ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ СССР " О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН В СССР". Письмо. Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам (Госкомтруд СССР). 20.11.90 3537-КД

           ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ
    НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ СССР "О ПЕНСИОННОМ
                     ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН В СССР"

                           ГОСКОМТРУД СССР
     
                          20 ноября 1990 г.

                              N 3537-КД

                                (ОТД)
     

                   Обращение за назначением пенсии

        1. Заявление о назначении трудовой пенсии рабочим,  служащим и
членам их семей (в случае потери кормильца) подается через администра-
цию предприятия, учреждения, организации по месту последней работы.
        Заявление о назначении трудовой пенсии членам колхозов и  дру-
гих  кооперативов и их семьям подается через правление колхоза (коопе-
ратива).
        2. Заявление  о  назначении трудовой пенсии другим гражданам и
членам их семей а также о назначении социальной  пенсии  подается  не-
посредственно в районный (городской) отдел социального обеспечения или
соответствующей ему другой орган социального обеспечения по месту  жи-
тельства заявителя.
        В тех случаях, когда лицо, на которое назначается пенсия явля-
ется  несовершеннолетним или недееспособным,  то заявление подается по
месту жительства его родителя или опекуна.
        3. Заявление о переводе с одной пенсии на другую, о перерасче-
те и о возобновлении выплата ранее назначенной пенсии подается в отдел
социального обеспечения по месту жительства заявителя, а при необходи-
мости - по месту жительства его законного  представителя(родителя  или
опекуна).
        По решению местных Советов народных депутатов обращение с ука-
занными  заявлениями  может осуществляться в порядке,  предусмотренном
для назначения пенсий.
        4. Обращение за назначением пенсии может осуществляться в  лю-
бое  время  после возникновения права на  пенсию,  без ограничения ка-
ким-либо сроком.
        При этом пенсии по возрасту и по инвалидности назначаются  не-
зависимо  от  того,  прекращена работа ко времени обращения за пенсией
или продолжается. Пенсии за выслугу лет назначаются при оставлении ра-
боты,дающей право на эту пенсию. Социальные пенсии назначаются нерабо-
тающим гражданам (кроме инвалидов с детства) при отсутствии  права  на
трудовую пенсию.
        По решению органов социального обеспечения  союзных  республик
обращение  за назначением пенсии по возрасту может осуществляться и до
наступления пенсионного возраста,  однако не ранее,  чем за  месяц  до
возникновения права на эту пенсию.
        5. Днем обращения за пенсией считается день приема отделом со-
циального обеспечения заявления о назначении,  перерасчете, восстанов-
лении пенсии или переводе с одной пенсии на другую со всеми  необходи-
мыми документами (если их нет в пенсионном деле).
        Если заявление пересылается по почте и  при  этом  прилагаются
также  все необходимые документы,  то днем обращения за пенсией счита-
ется дата,  указанная на почтовом штемпеле отправления данного заявле-
ния.
        В тех случаях,  когда к заявлению о назначении трудовой пенсии
приложены не все необходимые документы,  отдел социального обеспечения
сообщает заявителю,  какие документы должны быть представлены не позд-
нее 3 месяцев со дня получения извещения о необходимости представления
дополнительных документов, то днем обращения за пенсией или дата, ука-
занная на почтовом штемпеле места отправления заявления.
     
            Документы, необходимые для назначения пенсии.
     
        6. К  заявлению  о  назначении  пенсии по возрасту должны быть
приложены :
        а) документы, подтверждающие трудовой стаж (общий и специальный);
        б) справка о заработке.
        Кроме того, в необходимых случаях представляются документы:
        в) о рождении ребенка и воспитании его до  восьмилетнего  воз-
раста;
        г) подтверждающие, что ребенок заявителя признавался инвалидом
с детства или ребенком-инвалидом;
        д) удостоверяющие нахождение на иждивении у  заявителя  нетру-
доспособных членов семьи;
        е) о признании заявителя одиноким;
        ж) удостоверяющие, что заявитель является участником войны;
        з) о наличии у заявителя заболевания,предусмотренного  статьей
19 Закона СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР".
        При назначении пенсий инвалидам войны в соответствии со стать-
ей  17  Закона  и при повышении их пенсий в соответствии со статьей 22
Закона отдел социального обеспечения прилагает полученную им  от  вра-
чебно-трудовой экспертной (ВТЭК) выписку из акта освидетельствования.
        7. К заявлению о назначении пенсии по инвалидности должны быть
приложены:
        а) документы,  подтверждающие трудовой стаж (общий и специаль-
ный);
        б) справка о заработке.
        Если инвалидность  наступила  вследствие трудового увечья,  то
представляется акт (или другой официальный документ) о несчастном слу-
чае.
        Кроме того, в необходимых случаях представляются документы:

        в) удостоверяющие нахождение на иждивении у  заявителя  нетру-
доспособных членов семьи;
        г) о признании заявителя одиноким и нуждающимся в  посторонней
помощи ;
        д) удостоверяющие, что заявитель является участником войны.
        Отдел социального обеспечения прилагает к заявлению выписку из
акта освидетельствования во врачебно-трудовой комиссии  (ВТЭК),  полу-
ченную отделом от ВТЭК.
        К заявлению о назначении пенсии по инвалидности военнослужащим
срочной службы должна быть приложена копия свидетельства о болезни,за-
веренная и выданная военным  комиссариатом,снявшим  военнослужащего  с
воинского учета, либо справка военно-врачебной комиссии. Если инвалид-
ность наступила после увольнения с военной  службы,  то  вместо  копии
свидетельства о болезни представляется справка военного комиссариата о
прохождении военной службы с указанием даты призыва,  даты и основания
увольнения с военной службы.
        Документы, указанные в подпунктах "а" и "б"  настоящего  пунк-
та,представляются в том случае,  если военнослужащий до призыва на во-
енную службу работал в качестве рабочего, служащего или члена колхоза.
        8. К  заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца
должны быть приложены:
        а) свидетельство  о рождении или паспорт,  удостоверяющий воз-
раст лица, на которое назначается пенсия;
        б) документы, подтверждающие родственные отношения члена семьи
с умершим кормильцем;
        в) свидетельство  органа  записи  актов гражданского состояния
(загса) о смерти кормильца семьи  (или  документ,  удостоверяющий  его
безвестное отсутствие);
        г) документ о возрасте кормильца семьи (если возраст не указан
в свидетельстве о смерти);
        д) документы,  подтверждающие трудовой стаж (общий и специаль-
ный) кормильца;
        е) справка о заработке кормильца.
        Кроме того, в необходимых случаях представляются:
        ж) справка жилищных органов либо сельских (поселковых) Советов
народных депутатов (или другие документы), о составе членов семьи кор-
мильца, находившихся на его иждивении;
        з) справки профессионально-технических училищ,  средних специ-
альных или высших учебных заведений о том,  что члены семьи в возрасте
от 18 до 23 лет являются учащимися;
        и) справка жилищных органов или сельских (поселковых)  Советов
народных депутатов о том, что родитель, супруг, дед, бабушка, брат или
сестра умершего, занятые уходом за детьми, братьями, сестрами или вну-
ками умершего, не достигшими 8 лет, не работают.
        Если смерть  кормильца  наступила вследствие трудового увечья,
то представляется  также  акт  (или  другой  официальный  документ)  о
несчастном случае.
        Отдел социального обеспечения прилагает к заявлению полученные
им от врачебно-трудовой экспертной комиссии  (ВТЭК)  выписки  из  актов
освидетельствования во ВТЭК тех взрослых членов семьи,которым право на
пенсию по случаю потери кормильца предоставляется вследствие их  инва-
лидности.
        В тех случаях,  когда родителю или супругу умершего пенсия  по
случаю  потери  кормильца  назначается  в  связи  с  утратой источника
средств к существованию должно быть вынесено решение комиссии по  наз-
начению пенсий об установлении данного факта.
        К заявлению о назначении пенсии семье военнослужащего  срочной
службы должен быть приложен документ, полученный от воинской части или
районного (городского) военного комиссариата, или соответствующего уп-
равления Министерства обороны СССР,  или госпиталя, или иного военного
учреждения,  удостоверяющий факт смерти, а также дату и причину смерти
военнослужащего, или документ о безвестном отсутствии военнослужащего.
Если смерть наступила после увольнения с военной службы, то в качестве
документа,удостоверяющего факт смерти,представляется свидетельство ор-
гана записи актов гражданского состояния (загса) о  смерти  кормильца.
Кроме  того,представляется справка военного комиссариата о прохождении
военной службы с указанием даты призыва, даты и основания увольнения с
военной службы.
        В тех случаях,  когда кормилец умер по истечении  3-х  месяцев
после увольнения с военной службы, и смерть наступила вследствие ране-
ния,контузии, увечья или заболевания, имевших место в период прохожде-
ния  службы,то отдел социального обеспечения прилагает выписку из зак-
лючения врачебно-трудовой комиссии (ВТЭК) о причине смерти.
        Документы, указанные  в подпунктах "д" и "е" настоящего пункта
,представляются в том случае,  если военнослужащий до призыва на воен-
ную службу работал в качестве рабочего, служащего или члена колхоза.
        К заявлению о  назначении  пенсии  семье  умершего  пенсионера
должны  быть  приложены документы,  указанные в подпунктах "а" - "в" и
"ж" настоящего пункта, а в необходимых случаях также и документы, ука-
занные в подпунктах "з" и "и" этого пункта. Заработок пенсионера опре-
деляется по документам, имеющимся в его пенсионном деле.
        Если умерший  пенсионер  имел право на перерасчет пенсии в по-
рядке, предусмотренном статьей 85 Закона, но не обратился за таким пе-
рерасчетом,  то  представляется  соответствующая  справка  о заработке
пенсионера после назначения или предыдущего перерасчета его пенсии.
        9. К  заявлению о назначении пенсии за выслугу лет должны быть
приложены:
        а) документы, подтверждающие специальный трудовой стаж;
        б) справка о заработке.
     
        Кроме того, в необходимых случаях представляются документы:
     
        в) подтверждающие общий трудовой стаж;
        г) об увольнении с летной работы по состоянию здоровья или бо-
лезни (пункт "а" статьи 63 Закона);
        д) удостоверяющие  нахождение  на иждивении у заявителя нетру-
доспособных членов семьи;
        е) о признании заявителя одиноким;
        ж) удостоверяющие, что заявитель является участником войны.
        При повышении пенсий инвалидам войны в соответствии со статьей
22 Закона отдел социального  обеспечения  прилагает  выписку  из  акта
освидетельствования  во  врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК),
полученную отделом от ВТЭК.
        10. К  заявлению  о назначении социальной пенсии в зависимости
от категории заявителя должны быть приложены:
        а) свидетельство  о рождении или паспорт,  удостоверяющий воз-
раст лица, на которое назначается социальная пенсия;
        б) медицинское заключение учреждения здравоохранения на ребен-
ка-инвалида;
        в) документы,подтверждающие   родственные   отношения   детей,
братьев, сестер или внуков с умершим кормильцем;
        г) свидетельство  органа  записи  актов гражданского состояния
(загса) о смерти кормильца семьи  (или  документ,  удостоверяющий  его
безвестное отсутствие);
        д) документы о присвоении почетного звания "Мать-героиня".
        Отдел социального  обеспечения прилагает к заявлению свое зак-
лючение об отсутствии права на трудовую пенсию, а при необходимости вы-
писку  из акта освидетельствования во врачебно-трудовой экспертной ко-
миссии (ВТЭК), полученную отделом от ВТЭК.
        11. Перерасчет   и  возобновление  выплаты  ранее  назначенной
пенсии, а также перевод с одной пенсии на другую осуществляется по до-
кументам, имеющимся в пенсионном деле.
        При перерасчете пенсии и переводе с одной пенсии на  другую  к
имеющимся  документам заявитель может представить документы о трудовом
стаже,  не учтенном в пенсионном деле,  и о заработке, определяемом по
правилам статьи 85 (для перерасчета пенсии) или статьи 77 (для перево-
да с одной пенсии на другую) Закона.

        Кроме того, в необходимых случаях представляются документы:

        а) об изменении числа членов семьи,  получающих пенсию по слу-
чаю потери кормильца;
        б) о возникновении обстоятельств,  влияющих на  размер  пенсии
(появление  на  иждивении  у пенсионера нетрудоспособных членов семьи,
утрата права на надбавку на указанных челнов семьи в связи с поступле-
нием пенсионера на работу или по другим причинам,  отнесение заявителя
к одиноким и нуждающимся в посторонней помощи  пенсионерам,  признание
заявителя инвалидом или участником войны).
        При перерасчете пенсии по инвалидности при переводе на  пенсию
по  инвалидности  с  другого вида пенсии отдел социального обеспечения
приобщает к пенсионному делу выписку из  акта  освидетельствования  во
врачебно-трудовой  экспертной комиссии (ВТЭК) об установлении,  снятии
или изменении группы инвалидности.
        При перерасчете пенсии с учетом дополнительного трудового ста-
жа, выработанного после назначения пенсии, отдел социального обеспече-
ния прилагает справку о периоде, в течение которого пенсионеру во вре-
мя работы по его заявлению выплата пенсии не производилась.
        12. Обращающийся за пенсией (независимо от вида пенсии) должен
пред`явить паспорт,  удостоверяющий личность,  место жительства и воз-
раст заявителя.
        В отношении несовершеннолетних детей, не имеющих паспорта, до-
кументом,  удостоверяющим их возраст,  является свидетельство о рожде-
нии.
        13. К заявлению опекуна прилагается копия решения органа опеки
о назначении опекуном.  Родители и опекуны  представляют  документы  о
месте жительства.
        14. Документы, которые могут быть приняты в подтверждение тру-
дового  стажа (общего и специального),  предусмотрены Положением о по-
рядке подтверждение трудового стажа для назначения пенсий,  утвержден-
ным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 12 сентяб-
ря 1990 г. N369/16-52.
        15. Форма  справки о заработке,  представляемой для исчисления
пенсии, и правила по ее заполнению утверждаются Госкомтрудом СССР.
        Указанные справки  выдаются на основании лицевых счетов,  пла-
тежных ведомостей и иных документов  о  выплаченной  заработной  плате
предприятием,учреждением  или  организацией,в котором работал обратив-
шийся за пенсией или кормилец, а если оно ликвидировано или прекратили
свое существование по другим причинам, то справки выдаются его правоп-
риемником или государственными архивами в зависимости  от  того,  куда
сданы  бухгалтерские архивы данного предприятия,учреждения или органи-
зации.
        В тех  случаях,  когда архивные органы на основании хранящихся
материалов не имеют возможности выдать справку по установленной  форме
с расшифровкой выплаченных сумм по видам заработка, они могут выдавать
справки,соответствующие сведениям,  имеющимся в архивных  фондах,  без
соблюдения  этой  фирмы.  Однако в таких справках должно быть указано,
сто в архивных фондах нет сведений о заработке за работу по  совмести-
тельству и о выплатах единовременного характера.
        В предусмотренных Законом случаях для исчисления пенсии прини-
маются также:
        а) справка о среднем заработке работника соответствующей  про-
фессии и квалификации в СССР - при исчислении пенсий работникам,  нап-
равленным из СССР на работу за границу и  советским  гражданам-пересе-
ленцам из других стран, не работавших в СССР;
        б) справка об авторском гонораре - при исчислении пенсий  чле-
нам  творческих  союзов и другим творческим работникам,  не являющимся
членами творческих союзов;
        в) расчетные книжки или справки, выданные профсоюзными органа-
ми,  с участием которых  были  заключены  договоры  о  работе,  -  при
исчислении пенсий лицам,  работающим у отдельных граждан (домашним ра-
ботницам,  няням,  секретарям,  машинисткам,  стенографисткам,  сторо-
жам,садовникам,водителями другим).
        При необходимости для исчисления пенсии представляются  о  та-
рифной ставке (окладе).
        Установление заработка на основании свидетельских показаний не
допускается.  Выписки  из штатного расписания об окладе по должности и
профсоюзные билеты не могут служить документами,  подтверждающими фак-
тический заработок.
        16. В качестве документа,  подтверждающего нахождение на ижди-
вении нетрудоспособных членов семьи,  принимаются справки жилищных ор-
ганов или сельских (поселковых) Советов народных депутатов.  В  данной
справке должны быть указаны:  фамилия, имя, отчество, год и месяц рож-
дения,родственные отношения к заявителю или умершему кормильцу каждого
из членов семьи с указанием, что они находились на его иждивении.
        При отсутствии указанного документа и невозможности его  полу-
чения  факт нахождения на иждивении может устанавливаться решением су-
да.
        17. В качестве документа, подтверждающего, что заявитель явля-
ется участником войны,  принимается выписка из удостоверения участника
Великой Отечественной войны или свидетельства о праве на льготы, выда-
ваемого воинам-интернационалистам.
        18. Принадлежность  к одиноким и нуждающимся в посторонней по-
мощи пенсионерам,  а также отсутствие у заявителя источника средств  к
существованию устанавливается комиссией по назначению пенсий.
        19. В качестве документа,  подтверждающего родственные отноше-
ния,  принимаются:  паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о
браке,  справка жилищных органов или сельских (поселковых) Советов на-
родных депутатов о составе семьи,  а в установленных случаях - решение
суда.
        20. При  назначении пенсий в соответствии со статьей 18 Закона
факт рождения ребенка устанавливается  на  основании  свидетельства  о
рождении,  а  его  воспитание до восьмилетнего возраста - на основании
паспорта,  свидетельства  о  смерти,  справки  жилищных  органов   или
сельских (поселковых) Советов народных депутатов и других депутатов.
        Признание ребенка заявителя инвалидом  с  детства  или  ребен-
ком-инвалидом  удостоверяется  выпиской из акта освидетельствования во
врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК),  медицинским заключением
учреждения здравоохранения удостоверением получателя пособия, справкой
отдела социального обеспечения о периоде получения пособия  и  другими
документами.
        21. Документы,  необходимые для назначения  пенсии,могут  быть
представлены как в подлинниках,  так и в копиях, засвидетельствованных
в нотариальном порядке,  администрацией предприятия, учреждения, орга-
низации, представляющей заявителя к назначению пенсии, или отделом со-
циального обеспечения.
        Документы о  трудовом  стаже представляются только в подлинни-
ках.Однако в тех  случаях, когда доказательством  стажа  служит  книж-
ка,представляется выписка из нее, засвидетельствованная администрацией
предприятия, учреждения, организации по месту последней работы или от-
делом социального обеспечения.

     Подготовка и представление документов для назначения пенсий.

        22. В  начале каждого года на всех рабочих,  служащих,  членов
колхозов и других кооперативов,  которые в  следующем  году  достигают
пенсионного возраста,  администрацией (правлением) предприятия, учреж-
дения или организации, на котором они работают, на основании их личных
карточек и трудовых книжек составляются специальные списки.
        В списки включаются работники данного предприятия, приобретаю-
щие  право  на  пенсию  на общих основаниях,  а также имеющие право на
пенсию при пониженном возрасте.
        Списки составляются  в хронологическом порядке,  в зависимости
от даты рождения работника.
        В списке должны быть указаны:  фамилия, имя, отчество работни-
ка; год, месяц, и день рождения; наименование структурного подразделе-
ния;  должность (профессия); основание назначения пенсии; общий трудо-
вой стаж,  подтвержденный документами; специальный трудовой стаж, даю-
щий  право на пенсию по возрасту на льготных условиях или на пенсию за
выслугу лет.
        23. В отношении работников, включенных в указанные списки, ад-
министрация предприятия осуществляет предварительную подготовку  доку-
ментов для назначения им пенсий. При необходимости должны быть приняты
меры по истребованию недостающих документов,  а в соответствующих слу-
чаях  - розыску свидетелей, которые по мнению работника могли бы подт-
вердить периоды его работы.
        На основе  всех собранных документов администрация предприятия
оформляет представление к назначению  пенсии.  Форма  представления  и
правила по его заполнению утверждаются Госкомтрудом СССР.
        По решению местных Советов народных депутатов подготовка доку-
ментов, необходимых для назначения пенсии, может осуществляться в виде
макета пенсионного дела.
        24. Администрация  предприятия обязана не позднее дня достиже-
ния работником пенсионного возраста известить его о возникновении пра-
ва на пенсию.
        В случае подачи работником заявления о назначении пенсии адми-
нистрация  предприятия в течение 10 дней с момента регистрации данного
заявления окончательно оформляет  все  необходимые  документы  и  свое
представление,  ознакомляет с ними заявителя (под расписку в представ-
лении) и совместно с профсоюзным комитетом рассматривает вопрос о воз-
можности представления данного работника к назначению пенсии.
        При положительном решении вопроса  документы  и  представление
вместе с заявлением работника направляются в отдел социального обеспе-
чения по месту жительства заявителя. В том случае, если администрацией
предприятия  собраны не все необходимые для назначения пенсии докумен-
ты, в отдел социального обеспечения сдаются имеющиеся документы, а не-
достающие документы представляются дополнительно в сроки,предусмотрен-
ные пунктом 5 настоящего Порядка.
        По решению  органов  социального обеспечения союзных республик
представление работников к назначению пенсий  может  осуществляться  в
отдел социального обеспечения по месту нахождения предприятия.
        Если работнику отказано в представлении к  назначению  пенсии,
ему сообщается об этом в письменной форме с указанием причин отказа. В
тех случаях,когда обратившийся за пенсией не согласен с решением адми-
нистрации и профсоюзного комитета,он может подать заявление о назначе-
нии пенсии непосредственно в отдел социального обеспечения.
        25. Гражданам,  перечисленным  в  пункте 2 настоящего Порядка,
при необходимости содействие в получении документов,  недостающих  для
назначения пенсии,оказывается отделом социального обеспечения.
        Отделы социального обеспечения обязаны  давать  раз`яснения  и
справки по вопросам назначения пенсий.
        Прием, оформление и  рассмотрение  документов  для  назначения
пенсий.
        26. Отдел социального обеспечения рассматривает вопрос о  наз-
начении, перерасчете и возобновлении выплаты пенсий, а также о перево-
де с одой пенсии на другую при обращении гражданина с  соответствующим
заявлением.
        Заявления о переводе с одной пенсии на другую, о перерасчете и
о  возобновлении  выплаты ранее назначенной пенсии принимаются отделом
социального обеспечения при наличии у заявителя всех необходимых доку-
ментов.
        Заявления граждан и представление предприятий регистрируются в
Журнале регистрации решений комиссии по назначению пенсий, форма кото-
рого утверждается органами социального обеспечения союзных  республик.
Заявителю  или представителю предприятия отделом социального обеспече-
ния выдается расписка с указанием даты приема заявления,  а также  пе-
речня полученных и недостающих документов.
        27. При приеме документов отдел социального обеспечения:
        а) проверяет правильность оформления заявления и представления
и соответствие изложенных в них сведений о заявителе паспорту и другим
документам;
        б) осуществляет предварительную правовую оценку  содержания  и
надлежащего оформления представленных документов, по результатам кото-
рой готовит предложения комиссии по назначению пенсий;
        в) проверяет  правильность  снятия  предприятием копий с соот-
ветствующих документов,  а при необходимости фиксирует и  удостоверяет
выявленные расхождения.
        Отдел социального обеспечения имеет право требовать от  предп-
риятий  и отдельных лиц дооформления принятых и представления дополни-
тельных документов, а также проверять в необходимых случаях обоснован-
ность их выдачи.
        28. Не позднее 10 дней после поступления всех необходимых  для
назначения  пенсий  документов  отдел  социального  обеспечения должен
оформить расчет пенсии(включая  подсчет  среднемесячного  заработка  и
трудового  стажа);  сформировать  пенсионное дело и подготовить проект
решения комиссии по назначению пенсий.  Формы пенсионных документов  и
правила по их заполнению утверждаются Госкомтрудом СССР,  а инструкции
о порядке оформления и ведения дел пенсионеров - органами  социального
обеспечения союзных республик.
        По решению местных Советов народных депутатов подготовка  про-
екта  решения комиссии по назначению пенсий может производиться предп-
риятием, представляющем работника к назначению пенсии.
        Заявление о  перерасчете пенсий,  о переводе с одной пенсии на
другую и о возобновлении выплаты  ранее  назначенной  пенсии  подлежит
рассмотрению в 5-дневный срок.
        29. На всех членов семьи,  имеющих право на пенсию  по  случаю
потери кормильца,  назначается одна общая пенсия.  По требованию члена
семьи его доля пенсии выделяется и выплачивается ему отдельно.
        При обращении  с  заявлением  о  назначении или выделении доли
пенсии члену семьи, проживающему в другом районе (городе), отдел соци-
ального обеспечения по месту его жительства,  принявший данное заявле-
ние,  направляет соответствующее сообщение в отдел социального обеспе-
чения,  который будет оформлять пенсионные документы всем членам семьи
или в котором находится действующее  пенсионное  дело  этой  семьи.  К
сообщению  прилагаются заявление и документы,  подтверждающие право на
получение пенсии вновь обратившегося члена семьи.
        В тех  случаях,  когда решение о назначении пенсии всем членам
семьи принимается одновременно, то пенсионное дело оформляется в отде-
ле социального обеспечения, готовившем это решение. В дело подшиваются
все документы, подтверждающие право на пенсию каждого члена семьи.
        Если документы,  подтверждающие  право  на пенсию члена семьи,
проживающего отдельно,  поступают после вынесения решения о назначении
пенсии остальным членам семьи, то принимается новое решение о назначе-
нии пенсии всем членам семьи и о выделении доли  пенсии  члену  семьи,
проживающему отдельно.
        Поступившие документы указанного  члена  семьи  приобщаются  к
действующему пенсионному делу, а копия решения о выделении доли пенсии
высылается в отдел социального обеспечения по  месту  его  жительства,
который  должен  оформить  на  получателя  доли пенсии самостоятельное
пенсионное дело.
        Отделы социального обеспечения обязаны сообщить о всех измене-
ниях,происшедших в составе семьи,  получающей долевую пенсию по случаю
потери кормильца, влекущих необходимость пересмотра размера пенсии или
прекращения ее выплаты.
        В случае  перерасчета  пенсии  копия  соответствующего решения
направляется в отдел социального обеспечения, производящий выплату до-
ли этой пенсии.  При прекращении выплаты доли пенсии документы направ-
ляются в отдел социального обеспечения,  в котором выплата пенсии про-
должается.
        30. Если в представленном документе указан только год рождения
,без  обозначения месяца,  то за дату рождения принимается первое июля
данного года.
        В тех случаях,когда в документе  о  стаже  указан  только  год
поступления на работу или год окончания работы, без обозначения точных
дат,датой начала или окончания работы считается  первое  июля  данного
года.
        Если в документе о времени рождения или о стаже указан  только
год  и  месяц,  без  обозначения точной даты,  то датой считается 15-е
число соответствующего месяца.
        31. При определении среднемесячного заработка и при исчислении
размеров  пенсий дробные части копеек округляются до целой копейки.При
этом менее полкопейки не учитывается, а полкопейки и более округляются
до одной копейки.
        32. При подсчете общего и специального трудового стажа к полу-
ченной продолжительности указанного стажа по каждому случаю увольнения
следует добавить один день.
        33. Право  заявителей  на  получение пенсий устанавливается на
основе  всестороннего,  полного  и  объективного   рассмотрения   всех
представленных документов комиссиям по назначению пенсий,  образуемыми
в соответствии со статьей 100 Закона.  Положения об этих комиссиях ут-
верждаются правительствами союзных республик.
        В компетенцию комиссии входит принятие  решений  о  назначении
пенсий, о переводе с одной пенсии на другую,  о перерасчете пенсий и о
возобновлении выплаты ранее назначенных пенсий.
        По уполномочию  комиссии  от  ее имени указанные решения могут
выноситься единолично членом комиссии- заведующим отделом  социального
обеспечения. Однако во  всех  случаях  по  требованию обратившегося за
пенсией и других заинтересованных лиц и организаций представленные до-
кументы рассматриваются комиссией.
        Решения об отказе  в  назначении,  перерасчете,  возобновлении
выплаты ранее назначенной пенсии или переводе с одной пенсии на другую
по мотивам несоответствия условиям,  предусмотренным Законом,  во всех
случаях принимаются только комиссией.
        Отдел социального обеспечения не позднее 5 дней после  вынесе-
ния  решения  комиссией  выдает или посылает предприятию или заявителю
извещение об отказе в  назначении,перерасчете,  возобновлении  выплаты
ранее назначенной пенсии,переводе с одной пенсии на другую с указанием
причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все до-
кументы.
        34. Заявление о назначении пенсии со всеми представленными до-
кументами, а также выписка из протокола комиссии с решением о назначе-
нии пенсии в отдельном пенсионном деле на каждого пенсионера.
        Пенсионные дела находятся в отделах социального обеспечения по
месту фактического жительства пенсионеров, независимо от прописки.
        35. Пенсионерам выдается пенсионное удостоверение, которое яв-
ляется официальным документом, подтверждающим получение пенсии  данным
гражданином. Все  изменения  в  пенсионном  обеспечении граждан должны
своевременно отражаться в их пенсионных удостоверениях.
        Форма пенсионного   удостоверения   утверждается  Госкомтрудом
СССР.
        Пенсионерам, перешедшим на другой вид пенсии, выписывается но-
вое пенсионное удостоверение.
        36. При  постоянном или временном переезде пенсионера в другой
район (город) пенсионное дело пересылается в отдел социального обеспе-
чения,  расположенный по его новому месту жительства. Инструкции о пе-
ресылке пенсионных дел утверждаются органами  социального  обеспечения
союзных республик.