О НОРМАТИВНЫХ АКТАХ ПО ВОПРОСАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ДЛЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР 3 апреля 1991 г. N 17 (2-28) (СЗ 91-6) Комитет конституционного надзора СССР, рассмотрев по предложению Верховного Совета РСФСР и по собственной инициативе вопрос о соответствии Конституции СССР Указа Президента СССР от 29 января 1991 г. "О взаимодействии милиции и подразделений Вооруженных Сил СССР при обеспечении правопорядка и борьбе с преступностью", положений Устава внутренней службы Вооруженных Сил СССР, Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил СССР, утвержденных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1975 года, и других нормативных актов об использовании военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота для охраны общественного порядка, установил, что содержащиеся в Заявлении Комитета от 13 февраля 1991 г. предложения об устранении недостатков в правовом регулировании отношений в этой сфере учтены в принятых, а также в проектах законодательных актов по соответствующим вопросам. 6 марта 1991 года Верховный Совет СССР принял Закон СССР "О советской милиции". В статье 9 этого Закона определены основания и порядок привлечения военнослужащих для охраны общественного порядка. Предусмотрено, что меры по охране общественного порядка с привлечением военнослужащих согласовываются с республиками. На военнослужащих, участвующих в охране общественного порядка, распространены положения о правах, обязанностях и гарантиях правовой и социальной защищенности работников милиции. Эти положения в полной мере распространяются на совместное патрулирование милиции и военнослужащих, предусмотренных Указом Президента СССР от 29 января 1991 г. "О взаимодействии милиции и подразделений Вооруженных Сил СССР при обеспечении правопорядка и борьбе с преступностью" и другими нормативными актами. По сообщению Председателя Верховного Совета СССР, на пятой сессии Верховного Совета СССР будут рассмотрены вопросы общей концепции военной реформы и связанные с ней проекты законодательных актов. В них должны также найти отражение проблемы использования военнослужащих для охраны общественного порядка. Вместе с тем существует необходимость еще до полного пересмотра законодательства о Вооруженных Силах СССР устранить из него явно устаревшие и противоречащие Конституции СССР правовые нормы. К ним относятся, в частности, положения воинских уставов, которые в противоречии со статьями 6 и 7 Конституции СССР предусматривают обязанность командиров (начальников) проводить в жизнь политику Коммунистической партии и разрешать вопросы, связанные с воинской службой, совместно с партийными органами. На основании изложенного и руководствуясь статьей 124 Конституции СССР, статьями 18, 21 и 23 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР", Комитет конституционного надзора СССР пришел к заключению: 1. В связи с установлением в Законе СССР "О советской милиции" оснований и порядка привлечения военнослужащих к охране общественного порядка рассмотрение вопроса о соответствии Конституции СССР и законам СССР Указа Президента СССР от 29 января 1991 г. "О взаимодействии милиции и подразделений Вооруженных Сил СССР при обеспечении правопорядка и борьбе с преступностью" считать завершенным. 2. Принять к сведению сообщение Председателя Верховного Совета СССР о том, что на пятой сессии Верховного Совета СССР будут рассмотрены вопросы общей концепции военной реформы и связанные с ней проекты законодательных актов о Вооруженных Силах СССР, в которых найдут свое отражение предложения Комитета конституционного надзора СССР, содержащиеся в его Заявлении от 13 февраля 1991 года. 3. Статья 48 Устава внутренней службы Вооруженных Сил СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1975 года, в части, требующей от командиров (начальников) проводить в жизнь политику не только Советского правительства, но и Коммунистической партии, и статья 20 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил СССР, утвержденного тем же Указом, в части, обязывающей начальника гарнизона разрешать вопросы, связанные с гарнизонной службой и проведением совместных мероприятий, не только с советскими, но и с партийными органами на местах, противоречат статьям 6 и 7 Конституции СССР и приостанавливают свое действие с момента принятия настоящего Заключения до устранения отмеченного несоответствия. |