"О ПОЛОЖЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ РАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ТРУДА И ЗАНЯТИЙ" ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР 4 апреля 1991 г. N 20 (2-22) (СЗ 91-6) Права и свободы, предоставляемые гражданам при осуществлении любой не запрещенной законодательством деятельности в сфере труда и занятий (трудовые права и свободы), выступают важнейшей частью прав человека, показателем достигнутого в обществе уровня социальной защищенности личности. В правовом государстве каждому человеку должно быть обеспечено равенство возможностей в обладании и пользовании этими правами. При этом подлинное равенство возможностей граждан в области труда и занятий достигается социально справедливой дифференциацией норм об условиях труда и оплате труда, о материальной и дисциплинарной ответственности, о предоставлении определенных льгот, гарантий и компенсаций. Принцип равенства всех граждан перед законом закреплен в Конституции СССР, в законах СССР и в международно-правовых актах о правах и свободах человека. Главной гарантией его реального осуществления в Конституции СССР, советских законах и в международных актах признается запрет на любую дискриминацию, которая имеет следствием непредоставление каких-либо прав и свобод, нарушение равенства перед законом и равной защиты закона, нарушение равенства возможностей в области труда и занятий. Не должны рассматриваться в качестве дискриминации установленные в трудовом законодательстве различия, предпочтения и ограничения, если они обусловлены родом и характером выполняемой работы или являются проявлением особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите или помощи (несовершеннолетних, инвалидах, женщинах и др.). Считая утверждение изложенных положений и принципов в законодательстве о труде и занятиях важнейшим условием соблюдения прав и свобод человека, Комитет конституционного надзора СССР рассмотрел вопрос о нормах законодательства Союза ССР (по собственной инициативе) и республик (в связи с обращением Председателя Верховного Совета СССР), ограничивающих равенство возможностей граждан в области труда и занятий, и установил, что действующее законодательство в этой области еще не в полной мере отвечает принципам антидискриминационной политики, не во всех случаях обеспечивает социально справедливую дифференциацию норм о труде, в нем содержатся пробелы и недостатки, что приводит к явному или скрытому нарушению равенства возможностей при реализации прав человека на труд, трудоустройство, отдых, здоровые и безопасные условия труда, равную оплату за труд равной ценности. Так, часть первая статьи 10 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г. "Об условиях труда временных рабочих и служащих" и часть первая статьи 10 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г. "Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах" содержат положение о лишении временных и сезонных работников права на отпуск и на заменяющую его денежную компенсацию. Это противоречит положению статьи 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах о том, что за каждым человеком признается право на оплачиваемый периодический отпуск, и статье 32 Основ законодательства о труде, гарантирующей всем рабочим и служащим предоставление оплачиваемого ежегодного отпуска с сохранением места работы (должности). В пункте 6 постановления Совета Министров СССР от 14 сентября 1973 г. N 674 "О мерах по дальнейшему улучшению использования труда пенсионеров по старости и инвалидов в народном хозяйстве и связанных с этим дополнительных льготах" для инвалидов I и II групп, работающих на предприятиях (в производственных объединениях), в цехах и на участках, предназначенных для использования труда этих лиц, установлены 6-часовой рабочий день (36 часов в неделю) и ежегодный отпуск продолжительностью 24 рабочих дня, инвалидам III группы, а также инвалидам I и II групп, работающим на дому, - ежегодный отпуск продолжительностью 18 рабочих дней. На инвалидов I и II групп (кроме инвалидов-слепых), а также на инвалидов III группы, работающих на всех других предприятиях, эти льготы не распространяются. Тем самым инвалиды с одной и той же степенью утраты трудоспособности поставлены в неравное положение по условиям труда, чем нарушается равенство возможностей в осуществлении ими права на отдых, включая право на сокращенную продолжительность рабочего дня и право на удлиненный отпуск. Положение пункта 1` статьи 17 Основ законодательства о труде (соответствующих пунктов статей КЗоТ союзных республик), устанавливающее в качестве основания для увольнения работника по инициативе администрации достижение им пенсионного возраста, противоречит статье 4 Основ законодательства Союза СССР и республик о занятости населения, согласно которой по возрасту не допускается нарушение равенства возможностей в реализации права на труд, а также статье 5 этих Основ, которая в числе государственных гарантий права на труд называет защиту от любых форм дискриминации и обеспечение всем трудящимся равенства возможностей при его осуществлении. Согласно международно-правовым актам положения законодательства, предусматривающие возраст в числе оснований для прекращения трудовых отношений, если он не выступает в виде квалификационного требования, расцениваются как дискриминация в области труда и занятий. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1980 г. "О торжественном и клятвенном обязательстве рабочих и служащих воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР" на всех рабочих и служащих в системе Министерства обороны СССР была возложена дополнительная и не обусловленная родом и характером работы обязанность по принятию этого обязательства при заключении трудового договора, что противоречит статье 2 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. Ограничение равенства возможностей граждан при реализации права на труд может иметь место в связи с тем, что при поступлении на работу от работника запрашиваются сведения, не предусмотренные законодательством и не обусловленные родом и характером работы. В вопросах оплаты труда при расширении индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений особую значимость приобретают соблюдение принципа равной оплаты за труд равной ценности на основе социально-справедливых критериев дифференциации, конституционная гарантия оплаты труда не ниже установленного государством минимального размера и положение о недопустимости дискриминации в оплате труда по признакам пола, возраста, расы, национальной принадлежности, отношения к религии, принадлежности к партиям, профессиональным союзам. Отсутствие в союзном законодательстве перечня должностей, для занятия которых требуется знание официального языка СССР и соответствующих национальных языков, а также квалификационных требований для занятия этих должностей, приводит к возникновению ситуаций, нарушающих равенство возможностей граждан в области труда и занятий по языковому признаку. Пункт 3 Постановления Верховного Совета СССР "О порядке введения в действие Закона СССР "О языках народов СССР", предусматривающий разработку и принятие такого перечня до 1 января 1991 года Советом Министров СССР (ныне Кабинетом Министров СССР), до сих пор не выполнен. Исходя из необходимости устранения из действующего законодательства правовых норм, нарушающих равенство граждан перед законом и препятствующих равной защите граждан со стороны закона, и руководствуясь статьями 12, 13, 18 и 23 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР", Комитет конституционного надзора СССР пришел к заключению: 1. Не соответствуют Конституции СССР, законам СССР, международным актам о правах человека, нарушают равенство возможностей граждан при реализации основных прав человека в области труда занятий и на основании статьи 124 Конституции СССР и статьи 21 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР" теряют силу с момента принятия настоящего Заключения следующие положения нормативных актов: часть первая статьи 10 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г. "Об условиях труда временных рабочих и служащих" и часть первая статьи 10 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г. "Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах", лишающие временных и сезонных работников права на отпуск и на заменяющую его денежную компенсацию; положение пункта 6 постановления Совета Министров СССР от 14 сентября 1973 г. N 674 "О мерах по дальнейшему улучшению использования труда пенсионеров по старости и инвалидов в народном хозяйстве и связанных с этим дополнительных льготах" в части ограничения сферы применения дополнительных льгот предприятиями (производственными объединениями), цехами и участками, предназначенными для использования труда инвалидов. 2. Положение статьи 17 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (соответствующих статей КЗоТ союзных республик), устанавливающее в качестве общего основания для увольнения работника по инициативе администрации достижение им пенсионного возраста при наличии права на полную пенсию по старости, не соответствует положениям статей 34, 39 и 40 Конституции СССР и не согласуется с положениями статей 4 и 5 Основ законодательства Союза ССР и республик о занятости населения, исключающими любые формы дискриминации и нарушения равенства возможностей в реализации права на труд, в том числе по возрастному признаку. Это несоответствие должно быть устранено при пересмотре установленных законодательством оснований для прекращения трудового договора по инициативе работодателя с учетом развития контрактных форм регулирования трудовых отношений. 3. Считать необходимым в процессе разработки и принятия нового законодательства о труде и занятиях учесть в нем федеративное устройство Союза ССР и статус республик как суверенных государств, а также привести в соответствие с Конституцией СССР, законами СССР и международными актами о правах человека следующие положения трудового законодательства, ограничивающие равенство возможностей граждан, и с этой целью, в частности: отменить предусмотренное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1980 г. "О торжественном и клятвенном обязательстве рабочих и служащих воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР" положение, обязывающее всех рабочих и служащих системы Министерства обороны СССР принимать торжественное и клятвенное обязательство при приеме на работу; дополнить статью 36 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (соответствующие статьи КЗоТ союзных республик), содержащую положение о недопустимости какого бы то ни было понижения размеров оплаты труда в зависимости от пола, возраста, расы и национальной принадлежности, указанием на недопустимость повышения оплаты труда по этим признакам, а также расширить перечень признаков, по которым не допускается дискриминация в оплате труда, включив в него признаки отношения к религии, принадлежности к партиям, профессиональным союзам; отменить нормы, гарантирующие при переводе на другую работу работников органов государственной власти и управления, партийных, комсомольских и профсоюзных органов, высвобождаемых в связи с реорганизацией аппарата, сохранение за этими работниками либо в течение года, либо на весь период работы в новой должности окладов, которые они получали по прежнему месту работы (если оклады по новому месту работы ниже прежних); ускорить принятие перечня должностей, для занятия которых требуется знание официального языка СССР и соответствующих национальных языков, а также квалификационных требований для занятия этих должностей. 4. Считать необходимым, чтобы Генеральный прокурор СССР в соответствии с Законом СССР "О прокуратуре СССР" принес протест на положения ведомственных нормативных актов, в соответствии с которыми при заключении трудового договора у граждан запрашиваются сведения, не предусмотренные законодательством и не обусловленные родом и характером работы. 5. Устранение из законодательства о труде и занятиях положений дискриминационного характера и норм, отражающих необоснованную дифференциацию правового регулирования, приблизит нормы национального трудового законодательства к международным стандартам в области основных прав человека. Исходить из того, что будут приняты меры к присоединению Союза ССР к соответствующим конвенциям Международной организации труда. |