Страницы: 1 2 О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР 27 мая 1991 г. N 40 (НЦПИ) Намеченные Приказами Министра морского флота СССР от 22 октября 1985 г. N 200, от 5 декабря 1986 г. N 208 меры по предупреждению аварийности на флоте сыграли определенную положительную роль в обеспечении безопасности мореплавания. В отрасли осуществляются меры по улучшению практической подготовки специалистов плавсостава за счет внесения изменений в учебные планы и программы ВИМУ, создания в пароходствах и училищах комплексных тренажерных центров, включающих в себя оснащенные импортной техникой радиолокационные, судомеханические тренажеры и учебно - тренажерные суда по подготовке моряков к борьбе за живучесть судна и спасению человеческой жизни на море. Разработаны и реализуются программы по созданию новых технических средств судовождения и связи, ведется настойчивый поиск решения проблемы обеспечения судов современными спасательными средствами. Осуществляется перестройка комплексного обслуживания флота и его эксплуатации, повысилось внимание к вопросам технической эксплуатации и ремонта судов, соблюдению плановых сроков списания судов, принимаются меры по обновлению флота. Коллегией Министерства одобрены основные направления и концепция повышения безопасности мореплавания и структура системы безопасности мореплавания. Они составлены с учетом ясного представления о необходимости, с одной стороны, усиления внимания к вопросам конструктивной, технической, технологической и эксплуатационной надежности и безопасности судна и его устройств, с другой стороны, улучшения оснащения флота современными техническими средствами навигации и связи наряду с разработкой и освоением новых методов управления судном и борьбы за его живучесть. Предусмотренные структурой системы безопасности мореплавания разграничения обязанностей и ответственности подразделений министерства и пароходств особое значение приобретают с введением в действие Закона "О предприятиях в СССР". Получив в соответствии с этим Законом всю полноту хозяйственной самостоятельности, пароходства должны нести и полную ответственность за обеспечение безопасной, безаварийной эксплуатации флота. Реальное обеспечение безопасности мореплавания должно основываться на тщательном технико - экономическом анализе предлагаемых решений с целью экономической оценки объективно необходимых затрат. В условиях радикальной экономической реформы, связанной с переходом к рыночным отношениям, особое место в системе безопасности мореплавания отводится мерам по совершенствованию государственного надзора за мореплаванием, повышению статуса и полномочий капитанов морских портов и инспекций государственного надзора портов. Концепция повышения безопасности мореплавания предполагает постоянное совершенствование теории и практики расследования аварийных случаев на море, методики разработки и реализации оперативных мер по устранению причин и условий, приводящих к возникновению аварийных случаев с тяжелыми материальными последствиями и гибели людей. В то же время состояние аварийности последних лет и ее анализ свидетельствуют о том, что в пароходствах и в портах еще недостаточно уделяется внимания обеспечению безопасности судоходства, причины возникновения аварийных случаев в той или иной мере связаны с повторяющимися недостатками как в организации работы судовых экипажей и их профессиональной подготовки, так и в действиях многих береговых служб управления и обеспечения, технического обслуживания и судоремонта. К числу таких случаев, помимо трагедии с п/х "Адмирал Нахимов", относятся гибель т/х "Комсомолец Киргизии" БМП, затонувшего 14 марта 1987 г. в Атлантическом океане в условиях жестокого шторма из-за потери остойчивости, убытки 1210,0 тыс. руб.; пожар на т/х "Приамурье" ДВМП 18 мая 1986 г. в порту Осака (Япония) из-за нарушений Правил пожарной безопасности, погибли 11 пассажиров, убытки 565,1 тыс. руб.; навал на опору моста и затопление т/х "Спартак" СМП 8 мая 1989 г. в реке Северная Двина в результате нарушений правил судовождения, организации плавания по реке, погибли 2 человека, убытки 1084,0 тыс. руб.; повреждение корпуса и затопление помещений тб/х "Максим Горький" АКП "Совкомфлот" 20 июня 1989 г. в результате столкновения со льдом в Гренландском море из-за нарушения правил судовождения, убытки более 9 млн. руб., и ряд других. Всего за 1986 - 1989 гг. произошло 259 аварийных случаев с общей суммой убытков 40648,5 тыс. руб. В 1990 г. произошло 75 аварийных случаев с убытками 3,2 млн. руб. (в 1989 г. - 79 аварийных случаев и 14,9 млн. руб. убытков). Только в 1990 г. по техническим причинам в море произошло 199 непредвиденных остановок, 90 случаев водотечности корпуса из-за его износа. И хотя в последние годы достигнуто определенное снижение аварийности, количество аварийных случаев остается большим, значительная часть их вызывается навигационными причинами, почти 60% аварийных случаев связаны с действиями лиц, управляющих судами. В 1989 - 1990 гг. на устранение аварийных повреждений затрачено 3515 судо - суток эксплуатационного времени. Несмотря на наличие действующих и разработку новых документов по реорганизации и совершенствованию подготовки и повышения квалификации специалистов, по-прежнему высказываются нарекания по качеству подготовки выпускников учебных заведений, особенно в практическом освоении морских профессий. Во многих морских портах только частично устранены недостатки в деятельности капитанов портов, инспекций государственного надзора, центров и постов управления движением судов, лоцманских служб. В ряде мест эти службы до конца не укомплектованы, недостаточен профессиональный и деловой уровень работников, функции надзора за мореплаванием и обеспечения безопасного судоходства на акваториях портов и подходах к ним не всегда выполняются с должной ответственностью и знанием дела. Начальники ряда портов недостаточно уделяют внимания возложенным на них Кодексом торгового мореплавания Союза ССР обязанностям по обеспечению безопасности мореплавания, безосновательно отводят инспекциям государственного надзора роль вспомогательных подразделений в технологическом процессе. В ущерб основным задачам на службы безопасности мореплавания нередко возлагаются обязанности решения вопросов материально - технического обеспечения, организации ремонтных работ, повседневных эксплуатационных проблем. Эти службы, наряду с техническими подразделениями, не стали еще по настоящему судоходными инспекциями судовладельца, призванными решать комплекс вопросов, связанных с обеспечением безопасности мореплавания путем всемерного повышения квалификации специалистов, организации ответственной судовой службы и обеспечения должного уровня дисциплины и порядка на судах, внедрения эффективных современных методов управления судном, использования технических средств судовождения и технической эксплуатации. В ряде пароходств упал авторитет должностей капитана - наставника и механика - наставника, появились трудности в укомплектовании служб безопасности мореплавания и инспекций портового надзора. С учетом оценок результативности осуществленных мер по обеспечению безопасности мореплавания, анализа состояния аварийности и ее причин программа действий на будущее должна основываться на необходимости дальнейшего развития положений принятой концепции и их настойчивой реализации с целью повышения надежности технического оснащения судоходства и роли человеческого фактора в управлении судном. В целях обеспечения безопасности мореплавания приказываю: 1. Капитанам судов в своей деятельности руководствоваться положениями и требованиями международных конвенций по охране человеческой жизни на море, подготовке и дипломированию моряков и несению вахты, Кодекса торгового мореплавания Союза ССР, действующих нормативных и руководящих документов Министерства морского флота СССР, исходя из того, что капитан на основе единоначалия осуществляет свои права и обязанности по управлению судном и обеспечению безопасности людей, груза и судна. При этом надлежит: сосредоточить усилия свои и командного состава на изучении и обеспечении выполнения международных и национальных правил безопасного плавания судов и перевозки грузов и пассажиров, предупреждении и устранении воздействий от непосредственных и сопутствующих причин возникновения аварийных ситуаций, выработке необходимых профилактических мер, освоении наиболее безопасных методов управления судном с использованием современных технических средств навигации и связи; направлять учебу в экипажах на совершенствование моряками практических навыков по: - освоению судовых технических средств и конструкций, технологических и эксплуатационных особенностей своего судна, его маневренных характеристик; - подготовке к борьбе за живучесть судна, спасению людей и груза; - поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море; - отработке оперативных планов по борьбе с водой и огнем с учетом свойств перевозимых грузов; - проведению эффективной организаторской и воспитательной работы по созданию на судах здоровой морально - психологической обстановки, способствующей поддержанию должного уровня трудовой и производственной дисциплины. С учетом возраста, технического состояния судна, профессиональной подготовки экипажа, полноты материально - технического обеспечения особое внимание уделять подготовке судна, проработке с экипажем условий и особенностей предстоящего рейса по обеспечению безопасности судна в части: - технического соответствия; - остойчивости; - непотопляемости; - прочности; - безопасных методов погрузки, выгрузки и перевозки грузов; - укомплектования экипажа специалистами соответствующей квалификации и в количестве согласно штатному расписанию; - навигационной проработки рейса, при этом обращать особое внимание на изменения режима плавания, правил захода в территориальные воды, правил плавания в районах разделения движения, в зонах действия систем управления движением судов, использования иностранных навигационных карт только при наличии и изучении корректурных материалов и пособия "Условные обозначения...", применяемого на данной карте. Капитанам судов разрешается при необходимости останавливать судно в безопасном месте для предоставления кратковременного отдыха экипажу при его чрезмерной усталости. 2. Начальникам пароходств, производственных объединений морского транспорта, портов, Гидрографического предприятия 2.1. С учетом происходящих в стране изменений в экономических взаимоотношениях, утверждения хозяйственной самостоятельности предприятий внести необходимые изменения в структуры системы безопасности мореплавания пароходств (предприятий), в которых четко определить схему координации и взаимодействия, задачи, функции права, обязанности и ответственность каждого подразделения за обеспечение безаварийной работы флота. 2.2. При разработке организационно - технических мероприятий и программ, обеспечивающих высокоэффективную и безаварийную эксплуатацию флота, планировать их материальное и финансовое обеспечение. 2.3. Совершенствовать профилактическую работу по предупреждению аварийности, проводить глубокий анализ обстоятельств и причин аварийных случаев, разрабатывать и осуществлять конкретные меры по их предупреждению, обращая особое внимание на: 2.3.1. Организацию систематического изучения моряками и работниками береговых подразделений требований и рекомендаций международных конвенций и договоров, национальных правил и нормативно - технических документов Минморфлота СССР и их выполнения. 2.3.2. Обеспечение судов современными спасательными средствами и средствами борьбы с пожарами. 2.3.3. Развитие системы комплексного обслуживания флота. 2.3.4. Внедрение на судах современных технических средств судовождения и связи, автоматизации и компьютеризации, их сервисного обслуживания. 2.3.5. Создание и совершенствование систем управления движением судов в портах и узкостях. 2.3.6. Своевременное обеспечение судов нормативно - правовой документацией по безопасной эксплуатации флота. 2.3.7. Повышение действенности воспитательной работы с кадрами плавсостава, направленной на укрепление дисциплины, организованности и порядка, формирование высокой ответственности за выполнение обязанностей по обеспечению безопасного мореплавания и охраны человеческой жизни. 2.3.8. Приоритетность тренажерного обучения в системе подготовки и повышения квалификации моряков. 2.3.9. Осуществление контроля за деятельностью аттестационных и квалификационных комиссий, соблюдение сроков аттестации командного состава судов, прохождения ими курсов повышения квалификации и тренажерной подготовки. 2.3.10. Улучшение работы по решению социальных проблем плавсостава, более широкое применение материального стимулирования моряков за безаварийную работу. 2.4. С 01.01.92 не направлять в экипажи судов лиц, не прошедших курс обучения на учебно - тренажерных судах по борьбе за живучесть судна и выживаемость на море. 2.5. С целью обеспечения безопасной эксплуатации флота: 2.5.1. Выдавать рейсовые задания на перевозку грузов только при наличии всей необходимой информации о грузе. 2.5.2. Не представлять под перевозку опасных грузов суда, не имеющие предусмотренных Правилами Регистра СССР документов. 2.5.3. Уделять повышенное внимание работе пассажирских судов во всех видах плавания, транспортных судов, эксплуатирующихся сверх нормативного срока, осуществлять постоянный контроль за движением этих судов. Не допускать направления пассажирских судов в порты, где не обеспечивается навигационная безопасность плавания и стоянки. 2.5.4. Укомплектовать командный состав судов пассажирского флота лучшими специалистами, имеющими высшее специальное морское образование, а также квалифицированным и наиболее опытным рядовым составом. На судах пассажировместимостью более 400 человек предусматривать в штатных расписаниях обеспечение ходовой вахты двумя помощниками капитана. 2.5.5. При планировании грузоперевозок в Арктику и замерзающие неарктические порты исключить направление судов, не соответствующих по своему техническому состоянию реальным ледовым условиям. 2.6. До 01.01.92 обеспечить все суда флота бытовыми электроприборами (кофеварки, чайники, телевизоры и т.д.), отвечающими требованиям пожарной безопасности. 3. Начальнику Мурманского морского пароходства при проведении подготовки, проверке знаний и практических навыков командного состава судов с ЯЭУ и судов АТО особое внимание уделять вопросам обеспечения ядерной и радиационной безопасности при выполнении на судах потенциально опасных работ, а также защиты экипажа, окружающей среды и населения при возникновении аварийных ситуаций. 4. Начальникам и капитанам портов 4.1. До 01.08.91 провести ревизию состояния глубин на подходных каналах и акваториях портов, причального фронта, буксирного обеспечения, средств навигационного оборудования, систем управления движением судов. 4.2. По результатам ревизии разработать структуру системы обеспечения безопасности мореплавания и порядка в порту с четким распределением задач, функций, ответственности и взаимодействия всех служб и отделов, обратив особое внимание на: - обеспечение безопасности при проведении швартовных операций; - организацию оформления отхода судна непосредственно на его борту; - упорядочение проведения комплексных проверок судов службами капитана порта и другими контрольными подразделениями с целью исключения многократных бессистемных посещений судна в период кратких стоянок в порту; - своевременное внесение необходимых дополнений и изменений в Обязательное постановление по порту; - обеспечение дежурных буксиров аварийно - спасательным имуществом и береговыми аварийными партиями; - подготовку экипажей дежурных буксиров на учебно - тренажерных судах; 4.3. Не допускать ввод и вывод из порта судов, габариты которых превышают предусмотренные Обязательным постановлением по порту, без тщательной проработки дополнительных условий организационного, технического, буксирного обеспечения безопасности таких операций. 4.4. Укомплектовать инспекции государственного надзора портов и лоцманские службы специалистами, соответствующими требованиям квалификационных характеристик, обеспечить их транспортом, средствами связи, оргтехники, надлежащими индивидуальными спасательными средствами, удобной спецодеждой, шире применять материальное и социальное стимулирование этой категории работников. Не допускать сокращения численности работников ИГНП, приведя ее в соответствие с объемом выполняемой работы, связанной с осуществлением круглосуточного контроля за соблюдением норм безопасности и порядка в порту. 5. Капитанам портов 5.1. Обеспечить действенный государственный надзор в портах по предупреждению аварийности, усилив контроль за готовностью судов к выходу в море, укомплектованностью их экипажей в соответствии со штатными расписаниями, выполнением положений международных конвенций, участником которых является СССР. 5.2. Не допускать выходы в рейсы на судах членов семей моряков и других лиц без наличия соответствующих спасательных средств. 5.3. Осуществлять контроль за деятельностью центров и постов управления движением судов по обеспечению безопасности плавания на подходах и акваториях портов. 6. Директорам СРЗ 6.1. Разработать и реализовать меры, обеспечивающие комплексную безопасность ремонтируемого флота, уделять особое внимание при этом пожарной безопасности судов, которая должна полностью обеспечиваться СРЗ. 6.2. Усилить роль и ответственность капитанов СРЗ за повышение безопасности операций, осуществляемых на акваториях СРЗ. 7. Начальникам ВИМУ, Госморакадемий 7.1. С целью повышения уровня и качества профессиональной подготовки курсантов в период учебы уделять особое внимание практической направленности учебного процесса. 7.2. Расширять связь учебных заведений с производством посредством организации встреч курсантов с капитанами - наставниками и механиками - наставниками, с командным составом судов, регулярного ознакомления курсантов с новыми судами. 7.3. Обратить особое внимание на организацию и проведение плавательной практики курсантов, нацеливая весь процесс ее на максимальное привитие будущим командирам практических навыков и выработку необходимых профессиональных качеств. 7.4. Перестроить систему повышения квалификации, придавая ей направленность на изучение и освоение современных технических средств судовождения и эксплуатации судна, новых требований и положений международных договоров, конвенций и национальных нормативно - технических документов по безопасности судоходства, осуществлять приоритетность тренажерного обучения. 8. Госморинспекции с целью дальнейшего совершенствования работы, связанной с реализацией задач по организации государственного надзора за торговым мореплаванием в Союзе ССР 8.1. Осуществлять меры по постоянному совершенствованию организации, руководства и контроля за деятельностью надзорно - инспекторских органов на местах с учетом национальных законодательных и иных нормативных актов, международного опыта и требований, вытекающих из положений международных конвенций, а также приказов Министра, инструкций и наставлений, направленных на обеспечение безопасности мореплавания. 8.2. С целью повышения эффективности инспекционной работы пересмотреть практику проведения проверок работы пароходств, портов, других предприятий и организаций Министерства, положив в основу этой деятельности всесторонний анализ фактического состояния дел, его соответствия действующим нормативно - техническим документам, и оказание практической помощи в устранении выявленных недостатков путем разработки конкретных мер и контроля за их выполнением. 8.3. Усилить действенность и качество профилактической работы по предупреждению аварийности на морском транспорте на основе тщательного и всестороннего анализа обстоятельств и причин аварийности на флоте, разработки необходимых мер по их устранению и предупреждению аварий, контроля за их реализацией. 8.4. Оперативно реагировать на изменения и введение новых международных требований по безопасности мореплавания, настойчиво и своевременно доводить их до пароходств и мореплавателей, осуществлять действенный контроль за их реализацией. Систематически анализировать и обобщать опыт работы флота, формировать и вносить предложения о поправках и изменениях в действующие конвенционные документы. 8.5. Совершенствовать методическое руководство и контроль за работой служб безопасности мореплавания пароходств в деле повышения уровня безаварийной работы флота. 8.6. Направлять специалистов ГГМИ в рейсы в составе экипажей судов для изучения на месте результатов проводимой в системе безопасности мореплавания работы по организации штурманской службы и ее технического обеспечения, методов использования в судовождении современных технических средств, подготовленности экипажей к борьбе за живучесть судна и выживаемости в море. 8.7. Осуществлять координацию научно - исследовательских работ по решению задач безопасности мореплавания. 8.8. В целях повышения профессиональной подготовки специалистов морского флота вносить предложения по совершенствованию учебных планов и программ для ВИМУ, ГМА, ФПК, КПК и тренажерного обучения, добиваться их внедрения в учебные процессы. 9. АСМП на основе анализа ледовой аварийности разрабатывать мероприятия по ее предупреждению, включая внесение необходимых изменений и дополнений в правила и наставления для плавания судов по Северному морскому пути, улучшению навигационно - технического обеспечения плавания. 10. Главсудомеху 10.1. С целью повышения требований к соответствию судов международным и национальным правилам обеспечить качественное рассмотрение проектов вновь строящихся и приобретаемых судов. 10.2. Совершенствовать анализ аварийности на флоте по техническим причинам, разрабатывать и реализовывать конкретные меры по их профилактике и устранению, обратив особое внимание на предотвращение повреждений главных двигателей, вало - винтовых комплексов и обесточивание судовых электростанций. 11. Управлению атомного флота совместно с Мурманским морским пароходством и ЦНИИМФ обеспечить в 1991 - 1993 гг. разработку недостающей нормативно - технической документации по ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации судовых ЯЭУ в соответствии с требованиями Госпроматомнадзора СССР. 12. Главфлоту 12.1. Продолжить работу по пересмотру нормативно - правовой базы безопасной морской перевозки грузов, обратив особое внимание на своевременное и оперативное внесение в национальные правила международных требований. 12.2. Совместно с Главсудомехом и пароходствами повысить внимание к вопросам приведения судов по конструкции и оборудованию в соответствие с требованиями международных и национальных правил перевозки грузов морем. 13. Начальникам пароходств совместно с Главмортехснабом, ВАО "Совбункер" до 01.07.91 обеспечить суда спасательными средствами согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74/83). 14. Главкадрам 14.1. Организационно и методично обеспечить своевременный переход ВИМУ, ГМА на двухступенчатую систему подготовки старшего командного состава специалистов флота. 14.2. Пересмотреть организацию системы повышения квалификации, придав ей направленность на изучение и освоение современных технических средств судовождения и эксплуатации судна, новых требований и положений международных договоров, конвенций и национальных нормативно - технических документов по безопасности судоходства, состояния и профилактики аварийности в отрасли. 14.3. Расширить использование учебно - тренажерных судов пароходств для освоения курсантами необходимых практических навыков в борьбе за живучесть судов в экстремальных аварийных ситуациях. 14.4. До 01.09.91 пересмотреть с учетом предложений пароходств сроки и порядок проверки знаний командного состава и внести соответствующие изменения в Приказ Министра от 07.04.87 N 47. 15. В/О "Морсвязьспутник" 15.1. Углублять и совершенствовать связи с научно - техническими организациями и промышленными предприятиями, занимающимися разработкой и производством технических средств навигации и связи, добиваясь при этом удовлетворения потребностей в них и требований Минморфлота СССР к техническим характеристикам и качеству аппаратуры. 15.2. Обеспечить координацию работ в отрасли по: - оснащению судов и портов высококачественными современными средствами навигации и связи, внедрению и совершенствованию тренажеров для подготовки судоводителей и радиоспециалистов; - научно - исследовательским и проектно - конструкторским разработкам, касающимся средств навигации и связи; - сервисному обслуживанию отечественной и зарубежной аппаратуры навигации и связи. 15.3. При закупке пароходствами импортной аппаратуры навигации и связи рассматривать ее соответствие международным и национальным требованиям. 15.4. До 01.07.91 с учетом новых условий хозяйствования совместно с пароходствами переработать программу развития системы УДС в районах и портах на 1991 - 1995 гг. и представить ее на утверждению заместителю Министра т. Савину О.А. 16. Государственному морскому спасательно - координационному центру 16.1. Совершенствовать организацию и координацию деятельности подразделений спасательной службы Минморфлота СССР и взаимодействие ее с поисково - спасательными службами других министерств и ведомств СССР, а также иностранных государств в свете требований Постановления Совета Министров СССР от 08.02.88 N 180. 16.2. До 01.01.92 подготовить и издать сборник действующих нормативных документов по поиску и спасанию на море. 17. Управлению внешних связей (УВС) совместно с другими заинтересованными подразделениями Министерства постоянно систематизировать документы, связанные с выполнением международных конвенций, договоров и соглашений по вопросам безопасности мореплавания, организовывать перевод, издание их и доведение информации до заинтересованных управлений, объединений, предприятий и организаций Минморфлота СССР, других ведомств - судовладельцев. 18. Руководителям структурных подразделений Министерства, пароходств, портов, СРЗ, других предприятий и организаций Минморфлота СССР продолжить целенаправленную работу по сокращению объема служебной переписки, особое внимание при этом уделяя рациональному сокращений переписки и другой отчетно - учетной документации с судами. 19. В/О "Мортехинформреклама", редакциям газеты "Водный транспорт", журнала "Морской флот", Радиобюллетеня и бассейновых газет активизировать пропаганду проводимых Министерством и пароходствами мероприятий, направленных на предупреждение аварийности и охрану человеческой жизни на море, популяризацию опыта работы экипажей судов, капитанов, старших механиков, капитанов - наставников и механиков - наставников, длительное время работающих безаварийно, систематически освещать обстоятельства и причины, вызывающие аварийные случаи. 20. Утвердить и ввести в действие 20.1. Типовое положение о службе безопасности мореплавания пароходства (СБМ) Министерства морского флота СССР - Приложение 1. 20.2. Положение о капитанах - наставниках пароходств Министерства морского флота СССР - Приложение 2. 20.3. Положение о механиках - наставниках пароходств Министерства морского флота СССР - Приложение 3. 20.4. Типовое положение о главном штурмане пароходства Министерства морского флота СССР - Приложение 4. 20.5. Положение о капитане морского торгового порта - Приложение 5. 20.6. Инструкцию о выпуске судов в море капитанами морских торговых портов - Приложение 6. 20.7. Положение о контрольных талонах к дипломам на морские звания лиц командного состава судов Минморфлота СССР - Приложение 7. 20.8. Положение о нагрудном знаке "Морская инспекция" - Приложение 8. 20.9. Положение о нагрудном знаке "За безаварийную работу" - Приложение 9. 20.10. Список специалистов, направляемых в качестве членов комиссий или экспертов при расследовании аварийных случаев - Приложение 10. 20.11. Состав постоянной Комиссии Минморфлота СССР по расследованию аварийных случаев с тяжелыми последствиями или гибелью людей - Приложение 11. 20.12. Положение о порядке подбора, выдвижения, назначения и утверждения капитанов судов Министерства морского флота СССР - Приложение 12. 20.13. Перечень приказов Министра, утративших силу - Приложение 13. 21. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Госморинспекцию. Министр москсого флота СССР Ю. ВОЛЬМЕР Приложение 1 к Приказу Минморфлота СССР от 27 мая 1991 года N 40 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ ПАРОХОДСТВА МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО ФЛОТА СССР 1. Общие положения 1.1. Служба безопасности мореплавания (далее - СБМ) является структурным подразделением пароходства и действует на основании настоящего Положения. 1.2. СБМ в своей деятельности руководствуется законодательством СССР, постановлениями Правительства, нормативно - техническими документами Минморфлота СССР, положениями международных конвенций и соглашений в области безопасности мореплавания. 1.3. СБМ возглавляет заместитель начальника пароходства по безопасности мореплавания или начальник СБМ, который подчиняется заместителю начальника пароходства по безопасности мореплавания. 1.4. Заместитель начальника пароходства по безопасности мореплавания, начальник СБМ назначаются на должность и освобождаются от должности начальником пароходства. 1.5. Заместитель начальника пароходства по безопасности мореплавания, начальник СБМ назначаются из числа опытных капитанов-наставников, капитанов судов дальнего плавания, обладающих высокими организаторскими способностями, имеющих высшее судоводительское образование и стаж безаварийной работы в должности капитана не менее 5 лет. 1.6. Структура и штатная численность СБМ утверждаются начальником пароходства из расчета, как правило, закрепления за одним наставником группы судов в количестве 15 единиц. 1.7. Перечень отделов, служб, управлений, подчиненных заместителю начальника пароходства по безопасности мореплавания, утверждается начальником пароходства. 2. Основные задачи 2.1. Обеспечение безаварийной работы судов пароходства, контроль за исполнением в пароходстве и подчиненных ему организациях требований международных конвенций, национального законодательства и нормативных документов Минморфлота СССР, регламентирующих безопасность мореплавания, предупреждение аварийности и охрану человеческой жизни на море. 2.2. Разработка и осуществление мер, направленных на повышение безопасности мореплавания, личной ответственности капитанов судов и судоводителей за организацию судовой службы, соблюдение требований нормативных документов по судовождению и безопасной перевозке грузов, подготовке экипажей к борьбе за живучесть судов. 2.3. Осуществление мер по внедрению научно - технических достижений в обеспечении безопасности мореплавания. 3. Функции 3.1. Координирует и контролирует работу подразделений пароходства и подчиненных ему организаций по обеспечению безопасности мореплавания, безопасной перевозки грузов и пассажиров. 3.2. Направляет и контролирует работу экипажей судов пароходства по правильной организации общесудовой и штурманской службы на судах, соблюдению действующих нормативных и руководящих документов, направленных на обеспечение безопасности мореплавания, отработке мероприятий по борьбе за живучесть судна, подготовленности экипажей к действиям при аварийных ситуациях. 3.3. Контролирует организацию командирской учебы на судах, своевременное прохождение судоводителями курсов повышения квалификации, тренажерной подготовки, осуществляет проверку знаний, организует аттестацию судоводителей. Совместно с кадровой службой обеспечивает расстановку судоводительских кадров, формирует резерв на выдвижение. 3.4. Взаимодействует с научным организациями и учебными заведениями по проблемам безопасности мореплавания. 3.5. Ведет расследование и учет аварийных случаев с судами пароходства и подчиненных ему организаций в соответствии с ПРАС-90, проводит анализ причин аварийности и на его основе разрабатывает и организует осуществление мероприятий по предупреждению аварийности. 3.6. Дает рекомендации капитанам судов, подразделениям пароходства по вопросам навигационного характера. 3.7. Организует в пароходстве изучение, обобщение и распространение опыта, форм и методов многолетней безаварийной работы капитанов судов, выступление в прессе по актуальным вопросам, связанным с безопасностью мореплавания. 3.8. Разрабатывает и направляет предложения по улучшению навигационно - гидрографического обеспечения судов в Министерство и Гидрографическое предприятие Минморфлота СССР и взаимодействует по этим вопросам с гидрографическими службами флотов. 3.9. Контролирует и направляет работу базовой электрорадионавигационной камеры в части организации обеспечения судов навигационными картами, руководствами для плавания и другими справочными изданиями. 3.10. Совместно со службой связи и электрорадионавигации разрабатывает перспективные планы оснащения судов новыми техническими средствами судовождения, замены ЭРНП. 3.11. Осуществляет оперативный контроль за судами в сложных гидрометеорологических, ледовых и других условиях, оказывает капитанам таких судов необходимую помощь. 3.12. Разрабатывает меры по совершенствованию работы учебно - тренажерных судов (центров) по практическому обучению моряков борьбе за живучесть судна, использованию коллективных и индивидуальных спасательных средств. 3.13. Участвует в рассмотрении проектов новых судов, портов и гидротехнических сооружений. 4. Права и обязанности заместителя начальника пароходства по безопасности мореплавания - начальника службы безопасности мореплавания <*> -------------------------------- <*> В пароходствах, где имеется самостоятельный начальник службы безопасности мореплавания, его права и обязанности определяются должностной инструкцией. 4.1. Давать службам и отделам, а также подчиненным пароходству организациям указания по вопросам обеспечения безопасности мореплавания и требовать их выполнения. 4.2. Требовать от капитанов судов, начальников служб и отделов, руководителей подчиненных пароходству организаций представления необходимых сведений по вопросам, связанным с обеспечением безопасности мореплавания. 4.3. Осуществлять проверку организации службы на судах и инспектировать работу служб, отделов и подчиненных пароходству, организаций по вопросам, связанным с обеспечением безопасности мореплавания. 4.4. Запрещать выход в море и плавание судов и других плавсредств пароходства и подчиненных организаций при обнаружении недостатков, снижающих мореходное состояние судна. 4.5. Отменять или добиваться отмены распоряжения работников пароходства и подчиненных организаций, если они создают угрозу или предпосылки аварий или противоречат требованиям нормативных документов по безопасности мореплавания. 4.6. Привлекать к участию в проверках, проводимых по вопросам обеспечения безопасности мореплавания, работников служб, отделов, а также подчиненных пароходству организаций. 4.7. Представительствовать во всех организациях и учреждениях по вопросам круга деятельности СБМ без особой на то доверенности. 4.8. Готовить проекты приказов, издавать распоряжения, инструкции, циркуляры и другие организационно - распорядительные документы в пределах своей компетенции. 4.9. Останавливать и запрещать производство грузовых операций или рабочих процессов, если они производятся с отступлением от нормативных требований. 4.10. Представлять службе (отделу) кадров предложения по подбору и расстановке кадров судоводительского состава и работников СБМ. Давать представления на выдвижение, поощрение, перемещение или освобождение от должности. 5. Ответственность Заместитель начальника пароходства по безопасности мореплавания - начальник службы безопасности мореплавания несет ответственность: за организацию работы капитанов - наставников, главного штурмана и работников других подразделений пароходства, подчиненных ему; за должное исполнение возложенных на СБМ задач и функций по обеспечению безопасности мореплавания. Начальник Главной государственной морской инспекции В.М. НЕХОРОШЕВ Приложение 2 к Приказу Минморфлота СССР от 27 мая 1991 года N 40 ПОЛОЖЕНИЕ О КАПИТАНАХ - НАСТАВНИКАХ ПАРОХОДСТВ МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО ФЛОТА СССР 1. Общие положения 1.1. Капитан - наставник является наиболее квалифицированным специалистом в пароходстве в области судовождения, на которого возлагается организация работы судоводительского состава по обеспечению безопасности мореплавания. 1.2. Основными задачами капитанов - наставников являются: 1.2.1. Организация профилактической работы по предупреждению аварийности на судах пароходства. 1.2.2. Контроль за организацией судовой и штурманской службы, выполнением требований международных конвенций по вопросам мореплавания, Кодекса торгового мореплавания Союза ССР, Устава службы на судах ММФ, Устава о дисциплине работников морского транспорта СССР и других нормативно - технических документов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности мореплавания. 1.2.3. Проведение работы с судоводителями по повышению их профессиональных знаний и практического опыта, внедрению современных методов судовождения и использования новейших технических средств навигации, изучению, обобщению и распространению опыта лучших капитанов, воспитанию добросовестного отношения к выполнению служебных обязанностей, укреплению лучших морских традиций. 1.3. Капитаны - наставники назначаются из числа опытных капитанов судов, имеющих высшее судоводительское образование, стаж безаварийного плавания в должности капитана не менее 5 лет, обладающих организаторскими способностями. 1.4. Капитаны - наставники назначаются и освобождаются от должности начальником пароходства по представлению заместителя начальника пароходства по безопасности мореплавания. 1.5. Капитаны - наставники входят в состав службы безопасности мореплавания (далее - СБМ) и подчиняются начальнику СБМ. 1.6. Капитаны - наставники закрепляются за определенными группами судов. Взаимозаменяемость на период выходов в рейсы, командировок, отпусков, болезни и др. определяется распоряжением начальника СБМ. 1.7. Для выполнения своих обязанностей и поддержания квалификации капитаны - наставники регулярно выходят в рейсы, в том числе в должности капитана. Нахождение в рейсах должно составлять не менее 50% годового бюджета времени. 2. Обязанности 2.1. Проверять работу капитана и экипажа в период стоянки и в рейсах по обеспечению безопасности плавания судна в соответствии с действующими нормативными требованиями, оказывать в этой работе практическую помощь. 2.2. Оказывать помощь в работе капитану, выполняющему первый самостоятельный рейс или выходящему впервые на судне более высокой группы. 2.3. Инспектировать работу и изучать профессиональные и деловые качества судоводительского состава. При этом обращать особое внимание на деловые и профессиональные качества старшего помощника капитана, определять его умение управлять судном, возможность выдвижения на должность капитана. 2.4. Выяснять обстоятельства аварийных случаев и оказывать помощь капитану аварийного судна. Принимать меры для защиты интересов пароходства. 2.5. Совместно с капитанами судов принимать меры по обеспечению ответственных рейсов, изучать навигационные и гидрометеорологические условия в портах, куда суда направляются впервые, или в районах с новым режимом судоходства и разрабатывать рекомендации для капитанов. 2.6. Оказывать помощь капитану в период приемки в состав пароходства нового судна или в период первого эксплуатационного рейса таких судов. 2.7. Проводить на судах пароходства проверку организации судовой и штурманской службы, подготовленности экипажей к борьбе за живучесть, выполнения требований нормативных документов, по безопасности мореплавания, оказывать необходимую помощь капитану по проведению занятий и учений, проработке обстоятельств и причин аварийных случаев. 2.8. Участвовать в: 2.8.1. Разработке и осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение безаварийной работы и улучшение эксплуатационной деятельности судов, а также наставлений и рекомендаций по плаванию на новых линиях и направлениях. 2.8.2. Расследовании аварийных случаев с судами с разработкой соответствующих профилактических мер. 2.8.3. Подготовке экспертных заключений по аварийным случаям и в составлении проектов приказов начальника пароходства по ним. 2.8.4. Рассмотрении проектов судов, новых портов и причалов, технических сооружений и современных технических средств навигации. 2.8.5. Разработке предложений по переоборудованию, дооборудованию и снабжению судов. 2.8.6. Разработке условий перевозки специфических и новых категорий и видов грузов. 2.8.7. Работе комиссий пароходства по проведению инспекторских осмотров, аттестации и проверке знаний судоводительского состава. 2.9. Следить за гидрометеорологической и иной обстановкой в районе плавания судов своей группы, в особенности при перевозке опасных, навалочных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов и грузов с малым удельным погрузочным объемом, а также за судами с предельным сроком эксплуатации и с ненадежными силовыми установками. При необходимости давать рекомендации капитанам. 2.10. Руководить или принимать участие по указанию руководства пароходства в проведении аварийно - спасательных, буксировочных или иных морских операций. 2.11. Проводить работу по повышению профессиональных знаний и опыта судоводителей, прививая им лучшие морские традиции, навыки высокой морской культуры. 2.12. Изучать и знать судоводительский состав своей группы судов и подменных экипажей. Давать предложения по служебному продвижению, поощрению или наложению взысканий. 2.13. Проводить инструктаж капитанов по всем вопросам, касающимся обеспечения безопасности плавания в предстоящем рейсе. 2.14. Повышать свой профессиональный уровень. Проходить обучение на курсах повышения квалификации и радиолокационном тренажере и УТС в установленные сроки. 3. Капитан - наставник имеет право: 3.1. Давать указания и рекомендации капитанам судов и их помощникам по всем вопросам круга своей деятельности, предусмотренного настоящим Положением. 3.2. Требовать от капитанов и членов экипажей судов, в случае нарушения ими действующих правил и положений, объяснения и устранения обнаруженных недостатков. 3.3. Производить прокол - отметку в контрольных талонах к дипломам капитанов и судоводительского состава судов пароходства за допущенные ими нарушения правил и положений, направленных на обеспечение безопасности мореплавания и охрану человеческой жизни на море. 3.4. Пользоваться в соответствии с установленными правилами судовой радиосвязью и подписывать радиограммы, а также вести переговоры по радиотелефону. 3.5. По указанию начальника пароходства или его заместителя по безопасности мореплавания переходить с одного судна на другие в советских и иностранных портах, а также в море для выполнения своих обязанностей. 3.6. Задерживать отход судов в случае обнаружения недостатков, угрожающих безопасности плавания и сохранности перевозимого груза, а также прекращать грузовые операции в случае нарушения их технологии, несоблюдения правил и технических условий, информируя об этом руководство пароходства. 3.7. Запрещать производство работ на судне, если они выполняются с нарушениями действующих правил и норм техники безопасности. 3.8. Принимать участие в подборе капитанов, выдвижении старших помощников капитана на должность капитана и помощников капитана на вышестоящие должности. 3.9. Во время нахождения в рейсе в случаях болезни или явной неспособности капитана управлять судном принимать командование на себя, о чем вносить соответствующую запись в судовой журнал и немедленно докладывать об этом начальнику пароходства. Капитан - наставник несет ответственность за обоснованность принятого решения. 3.10. В период командования судном капитан - наставник наделяется всеми правами и выполняет обязанности капитана согласно Кодексу торгового мореплавания Союза ССР и Уставу службы на судах Минморфлота СССР. 3.11. Находясь в рейсе, определять длительность пребывания на борту судна в зависимости от деловых качеств капитана и обстоятельств плавания, согласовывая свое решение с заместителем начальника пароходства по безопасности мореплавания. 4. Ответственность Капитан - наставник несет ответственность за: 4.1. Состояние аварийности на судах закрепленной за ним группы. 4.2. Правильность указаний, рекомендаций и консультаций, данных капитанам судов. 4.3. Объективность и обоснованность своих предложений по выдвижению, поощрению и наказанию судоводителей. 4.4. Должное выполнение обязанностей, возложенных на него настоящим Положением. Начальник Главной государственной морской инспекции В.М. НЕХОРОШЕВ Приложение 3 к Приказу Минморфлота СССР от 27 мая 1991 года N 40 ПОЛОЖЕНИЕ О МЕХАНИКАХ - НАСТАВНИКАХ ПАРОХОДСТВ МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО ФЛОТА СССР 1. Общие положения 1.1. Механик - наставник является наиболее квалифицированным специалистом в пароходстве в области организации безаварийной технической эксплуатации судов и их технических средств. 1.2. Механики - наставники назначаются из числа наиболее опытных, высококвалифицированных механиков (электромехаников) 1 разряда, имеющих высшее инженерное образование, стаж безаварийного плавания в должности старшего механика (электромеханика) не менее 5 лет и обладающих организаторскими способностями. 1.3. Механики - наставники назначаются и освобождаются от должности приказом начальника пароходства по представлению начальника службы (Управления) технической эксплуатации флота пароходства. 1.4. Механики - наставники входят в состав службы (Управления) технической эксплуатации флота пароходства и подчиняются непосредственно ее начальнику или заместителю. 1.5. В своей деятельности механики - наставники руководствуются действующими нормативными документами Минморфлота СССР, международными конвенциями, участником которых является СССР, настоящим Положением. 1.6. Механики - наставники закрепляются за определенными группами судов. Рекомендуется организовывать работу механиков - наставников таким образом, чтобы в их заведовании находилось не более 15 - 16 судов, а время нахождения в рейсах составляло 40 - 50% бюджета годового рабочего времени. Взаимозаменяемость механиков - наставников на период выходов в рейсы, командировок, отпусков, болезни и др. определяется распоряжением начальника службы (Управления) технической эксплуатации флота пароходства. 1.7. Механики - наставники для выполнения своих обязанностей и поддержания квалификации должны регулярно выходить в рейсы, в том числе в должности старшего механика (электромеханика). Направление механика - наставника в рейсы, командировки производится начальником службы (Управления) технической эксплуатации флота и оформляется распоряжением главного инженера пароходства. 2. Основными задачами механиков - наставников являются: 2.1. Предупреждение аварийности на судах морского флота путем контроля за деятельностью экипажей по обеспечению безаварийной технической эксплуатации судов и технических средств, организацией технической службы на судах, выполнением требований международных конвенций, национальных правил и всех нормативных документов Министерства, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности мореплавания, безаварийной технической эксплуатации судов и их технических средств. 2.2. Организация и осуществление регулярной работы со старшими и другими механиками судов по внедрению современных эффективных форм и методов технической эксплуатации, изучению, обобщению и распространению передовых достижений морской практики, воспитанию у них добросовестного отношения к порученному делу, дисциплинированности и ответственности. 3. Обязанности Механик - наставник обязан: 3.1. Организовывать техническую эксплуатацию судов, их технических средств с целью эффективного, безаварийного использования закрепленной группы судов, поддержания их в классе Регистра СССР и обеспечения заданного эксплуатационного периода. 3.2. Выходить в рейсы, посещать суда в портах, выезжать в служебные командировки, в том числе за границу, для: 3.2.1. Контроля за состоянием судовых технических средств и конструкций, эффективностью их эксплуатации, качеством выполнения и устранения ранее выявленных недостатков по технической эксплуатации судов и их технических средств. 3.2.2. Оказания помощи в работе старшему механику, выполняющему первый самостоятельный рейс, а также выходящему впервые на судне более высокой группы. 3.2.3. Оказания помощи механикам в период приемки и освоения новых типов судов, их технических средств. 3.2.4. Контроля знаний и соблюдения судовыми экипажами действующих требований международных конвенций, нормативных документов по технической эксплуатации судов, их технических средств и конструкций. 3.2.5. Контроля подготовленности экипажей к борьбе за живучесть. 3.2.6. Выяснения обстоятельств технического аварийного случая на месте и оказания помощи администрации судна, принятия мер для защиты интересов пароходства. 3.2.7. Оказания помощи в организации технической учебы судового экипажа, учений. Проверки знаний командным составом судов аварийности по техническим причинам в пароходстве и в Министерстве. 3.2.8. Контроля за ведением судовой учетной и отчетной документации. 3.2.9. Изучения профессиональных и деловых качеств судовых механиков. 3.3. По итогам выходов в рейсы составлять отчеты с последующим представлением их на рассмотрение и утверждение главному инженеру пароходства. 3.4. Анализировать судовую отчетную документацию и контролировать исполнение замечаний и предписаний по устранению дефектов, отказов. Определять техническое состояние судна, надежность технических средств и судовых конструкций, выдавать оперативные предложения по улучшению технической эксплуатации закрепленной группы судов. 3.5. Изучать передовой опыт организации технической эксплуатации судов в пароходстве, Министерстве и за рубежом, принимать меры по его оперативному внедрению на закрепленных судах. 3.6. Разрабатывать и контролировать выполнение планов проведения инспекторских осмотров, руководить работой инспекторских комиссий на судах своей группы. 3.7. Контролировать своевременное предъявление судов своей группы и их технических средств инспекции классификационных обществ. 3.8. Организовывать разработку типовых программ технической учебы на судах. 3.9. Постоянно изучать командный состав службы технической эксплуатации судов своей группы; знать его деловые качества, представлять своему руководству и в отдел (службу) кадров предложения по перемещению, поощрению или наложению взысканий на судовых механиков. 3.10. Рассматривать технические задания на проектирование и проекты новых судов, их технических средств. 3.11. Принимать участие в: 3.11.1. Расследовании при необходимости аварийных случаев, подготовке предложений по их предупреждению, экспертных заключений и проектов приказов начальника пароходства. 11.2. Разработке рекомендаций по переоборудованию, дооборудованию и техническому снабжению судов. 3.11.3. Разработке и осуществлении мероприятий, направленных на безаварийную техническую эксплуатацию судов и их технических средств. 3.11.4. Работе аттестационных и квалификационных комиссий, контроле за своевременностью прохождения проверки знаний специалистов судовых служб технической эксплуатации на закрепленной группе судов. 3.11.5. Подготовке списков резерва на выдвижение судовых механиков. 3.11.6. Работе комиссий по приемке судов из постройки и ремонта. 3.11.7. Оформлении рекламационных актов на суда и их технические средства, конструкции. 3.11.8. Работе по внедрению на судах новых форм организации труда. 3.11.9. Разработке и проведении мероприятий, обеспечивающих Страницы: 1 2 |