РЕКОМЕНДАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ И УГОЛОВНОГО ПРАВОСУДИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ. Рекомендации. Организация Объединенных Наций (ООН). 14.12.90

                             РЕКОМЕНДАЦИИ
         ОТНОСИТЕЛЬНО МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ
         ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ И УГОЛОВНОГО ПРАВОСУДИЯ
                         В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ

                             РЕКОМЕНДАЦИИ

                    ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

                          14 декабря 1990 г.


                                (НЦПИ)







              А. Предупреждение преступности и уголовное
                   правосудие в контексте развития

     1. Правительства   должны   вновь   подтвердить  свою  готовность
соблюдать действующие международные  договоры  и  свою  приверженность
принципам  Организации Объединенных Наций,  выраженным в ее Уставе и в
других соответствующих международных  документах.  Преступность  можно
также предупреждать, обеспечивая соблюдение этих принципов.
     2. Государствам - членам  следует  активизировать  борьбу  против
международной  преступности путем соблюдения и укрепления правопорядка
и законности в международных отношениях и с  этой  целью  дополнять  и
далее  развивать  международное  уголовное  право,  выполнять в полном
объеме  обязательства,  вытекающие  из   международных   договоров   и
документов в этой области (pacta sunt servanda), и пересматривать свои
национальные законодательства,  с тем чтобы обеспечить их соответствие
требованиям международного уголовного права.
     3. Правительствам   следует   уделять   первоочередное   внимание
принятию и обеспечению выполнения соответствующих законов и правил,  с
тем  чтобы  держать  под  контролем  и   пресекать   транснациональную
преступность   и   незаконные  международные  сделки,  особенно  путем
создания  соответствующих  систем  сотрудничества   и   предоставления
подготовленных сотрудников. Необходимо также пересмотреть национальные
законы для обеспечения более эффективной и адекватной реакции на новые
формы  преступной  деятельности  не  только через применение уголовных
санкций, но и с помощью гражданско-правовых или административных мер.
     4. Необходимо осознать национальные, региональные и международные
аспекты  расширяющегося   загрязнения,   эксплуатации   и   разрушения
окружающей  среды  и  безотлагательно  установить  за  этим  контроль,
учитывая продолжающееся и вызывающее тревогу  ухудшение  ее  качества,
происходящее  в силу различных причин.  Помимо мер,  предусматриваемых
административным  правом,  и  гражданской  ответственности  необходимо
изучать   вопрос   о   роли  уголовного  законодательства  в  качестве
инструмента,  который может оказать содействие  в  обеспечении  такого
контроля.  Необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности разработки
руководящих принципов предупреждения  преступлений  против  окружающей
среды.
     5. Учитывая,  что передовая технология и специальные  технические
знания  применяются  в  преступных  операциях  в  сфере  международной
торговли  и   коммерции,   включая   использование   компьютеров   для
мошенничества,    путем   злоупотребления   банковскими   техническими
возможностями,  нарушения  налогового  законодательства  и  таможенных
правил,  сотрудники  правоохранительных  органов  и органов уголовного
правосудия должны  быть  должным  образом  подготовлены  и  обеспечены
адекватными  правовыми  и  техническими  средствами  для  выявления  и
расследования таких правонарушений. Следует обеспечивать координацию и
сотрудничество с другими соответствующими учреждениями на национальном
уровне и далее расширять  их  возможности.  Следует  также  добиваться
заключения   и   укрепления  прямых  договоренностей  о  международном
сотрудничестве  между  различными  учреждениями  национальных   систем
уголовного правосудия.
     6. Поскольку даже законные предприятия,  организации и ассоциации
могут  в  ряде  случаев  быть вовлечены в транснациональную преступную
деятельность,  затрагивающую  национальную  экономику,  правительствам
следует принять меры по борьбе с такими видами деятельности.  Им также
следует собирать информацию из различных источников, с тем чтобы иметь
прочную  основу  для выявления и наказания предприятий,  организаций и
ассоциаций или их сотрудников,  или и тех и других, если они принимают
участие в такой преступной деятельности,  также в целях предупреждения
аналогичных действий в будущем.
     7. Следует учитывать то обстоятельство, что во многих странах нет
надлежащего  законодательства  для  борьбы  с  растущими  проявлениями
транснациональной  преступности  и что в неотложном порядке необходимо
принятие и осуществление на практике соответствующих документов и  мер
по  предупреждению  этого вида преступности.  В этом отношении следует
содействовать обмену информацией об имеющихся законах  и  правилах,  с
тем чтобы облегчить распространение и принятие соответствующих мер.
     8. Поскольку  коррупция  среди  государственных  должностных  лиц
может   свести   на   нет   потенциальную   эффективность  всех  видов
правительственных программ,  затруднить развитие и создать угрозу  для
отдельных  лиц  и  группы  лиц,  в  высшей  степени  важно,  чтобы все
государства:
     a) проанализировали      адекватность      своего      уголовного
законодательства,  включая   процессуальные   нормы,   с   тем   чтобы
реагировать   на   все  виды  коррупции  и  соответствующие  действия,
способствующие  или  содействующие  коррупции,  и  применили  санкции,
которые обеспечат надлежащее сдерживание;
     b) разработали  административные  и  регулятивные  механизмы  для
предупреждения коррупции или злоупотребления властью;
     c) установили  процедуры  выявления,  расследования  и  осуждения
коррумпированных должностных лиц;
     d) разработали  правовые  положения  для  конфискации  средств  и
имущества, приобретенных в результате коррупции; и
     e) приняли надлежащие меры в отношении предприятий,  причастных к
коррупции.   Сектору   по  предупреждению  преступности  и  уголовному
правосудию Центра по  социальному  развитию  и  гуманитарным  вопросам
Секретариата следует координировать разработку материалов для оказания
помощи странам в  этих  усилиях,  включая  разработку  руководства  по
борьбе  с  коррупцией,  и  предоставлять специализированную подготовку
судьям и лицам, осуществляющим судебное преследование, чтобы они могли
со  знанием  дела  заниматься  техническими аспектами коррупции и были
знакомы с опытом работы специальных судебных органов,  рассматривающих
такие дела.
     9. Учитывая угрожающую опасность, связанную с незаконным оборотом
наркотических  средств  и  психотропных  веществ,  являющимся одним из
самых тяжких преступлений,  с которыми  сталкивается  человечество,  а
также   меры,   принимаемые  подразделениями  и  органами  Организации
Объединенных Наций по  борьбе  с  наркотиками  в  этой  области,  и  с
беспокойством  отмечая,  что,  несмотря на все усилия на национальном,
региональном и международном уровнях,  это явление еще  не  пресечено,
необходимо подчеркнуть, что усилия по борьбе с этим видом преступности
должны занимать основное место во всех планах и программах  в  области
предупреждения преступности и уголовного правосудия.  Следует укрепить
деятельность в этой области Сектора по предупреждению  преступности  и
уголовному  правосудию  Центра  по социальному развитию и гуманитарным
вопросам.  Особую помощь следует  оказывать  развивающимся  странам  в
осуществлении   программ  борьбы  со  злоупотреблением  наркотическими
средствами  и  разработке  совместных   стратегий   предупреждения   и
контроля.
     10. Следует  содействовать  процессу   разработки   всеобъемлющих
типовых кодексов,  особенно на региональном и субрегиональном уровнях,
для  борьбы  с  преступностью  на  транснациональном  и  международном
уровнях.    Следует   также   предпринять   усилия   по   согласованию
национального уголовного законодательства,  с тем чтобы оно  в  полной
мере  учитывало  реальность  и  разновидности этих видов преступности.
Необходимо  осуществлять   такие   практические   меры,   как   выдача
преступников,   оказание   взаимной   помощи   в  вопросах  уголовного
правосудия и  обмен  специалистами  и  информацией.  Должное  внимание
следует уделять эффективным механизмам соблюдения законов, с тем чтобы
свести к минимуму последствия транснациональной преступности,  включая
ее влияние на страны, которые ею непосредственно не затронуты.
     11. Следует разработать соответствующую  информационную  политику
для  лучшего  информирования  населения  государств  - членов о данной
проблеме через  официальные  системы  образования  и  общие  программы
информирования  общественности  в  целях более широкого ознакомления с
путями и средствами,  с  помощью  которых  можно  избежать  угрозы  со
стороны преступного мира,  а также ознакомления широкой общественности
с целями и процедурами системы уголовного правосудия.
     12. С  учетом необходимости принятия конкретных превентивных мер,
связанных с такими видами преступности,  как кража со взломом, кража с
применением  насилия и уличная преступность,  Организации Объединенных
Наций необходимо  разработать  перечень  превентивных  мер  на  основе
глубокой  оценки их эффективности в различных культурных,  социальных,
экономических и политических условиях.
     13. Что касается жертв преступлений и злоупотребления властью, то
необходимо разработать руководство,  содержащее перечень всеобъемлющих
мер   для   проведения   разъяснительной   работы   по  предупреждению
виктимизации, а также по защите, оказанию помощи и выплате компенсаций
жертвам. Это руководство следует применять в соответствии с правовыми,
социальными,  культурными и экономическими условиями каждой страны и с
учетом важной роли неправительственных организаций в этой области.
     14. Учитывая   ее   важнейшую   роль   в   деле    предупреждения
преступности, система уголовного правосудия должна строиться на основе
прогрессивной рационализации и гуманизации уголовного законодательства
и   процедур,   альтернативных   подходов  к  вынесению  приговоров  и
наказаниям в общих рамках  социальной  справедливости  и  общественных
устремлений.
     15. Следует практиковать систематический подход к планированию  в
области  предупреждения  преступности,  с тем чтобы политика в области
предупреждения преступности включалась  в  планирование  национального
развития,  начиная  с  общей  переоценки,  где  это необходимо,  основ
уголовно-процессуального законодательства.  Такой  подход  означал  бы
начало   процессов  декриминализации,  депенализации  и  использование
несудебных средств,  а также процессуальную реформу, которая обеспечит
поддержку  общественности  и  пересмотр  существующей политики с целью
оценки  ее   влияния.   Он   также   пересматривал   бы   установление
соответствующей  связи  между системой уголовного правосудия и другими
секторами развития,  включая образование,  занятость, здравоохранение,
социальную политику и другие соответствующие области.
     16. Чтобы быть понятным и эффективно осуществляться в рамках того
или  иного  общества,  процесс  судебного  разбирательства должен быть
созвучен культурным реальностям и социальным ценностям этого общества.
На  всех  стадиях  этого  процесса  следует соблюдать права человека и
обеспечивать равенство, справедливость и последовательность.

                 B. Международное научно-техническое
                            сотрудничество

     17. Для  повышения  эффективности международного сотрудничества в
области предупреждения преступности и  уголовного  правосудия  следует
предпринять согласованные усилия в направлении
     a) ратификации и выполнения действующих документов;
     b) разработки двусторонних и многосторонних документов; и
     c) подготовки и разработки типовых документов  и  стандартов  для
использования    на    национальном,   двустороннем,   многостороннем,
субрегиональном, региональном и межрегиональном уровнях.
     18. Разработка международных документов, стандартов и норм должна
включать следующие конкретные аспекты, вызывающие общий интерес:
     a) договоры об оказании судебной помощи,  особенно между странами
общего  и  континентального  права,  касающиеся   способов   получения
доказательств    в    соответствии   с   требованиями   запрашивающего
государства;
     b) разработка  стандартных запросов на выдачу и оказание взаимной
помощи;
     c) разработка  путей  и  средств  предоставления  помощи  жертвам
преступлений и злоупотребления властью с  уделением  особого  внимания
осуществлению  Декларации  основных  принципов  правосудия в отношении
жертв преступлений и злоупотребления властью (сноска 1) и  обеспечение
надлежащей защиты для свидетелей;

     Сноска 1 - Резолюция 40/34, приложение.

     d) дальнейшее  рассмотрение вопросов транснациональной юрисдикции
в целях содействия при ответе на запросы о выдаче и оказании  взаимной
помощи и при осуществлении на практике международных документов; и
     e) разработка  стандартов   оказания   международной   помощи   в
отношении   банковской   тайны,   содействующих   наложению  ареста  и
конфискации доходов,  находящихся на банковских счетах и полученных  в
результате  преступных  действий.  В  частности,  следует настоятельно
призвать банки  и  иные  финансовые  учреждения  стандартизировать  их
требования  к  отчетности  и  документам,  чтобы  они  могли быстрее и
эффективнее использоваться в качестве доказательства. Необходимо также
разработать    более    эффективные    международные    нормы,   чтобы
воспрепятствовать  "отмыванию"  денег   и   капиталов,   связанных   с
преступной деятельностью,  например,  незаконным оборотом наркотиков и
терроризмом.
     19. Государствам     -     членам,     межправительственным     и
неправительственным организациям,  а также международным, национальным
и   частным  финансирующим  учреждениям  следует  оказать  Организации
Объединенных Наций помощь в  создании  и  функционировании  глобальной
информационной   системы   в  области  предупреждения  преступности  и
уголовного правосудия. Государствам - членам настоятельно предлагается
внести   вклад   в   эти   усилия  путем  финансирования  приобретения
оборудования и подготовки кадров.  Следует также рассмотреть вопрос  о
том,   какие   виды  данных  в  области  уголовного  правосудия  могут
предоставляться и какими  данными  можно  обмениваться  на  регулярной
основе.
     20. В соответствии  с  многочисленными  решениями  и  резолюциями
соответствующих   органов   Организации  Объединенных  Наций,  включая
проводимые раз в пять лет конгрессы Организации Объединенных Наций  по
предупреждению  преступности и обращению с правонарушителями,  следует
принять меры по укреплению программ международного научно-технического
сотрудничества  в  области  предупреждения  преступности  и уголовного
правосудия  на  двусторонней  и  многосторонней  основе   в   качестве
существенных элементов более широких программ развития с учетом особых
потребностей   развивающихся   стран    и    особенно    ухудшающегося
социально-экономического  положения  во  многих  из  этих  стран,  что
содействует усилению структурного неравенства и преступности.
     21. Для  формулирования  и  разработки  надлежащих региональных и
межрегиональных  стратегий  международного  технического  и   научного
сотрудничества   в   целях   борьбы   с   преступностью   и  повышения
эффективности  превентивных  мер  и  деятельности  системы  уголовного
правосудия  программы  научно-технического  сотрудничества должны быть
направлены в первую очередь на:
     a) укрепление   технических  возможностей  учреждений  уголовного
правосудия;
     b) повышение  уровня  людских  и  технических  ресурсов  во  всех
секторах системы уголовного  правосудия  для  стимулирования  оказания
технической помощи, осуществления типовых и демонстрационных проектов,
проведения  исследовательской  деятельности  и   выполнения   программ
подготовки  кадров  в тесном сотрудничестве с учреждениями Организации
Объединенных  Наций  по  предупреждению  преступности  и  обращению  с
правонарушителями и компетентными неправительственными организациями;
     c) дальнейшую разработку  и  совершенствование  на  национальном,
региональном,  межрегиональном  и международном уровнях информационных
баз  для  сбора,  анализа  и  распространения  данных   о   тенденциях
преступности,  новых  путях  и средствах предупреждения преступности и
борьбы с ней и деятельности учреждений системы уголовного  правосудия,
с  тем  чтобы  создать  надлежащую  основу  для  разработки политики и
осуществления программ;
     d) содействие  через информационные программы и подготовку кадров
осуществлению норм,  руководящих принципов  и  стандартов  Организации
Объединенных  Наций в области предупреждения преступности и уголовного
правосудия; и
     e) разработку и осуществление совместных стратегий и общих мер по
борьбе с проблемами преступности, вызывающими взаимную озабоченность.
     22. Сектор по предупреждению преступности и уголовному правосудию
Центра по социальному развитию  и  гуманитарным  вопросам  в  качестве
координационного  центра деятельности Организации Объединенных Наций в
этой   области,   институты   Организации   Объединенных   Наций    по
предупреждению  преступности  и  обращению с правонарушителями,  такие
сотрудничающие учреждения,  как Арабский исследовательский  и  учебный
центр по вопросам безопасности, межрегиональные консультативные службы
в области предупреждения преступности и уголовного правосудия,  другие
соответствующие   органы   Организации  Объединенных  Наций,  а  также
межправительственные  и   неправительственные   организации,   имеющие
консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете,  следует
укрепить,  с тем  чтобы  расширить  сферу  их  деятельности,  улучшить
координацию  и  разнообразить  формы  и методы технического и научного
сотрудничества.
     23. Роль Комитета по предупреждению преступности и борьбе с ней в
качестве основного органа, который занимается вопросами предупреждения
преступности и уголовного правосудия и которому поручена, в частности,
подготовка конгрессов Организации Объединенных Наций по предупреждению
преступности и обращению с правонарушителями,  следует повысить, с тем
чтобы Комитет мог выполнять свои важные функции.
     24. Необходимо  укрепить  с  точки  зрения  как  людских,  так  и
финансовых ресурсов возможности Сектора по предупреждению преступности
и  уголовному правосудию Центра по социальному развитию и гуманитарным
вопросам как  единственного  профессионального  и  специализированного
подразделения  в  системе  Организации  Объединенных  Наций,  несущего
основную ответственность  за  осуществление  ее  программы  в  области
предупреждения   преступности   и  уголовного  правосудия.  Необходимо
безотлагательное и  быстрое  осуществление  соответствующих  резолюций
Генеральной   Ассамблеи   и   Экономического   и  Социального  Совета.
Первоочередное внимание следует уделить,  в  частности,  осуществлению
пунктов  4 и 5 Резолюции 42/59 Генеральной Ассамблеи от 30 ноября 1987
года,  в  которой   Генеральная   Ассамблея   одобрила   Рекомендации,
содержащиеся   в   Резолюциях   1986/11  и  1987/53  Экономического  и
Социального Совета, в отношении обзора деятельности и программы работы
Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и
уголовного правосудия (сноска 2) и просила Генерального  секретаря,  в
частности,  принять  меры  с  целью  обеспечить  эту  программу работы
адекватными ресурсами; и пункта 3 "a" Резолюции 1987/53 Экономического
и  Социального  Совета,  в которой Совет просил Генерального секретаря
развивать  деятельность  Сектора  по  предупреждению  преступности   и
уголовному  правосудию  Центра по социальному развитию и гуманитарными
вопросам в качестве специализированного  подразделения  и  инструмента
поддержки   деятельности   в  области  предупреждения  преступности  и
уголовного  правосудия.  Внимание   следует   также   уделить   другим
соответствующим  резолюциям  Генеральной  Ассамблеи и Экономического и
Социального    Совета,    а    также    рекомендациям     региональных
подготовительных    совещаний   к   восьмому   Конгрессу   Организации
Объединенных  Наций  по  предупреждению  преступности  и  обращению  с
правонарушителями и Комитета по предупреждению преступности и борьбе с
ней.

     Сноска 2 - См. E/1987/43.

     25. Институтам Организации Объединенных Наций  по  предупреждению
преступности и обращению с правонарушителями следует и далее развивать
свои исследовательские и учебные возможности и возможности по оказанию
технической  помощи  и  расширять  свои системы сотрудничества за счет
более широкой опоры на неправительственные организации и  национальные
исследовательские  и  учебные  учреждения,  с  тем чтобы удовлетворить
растущее число запросов от развивающихся стран на оказание технической
и  научной  помощи.  Заинтересованным правительствам,  соответствующим
региональным  учреждениям  и  организациям   и   органам   Организации
Объединенных   Наций  следует  оказывать  активную  помощь  институтам
Организации  Объединенных  Наций  по  предупреждению  преступности   и
обращению  с  правонарушителями,  особенно  Африканскому  институту по
предупреждению  преступности  и  обращению  с   правонарушителями,   в
укреплении их статуса и дальнейшем развитии их деятельности.
     26. Правительствам следует предложить финансировать  региональные
консультативные  службы  в  своих  регионах  непосредственно или через
Программу  развития  Организации  Объединенных  Наций,  с  тем   чтобы
продолжать развитие и дополнять существующие структуры и возможности в
этой  области.  Региональные  комиссии  следует  поощрять  к  принятию
аналогичных мер и следует поддерживать их соответствующие усилия.
     27. Особое   внимание   следует   уделить    укреплению    связей
сотрудничества  в  области  предупреждения  преступности  и уголовного
правосудия  между  Центром  по  социальному  развитию  и  гуманитарным
вопросам,   Департаментом   по  техническому  сотрудничеству  в  целях
развития Секретариата,  Программой развития  Организации  Объединенных
Наций,  Всемирным  банком  и другими соответствующими органами в целях
получения  адекватных  ресурсов  для  деятельности   по   техническому
сотрудничеству  в  области  предупреждения  преступности  и уголовного
правосудия.   Заинтересованным    правительствам    следует    уделять
первоочередное  внимание  включению  проектов в области предупреждения
преступности и уголовного правосудия  в  национальные  и  региональные
программы,  которые  предлагается  осуществить при поддержке Программы
развития Организации Объединенных Наций.
     28. Для полного осуществления мандатов,  обусловленных программой
предупреждения   преступности   и   уголовного   правосудия,   и   для
предоставления  дополнительной технической и научной помощи и ресурсов
в целях международного сотрудничества в этой области необходимо  более
широкое участие неправительственных организаций и помощь с их стороны.
     29. Правительствам и  другим  финансирующим  учреждениям  следует
сделать   взносы   в   Целевой   фонд  социальной  защиты  Организации
Объединенных Наций,  с тем чтобы Организация Объединенных Наций  могла
адекватным и эффективным образом осуществлять программы технического и
научного сотрудничества в этой области.