РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ЗАКОН О СТАТУСЕ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА РСФСР ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Народный депутат РСФСР Народный депутат РСФСР является полномочным представителем народа и высшего органа государственной власти РСФСР на всей территории РСФСР и за ее пределами. Государство гарантирует народному депутату РСФСР условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий, защищает его права, честь и достоинства. В своей деятельности депутат руководствуется Конституцией РСФСР, законами РСФСР, своими убеждениями и предвыборной программой. Статья 2. Законодательство о статусе народного депутата РСФСР Статус народного депутата РСФСР определяется Конституцией РСФСР, настоящим Законом, другими законами РСФСР, решениями Съезда народных депутатов РСФСР. Статья 3. Срок полномочий народного депутата РСФСР Полномочия народного депутата РСФСР начинаются со дня его избрания народным депутатом РСФСР и заканчиваются в день выборов народных депутатов РСФСР нового созыва за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Народный депутат РСФСР, избранный в Верховный Совет РСФСР или его Президиум, сохраняет полномочия народного депутата РСФСР - члена Вер- ховного Совета РСФСР или Президиума Верховного Совета РСФСР вплоть до открытия первой сессии Верховного Совета РСФСР нового созыва. По решению Съезда народных депутатов РСФСР о признании выборов данного народного депутата РСФСР недействительными, принятому в связи с нарушением законодательства о выборах, полномочия народного депутата РСФСР прекращаются со дня принятия указанного решения. Полномочия народного депутата РСФСР не подлежат передачи другому лицу. Статья 4. Депутатское удостоверение и нагрудный знак народного депутата РСФСР Народный депутат РСФСР имеет депутатское удостоверение, являющееся его основным документом. подтверждающим личность и полномочия депутата, и нагрудный знак "Народный депутат РСФСР", которыми он пользуется в течение срока своих полномочий. Положения об удостоверении и нагрудном знаке народного депутата РСФСР, их образцы и описание утверждаются Президиумом Верховного Совета РСФСР. Статья 5. Сочетание деятельности народного депутата РСФСР с выполнением производственных и служебных обязанностей Народный депутат РСФСР может осуществлять свои полномочия без отрыва от основной производственной или служебной деятельности. Народный депутат РСФСР, осуществляющий депутатскую деятельность в Верховном Совете РСФСР или его органах на постоянной основе, может заниматься иной трудовой деятельностью только с согласия Верховного Совета РСФСР. Такое согласие не требуется для депутатов, занимающихся научной, преподавательской, лечебной или творческой деятельностью. Статья 6. Взаимоотношения народного депутата РСФСР с избирателями Народный депутат РСФСР поддерживает связи с избирателями своего округа, ответствен перед ними и им подотчетен. Депутат принимает меры для обеспечения прав, свобод и законных интересов своих избирателей, защиты их чести и достоинства. Народному депутату РСФСР, осуществляющему депутатскую деятельность в Верховном Совете или его органах на постоянной основе, для осуществления депутатской деятельности в своем избирательном округе предоставляется не менее семи дней ежемесячно. Народный депутат РСФСР может быть отозван избирателями в установленном законом порядке. Статья 7. Участие народного депутата РСФСР в работе органов государственной власти в РСФСР Народный депутат РСФСР вправе участвовать в работе Съездов народных депутатов автономных республик, Верховных Советов автономных республик,местных Советов народных депутатов и их органов с правом совещательного голоса. При этом депутату обеспечивается возможность выступлений, внесения предложений и замечаний по любому обсуждаемому вопросу наравне с народными депутатами указанных Советов. Народный депутат РСФСР на заседаниях Съездов народных депутатов автономных республик и сессиях вышеназванных Советов имеет право обратиться с вопросами и обращениями соответственно к Президиуму Совета, к Председателю Совета, к руководителям органов соответствующего Совета, а также к руководителям и должностным лицам предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Совета, по вопросам, отнесенным к ведению этого Совета. Государственные органы и должностные лица обязаны представить ответ на вопрос или обращение народного депутата РСФСР в течение трех дней либо в иной согласованный с депутатом срок. Народный депутат РСФСР вправе вносить в органы, указанные в части первой настоящей статьи, подготовленные им предложения, обращения, заявления и иные документы как непосредственно, так и через уполномоченных им лиц - помощников народного депутата РСФСР или других народных депутатов. Статья 8. Право народных депутатов РСФСР на объединение в депутатские группы и иные депутатские объединения Народные депутаты РСФСР имеют право объединяться в постоянные и временные депутатские группы, депутатские клубы и иные депутатские объединения. Порядок деятельности депутатских групп, их права определяются Регламентами Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, другими актами, регулирующими их деятельность. Статья 9. Депутатская этика Народный депутат РСФСР должен соблюдать нормы депутатской этики. По поручению Съезда народных депутатов РСФСР или Верховного Совета РСФСР вопросы о нарушениях депутатской этики рассматриваются Комиссией по депутатской этике. Статья 10. Досрочное прекращение полномочий народного депутата РСФСР Полномочия народного депутата РСФСР прекращаются досрочно в случаях: а) личного заявления депутата о сложении полномочий; б) избрания или назначения депутата на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением полномочий народного депутата РСФСР; в) избрания народного депутата РСФСР в другой Совет народных депутатов; г) выезда народного депутата РСФСР на постоянное жительство и работу за пределы РСФСР; д) утраты народным депутатом РСФСР гражданства РСФСР; е) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом; ж) отзыва народного депутата. Решения о прекращении полномочий народного депутата РСФСР в указанных случаях принимаются Верховным Советом РСФСР. ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА РСФСР НА СЪЕЗДЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РСФСР, В ВЕРХОВНОМ СОВЕТЕ РСФСР И ИХ ОРГАНАХ Статья 11. Участие народного депутата РСФСР в работе Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР На заседаниях Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР народные депутаты РСФСР на основе коллективного и свободного обсуждения рассматривают и решают все вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РСФСР к ведению РСФСР. Народный депутат РСФСР обязан присутствовать на заседаниях Съезда народных депутатов РСФСР, а депутат, являющийся членом Верховного Совета РСФСР, - также на сессиях Верховного Совета РСФСР и заседаниях палаты. В случае невозможности участвовать в заседании народный депутат РСФСР извещает об этом Председателя палаты или Председателя Верховного Совета РСФСР. Статья 12. Полномочия народного депутата РСФСР на заседаниях Съезда народных депутатов РСФСР, сессии Верховного Совета РСФСР Народный депутат РСФСР пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседании Съезда народных депутатов РСФСР, а члены Верховного Совета РСФСР - и на сессии Верховного Совета РСФСР. Член палаты Верховного Совета РСФСР может принимать участие в заседании другой палаты с правом совещательного голоса. Народный депутат РСФСР, не являющийся членом Верховного Совета РСФСР, может участвовать в его пленарных заседаниях, а также в раздельных заседаниях палат Верховного Совета с правом совещательного голоса. При этом депутату обеспечивается возможность выступлений, внесения предложений и замечаний по любому обсуждаемому вопросу наравне с членами Верховного Совета РСФСР. Народный депутат РСФСР имеет право: избирать и быть избранным в органы Съезда народных депутатов РСФСР, Верховный Совет РСФСР; высказывать мнение по персональному составу создаваемых Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР; предлагать вопросы для рассмотрения Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР; вносить предложения и замечания по повестке дня Съезда народных депутатов РСФСР и сессии Верховного Совета РСФСР, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов; вносить предложения о заслушивании на заседании Съезда народных депутатов РСФСР, сессии Верховного Совета РСФСР отчета или информации любого органа либо должностного лица, подотчетного или подконтрольного Съезду народных депутатов РСФСР или Верховному Совету РСФСР; ставить вопрос о доверии Правительству РСФСР, должностным лицам, избранным, назначенным или утвержденным Съездом народных депутатов РСФСР или Верховным Советом РСФСР; вносить на Съезде народных депутатов РСФСР, в Верховном Совете РСФСР и их органах предложения о необходимости проведения проверок исполнения законов РСФСР государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями о проведении депутатских расследований по любому вопросу, относящемуся к ведению РСФСР; участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании, требовать ответа и давать им оценку; выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки; вносить письменные поправки к проектам законов; оглашать на сессиях Съезда народных депутатов РСФСР, сессиях Верховного Совета РСФСР обращения граждан, имеющие общественное значение; знакомиться с текстами своих выступлений в стенограммах и протоколах заседаний Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР или их органов до опубликования, а также получать тексты выступлений, не подлежащих опубликованию. Народный депутат РСФСР, не выступивший на заседании Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР или его палаты в связи с прекращением прений, вправе передать председательствующему текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому на заседании Съезда народных депутатов РСФСР, сессии Верховного Совета РСФСР или заседании его палаты вопросу. Текст выступления включается в протокол заседания и публикуется в бюллетени Съезда народных депутатов РСФСР или Верховного Совета РСФСР и его палат. Предложения и замечания, внесенные депутатами на Съезде народных депутатов РСФСР, сессии Верховного Совета РСФСР, заседаниях его палат, рассматриваются и учитываются при доработке и принятии законопроектов. В случае их отклонения соответствующей постоянной комиссией или комитетом депутату дается обоснованный ответ. Порядок реализации прав, указанных в настоящей статье, устанавливается настоящим Законом, Регламентами Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, другими законодательными актами РСФСР. Статья 13. Право законодательной инициативы народного депутата РСФСР Народный депутат РСФСР обладает правом законодательной инициативы на Съезде народных депутатов РСФСР и в Верховном Совете РСФСР, которое может быть реализовано в форме внесения на рассмотрение Съезда народных депутатов РСФСР или Верховного Совета РСФСР проектов новых законов РСФСР, проектов законов об изменениях действующих законов РСФСР, а также в форме предложений о принятии новых законов РСФСР или внесении изменений в действующие законы РСФСР (законодательных предложений). Статья 14. Депутатский запрос Народный депутат РСФСР или группа народных депутатов РСФСР имеют право внести на рассмотрение Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР, его палат депутатский запрос к Председателю Верховного Совета РСФСР, к Совету Министров РСФСР, к Прокурору РСФСР, к руководителям других органов в РСФСР, а также к руководителям министерств, государственных комитетов и ведомств СССР, предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения, расположенных на территории РСФСР.Депутатский запрос вносится в письменной форме и оглашается на заседании Съезда народных депутатов РСФСР, сессии Верховного Совета РСФСР или заседании его палаты. Если запрос касается фактов нарушения государственными органами или должностными лицами Конституции РСФСР, законов РСФСР, постановлений и других актов, принимаемых высшими органами государственной власти и управления РСФСР, либо затрагивает иные вопросы, имеющие общегосударственное значение, то Съезд народных депутатов РСФСР, Верховный Совет РСФСР или любая из его палат могут признать его депутатским запросом общегосударственного значения. Депутатский запрос общегосударственного значения направляется для изучения в комитеты и комиссии либо решением Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР, его палаты сразу включается в повестку дня. По депутатскому запросу, включенному в повестку дня, Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР или его палатой принимается постановление. Государственный орган или должностное лицо, к которым обращен запрос, обязаны не более чем в трехдневный срок дать устный или письменный ответ, который оглашается на заседании Съезда народных депутатов РСФСР, сессии Верховного Совета РСФСР или его палаты. Народный депутат РСФСР вправе дать оценку ответа государственного органа или должностного лица на запрос. Постановления Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР или его палаты, принятые по результатам рассмотрения депутатского запроса, подлежат обязательному опубликованию. Статья 15. Рассмотрение предложений и замечаний народных депутатов РСФСР, внесенных на заседаниях Съезда народных депутатов РСФСР, сессиях Верховного Совета РСФСР Предложения и замечания, высказанные народными депутатами РСФСР на заседаниях Съезда народных депутатов РСФСР, сессиях Верховного Совета РСФСР или переданные в письменной форме председательствующему, рассматриваются Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР, комитетами Верховного Совета РСФСР или постоянными комиссиями палат либо направляются ими на рассмотрение соответствующим государственным и общественным органам и должностным лицам. Государственные и общественные органы, а также должностные лица, которым направлены предложения и замечания депутатов, внесенные на заседаниях Съезда народных депутатов РСФСР, сессиях Верховного Совета РСФСР, обязаны рассмотреть их не позднее двадцати дней и о результатах сообщить непосредственно депутату, а также в Президиум Верховного Совета РСФСР. Контроль за рассмотрением и реализацией предложений и замечаний депутатов осуществляется комитетами Верховного Совета РСФСР, постоянными комиссиями его палат. Статья 16. Деятельность народного депутата РСФСР в органах Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР Народный депутат РСФСР, избранный в органы Съезда народных депутатов РСФСР или Верховного Совета РСФСР, обязан принимать участие в их работе. Народный депутат РСФСР. не входящий в состав комитета Верховного Совета РСФСР или постоянной комиссии палаты, вправе принимать участие в их заседаниях, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса. В случае несогласия с решением комитета или постоянной комиссии депутат может внести свое предложение в письменной форме в качестве поправки к законопроекту на сессии Верховного Совета РСФСР. Поправки, внесенные депутатом, рассматриваются Верховным Советом РСФСР, и по ним проводится голосование. Народный депутат РСФСР может быть выведен из состава комитета или постоянной комиссии палаты за систематическое неучастие в их работе. Статья 17. Участие народного депутата РСФСР в выполнении поручений Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР и их органов Народный депутат РСФСР обязан выполнять поручения Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР и их органов. По поручению Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР или их органов народный депутат РСФСР участвует в проверках исполнения законов РСФСР государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. По требованию народного депутата РСФСР при проведении таких проверок государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации образуют комиссии по изучению и рассмотрению поставленных вопросов. В состав названных комиссий включаются также лица, указанные народным депутатом. О результатах выполнения поручений народный депутат РСФСР информирует соответственно Съезд народных депутатов РСФСР, Верховный Совет РСФСР или их органы, а также вносит предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение закона, невыполнение постановлений Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР. Статья 18. Депутатское расследование По требованию группы народных депутатов РСФСР, численность которой определяется Регламентом Съезда народных депутатов РСФСР и Регламентом Верховного Совета РСФСР, а также по решению постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совет РСФСР Съезд народных депутатов РСФСР или Верховный Совет РСФСР назначает депутатское расследование. Все государственные органы и должностные лица обязаны оказывать необходимое содействие в проведении расследования; беспрепятственно предоставлять необходимые для объективного изучения вопроса сведения и документы. Никто не вправе уклониться от дачи объяснений депутатам, ведущим депутатское расследование. Вмешательство депутатов в процессуальную деятельность органов внутренних дел, дознания, предварительного следствия и суда по находящимся в их производстве делам об административных правонарушениях, уголовным и гражданским делам не допускается. По результатам расследования составляется мотивированное заключение, решение по которому принимается соответственно Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР или их органами. ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА РСФСР В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ОКРУГЕ Статья 19. Рассмотрение народным депутатом РСФСР предложений, заявлений и жалоб граждан Народный депутат РСФСР рассматривает поступившие к нему предложения, заявления и жалобы, принимает меры к их правильному и своевременному разрешению соответствующими органами и должностными лицами; ведет прием граждан, изучает общественное мнение, вносит предложения в соответствующие Советы народных депутатов, а при необходимости - на Съезд народных депутатов РСФСР, в Верховный Совет РСФСР, другие государственные и общественные органы. В приеме избирателей народным депутатом РСФСР по его требованию обязаны участвовать руководители и другие должностные лица государственных и общественных органов, предприятий. учреждений и организаций. Статья 20. Отчет народного депутата РСФСР перед избирателями Народный депутат РСФСР не реже одного раза в год обязан отчитываться перед избирателями округа о своей работе, о ходе выполнения предвыборной программы. По требованию избирателей может быть проведен внеочередной отчет народного депутата РСФСР. Под требованием о внеочередном отчете необходимо собрать не менее 300 подписей избирателей данного округа. В этом случае президиумы и исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов принимают меры, необходимые для организации внеочередного отчета народного депутата РСФСР, не позднее чем за месяц до проведения внеочередного отчета уведомляют депутата о времени и месте проведения отчета, о причинах, послуживших основанием для его проведения. Статья 21. Содействие народному депутату РСФСР в проведении отчетов и встреч с избирателями Народному депутату РСФСР обеспечиваются необходимые условия для проведения отчетов и встреч с избирателями округа. По его просьбе президиумы и исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов или местные органы общественных организаций, администрация предприятий, учреждений, организаций безвозмездно выделяют помещение, извещают граждан о времени и месте проведения отчета депутата, его встреч с избирателями или членами общественной организации, направляют по приглашению депутата для участия во встречах своих представителей, оказывают другую помощь. По требованию народного депутата РСФСР государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации представляют ему необходимые для отчета и выступлений справочные и информационные материалы. Местные органы власти, общественные организации, средства массовой информации, учрежденные Советами народных депутатов, обеспечивают освещение отчетов народных депутатов РСФСР. ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 22. Полномочия народного депутата РСФСР В целях осуществления своих полномочий народный депутат РСФСР имеет право: участвовать при рассмотрении в органах государственной власти и управления, органах общественных организаций любых вопросов, затрагивающих интересы граждан; участвовать в организации и контроле исполнения законов и постановлений Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР и их органов; проверять по собственной инициативе с привлечением представителей государственных органов, общественных организаций сведения о нарушении законов, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; осуществлять контроль за рассмотрением направленных им предложений, заявлений и жалоб в государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации, принимать личное участие в их рассмотрении. Должностные лица государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны оказывать депутату помощь в его контрольной деятельности; проводить собрания или конференции избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами и органами общественных организаций; участвовать в работе различных объединений народных депутатов, избирателей, органов общественного территориального самоуправления, собраний трудовых коллективов, граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям. Статья 23. Гарантии реализации права законодательной инициативы Право законодательной инициативы народного депутата РСФСР гарантируется: обязательным рассмотрением внесенного в порядке законодательной инициативы предложения на заседании Съезда народных депутатов РСФСР или Верховного Совета РСФСР с принятием одного из следующих решений: принятие закона; принятие решения о начале разработке нового законопроекта; направление предложенного законопроекта на доработку в соответствующие комитеты и постоянные комиссии; обязательной постановкой на голосование предложений, а также всех поправок к закону, внесенных народным депутатом РСФСР. Статья 24. Право народного депутата РСФСР на беспрепятственное посещение государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций Народный депутат РСФСР при предъявлении удостоверения народного депутата РСФСР имеет право беспрепятственного посещения всех государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, расположенных на территории РСФСР, независимо от их подчиненности, принадлежности, режима секретности и форм собственности. Требование иных документов, а также личный досмотр народного депутата не допускаются. Статья 25. Право народного депутата РСФСР на безотлагательный прием должностными лицами По вопросам депутатской деятельности народный депутат РСФСР на территории РСФСР пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил СССР. Статья 26. Право народного депутата РСФСР требовать устранения нарушения закона, прав, свобод и законных интересов граждан Народный депутат РСФСР вправе потребовать незамедлительного устранения нарушения закона, прав, свобод и законных интересов граждан, а в необходимых случаях - обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с требованием о пресечении нарушения. Факт нарушения может фиксироваться в протоколе, составленном депутатом или по его требованию представителем соответствующего правоохранительного органа. Должностные лица государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, к которым обращено требование народного депутата РСФСР, обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушения, а при необходимости - для привлечения виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата. Статья 27. Право народного депутата РСФСР на получение и распространение информации Президиум Верховного Совета РСФСР обеспечивает народного депутата РСФСР документами Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР, Президиума Верховного Совета РСФСР, а также информационными и справочными материалами, официально распространяемыми правительственными и иными государственными и общественными органами. Президиумы Верховных Советов и Советы Министров автономных республик, президиумы и исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов РСФСР, другие государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации, а также должностные лица при обращении народного депутата РСФСР обеспечивают его консультациями специалистов по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, безотлагательно предоставляют необходимую информацию и документы независимо от степени их секретности. Сведения, составляющие государственную, военную, служебную или коммерческую тайну, народный депутат РСФСР получает лично либо через Президиум Верховного Совета РСФСР. Народному депутату РСФСР для обеспечения депутатской деятельности по его требованию государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории РСФСР, предоставляется возможность использования копировально-множительной и вычислительной техники, имеющейся в их распоряжении. Народный депутат РСФСР имеет преимущественное право выступать по вопросам своей депутатской деятельности в средствах массовой информации, учреждаемых Советами народных депутатов. Выступления, отчеты народного депутата РСФСР, представляемые им материалы о работе народных депутатов, а также Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР и их органов по его требованию подлежат обязательному опубликованию или передаче указанными средствами массовой информации в срок, согласованный с народным депутатом, но не позднее семи дней после обращения. Редактирование представленных депутатом материалов без его согласия не допускается. Статья 28. Оказание народному депутату РСФСР юридической помощи Президиумы Советов народных депутатов, их исполнительные и распорядительные органы, предприятия, организации, научные учреждения, учебные заведения, правоохранительные органы на территории РСФСР оказывают народному депутату РСФСР помощь по правовым вопросам, возникающим в его депутатской деятельности. Статья 29. Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений народного депутата РСФСР Все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации, расположенные на территории РСФСР, а также должностные лица, к которым обратился народный депутат по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, обязаны дать депутату ответ на его обращение или предоставить запрашиваемые им документы и сведения безотлагательно. При необходимости в проверке или дополнительном изучении соответствующего вопроса руководители органов и лица, указанные в части первой настоящей статьи, обязаны сообщить об этом народному депутату в трехдневный срок. Окончательный ответ представляется депутату не позднее двадцати дней со дня получения обращения депутата. Обращения народного депутата РСФСР по вопросам, входящим в компетенцию Советов народных депутатов и их органов, министерств, государственных комитетов и ведомств, Советов Министров, подлежат рассмотрению соответственно только этими органами. Народный депутат РСФСР имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня. Статья 30. Защита чести, достоинства и личности народного депутата РСФСР Неправомерное воздействие на народного депутата РСФСР, членов его семьи, родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей либо добиться принятия решения в чью-либо пользу, публичное оскорбление народного депутата РСФСР, а также его личное оскорбление при исполнении им своих депутатских обязанностей, а равно клевета в отношении депутата либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде влекут ответственность, установленную законом. Статья 31. Неприкосновенность народного депутата РСФСР Народный депутат РСФСР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемого в судебном порядке, без согласия Съезда народных депутатов РСФСР, а в период между съездами - Верховного Совета РСФСР. Уголовное дело, а также производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое налагается в судебном порядке, в отношении народного депутата РСФСР могут быть возбуждены только Прокурором РСФСР с согласия Съезда народных депутатов РСФСР или Верховного Совета РСФСР. Не допускаются привод и иное в какой бы то ни было форме задержание или ограничение свободы народного депутата РСФСР, а также досмотр, обыск, выемка и арест его личных вещей, багажа, личного и используемого им транспорта, жилого и служебного помещений. Неприкосновенность распространяется на переписку, средства связи, используемые народным депутатом РСФСР, а также на принадлежащие депутату документы. В случае предъявления народному депутату РСФСР после истечения его полномочий обвинения в нарушении закона, допущенном в период депутатской деятельности, привлечение к ответственности и другие процессуальные меры могут быть допущены только в порядке, предусмотренном настоящим Законом в отношении народного депутата РСФСР. Статья 32. Порядок получения согласия на привлечение народного депутата РСФСР к ответственности Для получения согласия Совета на возбуждение уголовного дела в отношении народного депутата РСФСР, привлечение его к уголовной ответственности, арест или применение мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, Прокурор РСФСР перед возбуждением уголовного дела либо административного производства, предъявлением депутату обвинения, дачей санкции на арест вносит на Съезд народных депутатов РСФСР или в Верховный Совет РСФСР представление. Съезд народных депутатов РСФСР или Верховный Совет РСФСР рассматривает представление не позднее чем в месячный срок. При необходимости от Прокурора РСФСР могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопросов вправе участвовать народный депутат РСФСР, в отношении которого внесено представление. Съезд народных депутатов РСФСР или Верховный Совет РСФСР принимает мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Прокурора РСФСР. Прокурор РСФСР в трехдневный срок со дня окончания производства по делу обязан сообщить Съезду народных депутатов РСФСР или Верховному Совету РСФСР о результатах расследования или рассмотрения дела. Статья 33. Право народного депутата РСФСР на отказ от свидетельских показаний Народный депутат РСФСР вправе отказаться от свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением депутатских обязанностей. Статья 34. Освобождение народного депутата РСФСР от исполнения воинских обязанностей Народный депутат РСФСР на срок его полномочий освобождается от призыва на действительную военную службу, учебные и поверочные сборы. Статья 35. Освобождение народного депутата РСФСР от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в Верховном Совете РСФСР или его органах на постоянной основе Народный депутат РСФСР, избранный в состав Верховного Совета РСФСР или его органов, вправе по своему письменному заявлению осуществлять депутатскую деятельность в Верховном Совете РСФСР или его органах на постоянной основе. Другие народные депутаты РСФСР привлекаются к осуществлению депутатской деятельности в органах Верховного Совета РСФСР на постоянной основе с их письменного согласия по решению палат, их постоянных комиссий или комитетов Верховного Совета. Освобождение народного депутата РСФСР от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в Верховном Совете РСФСР или его органах на постоянной основе производится администрацией предприятий, учреждений и организаций по письменному заявлению депутата в указанный им срок без увольнения. В этом случае за ним сохраняются права члена данного трудового коллектива. Народный депутат РСФСР на время осуществления депутатской деятельности в Верховном Совете РСФСР или его органах на постоянной основе по своему желанию может быть уволен с прежнего места работы или службы в связи с переходом на работу в Верховный Совет РСФСР. Администрация предприятий, учреждений, организаций обязана уволить народного депутата в указанный им срок. Народный депутат РСФСР из числа военнослужащих или других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, осуществляющий депутатскую деятельность в Верховном Совете РСФСР или его органах на постоянной основе, на время осуществления депутатской деятельности прикомандировывается к Верховному Совету РСФСР с оставлением или без оставления на действительной военной или другой службе. Прикомандирование производится в порядке, определяемом законодательством Союза ССР. Статья 36. Освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей народного депутата РСФСР, осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной производственной или служебной деятельности Освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей народного депутата РСФСР, осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной производственной или служебной деятельности, производится по инициативе депутата на основании его письменного уведомления. Требование каких-либо других документов не допускается. Уведомление депутата служит основанием для выплаты ему средней заработной платы за весь период освобождения из расчета за последние 12 месяцев. За период Съезда народных депутатов РСФСР, сессии Верховного Совета РСФСР, а также выполнения иных депутатских обязанностей с народного депутата РСФСР снимается обязанность выполнения работы, устанавливаемой в виде конкретных показателей. Статья 37. Гарантии трудовых прав народного депутата РСФСР, прав народного депутата РСФСР из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями Народный депутат РСФСР в период своих полномочий, а также в течение двух лет после их окончания не может быть по инициативе администрации или профсоюзного органа уволен с работы на предприятии, в учреждении или организации, исключен из колхоза, иного кооператива, учебного заведения или переведен в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу без согласия Верховного Совета РСФСР. В иных случаях перевод и перемещение допускаются только с согласия самого депутата. Народный депутат РСФСР из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, в период своих полномочий, а также в течение двух лет после их окончания не может быть по инициативе командования или администрации уволен со службы, понижен в должности, снижен в звании, лишен воинского звания без согласия Верховного Совета РСФСР, а также перемещен по службе без согласия народного депутата. В указанный период ему не может быть задержано присвоение очередного офицерского или равного офицерскому специального звания согласно занимаемой должности. Народному депутату РСФСР, освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей либо уволенному с прежнего места работы (службы) или отчисленному из учебного заведения на время депутатской деятельности в Верховном Совете РСФСР или его органах на постоянной основе, после ее окончания предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) на том же или.с его согласия, на другом предприятии, в учреждении, организации. Народный депутат РСФСР из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, прикомандированный к Верховному Совету РСФСР с о оставлением на действительной военной или другой службе на время осуществления депутатской деятельности в Верховном Совете или его органах на постоянной основе, по окончании срока освобожденной работы (прикомандирования) направляется в распоряжение соответствующих министерств и ведомств для дальнейшего прохождения службы в ранее занимаемой должности или, с его согласия, в равной или высшей должности. Время выполнения народным депутатом РСФСР своих депутатских полномочий в Верховном Совете РСФСР или его органах на постоянной основе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы), в стаж работы (службы) по специальности, в стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок (в том числе климатических коэффициентов) к заработной плате (должностному окладу), на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет ( за стаж работы по специальности на данном предприятии), выплату вознаграждения по итогам работы предприятий, учреждений, организаций за год, а также в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если народный депутат РСФСР на момент перехода к осуществлению депутатской деятельности в Верховном Совете РСФСР или его органах на постоянной основе находился на должности, работал по профессии либо работал (проходил службу) в местности, предусматривающих соответствующую льготу. Супруге (супругу) народного депутата РСФСР, уволенной (уволенному) в связи с переездом депутата в другую местность для выполнения им своих депутатских полномочий в Верховном Совете РСФСР или его органах на постоянной основе, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы). На указанный период за ними сохраняется место работы (службы), стаж работы (службы) по специальности, стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок (в том числе климатических коэффициентов) к заработной плате, на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет (за стаж работы по специальности на данном предприятии), выплату вознаграждения по итогам работы предприятий, учреждений. организаций за год, а также стаж работы, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если это лицо на момент переезда занимало должность, работало по профессии либо работало (служило) в местности, предусматривающих данную льготу. За народным депутатом РСФСР из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, прикомандированным к Верховному Совету РСФСР с оставлением на действительной военной или другой службе на время осуществления депутатской деятельности в Верховном Совете РСФСР или его органах на постоянной основе, и его семьей сохраняются права, льготы и преимущества, предусмотренные действующим законодательством для военнослужащих и других категорий граждан, непосредственно проходящих службу, и их семей. С работником, принятым в порядке замещения должности, занимаемой народным депутатом РСФСР, заключается срочный трудовой договор на весь период выполнения народным депутатом РСФСР своих депутатских полномочий в Верховном Совете РСФСР или органах на постоянной основе. Трудовой договор с таким работником расторгается со дня возвращения депутата на прежнюю работу. Статья 38. Обеспечение материально-финансовых условий для осуществления народным депутатом РСФСР его полномочий Народному депутату РСФСР возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью, в порядке и размерах, устанавливаемых Верховным Советом РСФСР. Народному депутату РСФСР, освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в Верховном Совете РСФСР или его органах на постоянной основе без увольнения по основному месту работы (службы), за это время выплачивается денежное вознаграждение в размере, устанавливаемом Верховном Советом РСФСР. За этот период заработная плата по основному месту работы не сохраняется. Народному депутату РСФСР из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, прикомандированному к Верховному Совету РСФСР с оставлением на действительной военной или другой службе на время осуществления депутатской деятельности в Верховном Совете РСФСР или его органах на постоянной основе, за это время выплачивается заработная плата в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР. Народному депутату РСФСР, перешедшему на работу в Верховный Совет РСФСР или его органы на постоянной основе, за время работы выплачивается заработная плата в размере, устанавливаемом Верховным Советом РСФСР. Статья 39. Предоставление народному депутату РСФСР служебного помещения Исполнительный комитет местного Совета народных депутатов на территории избирательного округа в течение двух месяцев со дня обращения в него народного депутата РСФСР обязан предоставить ему для осуществления депутатской деятельности отдельное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи и оргтехникой, и организовать установку телефонов по месту его жительства и работы. Статья 40. Использование средств связи народным депутатом РСФСР Народный депутат РСФСР в связи с осуществлением им депутатских полномочий имеет право пользоваться правительственной и другими видами связи, которыми располагают государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации на территории РСФСР. Народный депутат РСФСР пользуется правом внеочередного предоставления связи. Все виды почтовых и телеграфных отправлений народного депутата РСФСР пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных. Оплата междугородных и международных телефонных переговоров, телеграфных отправлений народного депутата РСФСР, производимых им в связи с выполнением депутатской деятельности с использованием средств связи предприятий, учреждений, организаций (в том числе гостиниц), производится указанными организациями за счет государственного бюджета РСФСР. Почтовые и телеграфные отправления, телефонные переговоры с домашних телефонов оплачиваются самими депутатами. Статья 41. Право народного депутата РСФСР на бесплатный проезд Народный депутат РСФСР на территории РСФСР пользуется правом бесплатного проезда по всем железнодорожным, воздушным, автомобильным, водным внутренним путям сообщения и на всех видах городского пассажирского транспорта, за исключением такси, а также правом внеочередного приобретения проездных документов. Эти права распространяются и на лицо, сопровождающее народного депутата РСФСР - инвалида первой группы. По предъявлению удостоверения народного депутата РСФСР билетные кассы железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов), речных вокзалов и пристаней (как суточной, так и предварительной продажи), агентства гражданской авиации или аэропорты обязаны вне очереди предоставить народному депутату место в спальном или мягком вагоне поезда, каюте первого или второго класса судов всех категорий, в салоне самолета или вертолета. Билеты на самолеты или вертолеты при следовании депутата на Съезд народных депутатов РСФСР или сессии Верховного Совета РСФСР предоставляют не позднее чем за два часа до вылета, в других случаях - не позднее чем за сутки. Проезд народного депутата РСФСР в автобусах междугородных, а также пригородных сообщений, где продажа билетов производится с указанием номера места, осуществляется по бесплатному билету, получаемому вне очереди в кассах автовокзалах, автостанций, транспортно-экспедиционных агентств или непосредственно при посадке в автобус. Проезд народного депутата РСФСР на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) и в пригородных поездах осуществляется по удостоверению народного депутата РСФСР. Народный депутат РСФСР имеет право бесплатного провоза багажа в соответствии с нормами, действующими на каждом виде транспорта. Местные Советы народных депутатов, предприятия, учреждения, организации обязаны предоставлять народному депутату РСФСР по его заявке автотранспорт для поездок при выполнении депутатских обязанностей. Автотранспорт для поездок при выполнении депутатских обязанностей, а также для проезда от и до аэропортов и вокзалов в Москве предоставляется народному депутату РСФСР Верховным Советом РСФСР. В целях обеспечения депутатской деятельности народному депутату РСФСР в порядке, устанавливаемом Президиумом Верховного Совета РСФСР, выделяется для приобретения за наличный расчет автомобиль отечественного производства. Народному депутату РСФСР, использующему личный автотранспорт для депутатской деятельности, возмещаются расходы по его содержанию в порядке и размерах, устанавливаемых Верховным Советом РСФСР. Статья 42. Право народного депутата РСФСР на внеочередное поселение в гостиницах Администрация гостиниц на территории РСФСР обязана предоставить народному депутату РСФСР в течение часа отдельный номер с телефоном. Право на внеочередное поселение в гостиницах распространяется и на лицо, сопровождающее народного депутата РСФСР - инвалида первой группы. Статья 43. Пользование народного депутата РСФСР дипломатическим паспортом На весь срок полномочий народному депутату РСФСР выдается дипломатический паспорт. Статья 44. Отпуска народным депутатам РСФСР Народному депутату РСФСР предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня, за исключением тех случаев, когда депутат имел право на отпуск большей продолжительности до избрания его народным депутатом РСФСР. Отпуск народному депутату РСФСР по месту его работы (службы) предоставляется администрацией предприятий, учреждений. организаций в срок, указанный в заявлении депутата (в том числе с разделением отпуска на части). Народным депутатам, РСФСР, работающим на постоянной основе в Верховном Совете РСФСР или его органах, отпуск предоставляется по их личным заявлениям на основании представлений соответствующих комиссий палат или комитетов Верховного Совета РСФСР его Президиумом. Порядок оплаты отпуска устанавливается Верховным Советом РСФСР. Статья 45. Предоставление народному депутату РСФСР служебной жилой площади Народному депутату РСФСР, осуществляющему депутатскую деятельность в Верховном Совете РСФСР или его органах на постоянной основе и не имеющему постоянного места жительства в Москве, по его заявлению в течение двух месяцев предоставляется временная служебная жилая площадь для проживания с членами семьи. Занимаемая депутатом и членами его семьи жилая площадь по постоянному месту жительства на этот период бронируется. Статья 46. О помощниках народного депутата РСФСР Народный депутат РСФСР, избранный от территориального избирательного округа, вправе иметь до трех, а избранный от национально-территориального избирательного округа - до пяти помощников. Работа помощников народного депутата РСФСР оплачивается из государственного бюджета или выполняется на общественных началах. Помощники народного депутата РСФСР, работа которых оплачивается, состоят в штате предприятий, учреждений, организаций либо включаются по заявлению депутата в штат исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов. Помощники народного депутата РСФСР выполняют его поручения во взаимоотношениях с избирателями, а также государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, оказывают народному депутату организационно-техническую и иную помощь при осуществлении депутатских полномочий. Народный депутат РСФСР несет ответственность за действия своих помощников и вправе в любое время заменять их. Условия и порядок работы помощников регулируются законодательством РСФСР о труде и Положением о помощниках народного депутата РСФСР, утверждаемым Верховным Советом РСФСР. Статья 47. Возмещение расходов в связи с выполнением депутатских полномочий Расходы исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, других государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, связанные с деятельностью народного депутата РСФСР, возмещаются местными финансовыми органами на основе счетов, подтвержденных народным депутатом РСФСР, путем перечисления средств на счета соответствующих организаций за счет республиканского бюджета РСФСР с последующим отнесением через Министерство финансов РСФСР на смету Верховного Совета РСФСР. ГЛАВА 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА Статья 48. Ответственность за невыполнение законных требований народного депутата РСФСР Невыполнение должностными и другими лицами государственных и общественных органов, предприятий , учреждений и организаций законных требований народного депутата РСФСР и его помощника либо создание препятствий в их работе, а равно несоблюдение установленных настоящим Законом сроков предоставления информации или предоставление ими заведомо ложной информации, если отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния, - влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 2000 рублей, налагаемого в судебном порядке. Статья 49. Ответственность за воздействие на народного депутата РСФСР, членов его семьи и родственников Воздействие на народного депутата РСФСР, членов его семьи и родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей либо добиться принятия решения в чью - либо пользу, если отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния, - влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 2000 рублей, налагаемого в судебном порядке. Статья 50. Ответственность за посягательство на честь, достоинство народного депутата РСФСР Публичное оскорбление народного депутата РСФСР, а также его личное оскорбление при исполнении им своих депутатских обязанностей, а равно клевета в отношении депутата либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде - влечет уголовную ответственность. Статья 51. Ответственность за нарушение неприкосновенности народного депутата РСФСР Нарушение положений настоящего Закона, регулирующих вопросы депутатской неприкосновенности, - влечет уголовную ответственность. Статья 52. Ответственность за нарушение гарантий трудовых прав народного депутата РСФСР, прав народного депутата РСФСР из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями Нарушение должностными лицами предприятий, учреждений, организаций установленных настоящим Законом гарантий трудовых прав народного депутата РСФСР, прав народного депутата РСФСР из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, а также установленных настоящим Законом прав указанных лиц после окончания их депутатских полномочий, если отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния, - влечет административную ответственность в виде штрафа от 500 до 2000 рублей, налагаемого в судебном порядке. Заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР Б.М.Исаев 15 ноября 1990 г. N 330-I |