ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЗДАНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РСФСР ПО АНИТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РСФСР ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР 17 октября 1991 г. N 62 (Д) В целях выполнения постановления Совета Министров РСФСР от 8 ок- тября 1991 г. N 515 "Вопросы территориальных управлений Государствен- ного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых эко- номических структур". ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Образовать в республиках в составе РСФСР, краях, областях и городах Москве и Санкт-Петербурге территориальные управления (приложе- ние 1). 2. Утвердить Типовое положение "О территориальных управлениях Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддерж- ке новых экономических структур" (приложение 2). 3. Утвердить Типовую структуру территориального управления (при- ложение 3) и распределение обязанностей в территориальном управлении (приложение 4). 4. Утвердить численный состав и фонд оплаты труда (приложение 5). 5. Общему отделу (т. Салобаеву В.И.) в 2-недельный срок внести предложения о порядке материально-технического обеспечения территори- альных управлений. 6. Главному бухгалтеру т. Готовцеву Ю.В. внести предложения по фонду оплаты труда на 1992 год и порядку финансового обеспечения в 1991-1992 гг. вновь образуемых территориальных управлений. 7. Отделам Комитета в 2-ух недельный срок подготовить предложения по оказанию помощи и содействию в организации и деятельности террито- риальных управлений. 8. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на за- местителя Председателя комитета т.Ермакова В.П. Председатель Комитета В.П.Черногородский СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Заместитель мэра Председатель г. Санкт-Петербурга Государственного комитета Российской Федерации по анти- монопольной политике и поддержке новых экономических структур ------------- С.Г.Беляев ------------Л.А.Бочин "16" сентября 1992 г. 18. 09. 1992 г. --- ---------------- -------------------- ПОЛОЖЕНИЕ о Санкт-Петербургском территориальном управлении Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур Настоящее Положение определяет основные задачи, функции, полномо- чия и структуру Санкт-Петербургского территориального управления Госу- дарственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (в дальнейшем - территориаль- ное управление) в соответствии с законами Российской Федерации "О кон- куренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рын- ках", "О защите прав потребителей", Указом Президента Российской Феде- рации от 24.08.92 N 915 "О Государственном комитете Российской Федера- ции по антимонопольной политике и поддержке новых экономических струк- тур" и иными законодательными актами Российской Федерации, относящи- мися к деятельности Антимонопольного Комитета России. 1. Территориальное управление является органом государственного управления по проведению государственной политике по развитию конку- ренции, ограничению монополистической деятельности, пресечению недоб- росовестной конкуренции и защиты прав потребителей на товарных рынках г. Санкт-Петербурга. Территориальное управление является юридическим лицом и имеет гербовую печать со своим наименованием. 2. Территориальное управление в своей деятельности руководству- ется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, решениями Съездов народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями правительства Российской Федерации, нормативными актами Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, а также настоящим Положением. 3. Основными задачами террриториального управления являются : содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической дея- тельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законо- дательства о защите прав потребителей. 4. Территориальное управление осуществляет следующие функции: осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законода- тельства и законодательства о защите прав потребителей, рассматривает факты его нарушения и принимает по ним решения в пределах своей компе- тенции; контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, в том числе в про- цессе коммерциализации, приватизации и разукрупнения государственных предприятий, занимающих доминирующее положение на действующих на рынке независимо от форм собственности; ведет региональный раздел Государственного реестра Российской Фе- дерации объединений и предприятий-монополистов и реестр хозяйствующих субъектов, доминирующих на местном товарном рынке, предоставляя орга- нам власти и управления информацию по трем разделам Государственного реестра предприятий-монополистов; разрабатывает и организует реализацию мероприятий, направленных на защиту прав потребителей и предотвращение недобросовестной конку- ренции, осуществялет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, организует методи- ческую помощь в работе органов по защите прав потребителей при местной администрации; участвует в обобщении практики применения законодательства по вопросам, входящим в его компетенцию, разработка предложений по его совершенствованию; Участвует в проведении анализа зарубежного опыта государственного антимонопольного регулирования, защиты правы потребителей; обеспечивает гласность в работе, постоянно информирует население через средства массойвой информации о ходе реализации мер демонополи- зации экономики, развитию конкуренции и защит прав потребителей. 5. Территориальное управление имеет право: давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения пред- писания о прекращении ими нарушений антимонопольного законодательства, о прекращении нарушений прав потребителей, о восстановлении первона- чального положения, об их принудительном разделении или изменении до- говоров в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации; давать органам управления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменениии принятых ими неправомерных актов, прекращении ими нарушений, а также о расторжении или изменении заключенных ими соглашений в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации; осуществялть предварительный государственный контроль за создани- ем, слиянием, присоединением союзов, ассоциаций, концернов, холдинго- вых компаний, межотраслевых, региональных и других объединений предп- риятий, преобразованием органов управления и хозяйствующих субъектов в указанные объединения, а также за созданием, слиянием, присоединением и ликвидацией акционерных обществ, товариществ с ограниченной от- ветственностью и других хозяйствующих субъектов, в том чилсе при пре- образовании государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества в процессе приватизации; давать заключения на предоставляемые ему на согласование проекты решений о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, также пла- ны приватизации государственных и муниципальных предприятий, занимаю- щих доминирующее положение на товарных рынках; принимать решения о принудительном разделении хозяйствующих субъ- ектов, занимающих доминирующее положение на рынке и осуществляющих мо- нополистическую деятельность; вносить предложения о введении обязательного лицензирования, зап- рещении или приостановлении экспортно-импортных операций хозяйствующих субъектов в случае нарушения ими антимонопольного законодательства; налагать в установленном порядке на должностных лиц хозяйствующих субъектов и органов управления административные взыскания в виде пре- дупреждения; обращаться в суд или арбитражный суд с исками и заявлениями, а также участвовать при рассмотрении в суде или арбитражном суде дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства и законода- тельства о защите прав потребителей; направлять в органы прокуратуры материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с на- рушением антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей в установленном порядке; вносить предложения по совершенствованию законодательства по воп- росам, относящимся к компетенции Антимонопольного комитета России; заключать договоры и организовывать выполнение научно-исследова- тельских работ по вопросам проведения антимонопольной политики, защиты прав потребителей, развития товарных рынков по заданию Антимонопольно- го комитета России за счет средств, выделяемых для этих целей из республиканского бюджета Российской Федерации и Фонда поддержки предп- ринимательства и развития конкуренции; участвовать в организации подготовки и обучения специалистов по воросам, относящимся к компетенции Антимонопольного комитета России; участвовать в сотрудничестве с государственными органами и непра- вительственными организациями зарубежных стран, а также с международ- ными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Антимоно- польного Комитета России; участвовать в разработке и реализации международных проектов и программ по вопросам проведения антимонопольной политики и реализации законодательства о защите прав потребителей по заданиям Антимонополь- ного комитета России. 6. Начальник территориального управления назначается на должность и освобождается от должности Председателем Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Начальник территориального управления осуществляет руководство управлением и несет персональную ответственность за выполнение возло- женных на управление задач. Распределение обязанностей между замести- телями начальника, утверждение структуры и штатного расписания управ- ления в пределах установленной численности и фонда оплаты труда работ- ников, утверждение положений о структурных подразделениях и определе- ние обязанностей их руководителей производится начальником управления. Начальник территориального управления издает приказы, дает указа- ния, обязательные для исполнения работниками управления, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, дает обязатель- ные для исполнения предписания органам управления, хозяйствующим субъ- ектам и их должностным лицам, а также определяет круг работников уп- равления, имеющих право беспрепятственного доступа в организации, уч- реждения и на предприятия для оознакомления со всеми документами, не- обходимыми для выполнения возложенных на управление функций. 7. Финансирование деятельности территориального управления осу- ществялется за счет ассигнований на содержание органов государственно- го управления, предусмотренных по республиканскому бюджету Российской Федерации. Приложение N 2 к приказу от 17.10.1991 г. N 62 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РСФСР ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР Настоящее Типовое положение определяет основные задачи, функции и полномочия территориальных управлений Государственного комитета по ан- тимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (в дальнейшем - территориальные управления) в соответствии с Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Раздел 1. Основные задачи и направления деятельности териитори- альных управлений 1. Территориальные управления создаются и действуют в целях конт- роля за соблюдением хозяйствующими субъектами и органами управления антимонопольного законодательства РСФСР, разработки и реализации комп- лекса мер, направленных в условиях рыночных отношений на защиту инте- ресов потребителей, ограничение монополистической деятельности, разви- тие хозяйственной инциативы, предпринимательства и конкуренции. Территориальные управления руководствуются в своей деятельности Конституцией РСФСР, Законами РСФСР и республик, входящих в РСФСР, ре- шениями Съездов народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР и его Президиума, постановлениями и распоряжениями Совета Министров РСФСР, законодательством СССР, действующим на территории РСФСР, норма- тивными актами Государственного комитета РСФСР по антимонопольной по- литике и поддержке новых экономических структур. Территориальные управления действуют на основании положений, ут- вержденных указанным Комитетом по согласованию с соответствующим Сове- том Министров республики, входящей в РСФСР, исполнительным комитетом краевого, областного Совета народных депутатов. 2. В пределах своей компетенции территориальные управления осу- ществляют деятельность по следующим направлениям: осуществляют контроль за соблюдением антимонопольного законода- тельства РСФСР; участвуют в формировании экономических, организационных и право- вых условий, обеспечивающих развитие конкуренции на товарных рынках, ограничение монополистической деятельности и недобросоветсной конку- ренции; содействуют созданию благоприятных условий для развития предпри- нимательства и становления новых экономических структур во всех сферах экономики с целью усиления деловой активности в регионе и защиты прав потребителей. Раздел II. Функции территориальных управлений 3. Территориальные управления: анализируют деятельность хозяйствующих субъектов, расположенных на территории соответствующих республик, краев, областей, вносят соот- ветствующие предложения в Верховные Советы и Советы Министров респуб- лик, входящих в РСФСР, краевые, областные Советы народных депутатов и их исполнительные комитеты, а также в Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур; осуществляют контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами и органами управления антимонопольного законодательства РСФСР, рассмат- ривают факты его нарушения и принимают меры к устранению нарушений; контролируют соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации объединений предприятий и иных хозяйствую- щих субъектов; контролирую крупные продажи и покупки акций, которые могут при- вести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов; систематически проводят анализ структуры и состояния местных то- варных рынков, разрабатывают меры по совершенствованию его функциони- рования на основе развития конкуренции и защиты интересов потребите- лей, ограничения монополистической деятельности отдельных хозяйствую- щих субъектов и органов управления, пресечения недобросоветсной конку- ренции; содействуют формированию региональной рыночной инфраструктуры (товарных и фондовых бирж, бирж труда, постоянно действующих аукционов и др.); участвуют совместно с другими органами власти и управления в ре- гулировании воздействия внешней конкуренции на местный товарный рынок; оказывают методическую помощь и поддержку в правовом, финансовом, информационном, материально-техническом обеспечении новых экономи- ческих структур; представляют в территориальные органы власти и управления заклю- чения по проектам постановлений и решений, касающихся функционирования местного товарного рынка, демонополизации народного хозяйства, разви- тия конкуренции; организуют обмен опытом антимонопольного регулирования, развития предпринимательства и конкуренции в республиках, входящих в РСФСР, краях и областях. Раздел III. Полномочия территориальных управлений 4. Территориальные управления в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции имеют право: давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения пред- писания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, о восстановлении первоначального положения, об их принудительном разде- лении, о расторжении или изменении договоров; давать органам управления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменениии принятых ими неправомочных актов, о прекраще- нии нарушений, а также о расторжении или изменении заключенных ими соглашений; осуществлять преварительный государственный контроль и давать согласие при создании, слиянии, присоединении, ликвидации, преобразо- вании хозяйствующих субъектов и при приобретении акций (паев, долей участия) в случаях и порядке, предусмотренных Законом РСФСР " О конку- ренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рын- ках". поддерживать не противоречащее закону требования трудовых коллек- тивов о выделении структурного подразделения или структурной единицы хозяйствующего субъекта, либо о выходе хозяйствующего субъекта из ве- домственного подчинения, если такому выделению или выходу препятствует хозяйствующий субъект или соотвествующий орган управления; обращаться в суд или государственный арбитраж с исками и заявле- ниями, а также участвовать при рассмотрении в суде и государственном арбитраже дел, связанных с нарущением антимонопольного законодательст- ва; направлять в прокуратуру меатериалы для решения вопроса о возбуж- дении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушени- ем антимонопольного законодательства; вносить в Советы Министров республик, входящих в РСФСР, исполни- тельные комитеты краевых и областных Советов народных депутатов пред- ложения и рекомендации по воросам ценообразования, кредитования, фи- нансирования и налоообложения предприятий, привлечения иностранных ин- вестиций и создания свободных экономических зон, лицензирования экспортно-импортных операций, развития новых производств, разурупнения монополистических структур; создавать в установленном порядке хозрасчетные центры и фирмы для организации поддержки предпринимательской деятельности и развития ры- ночной инфраструктуры (консультативные, информационные, аналитические, учебно-методические и др.); участвовать в создании территориальных фондов содействия антимо- нопольным мероприятиям, развития конкуренции и поддержки новых эконо- мических структур с привлечением средств местных бюджетов и других поступлений. 5. Лица, уполномоченные территориальным управлением, имеют право беспрепятственного доступа в органы управления, а также на предприя- тия, в организации и их объединения для выполнения своих функций, оз- накомления со всеми необходимыми документами, получения справочных ма- териалов, письменных и устных объяснений и другой информации. Сведения, составляющие коммерческую тайну, которые получены тер- ритоиальным управлением, не подлежат разглашению. Убытки, причиненные разглашением сведений, составляющих коммер- ческую тайну, подлежат возмещению в порядке, установленном законода- тельством. 6. Территориальные управления рассматривают факт нарушения анти- монопольного законодательства и принимают по ним решения в пределах своей компетенции. Дела рассматриваются на основании заявлений народных депутатов, хозяйствующих субъектов, органов власти и управления, обществ и союзов потребителей, материалов прокуратуры, суда и государственного арбитра- жа, а также по собственной инциативе территориального управления либо по указанию Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Порядок рассмотрения дел определяется Правилами, утверждаемыми Государственным комитетом РСФСР по антимонопольной политике и поддерж- ке новых экономических структур. 7. Территориальные управления отчитываются о результатах работы перед Государственным комитетом РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, взаимодействуют с соответству- ющими ораганми власти и управления республик, входящих в РСФСР, краев и областей, а также регулярно информируют трудовые коллективы и насе- ление о своей деятельности. 8. Территориальные управления и их должностные лица несут отвест- венность, предусмотренную законодательством РСФСР. IV. Порядок образования и финансирования территориальных управлений 9. Территориальные управления образуются государственным комите- том РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Начальники территориальных управлений назначаются Госдарственным комитетом РСФСР по антимонопльной политике и поддержке новых экономи- ческих структур по согласованию с соответствующими Советами Министров республик, входящих в РСФСР, исполнительными комитетами краевых, об- ластных Советов народных депутатов. 10. Структура и численность работников территориального управле- ния определяется Государственным комитетом РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в пределах установ- ленной численности и фонда труда работников территориальных управлений с учетом местных условий социально-экономического развития республики, края, области. 11. Финансирование деятельности территориальных управлений осу- ществляется за счет ассигнований на содержание органов государственно- го управления, предусмотренных по республиканскому бюджету РСФСР. Приложение N 3 к приказу ГКАП РСФСР от ______________ N ___________ ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ------------¬ ¦ГКАП РСФСР ¦ L----T------- ¦ -------------------¬ ---------+-------¬ --------------------¬ ¦Совет по правовому¦ ¦ Начальник ¦ ¦Совет по поддержке ¦ ¦регулированию кон-+--+территориального+-+предпринимательской¦ ¦куренции и пред- ¦ ¦ управления ¦ ¦деятельности ¦ ¦принимательской ¦ L--T-----------T-- L-------------------- ¦деятельности ¦ ¦ ¦ L------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -------------+----¬ --+--------------¬ ¦Зам.начальника ¦ ¦Зам. начальника ¦ ¦территориального ¦ ¦территориального¦ ¦ управления ¦ ¦управления ¦ LT----------------- L----------------- ¦ ------------ -----+-----------¬ -------------¬ ---------------------¬ ----------¬ ¦Отдел по над- ¦ ¦Отдел по ¦ ¦Информационно-кон- ¦ ¦Управле- ¦ ¦зору за соблю- ¦ ¦поддержке ¦ ¦сультационный отдел,¦ ¦ние дела-¦ ¦дением анти- ¦ ¦предпринима-¦ ¦связь со средствами ¦ ¦ми ¦ ¦монопольного ¦ ¦тельства ¦ ¦массовой информации ¦ L-------T-- ¦законодательства¦ L-----T------- L--------------------- ¦ L----------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -------------------+---------------------¬ ¦ ¦Центр "Возрождение предпринимательства"¦ ¦ +----------------------------------------+-----------------+ ¦краевая, (областная) школа менеджмента и¦ ¦ ¦бизнеса ¦ ¦ L----------------------------------------- ¦ ¦ ¦ -----------------------------------¬ ¦ ¦Фонд поддержки новых экономических+------------------------ ¦структур ¦ L----------------------------------- |