ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. Руководящий документ. Верховный Совет СССР. 19.10.90


Страницы: 1  2  


современным  оборудованием  производства  непосредственно   в   местах
выращивания     сельскохозяйственной    продукции.    Перерабатывающие
предприятия во все большей мере станут осуществлять свою  деятельность
как  свободные  товаропроизводители,  закупающие  сырье  и реализующие
продукцию на рыночных условиях. Со стороны органов власти и управления
всемерно поощряется создание кооперативного типа оптово посреднических
фирм и служб,  закупочно сбытовых  объединений  и  торгово  закупочных
кооперативов.     Крупные     перерабатывающие    предприятия    будут
последовательно преобразовываться в акционерные общества.
     В условиях   рыночной   экономики   существенно   возрастет  роль
потребительской  кооперации  как  общественно  хозяйственной  системы,
которой органически присущи рыночные отношения.  Снимаются ограничения
на развитие потребительской  кооперации  в  городах,  где  она  сможет
выступать конкурентом государственной или иных форм торговли.
     В качестве составной части общей  программы  занятости  населения
осуществляются    целенаправленные   мероприятия   по   стимулированию
переселения  семей  в  регионы,  где  сельское  хозяйство   испытывает
недостаток   трудовых   ресурсов.   Для  переселенцев  предоставляются
материальные  льготы  на  переезд  и  обзаведение  хозяйством.  Семьи,
создающие крестьянские хозяйства, освобождаются от налогов и уплаты за
землю в течение 2-3 лет с начала их деятельности.
     Политика ценообразования.   Свободные   рыночные   цены  являются
неотъемлемым  элементом  рыночной  экономики.  Чтобы  переход  к   ним
сделать,  менее болезненным,  прежде всего по ценам на потребительские
товары  и  услуги,   предлагаются   поэтапное   их   освобождение   от
административного  контроля.  На  первом  этапе  снимается контроль за
ценами на группу товаров не первой необходимости.
     Вместе с    тем    в    целях    социальной    защиты   населения
предусматривается поддержание государственных цен на товары и  услуги,
образующие основу прожиточного минимума семей (набор продовольственных
и   промышленных   товаров   для   этих   целей   будет   определяться
республиками).  Допускается также локальное повышение цен на отдельные
товары по  решению  республик  с  учетом  местных  условий.  При  этом
республиканские  и  местные органы устанавливают компенсации по защите
доходов населения,  исходя из своих возможностей,  размещают заказы на
дополнительное производство этих товаров,  при необходимости вводят их
нормированное распределение.
     В дальнейшем    контроль    за    розничными   ценами   снимается
последовательно по товарным группам с учетом конкретной  обстановки  и
ситуации  на  рынке.  В  1992  году цены предполагается контролировать
только по узкому кругу потребительских  товаров  первой  необходимости
(определенные   сорта   хлеба  и  хлебопродуктов,  мясных  и  молочных
продуктов,   отдельные   виды   рыбы,   растительное   масло,   сахар,
лекарственные  средства  и  некоторые изделия медицинского назначения,
специальные товары для инвалидов,  школьные учебники, отдельные товары
детского  ассортимента  часть  транспортных  тарифов,  тарифы  на  ряд
коммунальных услуг.).
     Снятие контроля   за  ценами  обязательно  должно  сопровождаться
жесткой   финансово   кредитной   политикой,    ускоренными    темпами
разгосударствления и демонополизации экономики, развития конкуренции и
предпринимательства, рыночной инфраструктуры.
     В случаях   чрезмерного   роста  цен,  ранее  выведенных  из  под
контроля,  про решению республиканских и местных  органов  допускается
временное установление их предельного уровня.
     В переходный период государство  не  может  сразу  отказаться  от
политики  поддержания  низких  розничных  цен на те или иные товары и,
следовательно,  дотаций  к  ценам.  Однако  необходимо  принципиальное
изменение  порядка выплаты дотаций к ценам на товары с таким расчетом,
чтобы их было выгодно производить и продавать и чтобы,  следовательно,
дешевые товары не стали сразу дефицитными.
     В соответствии с Указом Президента СССР "О  первоочередных  мерах
по  переходу  к  рыночным  отношениям" от 4 октября 1990 года намечено
перейти к широкому применению в народном хозяйстве договорных  оптовых
цен.  При заключении договоров на 1991 год указанные цены определяются
на основе оптовых цен,  разработанных в соответствии с  постановлением
Совета  Министров  СССР  от 14 июня 1988 года N 741,  то есть тех цен,
которые содержатся в доведенных до предприятий прейскурантах
     Тем самым  создаются условия для ускорения заключения договоров и
налаживания хозяйственных связей на будущий год. Чтобы ограничить рост
цен,  предусматривается  введение  предельного  уровня рентабельности,
имея в виду,  что прибыль,  полученная сверх этого уровня, изымается у
предприятий  и  зачисляется в равных долях в союзный и республиканские
бюджеты.  Кроме  того,  предполагается,  что  на  ряд   видов   сырья,
конструкционных   материалов   и   другой   продукции  производственно
технического назначения будут применяться фиксированные оптовые цены.
     В существующих      условиях      крупной      финансово-денежной
несбалансированности  переход  к  договорным   ценам   может   вызвать
чрезмерную инфляцию, завышение издержек (чтобы меньше вносить в бюджет
из прибыли),  незаинтересованность в росте производства  из-за  низкой
рентабельности.
     Для предотвращения этих негативных тенденций предусматривается:
     ускоренно провести  меры  по  упорядочению финансовой и кредитной
системы с тем, чтобы резко ограничить денежную массу на предприятиях и
в организациях.  При жестких финансовых ограничениях для покупателей и
затруднениях со сбытом продукции для  поставщиков  уровень  договорных
цен  в этом случае оказался бы заметно ниже,  удалось бы приостановить
нарастание инфляции;
     - как   можно   скорее   установить  более  обоснованный  уровень
государственных цен на  топливно  энергетические  продукты,  важнейшие
виды    сырья   и   конструкционных   материалов,   другой   продукции
производственно  технического  назначения,  по  которым  предусмотрено
сохранить фиксированные цены.
     Цены на топливно-энергетические  и  сырьевые  ресурсы,  некоторые
массовые   виды   продукции,   являющиеся   предметом   обмена   между
республиками,  предлагается  определить  на   основе   многостороннего
соглашения  между  республиками с учетом предложений союзных органов с
тем,  чтобы довести их до предприятий как можно скорее.  Целесообразно
предусмотреть  поэтапное  повышение  цен  на топливно энергетические и
другие ресурсы,  что позволит предотвратить скачкообразное  увеличение
издержек  производства  и  цен  в  других  отраслях,  дать  время  для
осуществления ресурсосберегающих мероприятий:
     - применить   специальные  методы  государственного  контроля  за
установлением договорных цен  в  тех  случаях,  когда  предприятия  их
повышают выше уровня прейскурантных цен.
     Формирование рыночных цен при этом должно в возрастающей  степени
идти  через  товарные  биржи  и  ярмарки.  В  связи  с этим необходимо
форсировать  развитие  подобных  элементов  рыночной   инфраструктуры,
стимулируя  заключения  сделок на биржах и ярмарках налоговыми и иными
льготами.
     Реформа банковской   системы.  Стержнем  ускорения  экономических
реформ является твердый рубль. Условием его укрепления является единая
денежная система, сохранение централизма денежно кредитной политики.
     Это требует  скорейшей  реорганизации  Госбанка  СССР  с   учетом
придания ему функций резервной системы.  В этих целях создается высший
орган управления Госбанком СССР - Центральный Совет, в состав которого
включаются  Председатель Госбанка СССР,  назначаемый Верховным Советом
СССР,  и руководители центральных банков республики. За Госбанком СССР
как  центральным  банком страны сохраняется монополия налично денежной
эмиссии, определение единых принципов банковского надзора.
     Необходимость принятия  такой банковской системы страны связана с
необходимостью централизации денежно  кредитной  политики  в  условиях
суверенитета  республик  и  формирования  на  их  основе  обновленного
федеративного Союза.
     При таком подходе республики принимают свои банковские законы, не
противоречащие  союзному  законодательству  о  банках   и   банковской
деятельности.
     Основным условием выполнения  Госбанком  СССР  функций  резервной
системы  является отказ от односторонних действий по регулированию или
ограничению  денежного  обращения  и   кредитования.   В   республиках
центральные  банки  выводятся  из  подчинения  правительств и ежегодно
отчитываются перед Верховными Советами,  которые не вмешиваются  в  их
текущую деятельность.
     Ключевым моментом  кредитной  реформы  является  коммерциализация
государственных   специализированных   банков.   Они  преобразуются  в
самостоятельные   акционерные   общества   с    максимально    широким
распределением акций.
     Коммерциализация предполагает   работу    банков    в    пределах
собственных  и  привлеченных ресурсов,  самостоятельный выбор объектов
кредитования и установление  цены  и  сроков  кредитов,  единый  режим
налогообложения и регулирования для всех банков,  свободу выбора банка
клиентом.
     Система универсальных  коммерческих  банков  может быть дополнена
специализированными   институтами   -   кредитными   кооперативами   и
земельными банками инвестиционными и пенсионными фондами,  брокерскими
и лизинговыми фирмами.
     В течение  нескольких  месяцев  реформируется  система Госстраха.
Органы  Госстраха   преобразуются   в   коммерческие   учреждения   на
акционерной основе,  разрешается создание новых страховых компаний,  в
том   числе   с    иностранным    участием.    Организуется    система
государственного   страхового  надзора.  Страховые  ресурсы  перестают
поступать в бюджет.
     Государственное регулирование  банков заключается в надзоре за их
деятельностью с точки зрения защиты интересов клиентов. На центральные
банки   республик  возлагается  задача  регистрации  открытия  банков,
надзора за их операциями,  учетом и отчетностью,  созданием механизмов
защиты  интересов вкладчиков коммерческих банков за счет взносов самих
банков.
     В условиях   перехода   к   рынку   денежно   кредитная  политика
приобретает принципиально  новые  черты.  Для  упорядочения  денежного
обращения  и  кредитования  осуществляется  переход  от  кредитного  и
кассового планирования  к  регулированию  объема  совокупной  денежной
массы.  Ключевая  задача  первых  месяцев  -  резкое  сжатие кредита и
ограничение роста денежной массы.
     В центре системы денежно кредитного регулирования на первом этапе
будет изъятие части средств банков и их  депонирование  в  центральном
банке.  Изменяя  нормативы  резервных  требований,  резервная  система
сможет  регулировать  кредитные   ресурсы   коммерческих   банков   и,
следовательно,   воздействовать   на   объем   денег   в  обращении  и
инфляционные процессы.
     Не меньшее  значение  будет иметь процентная политика.  На первые
3-6 месяцев административно вводится новая структура процентных ставок
(долгосрочные   выше   краткосрочных,   ссудные  выше  депозитных)  со
значительным повышением их среднего уровня,  что  призвано  ограничить
спрос на кредит и уменьшить безналичную эмиссию.
     Вступает в силу  система  рефинансирования  -  изъятые  у  банков
разными методами деньги ссужаются им под процент, установленный исходя
из задач денежно кредитной политики:  соответственно  банки  вынуждены
привязывать  свои  ставки к ставке центрального банка (она должна быть
единой для всех членов резервной системы).
     Необходимо определить  статус  рубля  как единственного законного
средства платежа на территории СССР.  Выпуск других денежных знаков  и
суррогатов,   обращение   иностранной  валюты  в  качестве  платежного
средства запрещается в целях  стабилизации  покупательной  способности
рубля.
     Перестройка внешнеэкономической  деятельности.  Переход  к  рынку
требует становления в СССР экономики открытого типа,  развивающейся во
взаимосвязи  и  в  состязательности  с   мировой.   Поэтому   Основные
направления   исходят  из  единства  таможенной  территории,  валютной
системы,  основ инвестиционного режима и внешнеэкономической  политики
страны  при расширении полномочий республик в этих областях.  Для этих
целей     создается     общегосударственный      орган      управления
внешнеэкономическими связями с представительством республик.
     В условиях    перехода    к    рынку    главной    фигурой     во
внешнеэкономической  деятельности  становится предприятие.  Намечаются
разгосударствление и децентрализация внешнеэкономической  деятельности
с   передачей   коммерческих   операций  на  уровень  предприятий  при
обеспечении их  деловой  самостоятельности  и  сосредоточении  функций
госорганов на регулирование и стимулирование этих операций.
     Нефть, газ,  золото,  алмазы и драгоценные камни,  спецтехника и,
возможно,   некоторые  другие  товары  по  перечню,  согласованному  с
республиками,  являются общесоюзным экспортным ресурсом и  реализуются
особо.
     Ведомственные внешнеэкономические  объединения  преобразуются   в
посреднические фирмы,  в том числе акционерные, в случае необходимости
разукрупняются и диверсифицируются.
     Для стимулирования     и     упорядочения     внешнеэкономической
деятельности:
     принимаются новое таможенное и валютное законодательство  в  виде
норм   прямого   действия,   а  также  основы  нового  инвестиционного
законодательства;
     отменяются дифференцированные валютные коэффициенты;
     с 1 января 1991 года валютная выручка зачисляется непосредственно
на счета предприятий; часть ее подлежит обязательной продаже в союзный
и в республиканские бюджеты по нормативам, поощряющим индустриализацию
экспорта;
     для расширения  валютной  самостоятельности предприятий создается
внутренний рынок валюты с ее свободной  куплей  продажей  по  рыночным
курсам;  на  валютные  и  кредитные операции выходят республиканские и
часть коммерческих банков; предприятия получают право самостоятельного
привлечения иностранных кредитов под залог своего имущества;
     до марта    1991    года    создаются     системы     страхования
внешнеэкономических  рисков  предприятий,  вводятся в действие союзная
система внешнеэкономической информации,  в  целях  повышения  качества
подготовки   кадров   и   деловых   услуг  проводится  государственная
сертификация "школ бизнеса" и консультативных фирм.
     Управление внешнеэкономическим  комплексом переводится в основном
на правовые и экономические рычаги (таможенные пошлины,  налоги,  курс
валюты,  банковский  процент).  Вводится  новый таможенный тариф СССР,
регулирующий иностранную конкуренцию  на  отечественном  рынке.  Число
централизованно  лицензируемых экспортных товаров сводится к минимуму.
Создается    развернутая    система    контроля     за     соблюдением
внешнеэкономического    законодательства    и    правил   конкуренции,
усиливаются таможенная и аудиторская служба.
     Проводится целевое  привлечение  в  страну иностранного капитала.
Расширяются возможные формы  его  инвестиций  (включая  предприятия  в
полной собственности, концессии, зоны свободного предпринимательства),
устанавливаются их приоритетные  направления.  Иностранные  инвестиции
постепенно   превращаются   в  главный  канал  привлечения  зарубежных
средств.  Создается  специальный   фонд,   концентрирующий   средства,
предоставляемые  СССР  в  порядке  помощи зарубежными государствами на
межправительственном  уровне,  использование  которого  ставится   под
жесткий контроль.
     На базе стабилизации  внутренних  финансов,  новых  цен  и  курса
рубля,  достижения его внутренней обратимости на отечественном оптовом
и валютном рынке осуществляется поэтапный переход  к  конвертируемости
советской  валюты.  Начавшись  с  операций иностранного капитала,  она
распространяется затем на  все  текущие  операции  платежного  баланса
страны.
     Меры по вытеснению теневой экономики. Переход на рынок - наиболее
эффективный путь вытеснения теневой экономики.
     Основные меры  по  ликвидации  теневой  экономики   совпадают   с
важнейшими направлениями реформы.  Как показывает мировой опыт,  свыше
90 процентов объема операций теневой экономики можно  довольно  быстро
устранить с помощью мероприятий по формированию рынка.
     Предлагается также  принять  на  республиканском  и   общесоюзном
уровнях решения, обеспечивающие:
     создание сильной налоговой инспекции;
     правовую и    практическую   защиту   собственности   граждан   и
коллективов на средства производства и доходов от них;
     преодоление монополизма    в   экономике,   в   частности   путем
установления повышенных налоговых ставок,  ограничения цен на продукты
монополистов    и   других   методов,   определяемых   антимонопольным
законодательством;
     постепенное введение    в   практику   ежегодного   представления
гражданами деклараций о доходах в налоговую инспекцию;
     максимальное сокращение    различного   рода   распределений   по
специальным системам (талоны, заказы, распродажи и т. п.), обеспечение
полной гласности и подконтрольности в тех случаях, когда такие системы
необходимы (для грудных детей, отдельных категорий больных и др.);
     принятие нового    уголовного    и    уголовно   процессуального,
гражданства   и    гражданско    процессуального,    административного
законодательства,    предусмотрев    в    них   повышенную   уголовную
ответственность за наиболее опасные виды экономических преступлений.

     6. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ

     Социально ориентированная рыночная экономика, на создание которой
нацелены  Основные направления,- это такая хозяйственная система,  где
каждая группа и социальный слой населения получат широкие  возможности
для  развития  своих  жизненных  способностей  и  запросов  на  основе
сводного труда и роста личных доходов.
     Для всех  занятых  в  народном хозяйстве одним из важных факторов
повышения социального тонуса станет возможность свободного выбора, где
и  в  рамках  каких форм собственности и хозяйствования прилагать свои
знания и опыт.  При этом для  работников  базовых  отраслей  народного
хозяйства,  выпускающих  продукцию по фиксированным ценам,  необходимо
предусмотреть меры,  стимулирующие их деятельность в условиях рыночных
отношений.
     В новой хозяйственной системе открывается возможность при наличии
склонностей  начать собственное дело - организовать кооператив,  стать
владельцем  магазина,  ресторана,   личного   такси,   создать   малое
предприятие или новую хозяйственную форму.
     Свобода выбора  форм  приложения  своего  труда   станет   важным
фактором  улучшения  условий жизни и для крестьян.  Они будут выбирать
между крупным хозяйством - колхозом или совхозом,  небольшим  арендным
коллективом   или   фермерским   хозяйством.  Открываются  перспективы
быстрого роста личных доходов крестьян,  заинтересованность в  котором
будет подкрепляться все более полнокровным встречным потоком продукции
из города.
     Рыночная экономика  предоставит  широкие  возможности  реализации
своих знаний и способностей для интеллигенции.  Закрепление  права  на
интеллектуальную  собственность создаст условия и стимулы для расцвета
всего подлинно талантливого и самобытного.  Расширится свобода  выбора
форм  организации  необходимого обществу труда,  создания всевозможных
союзов и ассоциаций.
     Одним из важных моментов новой социальной политики станет курс на
возрастание   личных   трудовых   доходов,   повышение   их   роли   в
удовлетворении   социально  культурных  и  бытовых  нужд  населения  и
ликвидацию на этой  основе  иждивенчества.  Через  общественные  фонды
потребления  будет  обеспечен  гарантированный уровень социальных благ
для  всех  слоев  населения,   который   следует   рассматривать   как
минимальный.  При этом более высокий уровень потребления, как правило,
на бесплатной основе получат "еще" и "уже" нетрудоспособные граждане -
дети, инвалиды, пенсионеры. Все трудоспособные должны повышать уровень
своей жизни прежде всего за счет собственного труда и личных доходов.
     Новым качественным   содержанием   наполняется  понятие  реальных
доходов населения.  Главное  приобретение  всех  слоев  населения  при
переходе  к  рынку  -  это  насыщенность его разнообразными товарами и
услугами,  возможность свободного их выбора для любого потребителя,  а
значит,  и  возможность  наиболее полного (с учетом имеющихся денежных
средств) удовлетворения всех потребностей.
     Кроме того,  значительно расширится круг благ, которые могут быть
свободно приобретены на эти доходы.  Все более  существенное  место  в
расходах  населения станет занимать приобретение качественного жилья и
не только основного, но и загородного, расходы на отдых и др.
     С повышением  эффективности  экономики  увязывается  и постоянное
улучшение социального положения граждан,  утративших  трудоспособность
или в силу объективных причин (например,  многодетность) находящихся в
стесненных материальных условиях.  Уже в ближайшее время будет начато,
как известно,  повышение пенсий и пособий на основе решений,  принятых
Верховным Советом СССР.
     Некоторые группы   населения   в  условиях  перехода  к  рыночным
отношениям должны стать объектом специальных  социальных  программ.  В
первую   очередь  речь  идет  об  отдельно  и  самостоятельно  живущих
престарелых и инвалидах,  а также детях сиротах и многодетных  семьях.
Через   такие  программы  должно  быть  обеспечено  удовлетворение  их
жизненно важных потребностей в питании,  жилье,  медицинском и  других
видах  обслуживания.  На  региональном уровне (местные Советы) следует
создать специальные службы для осуществления таких программ с  широким
привлечением к их деятельности общественных и религиозных организаций.
     По сути лишь два  типа  людей  по  настоящему  могут  потерять  в
условиях рыночных отношений: ленивые и неорганизованные, которых рынок
в конце концов заставит подтянуться,  и люди,  подвизающиеся  в  сфере
теневой экономики,  экономическая база существования которой в связи с
формированием рынка резко сузится.
     Конкретно предлагается  осуществить следующие преобразования ныне
используемых методов и инструментов социальной политики.
     Реформа оплаты   труда.   Важным   результатом  новой  социальной
политики станет последовательное возрастание стоимости рабочей силы. В
заработной  плате  все более полное отражение получат реальные затраты
на  воспроизводство  квалифицированной  рабочей  силы,   что   сделает
вложение в образование,  подготовку,  культурное и социальное развитие
личности  самыми   эффективными.   В   ходе   реформы   оплаты   труда
государственные тарифы рассматриваются как минимальный гарантия оплаты
труда работников соответствующей квалификации. С этой точки зрения они
обязательны  для  применения  на  всей  территории  страны  и для всех
предприятий,  независимо от формы собственности. При этом республики и
предприятия  могут  по  своему  усмотрению устанавливать ставки оплаты
труда за счет имеющихся у  них  средств  но  не  ниже  государственных
тарифов.
     В этом смысле государственная тарифная  система  будет  выступать
фактором  социальной  защиты  трудящихся  и  мощным стимулом повышения
эффективности производства.
     Новая тарифная    система    должна    охватывать    одновременно
производственные и  непроизводственные  отрасли  народного  хозяйства,
чтобы работники культуры, здравоохранения и образования имели такие же
гарантии в оплате труда и не отставали  по  ее  уровню  от  работников
производственной сферы.
     Одновременно вводится система найма руководителей предприятий  по
контракту,  где  государственный  тариф  также  выступает  в  качестве
минимального размера оплаты труда.
     Все остальные  вопросы  оплаты  труда  -  формы и системы оплаты,
премии  вознаграждения,  надбавки  и  т.  д.-  решаются  предприятиями
самостоятельно,  без  вмешательства государственных органов.  При этом
индивидуальная  зарплата  не  ограничивается   и   регулируется   лишь
подоходным налогом.
     Новым источником   доходов   становятся   дивиденды   по   акциям
предприятий и другие доходы от собственности.  Трудящиеся,  приобретая
акции,  превращаются в хозяев своих заводов, фабрик, совхозов и других
предприятий,      что     явится     дополнительным     стимулом     к
высокопроизводительному труду.
     Усиление социальной   поддержки   нетрудоспособного  населения  и
учащихся.  В настоящее время принят  Закон  о  пенсионном  обеспечении
граждан, который будет реализован в период 1990-1993 годов.
     Важной отличительной чертой новой пенсионной системы является  ее
привязка   к  минимальному  потребительскому  бюджету  и  изменяющимся
условиям рыночной экономики.  Меры  по  изменению  пенсионной  системы
позволят повысить средний размер пенсий примерно в 1,5 раза.
     По мере  роста  эффективности  экономики  будет  и  в  дальнейшем
осуществляться централизованное повышение различных пособий, связанных
с рождением и воспитанием  ребенка,  а  также  инвалидам.  Существенно
увеличатся за счет государственных средств стипендии учащимся.
     Республики могут   рассматривать   установление   централизованно
размеры   пенсий,   пособий   и  стипендий  как  минимальные  гарантии
материального обеспечения соответствующих категорий граждан. Они имеют
право, взыска необходимые средства, увеличивать размеры выплат.
     Кроме того,   система   пенсий,    пособий,    стипендий    может
подкрепляться  добровольно  вводимыми  выплатами предприятий для своих
ветеранов, женщин, молодежи, направленной на учебу.
     Минимальный потребительский  бюджет  и механизм социальной защиты
населения от инфляции. В качестве важного инструмента проведения новой
социальной    политики   будет   активно   использоваться   показатель
минимального потребительского бюджета.  Семьи, в которых среднедушевой
доход    будет   меньше   прожиточного   минимума,   станут   объектом
первоочередной помощи со стороны местных и государственных органов.
     В то   же  время  основной  формой  помощи  в  условиях  рыночной
экономики станет создание более благоприятных условий для  возрастания
личных  трудовых доходов.  Таким семьям в первоочередном порядке будет
выделяться земля для создания  личного  подсобного  или  крестьянского
хозяйства,  будут  выдаваться  кредиты  на  льготных условиях и др.  И
только в особых  случаях  им  будет  оказываться  прямая  материальная
помощь и поддержка. Минимальный потребительский бюджет будет определен
как набор различных товаров, услуг и других благ, необходимых человеку
для  существования,  и  должен гарантировать не просто минимум средств
существования,  а возможность роста и совершенствования,  определенную
свободу потребительского выбора.
     Ввести сразу такой минимальный потребительский бюджет в настоящее
время  не  представляется  возможным.  Дело  не  только  в  отсутствии
средств.  В стране пока нет нормальных условий для его  бесперебойного
обеспечения  - на потребительском рынке сплошной дефицит,  практически
отсутствуют однородные товары с разной стоимостью,  не развита система
платных услуг, нет свободной продажи жилья.
     Поэтому на   первом    этапе    будет    утвержден    минимальный
потребительский   бюджет   на   1991   год   с   ограниченным  набором
"потребительской корзины".  В последующем она будет пересматриваться с
учетом возможностей народного хозяйства.
     Установленный минимальный потребительский  бюджет  будет  служить
лишь  отправной  точкой  для  соответствующих  расчетов в республиках,
которые  с  учетом   местных   условий   утвердят   свои   минимальные
потребительские бюджеты.
     Переход к рыночной экономике в нашей стране происходит в условиях
всеобщего дефицита потребительских товаров, особенно в государственной
торговле по государственным ценам.  Потребуется полгода -  год,  чтобы
нормализовать  потребительский  рынок,  насытить его товарами.  В этот
период в отдельных республиках,  регионах и городах,  чтобы обеспечить
гарантированное  потребление продуктов первой необходимости,  придется
применить нормированное распределение,  которое  устанавливают  органы
Советской власти. При этом государство по товарам первой необходимости
будет поддерживать в это  время  в  интересах  населения  относительно
низкие фиксированные цены.  В то же время для того,  чтобы рост цен не
ухудшал положения людей,  нужна система защиты их доходов от инфляции.
Это  предполагается  делать  посредством  различных видов компенсаций,
прежде всего с помощью индексации доходов, то есть путем их увеличения
с  учетом  роста  индекса  розничных  цен  на  товары "потребительской
корзины". Делаться это будет гласно.
     По пенсиям, стипендиям и пособиям намечается индексация в размере
100  процентов,  по  работникам  с  твердыми   окладами   и   ставками
(военнослужащие,  учителя, врачи, научные работники, служащие и др.) -
до 70 процентов,  с учетом уровня заработной  платы.  На  хозрасчетных
предприятиях индексации подлежит фонд оплаты труда.
     Установление минимального  потребительского  бюджета  и   порядок
индексации  доходов  населения  будут регулироваться законодательством
Союза ССР и республик.
     Политика занятости.    Повышение    эффективности   производства,
ликвидация бесперспективных и малорентабельных  предприятий,  создание
новых  производств  и  отраслей  будут  приводить  к перераспределению
рабочей силы,  в первую очередь в сферу услуг,  где будут  создаваться
новые рабочие места,  а также в кооперативы и частный сектор. При этом
какая то часть работников будет временно находиться вне  общественного
производства. Задача состоит в том, чтобы свести к минимуму пребывание
человека без работы.
     В составе  местных  Советов создается специальная государственная
служба занятости,  которая будет не только подыскивать  работу,  но  и
содействовать   организации   новых   рабочих   мест,  переобучению  и
переподготовке,  вести  профориентацию,  наконец,  возьмет   на   себя
материальное обеспечение лиц,  временно оставшихся без работы. Местные
Советы  будут  организовывать  оплачиваемые  общественные  работы  для
временно незанятых.  Принципиально важно, что свои услуги людям служба
занятости будет оказывать бесплатно.
     На союзном   и   республиканском  уровнях  будут  реализовываться
специальные   программы   занятости   населения,   прежде   всего    в
трудоизбыточных   районах.   Создается   Фонд   содействия   занятости
населения.
     В дополнение к ныне действующей системе материального обеспечения
лиц,  оказавшихся без работы,  намечается  ввести  прямые  пособия  по
безработице,   когда   в  силу  каких  то  причин  не  удается  быстро
трудоустроить или переобучить работника.
     Жилищная реформа.    Рынок    труда,   предполагающий   свободное
перемещение рабочей силы по стране и за ее пределы  в  зависимости  от
спроса  и  предложений,  не может нормально функционировать,  если нет
рынка жилья.
     Принципы и условия проведения жилищной реформы, разрабатываемые в
соответствии с Указом Президента СССР по этому  вопросу,  в  ближайшее
время будут вынесены на широкое обсуждение.
     Социальная сфера  в  условиях  рынка.  При  переходе  к  рыночной
экономике   важнейшей   задачей   является   поддержка  на  союзном  и
республиканском уровнях нерыночного сектора  народного  хозяйства,  то
есть  тех  отраслях и видов деятельности,  которые в принципе не могут
ориентироваться на коммерческие  критерии.  К  ним  относятся  большая
часть  здравоохранения,  физической  культуры  и спорта,  образования,
культуры и искусства,  охраны природы,  фундаментальная  наука  и  др.
Отрасли  и  виды  деятельности,  входящие в нерыночный сектор,  играют
чрезвычайно важную роль в жизни  общества:  здесь  создается  научный,
социальный   и   культурный   потенциал  для  его  будущего  развития,
сохраняются исторические и нравственные традиции  народов,  населяющих
нашу страну.
     Это единственный сектор экономики, на который в принципе не будут
распространяться   финансовые   и   иные  ограничения  даже  в  период
стабилизации народного хозяйства.  Бюджет социальной сферы  становится
главным  показателем  реального  отношения  общества и законодательной
власти к культуре,  образованию,  укреплению здоровья народа,  науке и
природоохранным мероприятиям.
     В области  здравоохранения   предусматривается   последовательное
проведение     принципа,     общедоступности    необходимой    лечебно
профилактической  помощи,  развитие  сети  государственных  бесплатных
медицинских учреждений.
     В отношении других медицинских услуг должна проводиться  политика
сочетания   некоммерческих   учреждений   и  коммерческих  предприятий
медицинского профиля,  которые будут  предоставлять  за  плату  услуги
сервисного  характера  повышенного  качества,  заниматься всеми видами
"медицине для здоровых", а также обслуживанием тех, кто нуждается не в
лечении, а в уходе.
     Будет формироваться    страховая     медицина,     предполагающая
финансирование расходов на лечение, профилактику и уход из специальных
страховых фондов,  формируемых за счет бюджетных ассигнований, взносов
предприятий и граждан.
     В области    образования    государство    будет     обеспечивать
финансирование   сети   учреждений   общего  и  специального  среднего
образования,  а также в значительной мере профессионально технического
обучения  и переподготовки кадров,  высших учебных заведений.  Местные
нужды образования.  Необходимо  стимулировать  и  привлечение  средств
предприятий для этих целей.
     Наряду с  бесплатными  государственными  учреждениями  намечается
расширять сеть учебных заведений коммерческого типа.
     В области  культуры  и  искусства  будет   проводиться   политика
поддержки   сохранения   и   восстановления   культурно  исторического
наследия,  эстетического  воспитания,  творческих  поисков,   развития
культурной самодеятельности населения.
     При этом роль  экономической  поддержки  со  стороны  общества  и
государства  социально  важных  видов  деятельности в сфере культуры и
искусства должна усилиться.  Наряду с бюджетным финансированием  будут
всемерно поощряться расходы на культуру из внебюджетных источников.
     Государство будет обеспечивать поддержку и развитие  гуманитарных
наук.
     В области охраны природы и экологической безопасности перед нашей
страной  встают  особенно  трудные  и  неотложные задачи.  Радикальное
оздоровление экологической обстановки в  стране  потребует  тотального
обновления  производственного  аппарата и превращения прямых затрат на
экологические нужды  в  одну  из  основных  составляющих  нагрузку  на
экономику.
     Предстоит безотлагательно разработать и реализовать комплекс мер,
направленных   на   радикальное  повышение  экологической  надежности,
безаварийности  работы  хозяйственных  объектов.  Приоритетность  этой
задачи  определяется  высокой  вероятностью дальнейшего роста аварий в
связи   с   ожидаемым   старением   фондов   и   вследствие   усиление
производственной   аритмии.   Одной   из   важнейших   задач  является
осуществление   безотлагательных   мер   по   ликвидации   последствий
чернобыльской катастрофы.
     Важнейшую роль  в  условиях  рынка  будет   играть   установление
местными  Советами квот на загрязнение среды (на минимальном,  реально
достижимом уровне  выбросов  от  действующих  предприятий),  платы  за
квотируемые  выбросы,  первоначально  небольшой  (с  учетом финансовых
возможностей   предприятий),   но   резко   возрастающей   от   уровня
фактического  ущерба  к моменту наступления утвержденных сроков вывода
экологоемких объектов,  а также штрафов за сверхнормативные выбросы  в
размере полной суммы доходов, полученных ценой нарушения установленных
квот.
     В целях   радикального  улучшения  природопользования  необходимо
будет подготовить и ввести плату (налог)  за  использование  природных
ресурсов  - земли,  невозобновляемых природных ресурсов,  повышение до
экономически обоснованного уровня платы за  воду  и  лесоэксплуатацию.
Законодательно    закрепленная    доля    налога    на   использование
невозобновляемых  природных  ресурсов  должна  поступать   в   местные
бюджеты.

     7. СТРУКТУРНАЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ
        ПЕРЕХОДА К РЫНКУ

     Создание современной  структуры  экономики  является  необходимым
условием  перехода  к рыночному хозяйству и предпосылкой его успешного
функционирования.  Драматизм ситуации в том,  что глубина  сложившихся
деформаций обесценивает любые попытки перейти к экономике,  основанной
на рыночных механизмах, без одновременной ее структурной перестройки.
     Ключевыми направлениями структурной перестройки являются:
     создание развитого   индустриального   потребительского   сектора
экономики  как  необходимого  условия  мобилизации социальных резервов
экономического роста;
     преодоление структурно    технологической    несбалансированности
народного   хозяйства    как    основной    причины    воспроизводства
ресурсорасточительной экономики.
     Опережающие  развитие   потребительского    сектора    экономики.
Структурно   инвестиционная   политика  должна  обеспечить  сокращение
неэффективного строительства при одновременной концентрации  усилий  и
ресурсов в тех сферах,  которые дают максимальную отдачу, в наибольшей
степени отвечают задаче социальной переориентации экономики.
     Скорейшее высвобождение     товарных     ресурсов     в    пользу
потребительского  рынка  в  решающей  степени   зависит   от   резкого
ограничения   спроса   предприятий  и  капитального  строительства  на
материальные ресурсы и денежные средства. С этой целью необходимо:
     приостановить выполнение    действующих    в    настоящее   время
инвестиционных   программ,    не    отвечающих    народнохозяйственным
потребностям;
     для реализации структурного поворота и нормализации строительства
следует  закрыть  значительную  часть начатых строек производственного
назначения;
     запретить сооружение   объектов,  не  обеспеченных  строительными
мощностями в размерах,  необходимых  для  завершения  строительства  в
нормативные сроки;
     демонополизировать строительство,        поощряя        выделение
самостоятельных    строительных    организаций,   ориентированных   на
непроизводственное и жилищное строительство.
     Одновременно следует   перепрофилировать   или   сдать  в  аренду
предприятия машиностроения,  продукция которых не  пользуется  спросом
или   теряет   сбыт  вследствие  сокращения  инвестиционных  программ.
Высвободившиеся материалы и механизмы  пойдут  на  продажу.  Какая  то
часть  мощностей  может  сразу  же  быть использована для производства
продукции и услуг населению.
     Кроме того,  на  какое  то  время придется ввести ограничительный
режим использования собственных средств предприятий. Такой режим может
быть  обеспечен с помощью специальных налогов на инвестиции.  Наряду с
этим целесообразно повысить проценты  по  ссудам,  предназначенным  на
инвестиции,  по  крайней  мере  до  уровня  15  процентов (нормативная
эффективность).  С другой стороны,  повышение процента на  депозиты  в
банках и его дифференциация по срокам хранения позволили бы ограничить
спрос предприятий на ресурсы и повысить эффективность инвестиций.
     Суммарный эффект  перечисленных мероприятий можно оценить в 30-40
млрд.  рублей сокращения бюджетного дефицита. При этом следует ожидать
некоторого уменьшения стоимости объемов производства в строительстве и
машиностроении,  которое,  однако,  является  естественным   признаком
реального структурного маневра.
     Чрезвычайно важное значение имеет экономия энергоресурсов. Задача
состоит  в  снижении потерь,  повышении глубины переработки ресурсов и
обеспечении на этой основе стабилизации объемов  ресурсопотребления  в
течение  5-10  лет.  Необходимо  отказаться  от  практики  наращивания
экспорта энергосырьевых ресурсов.
     Можно ожидать,   что   политика   сдержанного  развития  отраслей
топливно-энергетического   комплекса,   соответствующая   близкому   к
стабилизации  внутреннему  энергопотреблению,  позволит  в перспективе
удержать годовой прирост  капиталовложений  нашей  страны  в  топливно
энергетический комплекс на умеренном уровне.
     Особое место в структурно инвестиционной политике  должна  занять
производственная    инфраструктура   -   траспорт,   связь,   хранение
материальных ценностей.  Нынешнее их состояние не только  может  стать
узким  местом  в  формировании  рынка,  но  и  связано  с  угрозой для
функционирования важнейших отраслей народного хозяйства.  Инвестиции в
эту   сферу   должны   иметь   приоритет   наравне   с   производством
потребительских товаров.
     Прямые оценки    возможного    сокращения    неэффективных   сфер
использования инвестиционных  ресурсов  по  отраслям  и  комплексам  с
учетом  значительных прогрессивных изменений технологической структуре
капитальных вложений,  ожидаемого  эффекта,  связанного  с  конверсией
оборонных отраслей и хозяйственной реформой в строительстве, позволяет
ориентироваться  на  некоторое  сокращение   объема   производственных
капитальных   вложений  в  народное  хозяйство  к  уровню  двенадцатой
пятилетки.  При этом капитальные вложения  для  реализации  социальных
программ будут увеличиваться.
     Государственная научно  техническая  политика.  В  области  науки
государство  берет на себя финансирование фундаментальных исследований
в  поддержание  необходимых  для  их  осуществления   исследований   и
поддержание  необходимых  для  их  осуществления  структур,  важнейших
организаций,  обеспечивающих развитие современных технологий,  а также
перспективных  разработок,  способных революционизировать технологию в
отраслях народного хозяйства.
     При этом   проводимые   в   сфере   науки  преобразования  должны
осуществляться   на   основе   неразрывного   единства    политических
преобразований  обществ,  экономической  реформы  и  ускорения  научно
технического прогресса.  Поэтому важно учитывать,  что при переходе  к
рынку не должен быть растерян научно технический потенциал, особенно в
части,  обеспечивающей развитие долгосрочных, стратегически важных для
страны направлений.  С одной стороны,  главным критерием экономических
мер по формированию рыночных  отношений  должно  быть  их  влияние  на
повышение    восприимчивости   производства   к   научно   техническим
достижениям,     стимулирование      творческой      инициативы      и
предпринимательства.   С   другой  стороны,  необходимо  усилить  роль
государства в сохранении и  укреплении  интеллектуального  потенциала,
развитии   приоритетных  направлений  научно  технического  прогресса,
особенно в переходный период.
     Подавляющее большинство   прикладных  исследований  и  разработок
будет проводиться на коммерческих началах.  Формируется  рынок  научно
технической    продукции,    производится    реорганизация   структуры
учреждений,   занимающихся   научно   исследовательскими   и    опытно
конструкторскими  разработками,  их  разукрупнение  с целью устранения
монополизма  головных  институтов,  развития   предпринимательства   и
конкуренции.  Поощряется  создание малых научных и инженерных фирм при
финансовой поддержке инновационных и рисковых фондов.
     Конверсия военно-промышленного   комплекса.  Программа  конверсии
должна  разрабатываться  как  общеэкономическая   народнохозяйственная
программа,  содержание  которой  глубоко  увязано  со всеми элементами
стратегии структурных преобразований в экономике страны.
     Итогом ее    реализации   будет   создание   новых   производств,
ориентированных  на  удовлетворении   нужд   народного   хозяйства   в
гражданской  продукции  (технологическое оборудование для АПК,  легкой
промышленности,  торговли,  медицинская техника,  гражданское  авиа  и
судостроение).
     Используя мощный    научно    технический    потенциал     научно
исследовательских институтов,  конструкторских организаций и имеющуюся
экспериментальную базу,  в процессе переориентации оборонных  отраслей
промышленности  должны  быть  созданы  новые современные производства,
позволяющие решать задачи усиления социальной ориентации  экономики  и
обеспечения   научно   технического   прогресса  в  ключевых  отраслях
промышленности.
     Использование научно  технического  потенциала оборонных отраслей
промышленности,  освоение в  производстве  принципиально  новых  видов
техники,  ресурсосберегающих  технологий  и  перспективных  материалов
является важнейшим направлением интеграции потенциала этих отраслей  с
гражданскими отраслями отечественной и зарубежной промышленности.
     Это позволит выйти на мировые рынки с рядом высоких технологий  и
обеспечить  насыщение  внутреннего  рынка особо сложными и наукоемкими
потребительскими товарами и гражданской продукции.
     Эффективное проведение   конверсии   может  быть  обеспечено  при
условии снятия барьеров,  отделяющих оборонный комплекс  от  остальной
экономики.  Это  можно совместить с сохранением предприятий,  наиболее
тесно связанных с обеспечением обороноспособности  страны,  в  союзной
собственности при высоком уровне централизации управления ими.
     В связи с  сокращением  военных  заказов  предприятия  оборонного
комплекса  будут испытывать затруднения с использованием и реализацией
поставленных  ранее  товарно  материальных  ценностей,   загрузкой   и
перепрофилированием   мощностей,   необходимыми   для  этого  крупными
инвестициями.  Эти  проблемы  придется  решать  в  условиях   жестокой
финансовой  и  кредитной  политики,  меньше  рассчитывая на госбюджет,
проявляя изобретательность в изыскании  источников  средств  и  рынков
сбыта,  в  том  числе  за  рубежом.  В  то  же время вклад конверсии в
оздоровление экономики должен состоять прежде всего  в  ориентации  на
масштабную  экономию ресурсов в гражданской сфере за счет эффективного
внедрения  техники  и   технологии,   используемых   на   предприятиях
оборонного комплекса.
     Меры государственного   регулирования   структурной   перестройки
экономики.  Движущей  силой процесса структурной перестройки экономики
должны    стать     хозяйственная     инициатива     предприятий     и
предпринимательская    активность   населения,   для   которых   нужны
действенные  правовые  и  экономические  гарантии.   С   помощью   мер
государственного регулирования этот мощный фактор должен быть в первую
очередь направлен на насыщение потребительского рынка.
     Особая роль  должна принадлежать государственным целевым,  прежде
всего    инвестиционным,    программам    -     централизованным     и
децентрализованным.
     Централизованные государственные  целевые  программы   (например,
оборонные,  космические, минерально сырьевые) должны осуществляться по
жестким программным документам,  утверждаемым Верховным Советом  СССР.
Для    децентрализованных   программ   (например,   продовольственная,
жилищная,  экологическая,  охрана  труда  и  здоровья  и  г.  п.)   на
общественном  уровне  утверждаются  принципы  их  осуществления (в том
числе основные экономические регуляторы и льготы,  если они отнесены к
компетенции союзных органов) и суммы, выделяемые из союзного бюджета.
     Первоначально в  условиях   дефицита   придется   параллельно   и
согласованно   осуществлять  бюджетное  финансирование  и  натуральное
материально-техническое снабжение государственных программ.

     8. РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

     Переход к  рыночным  отношениям и их эффективное функционирование
возможны  только   в   условиях   сильной   и   четко   организованной
государственной  власти.  Об  этом  свидетельствует  опыт  всех стран,
добившихся создания развитой рыночной экономики и высокого  жизненного
уровня населения.
     В условиях глубокого кризиса,  охватившего страну,  и  нарастания
деструктивных  процессов путь к созданию авторитетной и сильной власти
лежит  через  достижение  общественного  согласия,  объединение   всех
общественных сил, которым дороги судьбы страны и ее народа.
     Нужно решительно  перейти  к  новым  структурам  государственного
хозяйственного   управления,   нацеленным  на  формирование  экономики
рыночного типа и обеспечивающим  эффективное  взаимодействие  союзных,
республиканских  и  местных  органов.  Интересы  дела  требуют,  чтобы
разработка и осуществление экономических реформ и программ перехода  к
рыночным   отношениям  безотлагательно  были  выделены  в  специальную
функцию государственного управления.
     В первую   очередь   при   этом  нужно  максимально  использовать
полномочия Президента СССР,  предоставленные недавно Верховным Советом
СССР.  В  этой  ситуации  следовало бы повысить роль Совета Федерации,
который  должен  вырабатывать  и  осуществлять   согласованные   между
республиканскими  решениями через общесоюзные и республиканские органы
власти. С этой целью при Совете Федерации создается Межреспубликанский
экономический    комитет,    включающий   полномочных   представителей
республик, специалистов и ученых.
     Перед лицом  новых  задач и повышенной ответственности Президента
СССР  и  Совета  Федерации  требуют  осмысления  структура  и  функции
исполнительной власти, в том числе верхнего уровня. Вопрос о структуре
органов государственной власти и управления на  союзном  уровне  будет
решен  при  заключении  Союзного  Договора.  Правительство СССР должно
использовать  свои  полномочия  для  проведения   в   жизнь   мер   по
стабилизации  народного  хозяйства и перехода к рыночной экономике.  В
этих   целях   необходимо   определенное   обновление   структуры    и
персонального    состава   правительства.   И   прежде   всего   нужно
представительство  республик  в  исполнительных  органах   Союза   ССР
неразрывная связь общесоюзных и республиканских органов власти.
     Следует безотлагательно   восстановить    вертикальную    цепочку
соподчинения   исполнительных   органов  с  тем,  чтобы  правительства
республик и исполкомы Советов  разных  уровней  находились  в  двойном
подчинении  - соответствующих Советов народных депутатов и вышестоящих
органов исполнительной власти. Решения, принятые вышестоящими органами
в пределах своей компетенции, являются обязательными для нижестоящих.
     Нужно вести дело так,  чтобы новые  структуры  последовательно  и
неотвратимо вытесняли органы,  не соответствующие требованиям рыночной
экономики.  Предстоит решить двуединую задачу:  формировать  структуры
рыночной   экономики  и  с  их  помощью  постепенно  вытеснять  органы
административной системы; не опережать события, не ломать существующие
звенья   без   учета   создания   в   народном  хозяйстве  необходимых
предпосылок.
     Уже в   ближайшее  время  предстоит  создать  ряд  общесоюзных  и
республиканских  органов,  которые  будут  выполнять  новые   функции,
порожденные  переходом  к рынку.  Предстоит развернуть государственную
контрактную систему -  комплекс  организаций,  размещающих  заказы  на
продукции  для государственных нужд,  выбор подрядчиков,  подготовку и
заключение контрактов.  Нужно организовать также Фонд государственного
имущества  СССР,  Государственную  инспекцию  по  ценам  и стандартам,
Инвестиционный фонд регионального развития, Общесоюзный валютный фонд,
Фонд  стабилизации  экономики,  Фонд  содействия  занятости населения,
Антимонопольный комитет СССР,  Государственный страховой надзор  СССР,
Пенсионный   фонд   СССР,  Комитет  содействия  малым  предприятиям  и
предпринимательству и соответствующие организации в республиках.
     В инициативном  порядке  и  при  поддержке государства необходимо
осуществлять  программы  формирования  фондовой   и   товарных   бирж,
страховых, аудиторских, холдинговых, брокерских компаний, коммерческих
банков,  торговых домов,  торгово  посреднических  фирм,  коммерческих
центров и компаний, аукционов, ярмарок и др.
     В ответственный период стабилизации народного хозяйства страны  и
перехода  к  рыночной  экономике возрастает роль высших органов власти
Союза ССР и республик как законодателей новых экономических условий.
     В Верховный  Совет СССР внесены законопроекты,  предусматривающие
создание системы социальных  гарантий,  индексацию  денежных  доходов,
перестройку  банковской  системы  и  управления  денежным  обращением.
Таможенный  кодекс,  рассмотрение  которых  предусмотрено  текущей   и
предстоящей сессиями Верховного Совета.
     Верховным Советам   союзных   и   автономных   республик   и   их
правительствам    на   основе   соблюдения   согласованных   принципов
функционирования общесоюзного рынка предстоит реализовать  комплексную
систему мер, в частности, по следующим направлениям:
     разгосударствление и приватизация республиканской и  коммунальной
собственности;
     развитие и поддержка предпринимательской деятельности;
     демонополизация экономики,         перестройка        сложившихся
организационных структур;
     создание организационных    и   экономических   предпосылок   для
активного развития рыночной инфраструктуры;
     структурно инвестиционная политика;
     либерализация системы ценообразования;
     регулирование доходов и социальная поддержка населения.
     Высшим законодательным   органом   республик   предстоит    также
сформировать  региональную  систему  соподчиненных органов управления,
обеспечивающих координацию на местах работы  по  претворению  в  жизнь
программы перехода к рыночной экономике.
     Большая работа  возлагается  на   республики   по   осуществлению
инвентаризации и экспертной оценке имущества государственного сектора.
Нужно  будет  развернуть  аукционы  по  его  продаже  в  собственность
гражданам,  в  первую  очередь  объектов незавершенного строительства,
неустановленного оборудования,  строительных материалов,  транспортных
средств,  предприятий  и организаций торговля,  общественного питания,
бытового обслуживания.
     Специальная задача республиканских органов - разработать основные
принципы и преступить  к  проведению  земельной  и  жилищной  реформы,
обеспечить     на     практике    реализацию    программы    поддержки
предпринимательской   деятельности,    агропромышленного    комплекса,
нерыночного сектора экономики.
     Руководствуясь едиными принципами  функционирования  общесоюзного
рынка  и  в целях безотлагательной скоординированной реализации мер по
финансовому  оздоровлению,  Совету  Министров   СССР,   правительствам
республик необходимо будет в короткий срок принять решения, вытекающие
из Основных направлений:
     об ужесточении   денежной,   кредитной,   финансовой  и  валютной
политики,  нацеленные прежде всего на сокращение бюджетного  дефицита,
стабилизацию денежного обращения и укрепления рубля;
     о принципах государственного регулирования цен на  основные  виды
продукции, товаров и услуг;
     о строгом  соблюдении  единых  таможенных   правил,   недопущении
использования  квот  и других ограничений свободной реализации товаров
на территории страны;
     о разработке единых методологических основ бухгалтерского учета и
отчетности.
     Меры по  оздоровлению  экономики  и  переходу  к рынку,  этапы их
претворения в жизнь напрямую связаны с  политической  стабильностью  в
обществе,  с нормальным функционированием органов власти и управления.
Реальное положение дел требует незамедлительного внесения корректив  в
механизмы принятия и исполнения решений,  в формы и методы работы всех
эшелонов законодательной и исполнительной власти,  а  также  повышения
личной  ответственности должностных лиц,  причастных к реализации этих
программных мер.
     Необходимы скоординированные усилия общесоюзных, республиканских,
местных и отраслевых органов,  предприятий и  объединений  в  развитии
управленческого  потенциала общества,  проведении коренных изменений в
деятельности учебных центров,  кадровых служб, системы консультационно
исследовательских    услуг,   использовании   в   этих   целях   новых
организационных форм.
     С этой целью оказывается поддержка республикам, краям, областям в
становлении целевых центров интенсивной подготовки  кадров,  внедрении
новейших   информационных   и   педагогических   технологий,  обучении
преподавателей рыночной  экономики,  права,  психологии  и  социологии
управления.   Решению   этих   задач   будет  способствовать  и  более
эффективное    использование     возможностей     межправительственных
соглашений, других международных проектов в области подготовки кадров.
     В течение  1991  года  предстоит  развернуть  не  менее   180-200
территориальных центров обучения и 1200-1300 центров в составе крупных
промышленных объединений и учебных заведений, выпустить в свет учебные
пособия   по   рыночной   экономике,   основам  предпринимательской  и
управленческой деятельности,  создать материальную базу для разработки
и  производства  аудиовизуальных  и  компьютерных  учебных  программ в
сотрудничестве с ведущими зарубежными  фирмами,  организовать  широкую
сеть консультационной поддержки управленческих кадров и специалистов.
     Ведущими учебными  центрами  страны   будет   проведено   целевое
обучение  руководителей  общесоюзных  отраслей,  а  также ряда органов
республик,  крупных   концернов,   объединений,   ассоциаций   по   их
предложениям.    Организуется    обучение   по   новым   направлениям,
соответствующим   потребностям   рыночной    экономики,    расширяется
кооперация  с зарубежными партнерами,  направление на учебу за границу
студентов,  аспирантов,  докторантов,  создание  совместных   центров.
Получит развитие практика длительной стажировки советских специалистов
за рубежом, в том числе на основе индивидуальных контрактов.
     Всемерно поддерживается   развитие   и  других  форм  обучения  в
институтах переподготовки и повышения квалификации, школах менеджеров,
бизнеса,   коммерции,  существенное  расширение  спектра  и  повышение
качества учебных и консультационных услуг.
     В соответствии с потребностями рыночной экономики перестраивается
система массового экономического образования трудящихся.

Страницы: 1  2