ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И РЕСПУБЛИК О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. Основы. Президент СССР. 15.01.91 1905-I

                                ОСНОВЫ
                ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И РЕСПУБЛИК
                        О  ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

                            ПРЕЗИДЕНТ СССР

                          15 января 1991 г.

                              N 1905-I.

                              (91ВСС-91)


     Настоящее законодательство  определяет правовые,  экономические и
организационные основы занятости населения в условиях рыночной  эконо-
мики  и равноправия различных форм собственности,  а также гарантии со
стороны государства в реализации права граждан на труд.


         Р А З Д Е Л  I.   ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1.  Занятость граждан

     1. Занятость - это непротиворечащая Конституции СССР, конституци-
ям республик деятельность граждан, связанная с удовлетворением их лич-
ных и общественных потребностей и,  как правило, приносящая им зарабо-
ток (трудовой доход).
     Гражданам принадлежит  исключительное  право распоряжаться своими
способностями к производительному и творческому труду  и  осуществлять
любую не запрещенную законодательством деятельность,  в том числе и не
связанную с выполнением оплачиваемой работы ( воспитание детей,  веде-
ние домашнего хозяйства, учеба с отрывом от производства, общественная
деятельность.  Административное принуждение к труду в какой-либо форме
не  допускается,  за  исключением  случаев,  предусмотренных законода-
тельством Союза ССР и республик.  Добровольная незанятость граждан  не
может  служить основанием для их привлечения к административной,  уго-
ловной и иной ответственности.
     Государство обеспечивает  проведение  политики содействия полной,
продуктивной и свободно избранной занятости,  направленной на создание
условий для реализации права граждан на труд.
     2. К занятому населению относятся:
     граждане, работающие по найму,  в том числе выполняющие работу за
вознаграждение в течение полного либо неполного рабочего дня (недели),
а также  имеющие  оплачиваемую работу,  подтвержденную соответствующим
договором (контрактом, соглашением), но временно отсутствующие в связи
с  болезнью,  отпуском,  забастовкой,  временной  приостановкой произ-
водства;
     граждане, самостоятельно  обеспечивающие  себя  работой,  включая
предпринимателей,  лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью,
членов  производственных  кооперативов,  фермеров  и  членов их семей,
участвующих в производстве;
     граждане, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую
должность;
     военнослужащие, проходящие службу в Вооруженных Силах,  погранич-
ных, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной бе-
зопасности и внутренних дел;
     работающие граждане других стран,  временно пребывающие на терри-
тории  страны и выполняющие функции,  не связанные с обеспечением дея-
тельности посольств и миссий.
     3. Законодательством республик могут предусматриваться иные кате-
гории занятости населения.

     С т а т ь я  2. Безработные

     Безработными признаются трудоспособные граждане в  трудоспособном
возрасте,  которые  по  не зависящим от них причинам не имеют работы и
заработка ( трудового дохода  ),  зарегистрированы  в  государственной
службе  занятости в качестве лиц,  ищущих работу,  способные и готовые
трудиться и которым эта служба не сделала предложений подходящей рабо-
ты.
     В случае невозможности предоставления подходящей работы безработ-
ному  может быть предложено пройти профессиональную подготовку или пе-
реподготовку, повысить свою квалификацию.
     Порядок регистрации  граждан  в качестве безработных определяется
законодательством Союза ССР и республик с учетом настоящих Основ.

     С т а т ь я 3. Подходящая работа

     1. Для граждан,  потерявших работу и заработок (трудовой  доход),
подходящей считается работа,  соответствующая их профессиональной под-
готовке,  учитывающая возраст,  трудовой стаж и опыт по прежней специ-
альности, транспортную доступность нового рабочего места.
     Подходящей не может считаться работа, если:
     предоставляется в районе,  где жилищные и иные условия проживания
менее благоприятные,  чем те,  которые работник имел  до  обращения  в
службу занятости;
     значительно удалена от постоянного места жительства;
     заработная плата и другие условия труда существенно ниже среднего
уровня оплаты по данной специальности (профессии)  и  в  данной  мест-
ности;
     отказ от нее обоснован уважительными причинами,  в частности лич-
ным или семейным положением трудящихся.

     2. По  истечении первоначального периода безработицы в случае не-
возможности предоставления гражданину работы по  профессии  (специаль-
ности)  подходящей  может  считаться работа,  требующая изменения про-
фессии (специальности) с  учетом  способностей  гражданина,  его  сил,
прошлого опыта и доступных для него средств обучения.

     3. Для лиц,  впервые ищущих работу,  не имеющих профессии (специ-
альности),  в качестве подходящей может  считаться  работа,  требующая
предварительной профессиональной подготовки,  а в случае невозможности
ее предоставления - другая оплачиваемая работа (включая работу времен-
ного  характера),  с  учетом  возрастных и иных особенностей граждан и
учитывающая требования законодательства о труде.

     4. Законодательством республик, решением местных Советов народных
депутатов  могут  устанавливаться  и  иные критерии подходящей работы,
усиливающие социальную защищенность трудящихся.

     С т а т ь я 4.  Основные принципы государственной поли-
                     тики в области занятости населения

     Государственная политика  в области занятости населения основыва-
ется на следующих принципах:

     обеспечение равных возможностей всем гражданам СССР независимо от
расы, пола, отношения к религии, возраста, политических убеждений, на-
циональности и социального положения в реализации права на труд и сво-
бодный выбор занятости;
     поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в
развитии  их  способностей  к  производительному  и творческому труду,
обеспечивающему трудящимся достойные условия занятости, труда и жизни;
     добровольность труда, в соответствии с которой занятость основана
на свободном волеизъявлении граждан;
     активное содействие занятости и предотвращение безработицы;
     обеспечение социальной защиты  в  области  занятости,  проведение
специальных мероприятий,  способствующих занятости граждан, испытываю-
щих трудности в поиске работы;
     сочетание самостоятельности  республик,  местных Советов народных
депутатов в обеспечении занятости населения с централизованными мероп-
риятиями по решению важнейших проблем занятости;
     координация деятельности в области занятости с другими  направле-
ниями экономической и социальной политики,  включая социальное обеспе-
чение, рост и распределение доходов, предупреждение инфляции;
     участие профессиональных союзов,  ассоциаций (союзов) работодате-
лей в разработке,  реализации и контроле за выполнением мер по обеспе-
чению занятости во взаимодействии и с органами государственного управ-
ления;
     международное сотрудничество  в решении проблем занятости населе-
ния,  включая профессиональную деятельность советских граждан за рубе-
жом и трудовую деятельность иностранных граждан в стране.

     С т а т ь я  5.  Государственные гарантии права на труд

     1. Государство гарантирует гражданам СССР:

     а) бесплатную  общеобразовательную и профессиональную подготовку,
а также переподготовку.  Порядок их обеспечения определяется законода-
тельством Союза ССР и республик;
     б) свободу выбора рода занятий и работы;
     в) бесплатное  содействие в подборе подходящей работы и трудоуст-
ройстве в соответствии с призванием,  способностями,  профессиональной
подготовкой и образованием;
     г) защиту от любых форм дискриминации и обеспечение  всем  трудя-
щимся  равенства  возможностей в получении профессии и работы,  выборе
условий занятости и труда;
     д) предоставление  подходящей  работы на период не менее трех лет
ранее заявленным предприятиями,  учреждениями,  организациями  молодым
специалистам - выпускникам государственных учебных заведений;
     е) компенсацию в соответствии с действующим законодательством ма-
териальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность;
     ж) возможность заключения срочных трудовых договоров и участие  в
оплачиваемых общественных работах,  организуемых с учетом возрастных и
иных особенностей граждан.

     2. Государственные органы обеспечивают публикацию  статистических
данных  и  информационных материалов о предложении и спросе на рабочую
силу,  возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки и пе-
реподготовки,  профессиональной ориентации и социально-трудовой реаби-
литации.

      С т а т ь я  6. Дополнительные гарантии занятости для
                      отдельных категорий населения

     1. Государство  обеспечивает  дополнительные  гарантии  занятости
гражданам,  нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в
поиске работы, в том числе молодежи, одиноким и многодетным родителям,
воспитывающим несовершеннолетних детей,  детей-инвалидов,  лицам пред-
пенсионного  возраста,  воинам-интернационалистам,  инвалидам,  лицам,
продолжительное время не имеющим работы,  лицам,  освобожденным из уч-
реждений,  исполняющих наказание или осуществляющих принудительное ле-
чение по решению суда (в дальнейшем - лица,  нуждающиеся в  социальной
защите), путем создания дополнительных рабочих мест и специализирован-
ных предприятий, включая предприятия для труда инвалидов, организацией
специальных программ обучения и другими мерами.
     Критерии отнесения граждан к той или иной из названных групп  оп-
ределяются законодательством республик.
     Советы народных депутатов в соответствии с действующим  законода-
тельством за счет собственных средств,  предоставления налоговых льгот
и других источников могут устанавливать  предприятиям,  учреждениям  и
организациям минимальное количество специальных рабочих мест для прие-
ма на работу указанных групп граждан.

     2. Законодательством республик могут  предусматриваться  за  счет
средств  этих республик дополнительные гарантии гражданам,  занятым на
предприятиях,  в учреждениях, организациях, подлежащих ликвидации (ре-
организации) в связи с мероприятиями по улучшению экологической обста-
новки, в результате стихийных бедствий и банкротств.

     С т а т я   7.  Законодательство о занятости

     1. Отношения в сфере занятости регулируются настоящими  Основами,
законодательством  о труде и издаваемыми в соответствии с ними другими
актами законодательства Союза ССР и республик,  а также  коллективными
соглашениями (договорами).
     2. Законодательство о занятости распространяется также на  посто-
янно  проживающих  в  СССР  иностранных граждан и лиц без гражданства,
если иное не вытекает из актов законодательства Союза ССР.

     С т а т ь я  8. Разграничение полномочий Союза ССР и рес-
                     публик

     1. К ведению Союза ССР относятся:

     определение с участием республик основных принципов государствен-
ной политики в области занятости населения;
     координация деятельности  республик по вопросам занятости населе-
ния,  заключение с ними соглашений и разработка общесоюзных программ в
этой области;
     определение минимальных и обязательных для всех республик  норма-
тивов  социальной  и  экономической защищенности граждан независимо от
места их проживания.
     2. Республики решают в полном объеме вопросы,  связанные с разра-
боткой и осуществлением политики занятости населения на их территориях
и  обеспечением  прав  граждан,  предусмотренных настоящими Основами и
другими актами законодательства.
     Законодательством республик,  а  также  коллективными  договорами
(соглашениями) могут предусматриваться иные, не противоречащие настоя-
щим Основам условия и порядок выплаты пособия по безработице,  опреде-
ления подходящей работы,  усиливающие социальную  защищенность  трудя-
щихся, включая продление сроков выплаты и увеличение размеров пособия,
а также стипендии в период обучения (вознаграждения за труд на оплачи-
ваемых общественных работах) за счет собственных средств республик.


     Р А З Д Е Л   II.  ПРАВА ГРАЖДАН СССР НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ЗАНЯ-
                        ТОСТИ

     С т а т ь я  9. Право граждан на трудоустройство

     Граждане имеют право на свободный выбор места работы путем прямо-
го обращения на предприятия, в учреждения, организации, индивидуальные
крестьянские (фермерские) хозяйства и к другим работодателям или через
бесплатное посредничество государственной службы занятости.

     Решение о приеме на работу принимается на условиях взаимного сог-
лашения между предприятием,  учреждением, организацией (другим работо-
дателем) и гражданином, ищущим работу.

     Порядок и условия заключения трудовых договоров (контрактов, сог-
лашений)  при трудоустройстве регулируются законодательством Союза ССР
и союзных республик о труде.

     С т а т ь я  10. Право граждан на профессиональную кон-
                      сультацию, подготовку, переподготовку и
                      получение информации

     Граждане, обратившиеся в государственную службу занятости как ли-
ца, ищущие работу, имеют право на бесплатную профессиональную консуль-
тацию, подготовку, переподготовку и получение соответствующей информа-
ции с целью свободного выбора вида занятости,  профессии, места работы
и режима труда.


     С т а т ь я   11.  Право граждан на профессиональную дея-
                        тельность за границей


     Граждане имеют  право  на  профессиональную деятельность в период
временного пребывания за границей. Порядок защиты прав и интересов та-
ких  граждан,  а также условия предоставления им посреднической помощи
определяются законодательством Союза ССР.


     С т а т ь я   12. Право граждан на социальную поддержку
                       в сфере труда


     Каждый гражданин СССР имеет право на социальную поддержку в сфере
труда.
     Лица, признанные в установленном порядке безработными, имеют пра-
во на получение пособия по безработице.

     С т а т ь я 13.  Право обжалования действий государствен-
                      ной службы занятости

     Граждане вправе  обжаловать  действия  работников государственной
службы занятости в вышестоящий по подчиненности орган, а также в суд в
порядке,  установленном Законом СССР "О порядке обжалования в суд неп-
равомерных действий органов государственного управления и  должностных
лиц, ущемляющих права граждан".


     Р А З Д Е Л III.  РЕГУЛИРОВАНИЕ И  ОРГАНИЗАЦИЯ  ЗАНЯТОСТИ
                       НАСЕЛЕНИЯ

     С т а т ь я  14. Регулирование занятости

     1. В  целях содействия полной,  продуктивной и свободно избранной
занятости населения государство предусматривает:

     меры финансово-кредитные,  инвестиционной и  налоговой  политики,
направленные на рациональное размещение производительных сил,  повыше-
ние мобильности трудящихся,  создание новых технологий, поощрение соз-
дания  малых  предприятий и применения гибких режимов труда,  и другие
меры, способствующие сохранению и развитию системы рабочих мест;
     правовое регулирование,  направленное  на сохранение и содействие
занятости на основе обеспечения трудовых прав и интересов  работников,
предоставление  им гарантий,  создания благоприятных условий на произ-
водстве,  совершенствования законодательства о занятости  населения  и
труде.

     2. Органы государственного управления:

     проводят аналитические исследования структуры экономики и прогно-
зируют предстоящие изменения качества рабочей силы и занятости,  расп-
ределения рабочей силы;
     разрабатывают утверждаемые соответствующими Советами народных де-
путатов государственные программы занятости, в том числе в части прив-
лечения и использования иностранной рабочей силы в СССР на основе кво-
тирования и лицензирования,  и в рамках своей компетенции обеспечивают
их реализацию.

     3. На территории Союза  ССР  вводится  государственная  статисти-
ческая отчетность,  отражающая состояние рынка труда и положение в об-
ласти занятости населения.

     4. Применяемые на практике меры регулирования занятости определя-
ются  на  союзном,  республиканском и местном уровнях с учетом сложив-
шейся социально-экономической  ситуации  в  соответствии  с  законода-
тельством Союза ССР и республик, коллективными договорами (соглашения-
ми) и настоящими Основами.

     С т а т ь я   15. Государственные программы занятости

     1. С целью содействия занятости населения, удовлетворения потреб-
ности граждан в работе, предотвращения безработицы и социальной защиты
от ее последствий на союзном, республиканском и местном уровнях разра-
батываются государственные программы занятости.

     2. Государственные   общесоюзная,  межреспубликанские,  республи-
канские и региональные программы занятости предусматривают:
     а) развитие рабочих мест,  повышение экономической заинтересован-
ности предприятий,  учреждений и организаций в продуктивных  и  гибких
формах занятости населения;
     б) меры содействия занятости населения,  проживающего в  сельской
местности;
     в) обеспечение занятости лиц,  нуждающихся в  социальной  защите,
граждан пенсионного возраста;
     г) совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увяз-
ке с развитием рабочих мест, подготовкой, переподготовкой и повышением
квалификации, профессиональной ориентацией населения, повышение эффек-
тивности использования трудовых ресурсов;
     д) создание условий для направления высвобождаемых  работников  в
первую очередь в развивающиеся отрасли народного хозяйства;
     е) совершенствование  организационной  структуры  государственной
службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информацион-
ной, статистической, финансовой и научно-методической базы;
     ж) содействие добровольному переселению граждан и членов их семей
с выделением соответствующих материальных и финансовых средств.

      Порядок разработки и реализации этих мер определяется  законода-
тельством  Союза  ССР  и республик,  а также договорами (соглашениями)
республик.

     С т а т ь я  16. Территории приоритетного развития

     Кабинет Министров СССР, правительства республик определяют терри-
тории,  где развитие рабочих мест особо поощряется государством. Такие
территории ( прежде всего трудоизбыточные,  горные,  сельские,  районы
Крайнего  Севера и местности,  приравненные к районам Крайнего Севера)
на определенный период  приобретают  статус  территорий  приоритетного
развития.
     Предприятиям, учреждениям и организациям,  создающим на указанных
территориях производства, филиалы и рабочие места, предоставляются ль-
готы по налогообложению прибыли, иная финансовая помощь в порядке и на
условиях, определяемых законодательством Союза ССР и республик.

     С т а т ь я 17. Координационные комитеты содействия заня-
                     тости

     С целью выработки согласованных решений по определению и осущест-
влению политики занятости на союзном,  республиканском и местном уров-
нях создаются координационные комитеты содействия занятости,  в состав
которых входят представители профессиональных союзов, ассоциаций рабо-
тодателей  и  органов   государственного   управления.   Представители
профсоюзов и работодателей назначаются в состав комитетов в разных ко-
личествах после согласования с представляющими их организациями.
     Порядок работы координационных комитетов и их организации опреде-
ляется представленными в комитетах сторонами.
     На союзном и республиканском уровнях деятельность координационных
комитетов содействия занятости организуют руководители государственных
органов,  на  которые возложена ответственность за проведение политики
занятости.
     Полномочия и функции координационных комитетов определяются зако-
нодательством Союза ССР и республик.

     С т а т ь я  18. Государственная служба занятости

     1. Для реализации  политики  занятости  населения  и  обеспечения
гражданам соответствующих гарантий на всей территории Союза ССР созда-
ется государственная служба занятости.
     Деятельность государственной службы занятости на союзном, респуб-
ликанском и местном  уровнях  осуществляется  под  руководством  соот-
ветствующих  органов власти в тесном взаимодействии с координационными
комитетами содействия занятости.
     Порядок образования  государственной  службы занятости на союзном
уровне определяется Кабинетом  Министров  СССР.  В  республиках  госу-
дарственная служба занятости образуется в порядке,  определяемом зако-
нодательством этих республик.
     Первичным звеном государственной службы занятости является район-
ный,  городской ( районный в городе) центр занятости. Его деятельность
финансируется  за счет средств Государственного фонда содействия заня-
тости, предусмотренных на это цели.
     В центрах  занятости могут создаваться специальные подразделения,
занимающиеся трудоустройством  работников  творческих  и  редких  про-
фессий.
     2. Услуги, связанные с обеспечением занятости граждан, предостав-
ляются государственной службой занятости бесплатно.
     3. В составе государственной службы занятости  создается  инспек-
ция, осуществляющая контроль за исполнением государственными и общест-
венными органами, предприятиями, учреждениями, организациями независи-
мо от форм собственности и хозяйствования, фермерами и другими работо-
дателями законодательства о правах граждан на труд и занятость.
     4. Деятельность коммерческих бюро, агентств и других организаций,
оказывающих платные услуги в трудоустройстве советских граждан,  в том
числе за границей,  допускается по лицензиям, выдаваемым в установлен-
ном порядке.
     При оказании услуг,  связанных с профориентацией, повышением про-
фессионального уровня и подготовкой граждан к новой работе,  трудоуст-
ройством, лицензии коммерческим организациям выдаются только при нали-
чии соответствующего сертификата, полученного от государственной служ-
бы занятости.

     С т а т ь я 19. Обязанности и права государственной служ-
                     бы занятости

     1. Государственная служба занятости:
     анализирует и  прогнозирует  спрос и предложение на рабочую силу,
информирует о состоянии рынка труда;
     ведет учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по воп-
росам трудоустройства;
     консультирует обращающихся  в службу занятости трудящихся и рабо-
тодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой,
о  требованиях,  предъявляемых к профессиям и работникам,  и по другим
вопросам, связанным с обеспечением занятости;
     оказывает помощь трудящимся в подборе подходящей работы, предпри-
ятиям,  учреждениям, организациям и другим работодателям в подборе не-
обходимых работников;
     организует профессиональное обучение,  переобучение  и  повышение
квалификации  граждан  в системе службы занятости или в других учебных
заведениях;
     оказывает услуги по трудоустройству,  профессиональной ориентации
высвобождаемым работникам и незанятому населению;
     обеспечивает регистрацию  безработных  и  оказывает им в пределах
своей компетенции помощь, включая выплату пособий;
     организует разработку   общесоюзной,  республиканских,  областных
(краевых),  городских и районных программ занятости,  предусматривая в
них  и  мероприятия по социальной защищенности различных групп населе-
ния;
     содействует предприятиям,  учреждениям  и  организациям в решении
вопросов, связанных с обеспечением занятости населения.

     2. Государственная служба занятости имеет право:

     запрашивать от предприятий,  учреждений и организаций  независимо
от  форм  собственности  и  хозяйствования информацию о предполагаемых
структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может
произойти высвобождение трудящихся, а также сведения о наличии свобод-
ных рабочих мест (вакантных должностей);
     направлять на все виды предприятий,  учреждений и организаций об-
ращающихся в службу занятости  граждан  для  трудоустройства  в  соот-
ветствии  с  уровнем их квалификации и профессиональной подготовки при
наличии там соответствующих свободных рабочих  мест  (вакантных  долж-
ностей);
     разрабатывать и вносить на рассмотрение местных Советов  народных
депутатов предложения об установлении для всех видов предприятий,  уч-
реждений и организаций минимального количества рабочих мест для приема
лиц,  нуждающихся  в  социальной защите,  а также направлять указанных
граждан на предприятия, в учреждения, организации для трудоустройства;
     заключать по  доверенности предприятий,  учреждений и организаций
независимо от форм собственности и хозяйствования от их имени договоры
с  гражданами  при их трудоустройстве с предварительной (при необходи-
мости) профессиональной подготовкой, оплатой стоимости проезда, суточ-
ных за каждый день нахождения в пути, а также выдавать пособия при пе-
реезде на новое место жительства и работы за счет средств предприятий,
учреждений, организаций;
     направлять в установленном порядке незанятых граждан по их  жела-
нию на оплачиваемые общественные работы;
     распоряжаться в установленном порядке средствами Государственного
фонда содействия занятости;
     оплачивать за счет средств Государственного фонда содействия  за-
нятости стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, заре-
гистрированных в качестве ищущих работу,  а также устанавливать им  на
весь  период обучения стипендии в размерах,  предусмотренных законода-
тельством Союза ССР и республик о занятости населения;
     выдавать в  установленном порядке гражданам пособия по безработи-
це, приостанавливать или отменять выплату этих пособий.

     3. По предложению государственной службы занятости Советы  народ-
ных  депутатов в соответствии с законодательством республик могут при-
останавливать на срок до шести месяцев решения  предприятий,  учрежде-
ний,  организаций о массовом высвобождении работников в случае затруд-
нения их последующего трудоустройства с  одновременной  частичной  или
полной компенсацией потерь предприятий, вызванных этой отсрочкой.

     С т а т ь я 20.  Участие предприятий, учреждений, органи-
                      заций в реализации государственной поли-
                      тики занятости

     1. Предприятия,   учреждения,   организации  независимо  от  форм
собственности и хозяйствования,  осуществляющие свою  деятельность  на
территории Союза ССР,  содействуют проведению государственной политики
занятости на основе:

     соблюдения условий договоров (соглашений),  регулирующих трудовые
отношения в соответствии с законодательством Союза ССР и республик;
     создания условий для профессиональной подготовки,  переподготовки
и повышения квалификации работающих;
     трудоустройства определенного местным Советом народных  депутатов
числа лиц, нуждающихся в социальной защите;
     предоставление в установленные законодательством республик  сроки
информации  о наличии вакантных рабочих мест и о возможных увольнениях
трудящихся,  включая письменное изложение оснований увольнения, указа-
ние числа и категории трудящихся,  которых оно может коснуться, и сро-
ка,  в течение которого его намечено осуществить. Указанная информация
предоставляется в государственную службу занятости и профсоюзный орган
для проведения консультации и принятия своевременных мер по  смягчению
неблагоприятных последствий увольнения.

     2. Предприятия,  учреждения  и  организации  обязаны  создавать в
установленном порядке специализированные рабочие места для  инвалидов,
а  в  случае  невыполнения  данного требования производить целевые фи-
нансовые отчисления в Государственный фонд  содействия  занятости  для
организации трудоустройства инвалидов.  Размеры таких отчислений опре-
деляются в порядке и на  условиях  ,  установленных  законодательством
республик.
     Затраты работодателей на создание дополнительных рабочих мест для
инвалидов,  подготовку  и переподготовку лиц указанных категорий могут
компенсироваться за счет средств Советов народных депутатов,  а  также
Государственного фонда содействия занятости и иных средств.
     Ликвидация рабочих мест для инвалидов производится только по сог-
ласованию с местными Советами народных депутатов.

     3. Кабинет Министров СССР, правительства республик, местные Сове-
ты народных депутатов могут предоставлять льготы по налогообложению  и
другим платежам в союзный, республиканский и местный (вплоть до полно-
го освобождения от уплаты налогов и других платежей) бюджеты за  прием
на работу граждан, нуждающихся в социальной защите.

     С т а т ь я 21. Участие профсоюзов в содействии занятости

     1. Профессиональные  союзы участвуют в разработке государственной
политики занятости,  соответствующих законодательных актов Союза ССР и
республик и решений местных Советов народных депутатов.

     2. Органы  государственного  управления,  хозяйственные  органы и
профессиональные союзы регулярно проводят совместные  консультации  по
проблемам занятости.  По их итогам могут заключаться коллективные сог-
лашения (договоры),  в которые включаются мероприятия, направленные на
содействие и сохранение занятости, защиту высвобождаемых работников, а
также трудящихся,  нуждающихся в социальной защите,  обязательства  со
стороны органов государственного управления по предоставлению информа-
ции об экономических,  финансовых условиях проведения  политики  заня-
тости  и  другие вопросы,  затрагивающие интересы трудящихся в области
занятости.

     С т а т ь я  22. Государственный фонд содействия занятости

     1. Государственный фонд содействия занятости как  самостоятельная
финансовая  система  образуется на местном,  республиканском и союзном
уровнях в порядке,  определяемом законодательством Союза ССР и респуб-
лик, и используется для финансирования мероприятий по реализации поли-
тики занятости и эффективной деятельности государственной службы заня-
тости.

     2. Направления  расходования  средств  Государственного фонда со-
действия занятости определяются в государственных программах занятости
с  учетом  предложений  соответствующих  координационных комитетов со-
действия занятости.

     3. Государственный фонд содействия занятости образуется за счет:
     обязательных отчислений предприятий,  учреждений,  организаций, и
кооперативов независимо от форм собственности и хозяйствования;
     средств союзного, республиканских и местных бюджетов;
     добровольных взносов советских и иностранных предприятий, общест-
венных организаций и граждан и других поступлений.
     При этом до  90  процентов  средств  Государственного  фонда  со-
действия  занятости,  образуемых  на  территориях  за  счет отчислений
предприятий,  учреждений, организаций, кооперативов, остается в распо-
ряжении  республики  и  не  менее  10 процентов - централизуется в об-
щесоюзную часть фонда.
     Конкретные размеры  обязательных  отчислений,  порядок  и условия
направления этих средств определяются законодательством  Союза  ССР  и
республик,  решениями местных Советов народных депутатов в пределах их
компетенции.

     4. Распоряжение средствами Государственного фонда содействия  за-
нятости находится в компетенции государственной службы занятости.

     5. Государственный фонд содействия занятости освобождается от уп-
латы налогов от доходов,  получаемых от коммерческой  деятельности,  а
также государственных и таможенных пошлин, вносимых в союзный бюджет.

     С т а т ь я  23. Организация общественных работ

     Местные Советы  народных  депутатов  по предложению и при участии
государственной службы занятости  организуют  проведение  оплачиваемых
общественных работ на предприятиях, в учреждениях, организациях, нахо-
дящихся в их собственности, и по договорам - на других предприятиях, в
учреждениях, организациях.
     С лицами,  желающими участвовать в общественных работах, заключа-
ются  договоры  сроком до двух месяцев с правом их продления.  Преиму-
щественным правом заключения договоров пользуются граждане,  зарегист-
рированные в качестве безработных.
     При выполнении общественных работ гражданам гарантируется  оплата
труда  по выполняемой работе,  но не ниже увеличенного на 15 процентов
пособия по безработице,  включение времени этих работ в общий и непре-
рывный  трудовой  стаж.  На  них распространяются социальные гарантии,
включая право на пенсионное обеспечение и выплату пособий по временной
нетрудоспособности.
     Финансирование общественных работ производится за  счет  местного
бюджета  и привлечения средств государственного фонда содействия заня-
тости.
     Порядок организации и условия проведения общественных работ опре-
деляются законодательством Союза ССР и республик.

     С т а т ь я  24.  Профессиональная подготовка,  повышение
                       квалификации и переподготовка незанятых
                       граждан

     1. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и перепод-
готовка  лиц,  зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих
работу, могут осуществляться в случае, если:
     невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражда-
нина необходимой профессиональной квалификации;
     необходимо изменить  квалификацию  в  связи с отсутствием работы,
отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
     утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии.

     2. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и перепод-
готовка таких граждан осуществляется по  направлениям  государственной
службы  занятости в учебных центрах этой службы или в иных учебных за-
ведениях по направлениям этой службы за счет средств,  предусмотренных
на эти цели в Государственном фонде содействия занятости.


         Р А З Д Е Л IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ПРИ ПОТЕРЕ РАБОТЫ

     С т а т ь я  25. Гарантии материальной поддержки

      Государство гарантирует гражданам,  потерявшим  работу,  впервые
ищущим  ее,  а  также желающим возобновить трудовую деятельность после
длительного перерыва:
     а) предоставление  особых  гарантий работникам,  высвобождаемым с
предприятий, из учреждений, организаций;
     б) выплату стипендии в период профессиональной подготовки,  повы-
шения квалификации или переподготовки и включения этого периода в  об-
щий и непрерывный трудовой стаж;
     в) выплату пособия по безработице;
     г) оказание  материальной помощи безработному гражданину и членам
его семьи с учетом наличия престарелых и  несовершеннолетних  иждивен-
цев.

     С т а т ь я  26.  Особые гарантии материальной поддержки
                       работникам, высвобождаемым с предприятий,
                       из учреждений, организаций

     1. За работниками,  высвобождаемыми с предприятий, из учреждений,
организаций при расторжении трудового договора в связи с реорганизаци-
ей и ликвидацией предприятий,  учреждений, организаций или осуществле-
нием мероприятий по сокращению численности  (штатов),  сохраняются  на
период поиска работы, но не более чем на три месяца средняя заработная
плата с учетом выходного пособия и непрерывный трудовой стаж при усло-
вии, если они в течение 10 календарных дней после увольнения зарегист-
рировались в службе занятости в качестве лиц,  ищущих работу.  В любом
случае  высвобождаемым  по указанным причинам работникам выплачивается
выходное пособие в размере не ниже среднемесячного заработка.
     Выплата выходного  пособия и сохраняемого среднего заработка про-
изводится по прежнему месту работы.
     Если по истечении трехмесячного периода высвобождаемому работнику
не будет предоставлена подходящая работа,  а также в случае его отказа
в  указанный  период  от  двух предложений такой работы он приобретает
статус безработного.
     При отсутствии у ликвидируемых предприятий, учреждений, организа-
ций средств, предназначенных для расчета с высвобождаемыми гражданами,
решение  о  выплате  компенсаций производится в порядке и на условиях,
установленных законодательством Союза ССР и республик.

     2. За трудящимися,  высвобождаемыми с предприятий, из учреждений,
организаций  в  связи  с их ликвидацией,  реорганизацией,  сокращением
численности (штатов) и проходящими профессиональное  переобучение  или
повышение квалификации с отрывом от производства по новому месту рабо-
ты,  на весь период обучения сохраняется средняя заработная  плата  по
предыдущей  работе.  При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма ба-
лансовой прибыли предприятий,  учреждений,  организаций уменьшается на
сумму средств, затраченных ими на профессиональную подготовку, повыше-
ние квалификации и переподготовку таких работников.
     Если для  трудоустройства  высвобожденного  работника потребуется
предварительное повышение квалификации или переобучение, то оно произ-
водится на аналогичных условиях за счет средств предприятия,  учрежде-
ния,  организации, с которых произошло высвобождение, в случае , когда
в течение двух лет,  предшествовавших высвобождению,  работник не имел
возможности повысить на данном предприятии свою квалификацию или полу-
чить смежную профессию.

     3. При  необходимости государственная служба занятости может ком-
пенсировать  предприятиям,  учреждениям,  организациям  полностью  или
частично  затраты  на организацию обучения принятых на работу граждан,
высвобождаемых с других предприятий, из учреждений, организаций.

     4. К высвобождаемым работникам  приравниваются  лица,  потерявшие
работу в результате несчастного случая на производстве или наступления
профессионального заболевания по не зависящим от них причинам и нужда-
ющиеся в трудоустройстве и профессиональной подготовке, повышении ква-
лификации и переподготовки.

     С т а т ь я 27.  Размеры стипендий, выплачиваемых гражда-
                      нам в период профессиональной подготов-
                      ки, повышения квалификации и переподгото-
                      вки

     1. Гражданам, потерявшим работу и заработок (трудовой доход), за-
регистрированным в службе занятости в качестве лиц,  ищущих работу,  в
период  профессиональной подготовки,  повышения квалификации или пере-
подготовки выплачивается стипендия:

     не имеющим детей и других иждивенцев - в размере не менее 50 про-
центов основной заработной платы по прежнему месту работы, исчисленной
применительно к рекомендуемым государством тарифным ставкам  (окладам)
с  учетом  сдельного приработка или доплат за выполнение нормированных
заданий (в дальнейшем - основная заработная плата);

     имеющим детей и других иждивенцев - в размере не менее 50 процен-
тов средней заработной платы по прежнему месту работы.

     При этом  размер  стипендии должен быть не ниже минимальной зара-
ботной платы, установленной законодательством Союза ССР, и не более 70
процентов  средней заработной платы,  сложившейся в республике,  крае,
области.

     2. Гражданам,  впервые ищущим работу, уволенным за нарушение тру-
довой дисциплины, а также длительное время не работающим и нуждающимся
в профессиональной подготовке,  повышении квалификации и переподготов-
ке,  стипендия назначается в размере,  установленном законодательством
Союза ССР и республик, но не ниже размера пособия по безработице, пре-
дусмотренного для этой категории населения.

     С т а т ь я 28. Условия и сроки выплаты пособия по безра-
                     ботице

     1. Пособие по безработице выплачивается гражданам,  признанным  в
установленном порядке безработными.
     Право на получение пособия по безработице  наступает  не  позднее
11-го  дня с момента обращения гражданина в государственную службу за-
нятости вплоть до решения вопроса о трудоустройстве.
     2. Сроки  выплаты  пособий определяются законодательством респуб-
лик,  но не менее 26 календарных недель в течение 12-месячного периода
для  лиц,  потерявших  работу и заработок (трудовой доход) или стремя-
щихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одно-
го  года) перерыва,  и 13 календарных недель - для лиц,  ищущих работу
впервые.

     Для граждан,  потерявших работу  и  заработок  (трудовой  доход),
пособие  по безработице выплачивается в случае,  если они в течение 12
месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую рабо-
ту (трудовой доход) не менее 12 календарных недель на условиях полного
рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня  (недели)
с пересчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей).

     3. В  период  получения  пособия безработный обязан содействовать
трудоустройству в порядке и на условиях,  определяемых законодательст-
вом республик.


     С т а т ь я  29. Порядок продления сроков выплаты пособия
                      по безработице гражданам со стажем рабо-
                      ты, дающим право на пенсию

     1. Для граждан,  общий трудовой стаж которых в соответствии с За-
коном  ССР  "  О пенсионном обеспечении граждан в СССР " дает право на
пенсию (включая пенсии на льготных условиях), продолжительность перио-
да выплаты пособия по безработице увеличивается на две календарные не-
дели сверх установленных 26 календарных недель за каждый  год  работы,
превышающий пенсионный стаж.

     2. Безработные, общий трудовой стаж которых дает право на выплату
пособия по безработице в течение 52 календарных недель, имеют право на
досрочный  (за один год до установленного законодательством срока) вы-
ход на пенсию.

     Законодательством республик за  счет  собственных  средств  может
предусматриваться  увеличение периода досрочного выхода на пенсию ука-
занных категорий граждан.


     С т а т ь я  30. Порядок определения размеров пособия по
                      безработице.

     1. Пособие по безработице для лиц,  потерявших работу и заработок
(трудовой  доход),  устанавливается  в процентном отношении к основной
заработной плате по прежнему месту работы,  исчисленной в  среднем  за
год.

     Пособие по  безработице  во  всех иных случаях,  включая граждан,
ищущих работу впервые,  устанавливается в процентном отношении к мини-
мальной заработной плате.

     2. Безработным, имеющим детей в возрасте до 14лет и иных иждивен-
цев,  размер пособия повышается  в  соответствии  с  законодательством
республик.

     3. Лицам.  проживающим в районах, где к заработной плате установ-
лены коэффициенты,  размеры пособия по безработице определяются на пе-
риод их проживания в этих районах с применением коэффициента, установ-
ленного в данном районе для работников непроизводственных отраслей.

     4. Размер пособия по безработице подлежит индексации  в  установ-
ленном порядке.

     С т а т ь я 31. Минимальный размер пособия по безработице
                     для лиц, потерявших работу и заработок.

     1. В случае потери работы и заработка (трудового дохода)  гражда-
нам,  имеющим право на получение пособия по безработице, гарантируется
его выплата в размере не менее 50 процентов основной заработной  платы
по  прежнему месту работы,  но не ниже установленной законодательством
Союза ССР минимальной заработной платы.

     2. В период получения гражданином пособия по безработице его неп-
рерывный трудовой стаж не прерывается.

     3. Законодательством  республик за счет собственных средств может
предусматриваться увеличение размеров пособия и сроков его  выплаты  с
учетом  общего  трудового стажа,  семейного положения и других обстоя-
тельств.

     С т а т ь я 32. Минимальный размер пособия по безработице
                     для лиц, уволенных из Вооруженных Сил

     Граждане, уволенные с военной службы из Вооруженных Сил,  а также
пограничных, внутренних, железнодорожных и других видов войск, органов
внутренних дел и государственной безопасности,  имеют право на получе-
ние пособия на условиях, предусмотренных законодательством Союза ССР.

     При этом размер пособия не может быть ниже установленной  законо-
дательством Союза ССР минимальной заработной платы.

     Законодательством республик  за  счет  собственных  средств могут
устанавливаться более льготные условия предоставления пособия.

     С т а т ь я 33. Минимальный размер пособия по безработице
                     для лиц, впервые ищущих работу

     Гражданам, впервые  ищущим  работу  и  имеющим право на получение
пособия по безработице,  гарантируется его выплата в размере не  менее
75  процентов от установленной законодательством Союза ССР минимальной
заработной платы в случае непредоставления службой  занятости  возмож-
ностей для профессиональной подготовки или трудоустройства.

     С т а т ь я 34. Минимальный размер пособия по безработице
                     для лиц, ищущих работу после длительного
                     перерыва

     Гражданам, стремящимся  возобновить  трудовую  деятельность после
длительного перерыва, гарантируется его выплата в следующих размерах:

     а) для лиц, имеющих профессию (специальность), а также лиц, опла-
чиваемая  занятость  которых  в течение 12 месяцев составляет менее 12
календарных недель, при наличии общего трудового стажа не менее одного
года  - не ниже 100 процентов в течение первых 13 календарных недель и
75 процентов - в последующие 13 календарных  недель  от  установленной
законодательством  Союза ССР минимальной заработной платы при условии,
что их трудоустройство не требует профессиональной подготовки, повыше-
ния квалификации или переобучения;

     б) в иных случаях,  включая лиц,  не имеющих профессии (специаль-
ности), - не ниже 75 процентов от установленной законодательством Сою-
за ССР минимальной заработной платы при непредоставлении службой заня-
тости возможностей для профессиональной подготовки.

     С т а т ь я  35.  Минимальные  размеры   пособия   по
                       безработице для лиц, завершивших
                       профессиональную подготовку и пере-
                       подготовку

     Граждане, признанные безработными после завершения профессиональ-
ной подготовки и переподготовки с отрывом от производства, имеют право
на  получение  пособия  по безработице в размере не ниже установленной
законодательством Союза ССР и республик минимальной заработной платы.

     С т а т ь я 36.  Приостановка и прекращение выплаты посо-
                      бия по безработице

     Выплата пособия  по безработице может быть приостановлена на срок
до трех месяцев, или прекращена, или его размер сокращен в случаях:
     а) отказа гражданина от двух предложений подходящей работы, как о
от двух предложений такой работы  после  завершения  профессионального
обучения  (переобучения)  по  направлению государственной службы заня-
тости;
     б) выдачи  гражданину в установленном порядке выходного пособия и
других выплат при высвобождении с предприятий, из учреждений и органи-
заций,  обеспечивающих получателю частичное и временное возмещение ут-
раченного заработка;
     в) увольнения за нарушение трудовой дисциплины;
     г) увольнения с прежнего места работы по собственному желанию без
уважительных причин;
     д) трудоустройства на временную работу в период получения пособия
по безработице без уведомления государственной службы занятости;
     е) нарушение условий пункта 3 статьи 28 настоящих Основ;
     ж) отсутствия гражданина по постоянному месту жительства;
     з) попытки получения или получения пособия по безработице
обманным путем.

     С т а т ь я  37. Материальная помощь

     Находящимся на иждивении членам семьи безработного, а также граж-
данам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением
установленного  срока  его  выплаты,  может оказываться материальная и
иная помощь,  включая дотации  за  пользование  жильем,  коммунальными
услугами, общественным транспортом. Порядок и условия оказания матери-
альной и иной помощи,  выделяемой из бюджета республики, местных Сове-
тов народных депутатов,  определяются законодательством республик, ре-
шением местных Советов народных депутатов, а также коллективными дого-
ворами (соглашениями) .

     Р А З Д Е Л   V.  КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
                       ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

     С т а т ь я  38. Органы, осуществляющие контроль

     Контроль за реализацией законодательства  о  занятости  населения
осуществляется  Советами  народных  депутатов,  соответствующими госу-
дарственными органами,  профессиональными союзами и  инспекцией  госу-
дарственной службы занятости.

     С т а т ь я  39.  Ответственность за нарушение законода-
                       тельства о  занятости населения

     Законодательством республик устанавливается дисциплинарная, мате-
риальная.  административная  и  уголовная ответственность за нарушение
законодательства о занятости населения.

          Президент Союза Советских Социалистических Республик
                                                   М. Горбачев

     Москва, Кремль. 15 января 1991 г.
           N 1905-I.