О НЕСООТВЕТСТВИИ НОРМ УГОЛОВНОГО И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ОСНОВАНИЕ И ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, .... Заключение. Комитет Конституционного Надзора СССР. 13.09.90 2-8

     О НЕСООТВЕТСТВИИ НОРМ УГОЛОВНОГО И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ
    УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО
     ВЗЫСКАНИЯ ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, КОНСТИТУЦИИ СССР И
                МЕЖДУНАРОДНЫМ АКТАМ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР

                         13 сентября 1990 г.
                                N 2-8

                             (ВВСС 90-39)


     Статья 43 Основ уголовного законодательства Союза ССР  и  союзных
республик  и статья 5(1) Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и
союзных  республик   предусматривают   возможность   освобождения   от
уголовной   ответственности   лица,  совершившего  деяние,  содержащее
признаки  преступления,  не   представляющего   большой   общественной
опасности,  если будет признано,  что его исправление и перевоспитание
возможно  без  применения  уголовного   наказания.   В   этом   случае
производство  по  уголовному  делу  подлежит  прекращению,  а  к  лицу
применяются  меры  административного   взыскания   или   общественного
воздействия.  В  соответствии  с  этими  нормами решения о прекращении
уголовного дела,  констатирующие виновность лица в  совершении  такого
деяния,   могут   приниматься   и   широко   принимаются   на   стадии
предварительного расследования.  По  государственному  учету  согласно
параграфу  12  Инструкции  о  едином учете преступлений,  утвержденной
Генеральным прокурором СССР 30 декабря 1985  года  N  59/11,  лица,  в
отношении  которых  по указанным основаниям прекращены уголовные дела,
считаются совершившими преступления.
     Признавая, что   только   неукоснительное   соблюдение   принципа
презумпции  невиновности  обеспечивает  правовую  защиту  личности  от
необоснованного обвинения в совершении преступления;
     основываясь на   положениях   статьи   160   Конституции    СССР,
закрепившей  принцип,  в  соответствии  с  которым никто не может быть
признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда
и   в   соответствие  с  законом,  и  на  пункте  2  статьи  14  Основ
законодательства    Союза    ССР     и     союзных     республик     о
судоустройстве,установившем, что обвиняемый считаются невиновным, пока
его виновность не будет доказана в предусмотренном законом  порядке  и
установлена вступившим в законную силу приговором суда;
     учитывая пункт 2 статьи 14 Международного пакта о  гражданских  и
политических   правах,   устанавливающий,   что  каждый  обвиняемый  в
уголовном преступлении  имеет  право  считаться  невиновным  пока  его
виновность не будет доказана согласно закону;
     принимая во внимание пункт 1 статьи 11 Всеобщей  декларации  прав
человека, провозгласивший, что каждый человек, обвиняемый в совершении
преступления,  имеет право считаться невиновным до тех пор,  пока  его
виновность  не  будет  установлена  законным  порядком  путем гласного
судебного  разбирательства,  при  котором   ему   обеспечиваются   все
возможности для защиты;
     считая, что   нормы   уголовного   и   уголовно   процессуального
законодательства,  позволяющие  признавать  лицо виновным в совершении
преступления  и  освобождать  его  от  уголовной   ответственности   с
применением   мер   административного   взыскания   или  общественного
воздействия без рассмотрения дела в суде  и  вынесения  приговора,  не
отвечают принципу презумпции невиновности;
     руководствуясь статьями 12 и 18 Закона  СССР  "О  конституционном
надзоре в СССР",
     Комитет конституционного  надзора  СССР   пришел   к   следующему
заключению:
     1. Статья  43  Основ  уголовного  законодательства  Союза  ССР  и
союзных республик, статья 5(1) Основ уголовного судопроизводства Союза
ССР и союзных республик в части,  дающей возможность  признавать  лицо
виновным  в  совершении преступления без рассмотрения дела в суде,  не
соответствуют  положениям  статьи  160  Конституции  СССР.   Указанное
несоответствие  должно  быть устранено в процессе обновления Верховным
Советом СССР уголовного и уголовно процессуального законодательства.
     2. Параграф   12   Инструкции   о   едином   учете  преступлений,
утвержденной Генеральным прокурором СССР 30 декабря 1985 года N 59/11,
в  части,  предусматривающей  учет в качестве совершивших преступления
лиц,  уголовные  дела  в  отношении  которых  прекращены  в  связи   с
изменением  обстановки,  применением к виновному мер административного
взыскания,  передачей дела в товарищеский суд,  в  комиссию  по  делам
несовершеннолетних или передачей виновного на поруки, не соответствует
Конституции СССР и статьи 21 Закона СССР "О конституционном надзоре  в
СССР" утрачивает силу с момента принятия настоящего Заключения.