О НЕСООТВЕТСТВИИ НОРМ УГОЛОВНОГО И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, КОНСТИТУЦИИ СССР И МЕЖДУНАРОДНЫМ АКТАМ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР 13 сентября 1990 г. N 2-8 (ВВСС 90-39) Статья 43 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и статья 5(1) Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик предусматривают возможность освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего деяние, содержащее признаки преступления, не представляющего большой общественной опасности, если будет признано, что его исправление и перевоспитание возможно без применения уголовного наказания. В этом случае производство по уголовному делу подлежит прекращению, а к лицу применяются меры административного взыскания или общественного воздействия. В соответствии с этими нормами решения о прекращении уголовного дела, констатирующие виновность лица в совершении такого деяния, могут приниматься и широко принимаются на стадии предварительного расследования. По государственному учету согласно параграфу 12 Инструкции о едином учете преступлений, утвержденной Генеральным прокурором СССР 30 декабря 1985 года N 59/11, лица, в отношении которых по указанным основаниям прекращены уголовные дела, считаются совершившими преступления. Признавая, что только неукоснительное соблюдение принципа презумпции невиновности обеспечивает правовую защиту личности от необоснованного обвинения в совершении преступления; основываясь на положениях статьи 160 Конституции СССР, закрепившей принцип, в соответствии с которым никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда и в соответствие с законом, и на пункте 2 статьи 14 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве,установившем, что обвиняемый считаются невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда; учитывая пункт 2 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, устанавливающий, что каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным пока его виновность не будет доказана согласно закону; принимая во внимание пункт 1 статьи 11 Всеобщей декларации прав человека, провозгласивший, что каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты; считая, что нормы уголовного и уголовно процессуального законодательства, позволяющие признавать лицо виновным в совершении преступления и освобождать его от уголовной ответственности с применением мер административного взыскания или общественного воздействия без рассмотрения дела в суде и вынесения приговора, не отвечают принципу презумпции невиновности; руководствуясь статьями 12 и 18 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР", Комитет конституционного надзора СССР пришел к следующему заключению: 1. Статья 43 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статья 5(1) Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик в части, дающей возможность признавать лицо виновным в совершении преступления без рассмотрения дела в суде, не соответствуют положениям статьи 160 Конституции СССР. Указанное несоответствие должно быть устранено в процессе обновления Верховным Советом СССР уголовного и уголовно процессуального законодательства. 2. Параграф 12 Инструкции о едином учете преступлений, утвержденной Генеральным прокурором СССР 30 декабря 1985 года N 59/11, в части, предусматривающей учет в качестве совершивших преступления лиц, уголовные дела в отношении которых прекращены в связи с изменением обстановки, применением к виновному мер административного взыскания, передачей дела в товарищеский суд, в комиссию по делам несовершеннолетних или передачей виновного на поруки, не соответствует Конституции СССР и статьи 21 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР" утрачивает силу с момента принятия настоящего Заключения. |