ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СССР. Основы. Верховный Совет СССР. 10.12.90 1820-I

    ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СССР

                                ОСНОВЫ

                         ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

                          10 декабря 1990 г.
                               N 1820-I

                             (ВСНД 90-51)
     

     Настоящие Основы  определяют  общие  правовые,  экономические   и
социальные условия инвестиционной деятельности на территории СССР. Они
направлены на обеспечение равной защиты прав,  интересов  и  имущества
субъектов   инвестиционной   деятельности   вне  зависимости  от  форм
собственности,  на эффективное  функционирование  народного  хозяйства
СССР в условиях рыночной экономики.

                          I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Инвестиции

     Инвестициями являются  все  виды имущественных и интеллектуальных
ценностей,  вкладываемых в объекты предпринимательской и других  видов
деятельности,  в  результате  которой  образуется  прибыль (доход) или
достигается социальный эффект.
     Такими ценностями могут быть:
     денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие
ценные бумаги;
     движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование
и другие материальные ценности);
     имущественные права,  вытекающие из авторского права,  "ноу-хау",
опыт и другие интеллектуальные ценности;
     права пользования землей и другими природными ресурсами,  а также
иные имущественные права;
     другие ценности.
     Инвестиции в воспроизводство основных фондов могут осуществляться
в форме капитальных вложений.

     Статья 2. Инвестиционная деятельность

     1. Под   инвестиционной   деятельностью  понимается  совокупность
практических  действий  граждан,  юридических  лиц  и  государства  по
реализации инвестиций.
     2. Инвестиционная деятельность осуществляется на основе:
     инвестирования, осуществляемого   гражданами,  негосударственными
предприятиями,    хозяйственными    ассоциациями,     обществами     и
товариществами,  а  также  общественными и религиозными организациями,
иными юридическими лицами, основанными на коллективной собственности;
     государственного инвестирования,  осуществляемого органами власти
и управления Союза ССР,  союзных и  автономных  республик,  автономных
округов и областей, других административно территориальных образований
за счет средств бюджетов,  внебюджетных фондов и  заемных  средств,  а
также   государственными   предприятиями   и   учреждениями   за  счет
собственных и заемных средств;
     иностранного инвестирования,     осуществляемого     иностранными
гражданами, юридическими лицами и государствами;
     совместного инвестирования,    осуществляемого    советскими    и
иностранными гражданами и юридическими лицами, государствами.

     Статья 3. Объекты инвестиционной деятельности

     Объектами инвестиционной  деятельности являются вновь создаваемые
и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях
и сферах народного хозяйства,  ценные бумаги, целевые денежные вклады,
научно  техническая  продукция,  интеллектуальные   ценности,   другие
объекты собственности, а также имущественные права.
     Запрещается инвестирование в объекты,  создание  и  использование
которых не отвечает требованиям санитарно гигиенических, экологических
и других норм,  установленных законодательством Союза ССР,  союзных  и
автономных республик,  а также наносит ущерб охраняемым законом правам
и интересам граждан, юридическим лицам и государству.

     Статья 4. Субъекты инвестиционной деятельности

     1. Субъектами    (инвесторами   и   участниками)   инвестиционной
деятельности могут быть советские и иностранные граждане и юридические
лица, государства.
     2. Инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности,  принимающие
решения о вложении собственных, заемных и привлеченных имущественных и
интеллектуальных ценностей.
     Инвесторы могут   выступать   в   роли   вкладчиков,  кредиторов,
покупателей, а также выполнять функции любого участника инвестиционной
деятельности.
     3. Участниками инвестиционной деятельности являются  советские  и
иностранные граждане и юридические лица,  обеспечивающие осуществление
инвестиций в качестве исполнителей заказов или на основании  поручения
инвестора.

     Статья 5. Законодательство Союза ССР, союзных и автономных
               республик об инвестиционной деятельности

     Отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности
в СССР,  регулируются настоящими Основами и издаваемыми в соответствии
с  ними  законодательными  актами  Союза  ССР,  союзных  и  автономных
республик.
     Инвестиционная деятельность регулируется:
     советских субъектов за рубежом  -  законодательством  страны,  на
территории  которой эта деятельность осуществляется,  соответствующими
международными договорами, а также специальным законодательством Союза
ССР и союзных республик;
     иностранных субъектов в СССР,  а также  советских  и  иностранных
субъектов в свободных экономических зонах в СССР - настоящими Основами
и  специальным  законодательством  Союза  ССР,  союзных  и  автономных
республик.

            II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Статья 6. Права инвесторов

     1. Все   инвесторы   имеют   равные   права   по    осуществлению
инвестиционной деятельности.
     Использование инвестором   имущественных    и    интеллектуальных
ценностей на инвестиции в объекты,  не запрещенные настоящими Основами
и другим законодательством Союза ССР,  союзных и автономных республик,
без  каких  либо  ограничений  признается  его  неотъемлемым  правом и
охраняется законом.
     2. Инвестор   самостоятельно  определяет  объемы,  направления  и
эффективность  осуществляемых  инвестиций  и  по   своему   усмотрению
привлекает на договорной основе граждан и юридических лиц, необходимых
ему для реализации инвестиций.
     3. По решению инвестора права владения, пользования, распоряжения
инвестициями и  результатами  их  осуществления  могут  быть  переданы
другим гражданами юридическим лицам в порядке,  установленном законом.
Взаимоотношения сторон при указанной передаче прав регулируются ими на
основе договоров.
     4. Для инвестирования могут быть привлечены финансовые средства в
виде  кредитов,  выпуска  в  установленном  законодательством  порядке
ценных бумаг и займов.
     Имущество инвестора    может   использоваться   им   в   качестве
обеспечения  его  обязательств.  В  залог  принимается  только   такое
имущество,  которое находится в собственности заемщика или принадлежит
ему  на  правах  полного  хозяйственного   ведения,   если   иное   не
предусмотрено законодательными актами Союза ССР,  союзных и автономных
республик.  Заложенное имущество при нарушении залоговых  обязательств
может быть реализовано в установленном законодательством порядке.
     5. Инвестор  вправе   владеть,   пользоваться   и   распоряжаться
объектами  и результатами инвестиций,  включая реинвестиции и торговые
операции на территории СССР,  в соответствии с законодательными актами
Союза ССР, союзных и автономных республик.
     Законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик могут
быть  определены объекты,  инвестирование в которые не влечет за собой
приобретения права собственности на них,  но не исключает  возможности
последующего владения, оперативного управления или участия инвестора в
доходах от эксплуатации этих объектов.
     6. Инвестор   вправе  приобретать  необходимое  ему  имущество  у
граждан и юридических лиц непосредственно  или  через  посредников  по
ценам и на условиях,  определяемых по договоренности сторон,  если это
не  противоречит  законодательству,  без  ограничений  по   объему   и
номенклатуре.

     Статья 7. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности

     1. Основным  правовым  документом,  регулирующим  взаимоотношения
между   субъектами   инвестиционной   деятельности,  является  договор
(соглашение).
     Заключение договоров,  выбор партнеров, определение обязательств,
любых других условий хозяйственных взаимоотношений,  не противоречащих
законодательству Союза ССР,  союзных и автономных республик,  является
исключительной  компетенцией  субъектов  инвестиционной  деятельности.
Вмешательство    государственных   органов   и   должностных   лиц   в
осуществление договорных  отношений  между  субъектами  инвестиционной
деятельности сверх своей компетенции не допускается.
     Субъекты инвестиционной   деятельности   вправе    организовывать
конкурсы   (торги)   для  привлечения  граждан  и  юридических  лиц  к
осуществлению инвестиционной деятельности.
     2. Условия договоров, заключенных между субъектами инвестиционной
деятельности,  сохраняют свою силу на весь срок действия договоров и в
случаях,  когда  после  их  заключения  законодательством  установлены
условия,  ухудшающие  положение  субъектов,  если  они  не  пришли   к
соглашению об изменении условий договора.

     Статья 8. Обязанности субъектов инвестиционной деятельности

     1. Инвестор в случаях и порядке,  установленных законодательством
Союза ССР, союзных и автономных республик, обязан:
     представить финансовым органам декларацию об объемах и источниках
осуществляемых им инвестиций;
     получить необходимые разрешения  и  согласования  соответствующих
органов власти и специальных служб на капитальное строительство;
     получить заключения экспертизы инвестиционных  проектов  в  части
соблюдения санитарно гигиенических и экологических требований.
     2. Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:
     соблюдать нормы   и   стандарты   порядок   установления  которых
определяется  законодательством  Союза  ССР,  союзных   и   автономных
республик;
     не допускать проявлений недобросовестной конкуренции и  выполнять
требования антимонопольного регулирования;
     выполнять требования государственных органов и  должностных  лиц,
предъявляемые в пределах их компетенции;
     представлять в    установленном    порядке    бухгалтерскую     и
статистическую отчетность.
     3. Каждый  участник  инвестиционной   деятельности,   выполняющий
специальные   виды   работ,   требующие   соответствующей   аттестации
исполнителя, должен иметь лицензию на право осуществления данного вида
работ.    Перечень   таких   работ   и   порядок   их   лицензирования
устанавливаются законодательством  Союза  ССР,  союзных  и  автономных
республик в пределах их компетенции.

     Статья 9. Источники финансирования инвестиционной деятельности.

     Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет:
     собственных финансовых ресурсов инвестора (прибыль, амортизацион-
ные отчисления,  денежные накопления,  сбережения граждан, юридических
лиц и других);
     заемных финансовых  средств  инвесторов   (облигационные   займы,
банковские и бюджетные кредиты);
     привлеченных финансовых средств инвестора  (средства,  получаемые
от продажи акций, паевые и иные взносы граждан и юридических лиц);
     бюджетных инвестиционных ассигнований.

     III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Статья 10. Цели и формы государственного регулирования
                инвестиционной деятельности

     1. Государственное  регулирование   инвестиционной   деятельности
осуществляется в целях реализации экономической,  научно технической и
социальной политики.  Оно определяется утверждаемыми Верховным Советом
СССР  и  Верховными  Советами союзных и автономных республик планами и
программами развития народного хозяйства,  бюджетами СССР,  союзных  и
автономных    республик,    предусматриваемыми    в    них    объемами
государственного финансирования.
     При этом  создаются  льготные условия инвесторам,  осуществляющим
инвестиционную  деятельность  в  направлениях,  наиболее  важных   для
удовлетворения общественных потребностей,  и прежде всего в социальную
сферу,  техническое совершенствование производства, внедрение открытий
и изобретений.
     2. Государственное  регулирование   инвестиционной   деятельности
включает  регулирование  условий  инвестиционной деятельности и прямое
управление государственными инвестициями.

     Статья 11. Государственное регулирование условий
                инвестиционной деятельности

     Государственное регулирование условий инвестиционной деятельности
осуществляется   государственными   органами   Союза  ССР,  союзных  и
автономных республик в соответствии с законодательством:
     системой налогов   с   дифференцированием  субъектов  и  объектов
налогообложения,  налоговых ставок  и  льгот.  В  целях  регулирования
инвестиционного  спроса  Верховным  Советом СССР,  Верховными Советами
союзных и  автономных  республик  может  вводиться  дифференцированный
налог на инвестиции;
     проведением амортизационной   политики,   в   том   числе   путем
ускоренной амортизации основных фондов. При этом льготы по амортизации
могут устанавливаться дифференцированно для отдельных отраслей и  сфер
экономики, элементов основных фондов, видов оборудования;
     предоставлением финансовой  помощи  в  виде  дотаций,   субсидий,
субвенций,  бюджетных  ссуд на развитие отдельных регионов,  отраслей,
производств;
     посредством осуществления   кредитной  политики,  государственных
норм и стандартов,  антимонопольных мер,  приватизации государственной
собственности,   включая   незавершенное  строительство,  и  политикой
ценообразования;
     условиями пользования землей и другими природными ресурсами;
     экспертированием инвестиционных проектов.
     В качестве  экономических  методов государственного регулирования
инвестиционной   деятельности   могут   использоваться    внебюджетные
инвестиционные    фонды,    образуемые    в   порядке,   установленном
законодательными актами Союза ССР,  союзных и автономных республик,  а
также фонды поддержки малых предприятий.

     Статья 12. Прямое управление государственными инвестициями

     Прямое управление  государственными  инвестициями  осуществляется
государственными  органами Союза ССР,  союзных и автономных республик,
автономных округов и областей,  местных Советов народных  депутатов  и
включает планирование,  определение условий и осуществление конкретных
действий по инвестированию средств бюджета и внебюджетных фондов, иных
средств,    привлеченных    на   добровольной   основе.

     Статья 13. Взаимодействие Союза ССР, союзных и автономных
                республик и местных Советов народных депутатов в
                инвестиционной деятельности

     Взаимодействие Союза   ССР,  союзных  и  автономных  республик  и
местных  Советов  народных  депутатов  в  инвестиционной  деятельности
осуществляется:
     Союзом ССР путем разработки совместно с  республиками  перспектив
социально  экономического  развития  страны,  составления и реализации
союзных  программ,  образования  совместно  с   органами   союзных   и
автономных  республик  на  добровольной  основе  фондов  регионального
развития,  резервного,  инновационного,  природоохранного   и   других
общесоюзных фондов для финансирования общесоюзных и межреспубликанских
научно    технических,    экономических,     социальных,     аграрных,
природоохранных  и других программ,  а также работ по предотвращению и
ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и аварий;
     союзными и  автономными  республиками  путем  участия в выработке
общегосударственных  программ  по  развитию  экономики  и   путей   их
реализации,  а  также  регулирования  инвестиционной  деятельности  на
территории республик с соблюдением законодательных актов Союза  ССР  и
союзных республик. Союзные и автономные республики на своей территории
в пределах своей компетенции  устанавливают  порядок  осуществления  и
обеспечивают защиту инвестиций;
     местными Советами   народных   депутатов   путем   разработки   и
утверждения  планов  социально  экономического  развития  территории в
пределах имеющихся полномочий,  а также путем согласования вопросов по
созданию экономических и социальных объектов,  использованию природных
ресурсов  и  охране  окружающей  природной  среды  на  соответствующей
территории.

     Статья 14. Порядок принятия решений по союзным
                государственным инвестициям

     1. Решения  по союзным государственным инвестициям принимаются на
основе прогнозов экономического и социального  развития  СССР  и  схем
развития и размещения производительных сил, целевых научно технических
и комплексных союзных программ  и  технико-экономических  обоснований,
определяющих целесообразность этих инвестиций.
     2. Проекты  целевых  комплексных   программ   союзного   значения
разрабатываются  в  порядке,  определяемом  Советом  Министров  СССР с
участием  Советов  Министров   союзных   республик,   заинтересованных
государственных  органов и общественных организаций,  и представляются
Советом Министров СССР на рассмотрение в Верховный Совет СССР.
     3. Верховный   Совет   СССР   в  составе  государственного  плана
экономического и  социального  развития  СССР  утверждает  капитальные
вложения   на  создание  крупнейших  народнохозяйственных  комплексов,
включаемых в перечень объектов союзного заказа  государства,  а  также
объемы союзных государственных инвестиций.
     4. При планировании союзных инвестиций  Совет  Министров  СССР  с
участием   Советов   Министров   союзных   республик  обеспечивает  их
соответствие объемам инвестиций,  необходимым для  реализации  целевых
комплексных программ союзного значения и союзного заказа государства в
установленные сроки.
     5. Ассигнования   из   союзного   бюджета  выделяются  только  на
важнейшие стройки союзного заказа государства,  реализацию общесоюзных
программ.
     В составе  союзного  бюджета  выделяется  специальная  финансовая
программа    развития,    определяющая    расходы   на   осуществление
инвестиционных мероприятий.
     Формы использования  средств  финансовой программы развития могут
носить как безвозвратный, так и возвратный характер.
     6. Совместное  инвестирование  с участием союзных государственных
инвестиций осуществляется в порядке, установленном настоящими Основами
для   реализации   союзных   государственных  инвестиций.

     Статья 15. Экспертиза и утверждение союзных государственных
                инвестиций в капитальном строительстве

     1. Проекты    на   строительство   объектов   за   счет   союзных
государственных  инвестиций  подлежат   обязательной   государственной
экспертизе,  в  том числе на соответствие требованиям антимонопольного
законодательства,  порядок проведения которой устанавливается  Советом
Министров СССР.
     2. Экспертиза  проектов  целевых  комплексных  программ  союзного
значения,  а  также наиболее важных и крупных объектов союзного заказа
государства осуществляется  экспертными  комиссиями,  создаваемыми  по
решению  Совета  Министров  СССР,  в  которые включаются представители
научных,  общественных, других организаций и соответствующих регионов,
а также могут привлекаться иностранные специалисты.
     3. Проекты   целевых  комплексных  программ,  наиболее  важных  и
крупных объектов союзного заказа государства выносятся на  утверждение
Верховного Совета СССР вместе с заключениями экспертных комиссий.
     4. Утверждение  союзного  заказа  государства  на   строительство
объектов    производится    после   согласования   их   размещения   с
республиканскими  и  местными  государственными  органами  в  порядке,
установленном   законодательством  Союза  ССР,  союзных  и  автономных
республик.

     Статья 16. Порядок размещения союзных заказов государства на
                капитальное строительство

     1. Одной  из  форм  реализации союзных государственных инвестиций
являются союзные заказы государства на капитальное строительство.
     2. Союзный заказ государства в капитальном строительстве выдается
на создание производственных мощностей или объектов с указанием сроков
ввода в действие.
     3. Союзный  заказ  государства,  как  правило,   размещается   на
конкурсной  основе.  В  отдельных  случаях Совет Министров СССР вправе
устанавливать  союзные  заказы  государства,  обязательные  для   всех
государственных  предприятий  и  организаций участников инвестиционной
деятельности,  с учетом  экономической  выгодности  этих  заказов  для
предприятий и организаций.
     4. Размещение  союзного  заказа  государства  по  решению  Совета
Министров СССР может возлагаться на Советы Министров союзных республик
с их согласия и союзные органы государственного управления.
     5. Любой   участник   инвестиционной   деятельности  имеет  право
участвовать  в  конкурсах  на   получение   заказов   государства   на
капитальное строительство.
     6. Приемка в эксплуатацию объектов  союзного  заказа  государства
производится в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
     7. Окончательные расчеты  с  подрядчиками  по  объектам  союзного
заказа    государства    производятся    после    утверждения    актов
Государственной комиссии.

     Статья 17. Порядок осуществления союзных государственных
                инвестиций в ценные бумаги, депозиты, движимое и
                недвижимое имущество и другие ценности

     1. Объемы   союзных  государственных  инвестиций  на  планируемый
период в ценные бумаги,  депозиты,  движимое и недвижимое имущество  и
другие ценности утверждаются Верховным Советом СССР.
     2. Инвестиционные проекты по указанным выше направлениям проходят
государственную   экспертизу   в   порядке,   устанавливаемом  Советом
Министров   СССР.

     Статья 18. Деятельность по осуществлению республиканских и
                коммунальных государственных инвестиций

     Республиканское и  коммунальное  государственное   инвестирование
осуществляется в соответствии с настоящими Основами, законодательством
союзных  и  автономных  республик.

     Статья 19. Ценообразование в инвестиционной деятельности

     Стоимость продукции  (работ,  услуг)  в  процессе  инвестиционной
деятельности  определяется  по  договорным  ценам,  в  том  числе   по
результатам    проведения    конкурсов    (торгов),   а   в   случаях,
предусмотренных  законодательными  актами   Союза   ССР,   союзных   и
автономных  республик,  по  государственным  ценам.  Договорная цена в
строительстве определяется с использованием в  качестве  рекомендуемых
государственных сметных норм и цен.

                IV. ГАРАНТИИ ПРАВ И ЗАЩИТА ИНВЕСТИЦИЙ

     Статья 20. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности

     1. Государство    гарантирует    стабильность    прав   субъектов
инвестиционной    деятельности.    В    случаях     принятия     актов
законодательства,   положения  которых  ограничивают  права  субъектов
инвестиционной деятельности,  соответствующие положения этих актов  не
могут   вводиться  в  действие  ранее  чем  через  год  с  момента  их
публикации.
     2. В случае принятия государственными органами актов,  нарушающих
права инвесторов и  участников  инвестиционной  деятельности,  убытки,
включая   упущенную   выгоду,   причиненные  субъектам  инвестиционной
деятельности в результате принятия  указанных  актов,  возмещаются  им
этим  органом  по  решению  суда  или  арбитража.  При недостаточности
средств   у   этого   государственного   органа   ущерб    возмещается
соответственно Союзом ССР,  союзной,  автономной республикой,  местным
Советом народных депутатов,  чей орган принял  акт,  нарушающий  права
инвесторов и участников инвестиционной деятельности.
     Государственные органы   и   их   должностные   лица   не  вправе
вмешиваться  в  деятельность  субъектов  инвестиционной  деятельности,
кроме случаев, когда такое вмешательство допускается законодательством
и осуществляется в пределах компетенции  этих  органов  и  должностных
лиц.
     Никто не вправе ограничивать права инвесторов в  выборе  объектов
инвестирования,  за  исключением  случаев,  предусмотренных настоящими
Основами.
     3. Прекращение  или  приостановление  инвестиционной деятельности
производится по решению:
     инвесторов, при   этом   инвесторы  возмещают  убытки  участникам
инвестиционной деятельности;
     правомочного государственного органа.
     Решение государственного органа о прекращении или приостановлении
инвестиционной деятельности может быть принято по причинам:
     объявления в установленном законом порядке инвестора банкротом  в
силу неплатежеспособности;
     стихийных бедствий и иных случаев действия непреодолимой силы;
     введения чрезвычайного положения;
     если в процессе инвестиционной деятельности  выяснилось,  что  ее
продолжение   приведет  к  нарушению  установленных  законодательством
санитарно  гигиенических,  экологических  и  других  норм,  охраняемых
законом  прав  и  интересов  граждан,  юридических  лиц и государства.
Порядок возмещения ущерба  участникам  инвестиционной  деятельности  в
этом  случае  определяется  законодательством  Союза  ССР,  союзных  и
автономных   республик.

     Статья 21. Ответственность субъектов инвестиционной деятельности

     При несоблюдении  договорных обязательств субъекты инвестиционной
деятельности   несут    имущественную    и    иную    ответственность,
предусмотренную законодательством и заключенными договорами.
     Уплата штрафов и неустоек за нарушение условий договоров, а также
возмещение  причиненных  убытков  не  освобождают  виновную сторону от
выполнения  обязательств,  если  иное  не  предусмотрено  законом  или
договором.

     Статья 22. Ответственность при реализации заказа государства.

     1. При  неисполнении   или   ненадлежащем   исполнении   принятых
обязательств  по  выполнению  заказа  государства  или  возложенных на
законных основаниях обязанностей государственные органы  всех  уровней
несут  имущественную  ответственность  по  своим  обязательствам перед
субъектами инвестиционной деятельности.  При недостаточности средств у
этих  органов  ущерб  возмещается соответственно Союзом ССР,  союзной,
автономной республикой,  местным Советом народных депутатов, чей орган
не исполнил или ненадлежаще [???] несут персональную ответственность в
соответствии с действующим законодательством.
     2. Союзные   и   республиканские   государственные  органы  несут
взаимную   имущественную   ответственность   за    неисполнение    или
ненадлежащее исполнение обязательств,  связанных с реализацией союзных
заказов государства,  возмещая причиненный  ущерб,  включая  упущенную
выгоду.
     3. Участники  инвестиционной  деятельности  несут   имущественную
ответственность  перед  инвестором  государством за реализацию заказов
государства в порядке,  установленном законодательством и заключенными
договорами.

     Статья 24 Защита инвестиций

     1. Государство гарантирует защиту инвестиций независимо  от  форм
собственности,  а  также  иностранных  инвестиций.  Защита  инвестиций
обеспечивается  законодательством  Союза  ССР,  союзных  и  автономных
республик   и   соглашениями   между  ними.  При  этом  обеспечивается
равноправный режим инвесторам,  в том числе и иностранным  инвесторам,
исключающий применение мер дискриминационного характера, которые могли
бы  препятствовать  управлению  инвестициями,   их   использованию   и
ликвидации,   а  также  предусматриваются  условия  и  порядок  вывоза
вложенных ценностей и результатов инвестиций.
     2. Инвестиции  не  могут  быть  безвозмездно   национализированы,
реквизированы  или  к  ним  не  могут  быть применены меры,  равные по
последствиям.  Такие  меры  могут   применяться   только   на   основе
законодательных  актов  Союза  ССР,  союзных  и автономных республик с
возмещением инвестору в полном объеме убытков,  причиненных в связи  с
прекращением  инвестиционной деятельности.  Порядок возмещения убытков
инвестору определяется в указанных актах.
     Внесенные или  приобретенные   инвесторами   целевые   банковские
вклады, акции и иные ценные бумаги, платежи за приобретенное имущество
или  за  арендные  права  в   случаях   изъятия   в   соответствии   с
законодательными  актами  Союза  ССР,  союзных  и автономных республик
возмещаются  инвесторам,  за  исключением  сумм,   которые   оказались
использованными,  утраченными  в  результате действий самих инвесторов
или предпринятых с их участием.
     3. Споры,  возникающие  в результате осуществления инвестиционной
деятельности,  рассматриваются соответственно  судом,  государственным
арбитражем и третейским судом.
     4. Споры о невыполнении или ненадлежащем исполнении обязательств,
вытекающих из договоров, касающихся инвестиционной деятельности, между
союзными и республиканскими органами управления,  органами  управления
союзных   и   автономных   республик,   а   также  между  республиками
рассматриваются   в   порядке    третейского    разбирательства    или
Государственными арбитражем СССР.
     5. Инвестиции могут, а в случаях, предусмотренных законом, должны
быть застрахованы.