О ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ И НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПОЛЕВЫМ РАБОТАМ. Постановление. Верховный Совет СССР. 04.04.91 2083-I

          О ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ И НЕОТЛОЖНЫХ
                МЕРАХ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПОЛЕВЫМ РАБОТАМ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

                          4 апреля 1991 г.

                              N 2083-I.

                             (ВВСС 91-15)


     Верховный Совет СССР отмечает, что социально-экономическая обста-
 новка в сельском хозяйстве чрезвычайно обострилась и приобретает кри-
 тический характер.
     Сказывается длительное пренебрежение к нуждам деревни, отсутствие
 научно обоснованного механизма ее взаимодействия с городом.  Деклари-
 руя  на  словах  приоритет  развития аграрного сектора,  многие госу-
 дарственные органы в центре и на местах не принимают практических ша-
 гов по реализации его на деле.
     В большинстве регионов  страны  срывается  выполнение  социальных
 программ,  процесс  деградации села продолжается,  миграция сельского
 населения приобретает угрожающие масштабы.  В то же время положитель-
 ный опыт преобразования села, имеющийся в некоторых республиках, сла-
 бо изучается и распространяется.
     В условиях разбалансированности экономики,  разрыва хозяйственных
 связей многие промышленные предприятия, используя монопольное положе-
 ние, взвинчивают цены на поставляемую селу продукцию, диктуют кабаль-
 ные условия и занимаются прямым вымогательством и спекуляцией на без-
 выходном положении села, требуя неэквивалентного натурального обмена,
 чем еще более  ослабляют  и  без  того  подорванную  основу  развития
 сельскохозяйственного производства.
     Решение болевых проблем аграрнопромышленного комплекса не находит
 поддержки  со  стороны  многих  местных  Советов  народных депутатов,
 крестьянин остается один на один со своими бедами и заботами, рушатся
 его надежды на изменение ситуации к лучшему.
     В результате в 1990 году валовое производство продукции сельского
 хозяйства снизилось более чем на 5 млрд. рублей. Значительно уменьши-
 лось поголовье скота и птицы,  сократились площади  под  зерновыми  и
 техническими культурами.
     Падение производства сельскохозяйственной продукции  продолжается
 и  в  текущем году.  Закупки скота,  птицы и молока снизились в янва-
 ре-феврале на 13 процентов.  По сравнению с соответствующим  периодом
 прошлого  года  торговля  недополучила  продуктов  питания почти на 2
 млрд. рублей.
     Система обслуживания и снабжения села разрушена. Такого провала в
 материально-техническом снабжении сельского хозяйства,  как в прошлом
 году, никогда не было.
     Селу недопоставлено ресурсов на сумму более 7 млрд. рублей, в том
 числе  только  тракторов и грузовых автомобилей - соответственно 63 и
 29 тыс.  штук,  минеральных удобрений - 4,7 млн. тонн, средств защиты
 растений - 22,4 тыс.  тонн.  Договорные обязательства по поставке хо-
 зяйствам строительных материалов выполнены лишь на 40-60 процентов.
     Нет заметных  сдвигов в техническом переоснащении базы хранения и
 переработки сельскохозяйственной продукции.  При тех  же  объемах  ее
 производства это могло бы заметно поправить продовольственное снабже-
 ние населения.  На нужды перерабатывающей промышленности направляется
 до  десяти  процентов выделяемых аграрнопромышленному комплексу капи-
 тальных вложений, которые к тому же не доосваиваются.
     Кабинет Министров  СССР  уже  рассматривал  в этом году ситуацию,
 складывающуюся в сельском хозяйстве,  однако принятые им решения ока-
 зались малоэффективными.
     Большую тревогу вызывает положение дел в сельском хозяйстве нака-
 нуне полевых работ. При значительном росте их объемов хозяйства испы-
 тывают острый недостаток запасных частей,  почвообрабатывающей и дру-
 гой техники,  полиэтиленовой пленки,  горючесмазочных материалов.  Не
 отремонтирована шестая часть машиностроительного парка. В то же время
 договоры  на поставку в 1991 году сельскому хозяйству тракторов и ав-
 томобилей заключены пока на 65  процентов.  Резко  ухудшает  ситуацию
 прекращение  закупок сельскохозяйственной техники и запасных частей к
 ней в странах Восточной Европы.
     Плохо реализуются долговременные факторы роста. Медленно решаются
 практические вопросы земельной  реформы,  формирования  многоукладной
 экономики,  рыночной инфраструктуры.  Ценовая,  налоговая и кредитная
 политика не нацелена на подъем деревни,  а лишь  усиливает  перекачку
 средств в город, что подрывает расширенное воспроизводство на селе.
     Разрушается созданная система научного обеспечения агропромышлен-
 ного производства.  До сих пор не решены вопросы финансирования науч-
 но-исследовательских учреждений и высших учебных заведений.
     Проявляя большую  тревогу  и  предвидя все негативные последствия
 для села складывающейся в народном хозяйстве ситуации,  Верховный Со-
 вет СССР постановляет:
     1. Кабинету Министров СССР безотлагательно осуществить всесторон-
 не  скоординированные  с высшими органами государственного управления
 республик чрезвычайные меры по организованному проведению полевых ра-
 бот  как  основы  будущего урожая - главной предпосылки для улучшения
 продовольственного снабжения населения и обеспечить жесткий  контроль
 за их неуклонным выполнением.  Максимально опираться при этом на вза-
 имную помощь и поддержку республик и регионов страны.
     Выработать наиболее эффективные в этих условиях пути взаимовыгод-
 ного товарообмена  между  городом  и  деревней,  механизма  встречных
 поставок селу техники и других материально-технических ресурсов в за-
 висимости от объемов проданной государству  продукции  сельского  хо-
 зяйства.
     До 20 апреля 1991 года обеспечить заключение договоров, связанных
 с выполнением заказов для села.  Осуществить в полном объеме поставки
 тракторов, грузовых автомобилей, почвообрабатывающей, посевной и иной
 техники, запасных частей к ней, полиэтиленовой пленки, горюче-смазоч-
 ных и тароупаковочных материалов,  химических средств защиты растений
 и животных. Обеспечить в первоочередном порядке необходимыми материа-
 лами,  включая закупки по импорту,  предприятия, выпускающие технику,
 оборудование  и другие средства производства для села.  Изыскать воз-
 можности по закупке за рубежом кормоуборочных машин, запасных частей,
 а  также  средств защиты растений и животных.  Незамедлительно решить
 вопрос об  удовлетворении  потребностей  в  спецодежде  и  средствах,
 обеспечивающих охрану здоровья работников сельского хозяйства.
     Определить меры  по  повышению  персональной  ответственности   и
 ужесточению санкций к руководителям и коллективам предприятий, срыва-
 ющих задания по поставке материально-технических ресурсов селу и  от-
 раслям,  обслуживающим агропромышленный комплекс.  Рассмотреть вопрос
 об ответственности заводов-изготовителей за обеспечение работоспособ-
 ности выпускаемой ими техники на весь период ее эксплуатации.  В этой
 связи разработать и внести соответствующие поправки в действующее за-
 конодательство.
     В целях создания условий  по  материально-техническому  оснащению
 крестьянских  хозяйств потребовать уже в текущем году резко увеличить
 производство колесных тракторов средней и малой мощности, а также на-
 ладить выпуск конного сельскохозяйственного инвентаря и орудий.
     Рассмотреть ход выполнения программы модернизации базы хранения и
 переработки  сельскохозяйственной продукции и выработать конструктив-
 ные пути ликвидации отставания в строительстве объектов перерабатыва-
 ющей промышленности,  обеспечения их необходимым технологическим обо-
 рудованием и материалами.  Решить вопрос о сохранении на переходный к
 рынку  период  в  общесоюзном подчинении предприятий оборонного комп-
 лекса, занятых производством оборудования и комплектующих изделий для
 пищевых отраслей.
     Выделить дополнительные средства на финансирование  вузов,  науч-
 но-исследовательских  и опытно-конструкторских работ в системе агроп-
 ромышленного комплекса,  имея в виду обеспечить прежде всего реализа-
 цию  общесоюзных программ по узловым направлениям научно-технического
 прогресса, а также решение проблем здравоохранения, улучшения условий
 и охраны труда, рациональной занятости сельского населения.
     2. Исходя из того, что вопросы развития сельского хозяйства нахо-
 дятся  практически полностью в ведении республик,  рекомендовать Вер-
 ховным Советам республик,  краевым,  областным и районным Советам на-
 родных  депутатов  рассмотреть  ход  полевых  работ  и оказать помощь
 сельскохозяйственным предприятиям и крестьянским хозяйствам в решении
 конкретных  вопросов,  связанных с обеспечением посевным и посадочным
 материалами и ремонтом техники.  Принять действенные меры  по  макси-
 мальному использованию имеющегося производственного потенциала.
     Организовать работу  по  заключению  договоров  с  промышленными,
 транспортными и иными предприятиями,  учреждениями,  организациями об
 участии рабочих,  служащих, студентов и учащихся в сельскохозяйствен-
 ных работах, имея в виду, что оплата их труда должна обеспечиваться в
 порядке и на условиях, действующих в этих хозяйствах.
     3. Обратить  внимание Верховных Советов и правительств республик,
 Кабинета Министров СССР на то, что в условиях ухудшения экономической
 ситуации  нельзя  допустить  свертывания социальных программ на селе.
 Необходимо изыскать дополнительные  ресурсы  для  наращивания  строи-
 тельства  жилья,  объектов здравоохранения,  культурно-бытовой сферы,
 объемов газификации и электрификации  села,  дорог,  особенно  в  хо-
 зяйствах, работающих в худших природно-климатических условиях, решить
 вопрос о компенсации удорожания строительства. В целях расширения ин-
 дивидуального строительства на селе предусмотреть значительное увели-
 чение рыночных фондов лесных и других строительных.
     Считать целесообразным   разработать  и  осуществить  специальную
 программу по решению всего комплекса проблем  повышения  культуры  на
 селе.
     4. Местным Советам народных депутатов  установить  самый  жесткий
 контроль за практическим осуществлением земельной реформы,  созданием
 для этого необходимых материальных  предпосылок,  своевременным  пре-
 доставлением населению участков под сады и огороды за счет специально
 образованных земельных фондов,  использовать все возможности для сти-
 мулирования роста производства в личных подсобных хозяйствах граждан,
 повышения их товарности.
     5. Верховный Совет СССР считает,  что в сельском хозяйстве должны
 получить развитие и государственную  поддержку  различные  формы  хо-
 зяйствования на земле на основе их здоровой конкуренции, и решительно
 осуждает факты дискриминации как колхозов и совхозов - основных  про-
 изводителей   сельскохозяйственной  продукции,  так  и  нарождающихся
 крестьянских (фермерских) хозяйств, противопоставления их друг другу.
     В этой связи Верховный Совет СССР подчеркивает необходимость соз-
 дания равных условий для развития всех сельских товаропроизводителей.
     6. Кабинету Министров СССР,  правительствам республик рассмотреть
 и решить вопрос  о  компенсации  производителям  товарной  сельскохо-
 зяйственной  продукции  дополнительных  затрат  от удорожания средств
 производства и услуг, не предусмотренных новыми закупочными ценами, с
 тем чтобы создать нормальные условия для расширенного воспроизводства
 в сельском хозяйстве.
     Осуществить меры по привлечению вложений промышленных предприятий
 и организаций в сельскохозяйственное производство и  перерабатывающую
 промышленность,  развитию  предпринимательства  и кооперации на селе,
 созданию малых предприятий по переработке  сельскохозяйственной  про-
 дукции, выпуску стройматериалов и товаров народного потребления. Пре-
 дусмотреть льготные условия для подсобных промыслов колхозов,  совхо-
 зов,  сельхозкооперативов, крестьянских(фермерских) хозяйств, освобо-
 див от налога прибыль,  направленную на производственное и социальное
 развитие.
     7. Госбанку СССР отменить указание о  распространении  повышенных
 процентных ставок на кредиты, полученные предприятиями и организация-
 ми агропромышленного комплекса и потребительской кооперации до 1  но-
 ября 1990 года. Там, где произведены такие перерасчеты, в двухнедель-
 ный срок возвратить хозяйствам, предприятиям, организациям и учрежде-
 ниям излишне полученные денежные средства.
     8. Рекомендовать Совету Федерации рассмотреть вопрос о более чет-
 ком распределении компетенции между Союзом ССР и субъектами федерации
 в области управления агропромышленным комплексом,  учитывая объектив-
 ную потребность межрегионального разделения труда, перспективу разви-
 тия интеграционных процессов в этой сфере,  создания  единого  продо-
 вольственного рынка, и при необходимости внести соответствующие пред-
 ложения к проекту Союзного Договора.
     Учитывая острый недостаток валютных ресурсов в стране, ограничен-
 ные возможности зарабатывания их сельскохозяйственными предприятиями,
 а также необходимость концентрации усилий и средств на решение наибо-
 лее важных проблем развития агропромышленного комплекса,  рассмотреть
 целесообразность создания на переходный к рынку период единого валют-
 ного фонда агропромышленного комплекса.
     9. Кабинету Министров СССР совместно с правительствами республик:
     подготовить и внести на  шестую  сессию  Верховного  Совета  СССР
 программу развития агропромышленного комплекса страны на долгосрочную
 перспективу с учетом предложений и замечаний,  высказанных  народными
 депутатами СССР в ходе текущей сессии;
     разработать законопроект о приоритетном развитии агропромышленно-
 го  комплекса.  Подготовить  предложения  по  совершенствованию  всей
 системы аграрного законодательства страны в связи с перераспределени-
 ем  полномочий  Союза  ССР и субъектов федерации в области управления
 агропромышленным комплексом,  а также с учетом особенностей  перехода
 этой важнейшей народнохозяйственной сферы к рынку;
     представить к концу текущей сессии информацию о  ходе  выполнения
 настоящего Постановления.

            Председатель Верховного Совета СССР А.ЛУКЬЯНОВ

     Москва, Кремль. 4 апреля 1991 г.
               N 2083-I.