ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕАТРЕ В РСФСР. Постановление. Совет Министров РСФСР (СМ РСФСР). 31.05.91 297

                      ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕАТРЕ В РСФСР

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

                            31 мая 1991 г.

                                N 297

                                 (Д)


                                                  УТВЕРЖДЕНО
                                       постановлением Совета Министров
                                                    РСФСР
                                           от 31 мая 1991 г. N 297

     Настоящее Положение определяет правовые, экономические и социаль-
ные условия  создания и функционирования театров и других организаций,
занимающихся профессиональной театральной  деятельностью  (театральные
организации), полностью  или  частично  финансируемых  учредителями из
республиканского бюджета РСФСР,  бюджетов республик, входящих в состав
РСФСР, местных  бюджетов,  а  также средств юридических лиц и граждан,
особенности этого вида деятельности,  права, обязанности и ответствен-
ность театров, театральных организаций и их учредителей.
     Положение распространяется на нее учреждаемые в  РСФСР  театры  и
театральные организации, целью которых не является получение прибыли.


                          I. Общие положения

     1. Основные цели  деятельности  театра,  театральной  организации
(далее -  театр)  определяются  задачами удовлетворения и формирования
духовных потребностей населения в сценическом искусстве.
     2. Театр действует в соответствии с уставом, является юридическим
лицом, имеет собственное наименование с указанием не менее  одного  из
его учредителей.
     Уставом театра может быть предусмотрено кроме  официально  другое
наименование и сфера использования этого наименования.
     3. Статус юридического лица театр  приобретает  с  момента  госу-
дарственной регистрации в порядке, установленным настоящим Положением.
     4. Театр самостоятельно осуществляет свою деятельность и распоря-
жается е результатами.
     5. Театр отвечает по своим обязательствам имуществом  театра,  на
которое по законодательству РСФСР может быть обращено взыскание. Учре-
дитель не несет ответственности по обязательствам учрежденного им  те-
атра, и  театр  не отвечает по обязательствам своего учредителя,  если
иное не вытекает из договора между ними.
     6. Театры могут объединяться в союзы,  ассоциации, региональные и
другие объединения (далее - объединения),  которые создаются на  дого-
ворной основе.
     Театры, входящие в состав объединения,  сохраняют свою  самостоя-
тельность и права юридического лица.
     Объединение может являться юридическим лицом,  иметь  собственное
наименование и действовать на основании своего устава.
     7. Театр может учреждать свои филиалы и обособленные  подразделе-
ния в порядке, установленном для создания театра, которые действуют на
основании положений или уставов, утверждаемых театром.
     8. Отношения театра с предприятиями, организациями, учреждениями,
Советами народных депутатов, органами государственного управления рег-
ламентируются законодательством РСФСР,  входящих в ее состав республик
и настоящим Положением.
        
     
           II. Условия создания театра, порядок учреждения
                    и государственная регистрация
     
     9. Театр может быть учрежден:
     органами государственного  управления  РСФСР,  входящих  в состав
РСФСР республик, краев и областей, автономных областей, автономных ок-
ругов (государственные театры);
     местными Советами народных депутатов или органами местного  само-
управления (муниципальные театры);
     органами государственного управления Союза ССР и союзных  респуб-
лик;
     общественными объединениями,  советскими  и  иностранными  юриди-
ческими  лицами и гражданами, международными организациями.
     Учредители берут на себя обязательства по содержанию  и  экономи-
ческой поддержке театра.
     10. Театр может иметь одного или нескольких учредителей.
     Театр может  быть  учрежден  в  результате  выделения  из состава
действующего театра одного или нескольких  структурных  подразделений.
При этом должен быть определен учредитель (учредители) нового театра.
     11. На театры, учреждаемые в соответствии с настоящим Положением,
распространяется порядок  регистрации,  установленный  для предприятий
Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
     Данные государственной регистрации в месячный срок сообщаются те-
атром в Министерство культуры РСФСР для включения в  Единый  республи-
канский реестр театров.
     Деятельность незарегистрированного  театра  запрещается.  Доходы,
полученные от деятельности незарегистрированного театра,  взыскиваются
через суд и направляются в местный бюджет.
     12. Учредительными  документами театра являются заявление учреди-
теля (учредителей),  устав театра,  а также решение о его создании или
договор учредителей.
     13. Изменения и дополнения учредительных документов театра подле-
жат регистрации  в  том же порядке и в те же сроки,  что и регистрация
учредительных документов.
     14. Отказ  в государственной регистрации театра возможен в случае
нарушения установленного настоящим Положением порядка создания театра,
а также несоответствии учредительных документов требованиям настоящего
Положения и законодательства РСФСР.
     Отказ в регистрации театра по другим мотивам является незаконным.
О решении отказать в регистрации театра соответствующий  орган  обязан
сообщить в трехдневный срок в письменной форме учредителю театра.
     Отказ в регистрации театра может быть обжалован в судебном поряд-
ке.
     
     
         III. Правовой статус и гарантии деятельности театра
     
     15. Театр обладает всеми правами,  обеспечивающими свободу  твор-
ческой деятельности, пользуется независимостью в выборе художественных
направлений, репертуара,  в принятии решений  о  публичном  исполнении
спектакля, в  публикации любых рекламных материалов,  а также осущест-
вляет другие необходимые действия,  не противоречащие законодательству
РСФСР.
     16. Театр обладает исключительным правом на выбор вида  использо-
вания созданного им спектакля:  все формы публичного исполнения, пере-
дачу прав на постановку этого спектакля другим театрам,  а также  иным
юридическим лицам и гражданам,  показ по телевидению и передачу по ра-
дио, съемку и запись н а магнитные,  кино-, видео-, аудио-, лазерные и
другие материальные носители, а также на их тиражирование, реализацию,
распространение и выдачу разрешений на копирование как в СССР,  так  и
за рубежом.
     Передача этого права другим театрам, а также иным юридическим ли-
цам и гражданам осуществляется на основе договора и не должна наносить
ущерба авторам, постановщикам и исполнителям.
     17. Театр имеет право:
     использовать (или уступать права использования) на договорных на-
чалах объекты интеллектуальной собственности,  отдельные неимуществен-
ные права граждан и юридических лиц;
     использовать собственную символику (официальное и другое наимено-
вание, товарный знак,  эмблему и т.д.) и рекламу спектаклей в  коммер-
ческих целях, а также разрешать такое использование другим юридическим
лицам и гражданам на договорной основе;
     использовать на договорных началах финансовые средства, имущество
и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;
     самостоятельно формировать свою экономическую программу,  опреде-
лять порядок реализации билетов,  других услуг и продукции, устанавли-
вать на  них цены в соответствии с законодательством РСФСР и настоящим
положением;
     нанимать и  увольнять работников в соответствии с действующим за-
конодательством РСФСР и уставом театра.
     18. Театр обязан:
     выполнять обязательства,  вытекающие из законодательства РСФСР  и
заключенных им договоров, в том числе договоров с учредителями театра;
     полностью рассчитываться со  всеми  работниками  театра  согласно
заключенным договорам, независимо от финансового состояния театра;
     осуществлять социальное,  медицинское и иные  виды  обязательного
страхования граждан,  работающих по найму, обеспечивать им условия для
трудовой деятельности в соответствии с законодательством РСФСР;
     обеспечивать гарантированные  законодательством РСФСР минимальный
размер оплаты труда,  условия труда и меры социальной защиты  работни-
ков, нести  ответственность  за ущерб,  причиненный их здоровью и тру-
доспособности.
     19. Театр  в  соответствии  с  законодательством  РСФСР несет от-
ветственность за нарушение договорных,  кредитных,  расчетных и других
обязательств, получение  доходов  от деятельности,  не предусмотренной
уставом, а также за безопасность его работников и зрителей.
     20. Театру гарантируется:
     недопущение отказа в государственной регистрации по мотивам неце-
лесообразности;
     равное право доступа наряду с предприятиями к финансовым,  трудо-
вым и информационным ресурсам;
     защита его прав и интересов,  недопущение введения цензуры и  ли-
цензионных ограничений на театральную деятельность в РСФСР,  если иное
не предусмотрено законодательством РСФСР.
     21. Вмешательство  органов государственного управления в деятель-
ность театра не допускается,  кроме  как  по  установленным  законода-
тельством РСФСР основаниям и в пределах правомочий соответствующих ор-
ганов.
     Запрет на  публичное  исполнение  спектаклей или других видов его
использования, а также публикацию театральных рекламных материалов  не
допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством РСФСР.
     
     
                    IV. Основы деятельности театра
     
                             Устав театра
     
     22. Устав театра утверждается его учредителем (учредителями) сов-
местно с коллективом театра.
     В уставе определяются наименование театра,  его  местонахождение,
органы управления и контроля,  виды деятельности, порядок финансирова-
ния деятельности театра,  образования и расходования его фондов, усло-
вия реорганизации и ликвидации театра.
     23. В качестве основного вида деятельности в уставе театра должна
предусматриваться деятельность, связанным с созданием и (или) прокатом
спектаклей, других видов представлений как на территории РСФСР,  так и
за ее пределами.
     Уставом театра могут быть предусмотрены также и другие виды  дея-
тельности, осуществляемые  театром,  не  запрещенные законодательством
РСФСР, способствующие улучшению условий для творчества, экономическому
стимулированию труда,  социальной защищенности работников театра и ук-
реплению его материально-технической базы.
     
     
            Отношения собственности, имущество и средства
     
     24. Учредитель (учредители) передает в полное хозяйственное веде-
ние театра необходимое имущество и средства,  образующие уставный фонд
театра.
     Уставный фонд театра и средства,  образованные в  результате  его
деятельности, вне зависимости от источников их возникновения,  состав-
ляют  единые хозяйственные ресурсы театра и используются им для реали-
зации уставных целей.
     25. Театр на праве полного хозяйственного ведения владеет,  поль-
зуется и распоряжается зданиями, сооружениями, оборудованием6 сырьем и
материалами, денежными средствами,  ценными бумагами и другим имущест-
вом, а также продуктами интеллектуального и творческого  труда,  вклю-
чая созданные спектакли.
     26. Отношения  учредителя (учредителей) и театра строятся в соот-
ветствии с действующим законодательством, настоящим Положением, а так-
же договором. Договор между учредителем (учредителями) и театром опре-
деляет взаимные обязательства сторон,  ограничения  прав использования
имущества, порядок финансирования деятельности театра учредителем (уч-
редителями), материальную ответственность сторон,  основания и условия
расторжения договора.
     
     
            Планирование, ценообразование и финансирование
     
     27. Театр самостоятельно планирует свою деятельность и определяет
перспективы развития,  исходя из задач (целей),  предусмотренных уста-
вом, наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов и необхо-
димости творческо-производственного и социального развития театра.
     28. Театр самостоятельно устанавливает цены на билеты, гарантируя
социально незащищенным группам населения продажу не менее 20%  билетов
на спектакли по льготным ценам. Цены (тарифы) на другие платные услуги
и продукцию,  реализуемые  театром,  устанавливаются  в порядке,  пре-
дусмотренном законодательством РСФСР.
     29. Театр  покрывает  свои расходы за счет доходов,  получаемых в
виде:
     ассигнований от учредителя (учредителей);
     сборов от  продажи  билетов  на  все  виды  спектаклей  и  других
представлений;
     поступлений по договорам за проведение работ и оказание услуг  от
органов государственного  управления,  предприятий  всех организацион-
но-правовых форм, учреждений, общественных и других организаций, вклю-
чая учредителя (учредителей) театра;
     добровольных взносов, даров, субсидий;
     процентов от вкладов в банки;
     других поступлений.
     Деятельность государственных  и  муниципальных театров финансиру-
ется учредителем (учредителями) в соответствии с Положением о  принци-
пах государственного  финансирования  государственных  и муниципальных
театров в РСФСР.
     30. право театра на получение безвозмездных пожертвований (даров,
субсидий) от советских и зарубежных юридических лиц и граждан не огра-
ничивается.
     31. Средства,оставшиеся после возмещения театром  материальных  и
приравненных к ним затрат,  выплат по обязательствам, заработной платы
работникам, распределяются театром  самостоятельно  в  соответствующие
фонды театра.
     32. Театры, осуществляющие свою деятельность на основании настоя-
щего Положения  в соответствии с законодательством рСФСР о налогообло-
жении, не являются плательщиками налогов.
     33. Средства фонда творческо-производственного и социального раз-
вития театра расходуются только целевым назначением и не предназначены
на оплату труда.
     Средства, полученные театром в результате  реализации  имущества,
входящего в состав его основных фондов,  зачисляются непосредственно в
фонд творческо-производственного и социального развития.
     34. Театр  несет  полную  ответственность за соблюдение кредитных
договоров и расчетной дисциплины.
     
     
             Трудовые отношения и социальная деятельность
     
     35. Трудовые  отношения  работника и театра регулируются трудовым
договором в соответствии с законодательством РСФСР о труде.
     36. Формы, системы и размеры оплаты труда работников театра уста-
навливаются театром самостоятельно.
     37. Социальное  развитие,  улучшение условий труда,  обязательное
социальное и медицинское страхование и социальное обеспечение работни-
ков театра и членов их семей регулируются законодательством РСФСР.
     38. Театр может самостоятельно устанавливать для  работников  до-
полнительные отпуска,  сокращенный рабочий день и иные льготы, а также
поощрять работников организаций,  обслуживающих коллектив театра и  не
входящих в его состав.
     39. Условия труда в театре регулируются  Положением,  утверженным
Министерством культуры  РСФСР  по  согласованию с Российским комитетом
профсоюза работников культуры и Союзом театральных деятелей РСФСР.
     
     
                   Внешнеэкономическая деятельность
     
     40. Театр  имеет  право осуществлять внешнеэкономическую деятель-
ность в соответствии с законодательством РСФСР.
     41. Театр может пользоваться кредитом советских и зарубежных бан-
ков и коммерческим кредитом в иностранной валюте,  а также продавать и
приобретать валюту в установленном порядке.
     
     
                      Учет и отчетность в театре
     
     42. Театр ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность  в  по-
рядке, установленном законодательством РСФСР.
     Театр предоставляет государственным органам информацию, необходи-
мую для ведения общегосударственной системы сбора и обработки информа-
ции, а также публикует данные о своей  деятельности,  включая  годовые
балансы, в порядке, установленном законодательством РСФСР.
     
     
                        V. Управление театром
     
     43. Управление театром осуществляется в соответствии с  настоящим
Положением и уставом театра. Театр самостоятельно определяет структуру
органов управления и расходы на их содержание.
     44. Учредитель (учредители) театра осуществляет найм художествен-
ного руководителя или директора  (далее  -  руководитель)  театра  не-
посредственно или через уполномоченный им орган путем заключения дого-
вора (контракта),  в котором определяются  права,  обязанности  и  от-
ветственность руководителя  театра,  условия  оплаты  его труда,  срок
контракта, условия освобождения от занимаемой должности.
     45. Руководитель театра без доверенности действует от имени теат-
ра, представляет его интересы, распоряжается имуществом театра, заклю-
чает договоры,  в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в
банках расчетный  и  другие  счета,  пользуется  правом   распоряжения
средствами, утверждает штаты,  издает приказы и дает указания,  обяза-
тельные для всех работников театра,  и несет полную ответственность за
результаты деятельности театра.
     46. В театре по предложению его руководителя  может  быть  создан
художественный совет  или  иной  совещательный  орган,  формируемый  и
действующий в порядке, установленном театром самостоятельно.
     47. Взаимоотношения  коллектива  театра  с руководителем,  охрана
труда, социальное развитие,  участие работников в распределении  соот-
ветствующих фондов  регулируются законодательством РСФСР и уставом те-
атра.
     
     
                VI. Ликвидация и реорганизация театра
     
     48. Прекращение деятельности театра осуществляется путем его лик-
видации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделе-
ние, смена учредителей).
     49. Театр ликвидируется:
     по решению учредителя (учредителей);
     в случае признания его банкротом;
     по основаниям,   предусмотренным   действующим  законодательством
РСФСР и входящих в ее состав республик.
     50. Реорганизация  театра  осуществляется  по  решению учредителя
(учредителей) театра.
     51. При  реорганизации или ликвидации театра увольняемым работни-
кам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с  за-
конодательством РСФСР и входящих в ее состав республик.
     52. Театр считается реорганизованным или ликвидированным с момен-
та исключения его из Единого республиканского реестра театров.
     53. В случае слияния одного театра  с  другим  все  имущественные
права и обязанности каждого из них переходят к театру,  возникающему в
результате слияния.
     54. В  случае  разделения  театра  к возникшим в результате этого
разделения новым театрам переходят в соответствующих частях по  разде-
лительному акту  (балансу) имущественные права и обязанности реоргани-
зованного театра.  При выделении из театра одного или нескольких теат-
ров к каждому из них переходит в соответствующих  частях  по  раздели-
тельному акту (балансу) имущественные права и обязанности  реорганизо-
ванного театра.
     55. При преобразовании одного театра в другой к вновь  возникшему
театру переходят все имущественные права и обязанности прежнего театра.
     56. В случае ликвидации театра,  не  являющегося  государственным
или муниципальным, учредитель (учредители) сохраняет права собственни-
ка на имущество и средства,  переданные им в уставный фонд театра  при
его учреждении. Остальное имущество и средства театра распределяются в
порядке, предусмотренном уставом.
     57. Имущество  ликвидированного  театра  может быть выкуплено для
создания театрального предприятия, действующего в соответствии с Зако-
ном РСФСР  "О  предприятиях  и предпринимательской деятельности".  При
этом преимущественным правом выкупа пользуются коллектив ликвидирован-
ного театра, его руководитель или учредитель (учредители).
     58. Ликвидация театра  осуществляется  ликвидационной  комиссией,
образуемой учредителем  (учредителями)  театра совместно с коллективом
театра.
     Ликвидация театра при банкротстве осуществляется в соответствии с
законодательством РСФСР.
     Учредитель (учредители) или уполномоченный орган, принявший реше-
ние о ликвидации театра, устанавливает порядок и сроки проведения лик-
видации, а также срок для заявления претензий кредиторов,  который  не
может быть менее двух месяцев с момента объявления о ликвидации.
     59. Ликвидационная комиссия помещает в печати по месту нахождения
театра публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления  кре-
диторами претензий.  Наряду с этой публикацией ликвидационная комиссия
обязана провести работу по взиманию дебиторской задолженности театру и
выявлению претензий  кредиторов.  Кредиторы  и  иные юридические лица,
состоящие в договорных отношениях с ликвидируемым театром,  извещаются
о ликвидации театра в письменном виде.
     Ликвидационная комиссия оценивает наличное имущество  ликвидируе-
мого театра и рассчитывается с кредиторами,  составляет ликвидационный
баланс и представляет его учредителю  (учредителям),  Совету  народных
депутатов по месту регистрации или органу, назначившему ликвидационную
комиссию.