ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ СССР "О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН В СССР" ГОСКОМТРУД СССР 20 ноября 1990 г. N 3537-КД (ОТД) Обращение за назначением пенсии 1. Заявление о назначении трудовой пенсии рабочим, служащим и членам их семей (в случае потери кормильца) подается через администра- цию предприятия, учреждения, организации по месту последней работы. Заявление о назначении трудовой пенсии членам колхозов и дру- гих кооперативов и их семьям подается через правление колхоза (коопе- ратива). 2. Заявление о назначении трудовой пенсии другим гражданам и членам их семей а также о назначении социальной пенсии подается не- посредственно в районный (городской) отдел социального обеспечения или соответствующей ему другой орган социального обеспечения по месту жи- тельства заявителя. В тех случаях, когда лицо, на которое назначается пенсия явля- ется несовершеннолетним или недееспособным, то заявление подается по месту жительства его родителя или опекуна. 3. Заявление о переводе с одной пенсии на другую, о перерасче- те и о возобновлении выплата ранее назначенной пенсии подается в отдел социального обеспечения по месту жительства заявителя, а при необходи- мости - по месту жительства его законного представителя(родителя или опекуна). По решению местных Советов народных депутатов обращение с ука- занными заявлениями может осуществляться в порядке, предусмотренном для назначения пенсий. 4. Обращение за назначением пенсии может осуществляться в лю- бое время после возникновения права на пенсию, без ограничения ка- ким-либо сроком. При этом пенсии по возрасту и по инвалидности назначаются не- зависимо от того, прекращена работа ко времени обращения за пенсией или продолжается. Пенсии за выслугу лет назначаются при оставлении ра- боты,дающей право на эту пенсию. Социальные пенсии назначаются нерабо- тающим гражданам (кроме инвалидов с детства) при отсутствии права на трудовую пенсию. По решению органов социального обеспечения союзных республик обращение за назначением пенсии по возрасту может осуществляться и до наступления пенсионного возраста, однако не ранее, чем за месяц до возникновения права на эту пенсию. 5. Днем обращения за пенсией считается день приема отделом со- циального обеспечения заявления о назначении, перерасчете, восстанов- лении пенсии или переводе с одной пенсии на другую со всеми необходи- мыми документами (если их нет в пенсионном деле). Если заявление пересылается по почте и при этом прилагаются также все необходимые документы, то днем обращения за пенсией счита- ется дата, указанная на почтовом штемпеле отправления данного заявле- ния. В тех случаях, когда к заявлению о назначении трудовой пенсии приложены не все необходимые документы, отдел социального обеспечения сообщает заявителю, какие документы должны быть представлены не позд- нее 3 месяцев со дня получения извещения о необходимости представления дополнительных документов, то днем обращения за пенсией или дата, ука- занная на почтовом штемпеле места отправления заявления. Документы, необходимые для назначения пенсии. 6. К заявлению о назначении пенсии по возрасту должны быть приложены : а) документы, подтверждающие трудовой стаж (общий и специальный); б) справка о заработке. Кроме того, в необходимых случаях представляются документы: в) о рождении ребенка и воспитании его до восьмилетнего воз- раста; г) подтверждающие, что ребенок заявителя признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом; д) удостоверяющие нахождение на иждивении у заявителя нетру- доспособных членов семьи; е) о признании заявителя одиноким; ж) удостоверяющие, что заявитель является участником войны; з) о наличии у заявителя заболевания,предусмотренного статьей 19 Закона СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР". При назначении пенсий инвалидам войны в соответствии со стать- ей 17 Закона и при повышении их пенсий в соответствии со статьей 22 Закона отдел социального обеспечения прилагает полученную им от вра- чебно-трудовой экспертной (ВТЭК) выписку из акта освидетельствования. 7. К заявлению о назначении пенсии по инвалидности должны быть приложены: а) документы, подтверждающие трудовой стаж (общий и специаль- ный); б) справка о заработке. Если инвалидность наступила вследствие трудового увечья, то представляется акт (или другой официальный документ) о несчастном слу- чае. Кроме того, в необходимых случаях представляются документы: в) удостоверяющие нахождение на иждивении у заявителя нетру- доспособных членов семьи; г) о признании заявителя одиноким и нуждающимся в посторонней помощи ; д) удостоверяющие, что заявитель является участником войны. Отдел социального обеспечения прилагает к заявлению выписку из акта освидетельствования во врачебно-трудовой комиссии (ВТЭК), полу- ченную отделом от ВТЭК. К заявлению о назначении пенсии по инвалидности военнослужащим срочной службы должна быть приложена копия свидетельства о болезни,за- веренная и выданная военным комиссариатом,снявшим военнослужащего с воинского учета, либо справка военно-врачебной комиссии. Если инвалид- ность наступила после увольнения с военной службы, то вместо копии свидетельства о болезни представляется справка военного комиссариата о прохождении военной службы с указанием даты призыва, даты и основания увольнения с военной службы. Документы, указанные в подпунктах "а" и "б" настоящего пунк- та,представляются в том случае, если военнослужащий до призыва на во- енную службу работал в качестве рабочего, служащего или члена колхоза. 8. К заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца должны быть приложены: а) свидетельство о рождении или паспорт, удостоверяющий воз- раст лица, на которое назначается пенсия; б) документы, подтверждающие родственные отношения члена семьи с умершим кормильцем; в) свидетельство органа записи актов гражданского состояния (загса) о смерти кормильца семьи (или документ, удостоверяющий его безвестное отсутствие); г) документ о возрасте кормильца семьи (если возраст не указан в свидетельстве о смерти); д) документы, подтверждающие трудовой стаж (общий и специаль- ный) кормильца; е) справка о заработке кормильца. Кроме того, в необходимых случаях представляются: ж) справка жилищных органов либо сельских (поселковых) Советов народных депутатов (или другие документы), о составе членов семьи кор- мильца, находившихся на его иждивении; з) справки профессионально-технических училищ, средних специ- альных или высших учебных заведений о том, что члены семьи в возрасте от 18 до 23 лет являются учащимися; и) справка жилищных органов или сельских (поселковых) Советов народных депутатов о том, что родитель, супруг, дед, бабушка, брат или сестра умершего, занятые уходом за детьми, братьями, сестрами или вну- ками умершего, не достигшими 8 лет, не работают. Если смерть кормильца наступила вследствие трудового увечья, то представляется также акт (или другой официальный документ) о несчастном случае. Отдел социального обеспечения прилагает к заявлению полученные им от врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК) выписки из актов освидетельствования во ВТЭК тех взрослых членов семьи,которым право на пенсию по случаю потери кормильца предоставляется вследствие их инва- лидности. В тех случаях, когда родителю или супругу умершего пенсия по случаю потери кормильца назначается в связи с утратой источника средств к существованию должно быть вынесено решение комиссии по наз- начению пенсий об установлении данного факта. К заявлению о назначении пенсии семье военнослужащего срочной службы должен быть приложен документ, полученный от воинской части или районного (городского) военного комиссариата, или соответствующего уп- равления Министерства обороны СССР, или госпиталя, или иного военного учреждения, удостоверяющий факт смерти, а также дату и причину смерти военнослужащего, или документ о безвестном отсутствии военнослужащего. Если смерть наступила после увольнения с военной службы, то в качестве документа,удостоверяющего факт смерти,представляется свидетельство ор- гана записи актов гражданского состояния (загса) о смерти кормильца. Кроме того,представляется справка военного комиссариата о прохождении военной службы с указанием даты призыва, даты и основания увольнения с военной службы. В тех случаях, когда кормилец умер по истечении 3-х месяцев после увольнения с военной службы, и смерть наступила вследствие ране- ния,контузии, увечья или заболевания, имевших место в период прохожде- ния службы,то отдел социального обеспечения прилагает выписку из зак- лючения врачебно-трудовой комиссии (ВТЭК) о причине смерти. Документы, указанные в подпунктах "д" и "е" настоящего пункта ,представляются в том случае, если военнослужащий до призыва на воен- ную службу работал в качестве рабочего, служащего или члена колхоза. К заявлению о назначении пенсии семье умершего пенсионера должны быть приложены документы, указанные в подпунктах "а" - "в" и "ж" настоящего пункта, а в необходимых случаях также и документы, ука- занные в подпунктах "з" и "и" этого пункта. Заработок пенсионера опре- деляется по документам, имеющимся в его пенсионном деле. Если умерший пенсионер имел право на перерасчет пенсии в по- рядке, предусмотренном статьей 85 Закона, но не обратился за таким пе- рерасчетом, то представляется соответствующая справка о заработке пенсионера после назначения или предыдущего перерасчета его пенсии. 9. К заявлению о назначении пенсии за выслугу лет должны быть приложены: а) документы, подтверждающие специальный трудовой стаж; б) справка о заработке. Кроме того, в необходимых случаях представляются документы: в) подтверждающие общий трудовой стаж; г) об увольнении с летной работы по состоянию здоровья или бо- лезни (пункт "а" статьи 63 Закона); д) удостоверяющие нахождение на иждивении у заявителя нетру- доспособных членов семьи; е) о признании заявителя одиноким; ж) удостоверяющие, что заявитель является участником войны. При повышении пенсий инвалидам войны в соответствии со статьей 22 Закона отдел социального обеспечения прилагает выписку из акта освидетельствования во врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), полученную отделом от ВТЭК. 10. К заявлению о назначении социальной пенсии в зависимости от категории заявителя должны быть приложены: а) свидетельство о рождении или паспорт, удостоверяющий воз- раст лица, на которое назначается социальная пенсия; б) медицинское заключение учреждения здравоохранения на ребен- ка-инвалида; в) документы,подтверждающие родственные отношения детей, братьев, сестер или внуков с умершим кормильцем; г) свидетельство органа записи актов гражданского состояния (загса) о смерти кормильца семьи (или документ, удостоверяющий его безвестное отсутствие); д) документы о присвоении почетного звания "Мать-героиня". Отдел социального обеспечения прилагает к заявлению свое зак- лючение об отсутствии права на трудовую пенсию, а при необходимости вы- писку из акта освидетельствования во врачебно-трудовой экспертной ко- миссии (ВТЭК), полученную отделом от ВТЭК. 11. Перерасчет и возобновление выплаты ранее назначенной пенсии, а также перевод с одной пенсии на другую осуществляется по до- кументам, имеющимся в пенсионном деле. При перерасчете пенсии и переводе с одной пенсии на другую к имеющимся документам заявитель может представить документы о трудовом стаже, не учтенном в пенсионном деле, и о заработке, определяемом по правилам статьи 85 (для перерасчета пенсии) или статьи 77 (для перево- да с одной пенсии на другую) Закона. Кроме того, в необходимых случаях представляются документы: а) об изменении числа членов семьи, получающих пенсию по слу- чаю потери кормильца; б) о возникновении обстоятельств, влияющих на размер пенсии (появление на иждивении у пенсионера нетрудоспособных членов семьи, утрата права на надбавку на указанных челнов семьи в связи с поступле- нием пенсионера на работу или по другим причинам, отнесение заявителя к одиноким и нуждающимся в посторонней помощи пенсионерам, признание заявителя инвалидом или участником войны). При перерасчете пенсии по инвалидности при переводе на пенсию по инвалидности с другого вида пенсии отдел социального обеспечения приобщает к пенсионному делу выписку из акта освидетельствования во врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК) об установлении, снятии или изменении группы инвалидности. При перерасчете пенсии с учетом дополнительного трудового ста- жа, выработанного после назначения пенсии, отдел социального обеспече- ния прилагает справку о периоде, в течение которого пенсионеру во вре- мя работы по его заявлению выплата пенсии не производилась. 12. Обращающийся за пенсией (независимо от вида пенсии) должен пред`явить паспорт, удостоверяющий личность, место жительства и воз- раст заявителя. В отношении несовершеннолетних детей, не имеющих паспорта, до- кументом, удостоверяющим их возраст, является свидетельство о рожде- нии. 13. К заявлению опекуна прилагается копия решения органа опеки о назначении опекуном. Родители и опекуны представляют документы о месте жительства. 14. Документы, которые могут быть приняты в подтверждение тру- дового стажа (общего и специального), предусмотрены Положением о по- рядке подтверждение трудового стажа для назначения пенсий, утвержден- ным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 12 сентяб- ря 1990 г. N369/16-52. 15. Форма справки о заработке, представляемой для исчисления пенсии, и правила по ее заполнению утверждаются Госкомтрудом СССР. Указанные справки выдаются на основании лицевых счетов, пла- тежных ведомостей и иных документов о выплаченной заработной плате предприятием,учреждением или организацией,в котором работал обратив- шийся за пенсией или кормилец, а если оно ликвидировано или прекратили свое существование по другим причинам, то справки выдаются его правоп- риемником или государственными архивами в зависимости от того, куда сданы бухгалтерские архивы данного предприятия,учреждения или органи- зации. В тех случаях, когда архивные органы на основании хранящихся материалов не имеют возможности выдать справку по установленной форме с расшифровкой выплаченных сумм по видам заработка, они могут выдавать справки,соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой фирмы. Однако в таких справках должно быть указано, сто в архивных фондах нет сведений о заработке за работу по совмести- тельству и о выплатах единовременного характера. В предусмотренных Законом случаях для исчисления пенсии прини- маются также: а) справка о среднем заработке работника соответствующей про- фессии и квалификации в СССР - при исчислении пенсий работникам, нап- равленным из СССР на работу за границу и советским гражданам-пересе- ленцам из других стран, не работавших в СССР; б) справка об авторском гонораре - при исчислении пенсий чле- нам творческих союзов и другим творческим работникам, не являющимся членами творческих союзов; в) расчетные книжки или справки, выданные профсоюзными органа- ми, с участием которых были заключены договоры о работе, - при исчислении пенсий лицам, работающим у отдельных граждан (домашним ра- ботницам, няням, секретарям, машинисткам, стенографисткам, сторо- жам,садовникам,водителями другим). При необходимости для исчисления пенсии представляются о та- рифной ставке (окладе). Установление заработка на основании свидетельских показаний не допускается. Выписки из штатного расписания об окладе по должности и профсоюзные билеты не могут служить документами, подтверждающими фак- тический заработок. 16. В качестве документа, подтверждающего нахождение на ижди- вении нетрудоспособных членов семьи, принимаются справки жилищных ор- ганов или сельских (поселковых) Советов народных депутатов. В данной справке должны быть указаны: фамилия, имя, отчество, год и месяц рож- дения,родственные отношения к заявителю или умершему кормильцу каждого из членов семьи с указанием, что они находились на его иждивении. При отсутствии указанного документа и невозможности его полу- чения факт нахождения на иждивении может устанавливаться решением су- да. 17. В качестве документа, подтверждающего, что заявитель явля- ется участником войны, принимается выписка из удостоверения участника Великой Отечественной войны или свидетельства о праве на льготы, выда- ваемого воинам-интернационалистам. 18. Принадлежность к одиноким и нуждающимся в посторонней по- мощи пенсионерам, а также отсутствие у заявителя источника средств к существованию устанавливается комиссией по назначению пенсий. 19. В качестве документа, подтверждающего родственные отноше- ния, принимаются: паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о браке, справка жилищных органов или сельских (поселковых) Советов на- родных депутатов о составе семьи, а в установленных случаях - решение суда. 20. При назначении пенсий в соответствии со статьей 18 Закона факт рождения ребенка устанавливается на основании свидетельства о рождении, а его воспитание до восьмилетнего возраста - на основании паспорта, свидетельства о смерти, справки жилищных органов или сельских (поселковых) Советов народных депутатов и других депутатов. Признание ребенка заявителя инвалидом с детства или ребен- ком-инвалидом удостоверяется выпиской из акта освидетельствования во врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), медицинским заключением учреждения здравоохранения удостоверением получателя пособия, справкой отдела социального обеспечения о периоде получения пособия и другими документами. 21. Документы, необходимые для назначения пенсии,могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях, засвидетельствованных в нотариальном порядке, администрацией предприятия, учреждения, орга- низации, представляющей заявителя к назначению пенсии, или отделом со- циального обеспечения. Документы о трудовом стаже представляются только в подлинни- ках.Однако в тех случаях, когда доказательством стажа служит книж- ка,представляется выписка из нее, засвидетельствованная администрацией предприятия, учреждения, организации по месту последней работы или от- делом социального обеспечения. Подготовка и представление документов для назначения пенсий. 22. В начале каждого года на всех рабочих, служащих, членов колхозов и других кооперативов, которые в следующем году достигают пенсионного возраста, администрацией (правлением) предприятия, учреж- дения или организации, на котором они работают, на основании их личных карточек и трудовых книжек составляются специальные списки. В списки включаются работники данного предприятия, приобретаю- щие право на пенсию на общих основаниях, а также имеющие право на пенсию при пониженном возрасте. Списки составляются в хронологическом порядке, в зависимости от даты рождения работника. В списке должны быть указаны: фамилия, имя, отчество работни- ка; год, месяц, и день рождения; наименование структурного подразделе- ния; должность (профессия); основание назначения пенсии; общий трудо- вой стаж, подтвержденный документами; специальный трудовой стаж, даю- щий право на пенсию по возрасту на льготных условиях или на пенсию за выслугу лет. 23. В отношении работников, включенных в указанные списки, ад- министрация предприятия осуществляет предварительную подготовку доку- ментов для назначения им пенсий. При необходимости должны быть приняты меры по истребованию недостающих документов, а в соответствующих слу- чаях - розыску свидетелей, которые по мнению работника могли бы подт- вердить периоды его работы. На основе всех собранных документов администрация предприятия оформляет представление к назначению пенсии. Форма представления и правила по его заполнению утверждаются Госкомтрудом СССР. По решению местных Советов народных депутатов подготовка доку- ментов, необходимых для назначения пенсии, может осуществляться в виде макета пенсионного дела. 24. Администрация предприятия обязана не позднее дня достиже- ния работником пенсионного возраста известить его о возникновении пра- ва на пенсию. В случае подачи работником заявления о назначении пенсии адми- нистрация предприятия в течение 10 дней с момента регистрации данного заявления окончательно оформляет все необходимые документы и свое представление, ознакомляет с ними заявителя (под расписку в представ- лении) и совместно с профсоюзным комитетом рассматривает вопрос о воз- можности представления данного работника к назначению пенсии. При положительном решении вопроса документы и представление вместе с заявлением работника направляются в отдел социального обеспе- чения по месту жительства заявителя. В том случае, если администрацией предприятия собраны не все необходимые для назначения пенсии докумен- ты, в отдел социального обеспечения сдаются имеющиеся документы, а не- достающие документы представляются дополнительно в сроки,предусмотрен- ные пунктом 5 настоящего Порядка. По решению органов социального обеспечения союзных республик представление работников к назначению пенсий может осуществляться в отдел социального обеспечения по месту нахождения предприятия. Если работнику отказано в представлении к назначению пенсии, ему сообщается об этом в письменной форме с указанием причин отказа. В тех случаях,когда обратившийся за пенсией не согласен с решением адми- нистрации и профсоюзного комитета,он может подать заявление о назначе- нии пенсии непосредственно в отдел социального обеспечения. 25. Гражданам, перечисленным в пункте 2 настоящего Порядка, при необходимости содействие в получении документов, недостающих для назначения пенсии,оказывается отделом социального обеспечения. Отделы социального обеспечения обязаны давать раз`яснения и справки по вопросам назначения пенсий. Прием, оформление и рассмотрение документов для назначения пенсий. 26. Отдел социального обеспечения рассматривает вопрос о наз- начении, перерасчете и возобновлении выплаты пенсий, а также о перево- де с одой пенсии на другую при обращении гражданина с соответствующим заявлением. Заявления о переводе с одной пенсии на другую, о перерасчете и о возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии принимаются отделом социального обеспечения при наличии у заявителя всех необходимых доку- ментов. Заявления граждан и представление предприятий регистрируются в Журнале регистрации решений комиссии по назначению пенсий, форма кото- рого утверждается органами социального обеспечения союзных республик. Заявителю или представителю предприятия отделом социального обеспече- ния выдается расписка с указанием даты приема заявления, а также пе- речня полученных и недостающих документов. 27. При приеме документов отдел социального обеспечения: а) проверяет правильность оформления заявления и представления и соответствие изложенных в них сведений о заявителе паспорту и другим документам; б) осуществляет предварительную правовую оценку содержания и надлежащего оформления представленных документов, по результатам кото- рой готовит предложения комиссии по назначению пенсий; в) проверяет правильность снятия предприятием копий с соот- ветствующих документов, а при необходимости фиксирует и удостоверяет выявленные расхождения. Отдел социального обеспечения имеет право требовать от предп- риятий и отдельных лиц дооформления принятых и представления дополни- тельных документов, а также проверять в необходимых случаях обоснован- ность их выдачи. 28. Не позднее 10 дней после поступления всех необходимых для назначения пенсий документов отдел социального обеспечения должен оформить расчет пенсии(включая подсчет среднемесячного заработка и трудового стажа); сформировать пенсионное дело и подготовить проект решения комиссии по назначению пенсий. Формы пенсионных документов и правила по их заполнению утверждаются Госкомтрудом СССР, а инструкции о порядке оформления и ведения дел пенсионеров - органами социального обеспечения союзных республик. По решению местных Советов народных депутатов подготовка про- екта решения комиссии по назначению пенсий может производиться предп- риятием, представляющем работника к назначению пенсии. Заявление о перерасчете пенсий, о переводе с одной пенсии на другую и о возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии подлежит рассмотрению в 5-дневный срок. 29. На всех членов семьи, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, назначается одна общая пенсия. По требованию члена семьи его доля пенсии выделяется и выплачивается ему отдельно. При обращении с заявлением о назначении или выделении доли пенсии члену семьи, проживающему в другом районе (городе), отдел соци- ального обеспечения по месту его жительства, принявший данное заявле- ние, направляет соответствующее сообщение в отдел социального обеспе- чения, который будет оформлять пенсионные документы всем членам семьи или в котором находится действующее пенсионное дело этой семьи. К сообщению прилагаются заявление и документы, подтверждающие право на получение пенсии вновь обратившегося члена семьи. В тех случаях, когда решение о назначении пенсии всем членам семьи принимается одновременно, то пенсионное дело оформляется в отде- ле социального обеспечения, готовившем это решение. В дело подшиваются все документы, подтверждающие право на пенсию каждого члена семьи. Если документы, подтверждающие право на пенсию члена семьи, проживающего отдельно, поступают после вынесения решения о назначении пенсии остальным членам семьи, то принимается новое решение о назначе- нии пенсии всем членам семьи и о выделении доли пенсии члену семьи, проживающему отдельно. Поступившие документы указанного члена семьи приобщаются к действующему пенсионному делу, а копия решения о выделении доли пенсии высылается в отдел социального обеспечения по месту его жительства, который должен оформить на получателя доли пенсии самостоятельное пенсионное дело. Отделы социального обеспечения обязаны сообщить о всех измене- ниях,происшедших в составе семьи, получающей долевую пенсию по случаю потери кормильца, влекущих необходимость пересмотра размера пенсии или прекращения ее выплаты. В случае перерасчета пенсии копия соответствующего решения направляется в отдел социального обеспечения, производящий выплату до- ли этой пенсии. При прекращении выплаты доли пенсии документы направ- ляются в отдел социального обеспечения, в котором выплата пенсии про- должается. 30. Если в представленном документе указан только год рождения ,без обозначения месяца, то за дату рождения принимается первое июля данного года. В тех случаях,когда в документе о стаже указан только год поступления на работу или год окончания работы, без обозначения точных дат,датой начала или окончания работы считается первое июля данного года. Если в документе о времени рождения или о стаже указан только год и месяц, без обозначения точной даты, то датой считается 15-е число соответствующего месяца. 31. При определении среднемесячного заработка и при исчислении размеров пенсий дробные части копеек округляются до целой копейки.При этом менее полкопейки не учитывается, а полкопейки и более округляются до одной копейки. 32. При подсчете общего и специального трудового стажа к полу- ченной продолжительности указанного стажа по каждому случаю увольнения следует добавить один день. 33. Право заявителей на получение пенсий устанавливается на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов комиссиям по назначению пенсий, образуемыми в соответствии со статьей 100 Закона. Положения об этих комиссиях ут- верждаются правительствами союзных республик. В компетенцию комиссии входит принятие решений о назначении пенсий, о переводе с одной пенсии на другую, о перерасчете пенсий и о возобновлении выплаты ранее назначенных пенсий. По уполномочию комиссии от ее имени указанные решения могут выноситься единолично членом комиссии- заведующим отделом социального обеспечения. Однако во всех случаях по требованию обратившегося за пенсией и других заинтересованных лиц и организаций представленные до- кументы рассматриваются комиссией. Решения об отказе в назначении, перерасчете, возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии или переводе с одной пенсии на другую по мотивам несоответствия условиям, предусмотренным Законом, во всех случаях принимаются только комиссией. Отдел социального обеспечения не позднее 5 дней после вынесе- ния решения комиссией выдает или посылает предприятию или заявителю извещение об отказе в назначении,перерасчете, возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии,переводе с одной пенсии на другую с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все до- кументы. 34. Заявление о назначении пенсии со всеми представленными до- кументами, а также выписка из протокола комиссии с решением о назначе- нии пенсии в отдельном пенсионном деле на каждого пенсионера. Пенсионные дела находятся в отделах социального обеспечения по месту фактического жительства пенсионеров, независимо от прописки. 35. Пенсионерам выдается пенсионное удостоверение, которое яв- ляется официальным документом, подтверждающим получение пенсии данным гражданином. Все изменения в пенсионном обеспечении граждан должны своевременно отражаться в их пенсионных удостоверениях. Форма пенсионного удостоверения утверждается Госкомтрудом СССР. Пенсионерам, перешедшим на другой вид пенсии, выписывается но- вое пенсионное удостоверение. 36. При постоянном или временном переезде пенсионера в другой район (город) пенсионное дело пересылается в отдел социального обеспе- чения, расположенный по его новому месту жительства. Инструкции о пе- ресылке пенсионных дел утверждаются органами социального обеспечения союзных республик. |