РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О КРАЕВОМ, ОБЛАСТНОМ СОВЕТЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ И КРАЕВОЙ, ОБЛАСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ РАЗДЕЛ I. Основы организации и деятельности краевого, областного Совета народных депутатов и краевой областной администрации ГЛАВА 1 Общие положения Статья 1. Краевой, областной Совет народных депутатов и краевая, областная администрация 1. Краевой, областной Совет народных депутатов (далее - краевой, областной Совет) является представительным органом государственной власти края, области. 2. Краевая, областная администрация является исполнительным органом государственной власти (органом государственного управления) края, области. 3. Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация обеспечивает осуществление общих для края, области задач социально-экономического развития, исполнение на местах законов Российской Федерации, актов, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, связь между органами государственной власти и управления Российской Федерации и органами местного самоуправления, привлечение населения, общественных объединений к управлению краем, областью. Статья 2. Законодательство Российской Федерации о краевом, областном Совете и краевой, областной администрации Компетенция, порядок организации и деятельности краевого, областного Совета и краевой, областной администрации регулируются Конституцией РСФСР, настоящим Законом и другими законами Российской Федерации. Статья 3. Принципы определения компетенции краевого, областного Совета и краевой, областной администрации 1. Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация наделяются настоящим Законом, другими законами Российской Федерации собственной компетенцией. Компетенция органов государственной власти и управления края, области в руководстве социально-экономическим развитием, управлении собственностью края, области, земельными и другими природными ресурсами устанавливается, исходя из принципа равенства их прав с правами органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации. Органы государственной власти и управления края, области самостоятельно решают все вопросы, отнесенные законами Российской Федерации к их компетенции. 2. Краевой, областной Совет осуществляет полномочия, которые закреплены за ним настоящим Законом, другими законами Российской Федерации. 3. Краевая, областная администрация действует на основании и во исполнение Конституции РСФСР, законов Российской Федерации, актов, принятых Президентом Российской Федерации, а также решений краевого, областного Совета. 4. Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация могут осуществлять полномочия, дополнительно передаваемые им по договорам с органами государственной власти и управления Российской Федерации, органами районного и городского самоуправления, а также вправе передавать часть своих полномочий этим органам на договорной основе. 5. Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация не вправе самостоятельно принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции других органов государственной власти и управления или органов местного самоуправления. 6. Органы государственной власти и управления Российской Федерации не вправе самостоятельно принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные законами Российской Федерации к компетенции краевого, областного Совета и краевой, областной администрации, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации в интересах обеспечения государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты прав и свобод граждан. Статья 4. Устав края, области 1. Край, область имеет свой устав, в котором на основании Конституции РСФСР и законов Российской Федерации закрепляется схема управления краем, областью, конкретизируются структура, функции и полномочия органов Совета и администрации, права и обязанности их руководителей, формы участия граждан в деятельности краевого, областного Совета и краевой, областной администрации. 2. Устав края, области принимается краевым, областным Советом и регистрируется в течение одного месяца Президиумом Верховного Совета Российской Федерации. В регистрации устава края, области может быть отказано в случае его несоответствия законам Российской Федерации. Отказ в регистрации устава края, области может быть обжалован краевым, областным Советом в Конституционный суд РСФСР. Статья 5. Участие органов государственной власти и управления края, области в деятельности высших органов государственной власти и управления Российской Федерации 1. Органам государственной власти обеспечивается участие в деятельности высших органов государственной власти и управления Российской Федерации. 2. Краевой, областной Совет имеет право законодательной инициативы на Съезде народных депутатов Российской Федерации и в Верховном Совете Российской Федерации. 3. Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация вправе вносить на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты актов, принятие которых находится в компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. 4. Предложения краевого, областного Совета и краевой, областной администрации подлежат рассмотрению высшими органами государственной власти и управления Российской Федерации в течение одного месяца. 5. Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация могут привлекаться к участию в формировании и реализации на территории края, области государственных программ. При этом им возмещаются расходы, связанные с реализацией этих программ. Статья 6. Отношения краевого, областного Совета и краевой, областной администрации с органами местного самоуправления 1. Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация содействуют развитию местного самоуправления на территории края, области. Полномочия этих органов в отношениях с районными и городскими органами местного самоуправления определяются настоящим Законом, а также другими законами Российской Федерации. 2. Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к ведению органов местного самоуправления. Статья 7. Отношения краевого, областного Совета и краевой, областной администрации с органами государственной власти и управления других краев, областей, автономной области, автономных округов и республик в составе Российской Федерации Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация вправе вступать в договорные отношения с органами государственной власти и управления других краев, областей, автономной области, автономных округов и республик в составе Российской Федерации в целях объединения материально-финансовых ресурсов для проведения мероприятий, представляющих общий интерес, создания совместных предприятий, хозяйственных организаций, координации деятельности в различных отраслях и сферах управления. Статья 8. Правовое положение национально- территориального образования, находящегося в составе края, области 1. Правовое положение национально-территориального образования, находящегося в составе края, области, определяется Конституцией РСФСР и соответствующими законами о национально-территориальных образованиях. 2. Порядок выхода автономного округа из состава края, области и непосредственного вхождения его в состав Российской Федерации определяется законом Российской Федерации. Статья 9. Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация - юридические лица 1. Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация являются юридическими лицами. 2. Решение о предоставлении прав юридического лица органам краевой, областной администрации принимает краевой, областной Совет. 3. Краевой, областной Совет и глава краевой, областной администрации имеют гербовые печати согласно образцам, утвержденным Президиумом Верховного Совета Российской Федерации. Статья 10. Действие настоящего Закона в городах Москве и Санкт-Петербурге Действие настоящего Закона распространяется на города Москву и Санкт-Петербург. Наряду с полномочиями, установленными настоящим Законом, на городские Советы народных депутатов и городскую администрацию городов Москвы и Санкт-Петербурга распространяются права и обязанности, установленные законами Российской Федерации для городских органов власти и управления. ГЛАВА 2 Экономическая основа деятельности краевого, областного Совета и краевой, областной администрации Статья 11. Формы собственности, составляющие экономическую основу деятельности краевого, областного Совета и краевой, областной администрации 1. Экономическую основу деятельности краевого, областного Совета и краевой, областной администрации составляют собственность края, области, федеральная собственность, имеющаяся в крае, области, иная собственность, служащая экономическому и социальному развитию края, области. 2. По отношению к объектам федеральной собственности краевой, областной Совет и краевая, областная администрация осуществляют контроль за эффективным размещением производственных и социальных объектов, рациональным использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды, а также в области социальной защиты населения. 3. Порядок управления собственностью края, области, а также объектами федеральной собственности, переданными в хозяйственное ведение и распоряжение края, области, регулируется настоящим Законом, иными законами Российской Федерации, решениями краевого, областного Совета. 4. Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация не вправе препятствовать самостоятельному осуществлению полномочий органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью. 5. Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация не вправе вводить не предусмотренные законодательством Российской Федерации ограничения для предприятий различных форм собственности, находящихся на территории края, области, которые бы препятствовали свободе предпринимательства и хозяйственной деятельности, ввозу и вывозу товаров за пределы соответствующей территории. Статья 12. Собственность края, области 1. Собственность края, области является формой государственной собственности в Российской Федерации. Краевому, областному Совету принадлежат все правомочия собственника на объекты, переданные ему в результате разграничения государственной собственности или приобретенные им в соответствии с законами Российской Федерации. 2. В собственности края, области находятся имущество краевого, областного Совета и краевой, областной администрации, средства краевого, областного бюджета края, области (далее - краевой, областной бюджет) и краевых, областных внебюджетных и валютных фондов. 3. В собственности края, области могут находиться земельные участки, горные отводы, природные объекты (водоемы, леса и другое), объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, имеющие краевое, областное значение, предприятия и объединения, учреждения народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, науки и культуры, другие учреждения, созданные или приобретенные за счет средств края, области, в том числе на долевых началах, или переданные краевому, областному Совету от других органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, ценные бумаги и финансовые активы. 4. Разграничение государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность и собственность края, области устанавливается Верховным Советом Российской Федерации. Статья 13. Управление и распоряжение объектами собственности края, области 1. Краевая, областная администрация осуществляет управление и распоряжение объектами собственности края, области в пределах, установленных настоящим Законом, другими законами Российской Федерации, а также решениями краевого, областного Совета, принятыми в пределах его компетенции. 2. Краевая, областная администрация вправе отчуждать, а также передавать объекты, находящиеся в собственности края, области, во временное или постоянное владение и пользование, сдавать их в аренду в порядке в пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации и решениями краевого, областного Совета. 3. Имущество, являющееся собственностью края, области, может быть закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения с установлением пределов такого ведения органом, осуществляющим правомочия собственника имущества. 4. Имущество, являющееся собственностью края, области и закрепленное собственником за учреждением, состоящим на краевом, областном бюджете, находится в оперативном управлении этого учреждения. 5. Перечень объектов собственности края, области, распоряжение которыми осуществляется краевой, областной администрацией, устанавливается краевым, областным Советом. 6. Краевой, областной Совет вправе: получать в соответствии с законодательством Российской Федерации полную компенсацию за причиненный ущерб в случае изъятия объектов собственности края, области и передачи их в федеральную собственность; передавать право распоряжения отдельными объектами собственности края, области другим органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления, предприятиям и организациям; вносить в органы государственной власти и управления Российской Федерации представления о передаче или продаже в собственность края, области предприятий, их структурных подразделений, а также иного имущества, находящегося в федеральной собственности. Статья 14. Участие органов государственной власти и управления края, области во внешнеэкономических связях 1. Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация могут осуществлять внешнеэкономические связи в установленном законодательством Российской Федерации порядке. 2. Краевая, областная администрация на основании решений краевого, областного Совета вправе заключать договоры с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции за счет средств краевых, областных валютных фондов и на иной основе. 3. Комитет по управлению имуществом и фонд имущества края, области вправе в соответствии с законами Российской Федерации учреждать в процессе приватизации акционерные общества и товарищества с участием иностранного капитала. 4. Краевая, областная администрация вправе организовывать приграничную и прибрежную торговлю. 5. В случае создания на территории края, области свободной экономической зоны краевой, областной Совет и краевая, областная администрация участвуют в управлении свободной экономической зоной в соответствии с законодательством Российской Федерации. ГЛАВА 3 Финансовая основа деятельности краевого, областного Совета и краевой, областной администрации Статья 15. Финансовые ресурсы края, области Финансовые ресурсы края, области составляют средства краевого, областного бюджета и краевых, областных внебюджетных и валютных фондов, кредитные ресурсы, а также ассигнования из республиканского бюджета Российской Федерации. Финансовые ресурсы края, области могут на договорной основе объединяться с финансовыми ресурсами других краев и областей, а также предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан для финансирования совместных, в том числе межтерриториальных программ социально-экономического развития. Статья 16. Бюджетные права краевого, областного Совета и краевой, областной администрации 1. Краевой, областной Совет самостоятельно утверждает краевой, областной бюджет и отчет о его исполнении, а также самостоятельно планирует и осуществляет предусмотренные соответствующей статьей бюджета расходы на свое содержание. 2. Разработка проекта краевого, областного бюджета, его исполнение, за исключением расходов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются краевой, областной администрацией. Проект бюджета представляется краевой, областной администрацией с раскрытием статей по объектам и направлениям расходов и доходов. 3. Финансирование органов краевой, областной администрации осуществляется в размерах, предусмотренных краевым, областным бюджетом. 4. Вмешательство любых органов и организаций в процесс разработки, утверждения и исполнения краевого, областного бюджета не допускается, если иное не предусмотрено законами Российской Федерации. Статья 17. Доходы краевого областного бюджета 1. В доходы краевого, областного бюджета полностью зачисляются: а) налоги и сборы в соответствии с законами Российской Федерации; б) дивиденды от совместных предприятий в соответствии с долей края, области в собственности этих предприятий; в) поступления от сдачи в аренду или продажи имущества, находящегося в собственности края, области, а также объектов федеральной собственности, переданных в хозяйственное ведение и распоряжение края, области; г) выявленные проверками скрытые или заниженные доходы предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности края, области; д) иные поступления в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2. Для сбалансирования краевого, областного бюджета из республиканского бюджета Российской Федерации могут предоставляться дотации, субсидии и субвенции. 3. В случае принятия органами государственной власти и управления Российской Федерации решений, повлекших увеличение расходов или уменьшение доходов краевого, областного бюджета, недостающие бюджетные средства компенсируются за счет республиканского бюджета Российской Федерации. Расходы краевого, областного бюджета на реализацию государственных программ возмещаются из республиканского бюджета Российской Федерации полностью или частично в зависимости от условий участия края, области в этих программах. 4. Доходы краевого, областного бюджета, полученные дополнительно в ходе его исполнения, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходной части бюджета или экономии в расходах, изъятию не подлежат и используются краевой, областной администрацией в соответствии с решениями краевого, областного Совета. Статья 18. Расходы краевого, областного бюджета 1. Расходы краевого, областного бюджета осуществляются за счет их доходов, а также дотаций, субсидий и субвенций, полученных из республиканского бюджета Российской Федерации. 2. Краевой, областной Совет самостоятельно определяет направления расходования средств краевого, областного бюджета. Статья 19. Регулирование бюджетов местного самоуправления Краевой, областной Совет содействует сбалансированности районных и городских бюджетов районов и городов путем использования регулирующих налогов, предоставления дотаций и субвенций этим бюджетам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 20. Краевые, областные внебюджетные фонды 1. Краевой, областной Совет образует краевые, областные внебюджетные фонды, в которые включаются: а) доходы, полученные от организуемых и финансируемых краевым, областным Советом и краевой, областной администрацией мероприятий; б) добровольные взносы и пожертвования граждан, предприятий, учреждений, организаций; в) штрафы за загрязнение окружающей среды и другие нарушения природоохранительного законодательства, санитарных норм и правил на территории края, области, а также платежи, компенсирующие причиненный ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются на проведение природоохранных и оздоровительных мероприятий; г) штрафы за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, находящихся в ведении края, области, другие нарушения соответствующего законодательства, а также платежи, компенсирующие причиненный ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются на проведение мероприятий по восстановлению поддержанию объектов историко-культурного наследия; д) штрафы за нарушение решений краевого, областного Совета; е) иные внебюджетные средства. 2. Краевой, областной Совет вправе через фонд имущества края, области вкладывать свободные средства краевых, областных внебюджетных фондов в акции и паи акционерных обществ и товариществ. 3. Средства краевых, областных внебюджетных фондов находятся на специальных счетах в банковских учреждениях, изъятию не подлежат и расходуются краевой, областной администрацией в соответствии с решениями краевого, областного Совета. Статья 21. Краевые, областные валютные фонды 1. Краевой, областной Совет вправе формировать краевой, областной валютный фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Краевая, областная администрация может использовать средства краевого, областного валютного фонда в соответствии с решениями Совета. Статья 22. Участие краевого, областного Совета и краевой, областной администрации в кредитных отношениях 1. Краевой, областной Совет вправе: а) выпускать краевые, областные займы для развития социальной и производственной инфраструктуры; б) создавать целевые краевые, областные фонды и передавать их любому банку в качестве ресурсов кредитования целевых программ и мероприятий для решения территориальных задач, в том числе на льготной основе. 2. Краевая, областная администрация в порядке, установленном краевым, областным Советом, вправе пользоваться кредитами на хозяйственные и социальные цели. РАЗДЕЛ II. Структура и организационные основы деятельности краевого, областного Совета и краевой, областной администрации ГЛАВА 4 Краевой, областной Совет народных депутатов Статья 23. Избрание краевого, областного Совета 1. Краевой, областной Совет состоит из народных депутатов, избираемых населением края, области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Численный состав краевого, областного Совета устанавливается самим Советом в пределах, определенных законами Российской Федерации. Статья 24. Сессии краевого, областного Совета 1. Основной формой работы краевого, областного Совета является сессия, на которой решаются вопросы, отнесенные к ведению Совета законами Российской Федерации. 2. Очередные сессии краевого, областного Совета проводятся не реже одного раза в полугодие. Внеочередные сессии краевого, областного Совета созываются по инициативе не менее одной трети от числа депутатов, установленного для данного Совета, а также председателя Совета или главы краевой, областной администрации не позднее чем в течение двух недель. 3. Сессия Совета правомочна, если на ней присутствуют не менее двух третей от числа депутатов, установленного для данного Совета. 4. Порядок созыва и проведения сессии краевого, областного Совета определяется регламентом Совета. Статья 25. Гласность в работе сессии краевого, областного Совета 1. Сессия Совета проводится гласно и носит открытый характер. Совет вправе принять решение о проведении закрытого заседания. 2. Глава краевой, областной администрации и представители органов прокуратуры вправе присутствовать на открытых и закрытых заседаниях Совета и его органов. 3. Порядок участия в работе сессии депутатов иных Советов определяется законами Российской Федерации о статусе народных депутатов. 4. На сессии имеют право присутствовать представители средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных объединений, граждане. Порядок посещения сессии устанавливается регламентом Совета. 5. Председательствующие на сессии может предоставить слово для выступления или справки присутствующим на сессии лицам в порядке, предусмотренном регламентом Совета. 6. Население извещается о работе сессии и принятых Советом решениях местными средствами массовой информации в течение семи дней. Статья 26. Протокол заседаний сессии краевого, областного Совета Протокол заседаний сессии краевого, областного Совета составляется на основе стенограммы заседаний и подписывается председателем Совета и избираемым из числа депутатов Совета секретарем (руководителем секретариата) сессии. Статья 27. Решения краевого, областного Совета 1. По вопросам, вносимым на сессию, краевой, областной Совет принимает решения открытым, в том числе поименным, или тайным голосованием. Решения краевого, областного Совета не должны противоречить Конституции РСФСР и законам Российской Федерации. 2. Решения о принятии устава края, области, об утверждении краевого, областного бюджета, планов и программ развития края, области и отчетов об их исполнении, утверждении схемы управления краем, областью и регламента Совета, об установлении краевых, областных налогов, сборов и пошлин, тарифов на оплату услуг предприятий и организаций, находящихся в собственности края, области, порядка использования земли и других природных ресурсов и объектов, охраны природы и культурного наследия, о приватизации имущества края, области, установлении административной ответственности граждан и должностных лиц, а также решения об избрании и освобождении от должности председателя Совета и его заместителей, председателей постоянных комиссий и других органов Совета, об образовании органов Совета, о даче согласия на привлечение депутатов к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, увольнение с работы по инициативе администрации либо перевод, перемещение на другую работу без согласия депутата об утверждении должностных лиц краевой, областной администрации, об отклонении протеста главы краевой, областной администрации, прокурора края, области на решение совета считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа депутатов, избранных в данный Совет. 3. Решение краевого, областного Совета о выражении недоверия главе краевой, областной администрации считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от числа депутатов, избранных в данный Совет. 4. По другим вопросам, не указанным в пунктах 2, 3 настоящей статьи, Совет принимает решения большинством голосов от числа присутствующих на сессии депутатов Совета. 5. Порядок принятия решений Совета об утверждении повестки дня сессии и по процедурным вопросам устанавливается регламентом Совета. 6. Решения краевого, областного Совета доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления решения в силу. Статья 28. Регламент краевого, областного Совета Порядок подготовки внесения и рассмотрения вопросов на сессии Совета, порядок образования и избрания органов совета, заслушивания отчетов об их работе и о деятельности органов и должностных лиц краевой, областной администрации, рассмотрения депутатских запросов, проектов решений Совета, голосования, другие вопросы организации работы Совета и его органов, а также ответственность депутатов за систематическое неучастие в работе сессий Совета и его органов без уважительных причин определяются регламентом Совета. Статья 29. Обязательность явки должностных лиц на заседания сессии краевого, областного Совета и его органов По требованию краевого, областного Совета или его председателя руководители или иные должностные лица краевой, областной администрации, а также предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории края, области, обязаны являться на заседания сессии Совета и его органов для ответов на запросы народных депутатов и предоставления информации по вопросам, относящимся к компетенции Совета. Неявка указанных лиц без уважительных причин или непредоставление запрашиваемой информации влечет за собой ответственность, установленную настоящим Законом. Статья 30. Председатель краевого, областного Совета 1. Работу краевого, областного Совета организует его председатель. 2. Председатель Совета избирается Советом на сессии из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий Совета и исполняет свои обязанности до избрания председателя Совета нового созыва. 3. Председатель Совета подотчетен Совету и может быть отозван путем тайного голосования на сессии. Порядок внесения предложений избрании, отставке или освобождении председателя Совета от должности определяется регламентом Совета. 4. Добровольное сложение председателем Совета своих полномочий удовлетворяется на основании его письменного заявления. В случае непринятия Советом отставки председатель Совета вправе сложить свои полномочия по истечении двух месяцев после подачи заявления. 5. Председатель краевого, областного Совета: а) представляет Совет в отношениях с населением, трудовыми коллективами, органами местного самоуправления, органами государственной власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями; б) созывает сессии Совета, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения, а также проект повестки дня; в) осуществляет руководство подготовкой сессии Совета и вопросов, вносимых на рассмотрение Совета; г) ведет заседания Совета, ведает внутренним распорядком в соответствии с регламентом Совета; д) подписывает решения Совета, протоколы сессий (совместно с секретарем сессии), другие документы Совета; е) руководит работой аппарата Совета; назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений аппарата Совета; ж) пользуется правом найма и увольнения специалистов вспомогательного и технического персонала аппарата Совета; з) налагает в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде дисциплинарные взыскания на работников аппарата Совета; и) оказывает содействие депутатам Совета в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией, рассматривает вопросы, связанные с освобождением депутатов от выполнения ими служебных или производственных обязанностей для работы в Совете, его органах и в избирательных округах; к) координирует деятельность постоянных комиссий Совета, депутатских групп; л) дает поручения постоянным комиссиям Совета во исполнение решений Совета; м) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Совета; н) обеспечивает в соответствии с решениями Совета организацию краевых, областных референдумов, обсуждение гражданами проектов важнейших решений Совета, а также вопросов краевого, областного и государственного значения, организует в Совете прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб; о) рассматривает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы организации выборов и досрочного прекращения полномочий депутатов; п) открывает и закрывает расчетные и текущие счета Совета в банках и является распорядителем по этим счетам; р) является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным краевым, областным бюджетом на подготовку и проведение сессий, работу постоянных комиссий и депутатов Совета, содержание аппарата Совета, и по другим расходам, связанным с деятельностью Совета; с) от имени Совета подписывает исковые заявления, направляемые в суд или арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; т) решает иные вопросы, которые могут быть ему поручены Советом или возложены на него законодательством Российской Федерации. 6. По вопросам своей компетенции председатель Совета издает распоряжения. Статья 31. Заместитель председателя краевого, областного Совета 1. Заместитель председателя краевого, областного Совета выполняет функции в соответствии с распределением обязанностей, установленным регламентом Совета, и поручения председателя Совета, а в случае отсутствия председателя или невозможности выполнения им своих обязанностей выполняет функции выполняет функции председателя Совета. 2. Заместитель председателя краевого, областного Совета избирается тайным голосованием на сессии Совета по представлению председателя Совета из числа депутатов на срок полномочий Совета. По решению Совета может быть избрано несколько заместителей председателя. Статья 32. Постоянные комиссии краевого, областного Совета 1. Совет избирает из числа депутатов на срок своих полномочий постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета, для содействия проведению в жизнь его решений и законодательства Российской Федерации, осуществления в пределах компетенции Совета контроля деятельности краевой, областной администрации, а также контроля за работой предприятий, учреждений и организаций. 2. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы постоянных комиссий определяются Советом в принимаемом им положении о постоянных комиссиях. Статья 33. Депутатские объединения В Совете могут создаваться постоянные и временные депутатские группы, клубы и иные добровольные депутатские объединения. Порядок образования, полномочия и процедура регистрации депутатских объединений определяются регламентом Совета. Статья 34. Аппарат краевого, областного Совета Для организационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности краевого, областного Совета, оказания помощи постоянным комиссиям и депутатам Совет вправе образовывать свой аппарат. ГЛАВА 5 Краевая, областная администрация Статья 35. Краевая, областная администрация 1. Краевая, областная администрация состоит из главы администрации и подчиненных ему управленческих структур. 2. Краевая, областная администрация подотчетна соответствующему краевому, областному Совету и вышестоящим органам исполнительной власти в пределах их компетенции. 3. Структура краевой, областной администрации утверждается краевым, областным Советом. Статья 36. Глава краевой, областной администрации 1. Глава краевой, областной администрации руководит деятельностью краевой, областной администрации на принципах единоначалия и несет ответственность за надлежащее осуществление ее полномочий. 2. Глава администрации избирается население края, области на пять лет путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании. Порядок проведения выборов главы краевой, областной администрации определяется законом Российской Федерации. Статья 37. Заместители главы краевой, областной администрации 1. Заместители главы краевой, областной администрации выполняют функции в соответствии с распределением обязанностей, установленных главой администрации, выполняют его поручения. В случае отсутствия главы краевой, областной администрации или невозможности выполнения им своих обязанностей его полномочия осуществляет первый заместитель. 2. Число заместителей главы краевой, областной администрации устанавливаются в соответствии со схемой управления краем, областью. 3. Заместители главы краевой, областной администрации назначаются главой администрации самостоятельно, за исключением первого заместителя, который назначается главой администрации с согласия краевого, областного Совета. Статья 38. Органы краевой, областной администрации В составе краевой, областной администрации в соответствии со схемой управления краем, областью и на основании постановлений главы краевой, областной администрации создаются комитеты, управления, отделы и другие структурные подразделения, непосредственно подчиненные главе администрации. 2. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы комитетов, управлений, отделов и других структурных подразделений администрации определяются уставом края, области, статьями 49 - 57 настоящего Закона, а также положениями об этих органах. 3. Органы краевой, областной администрации финансируются из краевого, областного бюджета. Статья 39. Руководители и другие должностные лица органов краевой, областной администрации 1. Руководители краевых, областных органов управления финансами и социальной защиты населения назначаются и освобождаются от должности главой краевой, областной администрации с последующим утверждение краевым, областным Советом. Руководители краевого, областного органа внутренних дел, комитета по управлению имуществом края, области назначаются и освобождаются от должности соответственно министром внутренних дел Российской Федерации, председателем Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом по согласованию с главой краевой, областной администрации и с последующим утверждением краевым, областным Советом. При этом освобождении от должности указанных руководителей органов краевой, областной администрации или прекращении их трудовых отношений по иным причинам глава администрации или соответственно министр Российской Федерации, председатель государственного комитета Российской Федерации представляют на утверждение Совета в течение двух недель кандидатуры вновь назначенных руководителей. 2. Другие должностные лица органов краевой, областной администрации назначаются и освобождаются от должности главой администрации самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Статья 40. Акты краевой, областной администрации 1. Актами краевой, областной администрации являются постановления, распоряжения и приказы. 2. Глава краевой, областной администрации по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает постановления и издает распоряжения. 3. Руководители органов краевой, областной администрации издают приказы в пределах своей компетенции. 4. Акты краевой, областной администрации вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено в самом акте. 5. Акты краевой, областной администрации не могут устанавливать для граждан обязанности, не предусмотренные Конституцией РСФСР и законами Российской Федерации. Акты краевой, областной администрации, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории края, области предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. 6. Акты краевой, областной администрации в обязательном порядке направляются в Совет в день их подписания. Статья 41. Социальные гарантии для руководителей краевого, областного Совета и краевой, областной администрации, должностных лиц Совета и органов администрации 1. Должностные оклады председателю краевого, областного Совета и его заместителям, другим должностным лицам Совета и его аппарата, главе краевой, областной администрации устанавливаются Советом в соответствии со схемой должностных окладов, утверждаемой Президиумом Верховного Совета Российской Федерации. Должностные оклады заместителям главы краевой, областной администрации и другим должностным лицам администрации устанавливаются главой администрации в соответствии со схемой должностных окладов, утверждаемой Президиумом Верховного Совета Российской Федерации. 2. Должностные лица краевого, областного Совета и его администрации после освобождения их от должности продолжают получать назначенную им заработную плату до устройства на новое место работы в течение одного года в следующих случаях: а) неизбрания или неназначения на должность после окончания срока полномочий; б) упразднения должностей в связи с изменением административно-территориального деления, структуры аппарата Совета, реорганизацией администрации; в) удовлетворения заявления о добровольной отставке должностных лиц краевого, областного Совета или краевой, областной администрации, если они проработали в этой должности не менее одного года. 3. В случае, если на новом месте работы указанные должностные лица получают заработную плату ниже размеров прежней, то производится доплата до уровня прежней заработной платы, но не более одного календарного года со дня ухода с должности. Оплата производится из краевого, областного бюджета. Статья 42. Выражение недоверия краевой, областной администрации 1. Группа депутатов краевого, областного Совета, насчитывающая не менее одной трети от числа депутатов, установленного для данного Совета, постоянная комиссия Совета вправе внести в Совет мотивированное предложение о выражении недоверия главе краевой, областной администрации его заместителям, руководителям органов краевой, областной администрации. 2. Решение краевого, областного Совета о недоверии главе краевой, областной администрации в связи с допущенными им нарушениями Конституции РСФСР и законов Российской Федерации доводится до сведения Президента Российской Федерации отстранить главу администрации от исполнения обязанностей. 3. При вынесении краевым, областным Советом решения о недоверии главе краевой, областной администрации по иным мотивам Совет в течение пяти дней информирует об этом Президента Российской Федерации и вправе назначить в течение одного месяца со дня принятия решения дату голосования об отзыве главы администрации. Отзыв главы администрации производится в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации. 4. Решение Совета о недоверии должностным лицам краевой, областной администрации, которые утверждались данным Советом, влечет их обязательное освобождение от должности в течение недель. Статья 43. Право опротестования решения краевого, областного Совета главой краевой, областной администрации 1. Глава краевой, областной администрации вправе опротестовать решение краевого, областного Совета, адресованное администрации, если оно противоречит действующему законодательству Российской Федерации или решениям данного Совета либо недостаточно обеспечено финансовыми ресурсами. Не может быть опротестовано решение краевого, областного Совета об отмене акта краевой, областной администрации и о выражении недоверия главе администрации. 2. Проект с необходимым обоснованием вносится в письменной форме в Совет не позднее десяти дней со дня принятия решения краевым, областным Советом. 3. Действие опротестованного решения краевого, областного Совета приостанавливается с момента вручения протеста председателю Совета или его заместителю главой краевой, областной администрации. 4. Краевой, областной Совет отклоняет протест главы краевой, областной администрации, если за опротестованное решение проголосует не менее половины от числа депутатов, избранных в Совет. В этом случае решение Совета вступает в силу в срок, указанный Советом, и не может быть опротестовано главой администрации повторно. Если решение Совета опротестовано по мотивам его противоречия действующему законодательству Российской Федерации, глава администрации, после отклонения его протеста Советом, вправе обжаловать решение в краевой, областной суд. 5. Если в течение одного месяца протест главы краевой, областной администрации не будет отклонен, опротестованное решение краевого, областного Совета считается отмененным. РАЗДЕЛ III. Компетенция краевого, областного Совета и краевой, областной администрации ГЛАВА 6 Полномочия краевого, областного Совета Статья 44. Полномочия по организационным вопросам и контролю деятельности краевой, областной администрации К ведению краевого, областного Совета относится: 1) избрание и освобождение от должности председателя Совета и его заместителей; 2) образование, избрание и упразднение постоянных и временных комиссий, иных органов Совета, изменение их состава, заслушивание отчетов об их работе; 3) утверждение регламента Совета, положения о постоянных комиссиях Совета, внесение в них изменений и дополнений; 4) досрочное прекращение полномочий депутатов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 5) дача согласия в случаях, установленных законом, на привлечение депутатов к дисциплинарной, административной ответственности, увольнение с работы по инициативе администрации либо перевод, перемещение на другую работу без согласия депутата; 6) осуществление законодательной инициативы на Съезде народных депутатов Российской Федерации и в Верховном Совете Российской Федерации, а также внесение на рассмотрение Президента Российской Федерации проектов актов, принятие которых находится в компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; 7) утверждение по представлению главы краевой, областной администрации схемы управления краем, областью, структуры органов краевой, областной администрации и положений о них, внесение в них изменений; 8) дача согласия на назначение первого заместителя главы краевой, областной администрации; 9) утверждение руководителей краевых, областных органов управления финансами, имуществом края, области, органов внутренних дел и социальной защиты населения; 10) заслушивание отчетов главы краевой, областной администрации, руководителей комитетов, управлений, отделов и других структурных подразделений администрации; 11) рассмотрение запросов депутатов Совета и принятие по ним решений; 12) принятие решения о выражении недоверия главе краевой, областной администрации и его заместителям, руководителям органов краевой, областной администрации; 13) принятие решений о досрочном прекращении полномочий главы краевой, областной администрации в случаях, предусмотренных статьей 68 настоящего Закона; 14) принятие решений по протестам главы краевой, областной администрации, прокурора края, области на решения краевого, областного Совета; 15) отмена не соответствующих законодательству Российской Федерации и решениям Совета актов председателя краевого, областного Совета, органов Совета; 16) отмена актов краевой, областной администрации в случаях, предусмотренных настоящим Законом; приостановление действия актов министерств и ведомств Российской Федерации, противоречащих законодательству Российской Федерации; 17) утверждение структуры, штатов и фонда оплаты труда аппарата Совета; 18) утверждение общей суммы расходов Совета на проведение сессий, заседаний постоянных комиссий, слушаний и других организационных мероприятий, расходов на деятельность депутатов Совета, установление условий оплаты их труда; 19) принятие решений об обращении в Конституционный суд РСФСР, а также в другие суды с исками к органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям; 20) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации других полномочий по организационным вопросам и контролю деятельности краевой, областной администрации. Статья 45. Полномочия по социально-экономическому развитию края, области К ведению краевого, областного Совета относится: 1) утверждение планов и программ социально-экономического развития края, области, изменений и дополнений, вносимых в них, отчетов об их исполнении; 2) утверждение краевого, областного бюджета, изменений и дополнений, вносимых в него, и отчета о его исполнении; 3) образование краевых, областных внебюджетных и валютных фондов, определение их целевого назначения, утверждение отчетов об их использовании; 4) установление в соответствии с законодательством Российской Федерации краевых, областных налогов, сборов, пошлин и тарифов на оплату услуг предприятий и организаций, находящихся в собственности края, области и порядка их взимания; 5) утверждение ставок платежей в краевой, областной бюджет предприятий и организаций, находящихся в собственности края, области; установление льгот и преимуществ, в том числе налоговых, по платежам в краевой, областной бюджет; 6) принятие решений о выпуске, условиях и размещении займов, облигаций и лотерей; 7) утверждение договоров о хозяйственном и ином сотрудничестве с республиками в составе Российской Федерации и соглашений об участии края, области в ассоциациях; 8) принятие решений по вопросам образования и деятельности фонда имущества края, области, краевой, областной контрольно-счетной палаты, природоохранительной инспекции и органов охраны культурного наследия, утверждение положений об этих органах; 9) установление в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка управления и распоряжения собственностью края, области, а также объектами федеральной собственности, переданными в хозяйственное ведение и распоряжение края, области; 10) установление на основании соответствующих проектных разработок границ территорий с особым правовым режимом использования земель по согласованию с соответствующим местным Советом; 11) утверждение краевых, областных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями; 12) установление порядка предоставления земельных участков под объекты, имеющие федеральное и межрегиональное значение, для строительства и расширения предприятий, находящихся в собственности края, области, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и животноводства жителями городов (кроме городов районного подчинения); 13) установление предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) или временное пользование, передаваемых в собственность или сдаваемых в аренду; 14) утверждение перечня социально значимых для края, области объектов, не подлежащих отчуждению; установление максимальных размеров стоимости отчуждаемого имущества края, области, а также максимальных размеров иных сделок, заключаемых краевой, областной администрацией без согласия краевого, областного Совета; 15) объявление находящихся на территории края, области природных и иных объектов, имеющих историческую, экологическую, культурную и научную ценность, охраняемыми памятниками истории, природы и культуры; установление в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка охраны и использования объектов природного и культурного наследия на территории края, области; 16) решение вопросов административно-территориального устройства края, области в соответствии с законодательством Российской Федерации; 17) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации иных полномочий по социально-экономическому развитию края, области; Статья 46. Полномочия по обеспечению прав и законных интересов местного самоуправления и граждан К ведению краевого, областного Совета относится: 1) принятие решений о предоставлении дотаций, субвенций районным и городским бюджетам районов и городов (кроме городов районного подчинения), а также займов из средств краевого, областного бюджета другим организациям; 2) принятие решений о передаче отдельных полномочий Совета, имущественных объектов и финансовых ресурсов в ведение районных, городских органов местного самоуправления;, 3) избрание народных судей районных, городских судов края, области; 4) принятие решений, устанавливающих административную ответственность граждан и должностных лиц за неисполнение решений Совета по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, использования природных ресурсов и охраны природы, застройки и благоустройства территории населенных пунктов, пожарной и дорожной безопасности и иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации; 5) назначение краевого, областного референдума в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 6) отмена противоречащих законодательству Российской Федерации решений районных и городских Советов народных депутатов; 7) учреждение средств массовой информации краевого, областного Совета; 8) принятие решений о распределении между районами и городами средств, выделенных для финансирования государственных программ и мероприятий; 9) образование согласительных комиссий для разрешения споров, возникающих между Советами народных депутатов; 10) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов местного самоуправления и граждан. Статья 47. Осуществление полномочий краевого, областного Совета 1. Краевой, областной Совет осуществляет полномочия, указанные в статьях 44, 45 и 46 настоящего Закона, на сессиях Совета. 2. Полномочия краевого, областного Совета, указанные в пунктах 17 (кроме утверждения штатов и фонда оплаты труда аппарата Совета) и 19 (за исключением обращений в Конституционный суд РСФСР) статьи 44 настоящего Закона, в случае необходимости могут осуществляться по поручению Совета его председателем. 3) Полномочия краевого, областного Совета, указанные в пунктах: 1 (в части, относящейся к программам), 6 (в части, относящейся к лотереям), 7 (в части, относящейся к договорам с министерствами и ведомствами Российской Федерации) статьи 45 и пункте 2 (в части, относящейся к передаче имущественных объектов и финансовых ресурсов) статьи 46 настоящего Закона, в случае необходимости могут осуществляться по поручению Совета главой краевой, областное администрации. 4. В решении краевого, областного Совета о поручении председателю Совета или главе краевой, областной администрации осуществлять полномочия, предусмотренные соответственно в пунктах 2, 3 настоящей статьи, должно быть указано, является ли такое поручение разовым или осуществление полномочий поручается на определенный срок. ГЛАВА 7 Полномочия краевой, областной администрации Статья 48. Полномочия главы краевой, областной администрации 1. Глава краевой, областной администрации: а) представляет на утверждение краевого, областного Совета проекты планов и программ социально-экономического развития края, области, краевого, областного бюджета и отчеты об их исполнении, проекты схемы управления краем, областью и структуры органов краевой, областной администрации и положений о них; вправе вносить на рассмотрение краевого, областного Совета проекты решений Совета по другим вопросам; б) принимает постановления о создании комитетов, управлений, отделов и других структурных подразделений краевой, областной администрации в соответствии со схемой управления краем, областью; устанавливает штаты органов краевой, областной администрации в пределах утвержденных Советом расходов на содержание краевой, краевой, областной администрации; назначает руководителей органов краевой, областной администрации, за исключением руководителей краевого, областного органа внутренних дел, комитета по управлению имуществом края, области; применяет меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначаемым им должностным лицам; утверждает состав коллегий при руководителях органов краевой, областной администрации. Введение главой администрации новых структурных подразделений, требующих дополнительных бюджетных расходов на содержание администрации, производится с согласия краевого, областного Совета; в) вносит в краевой, областной Совет представления об утверждении назначения и освобождения от должности руководителей органов управления финансами и социальной защиты населения; г) назначает в соответствии с законодательством Российской Федерации, решениями краевого, областного Совета, уставами предприятий, учреждений и организаций руководителей предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности края, области; д) отменяет акты местной администрации на территории края, области, если они противоречат Конституции РСФСР и законам Российской Федерации, актам, принимаемым Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, а также решениям краевого, областного совета и актам краевой, областной администрации, принятым в пределах их компетенции; е) вправе опротестовывать решения краевого, областного Совета; ж) может участвовать в работе краевого, областного Совета с правом совещательного голоса; з) осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении краевого, областного бюджета, за исключением расходов, предусмотренных на содержание краевого, областного Совета; и) представляет край, область в отношениях с республиками в составе Российской Федерации, другими краями, областями, автономной областью, автономными округами, органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и общественными объединениями, другими общественными формированиями, а также в отношениях с зарубежными государствами; подписывает с ними договоры; к) вправе вносить на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты актов, принятие которых находится в компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; л) распределяет обязанности между первым заместителем и заместителями главы краевой, областной администрации; м) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации для главы краевой, областной администрации; 2. Наряду с полномочиями, перечисленными в пункте 1 настоящей статьи, глава краевой, областной администрации может осуществлять и другие полномочия, закрепленные за ним настоящим Законом, другими законами Российской Федерации, а также уставом края, области. 3. Осуществление полномочий главы краевой, областной администрации, указанных в подпунктах "г", "д", "и" пункта 1 настоящей статьи может быть поручено первому заместителю, заместителю главы краевой, областной администрации в соответствии с распределением обязанностей между заместителями. Статья 49. Полномочия в области планирования, бюджета, финансов и учета Краевая, областная администрация 1) разрабатывает проекты и обеспечивает выполнение планов и программ социально-экономического развития края, области, краевого, областного бюджета; 2) получает на безвозмездной основе от предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории края, области, сведения, необходимые для анализа социально-экономического развития края, области, а также сведения о проектах их планов и мероприятий, которые могут иметь экологические, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения края, области; осуществляет обязательное для таких планов и мероприятий согласование с предприятиями, учреждениями, организациями; 3) разрабатывает предложения к планам и программам, принимаемым органами государственной власти и управления Российской Федерации и затрагивающим интересы края, области; 4) на основе данных районов и городов составляет балансы: финансовый, денежных доходов населения, трудовых ресурсов, земельный и другие, необходимые для управления краем, областью; 5) рассматривает предложения о размещении, развитии и специализации предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности, деятельность которых имеет краевое, областное или межтерриториальное значение, и принимает по ним мотивированные решения; решение об отказе принять указанное предложение может быть обжаловано заинтересованным предприятием, учреждением, организацией или собственником в краевой, областной Совет, Правительство Российской Федерации или в краевой, областной суд; 6) контролирует состояние учета и отчетности на предприятиях, в учреждениях и организациях находящихся в собственности края, области, оказывает содействие краевым, областным органам государственной статистики, предоставляет им и получает от них необходимые статистические данные; 7) проводит работу по формированию краевых, областных внебюджетных фондов и обеспечивает использование средств этих фондов в соответствии с их целевым назначением; 8) организует взимание налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и решениями краевого, областного Совета; 9) осуществляет по согласованию с предприятиями, учреждениями и организациями замену платежей, вносимых ими в краевой, областной бюджет, определенными видами продукции, материалами, а также выполнением работ или оказанием услуг; 10) объединяет на договорных началах средства на строительство и содержание имеющих краевое, областное значение производственных объектов, объектов социальной и производственной инфраструктуры, а также на проведение природоохранных мероприятий и другие цели. Статья 50. Полномочия по управлению собственностью края, области и взаимодействию с предприятиями, учреждениями и организациями различных форм собственности Краевая, областная администрация: 1) решает вопросы по созданию, приобретению, использованию и отчуждению объектов собственности края, области в соответствии с законами Российской Федерации и решениями краевого, областного Совета; 2) составляет и вручает предприятиям, учреждениям и организациям акты о включении их в состав собственности края, области; закрепляет в соответствии с решениями краевого, областного Совета на правах хозяйственного ведения (с установлением пределов такого ведения) объекты собственности края, области за предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в собственности края, области; передает фонду имущества края, области свидетельства о праве собственности на предприятия и организации, подлежащие коммерциализации или приватизации; 3) организует мероприятия по приватизации предприятий и иного имущества, находящегося в собственности края, области; 4) получает от органов государственного управления Российской Федерации централизованно распределяемые материально-технические ресурсы и распределяет их по назначению, в том числе между районами и городами (кроме городов районного подчинения); 5) содействует организации межтерриториального товарообмена, заключению предприятиями и организациями прямых договоров по осуществлению оптовой и розничной торговли и выполнению обязательств по этим договорам; не вправе вводить ограничения на ввоз и вывоз продукции и товаров за пределы края, области. Статья 51. Полномочия в области сельского хозяйства, использования земли и других природных ресурсов, охраны природы Краевая, областная администрация: 1) разрабатывает и выполняет краевые, областные программы по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями; 2) организует ведение земельного кадастра и мониторинга земель; 3) обеспечивает планирование использования земель; 4) предоставляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и установленным краевым, областным Советом порядком земельные участки под объекты, имеющие федеральное и межрегиональное значение, для строительства и расширения предприятий, находящихся в собственности края, области, а также земельные участки, предназначенные для ведения садоводства, огородничества и животноводства жителями городов (кроме городов районного подчинения); 5) обеспечивает контроль за использованием и охраной земель; 6) защищает права собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов; 7) разрешает земельные споры; 8) предоставляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке и в соответствии с решениями краевого, областного Совета горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых, находящихся в ведении края, области, а также лицензии на проведение этих работ, устанавливает квоты на добычу полезных ископаемых; взимает платежи за право пользования недрами в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, решает вопросы о замене этих платежей в полном размере или частично полезными ископаемыми, иной продукцией, производимой пользователями недр, или оказанием услуг; 9) руководит ветеринарной службой, устанавливает в необходимых случаях карантин и обеспечивает соблюдение карантинных и ветеринарно-санитарных правил; 10) обеспечивает проведение обязательных мероприятий по борьбе с вредителями, болезнями сельскохозяйственных растений и сорняками; принимает в необходимых случаях решения об установлении или снятии карантина в связи с болезнью растений, организует контроль за соблюдением техники безопасности при применении химических средств защиты растений а также правил, связанных с установлением карантина; 11) содействует осуществлению контроля за использованием и охраной вод, лесов, недр, атмосферного воздуха и животного мира на территории края, области, предоставляет полностью или частично водные объекты в соответствии с решениями краевого, областного Совета в обособленное пользование; участвует в планировании развития лесного хозяйства, использовании лесных ресурсов; обеспечивает проведение мероприятий по охране и защите лесов, осуществляет постоянный контроль за соблюдением установленных правил охоты и рыбной ловли; 12) организует разработку программ по охране природы, проведение мероприятий по охране экологической среды, рациональному использованию природных ресурсов, а также строительство и реконструкцию объектов охраны природы; содействует проведению комплексной независимой экологической экспертизы строящихся на территории края, области объектов, а также предприятий, загрязняющих почву, воздушный и водный бассейны. Статья 52. Полномочия в области строительства Краевая, областная администрация: 1) организует подготовку проектов и титульных списков по стройкам и объектам, находящимся в собственности края, области, и утверждает их, осуществляет контроль за соблюдением утвержденных проектов строительства, приостанавливает строительство, которое ведется с нарушением утвержденных проектов и планов застройки, назначает государственные приемочные комиссии и утверждает акты о принятии в эксплуатацию завершенных объектов; 2) выдает разрешения на строительство на землях краевого, областного фонда любых объектов, независимо от их принадлежности и формы собственности; 3) организует за счет средств края, области и на долевых началах строительство и ремонт объектов производственного, коммунально-бытового и социально-культурного назначения, имеющих краевое, областное и межтерриториальное значение; 4) организует на хозрасчетных договорных основах строительство промышленных объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения по заказам районов и городов; 5) привлекает на договорной основе предприятия, учреждения и организации всех форм собственности к участию в развитии мощностей строительной индустрии и промышленности строительных материалов. Статья 53. Полномочия в области транспорта, дорожного хозяйства и связи Краевая, областная администрация: 1) организует транспортное обслуживание населения на территории края, области, контролирует работу железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта, состояние транспортного обслуживания населения соответствующими транспортными предприятиями; 2) создает за счет средств края, области и при долевом участии районов, городов транспортные предприятия, в том числе аэропорты местного значения, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации различных форм собственности; 3) обеспечивает развитие на территории края, области сети автомобильных дорог общего пользования, а также их сохранность, оборудование техническими средствами регулирования дорожного движения и связи, создание условий для автосервиса и отдыха пассажиров; 4) организует за счет средств края, области и с привлечением на договорных началах предприятий и организаций содержание, строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных краевых, областных дорог, выполняет по договорам дорожные работы для районов и городов; 5) утверждает перечень дорог общего пользования на территории края, области, принимает участие в решении вопросов отнесения автомобильных дорог к краевым, областным дорогам; 6) организует за счет средств края, области и по договорам с районами и городами работы по развитию системы телефонной связи, радио- и телевещания. Статья 54. Полномочия в сфере коммунального и торгового обслуживания Краевая, областная администрация: 1) организует за счет средств края, области или на хозрасчетных договорных началах работы по развитию электрификации, газоснабжения, канализации, водоснабжения районов и городов, созданию предприятий по сбору и утилизации промышленных и бытовых отходов, оказывает техническое содействие и дает заключения по планам строительства газовых сетей и сооружений, принадлежащих районам, городам, крупным предприятиям и объединениям; 2) способствует развитию межтерриториальных торговых связей края, области, районов и городов, обеспечивает функционирование краевых, областных ярмарок, развитие оптовой и фирменной торговли, бирж, содействует заключению торговых соглашений по взаимному снабжению товарами народного потребления с другими краями, областями, а также с республиками в составе Российской Федерации и зарубежными партнерами. Статья 55. Полномочия в сфере социально- культурного обслуживания населения Краевая, областная администрация: 1) создает в соответствии с решениями Совета учреждения народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта, имеющие краевое, областное, межтерриториальное значение, используя для этого средства края, области, а также на договорных началах средства районов, городов, предприятий, учреждений и организаций; 2) разрабатывает с участием районов и городов программы развития народного образования, здравоохранения, культурной и спортивной работы на территории края, области с учетом рационально-культурных традиций населения, оказывает материально-финансовую, методическую и иную помощь учреждениям народного образования, здравоохранения, социального обеспечения культуры и физкультурно-спортивным учреждениям в районах и городах в целях обеспечения обслуживания населения в соответствии с установленными социальными нормативами; 3) осуществляют контроль за соблюдением установленных правил, нормативов и стандартов в работе учреждений культуры, физкультурно-спортивных и других учреждений, находящихся в ведении края и области; 4) оказывает финансовую помощь в развитии театрального, музыкального, изобразительного и иных видов искусств, народного творчества, а также в изучении родного языка малочисленными народами, проживающими на территории края, области; 5) контролирует санитарно-эпидемиологическое, радиационное состояние территории края, области, принимает меры по защите населения от инфекционных заболеваний; в случае угрозы возникновения и распространения эпидемий инфекционных заболеваний вводит в установленном порядке на территории края, области особые условия и режим труда, учебы, передвижения и перевозок, направленные на предупреждение распространения и ликвидацию этих эпидемий; 6) организует исполнение и контролирует соблюдение законодательства Российской Федерации о национально-культурных правах граждан и их праве пользования родным языком; 7) вносит на рассмотрение и утверждение краевого, областного Совета предложения об объявлении находящихся на территории края, области природных и иных объектов, имеющих историческую, экологическую, культурную или научную ценность, охраняемыми памятниками истории, природы и культуры; содействует контролю в сфере охраны и использования памятников истории и культуры. Статья 56. Полномочия в сфере социальной защиты населения Краевая, областная администрация: 1) разрабатывает при участии районных и городских органов местного самоуправления программы социальной защиты населения края, области и организует их исполнение создает на основе решения краевого, областного Совета за счет своих средств, добровольных взносов районов и городов, предприятий, учреждений, организаций и граждан краевой, областной фонд занятости населения и защиты об безработицы, другие краевые, областные фонды социальной защиты населения, руководит расходованием средств из этих фондов; 2) определяет дополнительно к перечню, установленному Правительством Российской Федерации, группу товаров народного потребления, цены на которые подлежат регулированию за счет средств края, области, формирует для этого соответствующие дотационные фонды и руководит расходованием средств из этих фондов; 3) разрабатывает программы повышения уровня занятости населения и организует их исполнение; организует общественные оплачиваемые работы краевого, областного значения, определяет условия привлечения к ним граждан, нуждающихся в трудоустройстве; 4) принимает меры к созданию дополнительных рабочих мест (в том числе для трудоустройства определенных краевым, областным Советом групп населения, испытывающих сложности в трудоустройстве) на предприятиях, находящихся в собственности края, области, и на договорной основе - на предприятиях, в учреждениях и организациях иных форм собственности; 5) вправе за счет средств края, области и привлеченных средств продлевать сроки выплаты пособий по безработице, устанавливать их размеры, условия и порядок выплаты; учреждать повышенные стипендии; 6) вправе выдавать лицензии негосударственным организациям на право оказания услуг в сфере занятости граждан; 7) оказывает материально-финансовую и методическую помощь по формированию районных и городских фондов социальной защиты; 8) создает краевую, областную службу занятости; 9) осуществляет выполнение планов организованного набора рабочих и переселения; 10) обеспечивает контроль за соблюдением правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственности края, области; 11) руководит работой краевых, областных учреждений и организаций социального обеспечения; осуществляет контроль за работой других учреждений и организаций социального обеспечения, расположенных на территории края, области; 12) организует работу по своевременному и правильному назначению и выплате пенсий и пособий, контролирует соблюдение законодательства Российской Федерации о предоставлении гражданам льгот и преимуществ; 13) организует работу по трудоустройству, материальному и бытовому обслуживанию инвалидов и пенсионеров; 14) руководит работой органов врачебно-трудовой экспертизы. Статья 57. Полномочия в сфере обеспечения законности, правопорядка и безопасности, охраны прав и свобод граждан Краевая, областная администрация: 1) организует выполнение законодательства Российской Федерации, решений краевого, областного Совета, осуществляет контроль за их соблюдением на территории края, области; 2) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации представления признании недействительными актов министерств и ведомств Российской Федерации; 3) обращается в суд с исками к органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям; 4) осуществляет в случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотий, пожаров, массовых нарушений общественного порядка предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, связанные со спасением жизни людей, защитой их здоровья и прав, охраной собственности, поддержанием порядка, а также с обеспечением деятельности предприятий, учреждений, организаций; организует проведение противопожарных мероприятий; 5) регистрирует общественные объединения граждан, создаваемые в действующие на территории края, области; 6) руководит подчиненными органами милиции, ГАИ, пожарной охраны; вправе дополнительно за счет средств края, области и долевого участия создавать специализированные формирования по охране общественного порядка в соответствии с законодательством Российской Федерации; наблюдает за работой исправительно-трудовых учреждений в крае, области; 7) руководит работой краевых, областных органов записи актов гражданского состояния юстиции, государственным архивом в соответствии с законодательством Российской Федерации; 8) организует прием населения; рассматривает жалобы, заявления и предложения граждан в пределах своей компетенции; 9) обеспечивает выполнение законодательства о всеобщей воинской обязанности всеми должностными лицами и гражданами, а также предприятиями, учреждениями и организациями; содействует призыву граждан на действительную военную службу, проведению учебных сборов и начальной военной подготовки, военно-патриотическому воспитанию населения; руководит мобилизационной подготовкой и гражданской обороной в крае, области; обеспечивает выполнение законодательства Российской Федерации о льготах и преимуществах, установленных для граждан в связи с их участием в военных действиях, службой в Вооруженных Силах, а также для членов их семей; 10) рассматривает ходатайства и вносит представления в соответствующие органы о награждении государственными наградами и присвоении почетных званий. РАЗДЕЛ IV. Гарантии законности в деятельности краевого, областного Совета и краевой, областной администрации, защиты их прав и обеспечения ответственности ГЛАВА 8 Гарантия законности в деятельности краевого, областного Совета и краевой, областной администрации Статья 58. Контроль Верховного Совета Российской Федерации за законностью деятельности краевого, областного Совета 1. Верховный Совет Российской Федерации вправе отменять решения краевого, областного Совета, противоречащие Конституции РСФСР, законам Российской Федерации, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, принятым в пределах его полномочий. Постановление Верховного Совета Российской Федерации об отмене решения краевого, областного Совета может быть обжаловано краевым, областным Советом в Конституционный суд Российской Федерации. Решения краевого, областного Совета, принятые в пределах его полномочий, не могут быть изменены или отменены вышестоящими органами государственной власти и управления Российской Федерации. 2. Верховный Совет Российской Федерации или по его поручению одна из палат Верховного Совета Российской Федерации либо Президиум Верховного Совета Российской Федерации разрешают споры краевого, областного Совета с другими краевыми, областными Советами, Верховными Советами республик в составе Российской Федерации по вопросам территориального характера, а также споры между краевым, областным Советом и районными, городскими Советами по вопросам административно-территориального устройства, компетенции, разграничения собственности и земельного фонда, а в необходимых случаях создают согласительные комиссии. Статья 59. Контроль Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации за законностью деятельности краевой, областной администрации Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации вправе отменять акты краевой, областной администрации, противоречащие Конституции РСФСР, законам Российской Федерации, а также актам, принимаемым Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в пределах их полномочий, информируя краевой, областной Совет об их отмене в течение семи дней. Статья 60. Судебный контроль за законностью деятельности краевого, областного Совета и краевой, областной администрации 1. Решения краевого, областного Совета и акты краевой, областной администрации могут быть обжалованы в судебном порядке гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, органами местного самоуправления, органами государственной власти и управления в краевой, областной суд. 2. Имущественные споры с участием краевого, областного Совета и краевой, областной администрации разрешаются Высшим арбитражным судом Российской Федерации, за исключением их имущественных споров с органами местного самоуправления, которые рассматриваются арбитражным судом края, области. Статья 61. Надзор прокуратуры за законностью деятельности краевого, областного Совета и краевой, областной администрации 1. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему краевые, областные прокуроры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РСФСР, законов Российской Федерации, актов, принимаемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, краевым, областным Советом и краевой, областной администрацией, их органами и должностными лицами. 2. Решения краевого, областного Совета и акты краевой, областной администрации, их органов и должностных лиц, противоречащие Конституции РСФСР, законам Российской Федерации, актам, принимаемым Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, подлежат опротестованию прокурорами. Протест прокурора приносится в краевой, областной Совет или главе краевой, областной администрации с уведомлением вышестоящих органов государственной власти и управления. 3. Если протест прокурора не рассмотрен в течение десяти дней или отклонен краевым, областным Советом главой краевой, областной администрации, то прокурор обязан обратиться в краевой, областной суд. Статья 62. Контроль краевого, областного Совета за законностью актов краевой, областной администрации Краевой, областной Совет вправе отменять акты краевой, областной администрации или обязать главу администрации отменить акты руководителей органов администрации, противоречащие Конституции РСФСР, законам Российской Федерации, актам, принимаемым Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, решениям краевого, областного Совета, принимаемым в пределах их полномочий. ГЛАВА 9 Гарантии защиты прав и обеспечения ответственности краевого, областного Совета и краевой, областной администрации Статья 63. Право краевого, областного Совета приостанавливать действие актов министерств и ведомств Российской Федерации на территории края, области Краевой, областной Совет вправе приостанавливать до рассмотрения судом или Правительством Российской Федерации действие актов министерств и ведомств Российской Федерации, противоречащих законодательству Российской Федерации. Представление краевого, областного Совета о необходимости отмены приостановленного акта направляется в Верховный суд Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации в течение десяти дней. Правительство Российской Федерации рассматривает представление краевого, областного Совета в течение двух недель. В случае подтверждения Правительством Российской Федерации правомочности приостановленного акта он вступает в силу и не может быть повторно приостановлен краевым, областным Советом. Решение Правительства Российской Федерации может быть обжаловано краевым, областным Советом в Верховный Суд Российской Федерации. Статья 64. Обязательность решений краевого, областного Совета и актов краевой, областной администрации 1. Решения краевого, областного Совета и акты краевой, областной администрации, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории края, области органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами. Органы местного самоуправления, их должностные лица, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и граждане несут ответственность , возмещают ущерб, причиненный их действием краю, области, интересам граждан. 2. Краевой, областной Совета и краевая, областная администрация вправе в установленном законом порядке вносить представления о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц за невыполнение ими решений краевого, областного Совета и актов краевой, областной администрации. Представление подписывается соответственно председателем краевого, областного Совета или главой краевой, областной администрации. Представление должно быть рассмотрено соответствующим органом не позднее 15 дней со дня его получения. 3. Невыполнение решений краевого, областного Совета и актов краевой, областной администрации, принятых в пределах их компетенции, если ответственность за соответствующие действия не установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях особо, а также неявка должностных лиц на сессию без уважительных причин или непредоставление запрашиваемой Советом или администрацией информации влечет административную ответственность должностных лиц и граждан в виде штрафа в размере от двукратной до двадцатикратной величины минимальной заработной платы, налагаемого в судебном порядке. Постановление народного судьи по соответствующим делам может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим судьей, а также независимо от наличия протеста прокурора председателем вышестоящего суда. Статья 65. Ответственность краевого, областного Совета и краевой, областной администрации за принятые ими решения и акты 1. Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация, а также их органы и должностные лица несут ответственность за принятые ими решения и акты. 2. Ущерб, причиненный предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям и гражданам в результате принятия противоречащих законам Российской Федерации решений краевого, областного Совета и актов краевой, областной администрации, их органов и должностных лиц, а также совершения ими неправомерных действий, возмещается в полном объеме на основании решения суда или арбитражного суда за счет собственных средств Совета, администрации и их органов. Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация, их органы, возместившие ущерб, причиненный их работниками или должностными лицами, имеют право предъявить регрессный иск этому лицу в размере выплаченной суммы, если иной размер не установлен законом Российской Федерации. Статья 66. Ограничения в занятии должностей и получении доходов для должностных лиц краевого, областного Совета и краевой, областной администрации 1. Должностные лица краевой, областной администрации: глава администрации и его заместители, руководители комитетов, управлений, отделов и других структурных подразделений и их заместители не могут быть народными депутатами. 2. Председатель краевого, областного Совета и его заместители, руководители структурных подразделений аппарата Совета, должностные лица краевой, областной администрации и служащие аппарата краевой, областной администрации не имеют права: а) состоять в руководящих органах зарегистрированных политических партий и движений, политических клубов и групп; б) состоять в правлениях или других органах управления предприятий, учреждений, организаций; в) получать любые доходы, в том числе единовременные или регулярные вознаграждения от предприятий, учреждений, организаций, находящихся в собственности края, области либо действующих на территории края, области или связанных с краевым, областным бюджетом получением из него средств для своей деятельности, налоговыми либо иными финансовыми льготами. Действие подпункта "в" настоящего пункта не распространяется на указанных лиц при получении ими авторского гонорара, вознаграждения за научно-педагогическую и лечебную деятельность в установленном порядке. 3. В отношении председателя краевого, областного Совета и его заместителей, должностных лиц краевой, областной администрации действуют нормы о недопустимости их участия в предпринимательской деятельности. 4. Нарушение указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи лицами норм, содержащихся в настоящей статье, если в нем отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния и административного правонарушения, влечет за собой дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения, а для председателя Совета, его заместителей, главы администрации, его заместителей, а также руководителей органов администрации, утверждаемых Советом, постановку на сессии Совета вопроса о выражении им недоверия. Статья 67. Досрочное прекращение полномочий краевого, областного Совета 1. Полномочия краевого, областного Совета в случае неоднократного нарушения им Конституции РСФСР, законов Российской Федерации могут быть прекращены досрочно Верховным Советом Российской Федерации на основании заключения Конституционного суда РСФСР. 2. Полномочия краевого, областного Совета могут быть прекращены досрочно в результате самороспуска Совета, решение о котором принимается большинством в две трети голосов от числа депутатов, установленного для данного Совета. Статья 68. Досрочное прекращение полномочий главы краевой, областной администрации 1. Полномочия главы краевой, областной администрации прекращаются досрочно в случаях: а) отзыва его избирателями; б) освобождения его от должности Президентом Российской Федерации за нарушение Конституции РСФСР и законов Российской Федерации, актов, принимаемых Президентом Российской Федерации, на основании заключения Конституционного суда РСФСР; в) утраты им гражданства Российской Федерации; г) выезда на постоянное местожительство за пределы края, области; д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении главы администрации; е) личного заявления о сложении полномочий. 2. Решение о досрочном прекращении полномочий главы краевой, областной администрации в случаях, указанных в подпунктах "в", "г", "д", "е" пункта 1 настоящей статьи, принимает краевой, областной Совет. Президент Российской Советской Федеративной Социалистической Республики Б. Ельцин 5 марта 1992 г. N 2449-1 |