-1 является регистром аналитического и синтетического учета наличия и движения основных средств (счет 01 "Основные средства"), а также расчета сумм амортизационных отчислений (счет 02 "Износ (амортизация) основных средств"). Данные по основным средствам записываются в ведомости позиционным способом по каждому объекту отдельно. Ежемесячно при наличии движения основных средств подсчитываются суммы их оборотов и выводится остаток основных средств на 1-е число следующего за отчетным месяца. Перемещение основных средств внутри предприятия в ведомости не отражается. Амортизационные отчисления на полное восстановление определяются по применяемым (утвержденным или ускоренным) нормам от первоначальной стоимости основных средств. При наличии амортизационных отчислений следует иметь в виду, что изменение их месячных сумм в результате движения основных средств производится в следующем месяце после отражения в учете их прихода или выбытия. Для контроля за суммами начисленной амортизации по активной части и образованного износа по всем основным средствам в ведомости предусмотрены соответствующие графы учета амортизации с нарастающим итогом. Данные ведомости о суммах начисленных амортизационных отчислений используются для отражения операций по их движению в ведомостях формы NN В-3 и В-4. При наличии у предприятия значительного количества основных средств оно может вести их учет с использованием первичных форм NN ОС-6, ОС-7, ОС-8, ОС-9. На основании итоговых данных карточек учета движения основных средств (ОС-8) ведется сводный учет движения основных средств по счету 01 в ведомости N В-1. Начисление амортизационных отчислений производится в этом случае в разработанной таблице N 6 или N 7 журнально-ордерной формы счетоводства. 2.4.4. Ведомость учета производственных запасов и готовой продукции (В-2). Ведомость по форме N В-2 предназначена для аналитического и синтетического учета производственных запасов и готовой продукции, отражаемых на счетах 05 "Материалы" и 40 "Готовая продукция". Ведомость открывается на месяц и ведется материально ответственными лицами ( или в бухгалтерии) раздельно по производственным запасам и готовой продукции в разрезе всех видов ценностей, независимо от того, имелось или нет движение за отчетный месяц тех или иных ценностей. Стоимость ценностей определяется и отражается в ведомости исходя из их стоимости по цене приобретения, включая транспортные расходы, надбавки, указанные в расчетных документах поставщиков. При наличии на предприятии двух и более материально ответственных лиц, учет ценностей по которым ведется с применением ведомостей N В-2, в бухгалтерии на основе их данных составляется ведомость N В-2 сводного учета наличия и движения ценностей за месяц в целом по малому предприятию. Данные об отпуске материалов и продукции в производство и реализацию записываются из ведомости N В-2 (или сводной) соответственно в ведомости по формам N В-3 "Учета затрат на производство" или N В-6 "Учета реализации". 2.4.5. Ведомость учета затрат на производство (В-3). Ведомость по форме N В-3 применяется для аналитического и синтетического учета затрат по производству продукции (работ, услуг) и затрат по капитальным вложениям, учитываемых соответственно на счетах 20 "Основное производство" и 33 "Капитальные вложения" (для учета капитальных вложений открывается отдельная ведомость). Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) организуется по производствам в разрезе выпускаемой продукции (работ, услуг). Затраты по дебету счета 20 собираются с кредита разных счетов на основании данных, содержащихся в других ведомостях (В-2,В-4,В-5 и др.) и непосредственно из отдельных первичных документов. В одной ведомости можно вести раздельный учет затрат на производство продукции (работ, услуг) по их видам и на управление производством (накладные расходы). По окончании месяца и подсчете всех затрат (по графе 11) итоговая сумма затрат на управление может быть распределена по видам произведенной продукции или полностью списана на затраты реализованной продукции (работ, услуг). В первом случае делаются записи в графе 11-строчно по строке "Всего затрат на управление (накладные расходы)" и черным по строкам (объектам) учета затрат произведенной продукции (работ, услуг). При списании затрат на реализованную продукцию (работы, услуги) они относятся в дебет счета 46 с отражением в графе 16 "Реализовано". По определении затрат на законченную производством продукцию (работы, услуги) выявляется фактическая их себестоимость, которая списывается с кредита счета 20 в дебет соответствующих счетов по направлениям использования продукции (работ, услуг) - на склад (счет 40 "Готовая продукция"), реализацию (счет 46 "Реализация") и другие. Затраты, приходящиеся на незаконченную продукцию,числятся на счете 20 в разрезе производств (видов продукции) как незавершенное производство. Остатки незавершенного производства на начало месяца показываются в ведомости согласно соответствующим данным ведомости N В-3 за прошлый месяц, а остаток на конец месяца определяется по актам инвентаризации незавершенного производства или по учетным данным. 2.4.6. Ведомости учета денежных средств и фондов (В-4) и учета расчетов и прочих операций (В-5). Ведомость по форме N В-4 применяется малыми предприятиями для учета средств и фондов, учет которых ведется на следующих бухгалтерских счетах: 02 "Износ (амортизация) основных средств", 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет", 80 "Прибыли и убытки", 85 "Уставной фонд". Ведомость N В-5 используется для учета операций на счетах бухгалтерского учета, подразделяющихся на субсчета и требующих учета с нарастающим итогом остатков средств или задолженности по субсчетам и их видам: 55 "Прочие счета в банках", 58 "Долгосрочные финансовые вложения", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 68 "Расчеты с бюджетом", 69 "Расчеты по страхованию", 88 "Фонды специального назначения", 90 "Кредиты и другие заемные средства". Прием и выдача денежных средств, оформление приходных и расходных документов, ведение кассовой книги, составление отчета о кассовых операциях осуществляются в порядке, установленном Правилами о ведении кассовых операций. Записи в ведомость по учету денежных средств операций по расчетному счету и другим счетам в банке производится на основании выписок банка и приложенных к ним документов. Совершение и оформление операций по расчетному счету производится в порядке, установленном соответствующими положениями Госбанка СССР. Записи в ведомостях по учету расчетов с подотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами ведутся позиционным способом с выведением на конец месяца развернутого сальдо по задолженности малому предприятию дебету счета и задолженности малого предприятия - кредиту счета по каждому дебитору и кредитору на основании данных первичных документов. При использовании одного бланка ведомости для отражения операций, учитываемых на нескольких бухгалтерских счетах, на каждый из них в ведомости отводится необходимое количество строк и в графе "Основание" записывается его номер и наименование. Далее по этой же графе записываются виды задолженности дебиторы и кредиторы (например: счет 68 "Расчеты с бюджетом", ниже - подоходный налог с работников, налог на прибыль, и т.д.), а затем позиционным способом против каждого дебитора и кредитора - сальдо и движение средств по ним за месяц. По окончании месяца по каждому счету подсчитываются итоги оборотов по дебету и кредиту и выводится сальдо на первое число месяца следующего за отчетным. Записи операций по счету 80 "Прибыли и убытки" (учитывая, что операции по использованию прибыли также отражаются на данном счете) следует производить в следующем порядке: сальдо на начало отчетного месяца записывать развернуто, по каждому счету - сумма прибыли, развернутая по видам с начала года до отчетного месяца, по дебету - сумма использования прибыли, развернутая по направлениям с начала года до отчетного месяца. В таком же порядке записываются операции текущего месяца по образованию финансового результата - по дебету убытки от реализации и внереализационные потери, а по кредиту прибыль от реализации и внереализационные доходы. В конце месяца делается запись "Итого" и подсчитывается общий финансовый результат за месяц. После этого отражаются операции по их видам за месяц по использованию прибыли. 2.4.7. Ведомость учета реализации (В-6). Малые предприятия в зависимости от применяемого порядка определения финансового результата используют для учета реализации (расчетов с покупателями) разные варианты формы N В-6 - при определении результата: по мере оплаты расчетных документов покупателем (заказчиком) и поступлением средств на расчетный счет - форму N В-6 (оплата); по мере отгрузки (выполнения) покупателям (заказчикам) продукции (работ, услуг) и сдаче платежных документов в учреждение банка - форму N В-6 (отгрузка). При отгрузке или отпуске продукции (работ, услуг) покупателю (заказчику) записи в ведомости производятся позиционным способом по каждому счету (покупателю, виду продукции). В графах "Направлено в продажу продукции (работ, услуг) отчетного месяца" отражается себестоимость отгруженной (отпущенной) продукции (работ, услуг) с кредита счетов учета производственных запасов или затрат на производство и ее стоимости по отпускной цене согласно счету, предъявленному покупателю (заказчику). А. ВЕДОМОСТЬ ФОРМЫ N В-6(ОПЛАТА). Финансовый результат на малом предприятии, использующем данную ведомость, определяется как разница между данными граф "Оплачено по отпускной цене" и "Оплачено по фактической себестоимости". В том случае, когда фактическая себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) подсчитывается не по каждому ее виду (счету), а в целом за месяц она определяется как итог суммы фактической себестоимости их остатка на начало месяца и отгруженных за текущий месяц за вычетом фактической себестоимости ценностей и услуг, не полученных на конец месяца. Фактическая себестоимость продукции (работ, услуг), не оплаченной на конец месяца, подсчитывается как произведение ее стоимости по отпускным ценам на процент, определенный как отношение суммы фактической себестоимости продукции (работ, услуг) на начало месяца и отгруженной за месяц к их стоимости по отпускным ценам. По окончании месяца записи в ведомость (шахматную) по форме N В-9 производится из данной ведомости только в части стоимости реализованной продукции (работ, услуг) из графы "Оплачено по отпускной цене" (кредит счета 46 "Реализация"). Выявленный финансовый результат в ведомости формы N В-6 в графе "Прибыль за месяц" используется для записи в ведомости по форме N В-4 операций по счету 80 "Прибыль и убытки". Дебетовое сальдо по счету 46 (графы ведомости "Остаток на конец месяца") показывает остаток отгруженной продукции (работ, услуг), не оплаченной покупателями и заказчиками на конец месяца. Б. ВЕДОМОСТЬ ФОРМЫ N В-6 (ОТГРУЗКА) Совмещает учет расчетов с покупателями (дебиторской задолженности) - счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и учета реализации продукции (работ, услуг) - счета 46 "Реализация". Финансовый результат при использовании данной ведомости определяется как разница между данными граф "Направлено в продажу продукции (работ, услуг) отчетного месяца - по отпускным ценам и фактической себестоимости". Неоплаченная дебиторская задолженность числится в ведомости по отпускным ценам, а в ведомости (шахматной) по форме N В-9 учет расчетов ведется с использованием счета 62. 2.4.8. Ведомость учета расчетов с поставщиками (В-7). Ведомость по форме N В-7 применяется для учета расчетов с поставщиками, учитываемых на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Ведомость открывается путем перенесения остатков задолженности предприятия в разрезе счетов поставщиков из ведомости за прошлый месяц. В ведомости по кредиту счета 60 позиционным способом записываются счета поставщиков и подрядчиков за выполненные работы и услуги, а также за полученные материальные ценности. По дебету отражаются операции по оплате счетов поставщиков и подрядчиков (кредит счетов: 51 "Расчетный счет", 55 "Прочие счета в банках" и другие). 2.4.9. Ведомость учета заработной платы (В-8). Ведомость по форме N В-8 предназначена для учета расчетов с рабочим и служащим по оплате труда, учитываемых на счете 70 "Расчеты по оплате труда". В разделе ведомости "Кредит (начислено)" отражаются начисленные работникам предприятия (состоящим и не состоящим в штате) суммы заработной платы (включая премии) за выполненную работу, исчисленные исходя из принятых на предприятии систем и форм оплаты труда, надбавки, доплаты и другие выплаты предусмотренные действующим законодательством. Заработная плата группируется в ведомости по категориям работников, объектам учета, видам производства. Одновременно производится расчет всех удержаний из заработной платы работников в разделе "Дебет (удержано)" в соответствии с действующим законодательством (подоходного налога, сумм выданных авансов, своевременно не возвращенных подотчетным лицам сумм, сумм по исполнительным листам в пользу различных предприятий и лиц и других) и определяется сумма, подлежащая выдаче на руки работникам. Ведомость является также платежным документом и предназначена для выдачи заработной платы работникам предприятий. При наличии невыданной работникам предприятий заработной платы (по истечении 3 рабочих дней со дня установленного для ее выплаты) в графе этой ведомости "Расписка в получении" делается запись: "Депонировано", и указанная сумма переносится по каждому работнику (записью позиционным способом) в ведомость следующего месяца в графу 4 "Остаток заработной платы на начало месяца". При наличии у предприятия большого количества работников( в т.ч. не состоящих в штате предприятия), оно может вести учет начислений заработной платы и удержаний из нее в расчетных ведомостях типовых форм N Т-49 и Т-51. В этом случае свод операций по счету 70 производится в ведомости N В-8 на основании данных типовых ведомостей. В ведомости N В-8 также определяются суммы отчислений на государственное социальное страхование а установленном порядке от сумм оплаты труда работников. На основании данной ведомости обороты по кредиту счета 69 "Расчеты по страхованию" отражаются по графе "Кредит" ведомости N В-5 и по графе "Дебет" ведомости N В-3 "Учет затрат на производство". 2.4.10. Ведомость (шахматная) N В-9. Учет финансово-хозяйственных операций на малых предприятиях, применяющих форму учета, основанную на использовании регистров учета имущества предприятия, завершается по истечении месяца подсчетом итогов по оборотам в применяемых ведомостях и обязательным переносом их в ведомость (шахматную) по форме N В-9. Ведомость по форме N В-9 является регистром синтетического учета и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета. Ведомость открывается на каждый месяц и служит для записей данных по дебету и кредиту каждого счета в отдельности. В ведомости по подлежащему необходимо располагать счета в порядке их возрастания, а по сказуемому - в порядке возрастающих номеров ведомостей. Ведомость по форме N В-9 заполняется сначала путем переноса кредитовых оборотов из применяемых ведомостей (используются данные граф "Корреспондирующий счет") с разноской их в дебет соответствующих счетов. По завершении разноски подсчитывается сумма дебетового оборота по каждому счету, который должен быть равен дебетовому обороту, отраженному по данному счету в соответствующей ведомости. Выявленные суммы по дебету каждого счета суммируются, и их общий итог должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов. Дебетовые и кредитовые обороты по каждому применяемому счету переносятся в оборотную ведомость, в которой подсчитывается сальдо по каждому счету по состоянию на первое число следующего за отчетным месяца. |