О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ВЗАИМООТНОШЕНИ БАНКА РОССИИ И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ, А ТАКЖЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ И ИХ КЛМЕНТОВ ПИСЬМО ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЦБР ПО Г.МОСКВЕ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 4 ИЮЛЯ 1991 Г. 18 ИЮНЯ 1991 Г. N 04065 N 15-2/941 (Д) Законами РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" и "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" предусмотрено, что отношения между банками и клиентами носят договорной характер. В соответствии с заключенными договорами определяются взаимные права и обязанности бан- ков и клиентов, процентные ставки по кредитам банка, величина комисси- онного вознаграждения за банковские операции и т.д. Банк России осуществляет в пределах указанных законов функции ре- гулирования и надзора за деятельностью банков, основной целью которых является поддержание стабильности денежно-кредитной системы. Регулиро- вание производится путем выдачи и отзыва лицензий на совершение бан- ковских операций, регистрации уставов коммерческих банков, установле- ния экономических нормативов для банков, показателей ликвидности ба- ланса, предельного соотношения между размером капитала и суммой акти- вов банка, максимального размера риска на одного заемщика, размеров обязательных резервов, а также отчислений в страховые фонды. Функции надзора Банка России за деятельностью баков, определенные банковским законодательством РСФСР, заключаются в надзоре за соблюдением банками устанавливаемых экономических нормативов и контроле за правильным при- менением банковского законодательства. При этом Банк России не вмеши- вается в оперативную деятельность банков. Между тем коммерческие банки и их клиенты неправильно понимают роль и функции Банка России в сложившейся двухуровневой банковской системе. В Банк России продолжают поступать многочисленные жалобы ком- мерческих банков на действия друг друга, а также жалобы клиентов на неправильное, с их точки зрения, зачисление или списание средств со счетов, досрочное взыскание кредитов, невыдачу наличных денег и по другим вопросам оперативной деятельности коммерческих банков, не отно- сящимся к компетенции Банка России. Подобные письма и обращения коммерческих банков и их клиентов де- зорганизуют работу Центрального банка РСФСР, приводят к затягиванию рассмотрения этих вопросов в органах, призванных для их решения. Это может также привести к пропуску сроков исковой давности, утрате доку- ментов и другим негативным последствиям, которые затруднят или сделают невозможной защиту интересов и законных прав сторон. Центральный банк РСФСР не уполномочен рассматривать и решать опе- ративные вопросы, возникающие в работе коммерческих банков и их клиен- тов: это входит в обязанности Государственного арбитража, суда, а в необходимых случаях - прокуратуры, которая осуществляет надзор за за- конностью принятых указанными органами решений. Приложение: на 1 листе. Начальник Главного управления ЦБР по г.Москве К.Б.Шор Приложение В Центральном банке РСФСР Центральный банк РСФСР информирует коммерческие банки и их клиен- тов, что в соответствии с законами РСФСР "О банках и банковской дея- тельности в РСФСР" и "О Центральном банке РСФСР" (Банке России)", Центральный банк РСФСР не уполномочен рассматривать их споры, вытекаю- щие из договорных отношений. Эти вопросы входят в компетенцию Госар- битража и суда. Обращения коммерческих банков и их клиентов по указанным вопросам Центральным банком РСФСР не рассматриваются, а возвращаются адресатам, либо направляются по принадлежности. Ответственность за возможный про- пуск сроков исковой давности и другие негативные последствия при дан- ных обстоятельствах Центральный банк РСФСР не несет. |