Страницы: 1 2 соответствии со статьей 97 настоящего Кодекса. Изъятие для государственных и общественных нужд земель колхозов, совхозов, сельскохозяйственных, научно-исследовательских учреждений и учебных хозяйств, других государственных, кооперативных, общественных, сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий может производиться при условии строительства по их желанию жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду, в соответствии со статьей 97 настоящего кодекса. РАЗДЕЛ III ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ГЛАВА IХ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 56. Земли сельскохозяйственного назначения Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Статья 57. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются: 1) гражданам - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества и для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства; 2) кооперативам граждан - для садоводства, животноводства и огородничества; 3) колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям и организациям, совместным сельскохозяйственным предприятиям - для сельскохозяйственного производства; 4) научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственным учреждениям, сельским производственно-техническим училищам и общеобразовательным школам - для исследовательских, учебных целей, пропаганды передового опыта и для сельскохозяйственного производства; 5) несельскохозяйственным предприятиям, включая совместные предприятия, учреждениям и организациям, религиозным организациям - для ведения подсобного сельского хозяйства. В случаях, предусмотренных законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться для сельскохозяйственного производства иным организациям и лицам. ГЛАВА Х. ЗЕМЛИ ГРАЖДАН, ВЕДУЩИХ КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО Статья 58. Условия предоставления земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, основанное преимущественно на личном труде членов их семей, земельные участки передаются по их желанию в собственность, пожизненное наследуемое владение или в аренду. За гражданами, получившими земельные участки для ведения крестьянского хозяйства и имеющими жилой дом в сельском населенном пункте, сохраняется приусадебный надел при доме. Граждане, ведущие крестьянское хозяйство на земельных участках, находящихся в собственности или пожизненном наследуемом владении, могут дополнительно арендовать или получать во временное пользование земельные участки для производственных целей. Право на получение земельного участка для ведения крестьянского хозяйства имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста, имеющие опыт работы в сельском хозяйстве и соответствующую квалификацию либо пошедшие специальную подготовку. Преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности. При необходимости отбор граждан, пожелавших вести крестьянское хозяйство, производится на конкурсной основе местным Советом народных депутатов, в ведении которого находится земельный участок. Размер земельного участка для ведения крестьянского хозяйства определяется в каждом конкретном случае с учетом численного состава крестьянского хозяйства, его специализации и норм, установленных в соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса. Земельные участки граждан, ведущих крестьянское хозяйство, разделу не подлежит. Распоряжение земельным участком главой крестьянского хозяйства осуществляется с согласия всех членов крестьянского хозяйства. Решение о предоставлении земельных участков для ведения крестьянского хозяйства принимается районным (городским, в административном подчинении которого находится район) Советом народных депутатов по представлению сельских Советов народных депутатов. Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован гражданином в суд. Статья 59. Предоставление земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, валяющимся членами колхозов, работниками совхозов и других сельскохозяйственных предприятий Членам колхозов, работникам совхозов и других сельскохозяйственных предприятий (кроме опытных хозяйств), пожелавшим выйти из их состава и вести крестьянское (фермерское) хозяйство, по решению районных (городских, в административном подчинении которых находится район) Советов народных депутатов предоставляются участки, изымаемые из земель указанных предприятий. Местные комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам предварительно согласовывают с колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями местоположение изымаемого земельного участка. В целях создания равных условий хозяйствования для ведения крестьянского хозяйства предоставляются земельные участки, кадастровая оценка которых, как правило, должна быть на уровне средней кадастровой оценки по хозяйству. Для этих целей используются в первую очередь внесевооборотные пахотные угодья, отдельные поля севооборота (по возможности без нарушения целостности отдельных земельных участков и чересполосицы) или другие сельскохозяйственные угодья. При предоставлении земельных участков с качественной оценкой ниже средней кадастровой по хозяйству районными (городскими) Советами народных депутатов устанавливаются и другие льготы. Статья 60. Порядок предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из земель запаса и земель государственного лесного фонда Гражданам, не являющимся членами колхозов, работниками сельскохозяйственных предприятий, земельные участки для организации крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются из земель запаса либо из специального фонда земель, права на которые прекращаются в соответствии с пунктами 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9 статьи 39 и частью третьей статьи 40 настоящего Кодекса, а также земель лесохозяйственных предприятий, не покрытых лесом и кустарником и пригодных для использования в сельскохозяйственном производстве. Статья 61. Наследование земельного участка, находящегося в собственности или пожизненном владении граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство Земельный участок гражданина, ведущего крестьянское (фермерское) хозяйство, передается по наследству одному из членов хозяйства по согласованию с другими членами крестьянского хозяйства. при отсутствии таковых земельный участок передается одному из наследников имущества умершего, изъявившему желание вести крестьянское хозяйство в соответствии с требованиями части третьей статьи 58 настоящего Кодекса. При наличии нескольких таких наследников выбор производится на конкурсной основе Советом народных депутатов, в ведении которого находится земельный участок. Споры о преимущественном праве наследования земельного участка рассматриваются в суде. При отсутствии наследников, желающих вести крестьянское хозяйство, земельный участок передается по наследству в размерах, установленных для ведения личного подсобного хозяйства, для обслуживания жилого дома либо для садоводства или животноводства. Наследник земельного участка имеет право на получение стоимости отчуждаемого земельного участка, на который не переходит право собственности. Статья 62. Наследование права аренды земельного участка граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство Наследование права аренды земельного участка граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, происходит в порядке, предусмотренном частями первой, второй и третьей статьи 61 настоящего Кодекса. При перезаключении договора аренды на часть земельного участка наследнику возмещаются затраты, связанные с повышением плодородия почв той части земельного участка, на которую распространяется право наследования аренды. Статья 63. Переход прав на земельный участок при переходе права собственности на имущество крестьянского (фермерского) хозяйства При переходе в порядке продажи или дарения права собственности на имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, которое велось на земельном участке, находившемся в пожизненном наследуемом владении, новому главе крестьянского хозяйства по решению соответствующего Совета народных депутатов переходит и право пожизненного наследуемого владения земельным участком. Если в указанных случаях крестьянское хозяйство велось на земельном участке, находящемся в собственности граждан, то отчуждение (выкуп) земельного участка производится соответствующим Советом народных депутатов с одновременной последующей передачей его новому главе крестьянского хозяйства в собственность на условиях, установленных в статье 58 настоящего Кодекса, либо безвозмездно (при переходе права собственности на имущество в порядке дарения). Все затраты под урожай, а также затраты на улучшение земель, произведенные бывшим собственником или землевладельцем, если иное не оговорено сторонами. ГЛАВА ХI. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА, САДОВОДСТВА, ЖИВОТНОВОДСТВА, ОГОРОДНИЧЕСТВА, СЕНОКОШЕНИЯ И ВЫПАСА СКОТА Статья 64. Предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются по желанию граждан в собственность, пожизненное наследуемое владение местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией. При осуществлении компактной застройки населенных пунктов в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства около дома (квартиры) предоставляются в меньшем размере с выделением остальной части участка за пределами жилой зоны населенного пункта. Статья 65. Наследование земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства В случае смерти гражданина, являющегося собственником или владельцем земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, земельный участок передается по наследству одному из членов личного подсобного хозяйства по согласованию с остальными его членами. Споры о преимущественном праве наследования земельного участка рассматриваются в суде. В случае смерти всех членов личного подсобного хозяйства земельный участок переходит наследникам в соответствии с гражданским законодательством РСФСР. Земельный участок в этом случае по решению соответствующего Совета народных депутатов подлежит разделу с учетом минимальных норм, установленных для обслуживания жилого дома, и каждому наследнику выдается документ, удостоверяющий право собственности, пожизненного наследуемого владения. При невозможности раздела земельного участка он переходит к одному из наследников с выплатой остальным наследникам стоимости и доли. При сохранении целевого назначения земельного участка его размеры сохраняются. При изменении целевого назначения земельного участка изменяются и его размеры в соответствии с установленными нормами. В этом случае новому собственнику возмещается стоимость той части земельного участка, на которую не переходит право наследования. Землевладельцу возмещаются затраты, вложенные в земельный участок, которые не переходят по наследству. Законодательством республик, входящих в состав РСФСР, может быть предусмотрен иной порядок наследования. Статья 66. Земельные участки для садоводства, огородничества и животноводства Земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставляются местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности или в пожизненном наследуемом владении членов указанных товариществ. К землям общего пользования относятся земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования. На земли общего пользования местными Советами народных депутатов садоводческому и животноводческому товариществу выдается документ, удостоверяющий право на землю. На участки, переданные в собственность или пожизненное наследуемое владение каждому члену садоводческих и животноводческих товариществ, местными Советами народных депутатов по представлению соответствующих товариществ выдается документ, удостоверяющий его право на землю. Порядок использования земельных участков в садоводческих и животноводческих товариществах определяется их уставами. В отдельных случаях земельные участки могут предоставляться гражданам для индивидуального садоводства и огородничества. Статья 67. Наследование права собственности на землю, права владения земельным участком для садоводства и животноводства В случае смерти гражданина, являющегося собственником или владельцем земельного участка для садоводства или животноводства, преимущественное право наследования этим участком принадлежит одному из членов (бывших членов) семьи умершего или родственнику, который принимал участие в освоении, обустройстве и использовании земельного участка. При отсутствии указанных лиц и завещания умершего право собственности или владения земельным участком переходит к одному или нескольким наследникам имущества умершего. По решению районного, городского, поселкового, сельского Совета народных депутатов допускается раздел земельного участка между наследниками с учетом минимальной нормы, установленной в соответствии со статьей 36 настоящего кодекса. При невозможности раздела земельного участка право на него переходит к одному из наследников с выплатой остальным наследникам стоимости их доли. Споры о преимущественном праве наследования земельного участка рассматриваются в судебном порядке. Статья 68. Земельные участки для огородничества, сенокошения и выпаса скота Земельные участки для коллективного и индивидуального огородничества, сенокошения и выпаса скота предоставляются местными Советами народных депутатов из земель запаса в аренду, а предприятиями, учреждениями и организациями - во временное пользование. В отдельных случаях допускается продление срока пользования в установленном порядке. Земельные участки, предоставленные для огородничества, используются в целях выращивания овощей, картофеля, бахчевых и ягодных культур. При необходимости на указанных земельных участках могут возводиться с учетом местных условий временные постройки индивидуального или общего пользования для отдыха, хранения огородного инвентаря и укрытия от непогоды. При прекращении права пользования земельными участками, предоставленными для огородничества, возведенные на них временные постройки подлежат сносу владельцами этих строений или за их счет без возмещения стоимости строений. ГЛАВА ХII. ЗЕМЛИ КОЛХОЗОВ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ, СОВХОЗОВ И ДРУГИХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ Статья 69. Земли колхозов, сельскохозяйственных кооперативов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций Колхозы, сельскохозяйственные кооперативы, акционерные общества получают землю в собственность. Совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации получают землю в бессрочное (постоянное) пользование для ведения общественного сельскохозяйственного производства. Указанные предприятия, учреждения и организации могут дополнительно арендовать или получать во временное пользование земельные участки для производственных целей. Право колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций на землю сохраняется при вхождении их в состав агропромышленных объединений, комбинатов, агрофирм и других формирований. Кооперативам, которые создаются на базе подразделений сельскохозяйственных предприятий (кроме опытных хозяйств) и выходят из них по решению районных (городских, в административном подчинении которых находится район) Советов народных депутатов предоставляются земельные участки из обрабатываемых ими ранее земель с учетом необходимости создания равных условий хозяйствования. Эти участки подлежат изъятию из состава земель указанных предприятий в соответствии со статьей 59 настоящего Кодекса. РАЗДЕЛ IV ЗЕМЛИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ГЛАВА ХIII. ЗЕМЛИ РАЙОНОВ, ГОРОДОВ, РАБОЧИХ, КУРОРТНЫХ И ДАЧНЫХ ПОСЕЛКОВ И СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ Статья 70. Земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков и сельских населенных пунктов Все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов находятся в ведении городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов. Статья 71. Состав земель городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов В состав земель городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов входят: 1) земли городской, поселковой и сельской застройки; 2) земли общего пользования; 3) земли сельскохозяйственного использования и другие угодья; 4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; 5) земли, занятые лесами, а в городах - городскими лесами; 6) земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения. Статья 72. Городская, поселковая черта, черта сельского населенного пункта Городская, поселковая черта, черта сельского населенного пункта - внешняя граница земель города, поселка, сельского населенного пункта, которая отделяет их от других категорий земель. Городская, поселковая черта и черта сельских населенных пунктов устанавливается и изменяется органами, утверждающими генеральные планы, проекты планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов. В республиках, входящих в состав РСФСР, городская черта городов, поселков, сельских населенных пунктов устанавливается законодательством этих республик. Включение земельных участков в черту города, поселка, сельского населенного пункта не влечет прекращение права собственности на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки. Статья 73. Использование земель городов, поселков, сельских населенных пунктов Все земли городов, поселков, сельских населенных пунктов используются в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки. Генеральные планы (проекты планировки и застройки) городов, поселков, сельских населенных пунктов определяют основные направления использования их земель для промышленного, жилищного и иного строительства, благоустройства и размещения мест отдыха населения. Планы земельно-хозяйственного устройства городов и поселков определяют основные направления использования не подлежащих застройке и временно не застраиваемых земель города. Порядок использования земель, указанных в пунктах 3, 4, 5 и 6 статьи 71 настоящего Кодекса, определяется законодательством РСФСР, а в республиках, входящих в состав РСФСР, - законодательством этих республик. Статья 74. Обязанности по благоустройству земельных участков в городах, поселках, сельских населенных пунктах Городские, поселковые, сельские Советы народных депутатов проводят комплекс необходимых работ по благоустройству и озеленению земель городов, поселков, сельских населенных пунктов. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны сохранять зеленые насаждения в соответствии с правилами, установленными городскими, поселковыми, сельскими Советами народных депутатов, а также поддерживать закрепленную за ними территорию в должном санитарном и противопожарном состоянии. Статья 75. Земли городской, поселковой, сельской застройки Земли городской, поселковой, сельской застройки состоят из земель, застроенных и подлежащих застройке жилыми, культурно-бытовыми, промышленными, религиозными и иными строениями и сооружениями. Эти земли представляются предприятиям, учреждениям и организациям для строительства и эксплуатации промышленных, производственных, жилых, культурно-бытовых, религиозных и других строений и сооружений, а также гражданами для индивидуального жилищного строительства. Статья 76. Земли общего пользования Земли общего пользования в городах, поселках, сельских населенных пунктах состоят из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий и других земель, служащих для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта. На землях общего пользования разрешается возведение капитальных строений и сооружений в соответствии с целевым назначением этих земель, а также временных строений и сооружений облегченного типа (киоски, палатки, и т.п.). Статья 77. Земли сельскохозяйственного использования и другие угодья К землям сельскохозяйственного использования в городах, поселках, сельских населенных пунктах относятся пашня, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища. К другим угодьям относятся кустарники, торфяники, овраги, карьеры и другие. Указанные земли используются колхозами, совхозами, другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами для ведения сельского хозяйства, а также для других нужд городского хозяйства. Статья 78. Земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения В земли городов, поселков, сельских населенных пунктов входят земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, порядок использования которых определяется статьями 89 - 93 настоящего Кодекса. Любая деятельность на них, противоречащая их целевому назначению, запрещается, а всякое строительство разрешается по решению городского, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Земли, занятые лесами, служат целям охраны ландшафтов, растительного и животного мира, сохранения окружающей среды, улучшения микроклимата, организации отдыха населения, защиты территории от ветровой и водной эрозии. Статья 79. Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения К землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения в городах, поселках, сельских населенных пунктах относятся земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них задач. Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией. Размещение на этих землях построек и сооружений, а также проведение работ по благоустройству осуществляются по согласованию с городскими, поселковыми, сельскими Советами народных депутатов. ГЛАВА ХVI. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ДЛЯ ЖИЛИЩНОГО, ДАЧНОГО, ГАРАЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 80. Земельные участки для дачного, гаражного и жилищного строительства Земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией. Земли для кооперативного дачного и гаражного строительства состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании дачно -строительных и гаражно-строительных кооперативов, и из земель, находящихся в пожизненном наследуемом владении членов этих кооперативов. К землям общего пользования относятся земли, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования. На земли общего пользования местными Советами народных депутатов соответствующим кооперативам выдается документ, удостоверяющий право на землю. На участки, предоставленные членам указанных кооперативов в пожизненное наследуемое владение, Советами народных депутатов по представлению соответствующих кооперативов выдается документ, удостоверяющий их право на землю. При строительстве жилищно-строительными кооперативами многоквартирных домов, а гаражно-строительными кооперативами многоярусных гаражей земельные участки предоставляются в бессрочное (постоянное) пользование или аренду кооператорам. Статья 81. Использование земельных участков, предоставленных для жилищного, гаражного строительства и ведения предпринимательской деятельности Земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, используются для возведения жилых домов и служебно-хозяйственных строений. Земельные участки, предоставленные для дачного строительства, используются для возведения жилого дома, хозяйственных построек и организации отдыха, а также выращивания овощей, ягод, фруктов, цветов. Земельные участки, предоставленные для гаражного строительства, используются для возведения построек, необходимых для хранения и обслуживания автомобилей, других средств транспорта. Земельные участки, предоставленные для ведения предпринимательской деятельности, предназначаются для возведения построек, необходимых для выполнения данного вида деятельности. Статья 82. Наследование права владения земельным участком для дачного, гаражного строительства и ведения предпринимательской деятельности Наследование права владения земельным участком для жилищного, дачного, гаражного строительства и ведения предпринимательской деятельности происходит в порядке, установленном статьей 65 настоящего Кодекса. РАЗДЕЛ V ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ И КОСМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ОБОРОНЫ И ИНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Статья 83. Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения и иного назначения Землями промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения и иного назначения признаются земли, предоставленные соответствующими Советами народных депутатов в пользование или аренду предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач. Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям земельных участков для разработки полезных ископаемых производится после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель и восстановления ранее отработанных площадей. предоставление особо ценных продуктивных земель производится только после отработки других угодий, расположенных в границах горного отвода. Порядок использования земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения и иного назначения, а также установления зон с особыми условиями использования (охранные, санитарные, защитные и другие) определяется положениями об этих землях, утверждаемыми Верховным Советом СССР в соответствии с переданными ему полномочиями на основании Союзного договора, Верховным Советом РСФСР, а в республиках, входящих в состав РСФСР, - законодательством этих республик. Зоны с особыми условиями использования земель устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов. Земельные участки, на которых устанавливаются указанные зоны, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их пределах вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зоны. Предприятия, учреждения и организации, в интересах которых устанавливаются зоны с особыми условиями использования земель, обязаны обозначить границы зон специальными информационными знаками. Статья 84. Предоставление несельскохозяйственными предприятиями, учреждениями и организациями земель для сельскохозяйственных целей Несельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации предоставляют неиспользуемые ими земли во временное пользование гражданам, колхозам, другим предприятиям, учреждениям, организациям для сельскохозяйственных целей в порядке, установленном статьей 14 настоящего Кодекса. Статья 85. Служебные земельные наделы Служебная земельные наделы предоставляются для сельскохозяйственного использования отдельным категориям работников предприятий, учреждений и организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, водного, рыбного, охотничьего хозяйства. Служебные наделы выделяются в двухнедельный срок из земель, находящихся в пользовании или долгосрочной аренде предприятий, учреждений и организаций соответствующих министерств, государственных комитетов и ведомств, по решению администрации этих предприятий, учреждений и организаций. При недостатке таких земель предприятия, учреждения и организации ходатайствуют перед местными Советами народных депутатов о дополнительном предоставлении земельных участков для этих целей. Статья 86. Условия предоставления служебных земельных наделов Служебные земельные наделы предоставляются на время работы, в связи с которой они выделены. В случае, когда на служебном наделе произведен посев сельскохозяйственных культур, право пользования уволенного работника служебным наделом прекращается после снятия урожая. Гражданам, являющимся собственником земли, землевладельцами или арендующими у местных Советов народных депутатов земли сельскохозяйственного назначения, служебные земельные наделы не предоставляются. Условия предоставления служебных наделов в республиках, входящих в состав РСФСР, определяются законодательством этих республик. Статья 87. Сохранение права на служебный земельный надел Право на служебный земельный надел сохраняется за работниками, прекратившими трудовые отношения при переходе их на пенсию по старости или инвалидности, за одним из членов семьи работников, призванных на действительную срочную военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР или поступивших на учебу, - на весь срок нахождения на военной службе либо в учебном заведении, а также за одним из членов семьи работников, погибших в связи с исполнением служебных обязанностей: для нетрудоспособного супруга и престарелых родителей - пожизненно, а для детей - до их совершеннолетия. Статья 88. Земли для нужд обороны Землями для нужд обороны считаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войск. При необходимости временного (эпизодического) использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному статьями 45 и 46, а также частью четвертой статьи 83 настоящего Кодекса. Порядок предоставления земель для нужд обороны устанавливается настоящим Кодексом и Союзным договором. РАЗДЕЛ VI ЗЕМЛИ ПРИРОДООХРАННОГО, ПРИРОДНО-ЗАПОВЕДНОГО, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО, РЕКРЕАЦИОННОГО И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Стать 89. Земли природоохранного назначения К землям природоохранного назначения относятся земли заказников (за исключением охотничьих), запретных и нерестоохранных полос, земли, занятые лесами, выполняющими защитные функции, другие земли в системе охраняемых природных территорий, земли памятников природы. В состав земель природоохранного назначения включаются земельные участки, в пределах которых имеются природные объекты, представляющие особую научную и культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, сообщества растительных и животных организмов, редкие геологические образования, виды растений и животных). На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при условии соблюдения установленного на них режима. В местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп допускается использование земель природоохранного назначения для выпаса оленей. Устанавливаются водоохранные зоны рек и водоемов, границы которых закрепляются на местности специальными информационными знаками. Земельные участки в пределах зон у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. Пользование этими участками осуществляется с соблюдением установленного на них режима. Порядок использования земель природоохранного назначения установления и использования зон с особыми условиями землепользования определяется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР. Статья 90. Земли природно-заповедного назначения К землям природно-заповедного фонда относятся земли заповедников, памятников природы, природных (национальных) и дендрологических парков, ботанических садов. В состав земель природно-заповедного фонда включаются земельные участки с природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, эстетическое, культурное и рекреационное значение. На землях заповедников и заповедных зон природных (национальных) парков запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная законодательством РСФСР. На других землях природно-заповедного фонда допускается ограниченная хозяйственная и рекреационная деятельность в соответствии с установленным для них режимом. Часть территории природного национального парка может располагаться на землях иных категорий, не входящих в состав природно -заповедного фонда. В местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп может в случаях, предусмотренных законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, допускаться на землях природно-заповедного фонда традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов. Для обеспечения режима заповедников, природных (национальных) парков, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов могут устанавливаться охранные зоны с запрещением в пределах этих зон любой деятельности, отрицательно влияющей на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Земельные участки в пределах охраняемых зон у собственников, землепользователей и землевладельцев не изымаются. Пользование земельными участками в пределах охранных зон осуществляется с соблюдением установленного на нем режима. Порядок охраны и использования земель природно-заповедного фонда определяется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР. Статья 91. Земли оздоровительного назначения К землям оздоровительного назначения относятся земельные участки, обладающие природными лечебными факторами (минеральными источниками, залежами лечебных грязей, климатическими и другими условиями), благоприятными для организации профилактики и лечения. Земли оздоровительного назначения подлежат особой охране. В целях создания необходимых условий для охраны земель оздоровительного назначения, лечебных природных факторов курортов могут устанавливаться три зоны с особыми условиями использования (охранные зоны, округа санитарной охраны и др.). Порядок использования земель в указанных зонах устанавливается законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР. Земельные участки, на которых устанавливаются зоны, за исключением первой. у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их пределах вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Предприятия, учреждения и организации, в интересах которых устанавливаются зоны с особыми условиями использования земли, обязаны обозначить границы зон специальными информационными знаками. Статья 92. Земли рекреационного назначения Землями рекреационного назначения признаются выделенные в установленном порядке участки земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения. К ним относятся земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, санаториев, кемпингов, спортивно-оздоровительных комплексов, туристических баз, стационарных и палаточных туристическо-оздоровительных лагерей, домов рыболова и охотника, расположенных вне земель оздоровительного назначения. Земли, по которым проходят учебно-туристические тропы и маркированные трассы, выделяются по согласованию с собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами и могут подлежать изъятию. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон, т.е.земли за пределами городской черты, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции и являющиеся местом отдыха населения. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, препятствующая использованию их по целевому назначению. Выделение земель рекреационного назначения производится по решению краевых, областных, автономных областей, автономных округов Советов народных депутатов, а в республиках, входящих в состав РСФСР, в порядке, устанавливаемом законодательством этих республик. Порядок использования земель рекреационного назначения и определения их границ устанавливается законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР. Статья 93. Земли историко-культурного назначения Землями историко-культурного назначения признаются земли, на которых (и в которых) располагаются памятники истории и культуры, достопримечательные места, в том числе объявленные заповедными, национальными парками, историко-культурными заповедниками (музеями-заповедниками), а также занятые учреждениями культуры и с которыми связано существование традиционных народных художественных промыслов, ремесел и иного прикладного искусства. Земли историко-культурного назначения используются в особом режиме, устанавливаемом в соответствии с законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР. Изъятие земель историко-культурного назначения для нужд, противоречащих их основному целевому назначению, и любая деятельность, не соответствующая установленному режиму, не допускается. В соответствии с законодательством РСФСР отдельные земли историко-культурного назначения могут быть полностью изъяты из хозяйственного использования, включая земли, на которых и в которых располагаются историко-культурные объекты, подлежащие исследованию и консервации. Порядок использования земель историко-культурного назначения, определения их границ, изъятия из хозяйственного использования, особенности распоряжения, другие формы охраны земель историко-культурного назначения определяются особым законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР. РАЗДЕЛ VII ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА И ЗЕМЛИ ЗАПАСА Статья 94. Земли лесного фонда Землями лесного фонда считаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности. Порядок использования земель лесного фонда регулируется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР. Неиспользуемые для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности сельскохозяйственные и другие угодья могут предоставляться лесохозяйственным и промышленным предприятиям во временное пользование для сельскохозяйственных целей в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса. В местах проживания малочисленных народов и этнических групп соответствующие Советы народных депутатов предоставляют в пользование и передают в аренду колхозам, совхозам, госпромхозам, а также в собственность, владение или аренду гражданам земли лесного фонда для северного оленеводства и охотничьего промысла. Статья 95. Земли водного фонда К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Земли водного фонда используются для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных и общественных потребностей. Порядок использования земель водного фонда определяется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР. Статья 96. Земли запаса Землями запаса являются все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду. К ним также относятся земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии со статьями 39 - 44 настоящего Кодекса. Земли запаса находятся в ведении сельских, поселковых, городских, районных Советов народных депутатов в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса. РАЗДЕЛ VIII ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ СОБСТВЕННИКАМ ЗЕМЛИ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ, АРЕНДАТОРАМ И ПОТЕРЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА Статья 97. Убытки, причиненные изъятием (выкупом) или временным занятием земель, а также ограничением прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов Убытки, причиненные изъятием (выкупом) или временным занятием земельных участков для государственных и общественных нужд, а также ограничением прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов (кроме случаев установления охранных зон и округов санитарной охраны вокруг земель, указанных в статьях 89 - 91 настоящего Кодекса) или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан, подлежат возмещению в полном объеме (включая упущенную выгоду в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства) собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, понесшим эти убытки. Возмещение убытков, включая упущенную выгоду, производится предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых влечет ограничение прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов или ухудшение качества их земель, в порядке, устанавливаемом Советом Министров РСФСР, а в республиках, входящих в состав РСФСР, - законодательством этих республик. Статья 98. Потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства Потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванные изъятием сельскохозяйственных и лесных угодий, оленьих пастбищ для использования их в целях, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства, а также ограничением использования, вызванным деятельностью предприятий, учреждений и организаций, подлежат возмещению местными Советам народных депутатов, в ведении которых находятся эти земли. Указанные потери компенсируются помимо возмещения убытков, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса. Потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства возмещаются: предприятиями, учреждениями, организациями, которым отводятся сельскохозяйственные, лесные угодья и оленьи пастбища для нужд, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства; предприятиями, учреждениями, организациями, которых устанавливаются охранные, санитарные и защитные зоны (за исключением случаев, когда эти зоны устанавливаются на землях, указанных в статьях 89 - 91 настоящего Кодекса). Предприятия, учреждения и организации возмещают потери сельского и лесного хозяйства в случаях, если под влиянием их деятельности произошло ухудшение качества сельскохозяйственных угодий. Размеры, порядок определения подлежащих возмещению потерь, а также случаи освобождения от их возмещения устанавливаются Советом Министров РСФСР, а в республиках, входящих в состав РСФСР, - законодательством этих республик. Статья 99. Использование средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства Средства, поступающие в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, зачисляются в бюджет сельских, поселковых, районных, городских Советов народных депутатов в соответствии с их компетенцией и используются для освоения новых земель, улучшения сельскохозяйственных угодий, повышения плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда, проведения работ по улучшению и восстановлению земель, подверженных различным видам деградации и консервации, а также для проведения проектно-изыскательских работ, связанных с осуществлением этих мероприятий. РАЗДЕЛ IХ ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ Статья 100. Цели, задачи охраны земель Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв. Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям с учетом их зональных и региональных особенностей и ставит следующие цели: предотвратить деградацию и нарушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий производства, введения компенсационных выплат собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам за ухудшение качества их земель, если это вызвано хозяйственной деятельностью других собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов независимо от состояния земель и экологической обстановки в целом; обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению; создать механизм учета и проверки экологического состояния земель, а также обеспечение собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных участков. Статья 101. Содержание охраны земель Собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы осуществляют: рациональную организацию территории; восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли; защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения; защиту от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения культуртехнического состояния земель; рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение в хозяйственный оборот; снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель. В случаях невозможности в ближайшее время восстановить плодородие почв деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами свыше допустимой концентрации, а также карантинными вредителями и болезнями растений предусматривается консервация земель в порядке, устанавливаемом Советом Министров РСФСР. За счет средств республиканского и местного бюджетов в соответствии со статьями 50 и 99 настоящего Кодекса осуществляются республиканские и региональные программы по охране земель. Содержание охраны земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными сезонными пастбищами, определяется соответствующими Советами народных депутатов. Статья 102. Нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ в почве В интересах охраны здоровья человека, окружающей среды и для оценки состояния почв устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, паразитно-бактериальных и радиоактивных веществ в почве. Указанные нормативы и методы их определения утверждаются в порядке, устанавливаемом законодательством РСФСР. Статья 103. Экологические и санитарно-гигиенические требования к размещению, проектированию и вводу в эксплуатацию объектов, строений и сооружений, влияющих на состояние земель При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, строений и сооружений, а также внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель. Оценка отрицательного влияния на состояние земель и эффективность предусмотренных защитных мероприятий производятся по результатам государственной санитарно-гигиенической и экологической экспертизы, без положительного заключения которых запрещается внедрение новой техники и технологий, осуществление программ по мелиорации земель, строительство (реконструкция) предприятий и других объектов. Статья 104. Охрана ценных сельскохозяйственных угодий В целях охраны ценных сельскохозяйственных угодий (с учетом кадастровой оценки) краевые, областные, автономных областей, автономных округов Советы народных депутатов устанавливают границы территорий, в пределах которых запрещается изъятие земель для несельскохозяйственных нужд. В республиках, входящих в состав РСФСР, границы указанных территорий устанавливаются законодательством этих республик. Статья 105. Экономическое стимулирование собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов за рациональное использование и охрану земель Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель направлено на повышение заинтересованности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, на защиту земель от негативных последствий производственной деятельности. Статья 106. Виды экономического стимулирования рационального использования и охраны земель Экономическое стимулирование за рациональное использование и охрану земель включает: выделение средств республиканского или местного бюджетов для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли; освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, в период, предусмотренный проектом производства работ; частичную компенсацию из средств бюджета снижения дохода в результате временной консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли; поощрение граждан, ведущих крестьянское хозяйство, колхозов, совхозов, лесхозов и других предприятий, а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда; установление повышенных цен на экологически чистую продукцию. РАЗДЕЛ Х КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ Статья 107. Задачи государственного контроля за использованием и охраной земель Задачи государственного контроля за использованием и охраной земель состоят в обеспечении соблюдения всеми государственными и общественными органами, государственными, кооперативными предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель. Статья 108. Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется Советами народных депутатов, Государственным комитетом РСФСР по земельной реформе и его органами на местах, а также другими государственными органами. Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель устанавливается Советом Министров РСФСР. Статья 109. Мониторинг земель Мониторинг земель представляет собой систему наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Структура, содержание и порядок осуществления мониторинга устанавливается Советом Министров РСФСР. РАЗДЕЛ ХI ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР Статья 110. Содержание и назначение государственного земельного кадастра Государственный земельный кадастр содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и народнохозяйственной ценности земель. Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, при их изъятии и предоставлении, при определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель. Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследований и изысканий. Статья 111. Порядок ведения государственного земельного кадастра Государственный земельный кадастр ведется Государственным комитетом РСФСР по земельной реформе и его органами на местах по единой для всей республике системе за счет средств республиканского бюджета. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается Советом Министров РСФСР. РАЗДЕЛ ХII ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО Статья 112. Назначение землеустройства Землеустройство включает систему мероприятий, направленных на осуществление земельного законодательства, решений Советов народных депутатов по организации использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов. Задачами землеустройства является организация рационального использования земель во всех отраслях народного хозяйства, создание условий поддержания устойчивых ландшафтов и охраны земель. Статья 113. Содержание землеустройства Землеустройство предусматривает: 1) разработку прогнозов, республиканских и региональных программ, схем использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства; 2) установление на местности границ административно-территориальных образований; 3) составление проектов образований новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований с устранением неудобств в расположений земель, отвод земельных участков в натуре, подготовку документов, удостоверяющих право владения и пользования землей; 4) разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов, связанных с использованием и охраной земель; 5) разработку рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель, защите почв от эрозии, селей, оползней, подтопления и засоления, улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель; 6) обоснование размещения и установление границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами; 7) установление и изменение городской черты, поселковой черты и черты сельский населенных пунктов; 8) проведение топографо-геодезических, картографических, агрохимических, геоботанических и других обследовательских и изыскательских работ. Статья 114. Организация и порядок проведения землеустройства Землеустроительный процесс состоит из подготовительных работ, разработка прогнозов, схем, проектов землеустройства, рассмотрения и утверждения проектной документации, перенесения проектов в натуру (на местность), оформления и выдачи землеустроительных материалов и документов, осуществления авторского надзора за выполнением проектов землеустройства собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами. Землеустройство проводится по решениям Советов народных депутатов, по инициативе Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и его органов на местах или по ходатайству заинтересованных собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и осуществляется государственными проектными организациями по землеустройству за счет средств государственного бюджета. Разработка землеустроительных проектов, связанных с устройством территории, коренным улучшением и охраной земельных участков от селей, оползней, подтопления и засоления, может проводиться также по инициативе собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов за их счет и другими землеустроительными организациями. Землеустроительные проекты составляются при участии заинтересованных собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и после утверждения переносятся в натуру (на местность) с обозначением границ земельных участков и полей севооборотов межевыми знаками установленного образца. Установленная в порядке землеустройства организация территории является обязательной для собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. РАЗДЕЛ ХIII РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ Статья 115. Органы, имеющие право разрешать земельные споры Земельные споры разрешаются Советами народных депутатов, судом или арбитражным судом. Статья 116. Компетенция сельского, поселкового и городского Советов народных депутатов по разрешению земельных споров К ведению сельского, поселкового, городского Советов народных депутатов относится решение земельных споров предприятий, учреждений, организаций и граждан, земли которых находятся в ведении соответствующего Совета народных депутатов. Статья 117. Компетенция районного Совета народных депутатов по разрешению земельных споров К ведению районного Совета народных депутатов относится разрешение споров предприятий, учреждений, организаций и граждан, земли которых находятся в ведении соответствующего Совета народных депутатов. Статья 118. Компетенция краевого, областного, автономной области, автономного округа Советов народных депутатов по разрешению земельных споров К ведению краевого, областного, автономной области, автономного округа Совета народных депутатов относится разрешение земельных споров между предприятиями, учреждениями, организации, земли которых расположены на территории разных районов данного края, области, автономной области, автономного округа. Статья 119. Разрешение земельных споров между предприятиями, учреждениями, организациями, земли которых расположены на территории разных республик, входящих в состав РСФСР, краев, областей, автономных областей, автономных округов Земельные споры между предприятиями, учреждениями, организациями, земли которых расположены на территориях разных республик, входящих в состав РСФСР, краев, областей, автономных областей, автономных округов, рассматриваются комиссиями, образуемыми на паритетных началах их представителей заинтересованных республик, входящих в состав РСФСР, краев, областей, автономных областей, автономных округов. В случае если комиссия не пришла к согласованному решению, споры разрешаются комиссией, образуемой Верховным Советом РСФСР, решение которой является окончательным. Статья 120. Судебный порядок разрешения земельных споров В судах в качестве второй инстанции разрешаются земельные споры, связанные с предоставлением земель, их изъятием для государственных и общественных нужд, прекращением прав на землю по основаниям, указанным в пунктах 4, 6, 7, 8, 9 статьи 39 настоящего Кодекса, по вопросам аренды, отчуждения и приобретения земельных участков, а также все земельные споры с участием граждан. В судебном порядке рассматриваются также жалобы на решения местных Советов народных депутатов по земельным спорам. Статья 121. Порядок рассмотрения земельных споров местными Советами народных депутатов Земельные споры рассматриваются по заявлению одной из сторон в месячный срок со дня поступления заявления. Земельный спор рассматривается в присутствии сторон, за исключением случаев, когда одна из сторон уклоняется от участия в рассмотрении спора или письменно уведомляет о нежелании участвовать в нем. Стороны должны быть надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения спора. Неявка сторон без уважительных причин по вторичному вызову не приостанавливает рассмотрения земельного спора и принятия по нему решения. При рассмотрении спора стороны имеют право знакомиться с собранными по нему материалами, давать пояснения, представлять в устной или письменной форме свои доводы и возражения, заявлять ходатайства об отсрочке рассмотрения спора и проведении дополнительных проверок и обследований, об истребовании документов, возражать против доводов и ходатайств другой стороны, получать копии решения по земельному спору. По результатам рассмотрения земельного спора местный Совет народных депутатов принимает решение, в котором предусматриваются порядок его исполнения и мероприятия по восстановлению нарушенных прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Решение Совета народных депутатов вступает в силу с момента его принятия и выдается на руки сторонам в семидневный срок. Обжалование решений в суд или арбитражный суд приостанавливает их исполнение. Статья 122. Рассмотрение земельных споров в арбитражном суде Арбитражный суд в качестве второй инстанции рассматривает земельные споры между предприятиями, учреждениями, организациями и кооперативами в соответствии с их компетенцией. Статья 123. Разрешение имущественных споров, связанных с земельными отношениями Имущественные споры, связанные с земельными отношениями, включая споры о возмещении убытков и определении их размеров, разрешаются судом, арбитражным судом в соответствии с их компетенцией или третейским судом. РАЗДЕЛ ХIV ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Статья 124. Недействительность сделок по поводу земли Купля-продажа, дарение, самовольный обмен земельных участков землевладельцами, землепользователями и арендаторами, в также сделки, совершенные собственниками земли в нарушение порядка, установленного статьями 11 и 52 настоящего Кодекса, недействительны. Статья 125. Административная и уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства За нарушение земельного законодательства юридические лица и граждане подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, в следующих размерах: за самовольное занятие земельных участков юридические лица - от 50 тыс. до 100 тыс.рублей, граждане - от 1 тыс. до 5 тыс.рублей; за самовольное строительство юридические лица - от 5 тыс. до 10 тыс.рублей, граждане - от 500 до 1000 рублей; за захламление земель юридические лица - от 5 тыс. до 10 тыс.рублей, граждане - от 100 до 500 рублей; за загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, заражение бактериально-паразитическими и карантинными вредными организмами юридические лица - от 500 тыс. до 1 млн.рублей, граждане - от 500 до 5000 рублей; за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы юридические лица - от 100 тыс. до 500 тыс.рублей, граждане - от 500 до 1000 руб.; за проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, юридические лица - от 50 тыс. до 100 тыс.рублей, граждане - от 500 до 10000 рублей; за искажение сведений о состоянии и использовании земель должностные лица и граждане - от 100 до 500 рублей; за нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда должностные лица - от 1000 до 3000 рублей; за уничтожение межевых знаков юридические лица - от 100 до 500 рублей, граждане от 50 до 100 рублей. За указанные выше правонарушения законодательством РСФСР может быть установлена уголовная ответственность. В республиках, входящих в состав РСФСР, ответственность за нарушение земельного законодательства устанавливается законодательством этих республик. Штрафы за указанные нарушения земельного законодательства налагаются местными органами Государственного комитета РСФСР по земельной реформе, Государственного комитета РСФСР по экологии и природопользованию, а также государственного санитарного и архитектурно-строительного надзора в порядке, устанавливаемом Советом Министров РСФСР. Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений. Статья 126. Возмещение убытков и вреда, * причиненных нарушением земельного законодательства Самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении или самовольном занятии, снос строений при самовольном занятии или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков производится предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, виновными в указанных нарушениях, либо за их счет. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства. РАЗДЕЛ ХV * МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ Статья 127. Международные договоры Если международным договором РСФСР или международным договором СССР, заключенном в пределах его компетенции в соответствии с Союзным договором, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в земельном законодательстве РСФСР или СССР, то применяются правила международного договора. Страницы: 1 2 |