ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕАТРЕ В РСФСР ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР 31 мая 1991 г. N 297 (Д) УТВЕРЖДЕНО постановлением Совета Министров РСФСР от 31 мая 1991 г. N 297 Настоящее Положение определяет правовые, экономические и социаль- ные условия создания и функционирования театров и других организаций, занимающихся профессиональной театральной деятельностью (театральные организации), полностью или частично финансируемых учредителями из республиканского бюджета РСФСР, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, местных бюджетов, а также средств юридических лиц и граждан, особенности этого вида деятельности, права, обязанности и ответствен- ность театров, театральных организаций и их учредителей. Положение распространяется на нее учреждаемые в РСФСР театры и театральные организации, целью которых не является получение прибыли. I. Общие положения 1. Основные цели деятельности театра, театральной организации (далее - театр) определяются задачами удовлетворения и формирования духовных потребностей населения в сценическом искусстве. 2. Театр действует в соответствии с уставом, является юридическим лицом, имеет собственное наименование с указанием не менее одного из его учредителей. Уставом театра может быть предусмотрено кроме официально другое наименование и сфера использования этого наименования. 3. Статус юридического лица театр приобретает с момента госу- дарственной регистрации в порядке, установленным настоящим Положением. 4. Театр самостоятельно осуществляет свою деятельность и распоря- жается е результатами. 5. Театр отвечает по своим обязательствам имуществом театра, на которое по законодательству РСФСР может быть обращено взыскание. Учре- дитель не несет ответственности по обязательствам учрежденного им те- атра, и театр не отвечает по обязательствам своего учредителя, если иное не вытекает из договора между ними. 6. Театры могут объединяться в союзы, ассоциации, региональные и другие объединения (далее - объединения), которые создаются на дого- ворной основе. Театры, входящие в состав объединения, сохраняют свою самостоя- тельность и права юридического лица. Объединение может являться юридическим лицом, иметь собственное наименование и действовать на основании своего устава. 7. Театр может учреждать свои филиалы и обособленные подразделе- ния в порядке, установленном для создания театра, которые действуют на основании положений или уставов, утверждаемых театром. 8. Отношения театра с предприятиями, организациями, учреждениями, Советами народных депутатов, органами государственного управления рег- ламентируются законодательством РСФСР, входящих в ее состав республик и настоящим Положением. II. Условия создания театра, порядок учреждения и государственная регистрация 9. Театр может быть учрежден: органами государственного управления РСФСР, входящих в состав РСФСР республик, краев и областей, автономных областей, автономных ок- ругов (государственные театры); местными Советами народных депутатов или органами местного само- управления (муниципальные театры); органами государственного управления Союза ССР и союзных респуб- лик; общественными объединениями, советскими и иностранными юриди- ческими лицами и гражданами, международными организациями. Учредители берут на себя обязательства по содержанию и экономи- ческой поддержке театра. 10. Театр может иметь одного или нескольких учредителей. Театр может быть учрежден в результате выделения из состава действующего театра одного или нескольких структурных подразделений. При этом должен быть определен учредитель (учредители) нового театра. 11. На театры, учреждаемые в соответствии с настоящим Положением, распространяется порядок регистрации, установленный для предприятий Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Данные государственной регистрации в месячный срок сообщаются те- атром в Министерство культуры РСФСР для включения в Единый республи- канский реестр театров. Деятельность незарегистрированного театра запрещается. Доходы, полученные от деятельности незарегистрированного театра, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет. 12. Учредительными документами театра являются заявление учреди- теля (учредителей), устав театра, а также решение о его создании или договор учредителей. 13. Изменения и дополнения учредительных документов театра подле- жат регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и регистрация учредительных документов. 14. Отказ в государственной регистрации театра возможен в случае нарушения установленного настоящим Положением порядка создания театра, а также несоответствии учредительных документов требованиям настоящего Положения и законодательства РСФСР. Отказ в регистрации театра по другим мотивам является незаконным. О решении отказать в регистрации театра соответствующий орган обязан сообщить в трехдневный срок в письменной форме учредителю театра. Отказ в регистрации театра может быть обжалован в судебном поряд- ке. III. Правовой статус и гарантии деятельности театра 15. Театр обладает всеми правами, обеспечивающими свободу твор- ческой деятельности, пользуется независимостью в выборе художественных направлений, репертуара, в принятии решений о публичном исполнении спектакля, в публикации любых рекламных материалов, а также осущест- вляет другие необходимые действия, не противоречащие законодательству РСФСР. 16. Театр обладает исключительным правом на выбор вида использо- вания созданного им спектакля: все формы публичного исполнения, пере- дачу прав на постановку этого спектакля другим театрам, а также иным юридическим лицам и гражданам, показ по телевидению и передачу по ра- дио, съемку и запись н а магнитные, кино-, видео-, аудио-, лазерные и другие материальные носители, а также на их тиражирование, реализацию, распространение и выдачу разрешений на копирование как в СССР, так и за рубежом. Передача этого права другим театрам, а также иным юридическим ли- цам и гражданам осуществляется на основе договора и не должна наносить ущерба авторам, постановщикам и исполнителям. 17. Театр имеет право: использовать (или уступать права использования) на договорных на- чалах объекты интеллектуальной собственности, отдельные неимуществен- ные права граждан и юридических лиц; использовать собственную символику (официальное и другое наимено- вание, товарный знак, эмблему и т.д.) и рекламу спектаклей в коммер- ческих целях, а также разрешать такое использование другим юридическим лицам и гражданам на договорной основе; использовать на договорных началах финансовые средства, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц; самостоятельно формировать свою экономическую программу, опреде- лять порядок реализации билетов, других услуг и продукции, устанавли- вать на них цены в соответствии с законодательством РСФСР и настоящим положением; нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим за- конодательством РСФСР и уставом театра. 18. Театр обязан: выполнять обязательства, вытекающие из законодательства РСФСР и заключенных им договоров, в том числе договоров с учредителями театра; полностью рассчитываться со всеми работниками театра согласно заключенным договорам, независимо от финансового состояния театра; осуществлять социальное, медицинское и иные виды обязательного страхования граждан, работающих по найму, обеспечивать им условия для трудовой деятельности в соответствии с законодательством РСФСР; обеспечивать гарантированные законодательством РСФСР минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работни- ков, нести ответственность за ущерб, причиненный их здоровью и тру- доспособности. 19. Театр в соответствии с законодательством РСФСР несет от- ветственность за нарушение договорных, кредитных, расчетных и других обязательств, получение доходов от деятельности, не предусмотренной уставом, а также за безопасность его работников и зрителей. 20. Театру гарантируется: недопущение отказа в государственной регистрации по мотивам неце- лесообразности; равное право доступа наряду с предприятиями к финансовым, трудо- вым и информационным ресурсам; защита его прав и интересов, недопущение введения цензуры и ли- цензионных ограничений на театральную деятельность в РСФСР, если иное не предусмотрено законодательством РСФСР. 21. Вмешательство органов государственного управления в деятель- ность театра не допускается, кроме как по установленным законода- тельством РСФСР основаниям и в пределах правомочий соответствующих ор- ганов. Запрет на публичное исполнение спектаклей или других видов его использования, а также публикацию театральных рекламных материалов не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством РСФСР. IV. Основы деятельности театра Устав театра 22. Устав театра утверждается его учредителем (учредителями) сов- местно с коллективом театра. В уставе определяются наименование театра, его местонахождение, органы управления и контроля, виды деятельности, порядок финансирова- ния деятельности театра, образования и расходования его фондов, усло- вия реорганизации и ликвидации театра. 23. В качестве основного вида деятельности в уставе театра должна предусматриваться деятельность, связанным с созданием и (или) прокатом спектаклей, других видов представлений как на территории РСФСР, так и за ее пределами. Уставом театра могут быть предусмотрены также и другие виды дея- тельности, осуществляемые театром, не запрещенные законодательством РСФСР, способствующие улучшению условий для творчества, экономическому стимулированию труда, социальной защищенности работников театра и ук- реплению его материально-технической базы. Отношения собственности, имущество и средства 24. Учредитель (учредители) передает в полное хозяйственное веде- ние театра необходимое имущество и средства, образующие уставный фонд театра. Уставный фонд театра и средства, образованные в результате его деятельности, вне зависимости от источников их возникновения, состав- ляют единые хозяйственные ресурсы театра и используются им для реали- зации уставных целей. 25. Театр на праве полного хозяйственного ведения владеет, поль- зуется и распоряжается зданиями, сооружениями, оборудованием6 сырьем и материалами, денежными средствами, ценными бумагами и другим имущест- вом, а также продуктами интеллектуального и творческого труда, вклю- чая созданные спектакли. 26. Отношения учредителя (учредителей) и театра строятся в соот- ветствии с действующим законодательством, настоящим Положением, а так- же договором. Договор между учредителем (учредителями) и театром опре- деляет взаимные обязательства сторон, ограничения прав использования имущества, порядок финансирования деятельности театра учредителем (уч- редителями), материальную ответственность сторон, основания и условия расторжения договора. Планирование, ценообразование и финансирование 27. Театр самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из задач (целей), предусмотренных уста- вом, наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов и необхо- димости творческо-производственного и социального развития театра. 28. Театр самостоятельно устанавливает цены на билеты, гарантируя социально незащищенным группам населения продажу не менее 20% билетов на спектакли по льготным ценам. Цены (тарифы) на другие платные услуги и продукцию, реализуемые театром, устанавливаются в порядке, пре- дусмотренном законодательством РСФСР. 29. Театр покрывает свои расходы за счет доходов, получаемых в виде: ассигнований от учредителя (учредителей); сборов от продажи билетов на все виды спектаклей и других представлений; поступлений по договорам за проведение работ и оказание услуг от органов государственного управления, предприятий всех организацион- но-правовых форм, учреждений, общественных и других организаций, вклю- чая учредителя (учредителей) театра; добровольных взносов, даров, субсидий; процентов от вкладов в банки; других поступлений. Деятельность государственных и муниципальных театров финансиру- ется учредителем (учредителями) в соответствии с Положением о принци- пах государственного финансирования государственных и муниципальных театров в РСФСР. 30. право театра на получение безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) от советских и зарубежных юридических лиц и граждан не огра- ничивается. 31. Средства,оставшиеся после возмещения театром материальных и приравненных к ним затрат, выплат по обязательствам, заработной платы работникам, распределяются театром самостоятельно в соответствующие фонды театра. 32. Театры, осуществляющие свою деятельность на основании настоя- щего Положения в соответствии с законодательством рСФСР о налогообло- жении, не являются плательщиками налогов. 33. Средства фонда творческо-производственного и социального раз- вития театра расходуются только целевым назначением и не предназначены на оплату труда. Средства, полученные театром в результате реализации имущества, входящего в состав его основных фондов, зачисляются непосредственно в фонд творческо-производственного и социального развития. 34. Театр несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Трудовые отношения и социальная деятельность 35. Трудовые отношения работника и театра регулируются трудовым договором в соответствии с законодательством РСФСР о труде. 36. Формы, системы и размеры оплаты труда работников театра уста- навливаются театром самостоятельно. 37. Социальное развитие, улучшение условий труда, обязательное социальное и медицинское страхование и социальное обеспечение работни- ков театра и членов их семей регулируются законодательством РСФСР. 38. Театр может самостоятельно устанавливать для работников до- полнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающих коллектив театра и не входящих в его состав. 39. Условия труда в театре регулируются Положением, утверженным Министерством культуры РСФСР по согласованию с Российским комитетом профсоюза работников культуры и Союзом театральных деятелей РСФСР. Внешнеэкономическая деятельность 40. Театр имеет право осуществлять внешнеэкономическую деятель- ность в соответствии с законодательством РСФСР. 41. Театр может пользоваться кредитом советских и зарубежных бан- ков и коммерческим кредитом в иностранной валюте, а также продавать и приобретать валюту в установленном порядке. Учет и отчетность в театре 42. Театр ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в по- рядке, установленном законодательством РСФСР. Театр предоставляет государственным органам информацию, необходи- мую для ведения общегосударственной системы сбора и обработки информа- ции, а также публикует данные о своей деятельности, включая годовые балансы, в порядке, установленном законодательством РСФСР. V. Управление театром 43. Управление театром осуществляется в соответствии с настоящим Положением и уставом театра. Театр самостоятельно определяет структуру органов управления и расходы на их содержание. 44. Учредитель (учредители) театра осуществляет найм художествен- ного руководителя или директора (далее - руководитель) театра не- посредственно или через уполномоченный им орган путем заключения дого- вора (контракта), в котором определяются права, обязанности и от- ветственность руководителя театра, условия оплаты его труда, срок контракта, условия освобождения от занимаемой должности. 45. Руководитель театра без доверенности действует от имени теат- ра, представляет его интересы, распоряжается имуществом театра, заклю- чает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обяза- тельные для всех работников театра, и несет полную ответственность за результаты деятельности театра. 46. В театре по предложению его руководителя может быть создан художественный совет или иной совещательный орган, формируемый и действующий в порядке, установленном театром самостоятельно. 47. Взаимоотношения коллектива театра с руководителем, охрана труда, социальное развитие, участие работников в распределении соот- ветствующих фондов регулируются законодательством РСФСР и уставом те- атра. VI. Ликвидация и реорганизация театра 48. Прекращение деятельности театра осуществляется путем его лик- видации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделе- ние, смена учредителей). 49. Театр ликвидируется: по решению учредителя (учредителей); в случае признания его банкротом; по основаниям, предусмотренным действующим законодательством РСФСР и входящих в ее состав республик. 50. Реорганизация театра осуществляется по решению учредителя (учредителей) театра. 51. При реорганизации или ликвидации театра увольняемым работни- кам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с за- конодательством РСФСР и входящих в ее состав республик. 52. Театр считается реорганизованным или ликвидированным с момен- та исключения его из Единого республиканского реестра театров. 53. В случае слияния одного театра с другим все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к театру, возникающему в результате слияния. 54. В случае разделения театра к возникшим в результате этого разделения новым театрам переходят в соответствующих частях по разде- лительному акту (балансу) имущественные права и обязанности реоргани- зованного театра. При выделении из театра одного или нескольких теат- ров к каждому из них переходит в соответствующих частях по раздели- тельному акту (балансу) имущественные права и обязанности реорганизо- ванного театра. 55. При преобразовании одного театра в другой к вновь возникшему театру переходят все имущественные права и обязанности прежнего театра. 56. В случае ликвидации театра, не являющегося государственным или муниципальным, учредитель (учредители) сохраняет права собственни- ка на имущество и средства, переданные им в уставный фонд театра при его учреждении. Остальное имущество и средства театра распределяются в порядке, предусмотренном уставом. 57. Имущество ликвидированного театра может быть выкуплено для создания театрального предприятия, действующего в соответствии с Зако- ном РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". При этом преимущественным правом выкупа пользуются коллектив ликвидирован- ного театра, его руководитель или учредитель (учредители). 58. Ликвидация театра осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой учредителем (учредителями) театра совместно с коллективом театра. Ликвидация театра при банкротстве осуществляется в соответствии с законодательством РСФСР. Учредитель (учредители) или уполномоченный орган, принявший реше- ние о ликвидации театра, устанавливает порядок и сроки проведения лик- видации, а также срок для заявления претензий кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с момента объявления о ликвидации. 59. Ликвидационная комиссия помещает в печати по месту нахождения театра публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления кре- диторами претензий. Наряду с этой публикацией ликвидационная комиссия обязана провести работу по взиманию дебиторской задолженности театру и выявлению претензий кредиторов. Кредиторы и иные юридические лица, состоящие в договорных отношениях с ликвидируемым театром, извещаются о ликвидации театра в письменном виде. Ликвидационная комиссия оценивает наличное имущество ликвидируе- мого театра и рассчитывается с кредиторами, составляет ликвидационный баланс и представляет его учредителю (учредителям), Совету народных депутатов по месту регистрации или органу, назначившему ликвидационную комиссию. |