О НОРМАТИВНЫХ АКТАХ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЭТИХ РЕСПУБЛИК ПРАВОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЛЬЕМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УВОЛЕННЫХ В ЗАПАС ИЛИ В ОТСТАВКУ, И ИХ СЕМЕЙ. Заключение. Комитет Конституционного Надзора СССР. 26.10.90 10 (2-7)

       О НОРМАТИВНЫХ АКТАХ СОЮЗНЫХ РЕСПУбЛИК, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ
        ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
       ЭТИХ РЕСПУБЛИК ПРАВОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЛЬЕМ
     ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УВОЛЕННЫХ В ЗАПАС ИЛИ В ОТСТАВКУ, И ИХ СЕМЕЙ

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР

                          26 октября 1990 г.
                              N 10 (2-7)
    
                                 (Д)


     Статья 44.  Конституции СССР,  соответствующие статьи конституций
республик  закрепляют  право  на  жилище  в  числе  основных социально
экономических прав советских граждан.  Это в полной мере  относится  и
военнослужащим.  Так  как  многие  из  них в период прохождения службы
вынуждены переезжать с  семьями  с  места  на  место,  они  к  моменту
увольнения  в  запас  или  в  отставку  зачастую  не  имеют жилья и по
существу лишь в отставку зачастую не имеют жилья и по существу лишь  с
этого   момента   приступают   к   реализации  закрепленного  за  ними
конституционного права на жилище. С учетом этих обстоятельств право на
жилище  применительно  к  военнослужащим  должно  подлежать повышенной
охране со стороны государства.
     В соответствии со статьей 77 Закона  СССР  "О  всеобщей  воинской
обязанности"   обеспечение   жилой   площадью   офицерского   состава,
прапорщиков,  мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных
в  запас  или  в  отставку,  производиться  исполнительными комитетами
местных Советом народных депутатов в порядке,  устанавливаемом Советом
Министров  СССР.  С  учетом  этого  Правительством СССР был принят ряд
постановлений,  предусматривающих особый  порядок  обеспечения  жильем
военнослужащих,  уволенных в запас или в отставку,  и их семей,  в том
числе постановления Совета Министров СССР от 17 февраля  1981  года  N
193   "Об   утверждении   Положения   о  льготах  для  военнослужащих,
военнообязанных,  лиц,  уволенных с воинской службы в отставку,  и  их
семей"  и  от  7  сентября  1989  года  N734  "О  мерах  по  улучшению
обеспечения  жилой  площадью  лиц  офицерского  состава,  прапорщиков,
мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или в
отставку".
     Однако высшие   органы   государственной   власти   и  управления
Литовской ССР,  Латвийской ССР,  ССР Молдовы и Эстонской ССР издали  в
1989-1990  годах  акты  о  приостановлении или ограничении действия на
территории соответствующих республик  постановлений  Совета  Министров
СССР  об  обеспечении  жильем военнослужащих,  уволенных в запас или в
отставку,  и их семей.  Поскольку эти нормативные акты касаются одного
из  основных  прав  граждан  -  права  на жилище,  оценка соответствия
указанных  республиканских  актов  Конституции  СССР  и  законам  СССР
относятся к ведению Комитета конституционного надзора СССР.
     Рассмотрев вопрос о соответствии Конституции СССР и законам  СССР
принятых в союзных республиках нормативных актов о приостановлении или
ограничении  действия  на  территории  этих  республик   постановлений
Правительства    СССР    об    особом   порядке   обеспечения   жильем
военнослужащих,  уволенных в запас или в отставку, и их семей, Комитет
конституционного надзора СССР установил:
     в соответствии со статьей 133 Конституции  СССР  постановления  и
распоряжения  Совета  Министров  СССР обязательны к исполнению на всей
территории СССР,  а согласно статье 1 Закона СССР "О Совете  Министров
СССР" постановления и распоряжения Совета Министров СССР обязательны к
исполнению на всей  территории  СССР  всеми  органами,  организациями,
должностными лицами и гражданами;
     Конституция СССР  не  предоставляет  союзным  республикам   права
приостанавливать   или   ограничивать   действие   на   их  территории
постановлений и распоряжений Совета Министров СССР;
     в соответствии  с  пунктом  18  статьи 113 Конституции СССР право
отмены   постановлений   и   распоряжений   Совета   Министров    СССР
предоставлено Верховному Совету СССР.  Вопрос об отмене решения Совета
Министров СССР,  нарушающего,  по мнению союзной республики, ее права,
эта республика могла внести на рассмотрение Верховного Совета СССР;
     согласно статье 13 Закона СССР "О разграничении полномочий  между
Союзом   ССР   и   субъектами  федерации"  союзная  республики  вправе
опротестовать постановления и распоряжения Совета Министров СССР, если
они   нарушают  права  республики.Спорный  вопрос  решается  Верховным
Советом СССР;
     согласно статье 11 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР"
в  случае возникновения разногласий между Союзом ССР и республиками по
поводу  конституционности  актов,   принятых   их   высшими   органами
государственной   власти   и   управления,   эти   разногласия   могут
рассматриваться Комитетом  конституционного  надзора  СССР.  Признавая
необходимым  обеспечить  соблюдение  установленного порядка разрешения
разногласий  между  Союзом  ССР  и  союзной  республикой   по   поводу
законности постановлений Совета Министров СССР,  нарушающих, по мнению
союзной республики, ее права, и руководствуясь статьей 124 Конституции
СССР  и статьями 12,  18 и 21 Закона СССР "О конституционном надзоре в
СССР".
     Комитет конституционного надзора СССР пришел к заключению:
     1.Следующие нормативные  акты   в   части,   ограничивающей   или
приостанавливающей действие постановлений Правительства СССР об особом
порядке обеспечения жильем военнослужащих,  уволенных в  запас  или  в
отставку, и их семей, не соответствуют Конституции СССР и законам СССР
и утрачивают силу:
     постановление Верховного  Совета  Литовской  ССР от 4 ноября 1989
года  "О  приостановлении  действия  на   территории   Литовской   ССР
постановлений  партий и Правительства СССР по вопросам распространения
на  лиц  некоторых  категорий   льгот   по   обеспечению   их   жилыми
помещениями";
     постановления Совета Министров Литовской ССР от 14  декабря  1989
года  N287  "О  мерах  по  улучшению  обеспечения  жилой  площадью лиц
офицерского   состава,   прапорщиков,   мичманов   и    военнослужащих
сверхсрочной службы,  уволенных в запас или в отставку" и от 23 января
1990  года  N  18  "Об  изменении   и   признании   утратившими   силу
постановлений  ЦК  Компартии Литвы и Совета Министров Литовской ССР по
вопросам  распространения  на  лиц  некоторых   категорий   льгот   по
обеспечению их жилыми помещениями";
     постановление Совета Министров Эстонской ССР от  22  ноября  1989
года  N384  "О  мерах  по  обеспечению  жилой площадью лиц офицерского
состава,  прапорщиков,  мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы,
уволенных в запас или в отставку";
     постановление Верховного Совета Латвийской ССР от  1  марта  1990
года  "О  льготном  обеспечении жилой площадью уволенных в запас или в
отставку офицеров,  прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной
службы,   а   также  лиц,  работавших  в  районах  Крайнего  Севера  и
приравненных к ним местностях";
     Указ Президиума Верховного Совета Молдавской ССР от 29 марта 1990
года  "О  приостановлении  действия  на  территории   Молдавской   ССР
некоторых постановлений Совета Министров СССР";
     аналогичные республиканские нормативные акты  либо  их  отдельные
положения,     ограничивающие    или    приостанавливающие    действие
постановлений Совета Министров СССР,  определяющих порядок обеспечения
жилой площадью военнослужащих,  уволенных в запас или в отставку, и их
семей.
     2. Считать  необходимым  приведение  законодательных и иных актов
Союза  ССР  и  республик,  определяющих  условия  порядок  обеспечения
указанных  категорий лиц жильем,  в точное соответствии с Конституцией
СССР и законами СССР об основах  экономических  отношений  Союза  ССР,
союзных и автономных республик,  разграничении полномочий между Союзом
ССР и субъектами федерации,  свободном национальном  развитии  граждан
СССР  и  другими  законами,  обеспечивающими укрепление суверенитета и
экономической самостоятельности республик с  учетом  полномочий  Союза
ССР  в  области  обороны и политики Советского Союза,  направленной на
поддержание   обороноспособности    страны    на    уровне    разумной
достаточности.

                                * * *

     Особое мнение   члена  Комитета  Инцкирвели  Г.З.  Основания  для
признания не соответствующими Конституции СССР указанных в  Заключении
нормативных актов республик отсутствуют. В этих актах не отрицается, а
наоборот,  подчеркивается право военнослужащих, лиц, уволенных в запас
или  в  отставку,  и  членов  их семей на обеспечение жильем наравне с
другими   гражданами   соответствующей   республики.   Что    касается
постановлений  Правительства  СССР  по  данному  вопросу,  то  они  по
существу устанавливают необоснованную привилегию  для  военнослужащих,
уволенных в запас или в отставку,  требовать через органы Министерства
обороны,  КГБ или МВД предоставления жилья в любом избранном ими месте
жительства.  В  результате  ущемляются  жилищные  права граждан данной
республики.  Следовало также учесть характер политической  ситуации  и
процессов  в современных условиях,  наличие и подготовку в республиках
законов о гражданстве,  которые определяют статус  гражданина  союзной
республики со всеми вытекающими их этого последствиями.