ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ РАБОТНИКОВ И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ СССР 24 июня 1991 г. N 26 (БГКТ 91-12) Во исполнение п. 8 постановления Кабинета министров СССР от 9 апреля 1991 г. N 158 "О порядке формирования системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения" Министерство труда и социальных вопросов СССР п о с т а н о в л я е т: Утвердить разработанное по согласованию с Государственным комитетом СССР по народному образованию и правительствами суверенных республик Примерное положение об организации профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения (прилагается). П р и л о ж е н и е к постановлению Минтруда СССР от 24 июня 1991 г. N 26 ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ об организации профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения О б щ и е п о л о ж е н и я Подготовка высвобождаемых работников и незанятого населения к новым сферам приложения труда в условиях развития рыночных экономических отношений является важным фактором, способствующим обеспечению полной и эффективной занятости, и рассматривается в качестве основной меры социальной защиты населения. Решение этой задачи призвана обеспечить система профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения, включающая в себя: центры органов по труду и народного образования, хозрасчетные центры государственной службы занятости для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения; учебные заведения профессионально-технического образования, системы повышения квалификации и переподготовки кадров, а также учебные подразделения предприятий, учреждений, организаций, на базе которых будет осуществляться обучение высвобождаемых работников и незанятого населения; методическое обеспечение; соответствующие подразделения служб занятости, занимающиеся организацией профессионального обучения и консультирования; финансирование обучения; государственную статистическую отчетность. Государственной службой занятости на профессиональное обучение направляются лица, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, в случаях, если: невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; необходимо изменить квалификацию в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональной квалификации; необходимо изменить квалификацию в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности). Профессиональное обучение работников, высвобождаемых с предприятий в связи с их ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности (штатов), а также лиц, приравненных к высвобождаемым работникам, осуществляется как этими предприятиями, так и предприятиями, где они могут быть трудоустроены, за счет средств предприятий, с которых высвобождены работники, а также службами занятости на условиях, определенных законодательством. Подготовка, повышение квалификации и переподготовка высвобождаемых работников и незанятого населения должны осуществляться, как правило, с последующим их трудоустройством после обучения. Государственная служба занятости может на договорных условиях оказывать предприятиям посреднические услуги в подготовке, повышении квалификации и переподготовке кадров для них, уделяя особое внимание малым предприятиям и предприятиям, которые не имеют для этого необходимых условий. I. Управление системой профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения 1. Управление системой профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения осуществляется Минтрудом СССР, Гособразованием СССР, Всесоюзным центром по трудоустройству и переобучению населения Минтруда СССР, республиканскими и региональными (областными, краевыми, автономных округов) органами государственной службы занятости и народного образования. 2. Министерство труда и социальных вопросов СССР: создает необходимую правовую и нормативную базу для профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения; разрабатывает в составе общесоюзной государственной программы занятости населения основные направления профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения; осуществляет координацию деятельности республиканских органов государственной службы занятости в области профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения; разрабатывает единую систему учета, анализа и оценки профессионально-квалификационного состава населения. 3. Государственный комитет СССР по народному образованию: осуществляет общесоюзную политику в области профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров; организует повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, преподавателей, мастеров производственного обучения учебных заведений, специалистов и квалифицированных рабочих учебных подразделений предприятий, привлекаемых к проведению профессионального обучения. 4. Всесоюзный центр по трудоустройству и переобучению населения Министерства труда и социальных вопросов СССР: организует совместно с Всесоюзным научно-методическим центром профессионально-технического обучения молодежи Гособразования СССР работу центров, создаваемых органами по труду и народного образования для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения; оказывает методическую помощь хозрасчетным центрам служб занятости по подготовке, повышению квалификации и переподготовке высвобождаемых работников и незанятого населения; обеспечивает функционирование единой общесоюзной справочно-информационной системы в части возможностей и условий обучения высвобождаемых работников и незанятого населения; организует подготовку и повышение квалификации работников республиканских органов службы занятости. 5. Комитеты занятости: обеспечивают проведение на территории республики единой государственной политики в области профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения; координируют деятельность подразделений профессионального обучения и консультирования региональных управлений занятости; участвуют совместно с органами по труду и народного образования в создании центров для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения и осуществляют общее руководство ими; содействуют межрегиональному сотрудничеству по вопросам подготовки, повышения квалификации и переподготовки незанятого населения (вне района проживания); организуют научно-исследовательские работы по проблемам профориентации и профессионального обучения незанятого населения. 6. Региональные управления занятости: организуют и координируют деятельность районных межрайонных, городских (районных в городе) центров занятости в области профессионального обучения, оказывают им необходимую методическую и финансовую помощь; определяют совместно с органами народного образования потребность в учебных местах, учебные заведения, учебные подразделения предприятий, на базе которых будет осуществляться профессиональное обучение граждан; создают хозрасчетные центры для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения; заключают хозрасчетные договоры с учебными заведениями, учебными подразделениями предприятий на обучение и финансирую их; обеспечивают районные, межрайонные, городские (районные в городе) центры занятости необходимыми документами и материалами по вопросам профессионального обучения граждан. 7. Районные, межрайонные, городские (районные в городе) центры занятости, являющиеся первичным звеном государственной службы занятости, осуществляют всю практическую работу по проведению профессиональных консультаций, в том числе молодежи, организации профессиональной ориентации, подготовки, повышения квалификации и переподготовки лиц, испытывающих затруднения в устройстве на работу, и в первую очередь высвобождаемых работников, одиноких и многодетных граждан, молодежи, инвалидов и иных категорий незанятого населения. Центры занятости городов и районов, имеющих учебные заведения, учебные подразделения предприятий, на базе которых может осуществляться профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения, заключают с ними хозрасчетные договоры на обучение и финансируют их в случаях, если региональные управления занятости делегировали им эти права. Центры занятости городов и районов, имеющих учебные заведения, учебные подразделения предприятий, на базе которых может осуществляться профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения, заключают с ними хозрасчетные договоры на обучение и финансируют их в случаях, если региональные управления занятости делегировали им эти права. Центры занятости создают автоматизированные банки данных об учебно-производственной базе, учебных местах, о возможностях профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения. 8. Республиканские, региональные, местные органы народного образования: осуществляют методическое руководство профессиональным обучением высвобождаемых работников и незанятого населения; обеспечивают учебные заведения, учебные подразделения предприятий планами и программами, методическими разработками на основе договоров со службами занятости; организуют обучение высвобождаемых работников и незанятого населения в профессиональных учебных заведениях; осуществляют контроль за качеством профессионального обучения во всех формах. 9. Для обеспечения функционирования системы профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения органы государственной службы занятости всех уровней создают соответствующие подразделения, занимающиеся организацией профессионального обучения и консультирования. Деятельность этих подразделений осуществляется в соответствии с Примерным положением о подразделениях служб занятости по профессиональному обучению и консультированию (приложение 1). II. Виды и формы профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения 10. В системе профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения могут осуществляться: подготовка новых рабочих; переподготовка (переобучение) рабочих; обучение рабочих вторым (смежным) профессиям; повышение квалификации рабочих; повышение квалификации специалистов; переподготовка специалистов. При определении целей, задач и особенностей организации обучения в различных видах и формах рекомендуется использовать Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и Секретариата ВЦСПС от 15 июня 1988 г. N 369/92-14-147/20/18-22, и другие нормативные документы по этим вопросам. 11. Лица, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу и не имеющие профессии, проходят краткосрочное первоначальное профессиональное обучение (подготовку новых рабочих), которое должно быть направлено прежде всего на освоение ими профессий, имеющих спрос на рынке труда. Продолжительность краткосрочной подготовки новых рабочих устанавливается, как правило, до 6 месяцев, а по отдельным сложным профессиям - до 12 месяцев. По согласованию с местными органами народного образования продолжительность краткосрочного обучения может изменяться. 12. Для лиц из числа высвобождаемых работников и незанятого населения, которым не может быть предложена подходящая работа по имеющимся у них профессиям и уровню квалификации, либо они изъявили желание, с учетом требований рынка труда, сменить имеющиеся профессии, либо ими утрачена способность к выполнению работы по прежней квалификации, организуется переподготовка (переобучение). Продолжительность переподготовки (переобучения) рабочих устанавливается учебными заведениями, учебными подразделениями предприятий, на базе которых проводится обучение, по согласованию со службой занятости, с учетом профессионального уровня обучаемых, их производственного опыта, сложности осваиваемых профессий, применительно к продолжительности подготовки новых рабочих по этим профессиям. В целях расширения производственного профиля, обеспечения высокой профессиональной мобильности рабочих, создания условий для совмещения ими профессий рекомендуется, с учетом интересов граждан и потребностей рынка труда в рабочих широкого профиля, обучать их вторым (смежным) профессиям. При этом продолжительность обучения устанавливается аналогично продолжительности обучения при переподготовке (переобучении) рабочих. 13. Для совершенствования профессионального мастерства высвобождаемых работников и незанятого населения из числа рабочих, получения ими более высоких тарифных разрядов (классов, категорий), изучения и освоения прогрессивной техники и технологии, оборудования, новых материалов организуется повышение квалификации по имеющимся у них профессиям с учетом интересов этой группы граждан и потребности производства. Продолжительность обучения при повышении квалификации устанавливается учебным заведением, учебным подразделением предприятия, на базе которого проводится обучение, по согласованию со службой занятости, в зависимости от целей и задач обучения, сложности изучаемых проблем, уровня квалификации обучаемых, как правило, не менее 20 часов. 14. Повышение квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения из числа специалистов организуется прежде всего с целью изучения ими рыночных экономических отношений, предпринимательства, права, новых форм организации и управления производством, прогрессивной техники и технологии, роста профессионализма и компетентности с учетом их интересов и потребности производства. Повышение квалификации может осуществляться так же для освоения специалистами новых функциональных обязанностей, особенностей предстоящей трудовой деятельности. Продолжительность обучения при повышении квалификации высвобождаемых и незанятых специалистов устанавливается исходя из целей и задач обучения, категории обучаемых, уровня их профессиональной подготовки и других факторов. 15. Высвобождаемым и незанятым специалистам, изъявившим желание быть трудоустроенными по профессиям рабочих и не имеющим этих профессий, рекомендуется с учетом потребности производства пройти соответствующее обучение. Для специалистов, имевших ранее трудовые навыки по избранной профессии, продолжительность обучения устанавливается в индивидуальном порядке. 16. Переподготовка высвобождаемых и незанятых специалистов с целью получения ими новой специальности организуется по направлению служб занятости в порядке, установленном Гособразованием СССР. 17. Профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения (ремонтные, пусковые, наладочные работы, бытовое обслуживание населения и др.), с оплачиваемыми общественными работами (обучение граждан в вечернее (сменное) время), а также предусматривать создание курсов и школ для подготовки населения к самозанятости - индивидуально-трудовой деятельности, надомному труду и другим формам занятости. III. Учебно-производственная база и методическое обеспечение профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения 18. Профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения осуществляется на базе центров для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения, создаваемых органами по труду и народному образованию; хозрасчетных центров службы занятости; учебных заведений профессионально-технического образования, системы повышения квалификации и переподготовки кадров; учебных подразделений предприятий; коммерческих организаций, занимающихся этой деятельностью. 19. Учебно-производственная база для профессионального обучения включает в себя учебные классы, кабинеты, лаборатории, мастерские, участки, полигоны, оснащенные необходимым оборудованием, тренажерами, техническими средствами обучения, наглядными пособиями в соответствии с профессиональной направленностью учебного заведения, учебного подразделения предприятия, коммерческой организации. 20. Учебные заведения профессионально-технического образования, системы повышения квалификации и переподготовки кадров, а также учебные подразделения предприятий, на базе которых будет осуществляться профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения, определяются органами народного образования, министерствами и ведомствами, в подчинении которых находятся эти учебные заведения и подразделения, с участием служб занятости. 21. Центры по труду и народного образования для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения, в том числе для работы граждан за рубежом, создаются на базе ведущих профессиональных учебных заведений. К работе этих центров в случае необходимости следует привлекать иностранные фирмы в целях подготовки кадров для развития приоритетных отраслей народного хозяйства по профессиям, специальностям, пользующимся повышенным спросом на рынке труда. Деятельность центров осуществляется в соответствии с Примерным положением о Центре для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения (приложение 2). В составе республиканских служб занятости могут создаваться хозрасчетные центры для профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения, положения о которых разрабатываются и утверждаются соответствующими органами служб занятости и народного образования. При районных, межрайонных, городских (районных в городе) центрах занятости рекомендуется создавать учебные пункты, школы, учебно-производственные мастерские, а также отдельные классы, кабинеты для профессионального обучения слабо социально защищенных граждан и в первую очередь лиц с ограниченной трудоспособностью многодетных граждан. 22. Профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения из числа рабочих рекомендуется осуществлять прежде всего на базе профессионально-технических училищ, региональных, межотраслевых и отраслевых учебных центров, учебно-курсовых комбинатов (пунктов), технических школ. При необходимости обучение по сложным, перспективным профессиям рабочих может быть организовано на базе институтов, курсов повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов, высших и средних специальных учебных заведений. 23. Повышение квалификации и переподготовка высвобождаемых и незанятых специалистов осуществляются в основном на базе отраслевых и межотраслевых институтов, курсов и факультетов повышения квалификации руководящих работников и специалистов, учебных центров, специальных факультетов вузов и отделений средних специальных учебных заведений. Повышение квалификации специалистов может быть организовано при необходимости на базе учебно-курсовых комбинатов в специально создаваемых для этого группах. 24. Для профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения рекомендуется использовать также возможности учебных подразделений предприятий (учебно-курсовых комбинатов (пунктов), школ, отделов (бюро, секторов) подготовки кадров) и в первую очередь тех предприятий, на которых возможно трудоустройство граждан после обучения. 25. Коммерческие организации могут осуществлять профориентацию и профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения только по лицензиям, выдаваемым в установленном порядке на право ведения указанной деятельности, и при наличии соответствующего сертификата, полученного от государственной службы занятости. 26. Иногородним слушателям курсов, направленным службой занятости на обучение в другую местность, предоставляются места в общежитиях учебных заведений, предприятий, на базе которых проводится обучение, а при недостаточности или отсутствии мест в общежитиях, а также невозможности организовать раздельное проживание подростков и взрослых граждан службам занятости рекомендуется воздавать соответствующий гостиничный фонд. 27. Обеспечение системы профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения учебно-программной документацией и методическими материалами координируется Всесоюзным научно-методическим центром профессионально-технического обучения молодежи Гособразования СССР, соответствующими методическими службами органов народного образования на местах на основе договоров с органами службы занятости. При профессиональном обучении рекомендуется использовать также учебные планы и программы, разрабатываемые и утверждаемые в установленном порядке министерствами и ведомствами, учебными заведениями, предприятиями с учетом особенностей обучаемого контингента, целей и задач обучения. IV. Педагогические кадры для профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения 28. Профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения осуществляется, как правило, педагогическими работниками учебных заведений, квалифицированными рабочими и специалистами предприятий, на базе которых оно проводится. Для обучения рекомендуется привлекать на условиях почасовой оплаты труда также педагогических работников других учебных заведений, квалифицированных рабочих и специалистов, предприятий. 29. Преподаватели и мастера производственного обучения учебных заведений, привлекаемые для подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения, должны отвечать квалификационным требованиям, установленным Гособразованием СССР. 30. Профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения, проводимое непосредственно на предприятиях, осуществляется преподавателями из числа руководящих работников и специалистов и инструкторами производственного обучения из числа квалифицированных рабочих и специалистов. Преподаватели должны иметь высшее или среднее специальное образование без предъявления требований к стажу работы, инструкторы - общее или среднее специальное образование, стаж работы по профессии (специальности) не менее 3 лет, высокую профессиональную подготовку. 31. Лица, привлекаемые к педагогической работе, должны быть обучены основам педагогики и психологии профессионального обучения взрослого населения и должны постоянно повышать свою профессиональную и педагогическую квалификацию. Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров учебных заведений, специалистов и квалифицированных рабочих предприятий, привлекаемых к профессиональному обучению высвобождаемых работников и незанятого населения, осуществляются Гособразованием СССР и его органами на местах в установленном порядке. 32. Условия и размеры оплаты труда педагогических работников, привлекаемых к профессиональному обучению высвобождаемых работников и незанятого населения, устанавливаются в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР от 20 марта 1991 г. N 70 "Об утверждении новых размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и архивных учреждений" и постановлением Минтруда СССР от 10 июня 1991 г. N 16 "Об условиях оплаты труда квалифицированных рабочих и специалистов, привлекаемых без освобождения от основной работы для производственного обучения рабочих при их подготовке, переподготовке, освоении смежных (вторых) профессий и повышении квалификации на производстве". V. Организация профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения 33. Гражданам, зарегистрированным в службе занятости в качестве лиц, ищущих работу и нуждающихся в профессиональном обучении, должна предшествовать бесплатная профориентационная помощь, оказываемая специалистами службы занятости (профконсультантами). Профориентационная помощь оказывается главным образом в формах профессиональной информации и профконсультации, осуществляемых путем ознакомления обратившегося за помощью с требованиями рынка труда, возможностями профессионального обучения, проведения индивидуальных бесед, социологических, психологических и других методов, изучения соответствующих документов о профессиональной подготовке, записей в трудовой книжке и др. - с целью определения соответствия здоровья, профессиональных интересов, способностей, личностных качеств каждого гражданина особенностям избираемой или рекомендуемой ему профессии, формы и места обучения. Особое внимание должно уделяться профориентационной помощи социально слабо защищенным группам населения - инвалидам, женщинам, имеющим малолетних детей, лицам, приравненным к высвобождаемым работникам. Гражданам, обратившимся за профориентационной помощью, рекомендуется предлагать несколько возможных и доступных для них вариантов выбора профессии, рода трудовой деятельности, видов и мест профессионального обучения, из которых они вправе выбрать наиболее подходящий для них. 34. Организация профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения включает в себя следующие основные элементы: определение потребности в обучении; заключение договоров на обучение; комплектование учебных групп и направление на обучение; контроль за обучением; аттестацию лиц, прошедших обучение; учет работы и статистическую отчетность по обучению. 35. Потребность в обучении рассчитывается по региону на основе планово-аналитических расчетов спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда в профессионально-квалификационном разрезе путем нахождения оптимальных вариантов трудоустройства высвобождаемых работников и незанятого населения. Потребность в обучении является основой для заказа регионального органа службы занятости учебным заведениям, учебным подразделениям предприятий на подготовку, повышение квалификации и переподготовку высвобождаемых работников и незанятого населения. Взаимоотношения между ними регулируются Примерным договором на профессиональное обучение между органом государственной службы занятости и учебным заведением, учебным подразделением предприятия (приложение 3). 36. Органы службы занятости заключают двусторонние договоры на обучение с лицами, нуждающимися в обучении, в соответствии с Примерным договором органа государственной службы занятости с гражданином(кой), направляемым на обучение (приложение 4). На основании заключенных договоров служба занятости выдает лицам, нуждающимся в подготовке, повышении квалификации или переподготовке, направления на профессиональное обучение установленной формы (приложение 5), а учебное заведение, учебное подразделение предприятия издает приказы (распоряжения) о зачислении на учебу. 37. Профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения может проводиться как в курсовой, так и в индивидуальной формах. Для курсовой формы обучения рекомендуется комплектовать учебные группы численностью как правило, не менее 10 человек в каждой из лиц, обучаемых по одной или родственным (смежным) профессиям (специальностям, должностям, видам работ), близкой квалификации, с учетом их общеобразовательной и профессиональной подготовки. Комплектование учебных групп может осуществляться как службами занятости, так и учебными заведениями, учебными подразделениями предприятий по их взаимной договоренности в сроки, устанавливаемые службой занятости. При направлении лиц на индивидуальное обучение рекомендуется при возможности включать их в состав групп, комплектуемых учебным заведением, учебным подразделением предприятия. 38. Производственное обучение (практику) обучаемых рекомендуется проводить в учебных мастерских, на участках, полигонах профессиональных учебных заведений, в условиях действующего производства и прежде всего тех предприятий, где возможно их трудоустройство. Профессиональные умения и навыки обучающиеся должны, как правило, приобретать и совершенствовать в процессе изготовления продукции или выполнения соответствующих работ. В этих целях каждому обучаемому с начала производственного обучения (практики) выделяется рабочее место, оснащенное необходимым оборудованием, инструментом, материалами. 39. Режим занятий при осуществлении профессионального обучения устанавливается учебными заведениями, учебными подразделениями предприятий, на базе которых оно проводится, по согласованию со службой занятости. 40. Контроль за реализацией законодательства о занятости населения в части профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения, правильности определения размеров и выплаты им стипендии в период обучения осуществляется инспекцией государственной службы занятости. Контроль за качеством подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения в установленном порядке осуществляют соответствующие органы народного образования, учебные заведения, учебные подразделения предприятий, на базе которых это проводится, при участии служб занятости. 41. Профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения заканчивается сдачей экзаменов или зачетов (защитой рефератов, выпускных работ), предусмотренных учебными планами и программами и проводимых в установленном порядке учебными заведениями, учебными подразделениями предприятий, где проводилось обучение. Допускается в виде исключения сдача квалификационных экзаменов (зачетов) экстерном с целью получения профессии и соответствующей квалификации либо повышения квалификационного разряда (класса, категории) по имеющейся профессии (специальности), а также получения права на выполнение определенных работ. В состав квалификационных комиссий рекомендуется включать представителей служб занятости, выдавших направления на обучение. Лицам, прошедшим профессиональное обучение и сдавшим квалификационные экзамены (зачеты, рефераты, выпускные работы), учебными заведениями, учебными подразделениями предприятий, где проводилось обучение, выдаются соответствующие документы об окончании обучения установленных Гособразованием СССР форм. 42. Гражданам, прошедшим по направлению служб занятости профессиональное обучение, запись в трудовые книжки вносится в порядке, установленном действующим законодательством. При этом указанный период обучения засчитывается в трудовой стаж. 43. Учебные заведения, учебные подразделения предприятий, на базе которых осуществляется профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения, ведут учет учебной работы в соответствии с нормативными документами Гособразования СССР. 44. Службам занятости рекомендуется осуществлять оперативный учет по всем вопросам организации и осуществления профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения в тесном взаимодействии с учебными заведениями, учебными подразделениями предприятий, на базе которых оно проводится. Органы государственной службы занятости всех уровней составляют и представляют в установленные сроки и адреса отчеты о профессиональном обучении высвобождаемых работников и незанятого населения по формам, утверждаемым Госкомстатом СССР. Службам занятости рекомендуется ежегодно проводить анализ состояния и эффективности работы по организации подготовки, повышения квалификации и переподготовки лиц, направленных на обучение, вносить необходимые изменения в структуру и содержание обучения с целью повышения его качества и результативности. VI. Финансирование профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения 45. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка лиц, зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу, осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в Государственном фонде содействия занятости. Затраты на подготовку, повышение квалификации и переподготовку лиц, зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу, включают следующие основные виды расходов: оплату труда преподавателей и мастеров (инструкторов) производственного обучения; оплату труда членов квалификационных комиссий учебных заведений, учебных подразделений предприятий, приглашенных со стороны, а также преподавателей и мастеров (инструкторов) производственного обучения за участие в проведении экзаменов; транспортные расходы и расходы за проживание в общежитиях (гостиницах) при обучении граждан в другой местности; выплату стипендий на период обучения в размерах, установленных законодательством; оплату за разработку, изготовление и приобретение учебных планов, программ, учебно-методических материалов; оплату за приобретение, аренду необходимых учебно-производственных площадей, оборудования, другие материальные ресурсы, пользование услугами учебных заведений и учебных подразделений предприятий; иные расходы, связанные непосредственно с организацией и осуществлением подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения. Затраты на профессиональное обучение включаются в смету расходов службы занятости, составляемую и утверждаемую в установленном порядке. 46. Если в течение 2 лет, предшествующих высвобождению работники не имели возможности по прежнему месту работы повысить уровень своей профессиональной квалификации или получить смежную (вторую) профессию, все затраты, связанные с их необходимым обучением, производятся за счет средств предприятий, с которых высвобождены эти работники. Повышение уровня квалификации указанных работников за предшествующие 2 года, прохождение ими обучения с целью переподготовки, освоения вторых (смежных) профессий, повышения квалификационных разрядов, классов, категорий, изучения новой техники и технологии, вопросов, связанных с предпринимательством, переходом на рыночные отношения и др., должно удостоверяться соответствующими документами. 47. При необходимости государственная служба занятости может компенсировать предприятиям полностью или частично затраты на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобождаемых с других предприятий. VII. Материальная поддержка высвобождаемых работников и незанятого населения в период их профессионального обучения 48. Работникам, высвобождаемым с предприятий в связи с их ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности (штатов), в период профессионального обучения предоставляются особые гарантии материальной поддержки, а лицам, зарегистрированным в службе занятости в качестве ищущих работу, - стипендии, выплачиваемые в размерах, предусмотренных Основами законодательства Союза ССР и республик о занятости населения. * * * На основе настоящего Примерного положения республиканские органы по труду по согласованию с органами народного образования могут разрабатывать и утверждать в установленном порядке Положения о профессиональном обучении высвобождаемых работников и незанятого населения в республиках. П р и л о ж е н и е 1 к Примерному положению об организации профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения, утвержденному постановлением Минтруда СССР от 24 июня 1991 г. N 26 ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о подразделениях служб занятости по профессиональному обучению и консультированию В органах государственной службы занятости всех уровней в целях обеспечения функционирования системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения создаются подразделения, занимающиеся организацией профессионального обучения и профконсультирования (отделы, бюро, секторы, группы или иные подразделения с аналогичными функциями). Основными задачами подразделений являются: организация и проведение профессиональных консультаций для лиц, обращающихся в органы службы занятости; организация профессионального обучения лиц, зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу и нуждающихся в обучении; оказание содействия предприятиям, учреждениям, организациям в профессиональном обучении высвобождаемых работников. В своей деятельности подразделения руководствуются Основами законодательства Союза ССР и республик о занятости населения, республиканскими законами, постановлениями, распоряжениями, Кабинета министров СССР и правительств республик, Минтруда СССР, Гособразования СССР и соответствующих республиканских органов по труду и народному образованию местных Советов народных депутатов, Примерным положением об организации профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения, настоящим Примерным положением, а также другими нормативными актами. I. Функции подразделений В соответствии с возложенными на него основными задачами: 1. Подразделение республиканского органа службы занятости (Главного управления, департамента или иного органа с аналогичными функциями): обеспечивает проведение на территории республики единой государственной политики в области профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения и несет ответственность за ее реализацию; подготавливает предложения к государственной республиканской программе занятости в части профконсультационной работы, профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения; участвует в формировании системы профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения, в том числе инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью; координирует деятельность региональных (областных, краевых, автономных округов) служб занятости в части профконсультационной работы и профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения, осуществляет организационное и методическое руководство ими; содействует межрегиональному сотрудничеству по вопросам подготовки и переподготовки незанятого населения (вне района проживания); участвует в разработке и создании общегосударственной справочно-информационной системы службы занятости по вопросам профконсультаций и профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения; совместно с органами народного образования участвует в аттестации и определении учебных заведений, учебных подразделений предприятий, на базе которых будет осуществляться профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения; создает республиканский банк учебных заведений, учебных подразделений предприятий, коммерческих организаций, на базе которых будет осуществляться профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения; участвует в создании на базе ведущих профессиональных учебных заведений центров органов по труду и народного образования для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения; обеспечивает региональные управления занятости необходимыми нормативными и методическими материалами по профконсультационной работе и профессиональному обучению; подготавливает предложения по организации научно-исследовательских работ по проблемам профориентации неработающих граждан, их подготовки, повышения квалификации и переподготовки; составляет в установленном порядке проекты смет расходов на профконсультационную работу и профессиональное обучение по республике в целом; обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на эти цели; организует обучение и повышение квалификации работников службы занятости, а при необходимости - работников республиканских министерств, ведомств, занимающихся вопросами трудоустройства, профориентации и обучения высвобождаемых граждан; составляет государственную статистическую отчетность по республике по вопросам профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения; осуществляет совместно с органами народного образования контроль за качеством профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения; изучает и распространяет передовой опыт работы по профконсультациям и профессиональному обучению высвобождаемых работников и незанятого населения, имеющий республиканское значение, организует обмен опытом работы. 2. Подразделение регионального управления занятости: выполняет функции, аналогичные функциям подразделения комитета занятости, в пределах своей компетенции; определяет совместно с органами народного образования основные направления профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения с учетом потребностей рынка труда; координирует в регионе работу по профессиональному обучению незанятого населения, совместно с органами народного образования определяет потребность в учебных местах, учебных программах, осуществляет методическое обеспечение; организует заключение хозрасчетных договоров с учебными заведениями, учебными подразделениями предприятий на обучение высвобождаемых работников и незанятого населения; обеспечивает подготовку необходимых материалов, предложений, обоснований по созданию в службе занятости хозрасчетных центров профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения. 3. Подразделение районного, межрайонного, городского (районного в городе) центра занятости: подготавливает предложения к местным программам занятости по вопросам профконсультационной работы и профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения и обеспечивает их реализацию; осуществляет тесное взаимодействие с учебными заведениями, учебными подразделениями предприятий по вопросам организации профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения; определяет потребность в подготовке, повышении квалификации и переподготовке высвобождаемых работников и незанятого населения; проводит профессиональные консультации, организует профессиональную ориентацию, подготовку, повышение квалификации и переподготовку лиц, испытывающих затруднения в устройстве на работу, и в первую очередь высвобождаемых работников, одиноких и многодетных граждан, молодежи, инвалидов и иных категорий незанятого населения, направляет их на обучение; организует заключение договоров с учебными заведениями, учебными подразделениями, предприятий на профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения, если эти права делегированы региональным управлениям занятости; комплектует совместно с учебными заведениями, учебными подразделениями, предприятий учебные группы из числа высвобождаемых работников и незанятого населения; организует обучение, совмещенное с временной занятостью населения, с оплачиваемыми общественными работами, а также для подготовки населения к самозанятости - индивидуально-трудовой деятельности, надомному труду и др.; оказывает на договорных условиях услуги предприятиям по организации подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для них; участвует в проводимой органами народного образования аттестации учебных заведений с целью определения их возможностей для профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения; создает банк данных об учебно-производственной базе, учебных местах, о возможностях профессионального обучения граждан; обеспечивает при необходимости заказ на учебно-программную документацию для профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения; обеспечивает население территории информацией о возможностях и условиях обучения, материальном обеспечении в период обучения; участвует совместно с органами народного образования в контроле за качеством обучения, подборе членов квалификационных комиссий учебных заведений, учебных подразделений предприятий, работе квалификационных комиссий, по аттестации лиц, завершивших профессиональное обучение; составляет в установленном порядке проекты сметы расходов на профконсультационную работу и профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения; оформляет документы счетов на оплату учебных заведений, учебных подразделений предприятий за профессиональное обучение в соответствии с договорами; ведет оперативный учет по всем вопросам, связанным с организацией профконсультаций и профессионального обучения; составляет статистическую отчетность по профессиональному обучению высвобождаемых работников и незанятого населения по формам, устанавливаемым Госкомстатом СССР; проводит ежегодный анализ состояния и эффективности работы по профконсультированию и профессиональному обучению высвобождаемых работников и незанятого населения, разрабатывает меры, направленные на дальнейшее совершенствование этой работы; изучает опыт работы предприятий с высвобождаемыми работниками, оказывает при необходимости предприятиям помощь в разработке и осуществлении мероприятий, по организации обучения этих работников. II. Права и ответственность руководителя подразделения 4. Подразделение возглавляет руководитель, назначаемый соответствующей службой занятости, из числа лиц, имеющих высшее образование, практический опыт работы по подготовке кадров и прошедших специальное обучение; структура и штаты подразделения определяются и утверждаются в установленном порядке. Руководителю подразделения для решения задач и выполнения возложенных на подразделение функций в пределах его компетенции предоставляется право; представительствовать от имени органа службы занятости, в составе которого находится подразделение, на семинарах, совещаниях, конференциях, проводимых государственными, международными или общественными организациями, по вопросам профконсультационной работы и профессионального обучения высвобождаемых и незанятых граждан; в установленном порядке посещать предприятия и учебные заведения, независимо от их ведомственной подчиненности с целью изучения возможностей для организации обучения высвобождаемых работников и незанятого населения, контроля за качеством его проведения; проводить совещания, семинары, конференции с работниками, службы занятости, учебных заведений, учебных подразделений предприятий, по вопросам профконсультации и профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения; запрашивать от учебных заведений, учебных подразделений предприятий, коммерческих организаций информацию о наличии свободных учебных мест, о возможностях организации профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения; разрабатывать и вносить в установленном порядке предложения о совершенствовании работы подразделения, повышении качества и эффективности профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения. 5. Руководитель подразделения несет ответственность за: своевременное и качественное выполнение возложенных на подразделение функций по профессиональной консультации, профессиональной ориентации населения, подготовке, повышению квалификации и переподготовке высвобождаемых и незанятых граждан; правильное использование средств на эти цели; состояние учета и отчетности по вопросам профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения; комплектование подразделения квалифицированными кадрами, организацию творческой, плодотворной их работы и соблюдение ими правил внутреннего трудового распорядка. П р и л о ж е н и е 2 к Примерному положению об организации профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения, утвержденному постановлением Минтруда СССР от 24 июня 1991 г. N 26 ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о Центре для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения Центр для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения является республиканским, региональным или межрегиональным экспериментальным многопрофильным учебным заведением органов по труду и народному образованию и создается на базе ведущих профессиональных учебных заведений. I. Основные задачи и направления деятельности Центра 1. Основными задачами и направлениями деятельности Центра являются: подготовка, повышение квалификации и переподготовка лиц, в том числе для работы за рубежом, зарегистрированных в Государственной службе занятости в качестве ищущих работу по профессиям (специальностям, видам деятельности), имеющим повышенный спрос на рынке труда, в том числе в области компьютерной технологии, автосервиса, ремонта и обслуживания бытовой техники, охраны окружающей среды, общественного питания и бытового обслуживания населения, малого бизнеса и др.; профессиональное обучение социально слабо защищенных граждан, в том числе многодетных матерей, лиц с ограниченной трудоспособностью, а также граждан, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью надомным трудом и другими видами занятости; отработка с учетом специфики и особенностей регионов передовых отечественных и зарубежных методик обучения высвобождаемых и незанятых граждан, совмещения обучения с выполнением заказов для предприятий, и населения (ремонтные, пусковые, наладочные работы, бытовое обслуживание населения и др.); внедрение таких методик в практику работы по обучению граждан; оказание методической помощи хозрасчетным центрам, создаваемым службами занятости для профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения, изучение и распространение передового опыта работы таких центров; оказание при необходимости на договорных условиях услуг предприятиям, учреждениям, организациям по профессиональному обучению кадров, особенно малым предприятиям и предприятиям, не имеющим условий для обучения; подготовка кадров для приоритетных направлений развития народного хозяйства с привлечением в случае необходимости к этой работе иностранных фирм. 2. Создание Центра и прекращение его деятельности осуществляется республиканскими органами по труду и народному образованию по согласованию с местными Советами народных депутатов, Минтрудом СССР и Гособразованием СССР, если нет иного порядка, принятого в республике. Центр возглавляется директором, его назначение утверждается республиканскими органами по труду и народному образованию по согласованию с местными Советами народных депутатов. Структура и штаты Центра определяются с учетом действующего положения праве директора учебного заведения утверждать структуру, штатное расписание и устанавливать должностные оклады и ставки заработной платы в соответствии с действующими схемами. Типовая структура и типовые штаты определяются республиканскими органами по труду и народному образованию по аналогии с типовой структурой и штатами профтехучилищ и учебно-курсовых комбинатов. Работники Центра назначаются и освобождаются от занимаемых должностей директором Центра в установленном порядке и в соответствии с законодательством о труде. 3. Центр в своей деятельности руководствуется Основами законодательства Союза ССР и республик о занятости населения, республиканскими законами, постановлениями, распоряжениями Кабинета министров СССР и правительств республик, Минтруда СССР, Гособразования СССР и соответствующих республиканских органов по труду и народному образованию, местных Советов народных депутатов, Примерным положением об организации профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения, настоящим Примерным положением, а также другими нормативными актами. Центр ведет установленные для него делопроизводство, архив, бухгалтерский и статистический учет и отчетность и представляет в соответствии с установленными сроками и формами отчеты по профессиональному обучению в вышестоящий орган по подчиненности. На основе настоящего Примерного положения Центр разрабатывает и утверждает свой устав, определяющий цели, задачи и виды его деятельности, правила внутреннего распорядка. II. Учебно-производственная база, инженерно-педагогические кадры Центра 4. Для осуществления основных задач и направлений деятельности Центр должен иметь: учебные кабинеты, лаборатории, учебно-производственные мастерские, участки, полигоны, оснащенные в соответствии с профессиональной направленностью Центра необходимым современным оборудованием, техническими средствами обучения, наглядными пособиями, тренажерами, компьютерной техникой, позволяющими осуществлять учебный процесс на высоком теоретическом и практическом уровнях, а также выполнять производственные работы и выпускать готовую продукцию высокого качества; учебно-методический кабинет, библиотеку с читальным залом, медицинский пункт, столовую общежитие для иногородних, помещения для педагогических работников, административного и обслуживающего персонала, коммунально-бытовые и другие помещения, оборудованные в соответствии с действующими нормами и санитарными правилами. 5. Учебно-производственная база Центра должна обеспечивать многопрофильность профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения как из числа рабочих, так и специалистов. 6. Обеспечение Центра необходимым оборудованием, техникой, наглядными пособиями, техническими средствами обучения, инструментом, материалами осуществляется по заказам Центра соответствующими предприятиями - изготовителями оборудования и техники республиканских органов народного образования, республиканскими органами материально-технического снабжения в установленном порядке. 7. Подбор инженерно-педагогических кадров (преподавателей, мастеров (инструкторов) производственного обучения) Центра рекомендуется осуществлять на контрактной основе, а также путем проведения конкурсов в порядке, определяемом уставом Центра. При необходимости с инженерно-педагогическими и другими работниками Центр может заключать срочные трудовые соглашения в соответствии с законодательством о труде. 8. Для работы в Центре рекомендуется привлекать на условиях почасовой оплаты труда высококвалифицированных инженерно-педагогических работников других учебных заведений, специалистов и квалифицированных рабочих предприятий. 9. Лица, привлекаемые к педагогической работе, должны владеть основами психологии, педагогики и методики профессионального обучения взрослого населения, постоянно повышать свой профессиональный и педагогический уровень. 10. Обязанности работников Центра определяются квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и служащих, положениями и инструкциями, утверждаемыми в установленном порядке. 11. Для коллегиального рассмотрения основных учебно-производственных и методических вопросов в Центре рекомендуется создавать Совет, состав и деятельность которого определяются Положением о Совете, утверждаемом общим собранием коллектива. III. Организация учебного процесса 12. Обучение в Центре должно быть направлено на подготовку слушателей к новым сферам трудовой деятельности, высокопроизводительному, творческому труду. Оно может осуществляться по дневной, вечерней сменной формам, а также самостоятельно по индивидуальным планам со сдачей экзаменов экстерном. 13. Продолжительность профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения устанавливается Центром по согласованию с соответствующими службами занятости и органами народного образования и определяется учебными планами и программами исходя из целей и задач обучения, уровня профессиональной подготовки обучаемых и других факторов. 14. В Центр принимаются лица по направлениям служб занятости и предприятий в соответствии с их предварительными заявками и заключенными с Центром договорами. Лица, прибывшие в Центр на обучение, должны иметь направление на учебу, документы, удостоверяющие профессию (специальность) и квалификацию а в необходимых случаях копию платежного поручения об оплате за обучение. Комплектование учебных групп осуществляется Центром по мере поступления слушателей. Группы рекомендуется создавать численностью не менее 10 человек в каждой из лиц, как правило, обучаемых по одной или родственным (смежным) профессиям (специальностям, должностям, видам работ), близкой квалификации, с учетом уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки. 15. Обеспечение Центра учебно-программной документацией и методическими материалами осуществляется соответствующими методическими службами органов народного образования на местах на основе договоров с Центром. При отсутствии необходимых учебных планов и программ Центр может организовать их разработку на договорных условиях с соответствующими методическими службами народного образования, высококвалифицированными специалистами предприятий. 16. Учебный процесс должен предусматривать чередование теоретического обучения в Центре с производственным обучением (практикой) в учебно-производственных мастерских, на участках, полигонах профессиональных учебных заведений, на базе передовых предприятий и прежде всего тех где возможно трудоустройство обучаемых. В этих целях обучаемым выделяются рабочие места, оснащенные необходимым оборудованием, инструментом, материалами. При этом профессиональные умения и навыки обучающиеся должны, как правило, приобретать и совершенствовать в процессе изготовления продукции или выполнения услуг населению. 17. Режим проведения профессионального обучения высвобождаемых и незанятых граждан устанавливается Центром по согласованию со службами занятости, направившими этих граждан на обучение. Контроль за качеством обучения осуществляется Центром в установленном порядке при участии служб занятости и органов народного образования. 18. Профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения заканчивается сдачей ими квалификационных экзаменов или зачетов (защитой рефератов или выпускных работ), предусматриваемых учебными планами и программами и проводимых в установленном порядке. В состав квалификационных комиссий Центра включаются представители служб занятости, направивших граждан на обучение, и тех предприятий, на которых возможно трудоустройство лиц, прошедших обучение. Лицам, успешно окончившим обучение в Центре, выдается соответствующий документ установленной Гособразованием СССР формы. IV. Права Центра и его ответственность 19. Центру предоставляется право: разрабатывать и представлять на утверждение свою структуру; определять формы организации учебного процесса и производительного труда обучаемых, широко используя при этом передовой отечественный и зарубежный опыт; вступать в договорные отношения с учебными заведениями, предприятиями независимо от форм собственности и хозяйствования; приобретать, арендовать учебно-производственные площади, оборудование, технические средства обучения, компьютерную технику, материальные и прочие ценности, необходимые для организации обучения. 20. Центр несет ответственность за: своевременное и качественное выполнение возложенных на него задач по профессиональному обучению высвобождаемых работников и незанятого населения; качество подготовки, повышения квалификации и переподготовки лиц, принятых на обучение; правильное и эффективное расходование средств, предназначенных на содержание Центра и профессиональное обучение кадров; достоверность учета и отчетности за свою деятельность; подбор кадров, организацию их творческой работы и соблюдение ими правил внутреннего трудового распорядка. V. Финансовая и хозяйственная деятельность Центра 21. Финансирование деятельности Центра осуществляется за счет общесоюзной части Государственного фонда содействия занятости. Центр ежегодно составляет смету расходов, утверждаемую Минтруда СССР. 22. Оплата труда руководителей Центра, мастеров (инструкторов) производственного обучения, преподавателей должна производиться в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР от 20 марта 1991 г. N 70 "Об утверждении новых размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и архивных учреждений", а также постановлением Минтруда СССР от 10 июня 1991 г. N 16 "Об условиях оплаты труда квалифицированных рабочих и специалистов, привлекаемых без освобождения от основной работы для производственного обучения рабочих при их подготовке, переподготовке, освоении смежных (вторых) профессий и повышении квалификации на производстве". 23. Выплата стипендии обучающимся в Центре лицам, зарегистрированным в службе занятости в качестве ищущих работу и направленным на обучение, осуществляется соответствующей службой занятости в размерах, определяемых Основами законодательства Союза ССР и республик о занятости населения и соответствующими республиканскими законами. 24. В своей работе по профессиональному обучению высвобождаемых и незанятых граждан Центру рекомендуется на имеющейся учебно-производственной базе, а также на специально создаваемых рабочих местах, производственных участках, в мастерских осуществлять хозяйственную деятельность, направленную на обеспечение временной занятости населения. 25. При условии полного выполнения возложенных на него функций Центр может заключать прямые договоры с предприятиями на выполнение учебно-консультационных, внедренческих и других услуг и видов работ по профилю своей деятельности. Указанные работы выполняются по существующим расценкам, а в случае их отсутствия - по договорным ценам. Средства, получаемые Центром от хозрасчетной деятельности, расходуются на улучшение социально-бытовых условий работников, а также развитие учебно-производственной базы Центра в частях, определяемых его уставом. На Центр распространяется действие Основных положений хозяйственного механизма в народном образовании, одобренных Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе 19 декабря 1989 г. (протокол N 8, раздел IV). П р и л о ж е н и е 3 к Примерному положению об организации профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения, утвержденному постановлением Минтруда СССР от 24 июня 1991 г. N 26 ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР на профессиональное обучение между органом государственной службы занятости и учебным заведением, учебным подразделением предприятия Настоящий договор заключен между ________________________________ (полное наименование органа ______________________________________________________________________ государственной службы занятости) в дальнейшем именуемым "Службой занятости", в лице ___________________ (ф. и. о. ______________________________________________________________________ руководителя или уполномоченного им лица) с одной стороны, и ___________________________________________________ (полное наименование учебного заведения, ______________________________________________________________________ учебного подразделения предприятия) в дальнейшем именуемым "Учебное заведение", в лице ___________________ (ф. и. о. ______________________________________________________________________ руководителя или уполномоченного им лица) с другой стороны, в следующем: Служба занятости поручает, а Учебное заведение обязуется осуществлять профессиональное обучение лиц, направляемых Службой занятости, по профессиям (специальностям): -------T------------------------T------------------------------------- ¦ Наименование профессий ¦ Виды и формы обучения (подготовка, N пп.¦ ¦ освоение вторых (смежных) профессий, ¦ (специальностей) ¦ повышение квалификации) -------+------------------------+------------------------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ I. Служба занятости обязуется: 1. Направлять на обучение лиц как в индивидуальном порядке, так и группами по указанным профессиям (специальностям). 2. Производить оплату Учебному заведению за обучение направленных лиц, а также за их проживание в общежитии, если оно находится в другой местности, в соответствии с представляемой Учебным заведением сметой расходов, согласованной со Службой занятости. 3. Содействовать Учебному заведению в комплектовании учебных групп из числа направляемых на обучение лиц. 4. Принимать участие в совместной с учебным заведением работе по осуществлению контроля за качеством обучения, аттестации окончивших учебу. II. Учебное заведение обязуется: 5. Профессиональное обучение направленных службой занятости лиц проводить в соответствии с утвержденными в установленном порядке и согласованными с Заказчиком учебными планами и программами. 6. Предоставлять иногородним обучающимся места в общежитии на период обучения, а при отсутствии мест - обеспечивать расселение их в частном секторе или на арендуемой жилой площади. 7. Своевременно информировать Службу занятости о неуспевающих и допускающих пропуски учебных занятий без уважительных причин учащихся, а также предоставлять по запросам Службы занятости требуемую информацию о состоянии и качестве обучения. 8. В случае не сдачи обучаемыми предусмотренных учебной программой квалификационных экзаменов (зачетов) по причине недостаточных знаний, умений и навыков проводить с ними дополнительные занятия, квалификационные экзамены (зачеты) без оплаты за них. III. Общие вопросы 9. Каждая из сторон должна оказывать максимальное содействие другой стороне в выполнении принятых договором обязательств, своевременно принимать зависящие от нее меры по улучшению качества и повышению эффективности обучения граждан. 10. Порядок, условия и сроки оплаты за обучение определяются договаривающимися сторонами. 11. Отчисление обучающихся за непосещение занятий, неуспеваемость, нарушение трудовой дисциплины или общественного порядка должно осуществляться учебным заведением при участии представителя службы занятости. Вопрос о дальнейшем использовании учебным заведением средств на обучение, перечисленных Службой занятости, решается обеими сторонами в каждом отдельном случае. 12. Настоящий договор заключен на ______________ период, он может быть продлен, изменен или расторгнут по согласованию сторон. О решении продлить или расторгнуть договор одна сторона ставит в известность другую сторону в официальном порядке не позднее чем за 3 месяца до окончания срока действия договора. 13. Споры, возникающие между сторонами, разрешаются в порядке, установленном законодательством. 14. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 19___ г. Договор составлен в двух экземплярах и хранится по одному у каждой из сторон. 15. Адреса сторон: Службы занятости: _______________________________________________ (индекс, полное наименование адреса) Расчетный счет __________________________________________________ (местонахождение и N счета) Учебного заведения: _____________________________________________ (индекс, полное наименование адреса) Расчетный счет __________________________________________________ (местонахождение и N счета) Дата заключения договора ________________________________________ М.п. заказчика _____________________ (подпись) М.п. исполнителя _____________________ (подпись) П р и л о ж е н и е 4 к Примерному положению об организации профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения, утвержденному постановлением Минтруда СССР от 24 июня 1991 г. N 26 ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР органа государственной службы занятости с гражданином(кой), направляемым на обучение Настоящий договор заключен между органом государственной службы занятости, в дальнейшем именуемым "Службой занятости", в лице ______________________________________________________________________ (ф. и. о. руководителя или уполномоченного им лица) с одной стороны, и гражданином(кой) __________________________________ (фамилия, имя, отчество) с другой стороны, в следующем: I. Служба занятости обязуется: 1. Направить в течение ______ дней с момента заключения договора гражданина(ку) _______________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) на профессиональное обучение по профессии (специальности) ____________ для __________________________________________________________________ (подготовки, по новой профессии, переподготовки, повышения ______________________________________________________________________ квалификации по профессии (специальности) со сроком обучения _______________ месяцев. 2. Выплачивать гражданину(ке) с момента направления на учебу и до ее окончания стипендию в размере _____________________________ руб. (прописью) в месяц, установленном в соответствии с законодательством. 3. Предоставить гражданину(ке) __________________________________ (фамилия, имя, отчество) необходимые средства для оплаты проезда к месту учебного заведения и обратно в случае, если оно расположено в другой местности. II. Гражданин(ка) _______________________________________________ (фамилия, имя, отчество) обязуется: 4. Пройти курс профессионального обучения в полном объеме, предусмотренном учебной программой, соблюдать и выполнять установленные учебным заведением правила и требования. 5. Поставить в известность Службу занятости об окончании обучения в _____________ срок. III. Общие вопросы 6. Ни одна из сторон не вправе расторгнуть настоящий договор в одностороннем порядке без уважительных причин и уведомления другой стороны. 7. В случае прекращения гражданином(кой) ________________________ учебы ему(ей) приостанавливается выплата стипендии, а вопрос о назначении пособия по безработице решается в установленном законодательством порядке. 8. Споры, возникающие между сторонами, решаются в установленном законодательством порядке. Договор составлен в двух экземплярах и хранится по одному у каждой из сторон. 9. Адреса сторон: Службы занятости: _______________________________________________ (индекс, полное наименование адреса) Гражданина(ки): _________________________________________________ (индекс, полное наименование адреса) Дата заполнения договора ________________________________________ М.п. Службы занятости _____________________ (подпись) _____________________ (подпись) П р и л о ж е н и е 5 к Примерному положению об организации профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения, утвержденному постановлением Минтруда СССР от 24 июня 1991 г. N 26 Наименование учебного заведения _________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ НАПРАВЛЕНИЕ на профессиональное обучение Уважаемый(ая)____________________________________________________ В соответствии с полученными от Вас сведениями о наличии учебных мест для профессионального обучения направляем на обучение гр. __________________________________________________________________ для __________________________________________________________________ (подготовки, по новой профессии, переподготовки, повышения ______________________________________________________________________ квалификации по профессии (специальности) со сроком обучения _________ мес. и стипендией (за счет средств учебного заведения, Государственного фонда содействия занятости) в размере _________________________________________________________ руб. Дата М.п. _____________________ (подпись) |