О ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА И ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ ВЫСШИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ. Приказ. Государственный комитет по народному образованию СССР. 08.07.91 331

              О ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА И ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ
                    ВЫСШИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ

                                ПРИКАЗ

        ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

                            8 июля 1991 г.

                                N 331

                             (БКНД 91-10)
     

     В целях   повышения   эффективности  проведения  эксперимента  по
созданию и  дальнейшему  развитию   высших   профессиональных   училищ
(колледжей, лицеев) п р и к а з ы в а ю:
     1. Утвердить Типовое положение о высшем профессиональном  училище
(временное) - приложение 1.
     2. Утвердить  формы  бланков  диплома  высшего  профессионального
училища - лицея; выписок из семестровых и экзаменационных ведомостей -
приложений к дипломам лицея и  колледжа;  образцы  заполнения  диплома
высшего профессионального училища - лицея (приложения 2-6).  Ввести их
с 1 января 1992 г.
     3. Одобрить   записку  Главного  учебно-методического  управления
профессионально-технического образования          и           Главного
учебно-методического управления  среднего  специального образования "О
ходе эксперимента  и  дальнейшем  развитии   высших   профессиональных
училищ" (приложение 7).
     4. Главной  государственной  инспекции  учебных   заведений   (т.
Северцеву) совместно   с   Главным   учебно-методическим   управлением
профессионально-технического образования (т.  Самоделкиным) и  Главным
учебно-методическим управлением  среднего специального образования (т.
Шипуновым) до  1  октября  1991  г.  разработать  порядок  и  критерии
аттестации, формы сертификатов для учебных заведений,   реорганизуемых
в высшие профессиональные училища.
     5. Просить  Президиум  АПН  СССР  (т.  Костомарова)  поручить НИИ
профессионально-технического образования,  НИИ  среднего  специального
образования, НИИ  высшего  образования  продолжить комплексное научное
обеспечение эксперимента,  провести  в  1992  г.   научно-практическую
конференцию по  итогам трех лет эксперимента и организовать проведение
социологических исследований о ходе эксперимента.
     6. Всесоюзному научно-методическому центру профессионально-техни-
ческого обучения молодежи (т. Новикову) организовать начиная с 1991 г.
Всесоюзные курсы повышения квалификации методистов по вопросу  органи-
зационно-методического  обеспечения  учебного  процесса  в высших про-
фессиональных училищах; подготовить до 1 января 1992 г. предложения об
установлении  эквивалентности образования и признании дипломов выпуск-
ников ВПУ внутри страны и за рубежом;  издать сборник материалов (5 а.
л.) об опыте работы ВПУ N 1 г. Минска.
     7. Главному учебно-методическому управлению среднего специального
образования (т.  Шипунову),  Главному учебно-методическому  управлению
высшего образования  (т.  Афанасьеву),  Главному  учебно-методическому
управлению профессионально-технического образования (т.  Самоделкину),
Главному планово-экономическому  управлению  (т.  Валуеву) совместно с
заинтересованными отраслевыми    министерствами     и     ведомствами,
республиканскими органами  народного  образования не позднее 1 декабря
1991 г.  подтвердить предложения об определении межотраслевого статуса
младшего инженера  для  внесения  в  Министерство  труда  и социальных
вопросов СССР.
     8. Свердловскому    инженерно-педагогическому    институту    (т.
Ткаченко) обеспечить приоритетную подготовку  инженерно-педагогических
кадров для ВПУ;  внести до 1 августа 1991 г.  предложения о подготовке
через аспирантуру  и  докторантуру  кадров  высшей  квалификации   для
указанных ученых заведений.
     9. Всесоюзному  институту  повышения   квалификации   руководящих
работников и  специалистов профтехобразования (т.  Кузьмину) начиная с
1991/92 учебного   года   проводить   специализированные   курсы   для
руководителей и   других   категорий   специалистов  ВПУ;  разработать
методические рекомендации       по       повышению        квалификации
инженерно-педагогических работников этих учебных заведений.
     10. Возложить     на     Московское      экспериментально-опытное
производственное объединение  "Перспектива"  (т.  Костина) обеспечение
ВПУ бланками дипломов,  приложений к ним  в  соответствии  с  заявками
органов народного образования, министерств и ведомств.
     11. Контроль  за  выполнением  настоящего  приказа  возложить  на
заместителя председателя Гособразования СССР т. Смирнова И. П.
     12. Считать утратившим силу  приказ  Гособразования  СССР  от  29
апреля 1990  г.  N  293  "О  порядке  создания высших профессиональных
училищ".


                                               Приложение 1
                              к приказу Государственного комитета СССР
                                      по народному образованию
                                       от 8 июля 1991 г. N 331

                          Типовое положение
            о высшем профессиональном училище (временное)

     1. Высшее     профессиональное     училище     (ВПУ)     является
профессиональным учебным     заведением     интегрированного     типа,
обеспечивающим повышенную    подготовку   квалифицированных   рабочих,
специалистов среднего   звена.   В   ВПУ   осуществляется   также   их
переподготовка и повышение квалификации.
     2. ВПУ - лицеи,  колледжи  -  создаются  в  порядке  эксперимента
соответственно на    базе    профессионально-технических   и   средних
специальных учебных заведений, прошедших предварительную аттестацию.
     3. Повышенная подготовка обеспечивается:
     уровнем квалификации  (тарифным  разрядом,  классом,  категорией,
званием), а    также    получением   рабочим   среднего   специального
образования, специалистом  среднего  звена  -  квалификации   младшего
инженера как первой ступени высшего образования;
     широтой профиля подготовки;
     овладением информационными   технологиями,  предпринимательскими,
коммерческими и другими дополнительными навыками.
     4. ВПУ  создаются и ликвидируются органами образования республик,
отраслевыми министерствами и ведомствами,  в ведении которых находятся
указанные заведения.
     Порядок, критерии  аттестации  ВПУ  определяются  Гособразованием
СССР.
     5. ВПУ осуществляет свою деятельность в соответствии с  настоящим
Положением, действующими   положениями  о  профессионально-техническом
училище, среднем  специальном  учебном  заведении  и  на   их   основе
разрабатывает и   утверждает   свой  Устав,  отражающий  отраслевые  и
региональные особенности и специфику данного учебного заведения.
     6. Подготовка  квалифицированных  рабочих  и  специалистов  в ВПУ
осуществляется на ступенчатой основе.
     Число ступеней  может  изменяться  в  зависимости  от  конкретных
условий и требований заказчика на подготовку кадров.
     Каждая ступень  обучения  имеет  профессиональную завершенность и
подтверждается выдачей диплома установленного образца.  В приложении к
диплому отражается повышенный уровень подготовки выпускника.
     7. Министерства  и  ведомства  в  случае   необходимости   вносят
изменения в "Отраслевые номенклатуры должностей,  подлежащих замещению
специалистами с  высшим  и   средним   специальным   образованием"   с
указанием, на  каких  должностях  могут использоваться выпускники ВПУ,
получившие повышенный уровень квалификации.
     8. ВПУ  может  на  добровольной  основе входить в состав учебного
(учебно-научно-производственного) комплекса,   включающего   различные
типы учебных заведений, предприятия и организации.
     9. В  соответствии   с   Основными   положениями   хозяйственного
механизма   в   народном   образовании  подготовка  в  ВПУ  рабочих  и
специалистов   в   объеме   и    содержании    сверх    установленного
государственного стандарта финансируется непосредственно предприятием,
организацией,  службой занятости, органом образования, частично высшим
учебным  заведением  и другими заказчиками кадров.  В счет этой оплаты
заказчики могут передавать  ВПУ  оборудование,  приборы,  инструменты,
материалы, а также выполнять для училища различные работы и услуги.
     10. Руководители ВПУ  могут  уменьшать  численность  обучаемых  в
учебных группах исходя из требований учебного процесса.
     11. Прием в ВПУ проводится в соответствии с  правилами  приема  в
профессионально-технические училища  или  средние  специальные учебные
заведения и Уставом ВПУ.
     ВПУ создают подготовительные курсы, устанавливают для поступающих
и учащихся дополнительные требования при приеме  и  переходе  с  одной
ступени обучения   на   другую.   Прием  на  последующие  ступени  ВПУ
осуществляется из  числа  лучших   учащихся,   окончивших   предыдущую
ступень, выпускников   других   профтехучилищ  и  средних  специальных
учебных заведений соответствующего профиля, а также из числа рабочих и
специалистов, имеющих необходимый уровень квалификации.
     Взаимоотношения между   ВПУ,   предприятиями   и   организациями,
учащимися регулируются соответствующими договорами.
     12. Выпускникам ВПУ,  успешно окончившим  полный  курс  обучения,
предоставляется   право   зачисления   без   вступительных   экзаменов
(перевода) для продолжения образования в высшие учебные  заведения  по
родственным  специальностям  с  сокращенными сроками обучения не более
чем на  два  года.  Порядок  перевода  определяется  высшими  учебными
заведениями совместно с ВПУ.
     13. Комплектование ВПУ преподавательскими кадрами  осуществляется
на конкурсной  основе  из  числа  лиц,  имеющих соответствующее высшее
образование. ВПУ может по согласованию с высшими учебными  заведениями
привлекать к  работе профессорско-преподавательский состав на условиях
совместительства и почасовой оплаты,  устанавливаемой для вузов, или в
счет нагрузки по основному месту работы.
     14. ВПУ  в  своей  экономической   деятельности   руководствуется
Основными положениями хозяйственного механизма в народном образовании,
самостоятельно определяет структуру училища и численность  работников,
осуществляет выплату  им  надбавок,  доплат  и премий в зависимости от
эффективности и качества труда в пределах средств на оплату труда.
     Администрация ВПУ   отчитывается  перед  вышестоящим  органом  за
расходование бюджетных ассигнований и  перед  коллективом  училища  за
использование средств из внебюджетных источников.