ОБ УСКОРЕНИИ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ УКАЗ ПРЕЗИДЕНТ РСФСР 29 декабря 1991 г. N 341 (ВС 92-3) В целях ускорения приватизации государственных и муниципальных предприятий постановляю: 1. Утвердить разработанные на основе проекта Государственной программы приватизации на 1992 год Основные положения программы прива- тизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Феде- рации на 1992 год (прилагаются) и приступить к их реализации с 1 янва- ря 1992 года. 2. Органам государственного управления и местной администрации в месячный срок со дня опубликования настоящего Указа разработать местные программы приватизации в соответствии с Основным положением программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год и приступить к их исполнению на основании законодательства Российской Федерации о приватизации. 3. Правительству Российской Федерации в срок до 1 марта с учетом опыта приватизации в первом квартале 1992 года доработать проект Государственной программы приватизации на 1992 год для внесения в Верховный Совет Российской Федерации. 4. Министерству печати и информации Российской Федерации, Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании, Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом обеспечить публикацию в печати Основных положений программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, а также их широкое освещение и обсуждение в средствах массовой информации. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1992 ГОД УТВЕРЖДЕНЫ УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 декабря 1991 г. N 341 Настоящие Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год (далее именуются Основные положения программы приватизации) разработанных в соответствии с требованиями Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" и устанавливают цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации в 1992 году. Целями приватизации в 1992 году являются: а) содействие общих целей политики экономической стабилизации, в том числе следующих: облегчение перехода к свободным ценам путем ускоренной приватизации предприятий торговли и сферы услуг; освобождение государства от бремени содержания наиболее не эффективных предприятий и объектов (убыточных предприятий и объектов незавершенного строительства); б) создание условий для широкомасштабного развертывания процесса приватизации в 1993 - 1994 годах; в) обеспечить при приватизации повышения экономической эффективности деятельности предприятий; г) увеличение бюджетных доходов. Требования, установленные Основными положениями программы приватизации, обязаны для исполнения органами государственного управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрации городов и районов. I. ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НАМЕЧЕННЫЕ К ПРИВАТИЗАЦИИ В 1992 ГОДУ 1. Объекты государственной и муниципальной собственности распределены по возможности их приватизации на следующие группы: подлежащие приватизации в соответствии с обязательными заданиями (далее именуются - объекты обязательной приватизации); подлежащие приватизации, но не включенные в обязательные задания; ограничиваемые в приватизации (приватизация осуществляется с разрешения Правительства Российской Федерации, органов государственной власти, управления и местной администрации); запрещенные к приватизации. 2. Обязательной приватизации подлежат объекты государственной и муниципальной собственности, в наибольшей степени влияющие на формирование и функционирование рыночной инфраструктуры экономики Российской Федерации, а также предприятия и объекты, недостаточно эффективная деятельность которых сдерживает темпы экономического развития страны и формирование рынка. Такими объектами являются: а) предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания; б) предприятия и организации строительства и промышленности строительных материалов; в) государственные сельскохозяйственные предприятия (кроме совхозов), предприятия, осуществляющие первичную обработку сельскохозяйственной продукции, обслуживающие сельскохозяйственное производство и производящие продукцию производственно-технического назначения для его обеспечения; г) предприятия пищевой и легкой промышленности; д) убыточные предприятия различных отраслей народного хозяйства; е) законсервированные объекты и объекты незавершенного строительства, для которых истекли нормативные сроки строительства; ж) грузовой автотранспорт. 3. Обязательная приватизация проводится в 1992 году в два этапа. На первом этапе (I - II кварталы 1992 года) осуществляется приватизация: предприятий оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания; государственные сельскохозяйственные предприятия (кроме совхозов), предприятия, осуществляющие первичную обработку сельскохозяйственной продукции, обслуживающие сельскохозяйственное производство и производящие продукцию производственно-технического назначения для его обеспечения; законсервированные объекты и объекты незавершенного строительства, для которых истекли нормативные сроки строительства. Второй этап (начиная со второго полугодия 1992 года) включает в себя приватизацию: автотранспортных и авторемонтных предприятий (кроме авторемонтных предприятий, осуществляющих фирменное обслуживание); предприятий строительства и промышленности строительных материалов; мелких (численностью до 200 работников) предприятий пищевой и легкой промышленности. Приватизация объектов собственности, не включенных в обязательные задания, осуществляется на основании заявок на приватизацию в соответствии с Законом РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР". II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ИЛИ ОГРАНИЧИВАЕМЫЕ В ПРИВАТИЗАЦИИ В 1992 ГОДУ 1. Основными положениями программы приватизации не регулируются приватизация совхозов, земельного и жилищного фонда, в также государственного и муниципального имущества, правовой режим которых регулируется международными соглашениями. Приватизация объектов социально-культурного назначения (объектов, предприятий и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, в том числе входящих в состав имущества предприятий) не допускается до принятия законодательных актов, регулирующих их приватизацию. 2. В 1992 году предусматривается выделение трех групп объектов государственной и муниципальной собственности с различными ограничениями на приватизацию: а) объекты, приватизация которых в 1992 году запрещена; б) объекты и предприятия, приватизация которых разрешается только по решению Правительства Российской Федерации на основании предложений Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом; в) объекты и предприятия, приватизация которых допускается только по решению органов государственного управления и местной администрации на основании предложений соответствующих комитетов по управлению имуществом. 3. При приватизации предприятий, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего раздела, Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о закреплении контрольных пакетов акций в государственной собственности на срок 3 лет. 4. Ограничения на приватизацию, устанавливаемые в Основных положениях программы приватизации, являются обязательными для всех органов государственного управления и местной администрации. Введение указанными органами дополнительных ограничений на приватизацию не допускаются. 5. Ограничение на приватизацию не означает запрет на преобразование государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества и другие организационно-правовые формы предприятий без изменения формы собственности. 1. ОБЪЕКТЫ И ПРЕДПРИЯТИЯ, ПРИВАТИЗАЦИЯ КОТОРЫХ В 1992 ЗАПРЕЩЕНА 1. Недра земли, водные ресурсы, лесной фонд, воздушное пространство, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации. 2. Охраняемые или особым образом используемые природные территории. 3. Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности (в том числе памятники истории и культуры, государственные архивы и их филиалы на территории Российской Федерации, государственные фонды кино-, фото- и фотодокументов, архивы и фонды научно-исследовательских учреждений). 4. Государственная казна Российской Федерации, средства республиканского бюджета Российской Федерации, республиканского валютного резерва Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, а также золотой запас и алмазный фонд. 5. Банки и другие учреждения по обслуживанию денежного обращения, предприятия и учреждения, обеспечивающие выпуск денежных знаков, государственный казначейских билетов, акций, облигаций и других ценных бумаг. 6. Не подлежащее промышленной утилизации имущество Вооруженных Сил, подчиненных Правительству Российской Федерации, учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, ранее финансировавшихся из государственного бюджета СССР. 7. Предприятия и учреждения геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, службы контроля за состоянием природной среды и службы охраны природы. 8. Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, защиты растений, лесного хозяйства. 9. Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции. 10. Предприятия и объекты электроэнергетики. 11. Предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных и мелиоративных систем и сооружений, а также объекты этих систем. 13. Предприятия связи (кроме предприятий розничной сети "Союзпечать") телевизионные и радиопередающие центры. 14. Автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации. 15. Предприятия по продаже и изготовлению ювелирных изделий, по изготовлению государственных знаков. 16. Предприятия по производству сильнодействующих ядов, наркотических и ядовитых веществ, а также осуществляющих посев, возделывание и переработку культур, содержащих наркотические ядовитые вещества. 17. Портовые сооружения, атомный, учебный, гидрографический флот, флот для проведения спасательных работ и ликвидации разливов нефти в море, ремонтно-техническое предприятие "Атомфлот", производственные объединения водных путей и каналов, судоходные инспекции, имущество отрядов "Подводречстроя". 18. Мобилизационные запасы (при приватизации предприятий исключаются из имущества предприятий). 19. Полигоны, здания, сооружения и оборудование для захоронения твердых промышленных и бытовых отходов, скотомогильники. 20. Лечебно-производственные мастерские, предприятия исправительно-трудовых учреждений. 21. Объекты инженерной инфраструктуры (электро-, тепло- и газоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, наружного городского освещения) и внешнего благоустройства городов, а также предприятий, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов. 22. Крематории и кладбища. 23. Предприятия по производству расщепляющих и радиоактивных материалов, космических аппаратов; предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в указанных областях. 2. ОБЪЕКТЫ И ПРЕДПРИЯТИЯ, ПРИВАТИЗАЦИЯ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ПО РЕШЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Предприятия всех отраслей народного хозяйства, занимающие доминирующие положение на рынке. 2. Крупнейшие предприятия народного хозяйства (с балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 г. более 200 млн. рублей или численностью занятых более 10 тыс. человек). 3. Предприятия по производству и ремонту систем и элементов любых видов вооружения, производству боевых припасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, осуществляющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в указанных областях; объекты гражданской обороны и мобилизационного назначения; военно-техническое имущество, подлежащие утилизации. 4. Предприятия атомного машиностроения. 5. Предприятия добывающей промышленности (за исключение предприятий по добыче местного сырья); предприятия по переработке руд драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных, радиоактивных и редкоземельных элементов. 6. Предприятия и объединения топливно-энергетического комплекса, в том числе, предприятия и организации угле-, нефте- и газодобычи, угле-, нефте- и газоперерабатывающие предприятия, объекты нефтепродуктообеспечения, экспортные перевалочные нефтебазы, а также нефтебазы, имеющие межрегиональное и республиканское значение. 7. Предприятия и отрасли газоснабжения, газификации и газового хозяйства, составляющие единую систему газоснабжения Российской Федерации. 8. Предприятия железнодорожного, авиационного, морского и речного транспорта. 9. Строительные организации и предприятия общероссийского значения по производству строительных материалов и конструкций. 10. Государственные племенные и конные заводы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб. 11. Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и объекты Российской академии наук, Российской высшей школы и технической политики Российской Федерации. Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, объекты государственных научных центров, акционерное объединение "Научные приборы", ведомственные дошкольные учреждения. 12. Полиграфические предприятия, издательства, информационные и телеграфные агентства, находящиеся в управлении Министерства печати и информации Российской Федерации. 13. Предприятия фармацевтической промышленности и промышленности медико-биологических препаратов (кроме указанных в подразделе 1 настоящего раздела). 14. Предприятия и организации по производству продуктов детского питания. 16. Предприятия народных художественных промыслов. 17. Элеваторы, холодильники, объекты складного хозяйства обеспечивающие постоянное размещение государственных резервов и хранение мобилизационных запасов. 18. Предприятия и объекты торговли и общественного питания, обеспечивающие обслуживание работников предприятий на их территории (включая вахтовые поселки), предприятия оптовой торговли, обеспечивающие обслуживание районов Крайнего Севера, и предприятия ядерно-энергетического комплекса. 19. Государственные санаторно-курортное хозяйство. 3. ОБЪЕКТЫ И ПРЕДПРИЯТИЯ, ПРИВАТИЗАЦИЯ КОТОРЫХ ДОПУСКАЕТСЯ ТОЛЬКО ПО РЕШЕНИЮ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЯ И МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИЕЙ 1. Предприятия городского пассажирского транспорта и предприятия по ремонту городского транспорта. 2. Ломбарды. 3. Бани, прачечные и гостиницы. 4. Предприятия, организации и учреждения по оказанию ритуальных услуг. 5. Мусороперерабатывающие заводы. 6. Аптечное учреждение (с обязательным государственным лицензированием). 7. Объекты незавершенного строительства социально-культурного назначения. 8. Предприятия и объекты кинофикации. III. ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ЗАДАНИЯ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ 1. Целевые показатели объемов приватизации для республик в составе Российской Федерации и обязательные задания по приватизации для краев, областей, автономной обрасти, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на 1992 год установлены исходя из: перечня объектов, намеченных к обязательной приватизации; организационно-технических возможностей органов, осуществляющих приватизацию. В целях одновременного обеспечения достижения фискальных результатов и первоочередной приватизации мелких предприятий задания установлены в относительных показателях (удельный вес приватизируемых предприятий в процентах к общему числу предприятий отрасли). 2. Целевые показатели и обязательные задания определены: в целом по Российской Федерации с разбивкой по отраслям согласно таблице 1 к Основным положениям программы приватизации; по республикам в составе Российской Федерации согласно таблице 2 к Основным положениям программы приватизации; краям, областям, автономной области, городам Москве и Санкт-Петербургу с разбивкой по отраслям (кроме заданий по незавершенному строительству) согласно таблице 3 Основным положениям программы приватизации. Всем органам государственного управления и местной администрации устанавливается задание по приватизации в течение 1992 года в размере 20% от стоимости объектов незавершенного строительства. IV. ПРОГНОЗ ПОСТУПЛЕНИЯ СРЕДСТВ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ В 1992-1994 ГОДАХ И НОРМАТИВЫ ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В 1992 ГОДУ 1. Общая сумма поступления средств от приватизации в 1992 году определена в соответствии с обязательными заданиями по приватизации на 1992 год, которые полностью обеспечены спросом по всем отраслям народного хозяйства, и составляют 92 млрд. рублей. В 1993 году размер поступления средств от приватизации может существенно возрасти и составить 350 млрд. рублей (в том числе 300-325 млрд. рублей составят средства, перечисленные с именных приватизационных вкладов). В 1994 году общий размер поступления средств от приватизации составит 470-500 млрд. рублей, в том числе 450 млрд. рублей составят средства, перечисленные с именных приватизационных вкладов. 2. В таблице 4 к Основным положениям программы приватизации приводятся нормативы распределения средств от приватизации, которые определены исходя из: необходимости создания заинтересованности в приватизации у всех участников процесса приватизации; дифференциация поступлений от приватизации в зависимости от уровня собственности. 3. Правительство Российской Федерации вправе корректировать целевые показатели и обязательные задания по приватизации с учетом состояния финансовой системы Российской Федерации и конъюнктуры на рынке объектов собственности. V. СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ И ФОРМЫ ПЛАТЕЖА В 1992 ГОДУ. ПРОГНОЗ СООТНОШЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ ПРИВАТИЗАЦИИ В 1992-1994 ГОДАХ 1. Конкретный способ приватизации предприятия определяется в соответствии с требованиями Основных положений программы приватизации и нормативными документами, утвержденными Правительством Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом. При выборе способа приватизации необходимо руководствоваться критериями определения способов приватизации, приведенными в таблице 5 к Основным положениям программы приватизации. 2. В 1992 году запрещается: проведение некоммерческих конкурсов (т.е. использования аукционного принципа по цене объекта или размерам инвестиций); заключение договоров на аренду государственного и муниципального имущества с предоставлением арендатору права его выкупа (арендаторы вправе участвовать в приватизации арендуемого имущества только на общих основаниях); проведение конкурса (аукциона) при наличие менее чем двух покупателей. 3. Определение начальной цены при продаже предприятия по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества осуществляется только в соответствии с Методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утверждаемыми Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом. 4. При приватизации посредством продажи акций: государственные и муниципальные предприятия могут быть преобразованы только в акционерные общества открытого типа в соответствии с Положением о порядке преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества, утверждаемым Правительством Российской Федерации; продажа не менее 10% акций, принадлежащих государству (местным Советам), осуществляется на аукционе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, после продажи и передачи льготного пакета акций работникам предприятия. После этого акции регистрируются для продажи на организационном рынке ценных бумаг. 5. В 1992 году не предусматривается оплата в рассрочку стоимости приобретаемых предприятий или акций, за исключением льгот по рассрочке, предоставляемых работникам предприятия в соответствии со статьями 23 и 24 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР". В этом случае срок рассрочки не может превышать 1 года. Порядок предоставления указанной льготы определяется Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Порядок расчетов по выкупу имущества, определяемый договорами аренды, применяется только в тех случаях, когда этот порядок был установлен договором аренды до введения в действие Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР". 6. Важнейшей прогнозной характеристикой процесса приватизации в 1992-1994 годах является соотношение различных способов приватизации по отраслям, приведенное в таблице 6. VI. ЛЬГОТЫ ЧЛЕНАМ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ ПРИВАТИЗИРУЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 1. При приобретении членами трудовых коллективов акций предприятий, приватизируемых путем преобразования их в открытые акционерные общества, им предоставляются следующие льготы: а) единовременная безвозмездная передача работникам предприятия именных привилегированных акций, составляющих 25% величины уставного капитала акционерного общества, но не более 20 минимальных размеров месячного заработка в расчете на одного работника. Распределение этих акций между работниками предприятия осуществляется по решению общего собрания (конференции) трудового коллектива; б) продажа работникам предприятия, включая пенсионеров и лиц, имеющих право вернуться на прежнее место работы, обыкновенных акций со скидкой 30% их номинальной стоимости и предоставлением рассрочки на 1 год. Номинальная стоимость такого пакета акций, продаваемого всем членам трудового коллектива, не должна превышать 10% величины уставного капитала и составляет в расчета на одного работника не более 6 минимальных размеров месячного заработка. При этом сумма первоначального взноса не может быть меньше 20% номинальной стоимости акций. Акции сверх установленной суммы могут быть приобретены работниками на общих основаниях (на аукционах или на организованном рынке ценных бумаг); в) ограничения на продажу работниками акций, приобретенных ими на льготных условиях или полученных безвозмездно, не устанавливаются; ранее введенные ограничения отменяются; г) при продаже на организованном рынке ценных бумаг принадлежащих государству или местным Советам народных депутатов акций акционерных обществ, создаваемых путем преобразования государственных и муниципальных предприятий, 10% средств, поступивших от продажи указанных акций, зачисляются на личные лицевые счета приватизации работников предприятий. 2. При продаже государственных и муниципальных предприятий, а также имущества ликвидируемых предприятий по конкурсу или на аукционе: а) товариществу (акционерному обществу), объединяющему не менее трети списочного состава работников приватизируемого предприятия (подразделения), при его покупке (кроме случаев выкупа арендованного имущества) предоставляются скидка с цены приобретаемого имущества в размере 30% его продажной цены и рассрочка платежа на 1 год. При этом сумма первоначального взноса не может быть менее 30% продажной цены; б) работникам, не вошедшим в число покупателей своего предприятия (подразделения), выплачиваются 10% продажной цены предприятия (подразделения), но не более 6 минимальных размеров месячного заработка. Распределение этих средств между работниками предприятия осуществляется по решению общего собрания (конференции) трудового коллектива. 3. Должностным лицам администрации приватизированных предприятий предоставляется, на условиях заключенных с ними контрактов, право (опцион) на приобретение акций акционерных обществ, созданных путем преобразования этих предприятий, по номинальной стоимости в пределах 5% величины уставного капитала. 4. Государственные и муниципальные предприятия (независимо от ограничений на их приватизацию) могут создавать за счет чистой прибыли приватизационные фонды с открытие личных лицевых счетов приватизации работников предприятий. Сумма средств, которая может быть зачислена в 1992 году предприятием в приватизационные фонды, не должна превышать 50% остатков фондов экономического стимулирования предприятия по состоянию на 1 января 1992 года, а также 10% фактической чистой прибыли предприятия, полученной в 1992 году, но не более 10 минимальных размеров месячного заработка на личный лицевой счет приватизации одного работника. В состав указанных фондов не может зачислятся прибыль, полученная за счет внереализационных доходов от продажи имущества, и амортизационные отчисления. 5. При приватизации государственных и муниципальных предприятий приватизационные фонды сохраняются в распоряжении их работников. Средства личных лицевых счетов приватизации могут быть использованы работниками на приобретение любых объектов собственности, паев, долей, акций в порядке, установленном статьей 5 Закона РСФСР "Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР". 6. При приватизации предприятий, указанных в подразделе 2 раздела II Основных положений программы приватизации, порядок предоставления льгот их работникам определяется Правительством Российской Федерации. VII. УСЛОВИЯ КРЕДИТОВАНИЯ И РАЗМЕРЫ КРЕДИТНЫХ РЕСУРСОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ПРИВАТИЗАЦИИ В 1992 ГОДУ Коммерческие банки могут осуществлять кредитование сделок приватизации за счет собственных кредитных ресурсов. Кредитные ресурсы, предоставляемые коммерческим банком Центральным банком Российской Федерации в 1992 году, не могут быть использованы для кредитования сделок приватизации. VIII. ОБРАЗОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМЕННЫХ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ВКЛАДОВ ГРАЖДАН В 1992 ГОДУ 1. Перечисление средств на именные приватизационные вклады граждан, предусмотренные Законом РСФСР "Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР", в 1992 году не производится. 2. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом совместно с Сбербанком Российской Федерации осуществить всю необходимую подготовительную работу для открытия именных приватизационных счетов до 1 января 1993 года. IХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПРИ ПРИВАТИЗАЦИИ Использование иностранных инвестиций осуществляется на следующих основаниях: 1. При приватизации предприятий и объектов торговли, общественного питания, автотранспорта, а также мелких предприятий промышленности и строительства участие иностранных инвесторов допускается только на условиях инвестиционных коммерческих конкурсов (т.е. конкурсов, где предметом является осуществление новых инвестиций в данное предприятие). Участие иностранного капитала в других способах приватизации ука- занных объектов - аукцион, конкурс по цене - возможно только с разре- шения Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом. 2. Участие иностранного капитала стимулируется при приватизации следующих объектов и предприятий: убыточные предприятия; законсервированные объекты и объекты незавершенного строительства; предприятия, сокращающие производство из-за недостатка импортного сырья, материалов или оборудования; предприятия по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, предприятия пищевой промышленности; предприятия промышленности строительных материалов. В целях стимулирования привлечения иностранных инвесторов для приватизации этих предприятий и объектов разрешается: продажа иностранному инвестору контрольного пакета акций или полного пакета за вычетом акций, предоставляемых работникам предприятия в порядке, предусмотренным разделом VI Основных положений программы приватизации; предоставления после продажи 10% акций на аукционе права первоочередного приобретения иностранными инвестором дополнительных пакетов акций по рыночным ценам (указанная льгота применяется только при условии роста стоимости акций по отношению к моменту начала их котировки); передача иностранному инвестор на договорных условиях права управления пакетами акций, принадлежащих фондам имущества. 3. В перечень объектов, в приватизации которых участие иностранных инвесторов разрешается только по решению Правительства Российской Федерации, включаются: крупнейшие предприятия народного хозяйства (с балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 года более 200 млн. рублей или численностью занятых более 10 тыс. человек); предприятия всех отраслей народного хозяйства, занимающие доминирующие положение на рынке; предприятия и организации, осуществляющие страховую и посредническую деятельность, связанную с движением ценных бумаг. По решению Правительства Российской Федерации в 1992 году устанавливается одно из следующих ограничений на участие в приватизации иностранных инвесторов: полный запрет на участие в приватизации; установление верхнего предела доли иностранных инвесторов в уставном капитале акционерного общества (на срок до 3 лет); сохранение у Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом (Российского фонда федерального имущества) акции, дающей право вето или решающего голоса по вопросам, определяемым Правительством Российской Федерации или учредительным документом акционерного общества; лицензирование участия иностранных инвесторов в приватизации. 4. Участие иностранных инвесторов в приватизации предприятий по производству наукоемкой продукции (где расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляют более 10% затрат предприятий), конверсируемых предприятий и предприятий топливно-энергетического комплекса подлежат обязательному лицензированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 5. Приобретение иностранным инвестором приватизируемого объекта или акций одного предприятия стоимостью более 1 млн. долларов (50 млн. рублей), а также акций, обеспечивающих более 50% голосов акционеров, требует предварительного согласия Комитета по иностранным инвестициям при Министерстве экономики и финансов Российской Федерации. 6. По объектам, предназначенным к продаже иностранным инвеститорам, в дополнение к публикации информации о приватизируемых объектах в бюллетене соответствующего фонда имущества обязательно опубликование сведений на английском языке. Х.ПОРЯДОК ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ МЕЖДУ СОБОЙ, С ДРУГИМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЮДЖЕТАМИ 1. Продавцом государственных и муниципальных предприятий и других объектов собственности является соответствующий фонда имущества. 2. На период до начала деятельности фондов имущества их функции временно выполняют соответствующие комитеты по управлению имуществом, в том числе Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом - функции Российского фонда федерального имущества. 3. В республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге и в городах с населением свыше 1 млн. человек комитеты по управлению имуществом могут быть наделены правами территориальных агентств. В этих случаях председатель комитета по управлению имуществом назначается Председателем Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом по согласованию с главной исполнительной власти. 4. Средства от приватизации, полученные продавцом объекта государственной или муниципальной собственности, распределяются в порядке, определенном разделами IV и VI Основных положений программы приватизации. 5. Министерства и ведомства Российской Федерации разрабатывают проекты отраслевых программ приватизации объектов, указанных в подразделе 2 раздела II Основных положений программы приватизации. Отраслевые программы приватизации после согласования с местными Советами народных депутатов и Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур вносятся Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом на утверждение в Правительство Российской Федерации. 6. Для осуществления полномочий собственника на собраниях акционеров акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых закреплены за государством по решению Правительства Российской Федерации в порядке, предусмотренным пунктом 3 раздела II Основных положений программы приватизации, Российский фонд федерального имущества (Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом) может привлекать представителей соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации. 7. Для учета отраслевых особенностей приватизируемых предприятий министерства и ведомства Российской Федерации участвуют в разработке типовых условий заключения сделок приватизации, утверждаемых Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом. 8. Министерства, ведомства Российской Федерации могут направлять своих представителей в состав комиссий по приватизации подведомственных им предприятий. ХI. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ФИНАНСОВЫХ ФОНДОВ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ, ПОЛУЧАЕМЫХ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ Средства от приватизации, поступающие в распоряжение соответствующих Советов народных депутатов, после ежеквартального покрытия дефицита бюджета могут быть направлены во внебюджетные фонды для расходования исключительно на следующие цели: социальная защита населения; осуществление природоохранительных мероприятий; развитие инженерной инфраструктуры городов и территорий. Сроки образования указанных фондов, размеры средств, направляемых на эти цели, и порядок их расходования определяются решениями Советов народных депутатов. ХII. ТРЕБОВАНИЯ К МЕСТНЫМ ПРОГРАММАМ ПРИВАТИЗАЦИИ 1. Местные программы приватизации разрабатываются комитетами по управлению имуществом республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов (кроме городов районного подчинения), районов (кроме районов в городах) и принимаются соответствующими Советами народных депутатов. Местная программа приватизации должна быть разработана и утверждена не позднее чем в месячный срок после публикации в печати Основных положений программы приватизации и опубликована в печатном органе соответствующего Совета народных депутатов. 2. Местные программы приватизации должны соответствовать следующим обязательным требованиям: а) местные программы не могут противоречить Основным положениям программы приватизации, в частности, местные программы не могут включать в себя предложения по приватизации объектов, которые не подлежат приватизации согласно Основным положениям программы приватизации, не могут вводить дополнительные ограничения на приватизацию объектов; б) местные программы должны в полной мере обеспечивать выполнение обязательных ограничений, требований и заданий, установленных Основными положениями программы приватизации. В обеспечение выполнения целевых показателей и обязательных заданий Основных положений программы приватизации в состав местных программ должны быть включены перечни конкретных объектов (групп объектов), подлежащих обязательной приватизации. В местные программы могут включаться прогнозы получения доходов от приватизации; в) местные программы разрабатываются сроком на 1 год; г) формы и сроки представления отчетности по выполнению заданий, устанавливаемых Основными положениями программы приватизации, определяются Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике. 3. Ответственность за выполнение местной программы приватизации возлагается на соответствующий комитет по управлению имуществом. Контроль за выполнением местных программ приватизации возлагается на Государственных комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом. ХIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ Для обеспечения выполнения заданий по приватизации, установленных в Основных положениях программы приватизации, поручается: а) главам исполнительной власти и местной администрации обеспечивать в первоочередном и безусловном порядке выделение площадей под создаваемые государственные органы по приватизации (комитеты по управлению имуществом, фонды имущества) из расчета один работник государственных органов по приватизации на 3 тыс. жителей и 7,5 кв. м на одного работника. б) Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом совместно с Министерством образования Российской Федерации, Министерством науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации и другим заинтересованными организациями разработать программу обучения работников государственных органов по приватизации. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации рассмотреть предложения Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом о предоставлении этому Комитету кредита на сумму 0,5 млрд. рублей на приобретение оргтехники и средств связи для государственных органов по приватизации. ТАБЛИЦА 1 К ОСНОВНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ПРОГРАММЫ ПРИВАТИЗАЦИИ УТВЕРЖДЕННЫМ УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 декабря 1991 г. N 341 ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ЗАДАНИЯ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ ______________________________________________________________________ N Отрасль Стоимость приватизируемого Удельный вес привати- п/п (группа имущества (млрд. рублей) зируемых предприятий объектов) (в процентах к общему числу предприятий отрасли) ______________________________________________________________________ 1 Легкая промышленность 10,6 70 ______________________________________________________________________ 2 Пищевая промышленность 23,8 60 ______________________________________________________________________ 3 Строительство 13,2 70 ______________________________________________________________________ 4 Промышленность стройматериалов 6,8 50 ______________________________________________________________________ 5 С/х предприятия и предприятия производственно- технического обеспечения с/х 1,3 60 ______________________________________________________________________ 6. Автотранспорт и авторе- монтные предприятия 5,5 70 ______________________________________________________________________ 7 Розничная торговля (магазины) 10,0 60 ______________________________________________________________________ 8 Предприятия оптовой торговли 2,6 50 ______________________________________________________________________ 9 Общественное питание 5,5 50 ______________________________________________________________________ 10 Бытовое обслуживание 5,7 60 ______________________________________________________________________ 11 Объекты незавершенного строительства 7,0 20 ______________________________________________________________________ ИТОГО: 92,0 ТАБЛИЦА 2 К ОСНОВНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ПРОГРАММЫ ПРИВАТИЗАЦИИ УТВЕРЖДЕННЫМ УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 декабря 1991 г. N 341 ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПО РЕСПУБЛИКАМ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1992 ГОД (В % ОТ ОБЩЕГО ЧИСЛА ПРЕДПРИЯТИЙ) ______________________________________________________________________ РЕСПУБЛИКА Лег. Пищ. Стр-во Стр. ПТО Авт. Магазины Опт. Обще- Быт. пром. пром. мат. с/х тр. базы пит обсл. ______________________________________________________________________ Советская Социалисти- ческая Республика Адыгея 60 50 50 50 30 60 60 50 50 60 Башкирская ССР 60 50 40 50 60 60 60 50 50 60 Бурятская ССР 60 50 35 50 60 60 60 50 50 60 Горно- Алтайская ССР 60 50 50 50 60 60 60 50 50 60 Дагестанская ССР 60 50 50 50 60 60 60 50 50 60 Кабардино- Балкарская ССР 60 50 50 50 50 60 60 50 50 60 Калмыцкая ССР 60 50 40 50 - 50 40 50 50 60 Карачаево- Черкесская ССР 60 50 50 50 30 60 60 50 50 60 Республика Карелия 60 50 50 50 60 60 60 50 50 60 Коми ССР 60 50 45 50 60 60 60 50 40 60 Марийская ССР 60 50 45 50 45 60 55 50 50 60 Мордовская ССР 60 45 50 30 60 60 40 30 25 50 Северо- Осетинская ССР 60 50 50 50 60 60 60 50 50 60 Татарская ССР 60 50 60 50 60 60 60 50 50 60 Республика Тува 60 50 50 45 - 45 40 50 50 60 Чечено- Ингушская Республика 60 50 50 50 60 60 60 50 50 60 Чувашская ССР 60 50 50 50 25 55 60 50 45 60 Удмуртская Республика 60 50 50 50 60 60 60 50 50 60 Хакасская ССР 60 50 35 25 - 60 60 40 25 60 Якутская-Саха ССР 60 50 35 25 - 60 60 40 25 60 ______________________________________________________________________ ТАБЛИЦА 3 К ОСНОВНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ПРОГРАММЫ ПРИВАТИЗАЦИИ УТВЕРЖДЕННЫМ УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 декабря 1991 г. N 341 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ НА 1992 ГОД (В % ОТ ОБЩЕГО ЧИСЛА ПРЕДПРИЯТИЙ) ______________________________________________________________________ РЕГИОН Лег. Пищ. Стр-во Стр. ПТО Авт. Магазины Опт. Обще- Быт. пром.пром. мат. с/х тр. базы пит обсл. ______________________________________________________________________ Архангельская область 60 50 50 45 60 60 60 50 35 60 Вологодская область 60 50 55 40 60 60 60 50 45 60 Мурманская область 60 20 20 45 60 60 60 50 40 60 С.-Петербург 60 50 50 50 60 60 60 50 50 60 Ленинградская область 60 50 50 50 60 60 60 50 50 60 Новгородская область 60 50 50 50 60 60 60 50 50 60 Псковская область 60 50 50 50 60 60 60 50 50 60 Брянская область 60 50 50 45 60 60 60 50 50 60 Владимирская область 45 50 50 50 60 60 60 50 50 60 Ивановская область 45 50 50 50 60 60 60 50 50 60 Тверская область 60 50 50 50 60 60 60 50 50 60 Калужская область 60 50 50 50 60 60 60 50 50 60 Костромская область 60 50 50 50 60 60 60 50 50 60 Москва 60 50 50 50 - 60 60 50 50 60 Московская область 60 50 50 50 - 60 60 50 50 60 Орловская область 60 50 50 30 15 60 40 40 35 40 Рязанская область 60 50 50 50 55 60 60 50 50 60 Смоленская область 60 50 50 40 60 60 60 50 50 60 Тульская область 60 50 50 50 60 60 60 50 50 60 Ярославская область 60 50 50 50 60 60 60 50 50 60 Нижегородская область 60 50 50 50 60 60 60 50 45 60 Кировская область 60 50 50 40 60 60 60 50 40 60 Белгородская область 60 45 65 50 60 60 60 40 30 60 Воронежская область 60 45 50 50 10 60 60 40 35 55 Курская область 60 40 50 50 60 60 60 50 40 60 Липецкая область 60 40 50 35 60 60 55 40 35 30 Тамбовская область 60 50 50 50 60 60 60 50 45 60 Астраханская область 60 45 45 50 60 60 60 50 50 60 Волгоградская область 60 50 50 50 60 60 60 50 50 60 Самарская область 60 50 50 50 60 60 60 50 50 60 Пензенская область 60 50 50 50 60 60 60 50 45 60 Саратовская область 60 50 45 45 60 60 60 50 50 60 Ульяновская область 60 50 55 50 60 60 60 50 40 60 Краснодарский край 60 50 50 50 20 60 60 50 50 60 Ставропольский край* 60 50 50 50 30 60 60 50 50 60 Ростовская область 60 50 50 50 60 60 60 50 50 60 Курганская область 60 50 50 50 60 60 60 50 50 60 Оренбургская область 60 50 50 40 60 60 60 50 40 60 Пермская область* 60 50 50 50 60 60 60 50 50 60 Екатеринбургская область 60 50 50 45 60 60 60 50 50 60 Челябинская область 60 50 15 50 60 60 60 50 50 60 Алтайский край* 60 50 50 50 60 60 60 50 50 60 Кемеровская область 60 50 50 45 60 60 60 50 45 60 Новосибирская область 60 50 50 50 60 60 60 50 50 60 Омская область 60 50 50 50 60 60 60 50 45 60 Томская область 60 50 40 50 60 60 60 50 50 60 Тюменская область* 60 40 20 20 60 60 60 10 15 35 Красноярский край* 60 50 50 50 60 60 60 50 45 60 Иркутская область* 60 50 50 50 60 60 60 50 50 60 Читинская область 60 50 50 50 60 60 60 50 45 60 Приморский край 60 30 50 50 60 60 60 50 50 60 Хабаровский край* 60 50 65 50 60 60 60 50 50 60 Амурская область 60 50 35 50 20 60 60 50 30 60 Камчатская область* 60 20 65 50 60 60 60 50 30 60 Магаданская область* 60 50 35 50 60 60 60 50 35 60 Сахалинская область* 60 30 25 50 60 60 60 50 30 60 Калининградская область 60 20 50 50 60 60 60 50 50 60 ______________________________________________________________________ * Включая находящиеся на их территории национально-территориальные образования. ТАБЛИЦА 4 К ОСНОВНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ПРОГРАММЫ ПРИВАТИЗАЦИИ УТВЕРЖДЕННЫМ УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 декабря 1991 г. N 341 НОРМАТИВЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДСТВ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ ______________________________________________________________________ Нормативы распределения доходов от приватизации (в процентах) N Категория получателей __________________________________________ п/п доходов по объектам по объектам по объектам муниципальной областной федеральной собственности собственности собственности ______________________________________________________________________ Члены трудовых 1 коллективов 10 10 10 приватизируемых предприятий ______________________________________________________________________ Местные 2 бюджеты 50 10 10 ______________________________________________________________________ Республиканские, краевые, 3 областные бюджеты 10 50 10 ______________________________________________________________________ Республиканский бюджет 4 Российской Федерации 20 20 60 ______________________________________________________________________ 5 Государственные органы по приватизации в т.ч.: фонды имущества всех уровней 5 5 5 комитеты по управлению имуществом 4,5 4.5 4,5 Госкомимущество Российской Федерации* 0,5 0,5 0,5 _____________________________________________________________________ *В централизованный фонд премирования работников государственных органов по приватизации. ТАБЛИЦА 5 К ОСНОВНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ПРОГРАММЫ ПРИВАТИЗАЦИИ УТВЕРЖДЕННЫМ УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 декабря 1991 г. N 341 КАТЕГОРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПОСОБОВ ПРИВАТИЗАЦИИ ______________________________________________________________________ Способы приватизации __________________________________________________ Предприятия и Коммерческий Продажа акций после организации Аукцион конкурс преобразования предприятия в акционерное общество ______________________________________________________________________ 1 2 3 4 ______________________________________________________________________ Торговые, общест. Остальные не более 40% Стоимость основ- питания, бытового, предприятия предприятий по ных фондов свыше коммунального решению соответ- 1 млн. рублей обслуживания, роз- ствующего ничная сеть местного Совета "Союзпечать", авто- народных депута- транспорт тов ______________________________________________________________________ Деревообрабатывающей, До 200 чел., занятых по решению Стоимость лесной, полиграфи- комитета по управлению основных ческой, легкой, имуществом фондов свыше пищевой промыш- 1мнл. рублей ленности; Металлообработки, машиностроения; строительства ______________________________________________________________________ Морской и речной Отдельные - - транспорт плавсредства ______________________________________________________________________ Гостиничное - Вместимостью до Вместимостью Хозяйство 100 мест свыше 100 мест ______________________________________________________________________ Предприятия по переработке сель- Стоимость ос- Стоимость скохозяйственной новных фондов основных продукции до 1 млн. рублей фондов свыше Производство - 1 млн. рублей стройматериалов ______________________________________________________________________ Прочие отрасли По решению соответствующего Стоимость комитета по управлению имуществом основных фондов свыше 1 млн. рублей ______________________________________________________________________ ТАБЛИЦА 6 К ОСНОВНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ПРОГРАММЫ ПРИВАТИЗАЦИИ УТВЕРЖДЕННЫМ УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 декабря 1991 г. N 341 ПРОГНОЗНАЯ ОЦЕНКА СООТНОШЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ ПРИВАТИЗАЦИИ ПО ОТРАСЛЯМ В 1992-1994 ГОДАХ ______________________________________________________________________ Способы приватизации N Отрасль _______________________________________________ п/п (группа доля предприятий, приватизируемых объектов) _______________________________________________ путем продажи акций путем продажи на аукционе после их преобразования или по коммерческому в акционерные конкурсу общества ______________________________________________________________________ Легкая 1 и пищевая промышленность до 50 50 ______________________________________________________________________ Строительные 2 организации, 50 50 промышленность стройматериалов, автотранспорт ______________________________________________________________________ Розничная 3 торговля, 10 90 общественное питание, бытовое обслуживание ______________________________________________________________________ Оптовая 4 торговля 90 10 ______________________________________________________________________ Прочие отрасли 5 народного 80 20 хозяйства ______________________________________________________________________ |