О ЗАДАЧАХ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Приказ. Генеральная прокуратура РФ. 11.03.92 7

                                ПРИКАЗ

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

                           11 марта 1992 г.
                                 N 7
     
                                 (Д)


     Принятый 17  января  1992  года  Закон  Российской  Федерации  "О
прокуратуре Российской Федерации" закрепил место прокуратуры в системе
властных  государственных  институтов  и   вместе   с   Постановлением
Верховного  Совета  Российской  Федерации  от  15 ноября 1991 года "Об
образовании  единой  системы  органов  прокуратуры   РСФСР"   завершил
формирование   организационной  и  правовой  основы  ее  деятельности.
Впервые Генеральный прокурор, прокуроры республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, городов и районов, транспортные, военные и
специализированные прокуроры получили  полномочия  от  высшего  органа
законодательной власти России.
     Имея четкую законодательную  основу,  ориентиры  судебно-правовой
реформы,  важно  сосредоточить  усилия на том,  чтобы в новых условиях
каждый прокурор и следователь действовали энергично,  целеустремленно,
вели поиск эффективных форм работы, реально обеспечивали защиту прав и
интересов граждан, общества и государства.
     Главная обязанность  прокуратуры - использовать правовые рычаги в
интересах  осуществления  реформ  в  политической,   экономической   и
социальной   сферах.   Прокурорский   надзор  должен  стать  одним  из
инструментов проводимых преобразований.
     В этом направлении немало сделано. Прошедшая 11 февраля 1992 года
расширенная  коллегия  показала,  что  для  многих  прокуроров   стали
приоритетными    проблемы,   связанные   с   исполнением   российского
законодательства   о   земле,   о   собственности,   предприятиях    и
предпринимательской деятельности,  об охране прав граждан, раскрытии и
расследовании преступлений.
     В то   же   время   процесс  очищения  прокурорского  надзора  от
несвойственных  функций  идет   недостаточно   динамично.   Не   везде
выдерживается  твердая  линия  в  отстаивании  верховенства закона,  в
пресечении местного нормотворчества,  ведомственности  и  монополизма.
Медленно   разворачивается   работа   по   осуществлению   надзора  за
обеспечением  социальной  и  правовой  защиты   граждан   в   условиях
приватизации имущества и либерализации цен.
     Ослаблен надзор  за  исполнением  законов  о   предупреждении   и
пресечении   преступных  проявлений.  Некоторые  прокуроры  не  сумели
сконцентрировать  свои  действия  на  конкретных  надзорных  участках:
неотвратимость    ответственности   лиц,   совершивших   преступления,
оперативное и квалифицированное расследование уголовных дел, участие в
судебном  разбирательстве.  Нет  должной  отдачи  от деятельности ряда
транспортных  прокуроров,  в  серьезных  изменениях  нуждается  работа
военных прокуратур.
     В связи с изложенным приказываю:
     1. Начальникам  управлений  и  отделов  Генеральной  прокуратуры,
прокурорам республик в составе Российской Федерации,  краев, областей,
г.  г.  Москвы  и  Санкт-Петербурга,  автономных областей,  автономных
округов, транспортным, военным и специализированным прокурорам довести
до  всех  прокурорско-следственных работников содержание и цели Закона
"О прокуратуре Российской Федерации".
     Сосредоточить усилия   на   определенных   Законом   направлениях
прокурорской   деятельности,   максимально   использовать    потенциал
прокурорской  системы,  имеющиеся  права  и  полномочия  по устранению
нарушений законности.  Твердо помнить,  что доверие Верховного  Совета
Российской  Федерации,  уважение  граждан России подтверждается только
реальными  делами  по  укреплению  правопорядка,  охране  их  прав   и
интересов.
     2. В  надзорной  работе  отказаться  от   общих   мероприятий   и
несвойственных функций.  Руководствуясь требованиями Закона, проводить
проверки  только  на  основании  поступивших  сообщений  и   имеющихся
сведений   о  нарушениях,  требующих  непосредственного  прокурорского
вмешательства.
     3. Особое внимание уделять законности правовых актов и исполнению
законов местными представительными органами,  органами  исполнительной
власти и местной администрации.  Поддерживая их в осуществлении реформ
правовыми  средствами,  проявлять  твердость  и  последовательность  в
пресечении противоречащих законам действий и решений.
     В течение марта - апреля 1992 года проверить данные и материалы о
совмещении  должностей  руководителями  и  должностными лицами местных
Советов  и  местной   администрации,   получении   вознаграждения   от
предприятий,   находящихся  в  собственности  территорий,  пользовании
бюджетными льготами и т.п.
     4. Установить  надзор за исполнением Указов Президента Российской
Федерации,  изданных  в  пределах  предоставленных  V   (внеочередным)
Съездом  народных депутатов России дополнительных полномочий и имеющих
характер закона.
     О наиболее   серьезных   нарушениях   законности   и  возникающих
проблемах   в   осуществлении   надзора   информировать    Генеральную
прокуратуру.
     5. Обеспечить квалифицированную проверку сигналов и  заявлений  о
нарушениях    законности    политическими,   массовыми   общественными
объединениями и организациями. В случаях совершения ими противоправных
действий,   в   том  числе  разжигания  социальной,  национальной  или
религиозной розни,  создания и использования вооруженных формирований,
воспрепятствования деятельности органов власти и управления,  призывов
к свержению или изменению конституционного строя привлекать виновных к
установленной законом ответственности.
     6. Отработать  четкую  систему  надзора  за  исполнением  законов
органами дознания и предварительного следствия. Оценивать деятельность
прокуроров по тому,  насколько конкретно и своевременно обеспечивается
устранение  нарушений  порядка  разрешения  заявлений  и  сообщений  о
преступлениях,   выполнения   оперативно-розыскных    мероприятий    и
проведения расследования.
     7. Акцентировать  внимание  на  исполнении   законов   в   местах
содержания       задержанных,       предварительного       заключения,
исправительно-трудовых  и  иных  учреждениях,  исполняющих  наказание.
Сделать главными на этом участке законность нахождения лиц в названных
учреждениях,   соблюдение    установленного    уголовно-исполнительным
законодательством порядка и условий их содержания.
     8. При  организации  надзора  за  исполнением  законов   органами
военного  управления,  воинскими  частями  и  учреждениями исходить из
того,  что  военные  прокуроры   составляют   часть   единой   системы
прокурорских органов России.
     Подчинить надзор задачам  обеспечения  охраны  жизни  и  здоровья
военнослужащих,  защите прав и интересов членов их семей,  сохранности
имущества, оружия, боеприпасов и боевой техники.
     Управлению Генеральной  прокуратуры  по  надзору  за  соблюдением
законов в Вооруженных Силах в месячный срок подготовить предложения  о
структуре и организационных основах деятельности военных прокуратур.
     9. Последовательно расширять участие  прокуроров  в  рассмотрении
уголовным  дел  судами.  В  условиях судебно-правовой реформы активное
участие в рассмотрении дела считать основным средством воздействия  на
судебную деятельность, постановление справедливого приговора.
     Управлению Генеральной  прокуратуры  по  надзору  за  законностью
судебных  постановлений  по  уголовным делам совместно с Министерством
юстиции  Российской  Федерации  до  1  апреля  1992  года  подготовить
проведение  эксперимента  в  трех  областях  для  изучения возможности
поддержания прокурорами обвинения по всем уголовным делам, определения
мер, обеспечивающих решение этой задачи, и этапов ее реализации.
     10. Заявления и жалобы,  содержащие сведения о нарушении законов,
разрешать в органах прокуратуры,  когда они неподведомственны суду.  В
то же время проявлять повышенную заботу  о  гражданах,  нуждающихся  в
особой  социальной и правовой охране - несовершеннолетних,  инвалидах,
многодетных   родителях,   лицах,   находящихся   под    опекой    или
попечительством.  В  целях  защиты прав и законных интересов названных
граждан,  а также общества и государства  по  собственному  усмотрению
использовать   предоставленные   полномочия,  в  том  числе  право  на
обращение в суд или арбитраж с соответствующим заявлением.
     Такой же подход распространить на указанные в п.  1 ст.  9 Закона
жалобы на вступившие в законную силу судебные решения.
     11. Прокурорам республик в составе Российской Федерации, реализуя
право законодательной инициативы,  активно влиять  на  законодательный
процесс.  Во  всех  случаях  принятия республиканскими органами власти
нормативных  актов,  противоречащих  Конституции  и  законам   России,
незамедлительно ставить в известность Генеральную прокуратуру.
     12. В полной мере  использовать  единство  прокурорской  системы,
имеющиеся у Генерального прокурора Российской Федерации полномочия для
отстаивания велений Закона, приведения законодательства в соответствие
с потребностями практики, осуществления единой надзорной политики.
     Решительно избавляться от  заорганизованности  и  мелочной  опеки
подчиненных прокуратур,  стремиться к расширению их самостоятельности,
рациональной организации управления и надзора.
     13. Отделам   и  управлениям  Генеральной  прокуратуры  тщательно
анализировать  деятельность   прокуроров   на   местах,   своевременно
подмечать  складывающиеся  в  прокурорском надзоре процессы.  Проявляя
необходимую требовательность,  в каждом случае обеспечивать  поддержку
инициативе, принципиальности, эффективным формам работы.
     До 15   апреля   1992   года   завершить   разработку   приказов,
регулирующих организацию надзора по основным направлениям прокурорской
деятельности.
     14. Управлению   кадров   Генеральной   прокуратуры,  Институтам:
повышения квалификации руководящих кадров (Москва), усовершенствования
следственных работников    (Санкт-Петербург),   региональным   учебным
центрам с учетом положений Закона "О прокуратуре Российской Федерации"
внести     коррективы     в     программы     и    процесс    обучения
прокурорско-следственных работников.
     15. Научно-исследовательскому    институту   проблем   укрепления
законности и  правопорядка  совместно  с  подразделениями  Генеральной
прокуратуры  в  двухмесячный срок подготовить план научно-практических
исследований  и  разработок  по  проблемам,  связанным  с  реализацией
Закона.
     16. Прокурорам республик в составе Российской  Федерации,  краев,
областей,  г.  г.  Москвы  и  Санкт-Петербурга,  автономных  областей,
автономных округов,  военным  и  транспортным  прокурорам  (на  правах
областных)  доложить  о  выполнении  настоящего  Приказа  в записке по
итогам работы за 1992 год.
     Контроль за   исполнением   Приказа   возложить  на  заместителей
Генерального прокурора Российской Федерации.
     Приказ объявить всем прокурорско-следственным работникам.
     
Генеральный прокурор
Российской Федерации -
Государственный советник
юстиции 2 класса                               В.Г. СТЕПАНКОВ