ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ. Руководящий документ. Не задано. 17.02.92

                          ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ

                                 АКТ


                          17 февраля 1992 г.


                                 (Д)


     1. Конференции   Представителей  Правительств  государств-членов,
созванные в  Риме  15  декабря  1990  г.  для  принятия  согласованных
поправок,   которые   должны   быть  внесены  в  Договор,  учреждающий
Европейское  экономическое  сообщество,  с   перспективой   достижения
политического   союза   и   с   перспективой   заключительных   этапов
экономического и валютного союза,  и конференции, созванные в Брюсселе
3   февраля   1992   г.  с  целью  внесения  в  Договоры,  учреждающие
соответственно Европейское объединение  угля  и  стали  и  Европейское
сообщество по атомной энергии, соответствующих поправок, вытекающих из
поправок   к   Договору,   учреждающему   Европейское    экономическое
сообщество, приняли следующие тексты:

                                  I.

                     ДОГОВОР О ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

                                 II.

                              ПРОТОКОЛЫ

     1. Протокол о приобретении собственности в Дании.
     2. Протокол  относительно  статьи  119   Договора,   учреждающего
Европейское сообщество.
     3. Протокол об Уставе Европейской системы центральных банков и  о
Европейском центральном банке.
     4. Протокол об Уставе Европейского валютного института.
     5. Протокол о процедуре, касающейся чрезмерного дефицита.
     6. Протокол  о  критериях  сближения,  указанных  в  статье  109J
Договора, учреждающего Европейское сообщество.
     7. Протокол с поправками к Протоколу о привилегиях и  иммунитетах
Европейских сообществ.
     8. Протокол о Дании.
     9. Протокол о Португалии.
     10. Протокол  о  переходе  к  третьему  этапу  экономического   и
валютного союза.
     11. Протокол о некоторых положениях,  относящихся к  Соединенному
Королевству Великобритании и Северной Ирландии.
     12. Протокол о некоторых положениях, относящихся к Дании.
     13. Протокол о Франции.
     14. Протокол  о  социальной  политике,  к  которому   прилагается
Соглашение,   заключенное   между  государствами-членами  Европейского
сообщества,  за исключением Соединенного Королевства Великобритании  и
Северной Ирландии, с двумя прилагаемыми декларациями.
     15. Протокол об экономическом и социальном сплочении.
     16. Протокол  об  Экономическом  и социальном комитете и Комитете
регионов.
     17. Протокол,  приложенный  к  Договору  о  Европейском  союзе  и
Договорам, учреждающим Европейские сообщества.
     Конференции пришли  к  соглашению,  что  Протоколы,  названные  в
пунктах  1-16,   являются   приложением   к   Договору,   учреждающему
Европейское  сообщество,  и  что  Протокол,  названный в параграфе 17,
является приложением к Договору о Европейском  союзе  и  к  Договорам,
учреждающим Европейские сообщества.
     2. При подписании этих текстов  Конференции  приняли  декларации,
перечисленные  ниже и являющиеся приложением к данному Заключительному
Акту:

                                 III.

                              ДЕКЛАРАЦИИ

     1. Декларация о гражданской защите, энергии и туризме.
     2. Декларация о гражданстве государства-члена.
     3. Декларация о  Части  Третьей,  Разделах  III  и  VI  Договора,
учреждающего Европейское сообщество.
     4. Декларация о Части Третьей,  Разделе VI Договора, учреждающего
Европейское сообщество.
     5. Декларация о валютном сотрудничестве со странами, не входящими
в Сообщество.
     6. Декларация о валютных  отношениях  с  Республикой  Сан-Марино,
городом Ватикан и Княжеством Монако.
     7. Декларация о статье  73d  Договора,  учреждающего  Европейское
сообщество.
     8. Декларация о статье  109  Договора,  учреждающего  Европейское
сообщество.
     9. Декларация о Части Третьей, Разделе XVI Договора, учреждающего
Европейское сообщество.
     10. Декларация о статьях 109,  130г и 130у Договора, учреждающего
Европейское сообщество.
     11. Декларация  о  Директиве  от  24  ноября  1988  г.   (Вредные
выбросы).
     12. Декларация о Европейском фонде развития.
     13. Декларация  о  роли  национальных  парламентов  в Европейском
союзе.
     14. Декларация о Конференции Парламентов.
     15. Декларация о числе членов Комиссии и Европейского парламента.
     16. Декларация об иерархии Актов Сообщества.
     17. Декларация о праве доступа к информации.
     18. Декларация об оценочной стоимости предложений Комиссии.
     19. Декларация о применении правовых актов Сообщества.
     20. Декларация о воздействии мероприятий Сообщества на окружающую
среду.
     21. Декларация о Палате аудиторов.
     22. Декларация об Экономическом и социальном комитете.
     23. Декларация     о    сотрудничестве    с    благотворительными
ассоциациями.
     24. Декларация о защите животных.
     25. Декларация о представительстве интересов  заморских  стран  и
территорий,  названных  в  статье  227  (3),  (5)  (а) и (b) Договора,
учреждающего Европейское сообщество.
     26. Декларация об удаленных территориях Сообщества.
     27. Декларация о голосовании по вопросам общей внешней политики и
общей политики безопасности.
     28. Декларация  о  практических  мероприятиях  в  области   общей
внешней политики и общей политики безопасности.
     29. Декларация об испольэовании яэыков в  области  общей  внешней
политики и общей политики безопасности.
     30. Декларация о Западноевропейском союзе.
     31. Декларация об убежище.
     32. Декларация о полицейском сотрудничестве.
     33. Декларация о спорах между ЕЦБ и ЕВИ и их служащими.

     Совершено в  Маастрихте  в  семнадцатый  день  февраля в год одна
тысяча девятьсот девяносто второй.

                              ДЕКЛАРАЦИЯ

                   О ГРАЖДАНСТВЕ ГОСУДАРСТВА-ЧЛЕНА

     Конференция заявляет,  что везде,  где  в  Договоре,  учреждающем
Европейское  сообщество,  сделаны ссылки на граждан государств-членов,
вопрос  о  том,  имеет  ли   данное   лицо   гражданство   какого-либо
государства-члена,  решается  исключительно  на  основе  национального
законодательства соответствующего государства-члена. Государства-члены
могут  заявить,  в  порядке информации,  кого следует рассматривать их
гражданами,  исходя  из  целей  Сообщества,  с   помощью   декларации,
передаваемой   на   хранение   в   аппарат   Председательствования  (в
Европейском совете),  и могут при  необходимости  вносить  поправки  в
любую такую декларацию.


                              ДЕКЛАРАЦИЯ

                     О ВАЛЮТНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ СО
                 СТРАНАМИ, НЕ ВХОДЯЩИМИ В СООБЩЕСТВО

     Конференция подтверждает,  что Сообщество стремится содействовать
стабильным международным валютным отношениям.  С этой целью Сообщество
выражает  готовность  сотрудничать с другими европейскими странами и с
теми неевропейскими  странами,  с  которыми  Сообщество  имеет  тесные
экономические связи.

                              ДЕКЛАРАЦИЯ

                  О РОЛИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТОВ В
                          ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

     Конференция считает  важным  способствовать  большему  вовлечению
национальных парламентов в деятельность Европейского союза.
     С этой  целью   следует   развивать   обмен   информацией   между
национальными парламентами и Европейским парламентом. В этом контексте
правительства государств-членов будут обеспечивать,  ко всему прочему,
своевременное   получение   национальными   парламентами   предложений
Комиссии по законодательству в порядке  информации  и  для  возможного
рассмотрения.
     Подобным образом,  Конференция  считает  важным,  чтобы  получили
дальнейшее   развитие  контакты  между  национальными  парламентами  и
Европейским парламентом,  в частности,  благодаря предоставлению  друг
другу  благоприятных  условий  и  благодаря  регулярным встречам между
депутатами Парламентов, заинтересованными в одних и тех же проблемах.

                              ДЕКЛАРАЦИЯ

                      О КОНФЕРЕНЦИИ ПАРЛАМЕНТОВ

     Конференция обращается к Европейскому парламенту  и  национальным
парламентам  с  приглашением  встречаться,  по  мере необходимости,  в
качестве Конференции Парламентов (или "выездных сессий").
     Конференция Парламентов будет обсуждать главные характерные черты
Европейского союза, не затрагивая полномочий Европейского парламента и
прав  национальных  парламентов.  Председатель  Европейского  совета и
Председатель Комиссии будут докладывать на каждой  сессии  Конференции
Парламентов о состоянии Союза.

                              ДЕКЛАРАЦИЯ

                     О ПРАВЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ

     Конференция считает,  что  открытость  процесса  принятия решений
укрепляет демократическую сущность институтов и общественное доверие к
администрации.  Конференция соответственно рекомендует, чтобы Комиссия
предоставила Совету,  не позже 1993 г.,  доклад о мерах  по  улучшению
доступа общественности к информации, которой располагают институты.

                              ДЕКЛАРАЦИЯ

                О ПРИМЕНЕНИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ СООБЩЕСТВА

     1. Конференция  подчеркивает,  что  основным условием сплочения и
единства в  процессе  Европейского  строительства  является  полная  и
точная  инкорпорация  в национальное законодательство адресованных ему
директив Сообщества в пределах установленных ими сроков.
     Кроме того,    сознавая,   что   способы,   с   помощью   которых
законодательные положения Сообщества могут  быть  применены  наилучшим
образом,  определяются каждым государством-членом с учетом собственных
институтов,  правовой системы и других обстоятельств,  однако в  любом
случае  при  соблюдении статьи 189 Договора,  учреждающего Европейское
сообщество,  Конференция считает, что существенное условие правильного
функционирования   Сообщества   заключается   в   том,   чтобы   меры,
предпринимаемые   различными    государствами-членами,    обеспечивали
применение  законодательства  Сообщества  с такими же эффективностью и
строгостью, с какими применяются их национальные законы.
     2. Конференция   призывает   Комиссию   обеспечить,   в   порядке
осуществления  своих  полномочий  согласно   статье   155   настоящего
Договора,   выполнение   государствами-членами  их  обязательств.  Она
обращается к Комиссии с просьбой периодически публиковать полный отчет
для государств-членов и Европейского парламента.

                              ДЕКЛАРАЦИЯ

                      О ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

     Конференция принимает следующие декларации:

                            I. ДЕКЛАРАЦИЯ

     Бельгии, Германии,   Испании,   Франции,   Италии,   Люксембурга,
Нидерландов,  Португалии  и  Соединенного  Королевства  Великобритании
Северной Ирландии,  которые являются членами Западноевропейского союза
и, кроме того, членами Европейского союза.

                   О РОЛИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
                И ЕГО ОТНОШЕНИЯХ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ
                        И АТЛАНТИЧЕСКИМ СОЮЗОМ

     Введение

     1. Государства-члены Западноевропейского  союза  (ЗЕС)  пришли  к
соглашению о необходимости развивать подлинно Европейскую идентичность
в   области   безопасности   и   обороны   и   повышать    европейскую
ответственность в вопросах обороны. Эта идентичность будет достигаться
постепенно, проходя последовательные фазы. ЗЕС становится неотъемлемой
частью  процесса  развития Европейского союза и будет увеличивать свой
вклад   в   укреплении   солидарности    с    Атлантическим    союзом.
Государства-члены  ЗЕС  согласны  укреплять  роль  ЗЕС  в долгосрочной
перспективе общей оборонительной политики в рамках Европейского союза,
которая  могла  бы в будущем привести к общей обороне,  сопоставимой с
таковой в Атлантическом союзе.
     2. ЗЕС    будет    развиваться   как   оборонительный   компонент
Европейского союза и  как  средство  укрепления  европейской  опоры  в
Атлантическом  союзе.  С  этой  целью  он  будет  формулировать  общую
Европейскую  оборонительную  политику  и  конкретно  осуществлять   ее
посредством дальнейшего развития своей собственной операционной роли.
     Государства-члены ЗЕС принимают к сведению  нижеследующую  статью
J.4 Договора о Европейском союзе,  касающуюся общей внешней политики и
общей политики безопасности, которая изложена следующим образом:
     "1. Общая внешняя политика и общая политика безопасности включают
вопросы,  относящиеся к безопасности Союза, в том числе и формирования
в  конечном  счете  общей  оборонной  политики,  которая могла бы быть
преобразована со временем в общую оборону.
     2. Союз обращается к Западноевропейскому союзу,  который является
неотъемлемой частью развития Союза, с целью разработки и осуществления
решений  и  действий  Союза,  имеющих  оборонное значение.  Совет,  по
соглашению  с   институтами   Западноевропейского   союза,   принимает
необходимые практические меры.
     3. Проблемы оборонного значения,  относящиеся к данной статье, не
подпадают под действие процедур, устанавливаемых статьей J.3.
     4. Политика Союза, проводимая в соответствии с данной статьей, не
должна  наносить  ущерба  особому  характеру  политики  безопасности и
оборонной политики определенного государства-члена; она должна уважать
обязательства  определенных  государств-членов по Североатлантическому
договору  и  быть  совместимой   с   общей   политикой   безопасности,
установленной в его рамках.
     5. Положения данной статьи не препятствуют развитию более тесного
сотрудничества   между   двумя   или  более  государствами-членами  на
двустороннем   уровне,   в   рамках   Западноевропейского   союза    и
Атлантического   союза,  при  условии,  что  такое  сотрудничество  не
направлено против или не препятствует принципам,  изложенным в  данном
Разделе.
     6. Для содействия целям настоящего Договора,  и имея в виду  дату
1998  г.  в  контексте  статьи  XII Брюссельского договора,  положения
данной статьи могут быть пересмотрены,  как это предусмотрено в статье
N  (2),  на основе доклада,  который должен быть представлен в 1996 г.
Советом   Европейскому   совету.   Доклад   должен   включать   оценку
достигнутого прогресса и накопленного опыта."

     А - Отношения ЗЕС с Европейским союзом

     3. Цель    состоит    в    поэтапном   строительстве   ЗЕС,   как
оборонительного компонента Европейского союза. Для этой цели ЗЕС готов
разрабатывать и осуществлять, по просьбе Европейского союза, решения и
действия Союза, имеющие оборонное значение.
     Для этой   цели   ЗЕС   будет   предпринимать   следующие   меры,
способствующие развитию тесных рабочих взаимоотношений с Союзом:
     - согласование дат и мест встречи и гармонизация методов работы;
     - установление тесного сотрудничества между Советом и Генеральным
секретариатом  ЗЕС,  с  одной  стороны,  и Советом Союза и Генеральным
секретариатом Совета, с другой;
     - гармонизация     последовательности     и     продолжительности
соответствующих Председательств;
     - разработка   и   применение  соответствующих  форм  и  методов,
обеспечивающих Комиссию Европейских сообществ  регулярной  информацией
и,  если это уместно, консультациями о деятельности ЗЕС в соответствии
с ролью Комиссии в общей внешней политике и политике безопасности, как
это определено в Договоре о Европейском союзе;
     - содействие   тесному   сотрудничеству    между    Парламентской
ассамблеей ЗЕС и Европейским парламентом.
     Совет ЗЕС,  по соглашению с компетентными  органами  Европейского
союза, будет предпринимать необходимые практические мероприятия.

     В - Отношения ЗЕС с Атлантическим союзом

     4. Цель  состоит в развитии ЗЕС как средства усиления европейской
поддержки  Атлантического   союза.   Соответственно,   ЗЕС   готов   к
дальнейшему развитию тесных рабочих контактов с Атлантическим союзом и
увеличению роли,  ответственности и  вклада  государств-членов  ЗЕС  в
НАТО.  Это  будет  осуществляться на основе необходимой прозрачности и
взаимодополнения  между  развивающейся  Европейской  идентичностью   в
области  безопасности  и  обороны  и  Атлантическим союзом.  ЗЕС будет
действовать в соответствии  с  позициями,  принятыми  в  Атлантическом
союзе.
     - Государства-члены ЗЕС будут активизировать координацию действий
с  Атлантическим  Союзом  по  проблемам,  представляющим  важный общий
интерес,  с целью включения согласованных в  ЗЕС  позиций  в  процессе
консультаций   в   Союзе,   который  остается  важнейшим  форумом  для
консультаций между его членами и  местом  соглашений  по  политическим
вопросам,  связанным  с  обязательствами  союзников  по безопасности и
обороне в соответствии с Североатлантическим договором.
     - В  тех  случаях,  когда  это необходимо,  будут согласовываться
даты, места встреч и методы работы.
     - Устанавливается   тесное   сотрудничество   между  Генеральными
секретариатами ЗЕС и НАТО.

     С - Оперативная роль ЗЕС

     5. Оперативная роль ЗЕС будет укрепляться  путем  рассмотрения  и
определения соответствующих миссий,  структур и средств, охватывающих,
в особенности:
     - планирующее подразделение ЗЕС;
     - тесное военное сотрудничество,  дополняющее Союз,  особенно,  в
сферах снабжения, транспорта, обучения и стратегического наблюдения;
     - встречи начальников штабов обороны ЗЕС;
     - военные подразделения, ответственные перед ЗЕС;
     Другие предложения будут рассмотрены в дальнейшем, включая:
     - развитие  сотрудничества  в области вооружений с целью создания
Европейского агентства по вооружениям;
     - преобразование    Института    ЗЕС   в   Академию   европейской
безопасности и обороны;
     Мероприятия, нацеленные  на усиление оперативной роли ЗЕС,  будут
полностью совместимы с дислокацией войск,  необходимой для обеспечения
коллективной обороны всех союзников.

     D - Другие мероприятия

     6. Как   следствие   вышеозначенных   мероприятий   и  в  порядке
содействия укреплению роли ЗЕС, Совет и Секретариат ЗЕС перемещаются в
Брюссель.
     7. Представительство  в  Совете  ЗЕС  должно  быть  таким,  чтобы
последний  был  в  состоянии  выполнять  свои  функции  непрерывно,  в
соответствии  со  статьей  VIII  измененного  Брюссельского  договора.
Государства-члены      могут     использовать     формулу     двойного
представительства,  которое  требует  разработки,  с  совмещением   их
представителей в Атлантическом союзе и в Европейском союзе.
     8. ЗЕС отмечает, что, в соответствии с положениями статьи J.4 (6)
Договора  о  Европейском  союзе,  касающейся  общей внешней политики и
политики безопасности.  Союз примет  решение  о  пересмотре  положений
данной  статьи  для содействия цели,  которая должна быть определена в
ней, в соответствии с принятой процедурой. ЗЕС пересмотрит действующие
положения   в  1996  г.  Этот  пересмотр  будет  произведен  с  учетом
достигнутого прогресса и накопленного опыта и затронет отношения между
ЗЕС и Атлантическим союзом.

                            II. ДЕКЛАРАЦИЯ

     Бельгии, Германии,   Испании,   Франции,   Италии,   Люксембурга,
Нидерландов,  Португалии  и  Соединенного  Королевства  Великобритании
Северной Ирландии, которые являются членами Западноевропейского союза.
     "Государства-члены ЗЕС    приветствуют    развитие    Европейской
идентичности  в  области безопасности и обороны.  Принимая во внимание
роль ЗЕС как  оборонительного  компонента  Европейского  союза  и  как
средства укрепления европейской опоры в Атлантическом союзе, они полны
решимости установить взаимоотношения между ЗЕС и другими  европейскими
государствами  на  новой  основе  во имя стабильности и безопасности в
Европе. В духе сказанного выше, они предлагают следующее:
     Государства, являющиеся членами Европейского союза,  приглашаются
присоединиться к ЗЕС на условиях,  которые должны быть  согласованы  в
соответствии  со  статьей  XI измененного Брюссельского договора,  или
стать наблюдателями,  если они этого  пожелают.  Одновременно,  другие
европейские   государства,   входящие   в   НАТО,  приглашаются  стать
ассоциированными членами ЗЕС,  используя для этого такой путь, который
предоставит им возможность полного участия в деятельности ЗЕС.
     Государства-члены ЗЕС исходят из предположения,  что  договоры  и
соглашения,   соответствующие   сделанным   выше  предложениям,  будут
заключены до 31 декабря 1992 г."

                              ДЕКЛАРАЦИЯ

                     О ПОЛИЦЕЙСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ

     Конференция подтверждает  согласие  государств-членов  с  целями,
лежащими   в   основе  предложений  делегации  Германии  на  заседании
Европейского совета в Люксембурге 28 и 29 июня 1991 г.
     В настоящий момент,  государства-члены согласились рассмотреть, в
качестве приоритетного,  проект,  представленный им на основе  рабочей
программы   и   календарного   графика,   согласованных   в   докладе,
составленном по просьбе Европейского совета в Люксембурге,  и выражают
пожелание   предусмотреть   принятие   практических   мер   в  сферах,
предложенных делегацией Германии и относящихся к следующим функциям по
обмену информацией и опытом:
     - поддержка национальных  расследований  преступности  и  органов
безопасности,   особенно,  координация  расследований  и  операций  по
розыску;
     - создание базы данных;
     - основной  анализ  и  оценка  информации  с  целью  рассмотрения
ситуации и определения подходов к расследованию;
     - сбор и анализ национальных программ предупреждения преступлений
для  рассылки  их  государствам-членам  и  составления общеевропейской
стратегии предупреждения преступлений;
     - меры,  относящиеся  к  повышению  квалификации,  исследованиям,
судебным вопросам и институтам, занимающимся регистрацией преступлений
и преступников.
     Государства-члены договорились рассмотреть на основе доклада,  не
позже  1994  г.,  вопрос  о  целесообразности  расширения сферы такого
сотрудничества.

17 февраля 1992 г.