О ПОЛОЖЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ РАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ТРУДА И ЗАНЯТИЙ. Заключение. Комитет Конституционного Надзора СССР. 04.04.91 20 (2-22)

       "О ПОЛОЖЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ РАВЕНСТВО
           ВОЗМОЖНОСТЕЙ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ТРУДА И ЗАНЯТИЙ"

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР

                           4 апреля 1991 г.
                             N 20 (2-22)

                              (СЗ 91-6)


     Права и  свободы,  предоставляемые  гражданам  при  осуществлении
любой не запрещенной законодательством деятельности в  сфере  труда  и
занятий  (трудовые  права и свободы),  выступают важнейшей частью прав
человека,  показателем  достигнутого  в  обществе  уровня   социальной
защищенности личности.  В правовом государстве каждому человеку должно
быть обеспечено равенство возможностей в обладании и пользовании этими
правами.  При  этом подлинное равенство возможностей граждан в области
труда и занятий  достигается  социально  справедливой  дифференциацией
норм об условиях труда и оплате труда, о материальной и дисциплинарной
ответственности,  о  предоставлении  определенных  льгот,  гарантий  и
компенсаций.
     Принцип равенства  всех  граждан  перед   законом   закреплен   в
Конституции  СССР,  в  законах  СССР и в международно-правовых актах о
правах  и  свободах  человека.   Главной   гарантией   его   реального
осуществления в Конституции СССР,  советских законах и в международных
актах  признается  запрет  на  любую  дискриминацию,   которая   имеет
следствием   непредоставление  каких-либо  прав  и  свобод,  нарушение
равенства перед законом и равной защиты  закона,  нарушение  равенства
возможностей в области труда и занятий.
     Не должны рассматриваться в качестве дискриминации  установленные
в трудовом законодательстве различия, предпочтения и ограничения, если
они обусловлены родом и характером  выполняемой  работы  или  являются
проявлением   особой   заботы   государства  о  лицах,  нуждающихся  в
повышенной    социальной    и    правовой    защите     или     помощи
(несовершеннолетних, инвалидах, женщинах и др.).
     Считая утверждение   изложенных   положений   и    принципов    в
законодательстве о труде и занятиях важнейшим условием соблюдения прав
и свобод человека,  Комитет конституционного надзора  СССР  рассмотрел
вопрос о нормах законодательства Союза ССР (по собственной инициативе)
и республик (в  связи  с  обращением  Председателя  Верховного  Совета
СССР), ограничивающих равенство возможностей граждан в области труда и
занятий,  и установил, что действующее законодательство в этой области
еще   не   в  полной  мере  отвечает  принципам  антидискриминационной
политики,  не во  всех  случаях  обеспечивает  социально  справедливую
дифференциацию  норм  о труде,  в нем содержатся пробелы и недостатки,
что приводит к явному или скрытому  нарушению  равенства  возможностей
при реализации прав человека на труд, трудоустройство, отдых, здоровые
и безопасные условия труда, равную оплату за труд равной ценности.
     Так, часть  первая  статьи  10 Указа Президиума Верховного Совета
СССР от 24 сентября 1974 г.  "Об условиях труда  временных  рабочих  и
служащих"  и часть первая статьи 10 Указа Президиума Верховного Совета
СССР от 24 сентября 1974 г.  "Об условиях труда  рабочих  и  служащих,
занятых  на сезонных работах" содержат положение о лишении временных и
сезонных работников права на  отпуск  и  на  заменяющую  его  денежную
компенсацию.  Это противоречит положению статьи 7 Международного пакта
об экономических,  социальных и культурных правах о том, что за каждым
человеком  признается  право  на оплачиваемый периодический отпуск,  и
статье 32 Основ законодательства о труде, гарантирующей всем рабочим и
служащим предоставление оплачиваемого ежегодного отпуска с сохранением
места работы (должности).
     В пункте  6  постановления  Совета  Министров СССР от 14 сентября
1973 г.  N 674 "О мерах по дальнейшему улучшению  использования  труда
пенсионеров по старости и инвалидов в народном хозяйстве и связанных с
этим дополнительных льготах" для инвалидов I и II групп, работающих на
предприятиях (в производственных объединениях), в цехах и на участках,
предназначенных  для  использования  труда   этих   лиц,   установлены
6-часовой  рабочий  день  (36  часов  в  неделю)  и  ежегодный  отпуск
продолжительностью 24 рабочих  дня,  инвалидам  III  группы,  а  также
инвалидам  I  и  II  групп,  работающим  на  дому,  - ежегодный отпуск
продолжительностью 18 рабочих дней.  На инвалидов I и II групп  (кроме
инвалидов-слепых), а также на инвалидов III группы, работающих на всех
других  предприятиях,  эти  льготы  не  распространяются.  Тем   самым
инвалиды  с одной и той же степенью утраты трудоспособности поставлены
в неравное положение  по  условиям  труда,  чем  нарушается  равенство
возможностей  в  осуществлении  ими  права на отдых,  включая право на
сокращенную продолжительность  рабочего  дня  и  право  на  удлиненный
отпуск.
     Положение пункта 1` статьи  17  Основ  законодательства  о  труде
(соответствующих    пунктов    статей    КЗоТ    союзных   республик),
устанавливающее в  качестве  основания  для  увольнения  работника  по
инициативе   администрации   достижение   им   пенсионного   возраста,
противоречит статье 4 Основ законодательства Союза СССР и республик  о
занятости  населения,  согласно  которой  по  возрасту  не допускается
нарушение равенства возможностей в реализации права на труд,  а  также
статье 5 этих Основ, которая в числе государственных гарантий права на
труд называет защиту от любых форм дискриминации  и  обеспечение  всем
трудящимся  равенства  возможностей  при  его осуществлении.  Согласно
международно-правовым      актам      положения      законодательства,
предусматривающие  возраст  в числе оснований для прекращения трудовых
отношений,  если он не выступает в виде квалификационного  требования,
расцениваются как дискриминация в области труда и занятий.
     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1980 г. "О
торжественном  и  клятвенном обязательстве рабочих и служащих воинских
частей,   учреждений,   военно-учебных   заведений,   предприятий    и
организаций Вооруженных Сил СССР" на всех рабочих и служащих в системе
Министерства  обороны  СССР  была  возложена   дополнительная   и   не
обусловленная  родом и характером работы обязанность по принятию этого
обязательства при  заключении  трудового  договора,  что  противоречит
статье 2 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде.
     Ограничение равенства возможностей граждан при  реализации  права
на труд может иметь место в связи с тем, что при поступлении на работу
от    работника    запрашиваются    сведения,    не    предусмотренные
законодательством и не обусловленные родом и характером работы.
     В вопросах оплаты труда при расширении  индивидуально-договорного
регулирования   трудовых   отношений   особую  значимость  приобретают
соблюдение принципа равной оплаты за труд равной  ценности  на  основе
социально-справедливых   критериев   дифференциации,   конституционная
гарантия оплаты труда не ниже установленного государством минимального
размера  и  положение о недопустимости дискриминации в оплате труда по
признакам пола, возраста, расы, национальной принадлежности, отношения
к религии, принадлежности к партиям, профессиональным союзам.
     Отсутствие в союзном  законодательстве  перечня  должностей,  для
занятия   которых   требуется   знание   официального   языка  СССР  и
соответствующих  национальных   языков,   а   также   квалификационных
требований  для  занятия  этих  должностей,  приводит  к возникновению
ситуаций,  нарушающих равенство возможностей граждан в области труда и
занятий по языковому признаку. Пункт 3 Постановления Верховного Совета
СССР "О порядке введения в действие  Закона  СССР  "О  языках  народов
СССР",  предусматривающий  разработку  и  принятие такого перечня до 1
января 1991 года Советом  Министров  СССР  (ныне  Кабинетом  Министров
СССР), до сих пор не выполнен.
     Исходя из    необходимости     устранения     из     действующего
законодательства  правовых  норм,  нарушающих  равенство граждан перед
законом и препятствующих равной защите граждан со  стороны  закона,  и
руководствуясь статьями 12, 13, 18 и 23 Закона СССР "О конституционном
надзоре в  СССР",  Комитет  конституционного  надзора  СССР  пришел  к
заключению:
     1. Не соответствуют Конституции СССР, законам СССР, международным
актам  о правах человека,  нарушают равенство возможностей граждан при
реализации основных  прав  человека  в  области  труда  занятий  и  на
основании  статьи  124  Конституции  СССР  и  статьи 21 Закона СССР "О
конституционном  надзоре  в  СССР"  теряют  силу  с  момента  принятия
настоящего Заключения следующие положения нормативных актов:
     часть первая статьи 10 Указа Президиума Верховного Совета СССР от
24 сентября 1974 г. "Об условиях труда временных рабочих и служащих" и
часть первая статьи 10 Указа Президиума Верховного Совета СССР  от  24
сентября  1974  г.  "Об условиях труда рабочих и служащих,  занятых на
сезонных работах",  лишающие временных и сезонных работников права  на
отпуск и на заменяющую его денежную компенсацию;
     положение пункта 6 постановления  Совета  Министров  СССР  от  14
сентября 1973 г. N 674 "О мерах по дальнейшему улучшению использования
труда пенсионеров по старости  и  инвалидов  в  народном  хозяйстве  и
связанных  с  этим  дополнительных  льготах" в части ограничения сферы
применения  дополнительных  льгот   предприятиями   (производственными
объединениями), цехами и участками, предназначенными для использования
труда инвалидов.
     2. Положение статьи 17 Основ законодательства Союза ССР и союзных
республик о труде (соответствующих  статей  КЗоТ  союзных  республик),
устанавливающее  в  качестве общего основания для увольнения работника
по инициативе администрации достижение  им  пенсионного  возраста  при
наличии   права   на  полную  пенсию  по  старости,  не  соответствует
положениям статей 34,  39 и 40 Конституции СССР  и  не  согласуется  с
положениями  статей 4 и 5 Основ законодательства Союза ССР и республик
о  занятости  населения,  исключающими  любые  формы  дискриминации  и
нарушения  равенства  возможностей  в реализации права на труд,  в том
числе по возрастному признаку.
     Это несоответствие   должно   быть   устранено   при   пересмотре
установленных законодательством оснований  для  прекращения  трудового
договора по инициативе работодателя с учетом развития контрактных форм
регулирования трудовых отношений.
     3. Считать  необходимым  в  процессе разработки и принятия нового
законодательства  о  труде  и  занятиях  учесть  в  нем   федеративное
устройство  Союза ССР и статус республик как суверенных государств,  а
также привести в соответствие с Конституцией  СССР,  законами  СССР  и
международными  актами о правах человека следующие положения трудового
законодательства,  ограничивающие равенство возможностей граждан,  и с
этой целью, в частности:
     отменить предусмотренное Указом Президиума Верховного Совета СССР
от  15  августа  1980  г.  "О торжественном и клятвенном обязательстве
рабочих  и  служащих  воинских   частей,   учреждений,  военно-учебных
заведений,  предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР" положение,
обязывающее всех рабочих и служащих системы Министерства обороны  СССР
принимать  торжественное  и  клятвенное  обязательство  при  приеме на
работу;
     дополнить статью  36  Основ  законодательства Союза ССР и союзных
республик о труде (соответствующие  статьи  КЗоТ  союзных  республик),
содержащую  положение  о недопустимости какого бы то ни было понижения
размеров  оплаты  труда  в  зависимости  от  пола,  возраста,  расы  и
национальной  принадлежности,  указанием  на  недопустимость повышения
оплаты труда по этим признакам,  а также расширить перечень признаков,
по которым не допускается дискриминация в оплате труда, включив в него
признаки   отношения   к   религии,    принадлежности    к    партиям,
профессиональным союзам;
     отменить нормы,  гарантирующие  при  переводе  на  другую  работу
работников  органов  государственной  власти и управления,  партийных,
комсомольских  и  профсоюзных  органов,  высвобождаемых  в   связи   с
реорганизацией  аппарата,  сохранение  за  этими  работниками  либо  в
течение года,  либо на весь период работы в новой  должности  окладов,
которые  они  получали по прежнему месту работы (если оклады по новому
месту работы ниже прежних);
     ускорить принятие   перечня   должностей,   для  занятия  которых
требуется   знание   официального   языка   СССР   и   соответствующих
национальных  языков,  а также квалификационных требований для занятия
этих должностей.
     4. Считать   необходимым,   чтобы  Генеральный  прокурор  СССР  в
соответствии с Законом СССР "О прокуратуре  СССР"  принес  протест  на
положения  ведомственных нормативных актов,  в соответствии с которыми
при заключении трудового договора у граждан запрашиваются сведения, не
предусмотренные   законодательством   и   не   обусловленные  родом  и
характером работы.
     5. Устранение  из  законодательства  о труде и занятиях положений
дискриминационного  характера  и   норм,   отражающих   необоснованную
дифференциацию правового регулирования,  приблизит нормы национального
трудового  законодательства  к  международным  стандартам  в   области
основных  прав  человека.  Исходить из того,  что будут приняты меры к
присоединению Союза ССР  к  соответствующим  конвенциям  Международной
организации труда.