О ПЕРЕХОДЕ К ПРИМЕНЕНИЮ ДОГОВОРНЫХ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ. Постановление. Совет Министров СССР (СМ СССР). 12.11.90 1134

           О ПЕРЕХОДЕ К ПРИМЕНЕНИЮ ДОГОВОРНЫХ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН
           НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЯ
       
                         СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
 
                          12 НОЯБРЯ 1990 Г.

                               N 1134

                           (СПС 90-31-32)


     В соответствии с Основными направлениями  стабилизации  народного
хозяйства и перехода к рыночной экономике и в целях создания необходи-
мых условий для выпуска дефицитных  товаров  народного  потребления  ,
нормализации  потребительского рынка,  привлечения принятых социальных
программ,  а также усиления борьбы с теневой экономикой и  спекуляцией
Совет Министров СССР постановляет:
     1. Перейти с 15 ноября 1990 г.  к применению договорных  (свобод-
ных)  розничных  цен  на отдельные виды товаров народного потребления,
указанные в приложении.
     Утвердить положение  о механизме формирования в 1990 - 1991 годах
договорных (свободных) цен на товары народного  потребления  (прилага-
ется).
     Министерству торговли СССР, Государственному комитету СССР по це-
нам и Министерству финансов СССР определить порядок перехода на приме-
нение договорных (свободных) розничных цен на эти товары,  а также пе-
реоценки их остатков на указанную дату.
     2. Министерству финансов СССР по согласованию  с  Государственным
комитетом  СССР по ценам установить ставки налога с оборота по товарам
отечественного производства,  реализуемым  по  договорным  (свободным)
розничным ценам, и порядок их изменения.
     Министерству финансов СССР с участием Министерства торговли  СССР
и  Государственного  комитета  СССР по ценам установить по товарам им-
портного производства, реализуемым населению, ставки налога на импорт.
     3. Предприятиям-изготовителям  и  торгующим  организациям  не до-
пускать необоснованного завышения договорных (свободных розничных цен,
вызывающего  искусственное падение спроса населения и тем самым сниже-
ние объемов производства этих товаров в натуральном выражении. При за-
товаривании  своевременно  осуществлять меры по снижению цен и в даль-
нейшем при заключении договоров устанавливать их на более низком уров-
не,  а  Министерству финансов СССР и Государственному комитету СССР по
ценам при необходимости принимать решения по снижению ставок налога  с
оборота.
     Государственному комитету СССР по ценам совместно с Министерством
торговли СССР лишать предприятия,  допускающие уменьшение производства
пользующихся спросом населения товаров народного потребления  в  нату-
ральном выражении,  права применения договорных (свободных) цен и при-
нимать в таких случаях решения о снижении цен.
     4. Государственному  комитету  СССР по статистике совместно с Ми-
нистерством финансов СССР установить порядок учета отчетности  в  про-
мышленных предприятиях и торгующих организациях по производству и реа-
лизации товаров,  продаваемых по договорным (свободным) розничным  це-
нам, а также наблюдения за динамикой и уровнем этих цен.

     Председатель
     Совета Министров СССР    Н.Рыжков

     Управляющий Делами
     Совета Министров  СССР   М. Шкабардня


 Москва, Кремль.
12 ноября 1990 г.
  N 1134


                                     ПРИЛОЖЕНИЕ
                       к постановлению Совета Министров СССР
                           от 12 ноября 1990г. N 1134



                           П Е Р Е Ч Е Н Ь
      товаров народного потребления отечественного и импортного
       производства, реализуемых населению с 15 ноября 1990 г.
              по договорным (свободным) розничным ценам

     I. Товары легкой промышленности отечественного
        производства

     Изделия из  натурального меха для всех видов меха (за исключением
изделий спецзаказа и спецодежды, одежды с верхом из ткани, а также во-
ротников из всех видов меха и головных уборов из кролика и овчины).
     Ковры машинного производства:  жаккардовые двухполотные и прутко-
вые, аксминстерские, вязальные "Лирофлор".

     II. Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения
         отечественного производства

     Ювелирные изделия из драгоценных  металлов,  включая  изделия  со
вставками  из  драгоценных  и  самоцветных натуральных и искусственных
камней (кольца, броши, серьги), часы в золотых корпусах.
     Изделия с применением драгоценных металлов: изделия с применением
драгоценных металлов:  изделия народно-художественных промыслов, суве-
ниры,  ножевые изделия, столовые приборы и посуда из недрагоценных ме-
таллов с покрытием из серебра и золота,  а также часы  в  позолоченных
корпусах.
     Радиоприемные, звукозаписывающие и  звукопроизводящие  устройства
первой и высшей категории качества (видеомагнитофоны,  радиоприемники,
магнитофоны,  усилители, музыкальные центры, тюнеры и др.), телевизоры
цветного изображения четвертого и последующих поколений, автомобильные
радиоприемники и магнитофоны.
     Холодильники трехкамерные.
     Изделия из выдувного и прессованного хрусталя:  вазы для цветов и
сервировки стола,  блюда, рюмки, фужеры и другие изделия, а также све-
тильники с хрустальными элементами.
     Высококачественные изделия из фарфора внегрупповых видов разделок
(сервизы столовые, чайные и кофейные), скульптурные и декоративные из-
делия из фарфора, фаянса и майолика.
     Гарнитуры и наборы мебельные повышенного качества: жилые комнаты,
спальни, стенки, наборы мягкой мебели, а также мебель для кухонь с от-
делкой из натуральной древесины.
     Запасные  части к легковым автомобилям.

     III. Промышленные товары импортного производства

     Изделия для взрослых из всех видов натурального меха (за исключе-
нием одежды с верхом из ткани и головных уборов из кролика).
     Ковры ворсовые машинного производства и ручной работы:  жаккардо-
вые двухполотные, прутковые, вязальные "Лирофлор".
     Радиоприемные, звукозаписывающие  и  звукопроизводящие устройства
(видеомагнитофоны,  телевизоры, радиоприемники, магнитолы, магнитофоны
и др.).
     Ножевые изделия,  столовые приборы и посуда из недрагоценных  ме-
таллов с покрытием из серебра и золота.
     Холодильники, морозильники,  печи-СВЧ,  мебель (гарнитуры и набо-
ры).
     Изделия из выдувного и прессованного хрусталя:  вазы для цветов и
сервировки стола,  блюда, рюмки фужеры, стаканы и другие, а также све-
тильники с хрустальными элементами.
     Все виды мебели.
     Изделия из фарфора,  фаянса с высокохудожественной отделкой: сер-
визы столовые,  чайные и кофейные, а также скульптурные и декоративные
изделия (вазы, конфетницы и др.).
     Одежда  из натуральной кожи.
     Парфюмерно-косметические товары, кроме зубной пасты, туалетного и
хозяйственного мыла.

     IV. Продовольственные товары  отечественного и
         импортного производства

     Икра осетровых о лососевых рыб.
     Деликатесная продукция   из  ценных  видов  рыб  и  морепродуктов
(лосось балтийский соленый семужной резки,  осетровые горячего  копче-
ния, кета семужной резки и другая аналогичная продукция).
     Вырезка, телятина, языки, мясо ягнят и поросят.
     Коньяки марочные и бальзамы.
     Уникальные (коллекционные, редкие высокого качества вина отечест-
венного производства (портвейн красный Ливадия, мускат черный Массанд-
ра,  Негру де Пуркарь, Перлина Степу, Ахашени, Киндзмараули, Хванчкара
и  другие аналогичные вина) по перечню,  определяемому Центральной де-
густационной комиссией и Госстандартом СССР.
     Кроме  того, только импортные товары:
     кондитерские
     пиво
     сигареты американского типа (Мальборо,  Кент, Винстон, Филипп-Мо-
рис и другие)
     джин, виски и коньяки.

              Управляющий делами
              Совета Министров СССР                     М. Шкабардня



                                     УТВЕРЖДЕНО
                          постановлением Совета Министров СССР
                              от 12 ноября 1990 г. N 1134

                          П О Л О Ж Е Н И Е
       о механизме формирования в 1990 - 1991 годах договорных
           (свободных) цен на товары  народного потребления

     I. Общие положения

     1. Настоящее Положение распространяется на все промышленные, тор-
говые и другие предприятия независимо от  их  ведомственной  подчинен-
ности.
     Договорные (свободные) цены в период перехода к рыночным  отноше-
ниям  применяются  на товары,  не оказывающие существенного влияния на
жизненный уровень населения.  К таким товарам относятся  прежде  всего
предметы роскоши,  высококачественные,  особо модные престижные товары
отечественного производства и закупаемые по импорту.  Перечень указан-
ных  товаров  приведен  в  приложении к постановлению Совета Министров
СССР от 12 ноября 1990 г.  N 1134. Правительства союзных республик мо-
гут дополнять и расширять этот перечень в пределах своей компетенции.
     2. В системе договорных (свободных) цен* функционируют  отпускные
и розничные цены.
     3. Свободные отпускные цены согласовываются на равноправной осно-
ве непосредственно производителями и покупателями товаров для расчетов
предприятий-изготовителей с оптовыми и розничными торговыми  предприя-
тиями, в том числе с предприятиями общественного питания и внерыночны-
ми потребителями этих товаров.
     4. На  импортные товары,  закупаемые за счет централизованных ва-
лютных средств специализированными внешнеторговыми организациями, сво-
бодные  цены  определяются  по  представлению  заказчиков этих товаров
Государственным комитетом СССР по ценам или республиканскими  органами
ценообразования  в зависимости от подчиненности внешнеторговых органи-
заций, производящих закупки.
     5. Свободные  розничные  цены на отечественные товары и импортные
товары определяются  самостоятельно  розничными  торговыми  и  другими
предприятиями,     осуществляющими    продажу    товаров    населению.
_______________________
  * В дальнейшем именуются свободными ценами.

     6. Уровень  свободных  цен  должен  обеспечить заинтересованность
предприятий-изготовителей в увеличении выпуска и  расширении  ассорти-
мента товаров,  а также их реализацию,  исключающую ажиотажный спрос и
спекуляцию этими товарами.

     II. Механизм формирования свободных отпускных цен
         на отечественные и импортные товары

     7. Промышленные  предприятия-изготовители согласовывают отпускные
цены товаров с оптовыми и розничными торговыми партнерами (юридически-
ми лицами), имеющими договорные связи, включая организации и предприя-
тия потребительской кооперации,  предприятия общественного и  бытового
обслуживания населения.
     8. Свободные отпускные цены определяются  исходя  из  конъюнктуры
рынка  (сложившегося  спора  и предложения),  качества потребительских
свойств изделий на условиях франко-станция (порт,  пристань) отправле-
ния,  а  при одногороднем отпуске-франко-склад предприятия-поставщика.
По договоренности сторон могут быть приняты  другие  условия  доставки
товаров.
     При заключении повторных договоров на поставку товаров  свободные
отпускные цены могут меняться по уровню как в сторону снижения,  так и
в сторону повышения в зависимости от спроса и предложения на эти това-
ры.
     9. В отпускных  ценах  должны  учитываться  себестоимость  произ-
водства, а также налог с оборота по установленным ставкам (по товарам,
облагаемым налогом)*.  Прибыль от реализации товаров по свободным  от-
пускным  ценам  определяется как разница между свободной отпускной це-
ной,  производственными затратами и налогом с оборота по установленным
ставкам  (по  телевизорам и радиоприемным устройствам вычитается также
предусмотренная надбавка за организацию  программ  радиовещания).  При
этом прибыль облагается налогом в соответствии с действующим законода-
тельством.
     10. Себестоимость продукции,  реализуемой по свободным ценам, оп-
ределяется в строгом соответствии с Положением по планированию,  учету
и  калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприяти-
ях.
     11. Отпускные цены фиксируются в протоколе согласования. Рекомен-
дуемая форма протокола предусмотрена в приложении N 1 к настоящему По-
ложению.
____________________________
   * На телевизоры, в том числе переносные, плата за организацию прог-
рамм телевидения устанавливается в размере 20% к отпускной цене, но не
более 75 рублей. На радиоприемные устройства, имеющие тракт радиовеща-
ния, плата за организацию программ радиовещания устанавливается в раз-
мере 15%, но не более 30 рублей.

     12. Свободные  отпускные цены на импортные товары устанавливаются
органами,  предусмотренными в пункте 4 настоящего Положения, исходя из
конъюнктуры  рынка  (сложившегося спроса и предложения),  качества и и
потребительских свойств товаров.  В этих отпускных ценах должны учиты-
ваться  импортная  стоимость  (фактурная стоимость,  указанная в счете
поставщика пересчитанная в советские рубли по курсу Госбанка  СССР  на
день платежа,  с добавлением всех расходов по закупке и доставке това-
ров до советских границ),  а также налог на импорт в размере  не  ниже
установленных ставок, таможенная пошлина и комиссионное вознаграждение
внешнеэкономической организации.
     Разница между свободной ценой и импортной стоимостью с добавлени-
ем  таможенной  пошлины  и  указанного  комиссионного   вознаграждения
вносится внешторговыми организациями в бюджет в установленном порядке.
     13. Внешторговые организации выставляют счета - платежные  требо-
вания  на импортные товары торговым партнерам (торговым оптовым,  роз-
ничным и другим предприятиям) по отпускным ценам без  вычета  торговых
скидок.
     14. При реализации торговыми оптовыми предприятиями отечественных
и импортных товаров народного потребления розничным торговым предприя-
тиям непосредственно со своих складов расчеты  за  отпускаемые  товары
производятся  по свободным отпускным ценам с добавлением к ним оптовой
надбавки,  определяемой оптовыми торговыми предприятиями по согласова-
нию  с розничными торговыми и другими предприятиями,  но не выше 3%  к
свободной отпускной цене.
     По импортным товарам оптовые торговые предприятия в пределах ука-
занной надбавки  предоставляют  внешнеэкономическим  организациям  ко-
миссионное  вознаграждение в размере,  определенном по соглашению сто-
рон.

     III. Механизм формирования свободных розничных цен на
          отечественные и  импортные товары

     15. Свободная розничная цена, по которой отечественные товары ре-
ализуются населению,  формируются  розничными  торговыми  или  другими
предприятиями (юридическими лицами), осуществляющими продажу таких то-
варов, исходя из конъюнктуры рынка (спроса и предложения), сложившейся
в  данном регионе,  на основе свободной отпускной цены и торговой над-
бавки к ней до 20% (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним от-
даленных  и  горных районах по перечню,  предусмотренному в Инструкции
Госкомцен СССР от 8 августа 1978 г.  N 500,  торговая  надбавка  может
устанавливаться до 30 % к отпускной цене).
     16. Конкретный размер торговой надбавки в пределах до 20% (или до
30%  для  действующих районов) определяется с учетом плановых издержек
обращения,  транспортных и других расходов, включая оптовую надбавку в
размерах, установленных в соответствии с пунктом 14 настоящего Положе-
ния, а также для обеспечения необходимой прибыли в том числе отчислен-
ной  для  создания  фонда регулирования свободных розничных цен (фонда
риска),  самостоятельно определяется розничными торговыми или  другими
предприятиями, реализующими товар населению.
     17. Порядок формирования и использования фонда риска устанавлива-
ется  Министерством  торговли  СССР,  Министерствами  торговли союзных
республик и Центросоюзом.

     IV. Порядок отпуска товаров, реализуемых по свободным
         ценам, внерыночным потребителям и определение
         свободных розничных цен на эти товары

     18. Поставка отечественных и импортных товаров, подлежащих прода-
же по свободным розничным ценам, предприятиям промышленности для даль-
нейшей переработки, а также предприятиям бытового обслуживания населе-
ния осуществляется также по свободным отпускным ценам.
     19. На предприятиях промышленности и бытового обслуживания  насе-
ления определение стоимости готовых изделий, изготовленных из материа-
лов, полученных по свободным отпускным ценам, производится по этим це-
нам  с добавлением надбавки в размере (или до 30%  для соответствующих
районов).
     20. В  предприятиях  общественного  питания наценки применяются к
свободным розничным ценам,  сформированным в таком же порядке, как и в
розничных торговых предприятиях.

     V. Оформление документов по свободным ценам

     21. Свободные  отпускные цены указываются в протоколах согласова-
ния (на отечественные товары).  В товарно-платежных документах (товар-
но-транспортных  накладных,  счетах-фактурах,  платежных требованиях и
др.).
     Руководители и  главные  бухгалтеры  предприятий-изготовителей  и
внешнеторговых организаций несут ответственность за правильность  ука-
зания свободных цен в этих документах.
     22. Свободные розничные цены помещаются в прейскуранты, оформлен-
ные  по рекомендуемой форме согласно приложению N 2 к настоящему Поло-
жению, и утверждаются приказом руководителя предприятия розничной тор-
говли (уставного магазина, арендного коллективного предприятия, акцио-
нерного общества и др.).
     Указанный прейскурант доводится до всех заинтересованных работни-
ков торгового предприятия.
     23. Обозначение  свободных  розничных  цен на ярлыках товаров или
ценниках, выставляемых в магазинах, осуществляется розничными торговы-
ми  предприятиями  в  порядке,  установленном  для  обозначения  госу-
дарственных розничных цен на соответствующие товары. По договоренности
розничных  торговых предприятий и промышленных предприятий-изготовите-
лей обозначение свободных розничных цен на товарах отечественного про-
изводства может осуществляться предприятиями-изготовителями.
     Форма товарного ярлыка для обозначения  свободных  розничных  цен
утверждается  Министерством торговли СССР и имеет определенный вид ок-
раски.
     24. Свободные розничные цены на непродовольственные товары народ-
ного потребления округляются в  соответствии  с  Правилами  округления
розничных цен на непродовольственные товары народного потребления, ут-
вержденными постановлением Госкомцен СССР от 30 октября 1984 г. N 880,
а на продовольственные товары - в соответствии с порядком,  предусмот-
ренным в прейскурантах розничных цен на соответствующие  группы  това-
ров.
     25. Товарам отечественного производства, реализуемым по свободным
ценам,  предприятия присваивают артикулы, состоящие из последней цифры
года, в котором начат выпуск товара, буквы "С", порядкового номера то-
вара  (начинается ежегодно с единицы) и шифра предприятия-изготовителя
(например, 0С5 - шифр предприятия).

     VI. Порядок изменения свободных розничных цен

     26. В случае изменения спроса и предложения на  товары  свободные
розничные  цены  могут снижаться или повышаться в пределах надбавки до
20%  (или 30% для соответствующих районов) розничными торговыми предп-
риятиями,  осуществляющими  продажу  по  этим  ценам (в зависимости от
конъюнктуры рынка в данном регионе).  При этом снижении свободных роз-
ничных цен предприятия розничной торговли производят за счет создавае-
мого ими фонда регулирования этих цен (фонда риска).
     Утверждение новых свободных розничных цен производится в порядке,
предусмотренном в разделе V настоящего Положения. В примечании к ново-
му  прейскуранту  указывается дата введения в действие новых свободных
цен и отмены ранее утвержденных цен.
     27. Переоценка товаров в магазинах производится комиссией, созда-
ваемой приказом руководителя,  с  составлением  актов-описей  товаров,
подлежащих переоценке.  В состав комиссий включаются экономисты,  бух-
галтеры, товароведы и материально ответственные лица розничного торго-
вого предприятия, осуществляющего продажу по свободным ценам. Одновре-
менно производится обозначение новых  цен  на  товарах  или  ценниках,
выставляемых в магазинах.

     VII. Координация свободных розничных цен местными органами
          власти и управления

     28. Координация свободных розничных цен  осуществляется  местными
органами власти и управления совместно с торгующими организациями.
     При выявлении фактов необоснованного занижения свободных  рознич-
ных цен,  вызывающего ажиотажный спрос и спекуляцию товарами,  местные
органы власти и управления устанавливают розничные цены на эти  товары
с учетом реального спроса и предложения на них.
     Разница между розничными ценами,  установленными местными органа-
ми, и свободными розничными ценами, установленными торговыми предприя-
тиями, вносится равными долями в местный и республиканский бюджеты.

                           *     *
                              *

     На товары,  реализуемые по свободным ценам, временные, договорные
и коммерческие цены не применяются.


                               П Р И Л О Ж Е Н И Е  Nо.1
                        к приложению о механизме формирования
                        в 1990-1991 годах договорных (свободных)
                        цен на товары народного потребления


                           П Р О Т О К О Л
       согласования свободных отпускных цен на товары народного
        потребления, подлежащие продаже по свободным розничным
      ценам, между ____________________________________________
                     (наименование торгующей организации,
      _________________________________________________________
             производственного объединения (предприятия)
     на поставку______________________________________________
                     (наименование групп товаров)

     ---------------------------------------------------------
      Nо.|   Наименование и     |Артикул, | Объем  | Свободная
      пп |краткая характеристика| марка,  | партии | отпускная
         |        товара        |тип, сорт|        |   цена
     ---------------------------------------------------------

      На  изделия, не соответствующие требованиям I сорта,
     предоставляются скидки в  размере  _______ %.

      Примечание: На изделия, цены на которые дифференцируются по раз-
мерам и ростам, могут быть установлены единые свободные цены (без диф-
ференциации по размерам и ростам).

        Поставщик                            Покупатель

     МП      подпись                  МП           подпись
             дата                                  дата


                                  П Р И Л О Ж Е Н И Е  Nо.2
                        к Положению о  механизме формирования
                        в 1990-1991 годах договорных (свободных)
                          цен на товары народного потребления



                                    УТВЕРЖДЕН
                       _______________________________________
                                 (руководитель)
                       _______________________________________
                       (предприятие торговли, утвердившее
                        розничные цены)

                       от ___________ 199__ г. Nо. ___________


                        П Р Е Й С К У Р А Н Т

           свободных розничных цен на _____________________
                                       наименование товара

_______________________________________________________________
   |             |        |       |Свободная  |Размер|
Nо.|Наименование |Артикул,| Объем |отпускная  | (%)  |Свободная
пп |и  краткая   | марка, |партии |цена,согла-|торго-|розничная
   |характерис-  |  тип   |       |сованная   | вой  |  цена
   |тика товара  |        |       |с промыш-  |надбав|
   |             |        |       |ленностью  |  ки  |
---------------------------------------------------------------

     Примечание: на изделия,  цены на которые дифференцируются по раз-
мерам и ростам, могут быть установлены единые свободные цены (без диф-
ференциации по размерам и ростам).

                       __________________