ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАЧИВАЕМЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ. Постановление. Министерство труда и социальных вопросов СССР (Минтруд СССР). 10.09.91 53

           ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАЧИВАЕМЫХ
                          ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

            МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ СССР

                         10 сентября 1991 г.
                                 N 53

                              (ЧТ 92-1)


     1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1.1.    Примерное   положение    об   организации    оплачиваемых
общественных   работ   подготовлено   в    соответствии   с   Основами
законодательства  Союза  ССР  и  республик  о  занятости  населения  и
постановлением Кабинета министров  СССР от 16  июля 1991  г. N 485 "Об
организации оплачиваемых общественных работ".
     1.2.   Под   оплачиваемыми   общественными   работами  понимаются
организуемые государственными органами общедоступные,  как правило, не
требующие  специальной профессиональной  подготовки  виды добровольной
временной  трудовой  деятельности  безработных  и  незанятых  граждан,
трудоустройство которых  затруднено в связи  с недостатком необходимых
рабочих мест или профессиональной неподготовленностью граждан.
     1.3.  В  системе регулирования и организации  занятости населения
общественные работы призваны решать прежде всего следующие задачи:
     предоставление  временной  работы  гражданам,  потерявшим  ее  по
различным причинам, а также не имеющим заработка (трудового дохода);
     обеспечение  оплачиваемой  занятости лиц,  впервые ищущих работу,
граждан     предпенсионного     возраста,     инвалидов,    утративших
профессиональную   и  территориальную  мобильность,   необходимую  для
полноценной трудовой деятельности в условиях образования рынка труда;
     трудовую  реабилитацию  лиц,   имеющих   по   различным  причинам
значительные перерывы  в профессиональной  деятельности (ранее занятые
воспитанием детей,  уходом  за больными и престарелыми  членами семьи,
освобожденные из учреждений,  исполняющих наказание по решению суда, а
также  лица,   неоднократно   увольнявшиеся   за   нарушение  трудовой
дисциплины и др.).
     1.4.  На  основе  настоящего  Примерного  положения в республиках
принимаются  соответствующие  документы  об  организации  общественных
работ,  учитывающие  особенности  социально-экономического  развития и
обстановки  с занятостью  на  определенной территории, предназначенные
для  применения  при организации  и  проведении  таких  работ местными
Советами народных депутатов,  подведомственными им органами по труду и
социальным вопросам,  государственной службой занятости, предприятиями
местного    подчинения,    другими   предприятиями,   учреждениями   и
организациями, расположенными на территории.

     2. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ

     2.1.  Местные Советы  народных  депутатов  по  предложению  и при
участии службы  занятости организуют проведение общественных  работ на
предприятиях,  находящихся в их  собственности,  и по  договорам  - на
других  предприятиях.  При  этом  по решению  местных Советов народных
депутатов  договоры  с предприятиями на  проведение общественных работ
заключают органы службы занятости.
     2.2.  Службой занятости совместно  с региональным координационным
комитетом содействия занятости на  основе анализа и  прогноза спроса и
предложения на рабочую силу разрабатываются меры по сбалансированности
рынка  труда  и  социальной  защите  граждан  от  безработицы   и  при
необходимости подготавливаются предложения по организации общественных
работ,   включаемые   в  специальный  раздел   региональной  программы
занятости населения.  В нем, в частности, предусматривается создание и
развитие дополнительных рабочих мест для обеспечения занятости граждан
различных категорий, нуждающихся в таких работах, предприятий, где они
будут   проводиться,   форм  их  организации,   а  также  говорится  о
необходимых  материальных  средствах   и   др.  Программы,  содержащие
предложения,  касающиеся организации общественных  работ, выносятся на
рассмотрение и утверждение в местные Советы народных депутатов.
     2.3. В целях обеспечения безработных и незанятых граждан рабочими
местами в рамках проведения общественных работ,  в том числе с гибкими
формами    занятости,    рекомендуется    предусматривать    следующие
мероприятия:
     определять по предложениям службы занятости  наличие рабочих мест
на  действующих  предприятиях.  В  случае  необходимости целесообразно
организовать  дополнительные  рабочие места,  используя  в  этих целях
стимулирование   предприятий,   предусмотренное   законодательством  о
занятости населения;
     использовать  на  договорной  основе   вакантные   рабочие  места
(должности),  незанятые  длительное  время  на  предприятиях  региона,
сведения  о которых представляются  службе занятости.  При этом служба
занятости  имеет  преимущественное  право   направления  на  указанные
рабочие места безработных и других  граждан,  ищущих  работу,  а также
лиц, нуждающихся в социальной защите.
     2.4.  Исходя из сложившейся ситуации с трудоустройством граждан в
районе (городе),  местные  Советы  народных  депутатов по предложениям
службы занятости  определяют отрасли народного  хозяйства и конкретные
предприятия  для проведения  общественных работ.  На основе соглашений
предприятия совместно со службой занятости определяют необходимые виды
и объемы общественных работ.
     Приоритетными выступают отрасли, определяющие социальное развитие
территорий    (коммунально-бытовое    обслуживание,   здравоохранение,
социальное обеспечение,  торговля,  общественное  питание,  культура и
другие).
     2.5.   Для   безработных   и   незанятых   граждан  рекомендуется
организовывать  следующие  виды  общественных  работ:  благоустройство
территории города (района);  оказание помощи строительным организациям
по ремонту  и  выполнению  работ  на  объектах  жилья,  больниц, школ,
детских  дошкольных  учреждений,  домов-интернатов  для  престарелых и
инвалидов и других учреждений  социальной сферы;  помощь селу в период
весенне-полевых работ,  сенокоса,  уборки  урожая;  работа  на овощных
базах; заготовка дикорастущих ягод, грибов и трав; лесозаготовительные
и погрузочно-разгрузочные работы; уход за престарелыми  и инвалидами и
т.д. При этом местные органы управления могут расширять перечень видов
работ в зависимости от их потребности.
     Не допускается относить к общественным работам виды деятельности,
которые  связаны  с  необходимостью  ликвидации   последствий  аварий,
стихийных бедствий и других событий аналогичного характера.

     3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОПЛАТА ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ

     3.1.   Подбор  и  направление  граждан   на  общественные  работы
осуществляются  службой  занятости.  Участие  граждан  в  общественных
работах  допускается только  на  основе их добровольного  согласия при
соблюдении    норм    действующего    трудового   законодательства   и
постановления  Кабинета министров  СССР от 16  июля 1991  г. N 485 "Об
организации оплачиваемых  общественных  работ".  При этом предлагаемые
виды  работ,   отрасли  и  предприятия  должны  максимально  учитывать
профессиональные  навыки,  опыт и возраст работника,  а также  режим и
необходимые условия труда.
     3.2.  Служба занятости при направлении граждан на предприятия для
выполнения общественных работ информирует их  об условиях организации,
режима и оплаты труда, возможном материальном стимулировании.
     3.3.   С  гражданами,   поступающими   на   общественные  работы,
предприятиями  заключается трудовой  договор сроком до двух  месяцев с
правом  его продления по  соглашению  сторон.  Преимущественным правом
заключения  договоров  на  общественные  работы  пользуются  граждане,
зарегистрированные в органах службы занятости в  качестве безработных,
а  также  неработающие  граждане  предпенсионного  возраста, инвалиды,
граждане,   стремящиеся   возобновить   трудовую   деятельность  после
длительного  (более  одного  года)  перерыва,  лица,  освобожденные из
учреждений, исполняющих наказание по решению суда.
     Договорные    отношения   по    выполнению   общественных   работ
предприятиями   осуществляются    на    основе   трудового   договора,
действующего на  предприятии.  При проведении  комплекса или отдельных
видов  общественных  работ гражданами,  объединенными  на добровольной
основе в  бригады,  в договоре предусматриваются обязательства сторон,
объемы и сроки выполнения работ, формы организации и оплаты труда.
     Договор  на  выполнение  общественных   работ может заключаться и
непосредственно со службой занятости.
     3.4.  Работникам,  занятым на общественных работах, гарантируется
оплата  труда за  фактически  выполненную работу  исходя  из  ставок и
окладов    (сдельных    расценок),    действующих    на   предприятиях
соответствующих отраслей народного хозяйства,  но не ниже увеличенного
на 15%  размера  пособия  по  безработице  за  фактически отработанное
время, если иное не предусмотрено законодательствами республик.
     Размеры  дополнительных  вознаграждений  гражданам   за  труд  на
общественных работах за счет средств предприятий  могут определяться в
коллективных договорах (соглашениях).
     3.5.  По окончании срока выполнения гражданами общественных работ
согласно договору,  если к этому времени служба занятости не подыскала
гражданам  постоянную  (подходящую)  работу,  служба  занятости  может
предложить таким гражданам  тот  же  вид  общественной  работы, пройти
переквалификацию или получать пособие по безработице начиная с первого
дня после окончания договора на выполнение общественных работ.
     Если гражданина устраивает выполняемая общественная работа, то по
договоренности  с администрацией  предприятия он  может согласиться на
выполнение такой работы,  а  служба занятости засчитывает  ему это как
постоянную (подходящую) работу.
     3.6.   В  случае  предоставления   службой  занятости  гражданину
постоянной (подходящей) работы ранее заключенный договор на выполнение
общественных  работ  подлежит  расторжению  со  дня  подачи работником
заявления об увольнении.
     При  расторжении  трудового  договора  администрация  предприятия
указывает в трудовой книжке период выполнения  работником общественных
работ.
     При выполнении гражданином кратковременных общественных  работ на
нескольких   предприятиях    служба    занятости   может   производить
суммированный учет  рабочего  времени на  основании  справок, выданных
гражданину с мест проведения работ, для последующих записей в трудовой
книжке.
     3.7.   При   организации   общественных   работ   на  предприятия
возлагается ответственность  за соблюдение законодательства  о труде и
занятости,  правил  охраны труда и  техники безопасности, рациональное
использование  труда  работников,  заключивших  трудовые  договора  на
выполнение таких работ.
     Граждане,   направленные  на  общественные  работы,  связанные  с
опасными,  вредными и тяжелыми условиями труда,  подлежат медицинскому
освидетельствованию  в   установленном  действующим  законодательством
порядке.
     3.8. Время участия работников в общественных работах включается в
общий и непрерывный трудовой  стаж.  При этом на  них распространяются
социальные гарантии, включая право на пенсионное обеспечение и выплату
пособия по временной нетрудоспособности.
     3.9.     Работникам,    занятым    на    общественных    работах,
продолжительность  рабочего  времени устанавливается в  соответствии с
действующим  законодательством  о  труде.   Администрации  предприятия
рекомендуется  использовать гибкие формы организации  рабочего времени
дня и  рабочей  недели,  а  также  вводить  сокращенное  рабочее время
общественных  работ   с   оплатой  в  зависимости   от  выработки  или
пропорционально отработанному времени.
     По согласованию с администрацией предприятия указанным работникам
могут включаться  в рабочее  время  (не  более  двух  часов  в неделю)
посещение   службы  занятости   и   самостоятельный  поиск  постоянной
(подходящей) работы.
     3.10.   Органы   службы  занятости   осуществляют  учет  граждан,
направленных на общественные работы и занятых на  них, по утвержденным
формам статистической отчетности.

     4. ПОРЯДОК И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ

     4.1.  Общественные работы финансируются за счет  средств местного
бюджета,  а  в  случае  неблагоприятной  ситуации  с  трудоустройством
граждан  на  территории  служба  занятости по  соглашению сторон может
выделять предприятиям для частичного финансирования общественных работ
дотации за счет средств Государственного фонда содействия занятости.
     Финансирование общественных работ, организуемых местными Советами
народных депутатов по договорам с  предприятиями, может осуществляться
за счет средств этих предприятий.
     4.2.    Размеры    соответствующих    дотаций,    выделяемых   из
Государственного  фонда  содействия  занятости   районным  (городским)
центрам занятости, ежегодно устанавливаются вышестоящим органом службы
занятости в  соответствии  с  законодательством  республики. Указанные
дотации направляются на оплату труда граждан, выполняющих общественные
работы.
     4.3.  Местные Советы  народных  депутатов за  счет  и  в пределах
собственных средств могут вводить для предприятий,  которые организуют
общественные работы  преимущественно для социально  незащищенных групп
населения  (женщин,  имеющих  малолетних  детей,  инвалидов,  лиц,  не
работающих   продолжительное   время,    и   т.   д.),   установленные
законодательством льготы.

     5. КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ

     Инспекция    государственной   службы    занятости   с   участием
соответствующих    профсоюзов    осуществляет    в    соответствии   с
постановлением Министерства  труда и социальных  вопросов  СССР  от 12
августа 1991  г.  N 40  "Об  утверждении  Рекомендаций  об организации
деятельности инспекции  по контролю за  соблюдением законодательства о
занятости   населения"   контроль   за  выполнением   предприятиями  и
гражданами   условий   срочных   трудовых  договоров,   а  также  норм
действующего  законодательства  о  труде  и  занятости  при выполнении
общественных работ.