О РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК О ЗЕМЛЕ И ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ. Постановление. Верховный Совет СССР. 27.05.91 2192-I

           О РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И
             СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК О ЗЕМЛЕ И ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ
                          ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
   
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
   
                            27 мая 1991 г.
                               N 2192-I
   
                                 (Д)
   

     Верховный Совет СССР отмечает,  что Основы законодательства Союза
ССР  и союзных республик о земле стали правовой базой для проведения в
стране  земельной  реформы.  Во  всех   принятых   и   разрабатываемых
республиканских  кодексах  восприняты  общая  концепция  регулирования
земельных отношений,  многообразие форм хозяйствования, принципы платы
за землю,  ведение земельного кадастра и мониторинга земель,  правовые
основы землеустройства.
     Вместе с  тем реализация положений Основ законодательства о земле
осуществляется медленно, существенных изменений в земельных отношениях
и структуре землепользования не произошло.
     В ряде республик еще не завершена работа по составлению земельных
кодексов,   не   отработаны  организационные  и  экономические  рычаги
проведения    земельной    реформы,     не     созданы     необходимые
социально-экономические     предпосылки    для    реализации    Основ.
Неудовлетворительно осуществляется материально-техническое обеспечение
села,  особенно  вновь  создаваемых  крестьянских  хозяйств.  Не везде
разработаны  программы  поддержки  сельского   хозяйства.   Не   везде
разработаны  программы  поддержки  сельского  хозяйства.  В  некоторых
регионах вместо последовательного перехода  к  многоукладной  сельской
экономике искусственно ускоряется процесс преобразований,  что ведет к
противопоставлению   форм   хозяйствования.    В    нарушение    Основ
необоснованно      изымаются      земли     у     опытных     хозяйств
научно-исследовательских институтов и вузов.
     Отрицательно сказывается     на     ходе     земельной    реформы
несогласованность между Основами и  республиканским  законодательством
особенно  в вопросах собственности на землю.  Задерживается разработка
природоохранного  законодательства,  отстает  от  требований  практики
научное обеспечение земельной реформы.
     Верховный Совет СССР постановляет:
     1. Потребовать   от   Кабинета   Министров   СССР,   правительств
республик, исполнительных органов на местах принять неотложные меры по
повышению эффективности использования земли и производительных  сил  в
сельском   хозяйстве,   созданию   условий   для  развития  всех  форм
хозяйствования,   введения   экономических    рычагов    рационального
землепользования.
     2. Кабинету Министров СССР добиться совместно  с  правительствами
республик устранения причин,  тормозящих проведению земельной реформы.
В месячный срок доработать и утвердить принципы установления платы  за
землю, порядок ведения государственного кадастра и мониторинга земель.
Завершить в текущем  году  разработку  и  приступить  с  1992  года  к
реализации  программы  государственной поддержки крестьянских и личных
подсобных хозяйств, сельских кооперативов.
     Рассмотреть вопрос  об  образовании  на  союзном  уровне  органа,
осуществляющего  на  межведомственной  основе  координацию  работ   по
земельной реформе и землеустройству.
     Проанализировать практику применения Основ законодательства Союза
ССР  и  союзных  республик  о  земле  и  при  необходимости  внести  в
установленном порядке предложения об их изменении и дополнении.
     3. Рекомендовать  Верховным  Советам  республик,  местным Советам
народных депутатов  в  практической  работе  по  проведению  земельной
реформы  строго  руководствоваться  положениями Основ законодательства
Союза ССР и союзных республик о земле в части обеспечения  необходимых
условий   для   свободного   выбора   форм   хозяйствования,   избегая
искусственного  ускорения  этого  процесса  или   его   неоправданного
сдерживания.  Не  допускать  необоснованного  изъятия земель у опытных
хозяйств научно-исследовательских институтов и вузов.
     4. Рекомендовать правительствам республик разработать и утвердить
положение о  перераспределении  продналога  и  госзаказа  при  изъятии
земель  колхозов  и  совхозов  для организации крестьянских хозяйств и
других нужд.
     5. Министерству   сельского   хозяйства  и  продовольствия  СССР,
Государственному  комитету  СССР  по  науке  и  технологиям,  ВАСХНИЛ,
Академии наук СССР организовать научное обеспечение земельной реформы,
обратив внимание на исследование  проблем  многоукладности  экономики,
земельной  собственности,  экономической  оценки  земли  и  перехода к
платному    землепользованию,    мониторинга    и    охраны    земель,
землеустройства,      экологизации     земледелия,     прогнозирования
социально-экономических последствий реформы.
     6. Кабинету  Министров  СССР подготовить законопроект об основных
направлениях проведения аграрной реформы в стране и представить его на
рассмотрение очередной шестой сессии Верховного Совета СССР.
     7. Верховному Суду СССР, Высшему арбитражному суду СССР изучить и
обобщить  практику  споров,  связанных  с земельными отношениями,  и в
установленном порядке дать необходимые разъяснения по этим вопросам.
     8. Министерству   сельского   хозяйства   и  продовольствия  СССР
совместно с ВАСХНИЛ ежегодно,  по состоянию на 1  июня,  информировать
Верховный Совет СССР о ходе работы по реализации земельной реформы.

Председатель
Верховного Совета СССР
                                                            А.Лукьянов

Москва, Кремль, 27 мая 1991 г.
N 2192-I.