О НОРМАТИВНЫХ АКТАХ ПО ВОПРОСАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ДЛЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА. Заключение. Комитет Конституционного Надзора СССР. 03.04.91 17 (2-28)

            О НОРМАТИВНЫХ АКТАХ ПО ВОПРОСАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
           ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ДЛЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР

                           3 апреля 1991 г.
                             N 17 (2-28)

                              (СЗ 91-6)


     Комитет конституционного надзора СССР,  рассмотрев по предложению
Верховного  Совета  РСФСР  и  по  собственной  инициативе   вопрос   о
соответствии  Конституции СССР Указа Президента СССР от 29 января 1991
г.  "О взаимодействии милиции и подразделений Вооруженных Сил СССР при
обеспечении  правопорядка и борьбе с преступностью",  положений Устава
внутренней  службы  Вооруженных  Сил  СССР,   Устава   гарнизонной   и
караульной служб Вооруженных Сил СССР,  утвержденных Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 30 июля  1975  года,  и  других  нормативных
актов    об    использовании    военнослужащих   Советской   Армии   и
Военно-Морского Флота для охраны общественного порядка, установил, что
содержащиеся в Заявлении Комитета от 13 февраля 1991 г. предложения об
устранении недостатков в правовом регулировании отношений в этой сфере
учтены  в  принятых,  а  также  в  проектах  законодательных  актов по
соответствующим вопросам.
     6 марта  1991  года  Верховный  Совет  СССР  принял Закон СССР "О
советской милиции".  В статье 9 этого Закона  определены  основания  и
порядок  привлечения  военнослужащих для охраны общественного порядка.
Предусмотрено, что меры по охране общественного порядка с привлечением
военнослужащих  согласовываются  с  республиками.  На  военнослужащих,
участвующих в охране общественного порядка, распространены положения о
правах,  обязанностях  и  гарантиях правовой и социальной защищенности
работников милиции.  Эти положения в полной мере  распространяются  на
совместное  патрулирование  милиции и военнослужащих,  предусмотренных
Указом Президента СССР от 29 января 1991 г.  "О взаимодействии милиции
и  подразделений  Вооруженных  Сил СССР при обеспечении правопорядка и
борьбе с преступностью" и другими нормативными актами.
     По сообщению Председателя Верховного Совета СССР, на пятой сессии
Верховного Совета  СССР  будут  рассмотрены  вопросы  общей  концепции
военной реформы и связанные с ней проекты законодательных актов. В них
должны также найти отражение проблемы использования военнослужащих для
охраны общественного порядка.
     Вместе с тем существует необходимость еще до  полного  пересмотра
законодательства  о  Вооруженных  Силах  СССР  устранить  из него явно
устаревшие и противоречащие Конституции СССР  правовые  нормы.  К  ним
относятся,   в   частности,  положения  воинских  уставов,  которые  в
противоречии со  статьями  6  и  7  Конституции  СССР  предусматривают
обязанность   командиров  (начальников)  проводить  в  жизнь  политику
Коммунистической партии и  разрешать  вопросы,  связанные  с  воинской
службой, совместно с партийными органами.
     На основании изложенного и руководствуясь статьей 124 Конституции
СССР,  статьями  18,  21 и 23 Закона СССР "О конституционном надзоре в
СССР", Комитет конституционного надзора СССР пришел к заключению:
     1. В  связи  с  установлением в Законе СССР "О советской милиции"
оснований и порядка привлечения военнослужащих к охране  общественного
порядка рассмотрение вопроса о соответствии Конституции СССР и законам
СССР Указа Президента СССР от 29  января  1991  г.  "О  взаимодействии
милиции   и   подразделений   Вооруженных  Сил  СССР  при  обеспечении
правопорядка и борьбе с преступностью" считать завершенным.
     2. Принять  к  сведению  сообщение Председателя Верховного Совета
СССР  о  том,  что  на  пятой  сессии  Верховного  Совета  СССР  будут
рассмотрены  вопросы общей концепции военной реформы и связанные с ней
проекты законодательных актов о  Вооруженных  Силах  СССР,  в  которых
найдут  свое  отражение  предложения Комитета конституционного надзора
СССР, содержащиеся в его Заявлении от 13 февраля 1991 года.
     3. Статья  48  Устава  внутренней  службы  Вооруженных  Сил СССР,
утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1975
года, в части, требующей от командиров (начальников) проводить в жизнь
политику не только Советского  правительства,  но  и  Коммунистической
партии,  и статья 20 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных
Сил СССР, утвержденного тем же Указом, в части, обязывающей начальника
гарнизона   разрешать  вопросы,  связанные  с  гарнизонной  службой  и
проведением совместных мероприятий,  не только с советскими,  но  и  с
партийными органами на местах,  противоречат статьям 6 и 7 Конституции
СССР и приостанавливают свое действие с  момента  принятия  настоящего
Заключения до устранения отмеченного несоответствия.