О ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА И ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ ВЫСШИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ 8 июля 1991 г. N 331 (БКНД 91-10) В целях повышения эффективности проведения эксперимента по созданию и дальнейшему развитию высших профессиональных училищ (колледжей, лицеев) п р и к а з ы в а ю: 1. Утвердить Типовое положение о высшем профессиональном училище (временное) - приложение 1. 2. Утвердить формы бланков диплома высшего профессионального училища - лицея; выписок из семестровых и экзаменационных ведомостей - приложений к дипломам лицея и колледжа; образцы заполнения диплома высшего профессионального училища - лицея (приложения 2-6). Ввести их с 1 января 1992 г. 3. Одобрить записку Главного учебно-методического управления профессионально-технического образования и Главного учебно-методического управления среднего специального образования "О ходе эксперимента и дальнейшем развитии высших профессиональных училищ" (приложение 7). 4. Главной государственной инспекции учебных заведений (т. Северцеву) совместно с Главным учебно-методическим управлением профессионально-технического образования (т. Самоделкиным) и Главным учебно-методическим управлением среднего специального образования (т. Шипуновым) до 1 октября 1991 г. разработать порядок и критерии аттестации, формы сертификатов для учебных заведений, реорганизуемых в высшие профессиональные училища. 5. Просить Президиум АПН СССР (т. Костомарова) поручить НИИ профессионально-технического образования, НИИ среднего специального образования, НИИ высшего образования продолжить комплексное научное обеспечение эксперимента, провести в 1992 г. научно-практическую конференцию по итогам трех лет эксперимента и организовать проведение социологических исследований о ходе эксперимента. 6. Всесоюзному научно-методическому центру профессионально-техни- ческого обучения молодежи (т. Новикову) организовать начиная с 1991 г. Всесоюзные курсы повышения квалификации методистов по вопросу органи- зационно-методического обеспечения учебного процесса в высших про- фессиональных училищах; подготовить до 1 января 1992 г. предложения об установлении эквивалентности образования и признании дипломов выпуск- ников ВПУ внутри страны и за рубежом; издать сборник материалов (5 а. л.) об опыте работы ВПУ N 1 г. Минска. 7. Главному учебно-методическому управлению среднего специального образования (т. Шипунову), Главному учебно-методическому управлению высшего образования (т. Афанасьеву), Главному учебно-методическому управлению профессионально-технического образования (т. Самоделкину), Главному планово-экономическому управлению (т. Валуеву) совместно с заинтересованными отраслевыми министерствами и ведомствами, республиканскими органами народного образования не позднее 1 декабря 1991 г. подтвердить предложения об определении межотраслевого статуса младшего инженера для внесения в Министерство труда и социальных вопросов СССР. 8. Свердловскому инженерно-педагогическому институту (т. Ткаченко) обеспечить приоритетную подготовку инженерно-педагогических кадров для ВПУ; внести до 1 августа 1991 г. предложения о подготовке через аспирантуру и докторантуру кадров высшей квалификации для указанных ученых заведений. 9. Всесоюзному институту повышения квалификации руководящих работников и специалистов профтехобразования (т. Кузьмину) начиная с 1991/92 учебного года проводить специализированные курсы для руководителей и других категорий специалистов ВПУ; разработать методические рекомендации по повышению квалификации инженерно-педагогических работников этих учебных заведений. 10. Возложить на Московское экспериментально-опытное производственное объединение "Перспектива" (т. Костина) обеспечение ВПУ бланками дипломов, приложений к ним в соответствии с заявками органов народного образования, министерств и ведомств. 11. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя Гособразования СССР т. Смирнова И. П. 12. Считать утратившим силу приказ Гособразования СССР от 29 апреля 1990 г. N 293 "О порядке создания высших профессиональных училищ". Приложение 1 к приказу Государственного комитета СССР по народному образованию от 8 июля 1991 г. N 331 Типовое положение о высшем профессиональном училище (временное) 1. Высшее профессиональное училище (ВПУ) является профессиональным учебным заведением интегрированного типа, обеспечивающим повышенную подготовку квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена. В ВПУ осуществляется также их переподготовка и повышение квалификации. 2. ВПУ - лицеи, колледжи - создаются в порядке эксперимента соответственно на базе профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, прошедших предварительную аттестацию. 3. Повышенная подготовка обеспечивается: уровнем квалификации (тарифным разрядом, классом, категорией, званием), а также получением рабочим среднего специального образования, специалистом среднего звена - квалификации младшего инженера как первой ступени высшего образования; широтой профиля подготовки; овладением информационными технологиями, предпринимательскими, коммерческими и другими дополнительными навыками. 4. ВПУ создаются и ликвидируются органами образования республик, отраслевыми министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся указанные заведения. Порядок, критерии аттестации ВПУ определяются Гособразованием СССР. 5. ВПУ осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением, действующими положениями о профессионально-техническом училище, среднем специальном учебном заведении и на их основе разрабатывает и утверждает свой Устав, отражающий отраслевые и региональные особенности и специфику данного учебного заведения. 6. Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов в ВПУ осуществляется на ступенчатой основе. Число ступеней может изменяться в зависимости от конкретных условий и требований заказчика на подготовку кадров. Каждая ступень обучения имеет профессиональную завершенность и подтверждается выдачей диплома установленного образца. В приложении к диплому отражается повышенный уровень подготовки выпускника. 7. Министерства и ведомства в случае необходимости вносят изменения в "Отраслевые номенклатуры должностей, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием" с указанием, на каких должностях могут использоваться выпускники ВПУ, получившие повышенный уровень квалификации. 8. ВПУ может на добровольной основе входить в состав учебного (учебно-научно-производственного) комплекса, включающего различные типы учебных заведений, предприятия и организации. 9. В соответствии с Основными положениями хозяйственного механизма в народном образовании подготовка в ВПУ рабочих и специалистов в объеме и содержании сверх установленного государственного стандарта финансируется непосредственно предприятием, организацией, службой занятости, органом образования, частично высшим учебным заведением и другими заказчиками кадров. В счет этой оплаты заказчики могут передавать ВПУ оборудование, приборы, инструменты, материалы, а также выполнять для училища различные работы и услуги. 10. Руководители ВПУ могут уменьшать численность обучаемых в учебных группах исходя из требований учебного процесса. 11. Прием в ВПУ проводится в соответствии с правилами приема в профессионально-технические училища или средние специальные учебные заведения и Уставом ВПУ. ВПУ создают подготовительные курсы, устанавливают для поступающих и учащихся дополнительные требования при приеме и переходе с одной ступени обучения на другую. Прием на последующие ступени ВПУ осуществляется из числа лучших учащихся, окончивших предыдущую ступень, выпускников других профтехучилищ и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля, а также из числа рабочих и специалистов, имеющих необходимый уровень квалификации. Взаимоотношения между ВПУ, предприятиями и организациями, учащимися регулируются соответствующими договорами. 12. Выпускникам ВПУ, успешно окончившим полный курс обучения, предоставляется право зачисления без вступительных экзаменов (перевода) для продолжения образования в высшие учебные заведения по родственным специальностям с сокращенными сроками обучения не более чем на два года. Порядок перевода определяется высшими учебными заведениями совместно с ВПУ. 13. Комплектование ВПУ преподавательскими кадрами осуществляется на конкурсной основе из числа лиц, имеющих соответствующее высшее образование. ВПУ может по согласованию с высшими учебными заведениями привлекать к работе профессорско-преподавательский состав на условиях совместительства и почасовой оплаты, устанавливаемой для вузов, или в счет нагрузки по основному месту работы. 14. ВПУ в своей экономической деятельности руководствуется Основными положениями хозяйственного механизма в народном образовании, самостоятельно определяет структуру училища и численность работников, осуществляет выплату им надбавок, доплат и премий в зависимости от эффективности и качества труда в пределах средств на оплату труда. Администрация ВПУ отчитывается перед вышестоящим органом за расходование бюджетных ассигнований и перед коллективом училища за использование средств из внебюджетных источников. |