ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И РЕСПУБЛИК О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТ СССР 15 января 1991 г. N 1905-I. (91ВСС-91) Настоящее законодательство определяет правовые, экономические и организационные основы занятости населения в условиях рыночной эконо- мики и равноправия различных форм собственности, а также гарантии со стороны государства в реализации права граждан на труд. Р А З Д Е Л I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Занятость граждан 1. Занятость - это непротиворечащая Конституции СССР, конституци- ям республик деятельность граждан, связанная с удовлетворением их лич- ных и общественных потребностей и, как правило, приносящая им зарабо- ток (трудовой доход). Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы ( воспитание детей, веде- ние домашнего хозяйства, учеба с отрывом от производства, общественная деятельность. Административное принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законода- тельством Союза ССР и республик. Добровольная незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной, уго- ловной и иной ответственности. Государство обеспечивает проведение политики содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости, направленной на создание условий для реализации права граждан на труд. 2. К занятому населению относятся: граждане, работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение в течение полного либо неполного рабочего дня (недели), а также имеющие оплачиваемую работу, подтвержденную соответствующим договором (контрактом, соглашением), но временно отсутствующие в связи с болезнью, отпуском, забастовкой, временной приостановкой произ- водства; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, членов производственных кооперативов, фермеров и членов их семей, участвующих в производстве; граждане, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; военнослужащие, проходящие службу в Вооруженных Силах, погранич- ных, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной бе- зопасности и внутренних дел; работающие граждане других стран, временно пребывающие на терри- тории страны и выполняющие функции, не связанные с обеспечением дея- тельности посольств и миссий. 3. Законодательством республик могут предусматриваться иные кате- гории занятости населения. С т а т ь я 2. Безработные Безработными признаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по не зависящим от них причинам не имеют работы и заработка ( трудового дохода ), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться и которым эта служба не сделала предложений подходящей рабо- ты. В случае невозможности предоставления подходящей работы безработ- ному может быть предложено пройти профессиональную подготовку или пе- реподготовку, повысить свою квалификацию. Порядок регистрации граждан в качестве безработных определяется законодательством Союза ССР и республик с учетом настоящих Основ. С т а т ь я 3. Подходящая работа 1. Для граждан, потерявших работу и заработок (трудовой доход), подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной под- готовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специ- альности, транспортную доступность нового рабочего места. Подходящей не может считаться работа, если: предоставляется в районе, где жилищные и иные условия проживания менее благоприятные, чем те, которые работник имел до обращения в службу занятости; значительно удалена от постоянного места жительства; заработная плата и другие условия труда существенно ниже среднего уровня оплаты по данной специальности (профессии) и в данной мест- ности; отказ от нее обоснован уважительными причинами, в частности лич- ным или семейным положением трудящихся. 2. По истечении первоначального периода безработицы в случае не- возможности предоставления гражданину работы по профессии (специаль- ности) подходящей может считаться работа, требующая изменения про- фессии (специальности) с учетом способностей гражданина, его сил, прошлого опыта и доступных для него средств обучения. 3. Для лиц, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специ- альности), в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления - другая оплачиваемая работа (включая работу времен- ного характера), с учетом возрастных и иных особенностей граждан и учитывающая требования законодательства о труде. 4. Законодательством республик, решением местных Советов народных депутатов могут устанавливаться и иные критерии подходящей работы, усиливающие социальную защищенность трудящихся. С т а т ь я 4. Основные принципы государственной поли- тики в области занятости населения Государственная политика в области занятости населения основыва- ется на следующих принципах: обеспечение равных возможностей всем гражданам СССР независимо от расы, пола, отношения к религии, возраста, политических убеждений, на- циональности и социального положения в реализации права на труд и сво- бодный выбор занятости; поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду, обеспечивающему трудящимся достойные условия занятости, труда и жизни; добровольность труда, в соответствии с которой занятость основана на свободном волеизъявлении граждан; активное содействие занятости и предотвращение безработицы; обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих занятости граждан, испытываю- щих трудности в поиске работы; сочетание самостоятельности республик, местных Советов народных депутатов в обеспечении занятости населения с централизованными мероп- риятиями по решению важнейших проблем занятости; координация деятельности в области занятости с другими направле- ниями экономической и социальной политики, включая социальное обеспе- чение, рост и распределение доходов, предупреждение инфляции; участие профессиональных союзов, ассоциаций (союзов) работодате- лей в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспе- чению занятости во взаимодействии и с органами государственного управ- ления; международное сотрудничество в решении проблем занятости населе- ния, включая профессиональную деятельность советских граждан за рубе- жом и трудовую деятельность иностранных граждан в стране. С т а т ь я 5. Государственные гарантии права на труд 1. Государство гарантирует гражданам СССР: а) бесплатную общеобразовательную и профессиональную подготовку, а также переподготовку. Порядок их обеспечения определяется законода- тельством Союза ССР и республик; б) свободу выбора рода занятий и работы; в) бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоуст- ройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и образованием; г) защиту от любых форм дискриминации и обеспечение всем трудя- щимся равенства возможностей в получении профессии и работы, выборе условий занятости и труда; д) предоставление подходящей работы на период не менее трех лет ранее заявленным предприятиями, учреждениями, организациями молодым специалистам - выпускникам государственных учебных заведений; е) компенсацию в соответствии с действующим законодательством ма- териальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность; ж) возможность заключения срочных трудовых договоров и участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. 2. Государственные органы обеспечивают публикацию статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки и пе- реподготовки, профессиональной ориентации и социально-трудовой реаби- литации. С т а т ь я 6. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения 1. Государство обеспечивает дополнительные гарантии занятости гражданам, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, в том числе молодежи, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, лицам пред- пенсионного возраста, воинам-интернационалистам, инвалидам, лицам, продолжительное время не имеющим работы, лицам, освобожденным из уч- реждений, исполняющих наказание или осуществляющих принудительное ле- чение по решению суда (в дальнейшем - лица, нуждающиеся в социальной защите), путем создания дополнительных рабочих мест и специализирован- ных предприятий, включая предприятия для труда инвалидов, организацией специальных программ обучения и другими мерами. Критерии отнесения граждан к той или иной из названных групп оп- ределяются законодательством республик. Советы народных депутатов в соответствии с действующим законода- тельством за счет собственных средств, предоставления налоговых льгот и других источников могут устанавливать предприятиям, учреждениям и организациям минимальное количество специальных рабочих мест для прие- ма на работу указанных групп граждан. 2. Законодательством республик могут предусматриваться за счет средств этих республик дополнительные гарантии гражданам, занятым на предприятиях, в учреждениях, организациях, подлежащих ликвидации (ре- организации) в связи с мероприятиями по улучшению экологической обста- новки, в результате стихийных бедствий и банкротств. С т а т я 7. Законодательство о занятости 1. Отношения в сфере занятости регулируются настоящими Основами, законодательством о труде и издаваемыми в соответствии с ними другими актами законодательства Союза ССР и республик, а также коллективными соглашениями (договорами). 2. Законодательство о занятости распространяется также на посто- янно проживающих в СССР иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не вытекает из актов законодательства Союза ССР. С т а т ь я 8. Разграничение полномочий Союза ССР и рес- публик 1. К ведению Союза ССР относятся: определение с участием республик основных принципов государствен- ной политики в области занятости населения; координация деятельности республик по вопросам занятости населе- ния, заключение с ними соглашений и разработка общесоюзных программ в этой области; определение минимальных и обязательных для всех республик норма- тивов социальной и экономической защищенности граждан независимо от места их проживания. 2. Республики решают в полном объеме вопросы, связанные с разра- боткой и осуществлением политики занятости населения на их территориях и обеспечением прав граждан, предусмотренных настоящими Основами и другими актами законодательства. Законодательством республик, а также коллективными договорами (соглашениями) могут предусматриваться иные, не противоречащие настоя- щим Основам условия и порядок выплаты пособия по безработице, опреде- ления подходящей работы, усиливающие социальную защищенность трудя- щихся, включая продление сроков выплаты и увеличение размеров пособия, а также стипендии в период обучения (вознаграждения за труд на оплачи- ваемых общественных работах) за счет собственных средств республик. Р А З Д Е Л II. ПРАВА ГРАЖДАН СССР НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯ- ТОСТИ С т а т ь я 9. Право граждан на трудоустройство Граждане имеют право на свободный выбор места работы путем прямо- го обращения на предприятия, в учреждения, организации, индивидуальные крестьянские (фермерские) хозяйства и к другим работодателям или через бесплатное посредничество государственной службы занятости. Решение о приеме на работу принимается на условиях взаимного сог- лашения между предприятием, учреждением, организацией (другим работо- дателем) и гражданином, ищущим работу. Порядок и условия заключения трудовых договоров (контрактов, сог- лашений) при трудоустройстве регулируются законодательством Союза ССР и союзных республик о труде. С т а т ь я 10. Право граждан на профессиональную кон- сультацию, подготовку, переподготовку и получение информации Граждане, обратившиеся в государственную службу занятости как ли- ца, ищущие работу, имеют право на бесплатную профессиональную консуль- тацию, подготовку, переподготовку и получение соответствующей информа- ции с целью свободного выбора вида занятости, профессии, места работы и режима труда. С т а т ь я 11. Право граждан на профессиональную дея- тельность за границей Граждане имеют право на профессиональную деятельность в период временного пребывания за границей. Порядок защиты прав и интересов та- ких граждан, а также условия предоставления им посреднической помощи определяются законодательством Союза ССР. С т а т ь я 12. Право граждан на социальную поддержку в сфере труда Каждый гражданин СССР имеет право на социальную поддержку в сфере труда. Лица, признанные в установленном порядке безработными, имеют пра- во на получение пособия по безработице. С т а т ь я 13. Право обжалования действий государствен- ной службы занятости Граждане вправе обжаловать действия работников государственной службы занятости в вышестоящий по подчиненности орган, а также в суд в порядке, установленном Законом СССР "О порядке обжалования в суд неп- равомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан". Р А З Д Е Л III. РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ С т а т ь я 14. Регулирование занятости 1. В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство предусматривает: меры финансово-кредитные, инвестиционной и налоговой политики, направленные на рациональное размещение производительных сил, повыше- ние мобильности трудящихся, создание новых технологий, поощрение соз- дания малых предприятий и применения гибких режимов труда, и другие меры, способствующие сохранению и развитию системы рабочих мест; правовое регулирование, направленное на сохранение и содействие занятости на основе обеспечения трудовых прав и интересов работников, предоставление им гарантий, создания благоприятных условий на произ- водстве, совершенствования законодательства о занятости населения и труде. 2. Органы государственного управления: проводят аналитические исследования структуры экономики и прогно- зируют предстоящие изменения качества рабочей силы и занятости, расп- ределения рабочей силы; разрабатывают утверждаемые соответствующими Советами народных де- путатов государственные программы занятости, в том числе в части прив- лечения и использования иностранной рабочей силы в СССР на основе кво- тирования и лицензирования, и в рамках своей компетенции обеспечивают их реализацию. 3. На территории Союза ССР вводится государственная статисти- ческая отчетность, отражающая состояние рынка труда и положение в об- ласти занятости населения. 4. Применяемые на практике меры регулирования занятости определя- ются на союзном, республиканском и местном уровнях с учетом сложив- шейся социально-экономической ситуации в соответствии с законода- тельством Союза ССР и республик, коллективными договорами (соглашения- ми) и настоящими Основами. С т а т ь я 15. Государственные программы занятости 1. С целью содействия занятости населения, удовлетворения потреб- ности граждан в работе, предотвращения безработицы и социальной защиты от ее последствий на союзном, республиканском и местном уровнях разра- батываются государственные программы занятости. 2. Государственные общесоюзная, межреспубликанские, республи- канские и региональные программы занятости предусматривают: а) развитие рабочих мест, повышение экономической заинтересован- ности предприятий, учреждений и организаций в продуктивных и гибких формах занятости населения; б) меры содействия занятости населения, проживающего в сельской местности; в) обеспечение занятости лиц, нуждающихся в социальной защите, граждан пенсионного возраста; г) совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увяз- ке с развитием рабочих мест, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, профессиональной ориентацией населения, повышение эффек- тивности использования трудовых ресурсов; д) создание условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь в развивающиеся отрасли народного хозяйства; е) совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информацион- ной, статистической, финансовой и научно-методической базы; ж) содействие добровольному переселению граждан и членов их семей с выделением соответствующих материальных и финансовых средств. Порядок разработки и реализации этих мер определяется законода- тельством Союза ССР и республик, а также договорами (соглашениями) республик. С т а т ь я 16. Территории приоритетного развития Кабинет Министров СССР, правительства республик определяют терри- тории, где развитие рабочих мест особо поощряется государством. Такие территории ( прежде всего трудоизбыточные, горные, сельские, районы Крайнего Севера и местности, приравненные к районам Крайнего Севера) на определенный период приобретают статус территорий приоритетного развития. Предприятиям, учреждениям и организациям, создающим на указанных территориях производства, филиалы и рабочие места, предоставляются ль- готы по налогообложению прибыли, иная финансовая помощь в порядке и на условиях, определяемых законодательством Союза ССР и республик. С т а т ь я 17. Координационные комитеты содействия заня- тости С целью выработки согласованных решений по определению и осущест- влению политики занятости на союзном, республиканском и местном уров- нях создаются координационные комитеты содействия занятости, в состав которых входят представители профессиональных союзов, ассоциаций рабо- тодателей и органов государственного управления. Представители профсоюзов и работодателей назначаются в состав комитетов в разных ко- личествах после согласования с представляющими их организациями. Порядок работы координационных комитетов и их организации опреде- ляется представленными в комитетах сторонами. На союзном и республиканском уровнях деятельность координационных комитетов содействия занятости организуют руководители государственных органов, на которые возложена ответственность за проведение политики занятости. Полномочия и функции координационных комитетов определяются зако- нодательством Союза ССР и республик. С т а т ь я 18. Государственная служба занятости 1. Для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Союза ССР созда- ется государственная служба занятости. Деятельность государственной службы занятости на союзном, респуб- ликанском и местном уровнях осуществляется под руководством соот- ветствующих органов власти в тесном взаимодействии с координационными комитетами содействия занятости. Порядок образования государственной службы занятости на союзном уровне определяется Кабинетом Министров СССР. В республиках госу- дарственная служба занятости образуется в порядке, определяемом зако- нодательством этих республик. Первичным звеном государственной службы занятости является район- ный, городской ( районный в городе) центр занятости. Его деятельность финансируется за счет средств Государственного фонда содействия заня- тости, предусмотренных на это цели. В центрах занятости могут создаваться специальные подразделения, занимающиеся трудоустройством работников творческих и редких про- фессий. 2. Услуги, связанные с обеспечением занятости граждан, предостав- ляются государственной службой занятости бесплатно. 3. В составе государственной службы занятости создается инспек- ция, осуществляющая контроль за исполнением государственными и общест- венными органами, предприятиями, учреждениями, организациями независи- мо от форм собственности и хозяйствования, фермерами и другими работо- дателями законодательства о правах граждан на труд и занятость. 4. Деятельность коммерческих бюро, агентств и других организаций, оказывающих платные услуги в трудоустройстве советских граждан, в том числе за границей, допускается по лицензиям, выдаваемым в установлен- ном порядке. При оказании услуг, связанных с профориентацией, повышением про- фессионального уровня и подготовкой граждан к новой работе, трудоуст- ройством, лицензии коммерческим организациям выдаются только при нали- чии соответствующего сертификата, полученного от государственной служ- бы занятости. С т а т ь я 19. Обязанности и права государственной служ- бы занятости 1. Государственная служба занятости: анализирует и прогнозирует спрос и предложение на рабочую силу, информирует о состоянии рынка труда; ведет учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по воп- росам трудоустройства; консультирует обращающихся в службу занятости трудящихся и рабо- тодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам, и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости; оказывает помощь трудящимся в подборе подходящей работы, предпри- ятиям, учреждениям, организациям и другим работодателям в подборе не- обходимых работников; организует профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации граждан в системе службы занятости или в других учебных заведениях; оказывает услуги по трудоустройству, профессиональной ориентации высвобождаемым работникам и незанятому населению; обеспечивает регистрацию безработных и оказывает им в пределах своей компетенции помощь, включая выплату пособий; организует разработку общесоюзной, республиканских, областных (краевых), городских и районных программ занятости, предусматривая в них и мероприятия по социальной защищенности различных групп населе- ния; содействует предприятиям, учреждениям и организациям в решении вопросов, связанных с обеспечением занятости населения. 2. Государственная служба занятости имеет право: запрашивать от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования информацию о предполагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение трудящихся, а также сведения о наличии свобод- ных рабочих мест (вакантных должностей); направлять на все виды предприятий, учреждений и организаций об- ращающихся в службу занятости граждан для трудоустройства в соот- ветствии с уровнем их квалификации и профессиональной подготовки при наличии там соответствующих свободных рабочих мест (вакантных долж- ностей); разрабатывать и вносить на рассмотрение местных Советов народных депутатов предложения об установлении для всех видов предприятий, уч- реждений и организаций минимального количества рабочих мест для приема лиц, нуждающихся в социальной защите, а также направлять указанных граждан на предприятия, в учреждения, организации для трудоустройства; заключать по доверенности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования от их имени договоры с гражданами при их трудоустройстве с предварительной (при необходи- мости) профессиональной подготовкой, оплатой стоимости проезда, суточ- ных за каждый день нахождения в пути, а также выдавать пособия при пе- реезде на новое место жительства и работы за счет средств предприятий, учреждений, организаций; направлять в установленном порядке незанятых граждан по их жела- нию на оплачиваемые общественные работы; распоряжаться в установленном порядке средствами Государственного фонда содействия занятости; оплачивать за счет средств Государственного фонда содействия за- нятости стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, заре- гистрированных в качестве ищущих работу, а также устанавливать им на весь период обучения стипендии в размерах, предусмотренных законода- тельством Союза ССР и республик о занятости населения; выдавать в установленном порядке гражданам пособия по безработи- це, приостанавливать или отменять выплату этих пособий. 3. По предложению государственной службы занятости Советы народ- ных депутатов в соответствии с законодательством республик могут при- останавливать на срок до шести месяцев решения предприятий, учрежде- ний, организаций о массовом высвобождении работников в случае затруд- нения их последующего трудоустройства с одновременной частичной или полной компенсацией потерь предприятий, вызванных этой отсрочкой. С т а т ь я 20. Участие предприятий, учреждений, органи- заций в реализации государственной поли- тики занятости 1. Предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и хозяйствования, осуществляющие свою деятельность на территории Союза ССР, содействуют проведению государственной политики занятости на основе: соблюдения условий договоров (соглашений), регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Союза ССР и республик; создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих; трудоустройства определенного местным Советом народных депутатов числа лиц, нуждающихся в социальной защите; предоставление в установленные законодательством республик сроки информации о наличии вакантных рабочих мест и о возможных увольнениях трудящихся, включая письменное изложение оснований увольнения, указа- ние числа и категории трудящихся, которых оно может коснуться, и сро- ка, в течение которого его намечено осуществить. Указанная информация предоставляется в государственную службу занятости и профсоюзный орган для проведения консультации и принятия своевременных мер по смягчению неблагоприятных последствий увольнения. 2. Предприятия, учреждения и организации обязаны создавать в установленном порядке специализированные рабочие места для инвалидов, а в случае невыполнения данного требования производить целевые фи- нансовые отчисления в Государственный фонд содействия занятости для организации трудоустройства инвалидов. Размеры таких отчислений опре- деляются в порядке и на условиях , установленных законодательством республик. Затраты работодателей на создание дополнительных рабочих мест для инвалидов, подготовку и переподготовку лиц указанных категорий могут компенсироваться за счет средств Советов народных депутатов, а также Государственного фонда содействия занятости и иных средств. Ликвидация рабочих мест для инвалидов производится только по сог- ласованию с местными Советами народных депутатов. 3. Кабинет Министров СССР, правительства республик, местные Сове- ты народных депутатов могут предоставлять льготы по налогообложению и другим платежам в союзный, республиканский и местный (вплоть до полно- го освобождения от уплаты налогов и других платежей) бюджеты за прием на работу граждан, нуждающихся в социальной защите. С т а т ь я 21. Участие профсоюзов в содействии занятости 1. Профессиональные союзы участвуют в разработке государственной политики занятости, соответствующих законодательных актов Союза ССР и республик и решений местных Советов народных депутатов. 2. Органы государственного управления, хозяйственные органы и профессиональные союзы регулярно проводят совместные консультации по проблемам занятости. По их итогам могут заключаться коллективные сог- лашения (договоры), в которые включаются мероприятия, направленные на содействие и сохранение занятости, защиту высвобождаемых работников, а также трудящихся, нуждающихся в социальной защите, обязательства со стороны органов государственного управления по предоставлению информа- ции об экономических, финансовых условиях проведения политики заня- тости и другие вопросы, затрагивающие интересы трудящихся в области занятости. С т а т ь я 22. Государственный фонд содействия занятости 1. Государственный фонд содействия занятости как самостоятельная финансовая система образуется на местном, республиканском и союзном уровнях в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и респуб- лик, и используется для финансирования мероприятий по реализации поли- тики занятости и эффективной деятельности государственной службы заня- тости. 2. Направления расходования средств Государственного фонда со- действия занятости определяются в государственных программах занятости с учетом предложений соответствующих координационных комитетов со- действия занятости. 3. Государственный фонд содействия занятости образуется за счет: обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций, и кооперативов независимо от форм собственности и хозяйствования; средств союзного, республиканских и местных бюджетов; добровольных взносов советских и иностранных предприятий, общест- венных организаций и граждан и других поступлений. При этом до 90 процентов средств Государственного фонда со- действия занятости, образуемых на территориях за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций, кооперативов, остается в распо- ряжении республики и не менее 10 процентов - централизуется в об- щесоюзную часть фонда. Конкретные размеры обязательных отчислений, порядок и условия направления этих средств определяются законодательством Союза ССР и республик, решениями местных Советов народных депутатов в пределах их компетенции. 4. Распоряжение средствами Государственного фонда содействия за- нятости находится в компетенции государственной службы занятости. 5. Государственный фонд содействия занятости освобождается от уп- латы налогов от доходов, получаемых от коммерческой деятельности, а также государственных и таможенных пошлин, вносимых в союзный бюджет. С т а т ь я 23. Организация общественных работ Местные Советы народных депутатов по предложению и при участии государственной службы занятости организуют проведение оплачиваемых общественных работ на предприятиях, в учреждениях, организациях, нахо- дящихся в их собственности, и по договорам - на других предприятиях, в учреждениях, организациях. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключа- ются договоры сроком до двух месяцев с правом их продления. Преиму- щественным правом заключения договоров пользуются граждане, зарегист- рированные в качестве безработных. При выполнении общественных работ гражданам гарантируется оплата труда по выполняемой работе, но не ниже увеличенного на 15 процентов пособия по безработице, включение времени этих работ в общий и непре- рывный трудовой стаж. На них распространяются социальные гарантии, включая право на пенсионное обеспечение и выплату пособий по временной нетрудоспособности. Финансирование общественных работ производится за счет местного бюджета и привлечения средств государственного фонда содействия заня- тости. Порядок организации и условия проведения общественных работ опре- деляются законодательством Союза ССР и республик. С т а т ь я 24. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка незанятых граждан 1. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и перепод- готовка лиц, зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу, могут осуществляться в случае, если: невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражда- нина необходимой профессиональной квалификации; необходимо изменить квалификацию в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии. 2. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и перепод- готовка таких граждан осуществляется по направлениям государственной службы занятости в учебных центрах этой службы или в иных учебных за- ведениях по направлениям этой службы за счет средств, предусмотренных на эти цели в Государственном фонде содействия занятости. Р А З Д Е Л IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ПРИ ПОТЕРЕ РАБОТЫ С т а т ь я 25. Гарантии материальной поддержки Государство гарантирует гражданам, потерявшим работу, впервые ищущим ее, а также желающим возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва: а) предоставление особых гарантий работникам, высвобождаемым с предприятий, из учреждений, организаций; б) выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повы- шения квалификации или переподготовки и включения этого периода в об- щий и непрерывный трудовой стаж; в) выплату пособия по безработице; г) оказание материальной помощи безработному гражданину и членам его семьи с учетом наличия престарелых и несовершеннолетних иждивен- цев. С т а т ь я 26. Особые гарантии материальной поддержки работникам, высвобождаемым с предприятий, из учреждений, организаций 1. За работниками, высвобождаемыми с предприятий, из учреждений, организаций при расторжении трудового договора в связи с реорганизаци- ей и ликвидацией предприятий, учреждений, организаций или осуществле- нием мероприятий по сокращению численности (штатов), сохраняются на период поиска работы, но не более чем на три месяца средняя заработная плата с учетом выходного пособия и непрерывный трудовой стаж при усло- вии, если они в течение 10 календарных дней после увольнения зарегист- рировались в службе занятости в качестве лиц, ищущих работу. В любом случае высвобождаемым по указанным причинам работникам выплачивается выходное пособие в размере не ниже среднемесячного заработка. Выплата выходного пособия и сохраняемого среднего заработка про- изводится по прежнему месту работы. Если по истечении трехмесячного периода высвобождаемому работнику не будет предоставлена подходящая работа, а также в случае его отказа в указанный период от двух предложений такой работы он приобретает статус безработного. При отсутствии у ликвидируемых предприятий, учреждений, организа- ций средств, предназначенных для расчета с высвобождаемыми гражданами, решение о выплате компенсаций производится в порядке и на условиях, установленных законодательством Союза ССР и республик. 2. За трудящимися, высвобождаемыми с предприятий, из учреждений, организаций в связи с их ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности (штатов) и проходящими профессиональное переобучение или повышение квалификации с отрывом от производства по новому месту рабо- ты, на весь период обучения сохраняется средняя заработная плата по предыдущей работе. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма ба- лансовой прибыли предприятий, учреждений, организаций уменьшается на сумму средств, затраченных ими на профессиональную подготовку, повыше- ние квалификации и переподготовку таких работников. Если для трудоустройства высвобожденного работника потребуется предварительное повышение квалификации или переобучение, то оно произ- водится на аналогичных условиях за счет средств предприятия, учрежде- ния, организации, с которых произошло высвобождение, в случае , когда в течение двух лет, предшествовавших высвобождению, работник не имел возможности повысить на данном предприятии свою квалификацию или полу- чить смежную профессию. 3. При необходимости государственная служба занятости может ком- пенсировать предприятиям, учреждениям, организациям полностью или частично затраты на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобождаемых с других предприятий, из учреждений, организаций. 4. К высвобождаемым работникам приравниваются лица, потерявшие работу в результате несчастного случая на производстве или наступления профессионального заболевания по не зависящим от них причинам и нужда- ющиеся в трудоустройстве и профессиональной подготовке, повышении ква- лификации и переподготовки. С т а т ь я 27. Размеры стипендий, выплачиваемых гражда- нам в период профессиональной подготов- ки, повышения квалификации и переподгото- вки 1. Гражданам, потерявшим работу и заработок (трудовой доход), за- регистрированным в службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или пере- подготовки выплачивается стипендия: не имеющим детей и других иждивенцев - в размере не менее 50 про- центов основной заработной платы по прежнему месту работы, исчисленной применительно к рекомендуемым государством тарифным ставкам (окладам) с учетом сдельного приработка или доплат за выполнение нормированных заданий (в дальнейшем - основная заработная плата); имеющим детей и других иждивенцев - в размере не менее 50 процен- тов средней заработной платы по прежнему месту работы. При этом размер стипендии должен быть не ниже минимальной зара- ботной платы, установленной законодательством Союза ССР, и не более 70 процентов средней заработной платы, сложившейся в республике, крае, области. 2. Гражданам, впервые ищущим работу, уволенным за нарушение тру- довой дисциплины, а также длительное время не работающим и нуждающимся в профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготов- ке, стипендия назначается в размере, установленном законодательством Союза ССР и республик, но не ниже размера пособия по безработице, пре- дусмотренного для этой категории населения. С т а т ь я 28. Условия и сроки выплаты пособия по безра- ботице 1. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Право на получение пособия по безработице наступает не позднее 11-го дня с момента обращения гражданина в государственную службу за- нятости вплоть до решения вопроса о трудоустройстве. 2. Сроки выплаты пособий определяются законодательством респуб- лик, но не менее 26 календарных недель в течение 12-месячного периода для лиц, потерявших работу и заработок (трудовой доход) или стремя- щихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одно- го года) перерыва, и 13 календарных недель - для лиц, ищущих работу впервые. Для граждан, потерявших работу и заработок (трудовой доход), пособие по безработице выплачивается в случае, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую рабо- ту (трудовой доход) не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). 3. В период получения пособия безработный обязан содействовать трудоустройству в порядке и на условиях, определяемых законодательст- вом республик. С т а т ь я 29. Порядок продления сроков выплаты пособия по безработице гражданам со стажем рабо- ты, дающим право на пенсию 1. Для граждан, общий трудовой стаж которых в соответствии с За- коном ССР " О пенсионном обеспечении граждан в СССР " дает право на пенсию (включая пенсии на льготных условиях), продолжительность перио- да выплаты пособия по безработице увеличивается на две календарные не- дели сверх установленных 26 календарных недель за каждый год работы, превышающий пенсионный стаж. 2. Безработные, общий трудовой стаж которых дает право на выплату пособия по безработице в течение 52 календарных недель, имеют право на досрочный (за один год до установленного законодательством срока) вы- ход на пенсию. Законодательством республик за счет собственных средств может предусматриваться увеличение периода досрочного выхода на пенсию ука- занных категорий граждан. С т а т ь я 30. Порядок определения размеров пособия по безработице. 1. Пособие по безработице для лиц, потерявших работу и заработок (трудовой доход), устанавливается в процентном отношении к основной заработной плате по прежнему месту работы, исчисленной в среднем за год. Пособие по безработице во всех иных случаях, включая граждан, ищущих работу впервые, устанавливается в процентном отношении к мини- мальной заработной плате. 2. Безработным, имеющим детей в возрасте до 14лет и иных иждивен- цев, размер пособия повышается в соответствии с законодательством республик. 3. Лицам. проживающим в районах, где к заработной плате установ- лены коэффициенты, размеры пособия по безработице определяются на пе- риод их проживания в этих районах с применением коэффициента, установ- ленного в данном районе для работников непроизводственных отраслей. 4. Размер пособия по безработице подлежит индексации в установ- ленном порядке. С т а т ь я 31. Минимальный размер пособия по безработице для лиц, потерявших работу и заработок. 1. В случае потери работы и заработка (трудового дохода) гражда- нам, имеющим право на получение пособия по безработице, гарантируется его выплата в размере не менее 50 процентов основной заработной платы по прежнему месту работы, но не ниже установленной законодательством Союза ССР минимальной заработной платы. 2. В период получения гражданином пособия по безработице его неп- рерывный трудовой стаж не прерывается. 3. Законодательством республик за счет собственных средств может предусматриваться увеличение размеров пособия и сроков его выплаты с учетом общего трудового стажа, семейного положения и других обстоя- тельств. С т а т ь я 32. Минимальный размер пособия по безработице для лиц, уволенных из Вооруженных Сил Граждане, уволенные с военной службы из Вооруженных Сил, а также пограничных, внутренних, железнодорожных и других видов войск, органов внутренних дел и государственной безопасности, имеют право на получе- ние пособия на условиях, предусмотренных законодательством Союза ССР. При этом размер пособия не может быть ниже установленной законо- дательством Союза ССР минимальной заработной платы. Законодательством республик за счет собственных средств могут устанавливаться более льготные условия предоставления пособия. С т а т ь я 33. Минимальный размер пособия по безработице для лиц, впервые ищущих работу Гражданам, впервые ищущим работу и имеющим право на получение пособия по безработице, гарантируется его выплата в размере не менее 75 процентов от установленной законодательством Союза ССР минимальной заработной платы в случае непредоставления службой занятости возмож- ностей для профессиональной подготовки или трудоустройства. С т а т ь я 34. Минимальный размер пособия по безработице для лиц, ищущих работу после длительного перерыва Гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, гарантируется его выплата в следующих размерах: а) для лиц, имеющих профессию (специальность), а также лиц, опла- чиваемая занятость которых в течение 12 месяцев составляет менее 12 календарных недель, при наличии общего трудового стажа не менее одного года - не ниже 100 процентов в течение первых 13 календарных недель и 75 процентов - в последующие 13 календарных недель от установленной законодательством Союза ССР минимальной заработной платы при условии, что их трудоустройство не требует профессиональной подготовки, повыше- ния квалификации или переобучения; б) в иных случаях, включая лиц, не имеющих профессии (специаль- ности), - не ниже 75 процентов от установленной законодательством Сою- за ССР минимальной заработной платы при непредоставлении службой заня- тости возможностей для профессиональной подготовки. С т а т ь я 35. Минимальные размеры пособия по безработице для лиц, завершивших профессиональную подготовку и пере- подготовку Граждане, признанные безработными после завершения профессиональ- ной подготовки и переподготовки с отрывом от производства, имеют право на получение пособия по безработице в размере не ниже установленной законодательством Союза ССР и республик минимальной заработной платы. С т а т ь я 36. Приостановка и прекращение выплаты посо- бия по безработице Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев, или прекращена, или его размер сокращен в случаях: а) отказа гражданина от двух предложений подходящей работы, как о от двух предложений такой работы после завершения профессионального обучения (переобучения) по направлению государственной службы заня- тости; б) выдачи гражданину в установленном порядке выходного пособия и других выплат при высвобождении с предприятий, из учреждений и органи- заций, обеспечивающих получателю частичное и временное возмещение ут- раченного заработка; в) увольнения за нарушение трудовой дисциплины; г) увольнения с прежнего места работы по собственному желанию без уважительных причин; д) трудоустройства на временную работу в период получения пособия по безработице без уведомления государственной службы занятости; е) нарушение условий пункта 3 статьи 28 настоящих Основ; ж) отсутствия гражданина по постоянному месту жительства; з) попытки получения или получения пособия по безработице обманным путем. С т а т ь я 37. Материальная помощь Находящимся на иждивении членам семьи безработного, а также граж- данам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного срока его выплаты, может оказываться материальная и иная помощь, включая дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом. Порядок и условия оказания матери- альной и иной помощи, выделяемой из бюджета республики, местных Сове- тов народных депутатов, определяются законодательством республик, ре- шением местных Советов народных депутатов, а также коллективными дого- ворами (соглашениями) . Р А З Д Е Л V. КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ С т а т ь я 38. Органы, осуществляющие контроль Контроль за реализацией законодательства о занятости населения осуществляется Советами народных депутатов, соответствующими госу- дарственными органами, профессиональными союзами и инспекцией госу- дарственной службы занятости. С т а т ь я 39. Ответственность за нарушение законода- тельства о занятости населения Законодательством республик устанавливается дисциплинарная, мате- риальная. административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства о занятости населения. Президент Союза Советских Социалистических Республик М. Горбачев Москва, Кремль. 15 января 1991 г. N 1905-I. |