ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ АКТ 17 февраля 1992 г. (Д) 1. Конференции Представителей Правительств государств-членов, созванные в Риме 15 декабря 1990 г. для принятия согласованных поправок, которые должны быть внесены в Договор, учреждающий Европейское экономическое сообщество, с перспективой достижения политического союза и с перспективой заключительных этапов экономического и валютного союза, и конференции, созванные в Брюсселе 3 февраля 1992 г. с целью внесения в Договоры, учреждающие соответственно Европейское объединение угля и стали и Европейское сообщество по атомной энергии, соответствующих поправок, вытекающих из поправок к Договору, учреждающему Европейское экономическое сообщество, приняли следующие тексты: I. ДОГОВОР О ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ II. ПРОТОКОЛЫ 1. Протокол о приобретении собственности в Дании. 2. Протокол относительно статьи 119 Договора, учреждающего Европейское сообщество. 3. Протокол об Уставе Европейской системы центральных банков и о Европейском центральном банке. 4. Протокол об Уставе Европейского валютного института. 5. Протокол о процедуре, касающейся чрезмерного дефицита. 6. Протокол о критериях сближения, указанных в статье 109J Договора, учреждающего Европейское сообщество. 7. Протокол с поправками к Протоколу о привилегиях и иммунитетах Европейских сообществ. 8. Протокол о Дании. 9. Протокол о Португалии. 10. Протокол о переходе к третьему этапу экономического и валютного союза. 11. Протокол о некоторых положениях, относящихся к Соединенному Королевству Великобритании и Северной Ирландии. 12. Протокол о некоторых положениях, относящихся к Дании. 13. Протокол о Франции. 14. Протокол о социальной политике, к которому прилагается Соглашение, заключенное между государствами-членами Европейского сообщества, за исключением Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, с двумя прилагаемыми декларациями. 15. Протокол об экономическом и социальном сплочении. 16. Протокол об Экономическом и социальном комитете и Комитете регионов. 17. Протокол, приложенный к Договору о Европейском союзе и Договорам, учреждающим Европейские сообщества. Конференции пришли к соглашению, что Протоколы, названные в пунктах 1-16, являются приложением к Договору, учреждающему Европейское сообщество, и что Протокол, названный в параграфе 17, является приложением к Договору о Европейском союзе и к Договорам, учреждающим Европейские сообщества. 2. При подписании этих текстов Конференции приняли декларации, перечисленные ниже и являющиеся приложением к данному Заключительному Акту: III. ДЕКЛАРАЦИИ 1. Декларация о гражданской защите, энергии и туризме. 2. Декларация о гражданстве государства-члена. 3. Декларация о Части Третьей, Разделах III и VI Договора, учреждающего Европейское сообщество. 4. Декларация о Части Третьей, Разделе VI Договора, учреждающего Европейское сообщество. 5. Декларация о валютном сотрудничестве со странами, не входящими в Сообщество. 6. Декларация о валютных отношениях с Республикой Сан-Марино, городом Ватикан и Княжеством Монако. 7. Декларация о статье 73d Договора, учреждающего Европейское сообщество. 8. Декларация о статье 109 Договора, учреждающего Европейское сообщество. 9. Декларация о Части Третьей, Разделе XVI Договора, учреждающего Европейское сообщество. 10. Декларация о статьях 109, 130г и 130у Договора, учреждающего Европейское сообщество. 11. Декларация о Директиве от 24 ноября 1988 г. (Вредные выбросы). 12. Декларация о Европейском фонде развития. 13. Декларация о роли национальных парламентов в Европейском союзе. 14. Декларация о Конференции Парламентов. 15. Декларация о числе членов Комиссии и Европейского парламента. 16. Декларация об иерархии Актов Сообщества. 17. Декларация о праве доступа к информации. 18. Декларация об оценочной стоимости предложений Комиссии. 19. Декларация о применении правовых актов Сообщества. 20. Декларация о воздействии мероприятий Сообщества на окружающую среду. 21. Декларация о Палате аудиторов. 22. Декларация об Экономическом и социальном комитете. 23. Декларация о сотрудничестве с благотворительными ассоциациями. 24. Декларация о защите животных. 25. Декларация о представительстве интересов заморских стран и территорий, названных в статье 227 (3), (5) (а) и (b) Договора, учреждающего Европейское сообщество. 26. Декларация об удаленных территориях Сообщества. 27. Декларация о голосовании по вопросам общей внешней политики и общей политики безопасности. 28. Декларация о практических мероприятиях в области общей внешней политики и общей политики безопасности. 29. Декларация об испольэовании яэыков в области общей внешней политики и общей политики безопасности. 30. Декларация о Западноевропейском союзе. 31. Декларация об убежище. 32. Декларация о полицейском сотрудничестве. 33. Декларация о спорах между ЕЦБ и ЕВИ и их служащими. Совершено в Маастрихте в семнадцатый день февраля в год одна тысяча девятьсот девяносто второй. ДЕКЛАРАЦИЯ О ГРАЖДАНСТВЕ ГОСУДАРСТВА-ЧЛЕНА Конференция заявляет, что везде, где в Договоре, учреждающем Европейское сообщество, сделаны ссылки на граждан государств-членов, вопрос о том, имеет ли данное лицо гражданство какого-либо государства-члена, решается исключительно на основе национального законодательства соответствующего государства-члена. Государства-члены могут заявить, в порядке информации, кого следует рассматривать их гражданами, исходя из целей Сообщества, с помощью декларации, передаваемой на хранение в аппарат Председательствования (в Европейском совете), и могут при необходимости вносить поправки в любую такую декларацию. ДЕКЛАРАЦИЯ О ВАЛЮТНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ СО СТРАНАМИ, НЕ ВХОДЯЩИМИ В СООБЩЕСТВО Конференция подтверждает, что Сообщество стремится содействовать стабильным международным валютным отношениям. С этой целью Сообщество выражает готовность сотрудничать с другими европейскими странами и с теми неевропейскими странами, с которыми Сообщество имеет тесные экономические связи. ДЕКЛАРАЦИЯ О РОЛИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТОВ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ Конференция считает важным способствовать большему вовлечению национальных парламентов в деятельность Европейского союза. С этой целью следует развивать обмен информацией между национальными парламентами и Европейским парламентом. В этом контексте правительства государств-членов будут обеспечивать, ко всему прочему, своевременное получение национальными парламентами предложений Комиссии по законодательству в порядке информации и для возможного рассмотрения. Подобным образом, Конференция считает важным, чтобы получили дальнейшее развитие контакты между национальными парламентами и Европейским парламентом, в частности, благодаря предоставлению друг другу благоприятных условий и благодаря регулярным встречам между депутатами Парламентов, заинтересованными в одних и тех же проблемах. ДЕКЛАРАЦИЯ О КОНФЕРЕНЦИИ ПАРЛАМЕНТОВ Конференция обращается к Европейскому парламенту и национальным парламентам с приглашением встречаться, по мере необходимости, в качестве Конференции Парламентов (или "выездных сессий"). Конференция Парламентов будет обсуждать главные характерные черты Европейского союза, не затрагивая полномочий Европейского парламента и прав национальных парламентов. Председатель Европейского совета и Председатель Комиссии будут докладывать на каждой сессии Конференции Парламентов о состоянии Союза. ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРАВЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ Конференция считает, что открытость процесса принятия решений укрепляет демократическую сущность институтов и общественное доверие к администрации. Конференция соответственно рекомендует, чтобы Комиссия предоставила Совету, не позже 1993 г., доклад о мерах по улучшению доступа общественности к информации, которой располагают институты. ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРИМЕНЕНИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ СООБЩЕСТВА 1. Конференция подчеркивает, что основным условием сплочения и единства в процессе Европейского строительства является полная и точная инкорпорация в национальное законодательство адресованных ему директив Сообщества в пределах установленных ими сроков. Кроме того, сознавая, что способы, с помощью которых законодательные положения Сообщества могут быть применены наилучшим образом, определяются каждым государством-членом с учетом собственных институтов, правовой системы и других обстоятельств, однако в любом случае при соблюдении статьи 189 Договора, учреждающего Европейское сообщество, Конференция считает, что существенное условие правильного функционирования Сообщества заключается в том, чтобы меры, предпринимаемые различными государствами-членами, обеспечивали применение законодательства Сообщества с такими же эффективностью и строгостью, с какими применяются их национальные законы. 2. Конференция призывает Комиссию обеспечить, в порядке осуществления своих полномочий согласно статье 155 настоящего Договора, выполнение государствами-членами их обязательств. Она обращается к Комиссии с просьбой периодически публиковать полный отчет для государств-членов и Европейского парламента. ДЕКЛАРАЦИЯ О ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ Конференция принимает следующие декларации: I. ДЕКЛАРАЦИЯ Бельгии, Германии, Испании, Франции, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии и Соединенного Королевства Великобритании Северной Ирландии, которые являются членами Западноевропейского союза и, кроме того, членами Европейского союза. О РОЛИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЕГО ОТНОШЕНИЯХ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ И АТЛАНТИЧЕСКИМ СОЮЗОМ Введение 1. Государства-члены Западноевропейского союза (ЗЕС) пришли к соглашению о необходимости развивать подлинно Европейскую идентичность в области безопасности и обороны и повышать европейскую ответственность в вопросах обороны. Эта идентичность будет достигаться постепенно, проходя последовательные фазы. ЗЕС становится неотъемлемой частью процесса развития Европейского союза и будет увеличивать свой вклад в укреплении солидарности с Атлантическим союзом. Государства-члены ЗЕС согласны укреплять роль ЗЕС в долгосрочной перспективе общей оборонительной политики в рамках Европейского союза, которая могла бы в будущем привести к общей обороне, сопоставимой с таковой в Атлантическом союзе. 2. ЗЕС будет развиваться как оборонительный компонент Европейского союза и как средство укрепления европейской опоры в Атлантическом союзе. С этой целью он будет формулировать общую Европейскую оборонительную политику и конкретно осуществлять ее посредством дальнейшего развития своей собственной операционной роли. Государства-члены ЗЕС принимают к сведению нижеследующую статью J.4 Договора о Европейском союзе, касающуюся общей внешней политики и общей политики безопасности, которая изложена следующим образом: "1. Общая внешняя политика и общая политика безопасности включают вопросы, относящиеся к безопасности Союза, в том числе и формирования в конечном счете общей оборонной политики, которая могла бы быть преобразована со временем в общую оборону. 2. Союз обращается к Западноевропейскому союзу, который является неотъемлемой частью развития Союза, с целью разработки и осуществления решений и действий Союза, имеющих оборонное значение. Совет, по соглашению с институтами Западноевропейского союза, принимает необходимые практические меры. 3. Проблемы оборонного значения, относящиеся к данной статье, не подпадают под действие процедур, устанавливаемых статьей J.3. 4. Политика Союза, проводимая в соответствии с данной статьей, не должна наносить ущерба особому характеру политики безопасности и оборонной политики определенного государства-члена; она должна уважать обязательства определенных государств-членов по Североатлантическому договору и быть совместимой с общей политикой безопасности, установленной в его рамках. 5. Положения данной статьи не препятствуют развитию более тесного сотрудничества между двумя или более государствами-членами на двустороннем уровне, в рамках Западноевропейского союза и Атлантического союза, при условии, что такое сотрудничество не направлено против или не препятствует принципам, изложенным в данном Разделе. 6. Для содействия целям настоящего Договора, и имея в виду дату 1998 г. в контексте статьи XII Брюссельского договора, положения данной статьи могут быть пересмотрены, как это предусмотрено в статье N (2), на основе доклада, который должен быть представлен в 1996 г. Советом Европейскому совету. Доклад должен включать оценку достигнутого прогресса и накопленного опыта." А - Отношения ЗЕС с Европейским союзом 3. Цель состоит в поэтапном строительстве ЗЕС, как оборонительного компонента Европейского союза. Для этой цели ЗЕС готов разрабатывать и осуществлять, по просьбе Европейского союза, решения и действия Союза, имеющие оборонное значение. Для этой цели ЗЕС будет предпринимать следующие меры, способствующие развитию тесных рабочих взаимоотношений с Союзом: - согласование дат и мест встречи и гармонизация методов работы; - установление тесного сотрудничества между Советом и Генеральным секретариатом ЗЕС, с одной стороны, и Советом Союза и Генеральным секретариатом Совета, с другой; - гармонизация последовательности и продолжительности соответствующих Председательств; - разработка и применение соответствующих форм и методов, обеспечивающих Комиссию Европейских сообществ регулярной информацией и, если это уместно, консультациями о деятельности ЗЕС в соответствии с ролью Комиссии в общей внешней политике и политике безопасности, как это определено в Договоре о Европейском союзе; - содействие тесному сотрудничеству между Парламентской ассамблеей ЗЕС и Европейским парламентом. Совет ЗЕС, по соглашению с компетентными органами Европейского союза, будет предпринимать необходимые практические мероприятия. В - Отношения ЗЕС с Атлантическим союзом 4. Цель состоит в развитии ЗЕС как средства усиления европейской поддержки Атлантического союза. Соответственно, ЗЕС готов к дальнейшему развитию тесных рабочих контактов с Атлантическим союзом и увеличению роли, ответственности и вклада государств-членов ЗЕС в НАТО. Это будет осуществляться на основе необходимой прозрачности и взаимодополнения между развивающейся Европейской идентичностью в области безопасности и обороны и Атлантическим союзом. ЗЕС будет действовать в соответствии с позициями, принятыми в Атлантическом союзе. - Государства-члены ЗЕС будут активизировать координацию действий с Атлантическим Союзом по проблемам, представляющим важный общий интерес, с целью включения согласованных в ЗЕС позиций в процессе консультаций в Союзе, который остается важнейшим форумом для консультаций между его членами и местом соглашений по политическим вопросам, связанным с обязательствами союзников по безопасности и обороне в соответствии с Североатлантическим договором. - В тех случаях, когда это необходимо, будут согласовываться даты, места встреч и методы работы. - Устанавливается тесное сотрудничество между Генеральными секретариатами ЗЕС и НАТО. С - Оперативная роль ЗЕС 5. Оперативная роль ЗЕС будет укрепляться путем рассмотрения и определения соответствующих миссий, структур и средств, охватывающих, в особенности: - планирующее подразделение ЗЕС; - тесное военное сотрудничество, дополняющее Союз, особенно, в сферах снабжения, транспорта, обучения и стратегического наблюдения; - встречи начальников штабов обороны ЗЕС; - военные подразделения, ответственные перед ЗЕС; Другие предложения будут рассмотрены в дальнейшем, включая: - развитие сотрудничества в области вооружений с целью создания Европейского агентства по вооружениям; - преобразование Института ЗЕС в Академию европейской безопасности и обороны; Мероприятия, нацеленные на усиление оперативной роли ЗЕС, будут полностью совместимы с дислокацией войск, необходимой для обеспечения коллективной обороны всех союзников. D - Другие мероприятия 6. Как следствие вышеозначенных мероприятий и в порядке содействия укреплению роли ЗЕС, Совет и Секретариат ЗЕС перемещаются в Брюссель. 7. Представительство в Совете ЗЕС должно быть таким, чтобы последний был в состоянии выполнять свои функции непрерывно, в соответствии со статьей VIII измененного Брюссельского договора. Государства-члены могут использовать формулу двойного представительства, которое требует разработки, с совмещением их представителей в Атлантическом союзе и в Европейском союзе. 8. ЗЕС отмечает, что, в соответствии с положениями статьи J.4 (6) Договора о Европейском союзе, касающейся общей внешней политики и политики безопасности. Союз примет решение о пересмотре положений данной статьи для содействия цели, которая должна быть определена в ней, в соответствии с принятой процедурой. ЗЕС пересмотрит действующие положения в 1996 г. Этот пересмотр будет произведен с учетом достигнутого прогресса и накопленного опыта и затронет отношения между ЗЕС и Атлантическим союзом. II. ДЕКЛАРАЦИЯ Бельгии, Германии, Испании, Франции, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии и Соединенного Королевства Великобритании Северной Ирландии, которые являются членами Западноевропейского союза. "Государства-члены ЗЕС приветствуют развитие Европейской идентичности в области безопасности и обороны. Принимая во внимание роль ЗЕС как оборонительного компонента Европейского союза и как средства укрепления европейской опоры в Атлантическом союзе, они полны решимости установить взаимоотношения между ЗЕС и другими европейскими государствами на новой основе во имя стабильности и безопасности в Европе. В духе сказанного выше, они предлагают следующее: Государства, являющиеся членами Европейского союза, приглашаются присоединиться к ЗЕС на условиях, которые должны быть согласованы в соответствии со статьей XI измененного Брюссельского договора, или стать наблюдателями, если они этого пожелают. Одновременно, другие европейские государства, входящие в НАТО, приглашаются стать ассоциированными членами ЗЕС, используя для этого такой путь, который предоставит им возможность полного участия в деятельности ЗЕС. Государства-члены ЗЕС исходят из предположения, что договоры и соглашения, соответствующие сделанным выше предложениям, будут заключены до 31 декабря 1992 г." ДЕКЛАРАЦИЯ О ПОЛИЦЕЙСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ Конференция подтверждает согласие государств-членов с целями, лежащими в основе предложений делегации Германии на заседании Европейского совета в Люксембурге 28 и 29 июня 1991 г. В настоящий момент, государства-члены согласились рассмотреть, в качестве приоритетного, проект, представленный им на основе рабочей программы и календарного графика, согласованных в докладе, составленном по просьбе Европейского совета в Люксембурге, и выражают пожелание предусмотреть принятие практических мер в сферах, предложенных делегацией Германии и относящихся к следующим функциям по обмену информацией и опытом: - поддержка национальных расследований преступности и органов безопасности, особенно, координация расследований и операций по розыску; - создание базы данных; - основной анализ и оценка информации с целью рассмотрения ситуации и определения подходов к расследованию; - сбор и анализ национальных программ предупреждения преступлений для рассылки их государствам-членам и составления общеевропейской стратегии предупреждения преступлений; - меры, относящиеся к повышению квалификации, исследованиям, судебным вопросам и институтам, занимающимся регистрацией преступлений и преступников. Государства-члены договорились рассмотреть на основе доклада, не позже 1994 г., вопрос о целесообразности расширения сферы такого сотрудничества. 17 февраля 1992 г. |