О СОЗДАНИИ МОСКОВСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ. Постановление. Правительство Москвы. 06.08.91 9

           О СОЗДАНИИ МОСКОВСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
                          6 августа 1991 г.
                                 N 9

                                 (Д)

     Рассмотрев концепцию перестройки системы управления образованием,
правительство Москвы постановляет:
     1. Образовать в составе Комплекса социальной политики  Московский
департамент  образования,  упразднив  Московский  городской комитет по
народному образованию.
     2. Установить,  что  Московский  департамент образования является
правопреемником   Московского   городского   комитета   по   народному
образованию.
     3. Предоставить Московскому департаменту образования право:
     3.1. Управления  городской  собственностью  (здания,  сооружения,
оборудование  и  имущество),  передаваемой  для  целей  и обслуживания
системы народного образования.
     3.2. Создания  (открытия),  реорганизации и ликвидации (закрытия)
общеобразовательных,  средних специальных и  профессиональных  учебных
заведений,  учреждений  дошкольных,  внешкольных,  для детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.
     4. Утвердить   структуру   управления   образованием   г.  Москвы
(приложение N 1).
     5. Утвердить  Положение  о  Московском  департаменте  образования
(приложение N 2).
     6. Московскому департаменту образования:
     6.1. Издать  распоряжение  о  прекращении  деятельности  районных
управлений народного образования.
     6.2. Назначить до 15.08.91 начальников учебных округов префектур,
утвердить  структуру  окружных  управлений  и  Положение  об  окружном
управлении Московского департамента образования, о школьном округе.
     6.3. Провести инвентаризацию сети,  основных  фондов,  определить
схему  дислокации  учреждений  образования в границах административных
округов.
     6.4. Принять от районных управлений народного образования здания,
сооружения, оборудование на свой баланс по состоянию на 01.10.91.
     7. Московскому  департаменту образования оформить в установленном
порядке через Комитет по земельной реформе  и  земельным  ресурсам  г.
Москвы закрепление с правом пользования земельных участков, занимаемых
городскими учреждениями образования (кроме частных).
     8. Префектурам  и  муниципальным  округам  заключить  договоры  с
Московским департаментом образования  о  техническом  и  хозяйственном
обслуживании учреждений образования.
     9. Финансирование учреждений  системы  образования  г.  Москвы  с
01.01.92 осуществлять через Московский департамент образования.
     10. Сохранить за работниками Московского департамента образования
условия материально - бытового и медицинского обслуживания.
     11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
заместителя  премьера  -  министра правительства Москвы т.  Коробченко
В.А.

Премьер правительства Москвы                               Ю.М. Лужков
6 августа 1991 г.
N 9
                                                        Приложение N 1
                                         к постановлению правительства
                                                                Москвы
                                              от 6 августа 1991 г. N 9

            СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В Г. МОСКВЕ

     I. Образовательные учреждения:  детские сады,  школы, внешкольные
учреждения, ПТУ, средние специальные учреждения.
     Высший орган - Совет учреждения.
     II. Школьный округ:  (объединение всех образовательных учреждений
на территории муниципального округа).
     Во главе - попечительский Совет.
     Функции муниципалитета в образовании:
     1. Хозяйственные,    материально    -    техническое   содержание
учреждений.
     2. Социальная защита детей.
     Для этого в школьном округе создается  служба  социальной  защиты
детства (юрист, психолог, социолог, социальный педагог).
     III. Учебный округ
     Создается в рамках  административного  округа  и  объединяет  все
школьные округа на данной территории.
     Во главе - окружное управление Департамента образования.
     IV. Департамент образования

                                                        Приложение N 2
                                         к постановлению правительства
                                                                Москвы
                                              от 6 августа 1991 г. N 9

           ПОЛОЖЕНИЕ О МОСКОВСКОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ ОБРАЗОВАНИЯ

                          I. Общие положения

     1.1. Московский    департамент   образования   является   органом
управления  сферой  образования  в  городе   Москве,   непосредственно
подчиняется мэрии (правительству Москвы) и входит в ее состав.
     1.2. В  своей  деятельности  Московский  департамент  образования
руководствуется  законами РСФСР,  Указами и постановлениями Президента
РСФСР,  нормативными   актами   правительства   Москвы,   осуществляет
координацию    деятельности    в   образовательной   сфере   с   иными
государственными,  профессиональными  и  общественными  структурами  в
целях   обеспечения   полной  и  сбалансированной  системы  реализации
образовательных запросов москвичей.
     1.3. В   систему   Московского  департамента  образования  входят
образовательные   учреждения   города,   осуществляющие    дошкольное,
школьное,  профессионально - техническое, среднее специальное и высшее
педагогическое,  общее  среднее  образование  взрослых,  подготовку  и
переподготовку   педагогических   и   управленческих  кадров  в  сфере
образования,  переквалификацию взрослых в массовых профессиях, научные
исследования,    экспериментальные    и    внедренческие   разработки,
информационное обеспечение,  производство различного  вида  изделий  и
услуг  для  ведения  современного образовательного процесса в пределах
сферы своей деятельности.
     1.4. Московский департамент образования имеет статус юридического
лица,  права учредителя,  печать с изображением Государственного герба
РСФСР  и  собственным  наименованием,  угловой штамп,  бланки с полным
наименованием ведомства,  в том числе и номерные,  пустографки, другие
релизные документы и т.д. Открывает расчетный и другие счета в банке и
составляет сводный баланс системы образования города.
     1.5. Местонахождение Московского департамента образования - город
Москва,  Серебряный переулок,  д.  N 2 и Нижне - Радищевская ул., д. N
10, 12.
     1.6. Ликвидация  или   реорганизация   Московского   департамента
образования   осуществляется  постановлением  правительства  Москвы  в
установленном законом порядке.

          II. Задачи, возложенные на Департамент образования

     Основными задачами Московского департамента образования являются:
     2.1. Обеспечение и реализация запросов граждан  города  Москвы  в
связи  с  осуществлением  их  прав  на  образование  в  соответствии с
Конституцией РСФСР и Законом о статусе Москвы.
     2.2. Обеспечение   развития   системы   образования  в  городе  в
соответствии  с  изменяющимися  потребностями  общества,  условиями  и
возможностями, складывающимися в ходе его экономического и социального
развития в условиях рыночных отношений,  нормативного  планирования  и
хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.
     2.3. Защита  и  развитие  образовательного  суверенитета   города
Москвы   на   основе   и   условиях   учета,   сохранения  и  развития
специфицированных  особенностей,   культурно   -   цивилизационных   и
исторических традиций.
     2.4. Развитие системы подготовки и переподготовки  педагогических
кадров,  взаимодействие  с  фундаментальной  и  педагогической наукой,
современной передовой технологией.
     2.5. Осуществление практических программ реализации согласованной
и сбалансированной государственной  политики  в  сфере  образования  с
учетом специфики как города в целом, так и его округов, обеспечивающих
максимальное использование возможностей для реализации образовательных
запросов москвичей;  координация деятельности организаций, предприятий
и учреждений независимо от их ведомственной подчиненности по  вопросам
развития образовательной системы города.
     2.6. Проведение социально - педагогической экспертизы  городских,
окружных  и  ведомственных  проектов,  программ  и решений по вопросам
образования.
     2.7. Представление интересов г.  Москвы в вопросах образования на
республиканском,  общегосударственном и международном уровнях, а также
обеспечение  приоритетности  образовательных  программ  на городском и
окружном уровнях.
     2.8. Защита образовательных и социальных прав ребенка, работников
сферы образования.

          III. Предмет деятельности Департамента образования

     Исходя из основных задач Московский департамент образования:
     3.1. Организует работу по  реализации  постановлений,  решений  и
указаний  правительства  Москвы по вопросам образовательной политики в
городе.
     3.2. Разрабатывает   стратегические  программы  развития  системы
образования;   подготавливает   проекты   решений   и    постановлений
правительства  Москвы,  создающие  правовую  основу  защиты и развития
образовательной сферы города.
     3.3. Проводит  экспертный  анализ состояния системы образования в
городе,  выявляет тенденции  ее  развития;  разрабатывает  нормативную
основу  для  обеспечения  деятельности  образовательных  учреждений  и
предприятий инфраструктуры города.
     3.4. Содействует   развитию   сети  альтернативных  (вариативных)
образовательных учреждений; осуществляет их аттестацию и аккредитацию.
     3.5. Устанавливает    типологию    образовательных    учреждений,
осуществляет  государственно  -  общественную  аттестацию   по   типам
(видам),    категориям    образовательных    учреждений    с   выдачей
соответствующего   сертификата;   вносит   в   установленном   порядке
рекомендации к изменениям в штатных расписаниях.
     3.6. Осуществляет помощь в открытии и организации школ,  классов,
групп и иных форм обучения граждан на их родном языке,  содействует им
в изучении национальных традиций и культуры.
     3.7. Организует     подготовку     педагогических     кадров    и
профессиональных    работников    управления    сферой    образования,
обеспечивает  повышение  их  профессионального уровня,  развивает сеть
соответствующих учреждений, совершенствует формы и методы их работы.
     3.8. Проводит  в  установленном порядке аттестацию педагогических
кадров и профессиональных работников управления сферой  образования  в
городе.
     3.9. Организует    разработку,    комплексную    экспертизу     и
экспериментальную  апробацию  новых образовательных программ и систем,
форм и методов образовательного  процесса,  педагогических  инноваций,
рекомендует их к внедрению.
     3.10. Разрабатывает   единый   Московский   городской   компонент
содержания  обучения и принимает необходимые меры по его обеспечению в
образовательных учреждениях города.
     3.11. Утверждает   планы  работ  учреждений  городского  значения
(профессиональных и  технических  школ,  училищ,  средних  специальных
учреждений  образования,  центров  повышения квалификации,  подготовки
взрослых,  научно  -  образовательных  и  других  учреждений   прямого
подчинения).
     3.12. Совершенствует  механизмы  хозяйствования  и   осуществляет
контроль   в   образовательных   учреждениях  за  соблюдением  условий
образовательного  процесса,  проведением  мероприятий,  обеспечивающих
охрану жизни и укрепление здоровья детей, учащейся молодежи.
     3.13. Организует  и  координирует  работу  служб  и  организаций,
осуществляющих  функции  по  социальной  защите и охране прав ребенка,
защищает права детей, нуждающихся в помощи государства.
     3.14. Совершенствует    социально    -   экономический   механизм
деятельности образовательных учреждений и  предприятий  инфраструктуры
города;   способствует   укреплению   их  хозяйственной  и  финансовой
самостоятельности.
     3.15. Координирует совместно с другими ведомствами, организациями
и учреждениями вопросы профессиональной ориентации,  создания  условий
для осознанного выбора профессии и социализации молодежи.
     3.16. Осуществляет    меры    по    сохранности,    развитию    и
совершенствованию  основных  фондов  системы  образования,  определяет
назначение   и   использование   зданий,   сооружений   и   территорий
образовательных   учреждений  города,  независимо  от  их  размещения;
формирует требования  к  проектам  зданий,  оборудованию,  техническим
средствам  обучения и другим изделиям,  производимым для осуществления
образовательного процесса.
     3.17. Разрабатывает  и  представляет на утверждение правительства
Москвы  в  установленном  порядке  проекты  планов  финансирования   и
расходов  на  образование  по  бюджету  г.  Москвы,  формирует  единый
городской фонд образования; осуществляет финансирование на нормативной
основе  образовательных  учреждений  города;  утверждает нормативы для
окружных управлений и по типам учреждений,  несет  ответственность  за
состояние финансовой деятельности.
     3.18. Ведет собственную хозяйственно - экономическую и финансовую
политику   в   развитии   сферы   образования   в   городе,  выступает
застройщиком,  формирует и размещает в установленном порядке заказы на
оборудование с целью укрепления и развития учебно - материальной базы,
создает и участвует в создании  учреждений  инфраструктуры  города  по
обеспечению  системы  образования необходимыми материалами,  товарами,
мебелью и услугами;  содействует развитию  и  совершенствованию  новых
хозяйственных  механизмов  в  деятельности  учреждений  образования  в
городе.
     3.19. Осуществляет  аттестацию  высших категорий профессиональных
работников,  представляет  в  установленном  порядке  кандидатуры   на
присвоение почетных званий, присуждение государственных и иных премий,
осуществляет награждение работников системы образования.
     3.20. Проводит   конференции,  семинары,  совещания  по  вопросам
образования, участвует в работе и программах различных образовательных
организаций,   органов,   комиссий  и  комитетов  на  республиканском,
общегосударственном и международном уровнях.
     3.21. Организует  и  осуществляет  обмен  специалистами  на  всех
уровнях в образовательной сфере.
     3.22. Организует  информационно  - справочное обеспечение системы
образования в городе,  проводит мероприятия по его  совершенствованию,
осуществляет редакционно - издательскую деятельность.
     3.23. Рассматривает  в  установленном  законодательством  порядке
письма,  заявления,  жалобы  населения,  ведет прием граждан по личным
вопросам.

                  IV. Права Департамента образования

     Московский департамент образования,  осуществляя  возложенные  на
него обязанности, имеет право:
     4.1. Проводить политику образовательного  суверенитета  Москвы  и
осуществлять  мероприятия по сохранению,  развитию и совершенствованию
системы образования с учетом культурно - исторических  и  социально  -
экономических традиций города, его специфики и статуса.
     4.2. Разрабатывать  и  осуществлять  проекты  программ   развития
образования в городе.
     4.3. Издавать приказы,  инструкции,  указания и  правила,  другие
акты   на  основе  и  во  исполнение  законодательства  РСФСР,  Указов
Президента  РСФСР  и  правительства   Москвы   и   контролировать   их
исполнение.
     4.4. Вносить предложения в правительство  Москвы  об  отмене  или
приостановлении  действия  или исполнения на территории города Москвы,
его   округов   нормативных   документов,    распорядительных    актов
подразделений,   служб  и  структур  государственных  органов  власти,
входящих в противоречие с законодательством РСФСР, статусом города.
     4.5. Отменять  действие  или  исполнение  по решениям подчиненных
уровней управления сферой  образования  в  городе;  отменять  приказы,
распоряжения, решения руководителей подведомственных учреждений.
     4.6. Проводить социально - педагогическую экспертизу  проектов  и
программ,    разработанных    другими    ведомствами,   организациями,
подразделениями, службами и учреждениями в сфере образования.
     4.7. В установленном порядке учреждать, создавать и открывать при
Департаменте образования  структурно  -  функциональные  подразделения
сервисного   назначения,   образовательные,   научно  -  методические,
консультативные и  производственные  объединения,  малые  предприятия,
хозрасчетные  центры,  акционерные  общества,  общества с ограниченной
ответственностью,  фонды,  фирмы,  ассоциации,  формировать  временные
творческие,  разработческие и внедренческие коллективы,  лаборатории и
мастерские.
     4.8. Осуществлять сбор,  обработку,  систематизацию информации от
подразделений, служб учреждений образовательной сферы города, получать
необходимые   статистические   данные,   материалы   и  заключения  по
разрабатываемым Департаментом образования  проектам,  инструктивным  и
иным формулярам.
     4.9. Осуществлять информационно - справочное обеспечение  системы
образования города.
     4.10. Вести издательскую деятельность, иметь собственные печатные
органы  и  средства  массовой  информации,  в  том  числе  и на основе
использования новых информационных технологий.
     4.11. Давать экспертную оценку содержания обучения,  вырабатывать
критерии качества общеобразовательной подготовки учащихся.
     4.12. Привлекать  к  работе  на  контрактно - договорных условиях
научно  -   исследовательские   организации,   центры,   издательства,
отдельных   ученых  (в  том  числе  и  зарубежных)  для  разработки  и
реализации  научного  и   информационного   обеспечения   деятельности
учреждений образования города.
     4.13. Осуществлять  аккредитацию  и  аттестацию   образовательных
учреждений,   определять   их   тип   (вид)   и  категорию  с  выдачей
соответствующего  сертификата,   устанавливать   статус   приоритетных
педагогических     экспериментов,     определять     особые    условия
функционирования учреждений образования.
     4.14. Осуществлять  аттестацию на высшую категорию педагогических
работников и профессиональных кадров управления сферой образования,  а
также и образовательных учреждений.
     4.15. Проводить конференции,  семинары, симпозиумы, участвовать в
работе   различных   образовательных   программ   (в   том   числе   и
международных), организовывать и осуществлять обмен специалистами всех
уровней;  принимать  иностранные  делегации,  прибывающие в Москву для
обсуждения вопросов сотрудничества в сфере образования.
     4.16. Подготавливать  предложения  о  заключении  государственных
международных договоров в вопросах образования и сотрудничества в  его
сфере,    проводить   переговоры   и   заключать   межрегиональные   и
международные договоры о взаимодействии,  сотрудничестве и  совместной
деятельности в соответствии с законодательством РСФСР и при приоритете
образовательного суверенитета города.
     4.17. Выходить в правительство Москвы с предложениями по вопросам
образовательной  политики,  о  правительственном   награждении   особо
отличившихся   работников   системы  образования,  о  представлении  к
присвоению почетных званий.
     4.18. Формировать   и   вносить   предложения  по  бюджету  сферы
образования  в  городе  и  ее  финансированию,  формировать  городской
централизованный (резервный) фонд образования, в том числе с созданием
и привлечением различных источников финансирования.
     4.19. Проводить  собственную финансовую и планово - экономическую
и производственную деятельность.

       V. Руководство деятельностью и  структура  Департамента
                             образования

     5. Московский  департамент  образования возглавляет председатель,
осуществляющий руководство Департаментом и сферой образования  города.
Председатель  Департамента  образования  назначается  вице  - мэром г.
Москвы.
     5.1. В своей деятельности председатель Департамента образования:
     5.1.1. Осуществляет  руководство деятельностью Департамента,  его
структурно  -  функциональными  подразделениями  и  подчиненными   ему
организациями, предприятиями и учреждениями.
     5.1.2. Издает  приказы,  инструкции,  распоряжения   в   пределах
компетенции    Департамента,    обязательные    к   исполнению   всеми
подразделениями,    учреждениями    и    подчиненными    предприятиями
Департамента.
     5.1.3. Утверждает  и  вносит  изменения  в  структуру  и  штатное
расписание  Департамента,  устанавливает должностные оклады в пределах
фонда  заработной  платы  и  схем  должностных  окладов,  утвержденных
правительством   Москвы,   а   также  с  учетом  возможных  доплат  из
привлекаемых  источников  финансирования  в  полном   соответствии   с
законодательством РСФСР.
     5.1.4. Утверждает  положения   о   подразделениях   Департамента,
правила   внутреннего  распорядка,  квалификационно  -  функциональные
обязанности работников Департамента.
     5.1.5. Утверждает   и   подписывает  положения,  аккредитационные
грамоты и сертификаты образовательного учреждения.
     5.1.6. Является    распорядителем    кредитов,    предоставляемых
Департаменту;  подписывает  сметы  расходов  и  финансовые  документы;
определяет  условия  премирования и материального стимулирования труда
работников Департамента.
     5.1.7. Награждает  и  представляет  к награждению в установленном
порядке  наиболее  отличившихся  работников  Московского  департамента
образования,  его подразделений и служб,  работников сферы образования
города Москвы.
     5.1.8. Назначает  и  освобождает  от  должности  руководителей  и
специалистов,  относящихся к номенклатуре Департамента,  нанимаемых на
контрактно - договорной основе.
     5.1.9. Назначает  начальников  окружных  управлений  Департамента
образования.
     5.1.10. Созывает в  установленном  порядке  коллегии,  совещания,
заседания,  активы, проводит другие мероприятия по обсуждению вопросов
состояния и развития образования в городе.
     5.1.11. Утверждает  положения  и уставы создаваемых Департаментом
юридических лиц.
     5.1.12. Представляет     интересы     Московского    департамента
образования  и   сферы   образования   города   во   всех   городских,
государственных,   общественных   и   иных  организациях,  ведомствах,
учреждениях, в том числе зарубежных и международных.
     5.1.13. Подписывает  договоры о взаимодействии,  сотрудничестве и
совместной  деятельности  с  заинтересованными  сторонами  в   области
образовательной   сферы   города,   в   том   числе  с  зарубежными  и
международными партнерами.
     5.1.14. Налагает взыскания на работников Департамента образования
и принимает иные меры воздействия и устранения нарушений.
     5.1.15. Отменяет  или  приостанавливает  взыскания  на работников
сферы образования, наложенные другими должностными лицами Департамента
образования.
     5.2. Председатель Департамента образования может  быть  отстранен
от  должности  распоряжением  вице  -  мэра  Москвы  или  при отставке
правительства Москвы в установленном законом порядке.
     5.3. Структура  Департамента  образования  строится  в  интересах
осуществления  полноты  управленческих  функций  и  включает  в   себя
подразделения:
     - экспертного анализа и стратегии образования в городе;
     - программно - нормативного обеспечения;
     - социальной защиты детства;
     - кадрового обеспечения;
     - финансирования;
     - бухгалтерского учета и отчетности;
     - тестирования, аккредитации и независимого контроля;
     - территориального управления;
     - информационно - справочного обеспечения;
     - оперативного управления и взаимодействия;
     - развития материально - технической базы;
     - материально - технического обеспечения;
     - контрольно - ревизионного управления;
     - второго отдела;
     - общего отдела;
     - канцелярии председателя Департамента образования.
     5.4. Председатель Департамента образования персонально  назначает
заместителей.    Распределение    обязанностей   между   заместителями
осуществляется председателем Департамента образования.
     5.5. Для  упорядочения  дел по Департаменту и ведения оперативной
работы внутри Департамента председатель Департамента образования имеет
помощника  -  референта.  Внутреннее  делопроизводство и диспетчерские
функции по  Департаменту  образования  ведет  канцелярия  председателя
Департамента.  Руководство  деятельностью  канцелярией  возлагается на
помощника - референта председателя Департамента образования.
     5.6. При Московском департаменте образования создается коллегия.
     5.7. Персональный  состав  коллегии  утверждается   председателем
Департамента образования.