ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАЧИВАЕМЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТ МИНИСТРОВ СССР 16 июля 1991 г. N 485 (СПС 91-21) Во исполнение постановления Верховного Совета СССР от 15 января 1991 г. "О введении в действие Основ законодательства Союза ССР и республик о занятости населения" Кабинет Министров СССР постановляет: 1. Рекомендовать: а) правительствам республик, местным Советам народных депутатов по предложению и с участием государственной службы занятости принять меры к организации оплачиваемых общественных работ. Объем таких общедоступных и не требующих, как правило, специальной профессиональной подготовки видов работ предусматривать на местном и республиканском уровнях в государственных программах занятости. Министерству труда и социальных вопросов СССР с участием правительств республик, заинтересованных министерств и ведомств СССР при разработке государственных общесоюзных программ занятости учитывать прогнозы развития общественных работ, формы их организации в зависимости от привлекаемых категорий населения и предусматривать начиная с 1992 года по предложениям республик совместно с Правлением Союзного фонда занятости целевое выделение средств Фонда для проведения указанных работ на отдельных территориях; б) Местным Советам народных депутатов: определять по предложению государственной службы занятости и при участии координационных комитетов содействия занятости конкретные виды и объемы оплачиваемых общественных работ, исходя из необходимости трудоустройства граждан и районе (городе) и с учетом состава незанятого населения. При этом в первую очередь привлекать безработных и незанятых граждан для: благоустройства территории района (города); оказания помощи строительным организациям в выполнении работ по строительству (ремонту) объектов жилья, больниц, школ, детских дошкольных учреждений, домов-интернатов для престарелых и инвалидов и других учреждений социальной сферы; оказания помощи селу в период весенне-полевых работ, сенокоса, уборке урожая и для работы на овощных базах; ухода за престарелыми и инвалидами; выполнения других общедоступных видов работ; создать за счет средств местного бюджета специальные дополнительные рабочие места, в том числе с гибкими формами занятости, на предприятиях, в учреждениях и организациях * (* В дальнейшем именуются предприятия), подведомственных местным Советам народных депутатов, а также определить условия и порядок создания таких рабочих мест на иных предприятиях, независимо от форм собственности и хозяйствования. Указанные рабочие места создаются прежде всего в сфере бытового обслуживания, здравоохранения, социального обеспечения, торговли, общественного питания, культуры и спорта с учетом потребностей населения; установить в пределах средств, поступающих в их распоряжение, льготы по налогообложению и освобождать полностью или частично от платежей в местные бюджеты предприятия, которые организуют оплачиваемые общественные работы для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; обеспечивать широкую информацию населения, а также предприятий о проведении в районе (городе) оплачиваемых общественных работ и об оплате труда и предоставляемых льготах при выполнении таких работ. 2. Преимущественным правом заключения договоров на оплачиваемые общественные работы пользуются граждане, зарегистрированные в качестве безработных. Направление граждан на оплачиваемые работы осуществляют органы государственной службы занятости. Участие граждан в оплачиваемых общественных работах осуществляется на основе их добровольного согласия и при соблюдении норм трудового законодательства. Граждане, направляемые на работу, связанную с опасными, вредными и неблагоприятными производственными факторами, подлежат обязательному медицинскому осмотру в установленном действующим законодательством порядке. Не допускается отнесение к оплачиваемым общественным работам видов деятельности, которые связаны с необходимостью ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других событий аналогичного характера. 3. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, предприятия заключают договоры сроком до двух месяцев с правом их продления, в которых определяются условия труда, в том числе его оплаты. В случае получения работниками постоянной работы указанные договоры подлежат расторжению. Размеры дополнительных вознаграждений за труд на оплачиваемых общественных работах за счет средств предприятий могут определяться в коллективных договорах (соглашениях). 4. Работникам, выполняющим оплачиваемые общественные работы, продолжительность рабочего времени, исчисления общего и непрерывного трудового стажа устанавливаются в соответствии с законодательством о труде. Рекомендовать предприятиям предоставлять отдельным категориям работников, занятых на оплачиваемых общественных работах (женщина имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам), возможность работать неполный рабочий день (неделю) с оплатой в зависимости от выработки или пропорционально отработанному времени, а также применять гибкие формы организации рабочего дня и рабочей недели. 5. Установить, что финансирование оплачиваемых общественных работ осуществляется за счет средств местного бюджета и в случае необходимости с использованием дотаций из Государственного фонда содействия занятости. При этом размеры дотаций устанавливаются ежегодно вышестоящими органами государственной службы, занятости в соответствии с законодательством республик. Указанные дотаций должны направляться на оплату труда граждан, выполняющих общественные работы. Финансирование оплачиваемых общественных работ, организуемых местными Советами народных депутатов по договорам с предприятиями, осуществляется, как правило, за счет средств этих предприятий. 6. Возложить на инспекцию государственной службы занятости контроль за организацией оплачиваемых общественных работ. 7. Министерству труда и социальных вопросов СССР разработать с участием правительств республик и профсоюзов и утвердить примерное положение о проведении оплачиваемых общественных работ. |