ВСЕОБЩАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ СССР 13 марта 1991 г. N 3-3 (ОТС 91-7) Президиум совета Всеобщей конфедерации профсоюзов СССР своим постановлением от 13 марта 1991 года N 3-3 утвердил Положение о технической инспекции труда профсоюзов, а также типовую форму отчета о работе N 19-ти, формы единого удостоверения инспектора, предписания N 1-ти и протокола-постановления об административном правонарушении N 2-ти. Установлено, что в соответствии с настоящим Положением союзные отраслевые, а также межсоюзные объединения профсоюзов принимают совместно со своими членскими организациями решения об организации работы состоящей в их ведении технической инспекции труда профсоюзов, определяют структуру, нормативы обслуживания, порядок методического обеспечения и приема на работу (освобождение от должности) технических (главных технических) инспекторов труда профсоюзов, конкретизируют обязанности по осуществлению возложенных на них функций. В необходимых случаях штатная численность и должностные оклады инспекторов (в том числе и главных) определяются на основе взаимосогласованных решений союзных отраслевых и республиканских межсоюзных объединений профсоюзов. Президиум совета ВКП СССР рекомендовал технической инспекции труда профсоюзов сосредоточить усилия на решении совместно с государственными и хозяйственными органами межотраслевых проблем охраны труда и окружающей среды, проведении независимой экспертизы состояния условий труда и экологической безопасности производства, анализа причин производственного травматизма, взаимодействии в этих целях с региональными инспекциями и общественными организациями. Намечено образовать при постоянной комиссии Совета ВКП СССР по охране труда и окружающей среды общественный совет технической инспекции труда профсоюзов СССР из числа главных технических инспекторов труда союзных отраслевых и республиканских межсоюзных объединений профсоюзов. Поручено подготовить проект положения об общественном совете. Признаны утратившими силу постановления Президиума ВЦСПС от 26.08.77 г. N 12-7 "Об утверждении Положения о технической инспекции труда", от 04.11.86 г. N 11-21 "О внесении дополнений в Положение о технической инспекции труда" и от 11.07.89 г. N 7-8 "О внесении изменений и дополнений в Положение о технической инспекции труда". Ниже печатается текст утвержденного Положения. 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение распространяется на технических (главных технических) инспекторов труда профсоюзов, объединяемых ВКП СССР, и других профобъединений по соглашению с ВКП СССР (1). (1). В случаях создания на предприятии нескольких различных профсоюзов, а также при их выходе из одного и вступлении в другое профобъединение вопрос об обслуживании предприятия технической инспекцией труда решается на основе соглашения между соответствующими союзными (республиканскими) объединениями профсоюзов. 1.2. Техническая инспекция труда профсоюзов осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда (2) на предприятиях (в объединениях), в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и их ведомственной принадлежности (в дальнейшем именуемых "предприятия") (3). (2). Правила по охране труда: стандарты безопасности труда, межотраслевые и отраслевые правила техники безопасности и производственной санитарии и другие нормативные документы по охране труда. (3). См.ст.104 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, ст.2 и 10 Закона СССР о профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности. 1.3. В своей работе техническая инспекция труда профсоюзов руководствуется действующими законодательными актами по охране труда (4), постановлениями соответствующих профсоюзных органов и настоящим Положением. (4). Законодательные акты по охране труда: Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде и издаваемые в соответствии с ними иные акты трудового законодательства Союза ССР, кодексы законов о труде и другие акты трудового законодательства союзных республик, Указы Президента СССР, президентов союзных республик, постановления Верховных Советов СССР и союзных республик по вопросам охраны труда и другие законодательные и нормативные акты по охране труда. 1.4. Техническая инспекция труда профсоюзов осуществляет свою деятельность в контакте с правоохранительными органами, другими специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля в области охраны труда и окружающей среды, оказывает всестороннюю помощь профсоюзным комитетам предприятий и профсоюзному активу по охране труда. 1.5. Техническая инспекция труда профсоюзов состоит из технических (главных технических) инспекторов труда отраслевых профсоюзов и технических (главных технических) инспекторов труда межсоюзных объединений профсоюзов, находящихся в непосредственном подчинении соответствующих профсоюзных органов. Технические (главные технические) инспектора труда, находящиеся в ведении отраслевых профсоюзов, именуются "Технический (главный технический) инспектор труда _________________________________________ ____________________________________________________________________". (название отраслевого профсоюзного органа) Технические (главные технические) инспектора труда, находящиеся в ведении межсоюзных объединений профсоюзов, именуются "Технический (главный технический) инспектор труда ________________________________ ____________________________________________________________________". (название межсоюзного профобъединения) Руководство работой технических инспекторов труда, предоставление им прав главных технических инспекторов труда профсоюзов осуществляются в порядке, установленном союзными отраслевыми и межсоюзными объединениями профсоюзов, в ведении которых они находятся, совместно с их членскими организациями. 1.6. Руководство работой специальных структурных подразделений, образуемых союзными, республиканскими и иными отраслевыми и межсоюзными объединениями профсоюзов в целях организации деятельности технической инспекции труда профсоюзов, решения отраслевых (межотраслевых) вопросов охраны труда и окружающей среды, осуществляется главными техническими инспекторами труда профсоюзов. 1.7. Техническими инспекторами труда профсоюзов могут быть лица с высшим техническим образованием, имеющие стаж практической работы в народном хозяйстве не менее трех лет. После поступления на работу технические инспектора труда профсоюзов проходят в установленном порядке обучение и последующее повышение квалификации. 2. Права технической инспекции труда профсоюзов. Техническим (главным техническим) инспекторам труда профсоюзов предоставляется право: 2.1. Беспрепятственно посещать без предварительного уведомления и в любое время (по предъявлению удостоверения установленного образца) предприятия и их подразделения в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда, а также проверки состояния условий, охраны труда и окружающей среды. 2.2. Выдавать администрации предприятий обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде, правил по охране труда и экологических требований. 2.3. Приостанавливать (запрещать) проведение работ в цехах, других приравненных к ним подразделениях и на производственных участках, эксплуатацию станков, машин, плавсредств и другого оборудования опломбированием или путем выдачи предписаний, если при проверке выявлены нарушения правил по охране труда, создающие угрозу жизни или здоровью работающих. 2.4. Вносить в соответствующий профсоюзный орган, органы государственного управления и хозяйственные органы предложения о приостановке проведения работ на предприятии, если их продолжение создает угрозу жизни или здоровью работающих. 2.5. Расследовать несчастные случаи на производстве и давать по ним заключения, обязательные для исполнения руководителями предприятий и профсоюзных комитетов. 2.6. Получать от руководителей предприятий и отдельных лиц необходимые документы и объяснения по вопросам, входящим в компетенцию технической инспекции труда профсоюзов. 2.7. Вносить руководителям предприятий и хозяйственных органов предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей и специалистов, не обеспечивающих соблюдение законодательства о труде, правил по охране труда и экологических требований, не выполняющих предписания технических инспекторов труда, и передавать в необходимых случаях материалы в правоохранительные органы. 2.8. Требовать от проектно-конструкторских организаций, заводов-изготовителей и руководителей предприятий внесения изменений в технологические процессы, конструкции станков, машин, плавсредств и другого оборудования, не соответствующих правил по охране труда и экологическим требованиям, и ставить вопрос о прекращении их производства. 2.9. Участвовать в работе комиссий по приемочным испытаниям опытных образцов машиностроительной продукции производственного назначения и давать заключения о соответствии их требованиям правил по охране труда и возможности серийного производства. 2.10. Проводить экспертизу проектов строящихся (реконструируемых) объектов производственного назначения, требовать от руководителей предприятий проведения экспертизы этих проектов на соответствие их требованиям правил по охране труда и экологическим требованиям и ставить вопрос о внесении в них изменений и дополнений. 2.11. Осуществлять предупредительный надзор за ходом строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов производственного и социально-бытового назначения в части соблюдения правил по охране труда и экологических требований и давать обязательные для исполнения заказчиками и подрядчиками предписания по ликвидации отступлений от этих требований. 2.12. Участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых или реконструированных предприятий, отдельных цехов, участков, зданий, сооружений производственного и социально-бытового назначения и принимать решения о возможности ввода их в эксплуатацию. 2.13. Требовать в необходимых случаях от руководителей предприятий проведения технической экспертизы состояния зданий, сооружений, станков, машин и другого оборудования для определения возможности их дальнейшей эксплуатации. 2.14. Запрещать выдачу работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, не отвечающих условиям труда и требованиям нормативно-технической документации, ставить перед соответствующими органами вопрос о запрещении производства и реализации средств индивидуальной защиты, а также тканей и материалов для их изготовления, не соответствующих нормативным требованиям. 2.15. Вносить в соответствующие органы государственного управления и хозяйственные органы предложения по улучшению условий и охраны труда на предприятиях и о применении к ним в установленном порядке экономических санкций за допущенные нарушения правил по охране труда и экологических требований. 2.16. Контролировать выполнение администрацией предприятий мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных коллективными договорами, и требовать устранения допущенных в этой части нарушений условий коллективных договоров. 2.17. Требовать от администрации предприятий отстранения от работы лиц, систематически нарушающих правила и инструкции по охране труда, не использующих предоставленные средства индивидуальной защиты, предусмотренные для условий их труда. 2.18. Контролировать возмещение предприятиями в Фонд социального страхования СССР расходов на выплату пособий работникам по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и выдавать в необходимых случаях обязательные для исполнения администрацией предписания. 2.19. Налагать на должностных лиц в установленном порядке штрафы за нарушения правил по охране труда. Примечание. Постановление технического (главного технического) инспектора труда профсоюзов о наложении штрафа за административное правонарушение может быть обжаловано в порядке, установленном ст.39 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. 3. Главные технические инспектора труда отраслевых профсоюзов рассматривают разногласия между руководителями предприятий (при их обращениях) и техническими инспекторами труда профсоюзов по вопросам, входящим в их компетенцию, и в необходимых случаях отменяют (пересматривают) решения и заключения последних *. * Разногласия по решениям, принятым техническими инспекторами труда межсоюзных объединений профсоюзов, рассматриваются их главными техническими инспекторами труда. Аналогичные разногласия по решениям, принятым главными техническими инспекторами труда отраслевых профсоюзов, рассматриваются в порядке, установленном соответствующими союзными отраслевыми объединениями профсоюзов. 4. Разногласия между главными техническими инспекторами труда профсоюзов, находящихся в подчинении различных профсоюзных органов союзной республики, по всем вопросам, входящим в их компетенцию, разрешает главный технический инспектор труда соответствующего республиканского межсоюзного профобъединения, а аналогичные разногласия между главными техническими инспекторами труда, работающими в союзных отраслевых и республиканских межсоюзных профобъединениях, - Главный технический инспектор труда профсоюзов СССР. 5. Заместители руководителей специальных структурных подразделений охраны труда и окружающей среды отраслевых и межсоюзных объединений профсоюзов, заместители руководителя и главные специалисты Рабочей группы постоянной Комиссии Совета ВКП СССР по охране труда и окружающей среды имеют права главных технических инспекторов труда профсоюзов. 6. Действия технических (главных технических) инспекторов труда профсоюзов обжалуются в установленном законодательством порядке. 7. Администрация предприятий обязана обеспечить техническому (главному техническому) инспектору труда профсоюзов необходимые условия для его работы (предоставить помещение, оргтехнику, средства индивидуальной защиты и связи, транспорт для обследования предприятий, расследования несчастных случаев и аварий на производстве). |