О ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО ВОПРОСУ О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ И ТРУДОВОМ ПЕРЕВОСПИТАНИИ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ АЛКОГОЛИЗМОМ И НАРКОМАНИЕЙ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР 25 октября 1990 г. N 8 (2-10) (ВВСС 90-47) Рассмотрев по предложению Председателя Верховного Совета СССР вопрос о соответствии Конституции СССР, законам СССР и международным актам о правах человека правовых норм, регулирующих принудительное лечение и трудовое перевоспитание лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 года "Об усилении борьбы с наркоманией" (в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1987 года), указы Президиумов Верховных Советов союзных республик о принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков и лиц, больных наркоманией, постановления Президиумов Верховных Советов союзных республик о порядке применения этих указов, Положения о лечебно трудовых и лечебно воспитательных профилакториях, принятые в союзных республиках; Инструкция по организации и обеспечению условий принудительного лечения больных алкоголизмом и наркоманией в лечебно трудовых профилакториях, утвержденная Министром внутренних дел СССР по согласованию с Министерством юстиции СССР, Министерством здравоохранения СССР и Прокуратурой Союза ССР 15 августа 1989 года), Комитет конституционного надзора СССР установил следующее. Лечение хронических алкоголиков и наркоманов было введено в качестве вынужденного средства охраны и восстановления их здоровья, а также предупреждения преступлений и других антиобщественных проявлений со стороны этих лиц и является принудительной мерой административно медицинского характера. N47 - 1241 - Ст. 1001 С началом антиалкогольной компании 1985 года нормативные акты,регулирующие принудительное лечение хронических алкоголиков и наркоманов, перестали считать нарушение ими общественного порядка, трудовой дисциплины и правил социалистического общежития одним из обязательных оснований для направления указанных лиц в лечебно трудовые и лечебно воспитательные профилактории. Условием, достаточным для такого направления, стало уклонение указанных лиц от добровольного лечения или продолжение пьянства либо употребления наркотиков после курса лечения. За употребление наркотических средств без назначения врача Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1987 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР" была введена административная и уголовная ответственность. Общим правовым основанием издания упомянутых актов послужило предусмотренное статьей 4 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении положение, согласно которому "граждане СССР должны бережно относиться к своему здоровью". Между тем такая обязанность не предусмотрена ни Конституцией СССР, ни международными актами о правах человека и не может обеспечиваться мерами принудительного характера. Поэтому уклонение от лечения алкоголизма или наркомании, если оно не сопряжено с систематическим нарушением общественного порядка или ущемлением прав других лиц, не должно рассматриваться в качестве правонарушения, влекущего юридическую ответственность. По этой же причине употребление наркотиков само по себе не должно рассматриваться в качестве административного правонарушения или преступления. Указы Президиумов Верховных Советов союзных республик, регулирующие принудительное лечение и трудовое перевоспитание хронических алкоголиков и больных наркоманией, предусматривают направление хронических алкоголиков по постановлению суда в лечебно трудовые профилактории на срок от одного года до двух лет, а больных наркоманией на срок от шести месяцев до двух лет, то есть изоляцию человека от общества на довольно длительный срок, что сближает эту меру с уголовным наказанием - лишение свободы. Положения о лечебно трудовых профилакториях, принятые в союзных республиках, а также Инструкция МВД СССР по организации и обеспечению условий принудительного лечения больных алкоголизмом и наркоманией в лечебно трудовых профилакториях распространяют режим принудительного лечения в ЛТП, близкий к режиму отбывания уголовного наказания - лишения свободы, и на лиц, не совершивших правонарушений. Это создает серьезные препятствия для осуществления ими ряда прав и свобод, предусмотренных Конституцией СССР Установленный указами Президиумов Верховных Советов союзных республик порядок рассмотрения судами дел о направлении лиц в лечебно трудовые профилактории, в соответствии с которым действую сокращенные сроки рассмотрения дел, а постановление суда является окончательным и обжалованию не подлежит, существенно ограничивает реализацию конституционного права граждан на защиту. Не соответствуют Конституции СССР и международным актам о правах человека и некоторые правовые ограничения, которым подвергаются лица, находящиеся в ЛТП (непредоставление отпуска за период пребывания в ЛТП тем лицам, которые не уклонялись от участия в трудовой деятельности, досмотр корреспонденции и т.д.) 2 Ведомости СССР N 47. Ст. 1001 - 1242 - N 47 На основании изложенного, а также исходя из того, что решение социальных проблем, включая охрану общественного порядка, здоровья и нравственности населения, может осуществляться лишь законными мерами, исключающими необоснованное ограничение прав и свобод человека; основываясь на положениях Конституции СССР, законов СССР и международных актов, предоставивших гражданам социально экономические, политические и личные права и свободы, гарантирующих неприкосновенность их личности; сознавая необходимость охраны интересов граждан от тех действий алкоголиков и наркоманов, которые нарушают общественных порядок или создают угрозу безопасности, здоровью и нравственности населения, но считая при этом, что лечение больных алкоголизмом и наркоманией, не совершивших правонарушений, должно производиться на добровольных началах в медицинских, а не в исправительных учреждениях; руководствуясь статьей 124 Конституции СССР, статьями 12, 18 и 21 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР", Комитет конституционного надзора СССР пришел к заключению: 1. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 года "Об усилении борьбы с наркоманией", указы Президиумов Верховных Советов союзных республик, другие нормативные акты в той части, которая предусматривает направление в лечебно трудовые профилактории граждан, уклоняющихся от лечения алкоголизма или наркомании, продолжающих пьянствовать или употреблять наркотики после лечения, на при этом не нарушающих систематически общественных порядок или права других лиц, не соответствуют Конституции СССР и международным актам о правах человека и утрачивают силу. Граждане,которые были направлены на принудительное лечение по основаниям, не связанным с нарушением ими общественного порядка или прав других лиц, подлежат освобождению в порядке, предусмотренном законом. 2. Статья 10 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 года "Об усилении борьбы с наркоманией", устанавливающая административную и уголовную ответственность за потребление наркотиков без назначения врача, не соответствует Конституции СССР, статьям 5 и 7 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, статье 3 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и утрачивает силу. Граждане, привлеченные к ответственности за такие действия, подлежат освобождению от наказания или взыскания в установленном законом порядке. 3. Положения республиканского законодательства о порядке рассмотрения судьями материалов о направлении в лечебно трудовые профилактории, не допускающие обжалования принятых постановлений и предусматривающие сокращенные, по сравнению со сроками решения судами дел других категорий, сроки рассмотрения дел,содержат необоснованное ограничение права граждан на защиту и по этой причине противоречат статье 158 Конституции СССР и пункту 3(а) статьями 2 Международного пакта о гражданских и политических правах. Положения нормативных актов, согласно которым лицам, участвующим в трудовой деятельности и добросовестно относящимся к труду, отпуск за время пребывания в лечебно трудовом профилактории не предоставляется, противоречат статье 41 Конституции СССР и пункту "д" статьи 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а указание о досмотре корреспонденции лиц, содержащихся в ЛТП, не соответствует статье 56 Конституции СССР об охране тайны переписки. Названные нормативные положения утрачивают силу. |