РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ЗАКОН О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ Настоящий Закон определяет экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и их ассоциаций на территории РСФСР. Закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств на территории РСФСР, хозяйственную самостоятельность, содействие их деятельности, защиту государством их законных интересов и прав свободного кооперирования. РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства 1. Крестьянское (фермерское) хозяйство* является самостоятельным субъектом с правами юридического лица, который на основе использования отдельным гражданином, семьей или группой граждан находящейся в их собственности или арендованной ими земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. 2. Крестьянское хозяйство представляет форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды. 3. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. 4. Главой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов. Глава крестьянского хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами. Статья 2. Место крестьянского хозяйства в экономической системе 1. Крестьянское хозяйство является равноправным звеном экономической системы наряду с государственными, коллективными, индивидуальными и другими предприятиями и организациями. 2. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность крестьянского хозяйства со стороны государственных, общественных и кооперативных органов не допускается, за исключением случаев нарушения собственниками и землепользователями законодательства. Убытки, а также упущенную выгоду, причиненные крестьянскому хозяйству в результате действий государственных или иных органов, нарушивших права крестьянского хозяйства, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к крестьянскому хозяйству, подлежат возмещению этими органами. Споры о возмещении убытков решаются судом. 3. Отношения крестьянского хозяйства с предприятиями, организациями, гражданами, органами государственного управления строятся на основе договоров, операций по наличному и безналичному расчету. Государству способствует развитию крестьянских хозяйств путем использования экономических рычагов: процентных ставок по ссудам и вкладам, налогов, цен, экономических санкций, целевых государственных субсидий, социальных и экологических нормативов и др. Статья 3. Учредительная и совместная деятельность крестьянских хозяйств Крестьянские хозяйства могут добровольно объединяться и вступать в кооперативы, ассоциации, союзы и другие организации по производству, переработке и сбыту продукции, материально-техническому снабжению, строительству, техническому, водохозяйственному, ветеринарному, агрохимическому, консультативному и прочим видам обслуживания, а также учреждать и выступать участниками несельскохозяйственных предприятий, объединений, консорциумов, банков, страховых учреждений, в том числе совместных с зарубежными партнерами, покупать и продавать ценные бумаги. Они могут быть членами как отраслевых, так и территориальных ассоциаций, союзов кооперативов, а также вступать в договорные отношения с сельскохозяйственными, промышленными и другими предприятиями. РАЗДЕЛ II СОЗДАНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 4. 1. Право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин РСФСР, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию либо прошедший специальную подготовку. В случае наличия нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности. 2. Право выбора претендента на создание крестьянского хозяйства на конкурсной основе принадлежит районному (городскому**), сельскому (поселковому) Советам народных депутатов. 3. Споры о преимущественном праве на организацию крестьянского хозяйства , а также прав на землю рассматриваются в судебном порядке. 4. При создании крестьянского хозяйства одним из членов семьи остальные члены семьи самостоятельно принимают решения об участии в его деятельности в порядке полной или частичной занятости. Статья 5. Условия предоставления земельного участка 1. На основании заявления гражданина, изъявившего желание вести крестьянское хозяйство, земельный участок передается ему в частную собственность или в аренду решением районного (городского), сельского (поселкового) Советов народных депутатов. Земельный участок для этих целей может приобретаться за плату у граждан - собственников земли в порядке, определяемом Земельным кодексом РСФСР. За гражданами, получившими земельные участки для ведения крестьянского хозяйства и имеющими жилой дом в сельском населенном пункте, сохраняется приусадебный надел при доме. Крестьянское хозяйство может дополнительно арендовать земельный участок для производственных целей. В аренду земельные участки передаются Советами народных депутатов либо гражданами -собственниками земли в случае временной их нетрудоспособности, призыва на действительную воинскую службу в ряды Вооруженных Сил СССР, поступления на учебу. Срок предоставления земли в аренду гражданами не должен превышать пяти лет. 2. Передача в частную собственность земельных участков для ведения крестьянского хозяйства производится Советами народных депутатов в пределах норм, предусмотренных Законом РСФСР "О земельной реформе", бесплатно с вышеустановленных норм - за плату. При бесплатной передаче земли в частную собственность решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре ( на местности) и выдачи государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю. При продаже земли в частную собственность оформляется договор купли-продажи, форма которого утверждается Советом Министров РСФСР. Заключение договора купли - продажи производится в нотариальном порядке после отвода земельного участка в натуре (на местности). Договор регистрируется в исполкоме районного (городского) Совета народных депутатов и служит основанием для выдачи государственного акта, удостоверяющего право частной собственности на землю. Купля - продажа земли между гражданами совершается на договорной основе под контролем земельных комиссий, которые принимают решение о возможности сделки с учетом установленных предельных размеров крестьянского хозяйства, необходимости сохранения сельскохозяйственного использования земельного участка, а также профессиональной подготовки покупателя для использования земли. Решение земельной комиссии о возможности сделки является основанием для заключения договора купли - продажи, который удостоверяется в нотариальном порядке. Пошлина и средства от продажи земель запаса поступают в бюджеты и используются исключительно на улучшение земельных угодий. Право аренды земли у Советов народных депутатов удостоверяется договором, заключенным сторонами, который регистрируется в исполнительном комитете соответствующего Совета народных депутатов. Право аренды земли у собственников удостоверяется договором между сторонами, который регистрируется в исполнительном комитете соответствующего Совета народных депутатов. 3. Земельный участок выделяется как правило единым массивом. При выделении земельных участков крестьянским хозяйствам вблизи населенного пункта не затрагиваются земля, используемые под усадьбы населения, и земли общественного пользования - выпасы для скота, водоемы, дороги, парки, земли под спортивными сооружениями и пр. 4. Размер земельного участка для ведения крестьянского хозяйства определяется в каждом конкретном случае районным (городским) Советом народных депутатов с учетом численности крестьянского хозяйства , его специализации, а также предельных норм, устанавливаемых субъектами Федерации. 5. Затраты по отводу земель и оформлению государственного акта на землю, ведение земельно-кадастровой документации, землеустройству и лесоустройству, агрохимическому обследованию и экологической паспортизации почв осуществляются за счет бюджета. Собственник имеет право самостоятельно заказывать и финансировать землеустроительные работы. 6. При организации крестьянского хозяйства на территории, где отсутствуют объекты производственного и социально-бытового назначения, государство берет на себя его первичное обустройство: строительство дорог, линий электропередачи, водообеспечения, телефонизацию, землеустройство, мелиорацию земель. Местные Советы народных депутатов обязаны оказывать помощь в возведении производственных объектов и жилья. Статья 6. Порядок формирования земельного фонда для ведения крестьянского хозяйства 1. Для организации крестьянских хозяйств районные (городские) Советы народных депутатов создают земельный фонд из земель запаса, а также изымаемых у колхозов, совхозов и других землепользователей и землевладельцев за счет: а) сельскохозяйственных угодий, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные земли; б) земель всех категорий, используемых не по целевому назначению; в) земель, предоставленных для сельскохозяйственного производства и не использованных в течение одного года, а также предоставленных для несельскохозяйственных целей и не использованных в течение двух лет; г) земель лесохозяйственных предприятий, не покрытых лесом и кустарником и пригодных для использования в сельскохозяйственном производстве; д) земель сельскохозяйственных предприятий, фактическая продуктивность которых за последние пять лет ниже нормативной, определяемой по кадастровой оценке, или на 20 процентов ниже среднерайонной для земель с аналогичным качеством почв; е) земель колхозов и совхозов, изымаемых в связи с выходом их работников с целью организации крестьянских хозяйств; ж) земель, заложенных в банк или выкупленных по закладной; з) земель ранее переданных для этих целей по согласованию с совхозами, колхозами и другими землепользователями. 2. Выявленные и рекомендованные для зачисления в земельный запас угодья изымаются у колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций, учреждений, иных предприятий, учреждений, организаций районным (городским) Советом народных депутатов по мере поступления заявлений от граждан на создание крестьянских хозяйств. Согласия землепользователей и землевладельцев на изъятие этих земель не требуется. Изъятие земель Гослесфонда производится с согласия лесофондодержателя. 3. В земельный фонд для организации крестьянских хозяйств не включаются участки, которые не позволяют выращивать сельскохозяйственную продукцию, удовлетворяющую санитарным требованиям. Статья 7. Порядок предоставления земельных участков из земель запаса для ведения крестьянского хозяйства 1. Граждане, изъявившие желание вести крестьянское хозяйство, включая и тех, кто переезжает из других районов на постоянное жительство, для получения земельного участка подают заявление с необходимыми обоснованиями в районный (городской) Совет народных депутатов по месту расположения земельного участка. В заявлении указывается цель использования испрашиваемого земельного участка, предлагаемые размеры и его местоположение, количество трудоспособных членов семьи, а при аренде - и срок использования. Совет народных депутатов направляет указанное заявление в земельную комиссию для подготовки материалов по отводу земель. 2. Решение по заявлению о предоставлении (продаже) земельного участка принимает районный (городской) Совет народных депутатов в срок не более двух месяцев со дня подачи с учетом мнения сельского (поселкового) Совета народных депутатов. В случае нарушения сроков принятия решения и сокрытия информации о наличии земельного фонда виновные несут личную административную ответственность в виде штрафа в размере от одной до трех тысяч рублей. Решение о штрафных санкциях принимают комитеты по земельной реформе. 3. Решение районного (городского) Совета народных депутатов об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в суд в исковом порядке. Решение суда является основанием для отвода земельного участка в натуре, заключения договора с Советом народных депутатов о купле - продаже или аренде и выдаче документов, удостоверяющих право на землю. Статья 8. Особенности организации крестьянских хозяйств членами колхозов, работниками совхозов и подсобных сельских хозяйств 1. Коллективам колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств предоставляется право раздела земельных угодий на паи по одному из двух вариантов. Вариант 1. Земли подлежат денежной оценке. Колхознику, работнику совхоза выдается земельная акция, удостоверяющая его долю в стоимости сельскохозяйственных угодий. Владелец акции имеет право получать дивиденды, передать ее по наследству. Вариант 2. Земли колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств подлежат условному разделу между постоянными членами коллектива на количественно определенные паи, которые обеспечивают каждому колхознику, работнику совхоза, подсобного сельского хозяйства персональное право на землю при работе в коллективном хозяйстве. Для удостоверения этого права к государственному акту на землю прилагается список граждан - собственников паев. Размеры земельного пая каждого члена колхоза (работника совхоза) определяется по решению коллектива. Земельный пай может передаваться по наследству. Он может учитываться при распределении части прибыли. 2. Каждый член колхоза (работник совхоза), в том числе ушедший на пенсию и проработавший в данном хозяйстве не менее 20 лет, имеет право на долю стоимости производственных фондов за вычетом сумм непогашенных долгосрочных кредитов, стоимости неделимых фондов, если таковые создаются по решению коллектива, а также стоимости фондов, созданных за счет бюджетных средств. Доля члена колхоза (работника совхоза) определяется в соответствии со стажем работы в хозяйстве и трудовым вкладом. Она утверждается собранием коллектива. На указанную сумму выдаются акции, или она удостоверяется другим документом. Ежегодно прирост основных производственных фондов (за вычетом прироста суммы непогашенных долгосрочных кредитов и отчислений в неделимый фонд) распределяются между членами колхоза (работниками совхоза), что удостоверяется дополнительными акциями или другими документами. По акциям ежегодно выплачиваются дивиденды, размер которых зависит от результатов работы колхоза (совхоза). Дивиденды могут выплачиваться исходя из общей стоимости земельных и фондовых акций. 3. Член колхоза (работник совхоза) имеет право выйти из его состава и создать крестьянское хозяйство без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия. Крестьянскому хозяйству по решению районного (городского) Совета народных депутатов предоставляется земельный участок, размер которого определяется паем или стоимостью акций, принадлежащих его членам. Выделяющийся на самостоятельное хозяйствование может увеличить размер земельного надела за счет покупки. Земельный участок выделяется , как правило, единым массивом. При согласии претендента этот массив может распределяться на приусадебный и производственный земельные участки. Участок выделяется, по возможности, ближе к дому гражданина, образующего хозяйство, без нарушения целостности других хозяйств и подразделений колхоза (совхоза). Владелец доли в фондах (акций) имеет право передать их по наследству. Колхоз, совхоз обязан по желанию работника выплатить долю (выкупить акции) с рассрочкой до пяти лет при выходе на пенсию. Работник, выходящий на пенсию, имеет право продать долю (акции) другим членам хозяйства. Работнику, выходящему из колхоза (совхоза) с целью организации крестьянского хозяйства, колхоз (совхоз) должен выдать в счет акций средства производства или выкупить акции. Если колхоз (совхоз) не имеет такой возможности, то он обязан выступить для крестьянского хозяйства гарантом получения кредитов в банке на эту сумму и компенсировать проценты за пользование ими. 4. Граждане, являющиеся членами колхозов, работниками совхозов и других сельскохозяйственных предприятий (кроме опытных хозяйств), пожелавшие выйти из их состава и вести крестьянское хозяйство, подают заявление, в котором указывается стоимость имеющихся у них акций, предполагаемая площадь земельного участка, его местоположение, вид деятельности, перечень имущества. Колхоз (совхоз) или другое сельскохозяйственное предприятие в месячный срок рассматривают заявление гражданина и вместе с протоколом или приказом руководителя предприятия, а также с представлением сельского (поселкового) Совета передают материалы в районный (городской) Совет народных депутатов, который принимает соответствующее решение в месячный срок. В случае нарушения сроков рассмотрения и принятия решения по этому вопросу виновные лица несут персональную ответственность в виде штрафа от одной до трех тысяч рублей. При отказе выделения колхозом, совхозом конкретного земельного участка для желающих выйти из состава предприятия районный (городской) Совет народных депутатов вправе самостоятельно определить местоположение земельного участка. Отказ в предоставлении земельного участка разбирается в судебном порядке. Статья 9. Регистрация крестьянского хозяйства 1. Крестьянское хозяйство считается созданным после выдачи районным (городским ) Советом народных депутатов государственного акта на право собственности на землю, подписания договора на аренду земельного участка. 2. После регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус политического лица: открывает расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждении банка, имеет печать, вступает в деловые отношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, учитывается в качестве самостоятельного товара производителя советскими, хозяйственными и общественными учреждениями при разработке программ экономического и социального развития региона. 3. Исполком районного (городского) Совета народных депутатов ведет на каждое крестьянское хозяйство регистрационную карточку, сельский (поселковый) Совет вносит его в похозяйственную книгу. РАЗДЕЛ III ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ВЕДУЩИХ КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗЕМЛИ Статья 10. Права граждан, ведущих крестьянское хозяйство 1. Гражданину, имеющему землю для ведения крестьянского хозяйства в собственности, предоставляется право: а) самостоятельно хозяйствовать на земле; б) собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации; в) использовать в установленном порядке только для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке нерудные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, замкнутые (непроточные) водные объекты, пресные подземные воды, а также другие полезные свойства земли; г) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения; д) в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков; е) участвовать в осуществлении мероприятий, влияющих на эффективность использования земель; ж) в случае принудительного выкупа земельного участка государством получать полную стоимость земельного участка, а также возмещение убытков, включая упущенную выгоду; з) обменять земельный участок, передать по наследству, заложить в земельный банк; и) продать, подарить земельный участок по истечении пятилетнего срока после его приобретения в собственность. Продажа земельного участка до истечения указанного срока разрешается гражданам, проживающим в трудоизбыточных районах и пожелавшим переехать на земли запаса для организации крестьянского хозяйства; к) сдать земельный участок или его часть в аренду в случаях болезни или длительного отсутствия части членов крестьянского хозяйства по уважительным причинам. Сделки, указанные в пунктах "з", "и", "к", совершаются при условии сельскохозяйственного использования земель; л) огораживать земельный участок при условии сохранения прохода, проезда транспорта по дорогам общего пользования, перемещения диких животных. 2. Гражданину, имеющему землю для ведения крестьянского хозяйства в аренде, предоставляется право: а) использовать землю в соответствии с условиями ее предоставления; б) собственности на посевы сельскохозяйственных культур и произведенную сельскохозяйственную продукцию; в) использовать в установленном порядке имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли; г) при аренде земли у Советов народных депутатов возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земли, указанным в договоре, а при аренде земли у собственника - с согласия собственника; д) на возмещение затрат, произведенных на улучшение земель, при прекращении прав на землю по истечении срока договора; е) на возмещение затрат, включая упущенную выгоду, при досрочном расторжении договора по инициативе Совета народных депутатов при изъятии земельного участка для государственных и общественных нужд; ж) при долгосрочной аренде передавать во временное пользование земельный участок или его часть. 3. В случае продажи гражданину для ведения крестьянского хозяйства земельного участка с посевами урожай становится его собственностью, а бывшему собственнику земли крестьянское хозяйство возмещает фактические затраты по уходу за посевами, если стороны не договариваются иначе. 4. Если на земельном участке находятся сооружения, многолетние насаждения или иные объекты, которые невозможно переместить на другой участок, крестьянское хозяйство возмещает прежнему собственнику их остаточную стоимость, если стороны не договариваются об ином порядке. После этого данные объекты переходят в собственность крестьянского хозяйства. 5. Действия предприятий, организаций и граждан, которые причиняют материальный ущерб или неудобства крестьянскому хозяйству, могут осуществляться только с согласия главы крестьянского хозяйства. Статья 11. Обязанности граждан, ведущих крестьянское хозяйство Гражданин, имеющий землю для ведения крестьянского хозяйства, обязан: а) эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности; б) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель; в) своевременно вносить земельный налог и арендную плату за землю; г) не нарушать права других собственников, землевладельцев и арендаторов; д) своевременно представлять в районный Совет народных депутатов установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель, а также сведения, необходимые для ведения земельного кадастра; е) уплачивать в установленном порядке ущерб за снижение плодородия земель, которое произошло по вине собственника или арендатора. Право взыскания нанесенного ущерба предоставляется Государственному комитету по земельной реформе и его органам на местах; ж) возместить арендатору в полном объеме все нанесенные ему убытки в случае досрочного расторжения договора аренды по инициативе собственника; з) возместить арендатору стоимость произведенных им затрат на улучшение земель при прекращении договора по истечении срока аренды. Переданный в аренду или в собственность земельный участок для организации крестьянского хозяйства разделу не подлежит. В случае нарушения закрепленных в статье обязанностей глава крестьянского хозяйства несет ответственность по действующему законодательству. Статья 12. Плата за землю 1. Плата за землю взимается в формах земельного налога или арендной платы, определяемых в зависимости от количества, качества и местоположения земельного участка с учетом его кадастровой оценки. За землю, находящуюся в частной собственности , взимается земельный налог, а находящуюся в аренде - арендная плата. 2. Цена, ставки и порядок налогообложения за землю устанавливаются законодательными актами РСФСР и субъектов Федерации. 3. Районные (городские) Советы народных депутатов могут устанавливать льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставок земельного налога. Земельный налог и арендная плата за землю не взимается с граждан, впервые организующих крестьянское хозяйство, за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков. 4. Платежи за землю поступают в бюджеты и используются исключительно на охрану земель, повышение их качества, на землеустройство, на материальное стимулирование собственников земли и арендаторов за осуществление этих мероприятий. 5. Местные Советы народных депутатов обязаны ежегодно отчитываться перед налогоплательщиками об использовании средств, полученных в порядке платежей за землю. Статья 13. Контроль за использованием земель Государственный контроль за использованием земель осуществляется Советами народных депутатов, Государственным комитетом по земельной реформе и его органами на местах в соответствии с действующим законодательством. РАЗДЕЛ IV ИМУЩЕСТВО КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 14. Состав имущества и его формирование 1. Имущество крестьянского хозяйства составляют земельный участок и насаждения на нем, жилые и хозяйственные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, необходимое для осуществления хозяйственной и иной деятельности. 2. Источниками формирования имущества крестьянского хозяйства являются: - денежные и материальные средства членов крестьянского хозяйства; - доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов трудовой деятельности; - доходы от ценных бумаг; - кредиты банков и других кредиторов; - дотации из бюджета; - безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования предприятий, организаций и граждан; - иные источники, не запрещенные действующим законодательством. Статья 15. Владение, пользование и распоряжение имуществом 1. Имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности. При единогласном решении членов крестьянского хозяйства имущество может находиться в общей совместной собственности. 2. Пользование имуществом крестьянского хозяйства осуществляется его членами по взаимной договоренности. Сделки по распоряжению имуществом осуществляется главой хозяйства либо доверенным лицом. Иной режим пользования и распоряжения имуществом при необходимости устанавливается договором. 3. При выходе одного из членов крестьянского хозяйства из его состава земля и общее имущество разделу в натуральной форме не подлежат. Причитающаяся часть (вклад, доля, пай) имущества компенсируется денежными средствами. Порядок выплаты компенсации устанавливается по взаимной договоренности всех членов крестьянского хозяйства. Срок выплаты компенсации при этом не должен превышать пяти лет. 4. Крестьянское хозяйство имеет право продавать и передавать предприятиям, организациям и гражданам, обменивать. сдавать в аренду, предоставлять во временное пользование принадлежащее ему на правах собственности имущество (кроме земли в соответствии со статьей 10, пункт "и"). 5. Крестьянское хозяйство имеет право приобретать, брать в аренду или во временное пользование имущество у предприятий, объединений , организаций и граждан. 6. Иные имущественные отношения крестьянского хозяйства регулируются законодательством РСФСР. 7. Имущество крестьянского хозяйства страхуется на добровольной основе в соответствии с действующим законодательством. РАЗДЕЛ V ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 16. Производственная деятельность крестьянского хозяйства Крестьянское хозяйство самостоятельно определяет направления своей деятельности, структуру и объемы производства, исходя из собственных интересов. Оно может заниматься любым видом деятельности, не запрещенным действующим законодательством, при сохранении в качестве ведущего вида деятельности производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. Статья 17. Порядок реализации продукции крестьянским хозяйством 1. Крестьянскому хозяйству принадлежит исключительное право распоряжаться произведенной им продукцией и реализовывать ее по собственному усмотрению государственным заготовительным организациям, на колхозном рынке, в государственную и кооперативную торговую сеть и другим потребителям. 2. Для крестьянского хозяйства обязательно соблюдение действующих нормативов по качеству продукции, санитарным требованиям и другим параметрам. 3. Крестьянское хозяйство устанавливает цены на производимую продукцию самостоятельно. 4. Государство обязано принимать всю предъявленную крестьянским хозяйством продукцию. соответствующую стандартам качества, с оплатой по установленным государственным закупочным, договорным и иным ценам. 5. Поставки производимой крестьянским хозяйством продукции на экспорт, а также расчеты с зарубежными партнерами осуществляются в установленном порядке. Статья 18. Материально-техническое обеспечение крестьянского хозяйства 1. Крестьянское хозяйство приобретает необходимые ему для осуществления нормальной деятельности материально-технические ресурсы в системе государственных снабженческих организаций, в том числе за счет фондов, выделенных специально для крестьянских хозяйств, по ценам, действующим для колхозов и совхозов. Распределение фондовых и лимитированных ресурсов по конкретным хозяйствам осуществляется органами самоуправления крестьянских хозяйств, ассоциаций, союзов и др. Поставка материально- технических ресурсов осуществляется органами снабжения. Кроме того, они могут приобретать материально-технические ресурсы у любых предприятий и организаций, на колхозных рынках, у населения, а также у государственной и кооперативной розничной торговой сети. 2. Ремонт и техническое обслуживание принадлежащих крестьянскому хозяйству тракторов, сельскохозяйственной техники и оборудования, грузовых автомобилей осуществляются государственными агросервисными предприятиями и организациями по оптовым ценам, расценкам, тарифам, действующим для колхозов и совхозов а также колхозами, совхозами, кооперативами, гражданами по ценам договоренности. Статья 19. Денежные средства крестьянского хозяйства 1. Денежные средства крестьянского хозяйства формируются за счет выручки от реализации продукции (работ и услуг), кредитов, бюджетных ассигнований, пожертвований и других поступлений. 2. Крестьянское хозяйство вправе открывать расчетный и другие счета, включая валютный, в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. 3. Все расчеты крестьянского хозяйства, включая платежи в бюджет, производятся в календарной очередности поступления расчетных документов (наступление сроков платежей). 4. Списание средств с расчетного счета крестьянского хозяйства может производиться только с его согласия или по решению суда. Статья 20. Кредитование крестьянского хозяйства 1. Крестьянское хозяйство имеет право пользоваться кредитом, предоставленным государственными и коммерческими, в том числе кооперативными, банками на основании договоров, определяющих условия кредитования. 2. Возврат кредита крестьянского хозяйства обеспечивается залогом и другими видами обеспечения обязательств. В случае несвоевременного возврата кредита учреждение банка без обращения в суд может использовать право на реализацию принятого в залог имущества и направить выручку от реализации на погашение задолженности. В качестве залога принимаются товарно-материальные ценности, производимая продукция, земельный участок, находящийся в собственности, и иное имущество заемщика, за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским законодательством не может быть обращено взыскание. 3. Крестьянское хозяйство может оставлять продукцию, выполнять работы, оказывать услуги в кредит с уплатой получателями (потребителями) процентов как за пользование заемными средствами. Крестьянское хозяйство вправе приобретать продукцию, пользоваться работами и услугами организациями, предприятий и граждан в кредит. 4. Совет народных депутатов вправе оказывать безвозмездную материальную помощь за счет средств местного бюджета или выдавать крестьянским хозяйствам беспроцентную ссуду для погашения расходов на развитие хозяйств. Статья 21. Налогообложение доходов крестьянского хозяйства Налог на доход с крестьянского хозяйства, равно как и колхоза, совхоза и других сельскохозяйственных предприятий, взимается в расчете на один гектар постоянно используемых им земель сельскохозяйственного назначения, приведенных в соизмеримый вид на основе балльной оценки ее продуктивности. Ставка налога на доход вместе с платой за землю составляет единый сельскохозяйственный налог, взимаемый с каждого гектара. На доход от овощеводства закрытого грунта, животноводства на покупных кормах устанавливаются особые ставки налога. Доход от несельскохозяйственной деятельности облагается налогом в порядке, принятом для предприятий системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР. Статья 22. Труд в крестьянском хозяйстве 1. В случаях производственной необходимости крестьянскому хозяйству разрешается использовать наемный труд в соответствии с действующим законодательством РСФСР. Условия наемного труда могут регламентироваться договором с гражданами об использовании их труда. 2. Оплата труда граждан , заключивших договор об использовании их труда, включается в состав текущих затрат и осуществляется в первоочередном порядке. Она не зависит от итогов работы крестьянского хозяйства, если на то не имеется особого соглашения, но и не должна быть ниже, чем у работников соответствующих профессий в государственных предприятиях. 3. Глава крестьянского хозяйства обязан обеспечить безопасные условия труда для членов своего хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда. 4. Трудовые отношения в крестьянском хозяйстве устанавливаются членами хозяйства. 5. Записи о трудовом стаже членов крестьянского хозяйства и граждан. заключивших договор об использовании их труда, вносятся в трудовые книжки главой крестьянского хозяйства. 6. Трудовые споры между главой хозяйства, членами крестьянского хозяйства и гражданами, заключившими договор об использовании их труда, решаются судом. Статья 23. Учет и отчетность в крестьянском хозяйстве 1. Крестьянское хозяйство осуществляет учет результатов своей работы. 2. Государственные органы осуществляют контроль за деятельностью крестьянского хозяйства в области землепользования, использования государственных кредитов, уплаты налогов, охраны труда, профилактики заболеваний животных, болезней и вредителей растений, соблюдения законодательства об охране природы. Статья 24. Ответственность крестьянского хозяйства За нарушение договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплины, требований к качеству продукции, иных правил осуществления хозяйственной деятельности крестьянское хозяйство несет полную имущественную ответственность, предусмотренную действующим законодательством РСФСР. За умышленную продажу экологически грязных продуктов питания глава крестьянского хозяйства несет финансовую или уголовную ответственность. Статья 25. Государственное социальное страхование и социальное обеспечение членов крестьянского хозяйства 1. Глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. Из дохода исключаются фактически произведенные хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского хозяйства. 2. Страховой взнос на государственное социальное страхование членов крестьянских хозяйств устанавливается Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". 3. Порядок уплаты страховых взносов на государственное социальное страхование крестьянскими хозяйствами определяется Советом Министров РСФСР. 4. Члены крестьянских хозяйств имеют право на пенсию в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". При этом в их общий трудовой стаж засчитывается все время работы в крестьянском хозяйстве, в том числе и до введения государственного социального страхования. 5. Члены крестьянских хозяйств обеспечиваются пособиями по временной нетрудоспособности, другими пособиями и иными видами обслуживания по государственному социальному страхованию наравне с рабочими, служащими и членами колхозов. Женщинам - членам крестьянских хозяйств предоставляется, кроме того, отпуск по беременности и родам, другие отпуска и льготы, предусмотренные для работающих женщин. 6. Время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записи в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию. 7. Учет трудовой деятельности крестьянского хозяйства и граждан. заключивших договоры об использовании их труда, ведется крестьянским хозяйством самостоятельно. 8. За членами крестьянского хозяйства сохраняется ранее назначенная пенсия в полном размере. 9. Крестьянское хозяйство несет материальную ответственность за ущерб, причиненный его членами, гражданам, заключившим договоры об использовании их труда, за увечье или иные повреждения здоровья, связанные с исполнением ими своих трудовых обязанностей в соответствии с законодательством РСФСР. Статья 26. Передача в наследство земли Земельный участок гражданина, ведущего крестьянское хозяйство, передается по наследству одному из членов этого хозяйства по согласованию с другими членами крестьянского хозяйства. При отсутствии таковых земельный участок передается одному из наследников имущества умершего, изъявившему желание вести крестьянское хозяйство в соответствии с требованием пункта 1 статьи 4 настоящего Закона. При наличии нескольких наследников выбор производится на конкурсной основе районным (городским) Советом народных депутатов. Споры о преимущественном праве наследования земельного участка рассматриваются в суде. При отсутствии наследников, желающих вести крестьянское хозяйство, земельный участок передается по наследству в размерах, установленных для ведения личного подсобного хозяйства, либо для обслуживания жилого дома, либо для индивидуального садоводства и животноводства. Наследник земельного участка имеет право на получение стоимости земельного участка, на которую не распространяется право наследования. Наследники, продолжающие ведение крестьянского хозяйства, освобождаются от уплаты государственной пошлины при наследовании земельного участка. Статья 27. Наследование имущества крестьянского хозяйства 1. В случае смерти главы или члена крестьянского хозяйства его доля в имуществе наследуется в порядке, определенном пунктом 3 статьи 15 настоящего Закона. 2. Наследники, продолжающие ведение крестьянского хозяйства освобождаются от уплаты государственной пошлины с наследуемого имущества. 3. Наследование имущества регулируется в дополнение к настоящему Закону также гражданским законодательством. РАЗДЕЛ VI АССОЦИАЦИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ Статья 28. Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств 1. Ассоциации могут создаваться путем объединения самостоятельных крестьянских хозяйств либо в случаях преобразования колхозов и совхозов по решению их коллективов. 2. Ассоциация действует на основе устава, утверждаемого ее участниками, имеет права юридического лица и подлежит государственной регистрации в районном (городском) Совете народных депутатов в порядке, установленном действующим законодательством для предприятий. 3. Крестьянские хозяйства, входящие в ассоциации, сохраняют самостоятельность, права на земельные участки юридического лица, на них распространяется действие настоящего Закона. 4. Фермерские ассоциации на базе бывших колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий могут создаваться лишь при условии предварительного раздела имущества, а также передачи, продажи земельных участков гражданам в порядке, установленном настоящим Законом. 5. Действия, ведущие к принудительному созданию ассоциаций крестьянскими хозяйствами, запрещаются. 6. Главной целью ассоциаций является увеличение доходов ее участников и рост уровня их социально-экономического развития на основе организации совместного производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. 7. Задачами фермерской ассоциации являются : коллективное регулирование межфермерских взаимоотношений; внедрение эффективных форм кооперации во всех сферах деятельности; формирование сбалансированной материально-технической базы и социальной инфраструктуры коллективного пользования; коллективная защита законных интересов и прав участников перед другими предприятиями, организациями и учреждениями. 8. В первые пять лет после создания ассоциации крестьянских хозяйств они освобождаются от уплаты налогов на доходы. Статья 29. Управление фермерской ассоциацией Высшим органом управления фермерской ассоциации является общее собрание глав крестьянских хозяйств - ее участников. Общее собрание ассоциации избирает координационный совет ассоциации, осуществляющий исполнительские функции и повседневную координацию деятельности ассоциации. Координационный совет при необходимости нанимает рабочий аппарат управления ассоциации. Статья 30. Производственно-хозяйственная деятельность фермерской ассоциации 1. Для реализации своих целей и задач фермерская ассоциация вправе: осуществлять согласованные между ее участниками общие действия в области коммерции, финансов и кредита, технического развития; создавать ассоциированные финансовые средства и материальные ресурсы путем добровольного отчисления, централизовать отдельные производственно-хозяйственные функции; регулировать взаимоотношения между ее участниками с помощью расчетных цен, тарифов и расценок. 2. Стоимость имущества, находящегося в коллективной (неделимой) собственности ассоциации, или пакета акций, принадлежащего ей, не может превышать сорока процентов соответственно совокупной стоимости имущества всех ее участников или стоимости всех акций ассоциации. 3. Среднегодовая сумма ассоциированных на добровольной основе финансовых средств не может превышать десяти процентов от совокупных доходов ее участников в среднегодовом исчислении за последние три года. 4. Фермерская ассоциация не отвечает по обязательствам ее участников, а участники не отвечают по обязательствам ассоциации, если иное не предусмотрено уставом, а также за исключением случаев, когда ассоциация выступает гарантом. Статья 31. Выход из ассоциации и ее ликвидация 1. Крестьянское хозяйство - участник ассоциации вправе выйти из нее с сохранением обязательств перед ее участниками в соответствии с заключенными договорами. 2. Ассоциация ликвидируется по решению ее участников. Ликвидация ассоциации осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством для ликвидации предприятия. Имущество, находящееся в коллективной (неделимой) собственности ассоциации, остающееся после ликвидации ассоциации, распределяется между ее участниками в соответствии с уставом ассоциации. РАЗДЕЛ VII ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 32. Условия прекращения деятельности крестьянского хозяйства Деятельность крестьянского хозяйства прекращается в случаях: а) неиспользования земельного участка в сельскохозяйственных целях в течение одного года; б) решения членов крестьянского хозяйства о прекращении его деятельности; в) истечения срока аренды; г) если не остается ни одного члена хозяйства или наследника, желающего продолжать деятельность хозяйства; д) использование участка методами, приводящими к деградации земли; е) выкупа земельного участка в установленном законом порядке для государственных и общественных нужд; ж) по решению суда в связи с банкротством. Статья 33. Порядок прекращения деятельности крестьянского хозяйства 1. Решение о прекращении деятельности крестьянского хозяйства принимается районным (городским) Советом народных депутатов , а в случае банкротства - судом. Споры о прекращении деятельности крестьянского хозяйства решаются судом. 2. Выкуп у крестьянского хозяйства земли в установленном порядке для государственных и общественных нужд производится с его согласия после выделения ему по его желанию районным (городским) Советом народных депутатов равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок, жилых, производственных и иных построек взамен покупаемых и возмещения в полном объеме причиненных убытков, включая упущенную выгоду. 3. При прекращении без уважительных причин деятельности крестьянского хозяйства до истечения срока предоставления хозяйству налоговых льгот крестьянское хозяйство уплачивает сумму налога, исчисленную в полном размере. 4. При прекращении деятельности крестьянского хозяйства его имущество используется на расчеты по оплате труда граждан, заключивших договоры об использовании их труда, на платежи в бюджет, возврат ссуд банкам, расчеты с прочими кредиторами. Оставшееся имущество и полученные от его реализации средства сохраняются в качестве общей собственности членов хозяйства либо делятся между ними. 5. Земля, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения могут выступать только в качестве неделимого предмета купли-продажи, за исключением объектов, право собственности на которые остается за членами прежнего хозяйства (жилой дом, хозяйственные постройки, насаждения на приусадебном участке и другие), если они остаются постоянно проживать в данной местности. ------------------- (* - В дальнейшем "крестьянское хозяйство". (** - Здесь и далее, где речь идет о полномочиях районных (городских) Советов народных депутатов, имеется в виду, что после формирования Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и его органов на местах районные Советы народных депутатов делегируют предусмотренные настоящим Законом полномочия этим органам. Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин Москва, Дом Советов РСФСР. 22 ноября 1990 г. N 348-I |