О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СВОБОДНЫХ (РЫНОЧНЫХ) ЦЕН И ТАРИФОВ НА ПРОДУКЦИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И УСЛУГИ ПОЛОЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ РСФСР 23 декабря 1991 г. N Р-339 (Д) I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение распространяется на предприятия, объеди- нения, организации, отдельные юридические лица (независимо от форм собственности) изготавливающие и реализующие продукцию (услуги) произ- водственно-технического назначения и товары народного потребления на территории РСФСР. 1.2. Положение предусматривает порядок образования и применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-техни- ческого назначения, товары народного потребления и услуги, кроме тех, на которые согласно действующему законодательству сохраняется госу- дарственное регулирование цен (тарифов). II. Порядок образования свободных (рыночных) оптовых цен (тарифов) на продукцию (услуги) производственно-технического назначения и отпускных цен на товары народного потребления 2.1. Свободные оптовые цены (тарифы) на продукцию (услуги) произ- водственно-технического назначения устанавливаются изготовителями по согласованию на равноправной основе с потребителями продукции (услуг) и применяются с учетом налога на добавленную стоимость при расчетах изготовителей со всеми потребителями (кроме населения), в том числе с посредниками (включая снабженческо-сбытовые, торгово-закупочные предп- риятия и организации и др.). 2.2. Свободные (отпускные) цены на товары народного потребления устанавливаются (с учетом налога на добавленную стоимость) изготовите- лями товаров по согласованию (на равноправной основе) с розничными торговыми и другими предприятиями, реализующими товары населению, вне- рыночными потребителями, а также с посредниками (включая торгово-заку- почные, снабженческо-сбытовые предприятия и организации и др.). 2.3. Свободные оптовые цены (тарифы) и свободные отпускные цены определяются исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и пред- ложения), качества и потребительских свойств продукции (услуг) и това- ров на условиях франко-станция (порт, пристань) отправления, а при од- ногороднем отпуске - франко-склад предприятия-поставщика. По догово- ренности сторон могут быть приняты другие условия поставки товаров, продукции (услуг). 2.4. В свободных оптовых ценах (тарифах) на продукцию (услуги) производственно-технического назначения и свободных отпускных ценах на товары народного потребления учитываются себестоимость и налог на до- бавленную стоимость. По товарам народного потребления, облагаемым ак- цизами, в свободные отпускные цены включаются также суммы акцизов по установленным ставкам. Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров и услуг по сво- бодным оптовым (отпускным) ценам определяется как разница между выруч- кой от реализации (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами, включаемыми в себестоимость продукции, товаров и услуг. Все ранее установленные предельные нормативы рентабельности отменяются. В расчетных документах на реализуемые продукцию, товары и услуги сумма налога на добавленную стоимость указывается отдельной строкой. 2.5. При возникновении разногласий по уровню свободных оптовых цен (тарифов), предлагаемых изготовителем, на продукцию производствен- но-технического назначения (услуги) по номенклатуре межгосударственных (межреспубликанских) поставок, производство которой ниже уровня пот- ребности в ней в целом по РСФСР, и при этом у потребителя отсутствует возможность в выборе другого поставщика такой продукции, окончательное решение принимает Министерство экономики и финансов РСФСР или другой орган, на который возложены функции установления и регулирования цен (тарифов). В этих случаях изготовителем представляются необходимые расчетные материалы, обосновывающие уровень цен. 2.6. Цены на продукцию и товары, поставляемые через посредников (торгово-закупочные, снабженческо-сбытовые организации и предприятия и др.), определяются исходя из свободных оптовых (отпускных) цен и снаб- женческо-сбытовой надбавки, уровень которой определяется по согласова- нию сторон (между посредником и потребителем, в том числе торгующими организациями). В снабженческо-сбытовой надбавке учитываются комиссионные сборы за посреднические услуги, транспортные, другие расходы посредника и налог на добавленную стоимость. Предельный размер снабженческо-сбытовых наценок на продукцию и товары, реализуемые через посредников (кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), не должен превышать 25% (с налогом на добавленную стоимость) к свободной отпускной (оптовой) цене независимо от количества посредников. Правительства республик в составе РСФСР органы исполнительной власти краев и областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут регулировать предельную величину снабжен- ческо-сбытовой надбавки к свободной оптовой (отпускной) цене изготови- теля. 2.7. Свободные оптовые (отпускные) цены на импортную продукцию (товары) устанавливаются предприятиями и организациями закупающими продукцию (товары) у иностранных поставщиков, исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения), качества потребительских свойств продукции (товаров). В этих ценах должны учитываться импортная стоимость (фактурная стоимость, указанная в счете поставщика, пересчи- танная в рубли по курсу Центрального банка РСФСР на день платежа, с добавлением всех расходов по закупке и доставке продукции (товаров) до границы), а также налог на импорт в размере установленных ставок, та- моженная пошлина и вознаграждение внешнеэкономическим или другим орга- низациям, осуществляющим закупки продукции (товаров). 2.8. Свободные оптовые цены на вторичные ресурсы формируются на основе спроса и предложения, при этом цены на вторичные ресурсы не мо- гут быть выше цен первичного сырья у потребителя с учетом сопоставимых затрат на их переработку. Свободные цены на некондиционную продукцию не могут быть выше цен кондиционной продукции конкретного поставщика. 2.9. При производстве различных исполнений (модификаций) однород- ной продукции в целях стимулирования повышения ее качества свободные оптовые цены могут дифференцироваться изготовителем с учетом потреби- тельских свойств исходя из свободной цены базового вида и доплат (ски- док) за качество конкретного исполнения продукции. III. Порядок образования свободных (рыночных) розничных цен на отечественные и импортные товары народного потребления и услуги 3.1. Свободные (рыночные) розничные цены на отечественные товары народного потребления формируются исходя из свободной отпускной цены с налогом на добавленную стоимость и торговой надбавки. При реализации населению продукции производственно-технического назначения свободные (рыночные) розничные цены формируются исходя из свободных оптовых цен с налогом на добавленную стоимость и торговых надбавок. Свободные (рыночные) розничные цены на импортные товары народного потребления формируются исходя из свободной отпускной цены и торговой надбавки. 3.2. Свободная розничная цена определяется розничными торговыми или другими предприятиями, организациями и отдельными юридическими ли- цами (независимо от форм собственности), осуществляющими продажу таких товаров населению, в соответствии с пунктом 3.1. При поставке продавцу товаров или продукция через посредников свободная розничная цена формируется из цены закупки, определяемой в соответствии с п.2.6. настоящего Положения, и торговой надбавки. 3.3. Торговая надбавка определяется продавцом исходя из конъюнк- туры рынка (сложившегося спроса и предложения). В торговую надбавку включаются издержки обращения, в том числе транспортные и другие расходы продавца, оптовых и розничных торговых организаций и предприя- тий, а также налог на добавленную стоимость. Прибыль (убыток) от реализации товаров по свободным розничным це- нам определяется как разница между свободной розничной ценой и отпуск- ной ценой с учетом всех затрат продавца и уплаченного налога на добав- ленную стоимость. Правительства республик в составе РСФСР, органы исполнительной власти краев и областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, устанавливают и регулируют предельные размеры торго- вых надбавок к свободным отпускным (оптовым) ценам на товары народного потребления и продукцию производственно-технического назначения, реа- лизуемые населению в регионах, с учетом затрат на транспортировку и реализацию. Впредь до установления указанными органами предельных размеров применяемых продавцом торговые надбавки не могут превышать 25% (с на- логом на добавленную стоимость), а в районах Крайнего Севера и прирав- ненных к ним отдаленных и горных районах 45% (с налогом на добавленную стоимость) к свободным отпускным (оптовым) ценам (к ценам закупки). При этом по мясу, мясопродуктам и маслу животному, а также ювелирным изделиям рекомендуется применять торговую надбавку в размере 15% (с налогом на добавленную стоимость), а в районах Крайнего Севера и при- равненных к ним отдаленных и горных районах 30% (с налогом на добав- ленную стоимость) к свободным отпускным (оптовым) ценам (к ценам за- купки). 3.4. При реализации торговыми оптовыми предприятиями отечествен- ных и импортных товаров народного потребления розничным торговым предприятиям расчеты за отпускаемые товары производятся по свободным отпускным ценам с учетом налога на добавленную стоимость, кроме им- портных, с добавлением к ним оптовой надбавки, определяемой оптовыми торговыми предприятиями по согласованию с розничными торговыми и дру- гими предприятиями, реализующими товары населению. При этом оптовая надбавка включается в торговую надбавку согласно п.3.3. 3.5. Поставка отечественных и импортных товаров, подлежащих про- даже по свободным розничным ценам, предприятиям для дальнейшей перера- ботки, внерыночным потребителям, а также предприятия бытового обслужи- вания населения осуществляется по свободным отпускным ценам, увеличен- ным на налог на добавленную стоимость (кроме импортных товаров). Реализация товаров населению производится по свободным розничным ценам, включающим налог на добавленную стоимость, которые формируются согласно п.3.1. 3.6. Стоимость материалов и запасных частей, получаемых предприя- тиями бытового обслуживания населения по свободным отпускным ценам (с учетом налога на добавленную стоимость), оплачивается заказчиками при выполнении заказов на изготовление и ремонт изделий по этим ценам с добавлением торговой надбавки, определяемой в соответствии с п.3.3. настоящего Положения. В таком же порядке определяются свободные розничные цены на изде- лия, реализуемые предприятиями бытового обслуживания населения в ка- честве сопутствующих оказываемым услугам, а также на продукцию и това- ры, реализуемые населению непосредственно предприятиями-изготовителями (с расчетами через кассу предприятия). 3.7. В предприятиях общественного питания наценки применяются к свободным розничным ценам, сформированным в таком же порядке, как и в розничных торговых предприятиях (п.3.1.). Уровень наценок (с учетом налога на добавленную стоимость) на продукцию предприятий общественного питания (школьных, студенческих, рабочих столовых и др.) в случае необходимости регулируются местными органами исполнительной власти в соответствии с действующим порядком. 3.8. Свободные (рыночные) тарифы на услуги для населения формиру- ются предприятиями и организациями, предоставляющими эти услуги, исхо- дя из конъюнктуры рынка (спроса и предложения), сложившейся в данном регионе, качества и потребительских свойств предоставляемых услуг. IV. Оформление документов 4.1. Свободные отпускные и оптовые цены (тарифы) фиксируются в протоколе согласования, который подписывается руководителями (владель- цами) предприятия-изготовителя и предприятия-потребителя. Рекомендуе- мые формы протоколов согласования приведены в приложениях NN 1 и 2. Возможно фиксирование указанных цен в договорах на поставку продукции (товаров). Договора с отдельными юридическими лицами (изготовителями или потребителями) могут оформляться по произвольной форме. 4.2. Свободные розничные цены, рассчитанные в установленном по- рядке, оформляются и учитываются продавцом в реестре по форме согласно приложению N 3, либо по другой произвольной форме. 4.3. Обозначение свободных розничных цен на ярлыках товаров или ценниках, выставляемых в магазинах, осуществляется розничными торговы- ми предприятиями в порядке, установленном для обозначения госу- дарственных розничных цен на соответствующие товары. 4.4. Обозначение свободных розничных цен непосредственно на изде- лиях, товарных и упаковочных ярлыках, этикетках, в технических паспор- тах (по товарам культурно-бытового и хозяйственного назначения, вы- пускаемым с техническими паспортами), а также на контрольных лентах для предприятий-изготовителей является необязательным. 4.5. Округление свободных цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги является необязательным. 4.6. Товарам отечественного производства, реализуемым по свобод- ным ценам, предприятия присваивают артикулы, состоящие из буквы "С" и порядкового номера товара (начинается ежегодно с единицы) или номера модели, образца, других обозначений по согласованию изготовителей и потребителей товаров. 4.7. Все предприятия торговли, общественного питания, снабжен- ческо-сбытовые, торгово-закупочные организации (независимо от форм собственности) регистрируют и представляют в установленном порядке ор- ганам Государственной налоговой службы РСФСР данные о размерах приме- няемых ими торговых надбавок, снабженческо-сбытовых наценок и ко- миссионных сборов. 4.8. Свободные отпускные (оптовые) цены на товары народного пот- ребления (продукцию производственно-технического назначения) указыва- ются поставщиками в товарно-платежных документах (товарно-транспортных накладных, счетах фактурах, платежных требованиях и др.). При поставке товаров народного потребления и продукции произ- водственно-технического назначения через посредников в товарно-платеж- ных документах в обязательном порядке указывается свободная оптовая (отпускная) цена предприятия-изготовителя продукции (товара). V. Изменение свободных (рыночных) цен и тарифов 5.1. Свободные отпускные и оптовые цены (тарифы) на товары народ- ного потребления и продукцию производственно-технического назначения (услуги) могут быть изменены по согласованию между изготовителем (поставщиком) и потребителем в зависимости от повышения (снижения) цен на сырье, материалы, других факторов, повлиявших на изменение затрат на производство и реализацию товаров, продукции и услуг. Порядок изменения цены может устанавливаться в договоре на поставку товара. 5.2. В случае изменения спроса и предложения на товары народного потребления свободные розничные цены могут изменяться продавцом в за- висимости от конъюнктуры рынка в данном регионе. При этом снижение свободных розничных цен производится за счет продавца. Новые свободные розничные цены заносятся продавцом в реестр, в котором регистрировались ранее действовавшие цены на эти товары. ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к Временному приложению о порядке применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги Руководитель ____________ Руководитель ______________ _________________________ ___________________________ _________________________ ___________________________ Предприятие (объединение) Предприятие (объединение) Потребитель (заказчик) Изготовитель (поставщик) Подпись _________________ Подпись ___________________ (фамилия) (фамилия) "___"____________ 19___г. "___"______________ 19___г. М.П. М.П. ПРОТОКОЛ согласования свободной оптовой цены (тарифа) на продукцию (услуги) производственно-технического назначения ____________________________________________________________ наименование предприятия-изготовителя и __________________________________________________________ наименование предприятия-потребителя на поставку (оказание услуг) _______________________________ ____________________________________________________________ наименование продукции (услуг) ___________________________________________________________________ NN Наимено- Краткая Техничес- Еди- Свободная Снаб- пп вание техничес- кая доку- ница оптовая женческо- продукции кая хара- ментация, изме- цена (та сбытовая (услуг), ктеристи- кем, ког- рения риф) руб., надбавка марка, ка да утвер- и коп. посредника тип и т.п. ждена с НДС* ___________________________________________________________________ 1 2 3 4 5 6 7 ___________________________________________________________________ Графа 7 заполняется при приобретении продукции производственно-технического назначения через посредников. _______________ НДС* - налог на добавленную стоимость. ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к Временному приложению о порядке применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги ПРОТОКОЛ N согласования свободных отпускных цен на товары народного потребления, подлежащие продаже по свободным розничным ценам, между _____________ (изготовитель) и ________________ на поставку ________________ (продавец) _______________________________________________ (наименование групп товаров) ___________________________________________________________________ NN Наименование Артикул, Объем Свободная Снабжен- Оптовая пп и краткая марка, партии отпускная ческо- надбавка характерис- тип, цена за сбытовая оптовых тика товара сорт единицу надбавка органи- продукции посредника заций с НДС* ___________________________________________________________________ 1 2 3 4 5 6 7 ___________________________________________________________________ Изготовитель (поставщик) Продавец МП подпись МП подпись дата дата Графы 6 и 7 заполняются при приобретении товаров народного пот- ребления через посредников или оптовые торговые организации. ______________ НДС* - налог на добавленную стоимость. ПРИЛОЖЕНИЕ N 3 к Временному приложению о порядке применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги _________________________________________ Наименование предприятия (продавца), регистрирующего свободные розничные цены от "___"______________ 19___г. РЕЕСТР свободных розничных цен на ________________ наименование товара ___________________________________________________________________ NN Наимено- Ар- Объ- Согласо- Снабжен- Оптовая Размер Свободная пп вание ти- ем ванная ческо- надбавка торго- розничная и крат- кул пар- свобод- сбытовая оптовых вой цена (руб кая ха- мар- тии ная от- надбавка торговых надбав коп.) за ракте- ка, пускная посред- органи- ки единицу ристика тип цена ника заций (сумма продукции товара (руб. или коп.) процент) ___________________________________________________________________ Руководитель (владелец) предприятия-продавца подпись дата ________________ Свободная отпускная цена, надбавки и свободная розничная цена указыва- ются с учетом налога на добавленную стоимость. |